10 заповедей и смертные грехи. Что такое грех? Праздность – что это за грех

Семь смертных грехов vs. десять заповедей

10 заповедей и смертные грехи. Что такое грех? Праздность - что это за грех

Дек
13

Ptah

Предупреждение и отказ от ответственности

Что ни говори, а тема религии всегда была мне интересна, во многом благодаря тому, что при всей рациональности моего мышления я продолжаю верить в чудеса и потусторонние силы, паранормальные явления и прочие экстраординарные явления.

Кроме того, будучи в душе философом, мне интересно докапываться до истинной причины человеческих поступков и пытаться понять, отчего человечество, которое находится на довольно высокой ступени эволюции, по-прежнему мыслит средневековыми штампами во всем, что касается религии?

Давным давно, более десяти тысяч лет назад появился свод правил, который известен наверное каждому и по сей день – это десять заповедей Моисея.

Считается, что эти правила были дарованы сыновьям Израиля богом, чтобы не сбились они с пути истинного и были праведны.

Строгое соблюдение всех десяти заповедей делало человека праведником и он мог с полной уверенностью рассчитывать на райские кущи после своей смерти, что не могло не радовать людей, более 40 лет скитавшихся по пустыне.
Для тех, кто запамятовал повторим:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Если проще “Только я твой бог, понял? Никаких там Зевсов, Нептунов и Афродит даже упоминать не смей!”

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Читай “Никому и ни чему не сметь поклоняться! Мне – можно”

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

“Не дай бог тебе матернуться или клятву дать побожившись”

4.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

“Я когда работал, землю творил, за шесть дней так устал, что седьмой пришлось отдыхать. Так и ты поступать должен. А что бы не бездельничал, потрать-ка этот день на поклонение мне. Тебе все равно, а мне приятно”

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

“Почитай отца, мать твою, понял?”

6. Не убивай.

“Я так устаю вас создавать, но вы, блин, уничтожаете друг друга быстрее, чем я успеваю вас восстанавливать, что за дела?”

7. Не прелюбодействуй.

“Одному мальчику – одна девочка, чтоб остальным не обидно было”

8. Не кради.

“Закон сохранения энергии – одно из величайших моих творений. Поэтому не занимайтесь ерундой. Возьмешь в одном месте – из другого убудет.”

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

“Короче – не врать”

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

“Чужую кибитку не трожь, сделай свою и живи”

Все казалось бы просто, но при внимательно взгляде на заповеди эти, создается стойкое впечатление, что только первые пять написал господь, ибо трудно предположить нафига ему, самому богу, понадобились заповеди с 6-ой по 10-ю? Ему-то какая выгода?

В выполнении этих последних шести заповедей четко просматривается система государственного права. Ведь поддерживать государство в порядке можно только следуя этим правилам.
Сдается мне, что не донес Моисей все заповеди, либо сделал из пяти – десять.

Чем больше времени проходило со знаменательного момента передачи скрижалей, тем сложнее становилось понимание этих заповедей человечеством.

Например, в иудейской трактовке десяти заповедей встречаются такие перлы:

Не убей. В оригинале: «לֹא תִרְצָח». Использованный глагол «רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ.

murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill).

(Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах)

Каждое религиозное течение и ответвления христианства трактовали эти заповеди так, как им вздумается. То есть фактически находили возможности эти заповеди обходить.
Это подтверждается огромным количеством войн, прошедших с тех времен и продолжающихся по сей день во имя Божье…

Ситуацию еще больше запутал некий Эвагрий Понтийский, монах и затворник, который жил в 350-х годах нашей эры и очень любил писать книги.
Именно он выделил восемь основных грехов человеческих:

Gula (обжорство)Fornicatio (блуд, похоть)Avaritia (алчность)Tristitia (отчаяние)Ira (гнев)Acedia (уныние)Vanagloria (тщеславие)

Superbia (гордыня)

Чуть позже, спустя 200 лет, римский Папа по имени Григорий, немного изменил этот список, объединив гордыню и тщеславие, отчаяние и уныние и добавив зависть.

В итоге получилось семь официальных смертных грехов, которые и сейчас официально признаны католической церковью.

Список такой, что невозможно не запутаться в хитросплетениях богословской юриспруденции…

Нетрудно не заметить, что из списка начисто пропали такие грехи, как богохульство, почитание субботы, отца и матери, убийство(!!!), кража и ложь.

Что касается остальных, то можно проследить некоторую связь:

1. Гордыня – она же “центропупизм”, она же завышенное ЧСВ, она же комплекс превосходства. Здесь, как мне кажется, идет ссылка на первую заповедь, так как для человека гордого и тщеславного нет никакого бога, кроме него самого.

2. Алчность – золото, деньги и богатство – новые кумиры (смотри вторую заповедь) для жадного человека, достаточно вспомнить пресловутого золотого тельца, которому поклонялись иудеи в пустыне…

3. Похоть, блуд – прямая связь с седьмой заповедью.

4. Зависть – десятая заповедь говорит о том же самом.

На этом сходства между этими двумя сводами правил заканчиваются и начинаются новые грехи, о которых не упоминалось ранее.

5.

Гнев – как часто мы слышали такое странное словосочетание, как “праведный гнев”? Что это как не очередной оксюморон русского языка? Как может один из семи смертных грехов(то есть грехов за которые нет прощения, которые ведут к гибели души) быть “праведным”? Что самое ужасное, так это то, что не существует ни одного человека, которого бы этот грех обошел стороной. То есть мы все обречены?

6. Уныние – один из самых, на мой взгляд, вредных грехов для человека. Уныние – это враг развития и неустранимое препятствие для счастья. Но об этом я еще как-нибудь напишу подробнее.

Следует отметить, что в большинстве современных источников “уныние”(т.е. Acedia(лат.)) переводится как “Праздность” или иначе “лень” – это не соответствует действительности. Изначально под этим понятием подразумевалось именно отчаяние, т.е.

когда опускаются руки от отсутствия веры в господа. Так что ленитесь на здоровье

7. Обжорство – нетрудно понять, откуда растут ноги у этого странного греха. Монах-отшельник, вынужденный питаться одними кореньями и изредка ягодами, просто не мог не мучиться от страсти чего-нибудь поесть.

А когда получалось раздобыть что-нибудь питательное, то довольно сложно удержаться от того, чтобы не объесться. Мера нужна во всем и в этом самая большая польза от такого ограничения. Другое дело, что это слишком физиологический и приземленный фактор, в котором чувствуется излишняя приземленность.

Он больше похож на медицинские рекомендации, чем на описание греха, за который следует смерть души…

На этом хочу закончить мое исследование тех ограничений, которые диктует нам христианская религия. И хотя это не все ограничения, существует еще огромное количество правил и требований, которые должен соблюдать любой благочестивый человек, один список постов(в смысле ограничений приема пищи) чего стоит, но это уже тема для отдельного разговора.

Как видите, при более пристальном сравнении список запретов слишком приземлен и противоречив, чтобы быть творением божьим.

На мой взгляд, единственную и достаточную заповедь для человечества озвучил Иисус Христос в Новом Завете: “Возлюби ближнего как самого себя”(Мф.

22,39), то есть простыми словами: “Поступай с другими людьми так же, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой”.
Придерживайся люди одного этого правила и на земле наступил бы мир и покой.

(с)Ptah

Буду вам очень признателен, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях:

Источник: http://ptah-blog.com/?p=6650

Смертные грехи в православии. Список

10 заповедей и смертные грехи. Что такое грех? Праздность - что это за грех

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Смертные грехи в православии

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.

А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Смертные грехи в православии. Список.

  1. Гнев, злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похоть, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень, праздность, уныние.

    Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.

  4. Гордыня, тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
  5. Зависть, ревность.

    В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.

  6. Чревоугодие, обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
  7. Сребролюбие, алчность, жадность, скупость.

    Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили.

Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству.

Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Кто такая Мария Магдалина в православии

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/smertnye-grexi-v-pravoslavii-spisok/

Дельфис

10 заповедей и смертные грехи. Что такое грех? Праздность - что это за грех

Как-то раз случилось мне увидеть ТВ-рекламу фильма «Семь»1  и потом урывками его посмотреть, чтобы задуматься над понятием семи смертных грехов человека: гордыни, зависти, чревоугодия, блуда (похоти), гнева (злобы), алчности (жадности) и уныния (праздности).

Их противоположности в виде семи добродетелей (любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость и трезвение), конечно, существуют, но они не так явно подчёркивают вневременные опасности моральной системы, предельно строго оценивающей самые высокие и самые низкие человеческие качества и страсти.

Цифра «семь» в концепции смертных грехов не постоянна, это понятие существует во всех мировых религиях.

В христианстве (католичестве) смертных грехов, действительно, семь и названия их соответствуют перечисленным выше, однако цифра эта никогда не была стабильной.

В православии их восемь и названия слегка отличаются: тщеславие, гордыня, чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль и уныние.

В XXI веке число смертных грехов в католичестве изменилось в сторону увеличения. Папа Бенедикт XVI добавил к ним аборты, педофилию, загрязнение окружающей среды, наркоторговлю и манипуляции с человеческими генами, в результате чего в католичестве смертных грехов стало двенадцать.

В исламе грехи делятся на большие и малые. Восемь смертных (больших) грехов – это идолопоклонничество и многобожие, клевета, убийство верующих, бегство с поля боя, посягательство на имущество сироты, совершение недозволенных действий на священной территории, оставление надежды на прощение и искупление грехов, прелюбодеяние. Малых грехов гораздо больше, и они не столь тяжелы, как большие.

Перечисляя количество смертных грехов, исследователи обычно называют цифры 7, 8, 12, 150 и даже 700.

Однако есть и ещё одна цифра, которую многие люди часто ошибочно упоминают, – это 10, но она относится исключительно к Десяти заповедям Моисея: верь в единственного Бога, не создавай себе кумиров, не произноси имени Бога понапрасну, помни о выходном дне, почитай своих родителей, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги, не завидуй.

Отдельные постулаты в смертных грехах и в Десяти заповедях, действительно, схожи: к примеру, зависть и запрет на зависть, похоть и запрет на прелюбодеяние.

Но Десять заповедей выглядят как утвердительные или отрицательные пожелания, которые можно назвать в то же время и просьбами, в них имеется прямое указание на религию того народа, к которому они обращены.

В смертных грехах христианского происхождения религиозный оттенок полностью отсутствует, все они могут относиться и к людям иной веры, и к атеистам.

Десять заповедей не угрожают людям гибелью их душ, они являются, в сущности, правилами поведения в семье и обществе, а также своеобразным моральным кодексом. Человек же, совершивший какой-либо смертный грех, может остаться законопослушным и уважаемым членом общества, но душу свою он всё равно уже погубил.

Понятие греха неразрывно связано с культурой того или иного народа, из неё же проистекает и его мораль.

Вот, например, какие запреты содержались в одном из китайских кодексов поведения более трех тысяч лет назад: весело отплясывать с утра до утра во дворцах, распевать сладкие песни в чужих спальных покоях, злоупотреблять колдовством в достижении развратных целей, целью своей жизни ставить наложение рук на чужое богатство и на женскую красоту, проводить жизнь в похабстве и охоте, развращать нравы в смаковании разврата во время бесед, оскорблять в болтовне речения великих мудрецов, лгать во время бесед и выступлений, устранять себя и присных с пути добродетели, вести себя, взявши за пример разгульную молодёжь.

К данному списку прилагались два уточнения, абсолютно закономерные для Древнего Китая: если эти запреты нарушает муж, гибнет семья; если их нарушает государство, гибнет страна.

Истово верующие люди всегда придерживались правил, диктуемых им их религией, – таким образом они хотели спасти свои души.

К сожалению, сегодня в обществе к основам религии и морали относятся менее серьёзно, чем тысячу и даже сто лет назад, но пункты Десяти заповедей и многие человеческие качества, упоминаемые в перечне смертных грехов, до сих пор вызывают полное согласие с их необычайной важностью для благополучного существования человека.

Те, кто изучает описанную проблему, в большинстве своём сходятся в одном: во всех смертных грехах, ведущих к погибели человеческой души, «виноваты» три основные страсти: себялюбие, сластолюбие и сребролюбие.

Рассмотрим общеизвестный вариант семи смертных грехов с точки зрения человеческой психики.

Гордыня. «Я лучше всех, я умнее всех, я делаю всё лучше других или мой род выше других. Это должно быть всем и так понятно, я не унижусь до объяснений». К гордыне человека приводит желание быть признанным лучше и выше остальных. Проблема именно в моменте признания, так как само желание быть лучше других не является смертным грехом. А вот желание или даже требование быть признанным – да!

Почему слово алчность более точно выражает содержание следующего греха, чем слово сребролюбие? Потому что желание иметь всё

более грешно, чем желание иметь только как можно больше денег и изделий из драгоценных металлов.

Блуд или похоть отличаются лишь состоянием овеществления, но похоть – это блуд в мыслях, и она ещё сильнее самого блуда, простого желания потешить свою плоть.

Зависть – желание иметь то, что есть у другого или желание уметь делать то, что умеет другой, – в сущности, находится на противоположной от гордыни стороне. И зачем это иметь или уметь? Затем, чтобы было, чем гордиться. Подобное желание ставит зависть в один ряд с гордыней.

Чревоугодие, как правило, представляет собой особого рода заболевание, когда человек не может себя ограничить в еде.

Вспомним, для примера, Лукулловы пиры: совершенно здоровые люди ради «имиджа» избавлялись от съеденного с целью освободить место в желудке для следующей порции.

На тех пирах это было насилие над собой, а чревоугодие таковым насилием не является. Чревоугодник просто желает бесконечно набивать свой желудок едой.

Гнев, неудержимая ярость, истерики, психозы и другие мощные нервные выплески могут привести к беде и ужасным последствиям, если человек не умеет или, что гораздо хуже, не хочет владеть собой.

Уныние способно привести к праздности, которая является наиболее сильным проявлением лени. Нежелание что-нибудь делать или желание ничего не делать, но при этом вполне благополучно существовать за счёт других людей, – ещё больший смертный грех, чем пребывание в унынии.

Если внимательно перечитать характеристики семи грехов, то можно увидеть, что в описаниях почти каждого из них попадается слово «желать»: желание быть признанным, желание иметь как можно больше всего, желание потешить свою плоть, желание быть не хуже другого, желание без конца набивать едой свой желудок, желание ничего не делать. Только гнев стоит особняком. Желание вопить, бить, крушить, убивать и так далее – всё это, хотя и выглядит похоже, к гневу не относится. Такие желания могут возникнуть без всякого гнева, как, например, простое желание похулиганить. Гнев, скорее, схож с состоянием аффекта, когда человек не владеет собой. Потом, немного остыв, он может захотеть всяких ужасов, но это будут уже последствия гнева. Сам же гнев относится к простым эмоциям, к таким, как желание. Смертный грех в данном случае может заключаться только в том, что человек должен уметь владеть собой, своими эмоциями и не допускать в себе их вспышек. Делать это требуется осознанно, не прибегая ни к каким медикаментам, насильно останавливая себя разумом. Наркотики же и им подобные искусственные изменения состояний человека с глубокой древности использовались для возникновения либо отрешённого спокойствия, либо дикого, практически бессознательного, воодушевления (к примеру, для оргий).

Стремление людей облегчить своё существование в любом случае ни к чему хорошему не ведёт, только к греху, потому что люди перестают трудиться над собой, перестают самосовершенствоваться.

К такому же результату приводят и различные допинги. Они искусственно добавляют человеку энергию для восприятия окружающего мира.

Именно из-за допингов может возникнуть немотивированный гнев, когда человек бывает уже не способен контролировать сам себя.

Что самое страшное и нежелательное, – в состоянии гнева эмоции человека вполне способны превратить его в «зверя», переводя его за границы дозволенных мерок. Чтобы этого не произошло, необходимо укротить свой гнев и остаться человеком.

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в нашем интернет-магазине

Источник: http://www.delphis.ru/journal/article/sem-smertnykh-grekhov-i-odna-emotsiya

4. Праздность, уныние, леность, отчаяние

10 заповедей и смертные грехи. Что такое грех? Праздность - что это за грех

«Праздность, или удаление от трудов, – пишет святитель Тихон, – есть сама собою грех, ибо противна есть заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего ясти хлеб наш (Быт. 3, 19). Следственно, в праздности живущие и чужими трудами питающиеся дотоле грешить не перестанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя» (3, 172; 27, 759).

Праздность греховна не только сама по себе, но и «многих зол причиной бывает», ибо «к праздному сердцу, не иначе как к дому праздному, пометенному и украшенному, удобно приступает враг диавол.

Отсюда пьянство, блудные дела, злые беседы, осуждения, насмеяния, злословия, хуления, картежные игры, обманы, ссоры, драки, излишняя роскошь, как и Соломон глаголет: в похотех есть всяк праздный (Притч. 13, 4)» (27, 759). Праздность причиняет вред не только душе, но и телу.

«В праздности живущие всяким недугам и немощам подлежат, как бо вода растлевается, которая течения не имеет. Не трудящийся не может в сладость пищи принимать, и сон без трудов беспокоен бывает».

Не желающие же трудиться из низших слоев «подлежат посмеянию и порицанию людей» и «понуждаются в бедности и нищете жить (Притч. 6, 11)» (3, 173). «От сего порока выключаются немощные, престарелые и содержащиеся в узах, которых одолжаются христиане сообща питать» (4, 226).

Чтобы избежать праздности и ее последствий, должно помнить, что время дороже всякого сокровища, особенно для христианина, как дающее возможность (иногда последнюю) покаяния, которое по окончании земной жизни принести будет невозможно. «Тогда время будет суда, а не покаяния, строгости, а не помилования. Следует непременно ответ дать и за самое время, туне потерянное. Ибо настоящее время есть торг (Мф. 26, 14-30)» (3, 173).

«Как не всякий труд полезен, так не всякая праздность порочна», – говорит святитель. Не спасительны и прямо греховны труды делающих неправду: похищающих и отнимающих чужое, коварных и завистливых льстецов, немилосердных ростовщиков.

Напротив, «коль блаженный покой есть, когда ум от злых и душевредных мыслей, сердце от похотей лукавых упокоевается, очи не смотрят ничего, уши не слушают ничего, язык и уста не глаголят ничего, руки не делают ничего, что святому Божию закону противно» (3, 174; 27, 758). Но такой покой в действительности есть труд, к которому и призывает святитель.

«Всегда будь в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись, или будь в богомыслии, или ручное какое дело делай. Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности» (27, 759).

Праздности неизбежно последует уныние. «Люта есть страсть сия, – пишет святитель. – Она и тех людей борет, которые хлеб и прочее все готовое имеют, а наипаче тех, которые живут в уединении» (2, 237).

Как «наносимое» врагом нашего спасения с целью обратить христианина опять к «миру», уныние препятствует молитве, закрывает сердце, не давая ему принять слово Божие, и тогда Бог особенно ожидает от человека подвига (27, 1057). В борьбе с этой страстью «советую убо тебе чинить следующее, – пишет святитель одному иноку. – 1.

Убеждать себя и нудить к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. 2. Усердие подаст переменность: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитывай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении, и о прочем. 3.

Память о смерти, нечаянно приходящей, память Суда Христова, вечной муки и вечного блаженства отгоняет уныние. 4. Молись и воздыхай ко Господу. Помогает Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим» (2, 237).

«Когда унынию и скуке поддаваться будешь, – пишет святитель в другом месте, – то большее уныние еще на тебя восстанет и со стыдом выженет тебя из монастыря. А когда будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после победы последует радость, утешение и большая духовная крепость; и всегда подвизающимся бывает переменно то печаль, то радость» (27, 1057-1058).

Унынию родственна печаль, и в творениях святителя они употребляются как синонимы. Христиане не должны печалиться «о том, что не имеют в мире сем благополучия, не имеют богатства, славы, почитания, что мир ненавидит, гонит и озлобляет их.

Сей печали они противиться и не давать ей места в сердце своем должны. Паче же радоваться о том, яко познаются не мира сего быть чада, но Божии». «Печаль мирская» и бесполезна, ибо не может возвратить или дать ничего из того, о чем скорбит24.

Как с праздностью, так и с унынием святитель отождествляет леность25. К первой она примыкает как неделание того, что должно делать (трудиться как внешне, так и в душе); ко второму – как расслабление, усиливающее уныние. Чтобы показать пагубность лености, святитель использует следующий пример.

«Земледельцы ленивые и в праздности живущие, – пишет он, – увидевши братию свою трудов своих плоды собирающих и радующихся, скорбят, тужат, печалуют и окаевают себя, что в лето не трудились, и так плодов не имеют: так христиане небрежливые, увидевше прочих за подвиг веры и труды, в благочестии подъятые, ублажаемых и прославляемых от Господа, восплачутся и возрыдают неутешно, и будут себя окаевать, что не хотели трудиться во временном житии». Происходя от нераскаянных грехов и диавола, расслабление души врачуется противостоянием искушениям, попускаемым Богом впадающим в леность (27, 792, 447).

Неуврачеванные своевременно, печаль и уныние могут привести к отчаянию, о котором святитель говорит как о неизбежном следствии греховной жизни26 и о тяжелом грехе против милосердия Божия (27, 639).

Но именно надеждой на милосердие Божие святитель увещает в первую очередь противостоять помыслам отчаяния, этому «тяжкому и последнему удару диавольскому». Христианское упование подобно якорю, удерживающему корабль в бурю и сохраняющему его от потопления.

«Когда о грехах твоих помышляешь, – говорит святитель, – помышляй и о милосердии Божием, которое, когда ты во грехах жил и грехами Бога прогневлял, на покаяние тебя вело; ныне ли восхощет погубить тебя, когда ты престал от грехов? Во множестве мест Святого Писания ободряется тщащийся на покаяние грешник: прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19, 10); не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3, 17)». Сам «Бог научает нас, как нам и каяться подобает, – продолжает святитель, вспоминая покаянные места Псалтири. – Како убо не услышит кающихся, Который образ подал, как каяться, просить и молиться?» Наоборот, Иуда, «познав величество греха, но не познав величество милосердия Божия, удавился» (27, 640).

Зная опытно, сколь опасно искушение отчаянием, святитель еще и еще раз призывает противостоять ему.

«Отчаяния страх, – говорит он, – хотя и от диавола бывает, однакож Божиим советом и соизволением» попускается для пользы самого человека, да «познает силу греха, гнев Божий против греха и видит, коль сильное есть мучительство диавольское».

Далее, подобное «частое диавольское искушение опаснейшим и искуснейшим (более осторожным и опытным – и. Н.) творит христианина», ему противостоящего. Не следует отчаиваться и потому, что «таковые помыслы не по воле, но против воли нашей бывают; того ради в грех нам они не вменяются» и вредить душе не могут.

Они «смиряют и сокрушают сердце, отвращают от мира, суеты и прелести его, подвигают к сердечной и усердной молитве», побуждают «от Бога помощи и избавления просить». Почему «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет» (2, 196-197; 4, 284-285; 6, 325).

Не только не унывать, но радоваться и благодарить Бога должен тот, кто чувствует помыслы отчаяния в спасении и борется против них. «Знамение есть, – пишет святитель, – что таковой в вере и благодати находится.

Ибо враг не борет того, кто ему повинуется и работает». «Подлинно все жалуются на сии помыслы, которые ищут спасения. Горе грешникам некающимся.

А кающимся и ищущим спасения своего молитвой и верой надобно ожидать милости Божией» (4, 276-284; 6, 319-320; 27, 638-644).

Оглавление

Источник: http://stsl.ru/lib/book10/ch1-4.htm

10 заповедей и 7 смертных грехов в Православии

10 заповедей и смертные грехи. Что такое грех? Праздность - что это за грех

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять.

10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития.

Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

В данной статье мы поговорим о десяти заповедях, которые описаны в Ветхом Завете, а также о семи смертных грехах.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести.

Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную.

Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему.

В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей.

Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма.

Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно.

Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии — секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству.

Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу.

Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных.  Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

  1. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.

Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу. Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.

Пятая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.

Люди, подверженные вредным привычкам, которые сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.

Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

7 смертных грехов

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние.  Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Источник: http://bibliya-online.ru/10-zapovedey-i-7-smertnykh-grekhov-v-pravos/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.