Адам смит краткая биография. Экономическая теория адама смита

Адам Смит (Adam Smith) – биография, основные идеи и теории

Адам смит краткая биография. Экономическая теория адама смита

Как все гении, Адам Смит вызывает удивление. Он одинаково уверенно и в равной степени глубоко рассуждал и о природе нравственности, и о сборе налогов.

Он сумел изложить всего в двух книгах темы для десятков диссертаций.

Совершил переворот в умах своих современников, а сам потерялся в веках: никто достоверно не знает, чем он жил, кого любил, как умер и зачем сжёг все свои рукописи перед смертью. 

Адам Смит

Родные берега

Биографы Смита скупы на факты. Известно, что он родился в двадцатых годах XVIII века в Шотландии и был единственным ребёнком в знатной семье. Его отец, тоже Адам, был таможенным чиновником, а мать Маргарет — дочерью землевладельца. Когда мальчику было всего два месяца, Смит-старший умер, и Маргарет осталась богатой вдовой.

Детство Смита прошло на востоке Шотландии, в портовом городе Киркоди (Керколди). Местные жители много веков зовут это место Lang Toun, Длинный город, из-за необычных широких улиц, которые тянутся по всему побережью залива Ферт-оф-Форт. Во времена Адама Смита Киркоди был богатым и благоустроенным городом.

Основными источниками пополнения городской казны служили импорт и экспорт товаров, добыча угля, рыболовный промысел, а также судостроение, которое тогда возродилось после ряда гражданских войн. Город хорошо сохранился и до наших дней, хотя утратил значение торгового узла.

Сейчас большая часть населения Киркоди занята в промышленности, а главные местные достопримечательности — средневековая церковь и театр имени Адама Смита.

Карта Киркоди, 18 век

Шотландия vs мир

В четырнадцать лет Смит отправился учиться в Университет Глазго на противоположный берег залива. Надо сказать, в XVIII веке такой возраст отнюдь не считался юным. Молодой человек осваивал полноценную учебную программу: древние языки, логику, философию, астрономию и математику. Одним из его преподавателей стал знаменитый деятель Шотландского просвещения Фрэнсис Хатчерсон.

В 1740 году юноша продолжил образование, поступив в бюджетную аспирантуру в Оксфорде. Пребывание там, возможно, было коммерчески оправданным, но бесполезным.

Впоследствии Адам Смит писал: «В Оксфордском университете большинство профессоров давно отказалось даже от видимости преподавания».

Отчасти из-за недовольства коллегами, отчасти из-за волнений Второго якобитского восстания, в 1746 году он вернулся в родной Киркоди и занялся самообразованием.

«Теория нравственных чувств», издание 1774 года

Авторитарность и формализм английских преподавателей послужили полезным антипримером. Собственные лекции, которые Адам Смит начал читать в 1748 году, пользовались успехом с самого начала. Следующие тринадцать лет он называл самыми счастливыми в жизни.

Смит преподавал риторику, литературу и логику в Эдинбурге и родном Университете Глазго, написал философский трактат «Теория нравственных чувств», общался с лучшими учёными Шотландии.

Его друзьями и коллегами стали философ Дэвид Юм, химик Джозеф Блэк, изобретатель Джеймс Уатт, писатель и художник Роберт Фаулис, геолог Джеймс Хаттон.

Смит хорошо зарабатывал, на его лекции приезжали студенты со всей Европы. Однако в 1764 году он неожиданно променял всё это на должность личного педагога для юного герцога.

Что стало причиной такого решения — желание сменить работу или повышение жалованья примерно в два раза, история умалчивает. Известно лишь, что за два года он вместе со своим подопечным впервые в жизни посетил Францию и Швейцарию.

По легенде, для патриота Смита эти перемещения были настолько мучительны, что он от скуки начал писать свою вторую книгу.

Экономика vs мораль

Адаму Смиту повезло жить во времена первооткрывателей, когда талантливый человек мог придумать целую науку. Что он и сделал, навсегда оставшись в истории отцом экономики.

Разумеется, Смит не опирался на воздух: в Европе уже вовсю шли споры между меркантилистами (консерваторами) и физиократами (новым движением из Франции).

Меркантилизм полагался на богатую аристократию и сильного монарха, а физиократия проповедовала достойные условия крестьянского труда.

Ни одна из этих теорий не была экономической в современном смысле — скорее, сводом политических и философских доктрин.

Эти споры между учёными мужами велись вовсе не от скуки. Во всей Европе происходил переход от аграрного общества к индустриальному, старая схема «буржуа — крестьянин» уже не работала.

Однако ни меркантилисты, которые предлагали бороться с голодом созданием дешёвых рабочих мест, ни физиократы, которые презирали города как явление, не могли вписаться в новую реальность.

Книга Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» на самом деле совершила грандиозный переворот в умах. 

«Исследование о природе и причинах богатства народов», издание 1828 года

Итак, что же предложил Смит?

Свободный рынок

Эту мысль учёный позаимствовал у физиократов, но со значительными улучшениями. Он предложил не только отказаться от государственного регулирования торговли, но и от искусственного рынка труда. По его мнению, рабочие места должны создаваться не для того, чтобы занять праздных бедняков, а по настоящим потребностям рынка.

Разделение труда

Предложение было как никогда актуально: растущий рынок и развитие машинного производства создали все условия для появления узкой специализации. Интересно, что при этом сам Смит был универсальным преподавателем, видимо, свои идеи он применял только к физическому труду.

Свободу крестьянам

Если физиократы обсуждали положение крестьян с точки зрения социальной справедливости, Смит утверждал, что рабство приносит денежные убытки. Он верно заметил и впервые смог понятно донести до аристократии, что голодный крестьянин попросту не заинтересован в усердной работе.

Упор на внутренний рынок

Проблемой большинства европейских стран являлось искусственное создание профицита и приоритет внешней торговли. Смит предложил инновационную модель, при которой государство обеспечивает себя самостоятельно.

Новую налоговую систему

Идея обложить налогами не только крестьян была новаторской. Мысль о том, что государство должно обеспечивать граждан социальными гарантиями взамен налогов, была революционной. 

Ожидания vs реальность

Публикация «Исследования…» в 1776 году положила начало развитию классической экономики и появлению большого числа последователей, которых иногда называют смитианцами.

Среди них: Жан-Батист Сэй, Джон Милл, Давид Рикардо и Уильям Томпсон. В Россию идеи смитианцев проникли намного позже, вместе с марксизмом.

Однако образованное дворянство было знакомо с трудами Смита ещё в 19 веке, об этом свидетельствуют знаменитые строки Пушкина из «Евгения Онегина»:

Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.

Сам же Смит после публикации десятилетнего труда отошёл от науки и преподавания. В 1778 году он получил должность, похожую на пост его покойного отца, и стал таможенным чиновником в Эдинбурге.

До конца жизни Смита продолжали награждать почётными регалиями и приглашали в самые блестящие клубы, однако нет оснований полагать, что это приносило ему удовольствие. Своим лучшим достижением мыслитель по-прежнему считал трактат о нравственных чувствах, который написал в юности.

Адам Смит умер в возрасте около семидесяти лет, не имея семьи и детей. Считается, что его последними словами была фраза: «Я мог бы достичь большего».

Могила Адама Смита в Эдинбурге

Источник: https://journal.open-broker.ru/biographies/adam-smit/

Адам Смит — основоположник экономического либерализма и его современные дети (часть 1)

Адам смит краткая биография. Экономическая теория адама смита

5 июня родился Адам Смит (1723 — 1790) — автор теории экономического либерализма, основные положения которой нашли отражение в последующем как теории монетаризма.

В 90-е годы либеральные младореформаторы разорили российскую экономику, обобрали каждого гражданина, унизили достоинство всех национальностей, входящих в состав многонационального русского народа, и подвели страну на грань демографической катастрофы.

Поэтому особенно интересно, кто же выдумали такое ученье, которому с легкостью поддались наиболее нестойкие представители нашего общества?

Выяснилось, что придумали всё — вполне «приличные» люди, которых раньше считали одним из источников и составных частей марксизма.. А основа этой экономической либеральной политики — классическая теория Адама Смита, а также неолиберальная чикагская школа (основоположник и продолжатель идей монетарной политики М.Фридман), обучение в которой и прошли российские младореформаторы.

Однако, большая проблема всегда состоит в том, к каким выводам приходит человек, познакомившись с конкретным учением и как он решил его использовать. Поэтому судить за склонность к какой-то идеологии — считаем не только неправильным, но и одним из проявлений чудовищных вывертов того же либерализма в нестойких умах.

Выводы человек может сделать разные. Именно выводами правое мышление отличается от неправого.

Один, глядя на Леонардовскую Джоконду, думает о человеческом гении, загадке женской улыбки… да хоть о том, что его тёща некстати иногда напоминает эту самую Джоконду, хоть ни с какого боку, конечно.

А другой сразу думает, как эту Джоконду спереть, продать, подставить другого, а деньги положить в швейцарский сейф.

Но это вовсе не означает, что последний «предприимчивый гражданин» — действительно проникся «либерализмом».

В нашем обществе давно вызревало предположение, что наши российские либералы, интеллектуальное развитие которых имеет множество изъянов, а рассуждения грешат отсутствием анализа (не говоря о синтезе) и полным неумением адекватно осмыслить собственные заявления.

Как думается, ссылаются они на западных либералов в надежде, что «первоисточники» и «составные части» — всем надоели со студенческой скамьи, поэтому их заявления никто не сверит с основоположниками либерализма.

Вроде как в возникшей с их явлением суете и беспределе — вряд ли кто-то удосужится их проверить.

В принципе, здравое зерно в таких предположениях имеется, поскольку:

Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету… (В.Г. Белинский)

Поэтому необходимо всегда знакомиться с первоисточником, чтобы понять, чьи постулаты трактуют и претворяют доморощенные российские либералы, называющие себя ни много ни мало — экономистами.

В нашем материале расскажем о сути экономической теории основоположника современного либерализма, а также научных налоговых систем — Адама Смита, а также — в чём смысл «реформ» М. Фридмана и как они реализуются в России «чикагскими мальчиками».

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына.

Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери.

Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона.

На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.

Адам имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься, — но умного человека.

В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что

в Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания.

В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием.

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург.

Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику).

Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Основное произведение Адама Смита, профессора философии в университете Глазго (Шотландия), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) стало, с одной стороны, подведением итогов предшествующих достижений классической политэкономии, а с другой стороны — началом нового этапа — этапа её всемирного господства.

В это время в Англии шло активное развитие промышленности. Пока она ещё была на мануфактурной стадии, когда ручной труд за счёт разделения технологического процесса на простейшие операции вышел на более высокий уровень производительности, чем ремесло. Но уже в том же Глазго Дж. Уатт работал над созданием парового двигателя.

Причём, когда цех, к которому принадлежал Уатт, запретил ему проводить свои опыты, научная общественность города, включая Смита, добилась для Уатта разрешения продолжать их в университетской лаборатории.

В результате в 1784 году был создан двигатель, на базе которого начался переход к машинному производству, получивший название «промышленный переворот».

Адам Смит как представитель шотландского просвещения был человеком с разносторонними энциклопедическими познаниями, но сегодня его вспоминают только как экономиста.

Вскоре теория Адама Смита о законах экономики и роли государства стала настолько популярной, причем, не только в Британии, что уже в 1825 году российский поэт Пушкин в своем романе пишет, что его герой — молодой поверхностно образованный дворянин Евгений Онегин читал Адама Смита:

Бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита, и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет и почему не нужно золота ему,

когда простой продукт имеет.

Работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» — это пять книг, в которых рассматриваются теория стоимости, формы распределения и разделение труда, природа запасов, капитала, процессы накопления и потребления ресурсов. Также в книгах говорится об экономике Европы (своего рода история народного хозяйства), о системах политической экономии (меркантилистах и физиократах), о финансах, принципах налогообложения, государственном долге.

Труды Адама Смита предопределили и последующую экономическую политику многих государств.

Основное место в методах его исследований занимают идеи экономического либерализма, в основу которого он положил идею естественного на его взгляд порядка, т.е. рыночных экономических отношений.

Адам Смит подчёркивает, что рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.

Что отражает субъективное представление о том, что можно взять и механически сложить интересы всех (как это сделать — отдельный вопрос) и получить какую-то целостную стратегию развития общества.

На деле в обществе могут быть группы с противоположными интересами и простая сумма «всех интересов» тут не поможет. Это более используется в популизме, чем в реальной политике.

задача Смита — определить, что лежит в основе богатства народов, какие причины способствуют его росту, а какие препятствуют этому.

Богатство народов изучается с разных сторон во всех пяти книгах: с точки зрения факторов, материальных предпосылок образования, форм распределения, условий (экономической политики), подходов («коммерческой системы», «сельскохозяйственной системы»), доходов и расходов государства.

Обоснование экономического либерализма — это идея «экономического человека» и «невидимая рука» рынка.

В книге Смит выделил главную проблему — экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Для решения этой задачи он вводит знаменитые понятия — «экономический человек» и «невидимая рука».

Сущность понятия «экономического человека» состоит о предположении, что разделение труда является результатом определённого стремления человеческой природы к торговле и обмену, т.е. к увеличению богатства. Разделение труда является исторической предпосылкой, благодаря которой Смит анализирует экономические процессы.

Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы «рыночная экономика» будет непостижимо оптимальным образом решать общественные задачи и приведёт к определённому строю личную и коллективную психику с максимальной выгодой для всех и каждого.

«Невидимая рука» по представлениям Адама Смита независимо от воли (даже Бог себе не позволил отобрать волю человека, а Смит — легко) и намерений индивида — «экономического человека» — направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного.

«Невидимая рука» предполагает собой соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления.

По утверждению Смита — «очевидная и простая система естественной свободы», благодаря «невидимой руке» всегда будет автоматически уравновешиваться. Государству же для достижения правовых и институциональных гарантий и обозначения границ своего невмешательства остаются три важных обязанности:

  • издержки на общественные работы — для создания и содержания определённых общественных сооружений, обеспечения вознаграждений преподавателей, судей, чиновников, священников;
  • издержки на обеспечение военной безопасности;
  • издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности.

Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является свободная конкуренция, которая может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм (если прочитать предложения команды Алексея Кудрина, озвученные на Экономическом совете при Президенте, то они как раз и отражают данные постулаты. Об этом — в следующих частях).

То, что современные люди называют спросом и предложением, Адам Смит называл «невидимой рукой Провидения». Любой современный человек, как в своё время Адам Смит, понимает, что конечная цель предпринимателя — это получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Конечно, закон рынка диктует предпринимателям свое мнение, когда и какую продукцию выпускать.

Интересы буржуазии заключались в том, чтобы свободно нанимать работников, продавать и покупать землю, выходить на внешний рынок и использовать свои деньги так, как захочется, а не согласно диктату государства. Всё это делало идеи Адама Смита очень привлекательными для этого класса.

Труды Адама Смита настолько разнообразны и противоречивы, что он стал праотцом двух враждующих направлений в экономике:

  1. политэкономия труда (деление общества на классы с абсолютно противоположными интересами; эксплуататорское происхождение прибыли при капитализме, один из последователей которого стал Карл Маркс);
  2. «экономикс» (принцип «невидимой руки»; экономический либерализм; конкуренция).

Классические экономисты, к которым относятся, и Адам Смит и Давид Рикардо, выделяли три источника доходов: рабочая сила, производство (капитал) и рента. И хотя у этих экономистов были разные взгляды, все они соглашались с подобной классификацией.

Но есть в теории Адама Смита важное, конструктивное положение, которое современными либералами не взято на вооружение — это рост производительности труда. Придя к власти, в 90-х годах либералы убрали из статистики отчётность по данному показателю, что и привело к дисбалансу в экономике.

Отметим, что во времена Адама Смита было ещё принято заниматься своим делом, а праздность была не в чести.

Любой тогдашний либерал пришёл бы в ужас, узнав, что либеральные идеи можно истолковать настолько превратно, что в здравом уме и твёрдой памяти начать вещать вслух, будто вся собственность государства (особенно национальные природные богатства, инженерная и транспортная инфраструктура) — «неэффективны» в собственности государства, но будут крайне «эффективны» в собственности людей, неспособных честно заработать и на крылечко «приватизируемого» за пятак имущества.

Адам Смит считал деньги — в качестве средства обмена и товаром, но не деньгами ради денег, как это принято считать нынче, прикрываясь «либерализмом». Чисто на воровской манер, заметим.

Пора уже понять, что «развитие промышленного производства» само по себе не возникает, как полагают наши рукопожатые «либералы». Вообще-то для подъёма производства надо много работать, причём так, чтобы «разносчики идей» не вертелись под ногами и не лезли командовать.

И налоговая система должна стимулировать промышленное развитие, а не уничтожать детей сограждан, не сподобившихся «присосаться к трубе».

Так что современные либералы трактуют экономические теории на своё усмотрение, не беря в практическую плоскость применения рациональные законы, какие были в теории Адама Смита.

Во второй части речь пойдёт о том, что же сделали в России младореформаторы, прикрываясь теориями Адама Смита.

Источник

Источник: https://www.planet-kob.ru/articles/4763

Адам Смит (4)

Адам смит краткая биография. Экономическая теория адама смита

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Адам Смит родился в июне 1723(точная дата его рождения неизвестна)и крещен 5июня в городке Керколдив шотландском округе Файф,в семье таможенного чиновника. Его отецумер за 6 месяцев до рождения Адама.

Ввозрасте 4 лет он был похищен цыганами,но быстро спасен его дядей и возвращенматери. Предполагается, что Адам былединственным ребенком в семье, так какнигде не найдено записей о его братьяхи сестрах.

В возрасте 14 лет поступил в УниверситетГлазго, где два года изучалэтические основы философиипод руководством ФрэнсисаХатчесона. В 1740году он поступил вБейллиол-Колледжев Оксфордеи закончил обучение в нем в 1746.

В 1748году Смит начал читатьлекции в Эдинбургепод покровительством лордаКэймса. Именно подготовкалекций для студентов этого университетаи стала толчком к формулировке АдамомСмитом его представлений о проблемахэкономики. Основой научной теории АдамаСмита было стремление взглянуть начеловека с трех сторон:

  • с позиций морали и нравственности,
  • с гражданских и государственных позиций,
  • с экономических позиций.

Адам читал лекции по риторике,искусству написания писем и позднее попредмету «достижение богатства»,где он впервые детально изложилэкономическую философию «очевидной ипростой системы природной свободы»,что нашло отражение в его самой известнойработе «Исследованиео природе и причине богатства народов».

Около 1750года Адам Смит познакомилсяс ДэвидомЮмом, который был старшеего почти на десятилетие. Сходство ихвзглядов, отраженных в их трудах поистории, политике, философии, экономикеи религии, показывает, что вместе ониформировали интеллектуальный альянс,игравший важную роль в период возникновениятак называемого Шотландскогопросвещения.

В 1751году Смит был назначенпрофессором логикив УниверситетеГлазго. Смит читал лекциипо этике,риторике,юриспруденциии политическойэкономике. В 1759году Смит опубликовалстатью, включающую в себя материалы изего лекций. В этой статье Смит обсудилстандарты этического поведения, которыеподдерживают общество в состояниистабильности.

Известность Смит получил после публикациикниги «Исследование о природе и причинахбогатства народов» в 1776году.

В 1776 году ученый переехал в Лондон,где опубликовал «Исследование о природеи причинах богатства народов». Эта книгав деталях описывает последствияэкономическойсвободы.

В книгу включеныобсуждения таких концепций, какlaissez-faire,роль эгоизма, разделениетруда, функциирынка и международноезначение свободнойэкономики.

Богатствонародов открыло экономикукак науку, запустив доктринусвободногопредпринимательства.

Смит изложил интеллектуальную систему,которая объяснила работу свободногорынка и до сих пор являетсяосновой экономического образования.Самый известный афоризмСмита — невидимаярука рынка — фраза,которую он использовал для объясненияэгоизма, как эффективного рычага враспределении ресурсов.

В 1778году Смит был назначенглавой таможенного управления Эдинбурга,Шотландия,где он и умер после продолжительнойболезни 17июля 1790года.

  1. Реферат >> Экономика

    АдамСмитСмит с большой энергией выступал за … и управления передаются наемному управляющему. Смит считал прибыль закономерным результатом производительности … и прибылью она формирует стоимость товара. АдамСмит выполнил в науке большую историческую задачу …

  2. Реферат >> Экономика

    … среда, атмосфера, в которой вырос талант Смита. АдамСмит родился в 1723 г. в маленьком городке … заниматься самообразованием. В свои 25 лет АдамСмит поражал эрудицией и глубиной знаний в … свойственно для таких людей, как АдамСмит, Джон Мейнард Кейнс или …

  3. Реферат >> Экономическая теория

    … . 1 Основные свидетельства о жизни А.Смита взяты из книги А.В.Аникина «АдамСмит» 23 А.Смит « Исследование о природе … и причинах богатства народов» 3 4 А.Смит «Исследование о природе …

  4. Реферат >> Социология

    … , или Магелланов пролив». АдамСмитАдамСмит-шотландский экономист и философ, … социальную природу человека.

    Адам Фергюсон Адам Фергюсон был сыном священника … реферате я раскрыла суть произведений Смита и Фергюсона.

    Смит определил и разграничил потребительную …

  5. Контрольная работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    … на кафедру «___» _________2008 г. 1 АдамСмит и его «Исследование о природе и причинах богатства … используемой литературы………………………………………………20 1 АдамСмит и его «Исследование о причинах богатства» АдамСмит является родоначальником классической …

Хочу больше похожих работ…

Источник: https://works.doklad.ru/view/gHqDy0hxWlM.html

Адам Смит

Адам смит краткая биография. Экономическая теория адама смита

Адам Смит – шотландский политэкономик, экономист, философ и один из основоположников современной экономической теории. Его достижения в области экономики как науки сравнивают с ньютоновскими успехами в физике по уровню значимости.

Краткая биография

Сохранилось небольшое количество фактов из биографии Адама Смита. Известно, что он родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф.

Его отец — таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасен своим дядей и возвращен матери. В  Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

Период учебы

В возрасте 14 лет Адам Смит поступил в университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии. Изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.

Адам имел репутацию странного, но умного человека. В 1740 году он поступил в Оксфорд, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году.

Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания». В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Возвращение домой

Летом 1746 года он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием. В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику).

Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Идеи Адама Смита

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения, так называемого “Шотландского просвещения”.

«Теория нравственных чувств»

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций.

В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая.

Он предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург. Он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Личная жизнь

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его.

Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи.

Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса. Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Книга «Богатство народов»

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.

«Богатство народов» открыло экономику как науку
на основе доктрины свободного предпринимательства

В книге обоснована концепция свободы экономического развития, показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния.

Последние годы

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность. Единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.

После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию.

При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе».

В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой.

Адам Смит скончался 17 июля 1790 года  в возрасте 67 лет  в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника.

Источник: https://www.vdovgan.ru/adam-smit/

Адам Смит – краткая биография – Русская историческая библиотека

Адам смит краткая биография. Экономическая теория адама смита

статью Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» – краткое содержание

Адам Смит (Smith), основатель классической школы политической экономии, называемый нередко творцом науки о народном хозяйстве, родился в городе Керколди (Киркельдей), в Шотландии, 5 июня 1723, спустя несколько месяцев после смерти своего отца, скромного таможенного чиновника.

В детстве Адам Смит отличался робостью и молчаливостью, рано обнаружил охоту к чтению и умственным занятиям, Окончив первоначальное обучение в местной школе, Смит на 14-м году поступил в университет в Глазго, откуда спустя три года перешел в Оксфорд. Главным предметом его занятий была философские и математические науки.

Дальнейшая биография Адама Смита, по окончании образования, крайне бедна внешними событиями: она всецело посвящена была науке и преподавательской деятельности.

Возвратившись в Шотландию, он в течение 2 лет (1748–50) читал в Эдинбурге с большим успехом лекции по риторике и эстетике; затем его приглашают в Глазго на кафедру логики, но, вследствие смерти профессора Крэги, Смит вскоре открывает курс нравственной философии и делается преемником своего учителя, прославленного профессора Хатчесона.

Не будучи от природы искусным оратором, Смит, однако, силою своего меткого и исчерпывающего анализа, богатством мысли, блестяще освещенной удачным подбором фактов, и необыкновенною ясностью изложения приобрел, в качестве профессора, необычайную популярность, и к нему стекались слушатели отовсюду из Шотландии и Англии.

Портрет Адама Смита

В 1759 г. Адам Смит выпустил книгу, которую считал главным трудом своей жизни, – «Теорию нравственных чувств», – сразу поставившую его имя наряду с первоклассными учеными того времени. В 1762 г. университет Глазго дал ему звание доктора прав. В 1764 г.

Смит покидает кафедру и отправляется в путешествие, во Францию, вместе со своим воспитанником, герцогом Бакли (Buccleugh); там он большую часть 1765 г.

проводит в Париже, где устанавливается его близкое знакомство с физиократами Кенэ и Тюрго и другими учеными, По возвращении на родину, Адам Смит до середины 70-х годов живет безвыездно в Керколди, лишь изредка отлучаясь для посещения живших по соседству друзей; в 1775 г.

он отдает в печать, а в следующем году выпускает в свет свое бессмертное сочинение «Исследование о природе и причинах богатства народов» («Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations»).

  Это был важнейший и последний труд в биографии Адама Смита, навсегда упрочивший за ним почетное место в истории общественных знаний. Получив вскоре служебное назначение по таможенному управлению, Смит поселился в Эдинбурге и там провел остаток своей жизни, не дав более науке ничего значительного. Адам Смит умер 17 июля 1790 года.

Философское сочинение Смита о нравственных чувствах не занимает выдающегося места в истории этических систем. Примыкая к своим непосредственным предшественникам, Юму и Хатчесону, Смит завершил собою развитие английской нравственной философии прошлого столетия.

Заслуга его заключается в том, что он выделил из нравственных учений философов все наиболее ценное и дал этому систематическую обработку, основываясь на некоторых общих положениях и в широкой мере пользуясь психологическим анализом. Основным в исследовании Смита является определение симпатии, как общего понятия, для всякого вида сочувствия.

Симпатия, по мнению Смита, служит источником нравственного одобрения, но для признания нравственного начала требуется еще соответствие или известная гармония между чувством, возбуждающим симпатию, или настроением, и обстоятельствами, их вызывающими.

Кроме того, в понятие нравственного входит представление о последствиях деяния, и отсюда возникают идеи о благодеянии и возмездии: первая предполагает нравственное одобрение (симпатию) благодарности, а вторая – такое же одобрение воздаяния или наказания.

Идею возмездия Адам Смит считает нравственно одобрительною, и, рассматривая людей, как существа по преимуществу эгоистические, он находит чувство возмездия в высшей степени целесообразным для интересов общежития, ибо оно кладет предел человеческому эгоизму.

Путем перенесения наших суждений о нравственно одобрительном вне вас на нас самих Смит приходит к анализу чувства долга и совести и показывает, как постепенно в нас создается суд над нашими деяниями и как из частных наблюдений составляются общие правила поведения.

Обращаясь затем к определению добродетели, Адам Смит находит в ней три главных свойства: рассудительность, справедливость и благорасположение, к которым, однако, должны присоединяться самообладание и воздержность. Свои выводы Смит заключает критическим обзором предшествовавших исследований.

Не будучи ценным в своих общих положениях, философское исследование Смита замечательно по необыкновенной силе анализа в описании отдельных частностей, по необычайной яркости и ясности изложения. Эти качества обусловили большой успех книги в публике: при жизни автора она издавалась шесть раз и переведена была на многие европейские языки. Отличительная черта нравственного исследования Адама Смита, которая отразилась и на политических его воззрениях, – это верование в целесообразность существующего, в предустановленную гармонию мирового порядка, поддержанию которого служат все индивидуальные стремления отдельных лиц.

Несравненно большее значение имело «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита, посвященное изучению явлений народного хозяйства.

В то время, как в сфере философского мышления он не оставил учеников, и дальнейшее развитие этических учений пошло новыми путями, – в области экономической Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на вновь народившиеся направления, продолжает развиваться до настоящего времени.

Источник: http://rushist.com/index.php/historical-notes/2094-adam-smit-kratkaya-biografiya

Адам Смит (1)

Адам смит краткая биография. Экономическая теория адама смита

Колледж№ 1 при ВГУ

доклад

АдамСмит

работувыполнил : АндросовДмитрий

рецензент:

оценка:

Воронеж

1997

АдамСмит

1723– 1790

ИмявеликогошотландцаАдамаСмитаравно чтитсявсеми современными учеными-экономистами, сколь бы различных точек зрения онине придерживались .

Его книга “Исследованиео природе и причинах богатства народов”(1776 г) навсегда вписала его имя в историюэкономической мысли .

Эта книга стоилаему девяти лет полного отшельничестваи принесла славу “отца экономическойнауки”.

ПутьСмита к славе был непростым .

Онбыл единственным ребенком в небогатойсемье таможенного чиновника , скончавшегосяза несколько месяцев до рождения своегосына. Адама воспитала мать , посвятившаяему всю свою жизнь .

В четырнадцать летон поступил в университет Глазго , начавсвою дорогу к постижению мира.

Упорнонабирая знания и одолевая вечно мучившиеего болезни , он постепенно стал однимиз образованнейших людей своего времени.

Признанием этогостало назначение его руководителемкафедры нравственной философии , а потоми ректором университета в Глазго .

Именноподготовка лекций для студентов этогоуниверситета и стала толчком к формулировкеАдамом Смитом его представлений опроблемах экономики .

Основой научнойтеории Адама Смита было стремлениевзглянуть на человека с трех сторон :

-с позиций морали и нравственности ,

-с позиций гражданских и государственных,

-с позиций экономических .

Онпопыталсяобъяснитьэкономическиеотношениялюдей именно с учетом особенностей ихнатуры , считая , что человек – существо, эгоистичное от природы , и его целивполне могут противоречить интересамокружающих.

Нолюди все же ухитряются каким-то образомсотрудничать друг с другом ради общегоблага и личной выгоды каждого . Значит, существуют какие-то механизмы , которыеобеспечивают такое сотрудничество. Иесли их выявить , то можно понять , какустроить экономические отношения болеерационально .

АдамСмит не идеализировал человека , онвидел все его недостатки и слабости ,но при этом он писал : “Одинаковое у всех людей , постоянное и не исчезающеестремление улучшить свое положение –это начало , откуда вытекает какобщественное и национальное , так ичастное богатство “.

Вотличие от своих предшественников онсумел понять и доказать , что богатствонации создается не только в сельском хозяйстве и торговле , но всеми видамипроизводств , существующими в экономике.

Именнопоэтому Смит так много писал о разделениитруда , поскольку видел в нем источникроста благосостояния любого народамира .

Ондал ответ и на вопрос о том , почемуразделение труда и обмен так неуклонносопутствуют истории человечества.

Великий шотландецпоказал , что обмен товарами происходиттогда и только тогда , когда он выгоденобеим сторонам . Это была революционнаядля своего времени идея , и даже до сихпор она нелегко усваивается людьмималознакомыми с экономикой .

ДоСмита на обмен и торговлю смотрели всоответствии с шутливым утверждениемдревних греков : “ Рынок – это специальноотведенное место , где люди могутобманывать друг друга .” Иными словами, считалось , что в любой сделке однасторона выигрывает , а другая соответственнообязательно проигрывает .

Смитдоказал , что на самом деле существуетуниверсальная выгода для всех , ктовступает в обмен товарами .

Этавыгода – экономия участниками обменасвоего труда. Иными словами , человексоглашается на обмен только тогда ,когда полагает , что затратил наизготовление отдаваемого товара меньшевремени , чем ему пришлось бы потратитьна изготовление того товара, которыйон хочет выменять .

Еслиобмен происходит свободно и его участникивольны в выборе партнеров и согласованиицен , то такой обмен – благо для всехего участников и страны в целом .

Помешать ростубогатства страны может тольконеблагоразумие ее правителей .

Еслиже власти не мешают людям трудиться ,создавать сбережения и вкладывать ихв коммерческую деятельность, то странабудет процветать : “ Для того , чтобыподнять государство с самой низкойступени варварства до высшей ступениблагосостояния , нужны лишь мир , легкиеналоги и терпимость в управлении , всеостальное сделает естественный ходвещей .”

  • Реферат >>Исторические личности … доклад АдамСмит работу выполнил : Андросов Дмитрий рецензент : оценка : Воронеж 1997 АдамСмит 1723 … устроить экономические отношения более рационально . АдамСмит не идеализировал человека , он видел …

  • Реферат >>Биографии … основ экономической теории РЕФЕРАТ АДАМСМИТ или ПОРТРЕТ РАССЕЯННОГО ПРОФЕССОРА … – так однажды сказал о себе АдамСмит И действительно знаменитый профиль являет нам …

    Университета Глазго В 1759 году АдамСмит опубликовал «Теорию моральных чувств» очень …

  • Реферат >>Экономическая теория … по политэкономии на тему: «АдамСмит» Сдал: Труханов Илья МОСКВА … . Среди них АдамСмит является, несомненно, центральной фигурой.

    АдамСмит родился 5 июня … Центральное место в методологии исследования А.Смита за­нимает концепция экономического либерализма, в …

  • Реферат >>Экономическая теория … учений Р е ф е р а т АдамСмит Исследования о природе и причинах богатства народов …

    несколько зарубежных изданий и переводов. АдамСмит (крещен 5 апреля 1723 г., Керколди … 1825. V. 1-5. Литература: Аникин А. В. АдамСмит. 1723-1790. М., 1968. Pike E. R. …

  • Реферат >>Исторические личности Економічне вчення А. Сміта Адам Сміт (1723—1790) — видатний англі …

    процесу, економічної мудрості…» Література: 1. Смит А. Исследование о природе й причинах богатства народов …

  • Реферат >>Экономика … “естественным порядком в области хозяйственной деятельности” – АдамСмит считал частную собственность и свободную конкуренцию … , принципы и политика. – М., 1992. Т. 1-2.

    Полянский Ф.Я. АдамСмит – основатель классической буржуазной политической экономии …

  • Реферат >>Государство и право … , с целью получения выгоды монопсониста, запрещён.) АдамСмит пишет также и о существовании некоего ограничения … экономической классики», том 1. М.

    , Эконов, 1993: АдамСмит. «Исследование о природе и причинах богатства народов» …

  • Реферат >>История … 2001 Вступление 1. АдамСмит – выдающийся английский экономист 2. Методология А. Смита 3. Теория разделения труда … и причинах богатства народов». 1.

    АдамСмит – выдающийся английский экономист АдамСмит (1723—1790) — родоначальник классической …

  • Реферат >>Экономическая теория … : 1. Введение. АдамСмит. 3 1. Профессор Смит 5 2. Смит во Франции 10 2.

    Философия Смита. 1. ''Экономический … мысли XVIII века. 1. Профессор СмитАдамСмит родился в 1723 г. в … счете, как говорил еще АдамСмит, толкает вперед капиталистическое производство …

  • Курсовая работа >>Экономика

    , определение заработной платы, прибыли и ренты. АдамСмит определил и разграничил потребительную и меновую стоимости … «Исследование о природе и причинах богатства народов», – АдамСмит, 1776 г. История экономических учений: Учебник …

Источник: https://topref.ru/referat/57387.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.