100 скороговорок для развития дикции. Длинные и сложные скороговорки для дикции

Улучшение дикции

100 скороговорок для развития дикции. Длинные и сложные скороговорки для дикции
ehrlichperson

  Для социального успеха в обществе человеку нужно уметь свою речь подавать так, чтобы его все понимали.

  Подача текста должна быть не только доступной для адресата в виде понятного в содержании текста, но  так же имеет влияние на удачный результат общения звучание своей речи – дикция. Произношение слов должно быть чёткое, не размытое.

Для успешности общения, адресат должен быть получить результат вашей передачи текста как можно ближе по смыслу передаваемого из Ваших речи. Помимо умению передавать мысли по содержания нужно тренировать и дикцию. Обычно это скороговорки.

Вот нашёл интересный большой текст из скороговорок для улучшения дикции.Пишут что результаты будут через две недели. Я пока 5-ы день подряд по 1-2 раза читаю вслух и уже заметны небольшие изменения.

Желаю Вам удачи в прочтение текста и улучшения дикции!

Повторяйте каждый день это упражнения для дикции (читать вслух). Если каждый день вы будете проговаривать это упражнение 1-5 раз, то через две недели вы заметите ошеломительные результаты

Упражнение:В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часалигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;но на самом деле турка не был в деле,да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом вомраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, ине до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варварывыдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;молодец против овец, а против молодца сам овца,которой носит Сеня сено в сани,потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,а Сашка только шапкой шишки сшиб,затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —аккурат в медовик, но ей не до медовика —Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит:жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,а у него высокопоставленный гость унес трость,и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,- о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,да так, что даже Константин — зальцбуржский бссперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;но попытка — не пытка.И еще несколько советов:1) Положите в рот несколько орехов и произносите скороговорки, варьируя темп от медленного к быстрому.2) Используйте разное количество и крупность орехов, усложняя задачу.3) Запишите на диктофон отрывок определенного текста. Послушайте что именно слышит ваш собеседник. Вряд ли вам понравится то, что вы услышали. Записывайте до тех пор, пока ваша дикция не достигнет удовлетворительного уровня. ehrlichpersonУвидел в ленте друзей стих актуальный и в наше время.

“Напрасный труд — нет, их не вразумишь,—
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы”

Федор Тютчев

Часто выдаю себя за толерантного человека и относящегося ко всем культурам с уважением. Да и отношусь так к высшим проявлениям культуры.  При этом нахожусь в иллюзии будто другие страны, народности, этносы так же к нам относятся с уважением.

Прекрасно понимаю, что в действительности Тютчев выразил свои мысли в этом стихотворение реалистичнее моих желаний и иллюзий. И вроде говорят, что нужно идти на компромисс, тогда и другая сторона пойдёт на компромисс. Это тактика ещё плохо выработана и часто происходит всё наоборот.

Противоположная сторона увидит слабину и начнёт давить ещё больше, утверждая свою культуру как главенствующую в мире реальности.

Чем старше становлюсь, тем меньше становиться толерантности…

И даже не знаю что же лучше из двух путей: сотрудничество и нахождение общего языка или конкуренция между культурными направлениями.  Обычно на разные альтернативы подобного рода отвечают: в зависимости от ситуации. Этот ответ можно сказать вообще ничего конкретного не даёт. Он является само разумеющимся фактом.

А вот дифференцировать (различать) эти ситуации никто толком сказать не может, да и пока цивилизация, зацикленная на своих сугубо личных интересах (при чем личных имеется ввиду верхушки власти и бизнеса, а не народа), далека от таких глобальных вопросах.  

Page 3

ehrlichpersonВ это лето построили рядом с домом новую красивую игровую детскую площадку.И как подобает вывесили “инструкцию по её применению”
А теперь картина осеннего периода

 Все пункты запрещения видел как нарушались как подростками так и взрослыми…

Может они себя не считают уважаемыми, да и как их можно считать после этого вообще чем то большим, чем просто индивид.

Глядя на эту площадку и что там часто происходит, мне представляется не очень хорошее будущее России.   Что ещё более обидно – больше вижу курящих девушек, чем юношей…

  Есть один неопровержимый факт относящийся к физическому развитию девушек. Яйцеклетки окончательно формируются в возрасте от 14-18 лет. И если девушка в это время курила и употребляла спиртные напитки, то она больше никогда не сможет родить полноценно здорового ребёнка… Уже точно будут отклонения.

Может и не значительные, но они точно будут…  Печально…

Page 4

ehrlichperson Прежде чем дойти до рационального рассуждения об явлении обычно человек проходит стадии крайностей. Видимо для того, чтобы определить границы своего возможного отношения к этой проблеме. Не было у меня исключением и по тематике относительно ракет массового уничтожения (атомные, водородные и. т.п.

)  В детстве мне деды и отец твердили, что они гордятся тем, что Россия имеет атомные бомбы и могут уничтожить весь мир ими. Женская половина либо молчала, либо просто учила добру в большинстве случаев. Сам же я ,увидев множество агрессии среди сверстников, больше желал сотрудничества и мира во всём мире.

 В Самарский Аэрокосмический Университет на специальность ракетостроение попал можно сказать случайно без всяких на то определённых причин. (куда взяли туда и пошёл).  Изучая постепенно ракетоносители понимал, что они могут доставлять не только спутники до место назначения, но и опасные боеголовки.

Но преподаватели убедили что они только для защиты, а не для нападения и никто их пускать не собирается. При этом избавляться от них не нужно, так как США сразу же на нас нападёт и мы будем рабами.

 Потом где-то на 2-3 курсе услышал песни от рок групп со смыслом развенчания многих мифов.Вот эту песню слышал и ранее но не понимал что поётся именно об ракете:Согласен, только воля и разум могут спасти мир от безумных сиюминутных эмоций.Потом попался новый к тому времени альбом Элизиума, которой был посвящен войнам и т.п. Он сильно повлиял на моё мировоззрение.Вот некоторые песни:Про религию и войны связанные с нимиНу и ещё песня которая больше всех повлияла на моё мировоззрение в поздней юности в сторону пацифизма(её даже заучил и часто напоминал её себе во время службы в армии)Конечно помимо этих песен ещё большее влияние на меня оказало творчество Эриха Фромма. Можно даже сказать, что он был для меня примером, как нужно мыслить. Сейчас уже много прочитал других научных людей, что то переосмыслил. И всё таки влияние Фромма теперь останется на всю жизнь, так как было в период больших эмоциональных переживаний. Причиной ухода с 4-го курса были не только основные причины в виде понимания, что только в психологии могу добиться много и дать пользу общественному развитию. Ещё было много причин и одна из них связанной с той, что не мог себе представить человеком проектирующий ракеты, которые могут невзначай полететь с ядерной боеголовкой в места где живут люди. Во время службы в армии крайность в виде пацифизма ослабла. Страны ещё не созрели для того, чтобы жить всей цивилизацией в сотрудничестве. И тенденции сегодняшние идут больше в противоположную сторону, чем к сближению.Я до сих против любого насилия и войн. Но при этом есть небольшое понимание, что к сожалению без них не обойтись на данном этапе развития общества. Агрессия имеется у каждого человека и была в каких то эпизодах его жизни. Либо в роли защиты, либо в роли нападения. Это часть человека и отказаться просто так от неё невозможно. Значит нужно её лучше понять.  Её мотивы, характеристики, раздражители и т.п.  Она подробно рассмотрена уже в психологии с разных сторон. В практику же методы уменьшения агрессии в обществе не так часто выходит как хотелось бы.Напоследок вспомнил статью прочитанный в газете: (передам смысл)Митрополит России отозвался об атомных бомбах, сказав что они России даны от Бога!Вот думаю может отправить митрополита к Богу на ракете! Пускай поговорит с ним что делать дальше! Только кажется, что законы физики не знакомы с мнением митрополита.

Page 5

?

|

ehrlichperson“Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в единое целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности”                 Р. Мейли”Да, великие и таинственные дела творятся вокруг того, что называют «личностью». Все, что можно об этом сказать, всегда на удивление неудовлетворительно и неадекватно и всегда чревато тем, что дискуссия заглохнет в сколь чрезмерной, столь и пустой болтовне. Даже понятие «личность» в обычном словоупотреблении столь расплывчатое и с таким трудом поддающееся определению слово, что едва ли найдутся двое, которые вкладывают в него один и тот же смысл.”

                                                                                                                                                        К. Юнг

Источник: https://ehrlichperson.livejournal.com/42330.html

Нескучные скороговорки для улучшения дикции

100 скороговорок для развития дикции. Длинные и сложные скороговорки для дикции

  1. Невелик бицепс у эксгибициониста.
  2. Бил дебила бодибилдер Данила.
  3. Бранденбургские рододендроны из дендрария.
  4. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  1. Константин констатировал инцидент с интендантом и прецедент с претендентом.
  2. На винте, видать, видна виды видавшая «винда».

  1. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
  2. Забирайте трудовую, без трудовой трудно трудоустроиться.
  3. Терминатору термометр не требуется. У терминатора температура субфебрильная.
  4. На дворе парад, я параду рад, выйду на парад, возьму фотоаппарат.

  5. Ворует провайдер-варвар, драйверы — дрова, выдворяй провайдера.
  6. Камер-юнкер юркнул в бункер.
  7. Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
  8. В недрах тундры выдры в гетрахТырят в вёдра ядра кедров.

    Выдрав с выдры в тундре гетры,Вытру выдрой ядра кедра,Вытру гетрой выдре морду,

    Выдру — в тундру, ядра — в вёдра!

  9. Баркас приехал в порт Мадрас.Матрос принёс на борт матрас.В порту Мадрас матрас матроса

    Порвали в драке альбатросы.

  1. Видели ли вы меня в инвизибле? Из инвизибла я б не вылез бы.
  2. Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
  3. Не видно, ликвидны акции или неликвидны.
  4. Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
  5. — Это колониализм?
    — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  6. Депилированное филе дефилировало на фильдеперсовом дефиле.
  7. Однажды был случай в далёком Макао:Макака коалу в какао макала,Коала какао лениво лакала,

    Макака макала, коала икала.

  1. Адмирал дев отбирал, обмерял и обмирал.
  2. Вера Валеру валит из револьвера.
  3. Банда бандерлогов голодна в берлоге и ограблена орками догола.
  4. Прокурор проколол дыроколом протокол.
  5. На похороны Прохора сходить было б неплохо бы.
  6. Карл у Клары угнал Maclaren, а Клара у Карла угнала Corvette.
  1. Геолог Георгий — герой гей-оргий.
  2. Охотник на существ с головой голого оловянного вола — голоолововологоловолов.
  1. Шёл Шива по шоссе, сокрушая сущее, а навстречу Саша шла, круглое сосущая.
  2. В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  3. У Дашки в кармашке вискарь для Наташки.
  4. Оповещение средствами вещания: «Всем мещанам с вещами на совещание».
  5. Саша сама — само совершенство, а ещё самосовершенствуется!
  6. Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши.Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

    Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

  1. Пакет под попкорн.
  2. Когда-то галок поп пугая,В кустах заметил попугая,И говорит тут попугай:«Пугать ты галок, поп, пугай.Но, только галок, поп, пугая,

    Не смей пугать ты попугая!»

  1. Зверским взвизгом взводный взвизгнул.
  2. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  1. Магистра инстаграма со ста граммами мигом санитар настиг.
  2. Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
  3. Майли Сайрус с Марса смылась, на Сириус намылилась.
  1. У рекламы ухватов швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  1. Не пытайтесь сразу же быстро произнести скороговорку. Сначала прочитайте её вслух как можно медленнее и запомните каждое слово.
  2. Затем несколько раз произнесите скороговорку, преувеличенно артикулируя звуки. Делать это можно и про себя: на данном этапе ваши губы должны просто запомнить каждое движение. Если скороговорка длинная, разбейте её на части.
  3. Как только вы отработаете артикуляцию, начинайте проговаривать скороговорку шёпотом. Старайтесь, чтобы при этом был слышен каждый звук. Шёпот должен быть тихим, но разборчивым.
  4. Начинайте медленно произносить скороговорку в полный голос. Не спешите, скорость со временем увеличится.
  5. Определите, какие части скороговорки даются вам труднее всего, и отработайте их.
  6. Не забывайте, что вы повторяете не просто набор слов, а предложение, в котором есть какой-никакой смысл. Постарайтесь произнести его с соответствующей интонацией. Можно попробовать разные варианты: проговорите скороговорку нараспев, речитативом, с выражением.
  7. Постепенно ускоряйте темп.

А теперь выберите ту, которая покажется вам самой смешной, и вперёд!

Источник: https://lifehacker.ru/skorogovorki/

Скороговорка «Лигурия» — так ли сложно ее запомнить? | Центр Развития Памяти

100 скороговорок для развития дикции. Длинные и сложные скороговорки для дикции

Друзья!

Знакомые и слушатели наших курсов иногда присылают ссылки по теме блога: запоминание, тренировка памяти, развитие ее до феноменального уровня, улучшение внимания и все остальное, что так или иначе с этим связано.

Так вот, узнал, что один известный блогер восхищается диктором балтийского канала Еленой Соломиной, произносящей скороговорку. По его словам, то, что она вытворяет — «просто фантастика!», и он «не понимает, как это вообще можно запомнить».

Вот сам ролик:

А вот текст скороговорки (орфография и пунктуация авторов сохранены):

«Лигурия

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часалигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали,а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал,как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто,да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывалда так зарапортовался про размокропогодившуюся погодучто, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,лигурийский регулировщикакклиматизировался в неконституционном Константинополе,где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;но на самом деле турка не был в деле,да и Клара к крале в то время кралась к ларю,пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,а потом на дворе деготниковой вдовы Варварыдва этих вора дрова воровали;но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карломво мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было,и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова,три дрова — не вместились все дрова,и два дровосека, два дровокола-дроворубадля расчувствовавшейся Варварывыдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;молодец против овец, а против молодца сам овца,которой носит Сеня сено в сани,потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:санки скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб,а Сашка только шапкой шишки сшиб,затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —аккурат в медовик, но ей не до медовика —Сонька и с ватрушками во ртупономаря перепономарит, — перевыпономарит:жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:была у Фрола — Фролу на Лавра наврала,пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,что у ужа — ужата, а у ежа — ежата,а у него высокопоставленный гость унес трость,и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверикачечевицы без червоточины,и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогомиз сыворотки из-под простокваши,о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективнякиз-под бронетранспортера констатировал:как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;

но попытка — не пытка”.

Как оказалось, эта скороговорка считается одной из самых сложных скороговорок. У нее даже название есть — «Лигурия».

И тема с этой скороговоркой «Лигурия» — достаточно популярна в рунете. Устраиваются конкурсы для «чтецов-любителей», выкладываются записи, идет активное обсуждение и пр.

Типичные комментарии:

«Ну, все-таки, у нее телетекст, так что запоминать наизусть не надо»;«Она, скорее всего не выучила, а читает со специального монитора на камере»;«Ты просто не смотрел „Минуту славы“. Эта дама с заученной скороговоркой засветилась несколько месяцев назад»;«Фанера! АдобАфтерЭффект и прочие фотошопы»;«В „суфлёра“ втыкает 100%. По глазам видно чётко»;

«Навряд ли по памяти читает, скорее всего с телесуфлёра».

Или вот с сайта, где я взял текст этой «знаменитой и сложной» скороговорки «Лигурия»:

«Это вынос мозгааааа!!!»;
«Это колоссально сложно для неподготовленного человека — выучить это. Сегодня я в этом убедился: занимался целый день, напряжение в челюсти чувствуется, но результата вообще пока нету. Даже прочитать пока не могу медленно без ошибок. Я уже не говорю о том, что это всё запомнить!!!».

Хм… Ну, вопрос сложности произнесения скороговорки затрагивать не будем. На то она и скороговорка, чтобы ее трудно было произнести.

Посмотрим на ситуацию с нашей основной точки зрения — запоминания.

Да, мозг не умеет запоминать последовательность несвязанной информации. Не умеет он запоминать и точную информацию. Этому его надо специально обучать, и мы занимаемся этим на курсе по развитию памяти.

Но ведь если абстрагироваться от сложности произнесения, получаемой путем специально подобранного сочетания слов, то можно увидеть, что сами эти слова совершенно простые, образные, легкие для понимания и представления: «регулировщик регулировал», «бомбами забомбардирует», «убрала в сарай дрова», «цыпленок цеплялся за цепь» и пр. Это не точные сведения, не абстрактные слова, не даты и цифры, не термины и определения, не формулы и иностранные слова, запоминать которые мы учим на курсе по развитию памяти.

Да и слова в тексте связаны пусть и псевдологическими, абсурдными, но все же связями. И при прочтении скороговорки в голове обязательно проплывает мультяшная картинка, пересказать которую даже для ребенка не составит труда. Кстати, большинство курсов по развитию памяти до сих пор использует в качестве основного малоэффективный и достаточно примитивный по сути метод «рассказа»…

Друзья, неужели действительно так сложно запомнить текст скороговорки «Лигурия»? А как тогда быть с лекциями, учебниками, служебной, нормативной, справочной литературой и другими действительно сложными текстами?

Related

Источник: http://mnemo.ua/blog/skorogovorka-liguriya-slozhno-zapomnit.html

Скороговорки для развития речи

100 скороговорок для развития дикции. Длинные и сложные скороговорки для дикции

34. (К,р,л) – Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла  кларнет.
35. (К,р,в,л) – Королева кавалеру подарила караве36. (К,р,м,н) – Курфюрст скомпрометировал ландскне37. (К,р) – Курьера курьер обгоняет в карье38. (К,с,в) – Кокосовары варят в скорококосоварках коко39. (К,п) – Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи40.

(К,с) – Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домо41. (К,л,б) – Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байка42. (К,л,ц) – Около колодца кольцо43.

(К,т,н) – Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выкола

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) – Сшит колпак,  не по-колпаковски, вылит колокол,  не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевы45. (К,р,л) – Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизова46. (Л,ч) – Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песо47. (Л,к) – Клавка искала булавку, а булавка упала под ла

Русские народные скороговорки

48. (Л) – Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели дое49. (Л,н) – На речной мели мы на налима набрели50. (Л,м,н) – На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня51. (Л) – Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Ли52.

(Л,б) – Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не вы53. (Л,к) – В Луку Клим луком ки54. (М,л) – Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не люби55. (П,р,м) – Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевы56. (П,х) – Вставай, Архип, петух охри57. (П,к,р) – В пруду у Поликарпа – три карася, три ка58.

(П,т,р) – Дробью по перепелам да по тетерева

Скороговорки смешные

59. (П,к) – Наш Полкан попал в капка60. (П,т) – От топота копыт пыль по полю лети61. (П,х) – Осип охрип, Архип оси62. (П,р) – Перепёлка перепелят прятала от ребя63.

(П,г) – Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай – Попугай, попугай, попуга64.

(П,к,щ) – Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молча

65. (П) – Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и прода66. (П) – Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: “Пугать ты галок, поп, пугай.

Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попуга67. (П) – Пошла Поля полоть в по68. (П,р,к) – Пришёл Прокоп – кипит укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укро69. (П,р,ч,к) – Говорили про Прокоповича.

Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего70. (П,к,р,т) – Протокол про протокол протоколом запротоколи71. (П,р) – У перепела и перепёлки пять перепеля72. (П,р,в) – Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизи73.

(П,к) – Расскажите про покупки! – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки мои

Народные скороговорки



74. (П) – Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.***75. (П,к) – Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпако76. (П,р,т) – Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и су77. (П) – У нас во дворе-подворье погода размокропого78.

(П,р,л) – Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограмми79. (П,т) – Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд – уцепился за прут.
Упал Ипат – пропали пять лопа
80. (П,р) – Перпендикуляры рисуют без транспорти81. (П,р,т) – Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по росе,
Простудились порося82. (Р,п,т,к) – Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте тра
83. (Р,г) – На ура у гуру инаугурация прошла***

84. (Р,т,в) – Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не вы85. (Р,л) – Орёл на горе, перо на орле.

Гора под орлом, орёл под перо86. (Р,м,н) – Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в “Ромэн” на “Карме

Скороговорки для развития речи


87. (Р,в) – На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора88. (Р,к) – Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку гре89.

(Р,п) – Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортова90. (Р,л) – Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она ры91. (Р) – На горе Арарат корова рогами горох собира92.

(Р,л,г) – Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

Источник: https://diktory.com/skorogovorki.html

Скороговорки для детей

100 скороговорок для развития дикции. Длинные и сложные скороговорки для дикции

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Скороговорка про покупки

Расскажите про покупки,Про какие про покупки?Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Скороговорка про выдру

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал грека через реку

Ехал Грека через реку, Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека – цап!

Выдра в тундре

В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра

Ядра кедров!

Выдрав с выдры В тундре гетры Вытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в вёдра

Выдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре чертенка

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше

В шалаше шуршит шелкамиЖёлтый дервиш из АлжираИ, жонглируя ножами,

Штуку кушает инжира.

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки – рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка

Мышка залезла под крышку,Чтобы под крышкой сгрызть крошку,Мышке, наверное, крышка –

Мышка забыла про кошку!

Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Попугай

Говорил попугай попугаю:Я тебя, попугай, попугаю.Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай!

Карасёнок

Карасёнку раз карасьПодарил раскраску.И сказал Карась:«Раскрась, Карасёнок, сказку!»На раскраске Карасёнка –Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Скороговорка про китайцев

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,

у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Чего нет

Нет абрикоса, кокоса, редиса,Палтуса, уксуса, кваса и риса,Компаса нет, баркаса и троса,Термоса, пресса, индуса-матроса,Баса нет, вкуса, веса и спроса,

Нет интереса – нет и вопроса.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и ФирыВ квартире был пир:Факир ел зефир иКефир пил Факир.А Фира и КираНе пили кефира,Не ели зефира –

Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.

Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.

Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное,

варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсе правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Лото

Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни

не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

Мыла Мила

Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

От топота копыт

От топота копыт пыль по полю летит.

Белка

Белый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Галки

Однажды галок поп пугая,в кустах увидел попугая.И говорит тот попугай:«Пугать ты галок, поп, пугай,но галок поп в кустах пугая,

пугать не смей ты попугая».

Сонька на санках

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Вернуться в раздел детские стихи.

Источник: https://deti-online.com/stihi/skorogovorki/

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

100 скороговорок для развития дикции. Длинные и сложные скороговорки для дикции

«Карл у Клары украл кораллы» – даже написать эту фразу трудно, не только произнести. Эта и другие скороговорки знакомы с детства. Но для чего взрослым нужны эти короткие забавные фразы?

Речевой аппарат индивидуален у каждого, а на дикцию и речь влияют и местные диалекты, и окружение. Во взрослом возрасте человек замечает ошибки в произношении тех или иных звуков, тогда помогают скороговорки для улучшения дикции и четкости речи взрослых.

Кому нужны эти упражнения в первую очередь

  1. Людям, чья профессия связана с грамотной речью (дикторам, ведущим на радио, ТВ, учителям).
  2. Научным работникам, планирующим защищать диссертацию.
  3. Вокалистам (ученикам и профессионалам).

В интернете можно найти скороговорки для развития дикции и для пения, а также видео- и аудиоуроки по их проговариванию. Но, как в любом деле, связанном со звуком, очень важно слышать себя со стороны. Оптимально будет взять несколько уроков у профессионала на курсах дикции, а потом продолжать работу дома до достижения отличного результата.

Скороговорки на дикцию лучше подберет специалист-педагог.

Не все могут самостоятельно определить проблемы в произношении. Сделать это можно так: записать свою речь на видео- или аудионоситель и прослушать со стороны. Если вы слегка картавите или торопливо «проглатываете» звуки, это будет слышно.

Сравните свою речь с речью дикторов на телевидении. Это хороший способ выявить основные ошибки.

Найдите в интернете видео или описание правильной артикуляции сложных звуков («р», «ж», «ч» и др.) и проанализируйте свою речь с этой точки зрения. Там же можно отыскать упражнения для дикции и какие скороговорки улучшают дикцию.

Самый беспроигрышный способ улучшения речи – это обратиться к профессионалу.

Для тех, кто только начинает работу, есть рекомендации:

  • Начинайте с простых фраз, нацеленных на проработку одного или двух проблемных звуков.
  • Не торопитесь.
  • Обращайте внимание на правильную артикуляцию звуков.
  • Занимайтесь перед зеркалом, ни на что не отвлекаясь.
  • Читайте книги вслух: это развивает фонематический слух.

Вот несколько примеров коротких современных скороговорок для развития дикции. На звук «Ч»: у четырех черепах по четыре черепашонка». На звук «Ж»: ужа удалила ужица. На звук «Р»: вставай, Архип, петух охрип.

Наша речь – не повтор одного и того же звука. Сложные скороговорки помогают проработать одновременно три и более звука.

Лучшие скороговорки для развития дикции взрослых – это целое искусство! Среди них есть очень сложные и длинные фразы, настоящие шедевры жанра.

Если вы уже прошли первый этап, можно переходить ко второй ступени. Выберите проблемные звуки и их сочетания, подберите фразы. Постепенно наращивайте темп.

Не старайтесь сразу говорить наизусть: лучше правильно читать, чем неверно проговаривать на память.

Вот популярные большие скороговорки на «р», «х», «ф», «д»:

  • Те, кто водят хороводы — хороводоводы.
  • Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.
  • Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.
  • Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.
  • Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.
  • Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.
  • Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!

Как только вы научитесь говорить эту фразу быстро и без запинок, можно уже искать самые сложные скороговорки для дикции длиной на страницу!

Зачем вокалистам эти короткие забавные фразы? Все очень просто. Артикуляция звуков речи при пении несколько сложнее, чем при разговоре, поэтому без базовых умений правильно произносить согласные и гласные петь будет сложно.

Скороговорки для хорошей дикции вокалистов ничем не отличаются от таковых для актеров, например. Особенность: некоторые из них можно использовать как для тренировки речевого аппарата, так и на развитие мышц, участвующих в образовании звуков речи.

Профессиональные певцы используют скороговорки для хорошей дикции на русском и итальянском языках.

Основные ошибки

Проговаривать эти обучающие фразы нужно до легкой усталости мышц. Распространенная ошибка – упорные занятия с максимальным напряжением речевого аппарата.

Также не доведет до добра пропуск первой ступени (проработка отдельных звуков).

Ошибочно забывать в повседневной речи о правилах.

Упражнения нужно продолжать до того момента, пока произнесение их не будет даваться легко. Мышцам требуется время, чтобы запомнить правильное положение.

Результат вы определите легко: речь станет более гладкой, вы научитесь выражать свои мысли, не тушеваться на публике, а главное, правильно говорить.

Посмотрите на видео как наши подопечные научились читать скороговорки для развития речи.

Источник: https://artvocal.ru/skorogovorki-dlya-razvitiya-dikcii.php

Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников

100 скороговорок для развития дикции. Длинные и сложные скороговорки для дикции

Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в процессе обучения в непосредственно организованной образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры речи в свободной деятельности.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука [2, с. 13].

В зависимости от поставленных задач, работа над звуковой культурой речи может состоять из двух или трех частей. На наш взгляд, наиболее рациональной является такая структура: первая часть − задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков; вторая и третья − игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, ого аппарата.

В непосредственно организованной образовательной деятельности работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности с другими задачами речевого развития детей − развитие связной монологической и диалогической речи, грамматического строя речи и словарного запаса и пр. При решении любой задачи по развитию речи воспитатель обращает внимание на звукопроизношение, учит дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные.

Наблюдения показывают, у старших дошкольников часто нарушается плавность речи, поэтому их необходимо упражнять в негромком протяжном произношении.

Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале воспитатель напоминает текст, а затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе.

После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям и проговаривать в быстром темпе.

Л. В. Кривошеева указывает, что скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека. Проговаривание чистоговорок и скороговорок необходимо детям для улучшения качества их дикции [5].

Чистоговорки и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносят в обычном темпе, а скороговорки −в ускоренном.

В словарях можно найти следующее определение: скороговорка − это короткая, правильная в синтаксическом плане фраза для развития дикции и произношения с усложненной артикуляцией. Обычно это фраза специально придумывается, и ее требуется произнести не только чисто, но и быстро. Издавна скороговорки использовались для скорого произношения и чистоты речи.

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Скороговорки придумывалась для обучения, поэтому они являются не самостоятельным жанром искусства, а прикладным, помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить [7].

Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Анализируя скороговорки и чистоговорки как средство развития речи детей,
В. Дмитриева замечает: «Когда малыш еще только учится говорить, ему трудно выговаривать отдельные звуки. Такому малышу нужны простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [р]: «Стоит гора посреди двора».

Но вот ребенок подрос, развилась его речь и ему уже становятся по плечу более сложные скороговорки, где не просто повтор одного звука, а труднопроизносимое сочетание разных звуков, например: «На дворе трава, на траве – дрова, − в словах «дворе» и «дрова» переставлены местами звуки [в] и [р].

Еще подрос ребенок, и «усеченная» скороговорка, усложняясь, удлиняется:

На дворе − трава,

На траве − дрова,

Не руби дрова:

На дворе – трава» [3, с. 28].

Скороговорки − незаменимый речевой материал не только для совершенствования дикции детей старшего дошкольного возраста, но и для развития сенсорных способностей и укрепления нервной системы. Они напоминают колыбельные, слова из народных песен, которые очень сильно впечатываются в нашу память с детства.

По мнению О. А. Новиковской, одним из главных достоинств скороговорок является то, что они непонятные и смешные. А человек так устроен, что его необычное больше привлекает, и запоминает он это легче. Предки наши также использовали скороговорки для забавы, но и не забывали об их обучающем действии [6, с.63].

Чистоговорки −это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении.

Выделяют чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки, и чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

Например, фразы «та-та-та − у нас дома чистота», «ты-ты-ты − сметану съели всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения имеет чистоговорка типа:

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Индюшка расписная [3, с. 29].

Произносить любые чистоговорки рекомендуется сначала медленно, четко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. Затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения.

Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем − громко, с такой же активностью органов артикуляции.

Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки можно использовать и в качестве тренировки некоторых элементов интонации. Так, можно предложить одной группе детей (а при индивидуальной работе отдельным детям) спрашивать, а другим отвечать.

Например, одна группа спрашивает: «Вымыли мышки миски у мишки?», а другая отвечает: «Вымыли мышки миски у мишки». Затем роли меняются.

Или один ребенок произносит чистоговорку сначала в форме вопроса, а затем сам же и отвечает.

Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова.

М. Г.Генинг считает, что чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Сначала подбираются небольшие по объему чистоговорки, состоящие из трех-четырех слов, и дети произносят их на одном выдохе, затем из четырех-шести слов и более, при чтении длинных чистоговорок дети учатся правильно делать паузы [1, с. 66].

В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать и для совершенствования фонематического слуха. Упражнения с использованием чистоговорок и скороговорок можно применять как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне ее: во время игр, например, «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется» и других.

Старшим дошкольникам можно предлагать более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например: «Саша сушила шубу на солнышке», «Лара у Вали играет на рояле».

Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.

Чистоговорки и скороговорки могут с большим успехом использоваться и в работе с детьми, имевшими дефекты звукопроизношения, как один из заключительных этапов по закреплению звуков и введению их в речь.

По рекомендации Л. А.Колунова: полезно предлагать детям проговаривать шутки-чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать такую чистоговорку: «Ко-ко-ко − не ходите далеко», звука [х]: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха − не поймала петуха».

Такие упражнения обычно сопровождаются игрой. Наблюдения доказывают, что не все дети при повторении шуток-чистоговорок могут сохранять в них слоговую структуру, то есть произносить слоги ко и ха трижды.

Некоторые ребята просто договаривают последнее слово, но и это очень важно, особенно если в игру включаются малоактивные дети [4, с. 11].

Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с трудом или неправильно их усваивают, например, произносят звук [с], высунув язык. Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.

Правильность и четкость произношения звуков не всегда можно проследить при групповых ответах.

Поэтому коллективное произнесение звуков, звукосочетаний, слов, фраз надо обязательно периодически чередовать с индивидуальным.

Тогда воспитатель может контролировать правильность выполнения упражнения, в нужных случаях помогать, поправлять ребенка, показывать, как надо произносить звук, обращая внимание группы на точное выполнение задания.

Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал в работе по формированию звуковой культуры речи.

В процессе проговаривания скороговорок и чистоговорок у детей формируется правильное звукопроизношение, четкое и ясное произнесение слов в соответствии с языковыми нормами, развитие ого аппарата, вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки умелого использования интонационных средств выразительности.

Литература:

  1. Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2012. – 122 с.
  2. Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8 – С. 12-23.
  3. Дмитриева, В. Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М.: Астрель. Сова, 2008. – 128 с.
  4. Колунова, Л. А. «Умноватый мальчик»: работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова, О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. − № 9. – С. 11-14.
  5. Кривошеева, Л. В. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи // Детский сад № 1 [Электронный ресурс]
  6. Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. – М.: Астрель, 2009. – 96 с.

7. Скороговорки для развития дикции : Портал для всей семьи [Электронный ресурс]

Источник: https://moluch.ru/archive/100/22537/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.