4 материка планеты. Океаны и материки, их названия, расположение

Конспект уроку з природознавства

4 материка планеты. Океаны и материки, их названия, расположение

Тема: Материки и океаны

Цель: закрепить представление о форме нашей планеты; ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить показывать их на карте.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать умение работать с картой полушарий;
  • выявить общие и отличительные черты глобуса и карты

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать внимание, активность
  • развивать пространственное воображение, мышление, речь

Воспитательные:

  • закреплять умение работать в паре, группе;
  • воспитывать чувство взаимопомощи;
  • учить уважительно относиться друг к другу

Оборудование:карта полушарий, глобус.

Ход урока

1. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,

Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!

Правила учебного сотрудничества:

  • говорит только один
  • правило поднятой руки
  • слушать своего товарища
  • уважать друг друга
  • работать дружно

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …(глобус)

– Итак, что же такое глобус?

– Глобус – это модель Земли.

– Почему глобус имеет форму шара и вращается?

– Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей воображаемой оси.

– Самая северная точка земного шара – Северный полюс.

– Самая южная точка – Южный полюс.

-Условная линия, которая одинаково удалена от полюсов – экватор (его длина: 40 000км).

– Что можно увидеть на глобусе?

– Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.

– Что на глобусе изображено голубым цветом?

– Океаны, моря, реки, озера

– Каким цветом на глобусе показаны участки суши?

– Зеленым, желтым, коричневым.

– Удобно ли глобус брать с собой в путешествие? Видна ли на глобусе вся поверхность?

– Какой выход нашли учёные? 

3. Сообщение темы урока.

– Учёные-картографы условно разделили поверхность земного шара на два полушария: восточное и западное и изобразили их на бумаге. Получилась карта полушарий, на которой можно сразу увидеть всю поверхность нашей планеты.

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие, взяв собой карту полушарий. Именно онапоможет нам в путешествии Как вы думаете, какой транспорт мы выберем? Почему?

– Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.

В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.

4. Изучение нового материала.

– (мелодия-шум моря, чайки)

– В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек.

Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим.

В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство — Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями.

Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г возвратился в Испанию.

Отправляемся по маршруту Фернанда Магеллана, который первым совершил кругосветное путешествие. 

Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

– Теперь двигаемся по восточному полушарию.

– Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

3. Постановка проблемы.

– На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)

– Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

– Какое общее название они имеют? ( океаны)

– Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

– Какое общее название они имеют? (материки)

– Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

– Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».

– Сколько океанов? – 4

– Назовите их. (Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан)

– Сколько материков на Земле? – 6

– Назовите их. (Австралия, Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка,Антарктида)

– Какой материк самый большой?

– Евразия.

– Где он находится? (Восточное полушарие.)

Какой материк самый маленький?

– Австралия.

– В каком полушарии он находится?

– Восточное полушарие.

– Как вы думаете, какой материк самый жаркий?

– Африка.

– Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии. Какие материки там расположены?

– Северная Америка и Южная Америка.

– Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели?

– Антарктиду.

– Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов.

– Наши корабли от материка к материку плыли по океанам.

– Какие океаны пересекли мы во время плавания?

– Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан.

– По какому океану мы не плыли?

– Северный Ледовитый океан.

– Покажите на карте самый большой и самый маленький океаны.

– Самый большой – Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.

– Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?

– Евразию и Северную Америку.

– Какой океан омывает сразу 4 материка?

– Индийский (Африка, Евразия, Австралия и Антарктида)

– В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?

– В восточном полушарии.

– Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой?

– Правильно, острова.

– Далеко ли от материков находятся острова?

– Нет.

– Покажите на карте полушарий острова.

– Наше кругосветное путешествие подходит к концу.

4. Игра «Узнай материк»

До наших дней сохранился бортовой журнал,в который мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться, какие материки встретились на их пути. ( капитаны кораблей по очереди читают запись из бортового журнала, все ребята узнают материк)
 

Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины. Часто дают ураганные ветры.

Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли. Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.

Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов.

Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед.

Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.

https://www.youtube.com/watch?v=ilVTgOxpDkw

Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф, быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.

Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.

5. Игра «Узнай материк по контуру»

6. Кроссворд

1. Самый жаркий материк. Его почти посередине пересекает экватор.

2. Самый большой материк, на котором мы живём.

3. Материк, который находится в западном полушарии, в южной части.

4. Почти вся поверхность этого материка покрыта ледяным панцирем.

5. Самый маленький материк, на котором живут кенгуру.

6. Материк, который находится в западном полушарии, в северной части.

Итог урока.

– Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?

– Карта полушарий.

– Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?

– Какие материки увидели во время плавания?

– Чем сходны и чем различаются материк и остров?

– Какие океаны пересекли?

Закончить наше путешествие я хочу стихотворением.

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

Источник: https://naurok.com.ua/konspekt-uroku-z-prirodoznavstva-yaki-okeani-i-materiki-e-na-zemli-132661.html

Как будет выглядеть планета Земля в далеком будущем

4 материка планеты. Океаны и материки, их названия, расположение

12.02.2019 19:57:00

Рисунок из книги Дугала Диксона «После человека. Зоология будущего», 2017

В одном из сохранившихся диалогов древнегреческого философа Платона есть ссылка на лаконичное, но очень емкое выражение другого древнегреческого философа, Гераклита Эфесского (ок. 554–483 до н.э.): «Все течет, все изменяется».

Для современных ученых, а тем более геологов, наиболее актуально эта крылатая фраза звучит в переводе Т.В. Васильевой, российского филолога и переводчика философской литературы: «Все движется, и ничто не остается на месте».

Фиксизм как часть мобилизма

В начале ХХ века географы и геологи вновь обратили внимание на подмеченный еще за несколько веков до того факт удивительного сходства очертаний западного побережья Африки и восточного побережья Южной Америки.

Был предложен целый ряд гипотез о дрейфе континентов по поверхности Земли или их раздвижения за счет увеличения ее объема.

Было наглядно показано, что если все современные континенты аккуратно сдвинуть вместе, то они отлично укладываются на «шарике», имеющем диаметр примерно в два раза меньше нынешнего.

Такие палеореконструкции были очень популярны среди европейских геологов в 30-е годы прошлого века…

Позднее, в 1950-е и 1960-е годы, когда началось глубоководное бурение в океанах, было обнаружено, что ложе всех океанов довольно молодое по сравнению с континентами – не старше 170 млн лет, в то время как возраст кристаллического фундамента континентов измеряется миллиардами лет. Гипотеза о существовании единого материка – Пангеи, – который по какой-то причине начал раскалываться на части около 200 млн лет назад, получила убедительные доказательства.

Ожесточенные споры между «фиксистами», отрицавшими дрейф континентов, и их противниками – «мобилистами» продолжались не один десяток лет. К 80-м годам прошлого века абсолютное большинство зарубежных и советских геологов стали приверженцами новой парадигмы – тектоники литосферных плит.

Как по структурному, так и по морфологическому признаку поверхность Земли делится на континенты и океаны, хотя границы между ними не везде определяются однозначно.

В целом под океанами скрывается океаническая кора, которая резко отличается от континентальной: по составу (грубо говоря, граниты и базальты), по плотности (2,8 и 3,0 г/см3), по толщине (35–40 и 6–8 км) и по возрасту горных пород (примерно 4 млрд лет и 0–170 млн лет).

Несмотря на это, геологи, которых стали называть плейт-тектонистами, дружно переключились на выделение гипотетических «плит», границы которых старались провести по зонам сейсмической активности, то есть по линиям с высокой концентрацией очагов землетрясений, что не всегда получалось однозначно. В результате выделенные крупные плиты охватывали, как правило, материки с прилегающими морями и широкие океанские просторы.

Родиния, Панотия и Пангея

Крупные плиты, или макроплиты, оказались при внимательном изучении не вполне жесткими и цельными, и со временем была разработана концепция «деформируемых литосферных плит», состоящих из десятков микроплит. Это не спасло плейт-тектонистов от неудобных вопросов и противоречивых фактов. Но они нашли выход из положения, просто запретив себя критиковать.

Вот любопытная цитата из книги «Современные идеи теоретической геологии», опубликованной еще в 1984 году: «Подавляющее большинство геологов мира в настоящее время безоговорочно принимает новую парадигму.

Основное возражение против тектоники литосферных плит сводится к утверждению о том, что в основу этой концепции положены не факты, а недоказанные гипотетические представления о процессах, подобных спредингу и субдукции (то есть наращиванию коры в срединно-океанических хребтах и погружению океанической коры под континентальную. – А.Ч.).

Все базовые модели тектоники литосферных плит, включая модели спрединга и субдукции, должны быть признаны целесообразными. Все эти модели удовлетворяют требованиям общей теории познания. Они не противоречат известным физическим законам, все они логически непротиворечивы.

На данном этапе развития геологии новая глобальная тектоническая концепция не имеет теоретических альтернатив. Более того, поскольку эта концепция пока что развивается, не встречая серьезных затруднений, нет оснований считать поиски новых подходов актуальными».

Как уже было сказано, все современные океаны Земли имеют возраст не более 170 млн лет. Это знаменитый юрский период мезозойской эры.

Неужели до этого океанов не было? Конечно, они были, и сами плейт-тектонисты придерживаются мнения, что объем воды на земной поверхности существенно не менялся в течение последнего миллиарда лет.

Выход из этого парадокса найден очень простой: континенты не раз в истории Земли разбегались и снова сращивались в единый «суперконтинент» на одной стороне Земли, полностью уничтожая «средиземные» океаны и оставляя окружающий единую сушу суперокеан…

Считается, что Земля много раз проходила через циклы «суперконтинентов» с периодом 400–500 млн лет. Древним суперконтинентам даже присвоены названия: Родиния (около 1 млрд лет назад), Панотия (около 600 млн лет назад) и Пангея (около 250 млн лет назад).

Геологи подтверждают, что во всех океанах в настоящее время происходит раздвижение морского дна. Но не могут же все океаны увеличиваться на Земле, которая имеет фиксированный размер? Нет, не могут.

Плейт-тектонисты нашли такой выход: океаны бывают молодыми (расширяющимися) и стареющими (сужающимися).

Самый большой современный океан – Тихий – назван реликтом суперокеана Панталасса, стареющим в течение последних 100–120 млн лет.

В то же время известно, что наибольшая скорость раздвижения морского дна – до 10–15 см в год – наблюдается в настоящее время именно в Тихом океане, в пределах его Восточного поднятия.

Высокоточные спутниковые навигационные системы, позволяющие определять координаты точек на поверхности Земли с точностью до 1 см, смогут подтвердить возможные изменения абсолютных размеров Земли и ее континентов и океанов в течение ближайших десятилетий.

Фантазии палеогеографа Скотезе

В современной книге «Мировой океан», изданной под эгидой Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН в 2013 году, предлагается расценивать тектонику плит как первую научную теорию, имеющую предсказательную силу.

Утверждается, что «теория тектоники плит имеет определенное математическое обоснование, благодаря которому современная кинематика плит, включающая направления и скорости их взаимных перемещений, может быть экстраполирована и в прошлое, и в будущее».

Геолог и палеогеограф Кристофер Скотезе из Техасского университета в городе Арлингтоне стал знаменитым в геологических кругах на рубеже ХХ и XXI веков благодаря своей, как он выразился, фантазии на тему, как может выглядеть Земля будущего.

В передаче, подготовленной американским телеканалом National Geographic, профессор Скотезе рассказывает, что однажды его спросили, может ли он спрогнозировать положение материков в будущем – скажем, через 50 млн, 100 млн и 200 млн лет.

Он ответил, что это очень интересная задача, которую он берется решить!

С учетом того, что континенты в прошлом (вероятно) не раз распадались и объединялись в суперконтиненты, Скотезе предположил, что через 200–250 млн лет наступит время для очередного такого слияния, и предполагаемый суперматерик он сначала назвал «Пангея Ультима», то есть «Пангея Последняя». Это название успело получить широкую известность и попало в Википедию и другие справочные интернет-ресурсы. Впрочем, сам Скотезе вскоре решил уйти от категоричного слова «последняя» и предложил называть будущий суперконтинент «Пангея Проксима», то есть  ближайшая или следующая Пангея.

К сожалению, ход мыслей и экспериментов профессора Скотезе, показанный в фильме телеканала National Geographic, только дискредитирует практическую ценность теории тектоники плит и серьезность прогнозов дрейфа континентов в будущем. Возможно, режиссеры телеканала для наглядности предложили профессору Скотезе «поиграть» разноцветными вырезанными из картона континентами, разложенными на светостоле, то есть на плоской Земле.

Известно, что в проекции Меркатора и других популярных картографических проекциях изображения приполярных областей сильно растягиваются. Например, Гренландия обычно имеет кажущиеся размеры, превышающие истинные размеры Австралии.

Когда «творец» перемещает Англию на Северный полюс, а Сибирь – в тропики, истинные размеры имеют значение! И вторая режущая глаз ошибка – это отделить Европу от Азии по условному рубежу, проходящему по Уралу, Каспийскому морю и Кавказу, и двигать эти массивы суши раздельно.

Это две недопустимые  оплошности для профессионального геолога.

Чтобы не возвращать все материки (или части света) на то же место, которое они занимали в Пангее 200 млн лет назад – и не давать пищу сторонникам гипотезы пульсирующей Земли! – профессор Скотезе придумал, что при формировании суперконтинента Пангея Проксима, когда расширение Атлантического океана сменится на его схлопывание, к Африке причалит не Южная, а Северная Америка. А Южная Америка обогнет Африку и запечатает собой Индийский океан. При этом Тихий океан опять останется суперокеаном, вопреки мнению других плейт-тектонистов, назначивших его стареющим и сжимающимся уже в наши дни.

В другом фрагменте фильма телеканала National Geographic теми же настольными экспериментами с дрейфом материков (но никак не «плит», между которыми не бывает промежутков!) занят американский геофизик Пол Силвер из института Карнеги.

Силвер вырезал из дерева «континенты» и поместил их в тазик с водой.

Это слишком напоминает бытовавшие задолго до нашей эры представления об окруженной морем Земле в форме блюдца! Чтобы вернуться хотя бы к первоначальному представлению 60-х годов прошлого века о «плитах», которые, согласно первому изданию энциклопедического словаря по разведочной геофизике профессора Хьюстонского университета Роберта Шериффа (1973), «дрейфуют, как льдины с вмерзшими в них бревнами-материками», геофизику Силверу нужно было хотя бы подморозить свой тазик с водой и деревянными континентами.

Термодинамика не дает добро

Как уже было сказано выше, в книге «Современные идеи теоретической геологии» (1984) утверждалось, что «все базовые модели тектоники литосферных плит удовлетворяют требованиям общей теории познания и не противоречат известным физическим законам». Так ли это?

Вернемся к неоспоримому древнегреческому «мобилистскому» высказыванию Гераклита Эфесского: «Все течет, все изменяется». Древние греки не пояснили, КАК ИМЕННО все меняется.

Знаменитый физик и химик Людвиг Больцман в XIX веке пришел к мысли, что природа стремится перейти из менее вероятного состояния в более вероятное с большей энтропией (или мерой беспорядка).

Другими словами, универсальный закон природы заключается в том, что она стремится к равновесному неупорядоченному состоянию, то есть к хаосу, причем достигает этого состояния наиболее быстрым путем. Любое упорядочивание в той или иной системе не может наблюдаться, если система замкнута и не получает энергии извне.

Могло ли эндогенное (внутреннее) тепло, получаемое земной корой из ядра и мантии Земли, или экзогенное тепло, получаемое поверхностью Земли от Солнца, обеспечить постулируемые плейт-тектонистами периодические распады суперконтинентов на части и их удивительные реконструкции? Видимо, нет, поскольку, согласно второму закону термодинамики, невозможно протекание самопроизвольных процессов, в которых теплота превращается в работу. Второй закон термодинамики в формулировке английского ученого Кельвина звучит так: «Невозможно осуществить такой периодический процесс, единственным результатом которого было бы получение работы за счет теплоты, взятой от одного источника». Иначе был бы возможен вечный двигатель!

В общем, если Земля не является чьей-то песочницей и не подвергается целенаправленному внешнему воздействию, периодическое формирование суперконтинента невозможно. Скорее всего суперконтинент Пангея существовал и распался на фрагменты только один раз. И геологам вместе с физиками и химиками нужно искать в мантии – или даже в ядре Земли – причины этого необратимого процесса.

Хотя плейт-тектонисты отвергают возможность пересмотра парадигмы (или даже «зрелой теории») тектоники литосферных плит, стоит напомнить им, что историк науки Томас Кун, автор основополагающего классического труда «Структура научных революций», под парадигмами подразумевал признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Научная революция происходит тогда, когда ученые обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс.

А аномалии в развитии земной коры, которые не могут объяснить современные плейт-тектонисты, имеются в изобилии! 

Источник: http://www.ng.ru/nauka/2019-02-12/14_7505_chaos.html

Материки и океаны на глобусе. урок. Окружающий мир 3 Класс

4 материка планеты. Океаны и материки, их названия, расположение

Посмотрите внимательно на глобус. На нем есть много цветов: синий, голубой, зеленый, желтый, коричневый и белый. Это сделано для того, чтобы как можно больше сообщить нам о Земле.

Рис. 1. Глобус (Источник)

Почему синего и голубого цвета на глобусе больше всего? Большая часть земной поверхности покрыта водой. На фотографии, сделанной из космоса, все водные пространства кажутся синими. Этим цветом на глобусе обозначены океаны и моря, реки и озера.

Рис. 2. Земля из космоса (Источник)

Но если присмотреться, можно заметить, что в разных местах океан обозначен разными оттенками. Это сделано, чтобы показать глубину: чем глубже океан, тем темнее синий цвет, а чем глубина меньше, тем краска на глобусе светлее. Океаны – это огромные пространства горько-соленой воды, которые окружают материки и острова.

Рис. 3. Океан (Источник)

Тихий океан –самый большой на Земле.

Рис. 4. Физическая карта Тихого океана (Источник)

Такое имя дал ему мореплаватель Фернан Магеллан, потому что во время его путешествия на парусных кораблях этот океан был спокойным. Хотя на самом деле Тихий океан вовсе не тихий, особенно в западной своей части, где он поднимает и гонит огромные волны – цунами, приносящие много бед жителям японских островов.

Рис. 5. Цунами (Источник)

Марианская впадина – самое глубокое место в мире. Она находится в Тихом океане, ее глубина одиннадцать километров тридцать четыре метра.

Рис. 6. Марианская впадина (Источник)

Раньше европейцы даже не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический, который казался беспредельным, поэтому его назвали в честь самого сильного героя греческих мифов Атланта.

Рис. 7. Физическая карта Атлантического океана (Источник)

На самом деле Атлантический океан второй по величине после Тихого, наибольшая глубина океана 5 километров. В Атлантическом океане бывают огромные волны высотой с трехэтажный дом.

Индийский океан особенно неспокоен в южной своей части. Он теплее других, даже в северной части воды Индийского океана прогреваются до + 35 градусов.

Рис. 8. Физическая карта Индийского океана (Источник)

Арктика – самая северная область, зимой и летом покрытая толстым слоем льда и снега. У Северного полюса находится четвертый океан, почти вся его поверхность покрыта толстыми крепкими льдами, а вокруг многометровые сугробы снега. Вот почему этот океан назвали Северный Ледовитый.

Рис. 9. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Относительно недавно ученные океанографы стали выделять пятый, Южный океан.

Рис. 10. Физическая карта Антарктиды (Источник)

Ранее этот океан рассматривали как южные части Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Все океаны вместе: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Южный – сливаются вместе в единый мировой океан, который омывает весь земной шар.

На глобусе зеленым, желтым, коричневым и белым цветами изображены большие участки суши, которые называют материками. На Земле шесть материков: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

Евразия – самый большой материк, в его пределах лежат две части света: Европа и Азия.

Рис. 11. Физическая карта Евразии (Источник)

Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: Северным Ледовитым на севере, Индийским на юге, Атлантическим на западе и Тихим на востоке. На этом материке находится наша родина Россия.

Рис. 12. Россия на карте Евразии (Источник)

Поверхность материка очень разнообразна. Горы и равнины – это основные формы земной поверхности. Коричневый цвет указывает месторасположение гор, а зеленый и желтый – равнин. Наиболее крупные из них Западно-Сибирская (плоская равнина), Восточно-Европейская (холмистая равнина).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Рис. 14. Физическая карта Восточно-Европейской равнины (Источник)

Неровными линиями голубого цвета, проведенными по поверхности материков, на глобусе обозначены реки. По Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр, по Западно- Сибирской равнине течет река Обь. Над поверхностью равнин возвышаются горы. Чем выше горы, тем темнее их цвет на глобусе. Гималаи являются самыми высокими горами мира.

Рис. 15. Горы Гималаи (Источник)

Джамалунгма (Эверест) – самая высокая гора в мире (8 км 708 м).

Рис. 16. Гора Джамалунгма (Источник)

В Евразии расположен Байкал – самое глубокое озеро,

Рис. 17. Озеро Байкал (Источник)

Каспийское море – самое крупное озеро,

Рис. 18. Каспийское море (Источник)

самый большой полуостров – Аравийский,

Рис. 19. Побережье Аравийского полуострова (Источник)

самая низкая точка суши в мире – впадина Мертвого моря.

Рис. 20. Мертвое море (Источник)

Рис. 21. Полюс холода Оймякон (Источник)

Африка – это второй по величине материк, который расположен по обе стороны от экватора, омывается Атлантическим океаном с запада и Индийским с востока и юга.

Рис. 22. Физическая карта Африки (Источник)

Африка известна разнообразием природы: непроходимые тропические леса с орхидеями,

Рис. 23. Тропический лес (Источник)

травянистые равнины с баобабами (громадными деревьями до сорока метров в окружности),

Рис. 24. Баобаб (Источник)

огромные пространства пустынь.

Рис. 25. Пустыня в Африке (Источник)

Африка – самый жаркий материк планеты. Здесь находится пустыня Сахара.

Рис. 26. Пустыня Сахара (Источник)

Это самая большая пустыня в мире и самое жаркое место на Земле (максимальная зафиксированная температура +58 градусов). На этом материке протекает Нил – вторая по протяженности река в мире.

Рис. 27. Река Нил (Источник)

Вулкан Килиманджаро – самая высокая точка Африки.

Рис. 28. Вулкан Килиманджаро (Источник)

Виктория, Танганьика, Чад – крупнейшие озера на этом материке.

Рис. 29. Озеро Виктория (Источник)

Рис. 30. Озеро Танганьика (Источник)

Рис. 31. Озеро Чад (Источник)

В западном полушарии находятся Северная Америка и Южная Америка, они омываются с запада Тихим океаном, с востока – Атлантическим, а Северная Америка ещё и Северным Ледовитым океаном с севера.

Рис. 32. Физическая карта Северной Америки

Рис. 33. Физическая карта Южной Америки

В состав Северной Америки также входит самый крупный остров на Земле, он называется Гренландия.

Рис. 34. Побережье Гренландии (Источник)

Эти материки богаты и реками и озерами. В Северной Америке протекает одна из величайших рек мира Миссисипи,

Рис. 35. Река Миссисипи (Источник)

а в Южной Америке расположена река Амазонка, крупнейшая в мире по полноводности и длине.

Рис. 36. Амазонка (Источник)

На побережье Северной Америки расположен залив Фанди, который, кроме своей невероятной красоты, знаменит самыми большими приливами в мире, более семнадцати метров.

Рис. 37. Залив Фанди (Источник)

Только представьте себе, миллионы тонн воды за двенадцать часов подходят к берегу, а затем отходят от него. В Южной Америке находится самый высокий в мире водопад – Анхель, его общая высота 979 метров.

Рис. 38. Водопад Анхель (Источник)

Кажется, будто он окутан туманом – это завеса из мельчайших частичек воды, которая распыляется, падая с такой огромной высоты. На этом же материке расположен самый мощный водопад в мире Игуасу.

Рис. 39. Водопад Игуасу (Источник)

Хотя на самом деле это целый комплекс из 270 отдельных водопадов, который имеет ширину около 2,7 км. В Южной Америке находится самое сухое место в мире – пустыня Атакама.

Рис. 40. Пустыня Атакама (Источник)

В некоторых местах этой пустыни дождь выпадает один раз в несколько десятков лет.

Австралия – пятый материк, который меньше всех остальных. Тихий океан омывает северное и восточное побережья, Индийский океан – западное и южное.

Рис. 41. Физическая карта Австралии

Большую часть материка занимают пустыни и полупустыни, рек очень мало, из-за чего Австралия считается самым засушливым континентом на Земле. Здесь распространены крики (англ. creek – речушка) – реки, которые существуют только в период дождей и полностью пересыхают на большую часть года.

Рис. 42. Пересохшее устье реки (Источник)

В летнее время многие озера также пересыхают, значительно мелея и покрываясь толстым слоем соли. Зато в недрах Австралии находится Большой артезианский бассейн – огромное количество чистой пресной воды, которую добывают для питья. Более 9 000 растений сохранилось только в Австралии. Эвкалипт – самое обычное растение этого континента.

Рис. 43. Эвкалипт (Источник)

В эвкалиптовых лесах всегда светло, ведь эвкалипт поворачивает свои листья ребром к солнцу, чтобы сберечь влагу. У бутылочного дерева ствол расширяется книзу, как у бутылки, чтобы накапливать там влагу и расходовать её во время засухи.

Рис. 44. Бутылочное дерево

Уникален животный мир Австралии: кенгуру, коала, сумчатые белки и крысы, утконос, ехидна…

Рис. 45. Кенгуру (Источник)

Рис. 46. Коала (Источник)

Рис. 47. Карликовая летяга (Источник)

Рис. 48. Утконос (Источник)

Рис. 49. Ехидна (Источник)

Страус эму и рыжий кенгуру – символы Австралии, которые являются элементами её герба.

Рис. 50. Герб Австралии (Источник)

Антарктида – шестой материк, который располагается вокруг Южного полюса Земли.

Рис. 51. Физическая карта Антарктиды (Источник)

Южный океан омывает материк, покрытый толстым слоем льда (толщиной до 4 километров). Поэтому Антарктида обозначена белым цветом на глобусе.

В Антарктиде находится не только Южный полюс земли, но и полюс холода (самая низкая зафиксированная температура -89 градусов). Естественно, на большей части материка нет ни животных, ни растений.

В прибрежных районах есть мхи, лишайники, водоросли. Сюда приплывают пингвины.

Рис. 52. Пингвины (Источник)

Самый крупный из них – императорский.

Рис. 53. Императорские пингвины (Источник)

В Антарктиде нет ни городов, ни селений. Но туда отправляются экспедиции из разных стран. Ученые России внесли большой вклад в изучение Антарктиды.

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей (Источник).
  3. Геолого-географическое обозрение (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Океаны»
  2. Подготовьте небольшой доклад о примечательном географическом или природном объекте Евразии.
  3. * Используя полученные на уроке знания, напишите сказку, рассказ или нарисуйте комикс на тему «Мое кругосветное путешествие».

Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/planeta-na-kotoroy-my-zhivyom/materiki-i-okeany-na-globuse

Материки, океаны и части света

4 материка планеты. Океаны и материки, их названия, расположение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МАРИУПОЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ І-ІІ СТУПЕНЕЙ № 11 ОБЛАСТНОГО СОВЕТА

Урок природоведения

4 – А класс

Материки, океаны и части света на географических картах.

Учитель: Дейнека Екатерина Григорьевна

г. Мариуполь

2017 год

23.11.2017.

Материки, океаны и части света на географических картах.

Цель: ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить их показывать на карте

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать умение работать с картой полушарий;

  • выявить общие и отличительные черты глобуса и карты

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

  • развивать внимание, активность

  • развивать пространственное воображение, мышление, речь

Воспитательные:

  • формировать умение работать в группе;

  • воспитывать чувство взаимопомощи;

  • учить уважительно относиться друг к другу

Оборудование: ноутбук, телевизор, карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

– А начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения: (слайд 2)

II. Актуализация знаний.

Что у меня в руках? – Что же такое глобус? (слайд 3)

(Глобус – это модель Земли.)

– Почему глобус имеет форму шара и вращается? (Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.)

– Самая длинная параллель. (Экватор.) Слово означает «уравнитель».

На какие полушария разделен глобус экватором? (На Северное и Южное.)

– На какие полушария разделен глобус начальным меридианом? (На Западное и Восточное.)

– Что можно увидеть на глобусе? (Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.)

– Что на глобусе изображено голубым цветом? (Океаны, моря, реки, озера)

– Каким цветом на глобусе показаны участки суши? (Зеленым, желтым, коричневым.)

– Молодцы!

III. Сообщение темы урока.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в ознакомительное кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?

Корабль, современный лайнер (слайд 4), т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода. Недаром Землю называют «голубой планетой».

– Удобно ли брать глобус в путешествие?

– Нет, т.к. масштаб очень мелкий, поэтому не все объекты нанесены.

– Что поможет нам, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды. ( Карта.)

– Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. (слайд 5). Именно онапоможет нам в кругосветном путешествии.

IV. Изучение нового материала.

– Рассмотрите карту полушарий. Какой масштаб карты?

– Что вы видите на карте полушарий? (Материки и океаны.)

– Что такое материк?

Материки – это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. (слайд 6)

Учёные предполагают, что миллионы лет назад наша планета выглядела совсем не так, как сейчас. Сушу составлял один большой материк – Пангея , что в переводе означает «вся Земля».

Под действием внутренних сил Земли этот материк раскололся на несколько частей. Многие миллионы лет плавали части суши в мировом океане, пока, наконец, не заняли места, уже привычные для нашего времени.

(слайд 7)

– Сколько материков на Земле? (6)

– Назовите их. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

– А кто знает, сколько частей света? (Тоже 6: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида). (слайд 8)

Их часто путают. Однако понятие «материк» и «части света» совершенно разные не только по смыслу, но и по времени возникновения. Люди сначала поделили сушу на части света, а затем на материки.

Части света – участки суши, выделенные учеными на основании знаний об истории, культуре и географии этих районов Земли. Границы частей света включают в себя материки или их части, а также прилегающие острова.

(слайд 9)

– На каком материке живем мы? (Евразия.) Именно с Евразии начнём наше путешествие. (слайд 10)

Это самый большой материк. Его название состоит из названия двух частей света – Европы и Азии. Находится в Восточном полушарии. Евразия омывается водами четырёх океанов. Материк богат полезными ископаемыми. Природа Евразии очень разнообразна. Это единственный материк, расположенный во всех природных зонах и имеющий самую большую плотность населения.

– Теперь отправляемся к самому маленькому материку. Покажите его на карте. (слайд 11)

Австралия – самый маленький и самый сухой материк Земли. Находится в Восточном полушарии. Он богат залежами каменного угля, нефти, природного газа, разнообразных руд. В Австралии мало рек. Самая большая река – Муррей. Коренное население – аборигены.

– Как вы думаете, какой материк самый жаркий? (Африка.) (слайд 12)

Африка – второй по величине материк. Почти посредине его пересекает экватор. Он омывается водами Атлантического и Индийского океанов. На территории Африки находится самая большая пустыня – Сахара и одна из самых длинных рек – Нил. В Африке много золота, платины, алмазов, урановых руд, нефти, газа. Большинство населения Африки темнокожие.

Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии.

– Какие материки там расположены? (Северная Америка и Южная Америка.)

(слайд 13) Северная Америка – третий по величине материк, омывается водами трёх океанов и расположенный в Северном полушарии. Вместе с Южной Америкой они образуют одну часть света – Америку.

На западе есть высокие горы Кордильеры. Природные условия материка очень разнообразны, благодаря его большой протяженности с севера на юг. Материк богат полезными ископаемыми.

Коренные жители – индейцы и эскимосы.

(слайд 14) Южная Америка расположена в Западном полушарии. Его берега омывают воды Атлантического и Тихого океанов. На севере материк пересекает экватор. Южную Америку называют материком контрастов. Здесь есть высокие горы и широкие равнины, самое влажное и сухое место на Земле. Материк богат полезными ископаемыми, лесами, гидроресурсами.

– Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели? (Антарктиду.) (слайд 15)

Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов и не поднимается выше 0 градусов. Большая часть Антарктиды – зона арктической пустыни, лишенная растительности и животных. Антарктида не принадлежит ни одному государству. Постоянное население на материке отсутствует.

– Можно ли Антарктиду и Австралию объединить в одну группу?

(Можно. Оба материка расположены в Южном полушарии.)

Физкультминутка

Наш лайнер от материка к материку плыл по океанам.

– Какие океаны пересекли мы во время плавания? (слайд 16)

( Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан).

– По какому океану мы не плыли? (Северный Ледовитый океан.)

– Покажите на карте самый большой океан. (слайд 17)

Тихий океан – самый большой и глубокий. Здесь находится Марианская впадина – самая глубокая на Земле (11 км).

– Какой океан омывает сразу 4 материка? (Индийский – Африка, Евразия, Австралия и Антарктида). (слайд 18)

Индийский океан – самый тёплый на Земле. Его температура у поверхности воды 35,5 градуса.

Атлантический океан назван в честь мифологического героя – Атланта.Второй по величине океан после Тихого океана. (слайд 19)

– Какие материки омывает Северный Ледовитый океан? (Евразию и Северную Америку.) (слайд 20)

Северный Ледовитый океан – самый маленький, мелкий и холодный. Большую часть года покрыт льдами.

– В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? (в Восточном полушарии.)

Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой? (Правильно, острова.) (слайд 21)

– Далеко ли от материков находятся острова? (Нет.)

– Покажите на карте полушарий острова. Гренландия – самый большой остров на Земле. Остров Пасхи – один из самых удалённых островов в Тихом океане.

– Наше кругосветное путешествие подходит к концу. А знаете ли вы, кто совершил первое путешествие вокруг света?

В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек. (слайд 22)

Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим.

В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство — Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями. Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г возвратился в Испанию. До наших дней сохранился бортовой журнал,в который мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться, какие материки встретились на их пути.

Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины. Часто дуют ураганные ветры.

Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли. Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.

Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов.

Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед.

Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.

https://www.youtube.com/watch?v=ilVTgOxpDkw

Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф, быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.

Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.

V. Закрепление и осмысление знаний.

1. Практическая работа. Нанесение на контурную карту названий материков и океанов. (слайд 23)

Вы правильно назвали все материки, о которых писали путешественники. А сейчас я предлагаю создать свою карту полушарий.

– Обозначьте на контурной карте название материков и частей света.

– Подпишите океаны, омывающие их берега.

2. Игра «С какого материка».

– У вас на столе лежат картинки. Определите, какому материку принадлежат данные фрагменты.

VII. Итог урока. (слайд 24)

Закончить наше путешествие я хочу стихотворением.

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Ребята, берегите нашу Землю.

Урок окончен. Спасибо. (слайд 25)

Источник: https://vseosvita.ua/library/materiki-okeany-i-casti-sveta-134393.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.