Человек как результат биологической эволюции. Биологическое и социальное в человеке

Содержание

1.1 Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Человек как результат биологической эволюции. Биологическое и социальное в человеке

урок: 

Источник: https://cknow.ru/29-tema-11-prirodnoe-i-obschestvennoe-v-cheloveke-chelovek-kak-rezultat-biologicheskoy-i-sociokulturnoy-evolyucii.html

Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции – Обществознание

Человек как результат биологической эволюции. Биологическое и социальное в человеке
    Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

 

    Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении прогресса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от греч.

anthropos – человек и genesis         – происхождение).

    Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. 

Религиозная теорияТеория палеовизитаЕстественно-научные (материалистические) теории
Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теорииФ.Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человекеЧеловек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существаЧеловек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающимипричина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности 

        Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

    Влияние на го психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
    Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающи гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

    Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущ­ность человека.

    Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами.

Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими.

Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон    сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

    Биологизаторский подход

Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы

   Социологизаторский подход

Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, физически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

—  моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;

— обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Образец задания

I А1.1 Выберите правильный ответ.

Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

Ответ: 4. 

Источник: https://sites.google.com/site/obsestvoznaniesch88omsk/home/ucebn/celovek/tema-1-celovek-kak-rezultat-biologiceskoj-i-socialnoj-evolucii

Урок 2. человек – биосоциальное существо – Обществознание – 10 класс – Российская электронная школа

Человек как результат биологической эволюции. Биологическое и социальное в человеке

Обществознание, 10 класс

Урок 2. Человек – биосоциальное существо

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Потребности и мотивы.

3. Способности человека.

4. Человек в системе общественных отношений

Глоссарий по теме

Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.

Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.

Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.

Способности – свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28 – 41; 192 – 198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37;

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.

Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческомуроду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.

Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.

Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности.

Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке.

Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.

Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.

В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.

Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Каждый человек — личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» — неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.

Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.

Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках.

Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется.

Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.

Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека.

Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия.

Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Вставьте пропущенное слово:

_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Варианты ответов:

1) Индивид;

2) Человек;

3) Личность

Правильный вариант/варианты: 1) Человек.

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) индивидуальность 2) ценность 3) субъект

4) деятельность 5) орудие труда 6) задаток

7) личность 8) высшая ступень 9) индивид

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5476/conspect/

Читать книгу «ЕГЭ-2019: Обществознание. Задание 28. План» онлайн— Ольга Якушенко — Страница 1 — MyBook

Человек как результат биологической эволюции. Биологическое и социальное в человеке

© Ольга Александровна Якушенко, 2018

© Ирина Игорьевна Кучерова, 2018

© Элизбар Игорьевич Закарая, 2018

ISBN 978-5-4493-1457-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

План №1: «Биологическое и социальное в человеке», «Человек как продукт эволюции», «Природное и общественное в человеке», «Человек как биосоциальное существо», «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции», «Человек и его природа»

1) Понятие «биосоциальное».

2) Теории происхождения человека:

– эволюционная (научная);

– теологическая (религиозная);

– теория палеовизита (космическая).

3) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

– способность преобразовывать окружающий мир;

– целенаправленная и осознанная деятельность;

– способность изготавливать орудия труда.

4) Биологическое в человеке:

– анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

– физиологические (естественные) потребности;

– инстинкты.

5) Социальное в человеке:

– знания и умения;

– членораздельная речь;

– социальные и духовные потребности.

6) Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

План №2: «Личность в современном обществе», «Личность в системе общественных отношений», «Личность как субъект общественных отношений»

1) Понятие «личность».

2) Индивид, индивидуальность, личность.

3) Факторы, влияющие на формирование личности:

– социальное окружение;

– культура;

– наследственность;

– окружающая среда (природа);

– личный опыт.

4) Необходимость процесса социализации.

5) Этапы социализации:

– первичная (семья, родственники, друзья);

– вторичная (школа, профессиональная деятельность и пр.).

6) Виды общественных отношений:

– межличностные;

– внутригрупповые;

– межгрупповые;

– этнические;

– международные.

7) Модели взаимодействия личности и общества:

– конструктивная;

– деструктивная.

8) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость.

План №3: «Человек, индивид, личность»

1) Понятия «человек» и «индивид».

2) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

– способность преобразовывать окружающий мир;

– целенаправленная и осознанная деятельность;

– способность изготавливать орудия труда.

3) Понятие «личность».

4) Факторы, влияющие на формирование личности:

– социальное окружение;

– культура;

– наследственность;

– окружающая среда (природа);

– личный опыт.

5) Психологический портрет личности:

– темперамент;

– характер;

– способности;

– интеллектуальность;

– эмоции и чувства.

6) Человек как биопсихосоциальное существо.

План №4: «Мировоззрение и его роль в жизни человека», «Мировоззрение, его виды и формы»

1) Понятие «мировоззрения».

2) Структура мировоззрения:

– убеждения;

– знания и опыт;

– ценности и идеалы.

3) Основные этапы формирования мировоззрения:

– мироощущение;

– мировосприятие;

– миропонимание.

4) Исторические формы мировоззрения:

– мифологическое;

– религиозное;

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское.

5) Мировоззрение как основа духовного мира человека.

План №5: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»

1) Понятие духовной культуры и духовных ценностей.

2) Структура духовной культуры общества:

– ценности;

– нормы;

– языки культуры.

3) Классификация духовных ценностей:

– предметные (научные истины, культурное наследие);

– ценности сознания (представления о нравственности, справедливости).

4) Типы духовных ценностей:

– мировоззренческо-философские;

– нравственные;

– эстетические;

– религиозные;

– художественные.

5) Основные духовные ценности:

– добро;

– красота;

– истина;

– искусство;

– творчество;

– любовь.

6) Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

План №6: «Внутренний мир человека», «Человек как духовное существо»

1) Понятие «внутренний (духовный) мир человека».

2) Составляющие духовного мира человека:

– память, знания и опыт;

– ценности;

– эмоции и чувства;

– мировоззрение.

3) Основные жизненные ценности человека:

– семья, любовь, дети;

– дружба и общение;

– здоровье и физическое развитие;

– благополучие;

– самореализация и духовный рост.

4) Формы мировоззрения:

– мифологическое;

– религиозное;

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское.

5) Мировоззрение как основа духовного мира человека.

План №7: «Цель и смысл жизни человека»

1) Понятие «цель жизни».

2) Виды целей:

– главная;

– второстепенные.

3) Понятие «смысл жизни».

4) Три временных измерения смысла жизни:

– прошлое (ретроспекция);

– настоящее (актуализация);

– будущее (проспекция).

5) Концепции смысла жизни:

– аскетизм;

– гедонизм;

– прагматизм;

– утилитаризм.

6) Значение цели и смысла жизни в деятельности человека.

230 000 книг и 39 000 аудиокниг

Источник: https://mybook.ru/author/olga-yakushenko/ege-2019-obshestvoznanie-zadanie-28-plan/read/

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Человек как результат биологической эволюции. Биологическое и социальное в человеке

Человек как результат биологической
и социокультурной эволюции.

План: 1) Теории происхождения человека.

2) Биологическое и социальное в человеке.

1) Теории происхождения человека. Людей издавна волновал вопрос их происхождения. Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека. Религии свойственна вера в божественное творение жизни и человека. Согласно религиозным взглядам, человек отличается от представителей животного мира тем, что получает от Бога бессмертную душу.

Во второй половине XIX века возникла эволюционная теория происхождения человека, связанная с переворотом, осуществленным Ч. Дарвином в биологии. Дарвин выдвинул идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции, по Дарвину, лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни.

В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Дарвинисты сравнивали анатомию, прежде всего головного мозга человека и обезьяны, исследовали ископаемые черепа вымерших «предков» человека. В строении, физиологических признаках всех исследуемых объектов обнаруживались черты несомненного сходства.

В итоге был сделан вывод о том, что человек произошел от обезьяны, трансформиро-вавшейся затем в теорию происхождения человека от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий. Современная наука критически относится к ряду аспектов теории Дарвина, но другой, более убедительной теории эволюции пока нет. Дарвинизм впервые представил человека как продукт биологической эволюции.

Религиозная и эволюционная концепции происхождения человека подвергались серьезной критике за их односторонность. Необходимо было найти третий путь в изучении проблемы происхождения человека. Таким путем пошел Ф. Энгельс, изложивший в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» трудовую теорию происхождения человека.

С одной стороны, по его мнению, на возникновение человека оказала влияние природа. С другой стороны, возникновению человека способствовал труд, ставший основой существования человеческого общества. Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства.

Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникала членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции.

По оценкам современных ученых, превращение человекообразных обезьян (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным, одноактным событием. Антропогенез, т. е. процесс становления и развития человека, носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан с социогенезом – процессом становления и развития общества.

Это две стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося 3-3,5 млн. лет. Проблема происхождения человека продолжала волновать ученых, философов и в ХХ веке. Огромное влияние на теоретическую мысль оказали представители философской антропо-логии М. Шелер, А. Гелен, Х.

Плеснер, сделавшие вывод, что человек – вовсе не венец творения, а по критериям животного существования «человек – биологически недостаточное существо», «неспециализированное» и «незавершенное», со слабо выраженными инстинктами.

Пытаясь дать объяснение этому явлению, многие ученые утверждали, что влияние трудовой деятельности и коллективности бытия на процесс эволюционного развития организмов выражалось не только в том, что приобретались новые телесные и психические свойства и способности, но и происходило отмирание тех животных средств, которые препятствовали формированию новых, собственно человеческих отношений.

Прежде всего, это затрагивало те органы и системы тела, которые отвечали за поведение. Есть и такие ученые, которые полагают, что слабая выраженность инстинктов у человека вызвана вовсе не развертыванием соци-альности, а имеет изначально природное происхождение.

Из факта несовершенства биологической природы человека немецкий философ первой половины ХХ века Э.

Кассирер выводит феномен культуры. Человек как биологическое существо оказался обреченным на вымирание, он был приговорен к поискам экстремальных способов выживания. Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая как вести себя в конкретных природных условиях, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе.

Как бы преображаясь то в одно, то в другое существо, человек в итоге не только выстоял, но постепенно выработал определенную систему ориентиров, которая надстраивалась над инстинктами, по-своему дополняя их. Так появляется созданная самим человеком программа жизнедеятельности, культура. Животное воздействует на внешний стимул непосредственно, у человека ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек живет уже не просто в физическом, но и в символическом мире. Этот символический мир мифологии, языка, искусства, религии, постоянно развивается, изменяя самого человека. Таким образом, человек – это продукт не только биологической и социальной, но и культурной эволюции.

2) Биологическое и социальное в человеке. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа человека проявляет-ся в его анатомии, физиологии.

Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям.

Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возмож-ность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, что проявляется, например, в измене-ниях уровня рождаемости, детской смертности и т.д.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие полезные свойства как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и т.д.

Контрольные вопросы: 1. Какие теории происхождения человека вы знаете? 2. Что такое антропогенез, социогенез, антропосоциогенез? 3. Что такое «феномен культуры»? 4. Биологическое в человеке.

5. Социальное в человеке.[/size]

Источник: http://www.emgli.ru/publ/12-1-0-9

Человек как биологическое, социальное и культурное существо (2)

Человек как результат биологической эволюции. Биологическое и социальное в человеке

Сохрани ссылку в одной из сетей:

АЛМАТИНСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедрасоциальных дисциплин

Семестроваяработа №3

Подисциплине Философия

натему «Человеккак биологическое, социальное и культурноесущество»

Выполнил

Студентгруппы

БРЭ 09-14

ГайдышевВиталий

№ зач.кн.093104

Проверила:

Шицко В.Л.

Алматы, 2011

ПЛАН

Введение

Тема работы:“Соотношение биологического, социальногои культурного в развитии личности”.Выбор данной темы определяется ееактуальностью. Сегодня человеческаяличность – исходная точка социологическогоисследования. Но понятие “личность”является одним из тех феноменов, которыередко истолковываются одинаково разнымиавторами.

В современнойсоциологической науке существуетмножество концепций личности. Теорияличности как субъекта и объектадеятельности (марксистская социология)делает главный акцент на взаимодействииличности и общества; диспозиционнаятеория саморегуляции социальногоповедения (Т. Знанецкий, Ч. Томас, В.А.

Ядов) рассматривает поведение личностина основе ее предрасположенности копределенному восприятию конкретныхусловий. В соответствии с поведенческойконцепцией (Б. Скиннер, Дж. Хоманс)поведение каждого человека обусловливаетсяи контролируется социальной средойчерез язык, обычаи, социальные институты.В психоаналитической социологии (З.

Фрейд) предпринята попытка логическистрогим путем связать биологическиеначала и социальное, обратить вниманиена энергетическую, чувственно-аналитическуюоснову личности как социального субъекта.Ролевая теория личности (Г. Кули, Дж.Мид, Р.

Линтон) рассматривает личностькак функцию от того множества социальныхролей, которые присущи любому индивидув том или ином обществе.

Проанализировавданные концепции, можно выделить двапротивоположных взгляда на развитиеличности.

С точки зрения одних, каждаяличность формируется и развивается всоответствии с ее врожденными качествамии способностями, а социальное окружениепри этом играет весьма незначительнуюроль.

Представители другой точки зренияполностью отвергают врожденные внутренниечерты и способности личности, считая,что личность – это некоторый продукт,полностью формируемый в ходе социальногоопыта.

Вместе с тем в некоторых концепцияхпрослеживается мысль о том, что личность– это сложное, многоплановое, внутреннеструктурированное образование. На мойвзгляд, целесообразно рассматриватьформирование личности как совокупностьбиологического и социального развития.Поэтому ни одну теорию личности не стоитпринимать как единственную и исчерпывающую.

На основевыше изложенного сформулируем основнуюцель и определим задачи. Цель – рассмотретьсоотношение биологического, социальногои культурного в развитии личности.Задачи:

проанализироватьразвитие представлений о человеке какличности;

датьопределение понятию “личность”;

рассмотретьбиологическую природу личности;

описатьпроцесс социализации личности, приобщенияее к культуре.

1.Развитие представления о человеке како личности

Прежде чемдать определение понятию “личность”,стоит обратить внимание на эволюциювзглядов о человеке. Философ античностиСократ говорил, что “Человек рационален:он ставит себе цели и, достигая их, несетза них ответственность. Совершенствованиечеловека есть результат его деятельностии воспитания.

Каждый человек обладаетвнутренним “Я” центром, которогоявляется разум, мышление”. [1.С. 42]Принципиально новый подход к человекусвязан с христианством, что воплотилосьв учении гуманизма. Христианствопоместило человека в центр мироздания.Человек – это Храм, он создан по образцуи подобию Бога. На человеке отпечатокабсолютной личности творца.

Складывающиесяв эпоху Европейского Возрождения взглядына человека вобрали в себя все лучшееот античности и христианства и воплотилисьв учении гуманизма. Мыслители той эпохипровозгласили свободу и суверенностьчеловеческой личности. Она представляласькак гармония тела и духа, разума и чувств,земного и божественного.

Возрождениеназывают еще “веком разума”, ибо онопровозгласило разум высшим достоинствомчеловека. Просвещение продолжает начатуюв эпоху Возрождения борьбу за установление“царства разума”, политических свободи гражданских прав человека.

Свобода,разум, активность, подвижный стильжизни, индивидуализм и предпринимательскийдух – главные параметры формирующейсяличности. Историки утверждают, что самослово “индивидуальность”, как и слово“личность”, появилось каких-то 200 – 300лет назад, т. е. в эпоху Просвещения.

Напротяжении 19 века ученые-естественникиличностные черты индивида приписывалинаследственности. В первой половине20века накопилось такое количество новыхфактов, что вынудило пересмотретьпервоначальные взгляды на сущностьчеловека. Оказалось: врожденнаягениальность не гарантирует того, чтоиз человека получится великая личность.

А неблагоприятное стечение биологическихфакторов не исключают возможность длячеловека стать полноценным членомобщества. Огромную роль играет среда,в которую попадает человек послерождения. Таким образом, проблемасоотношения биологического и социальногов человеке приобрела острый характер.

Ученые пришлик выводу: нельзя ставить знак равенствамежду понятиями “личность” и “человек”,“личность” и “индивид”.

Человек –понятие самое общее, родовое, ведущеесвое происхождение с момента выделенияhomosapiens.Индивид понимается как отдельный,конкретный человек, как единичныйпредставитель человеческого рода.

Всоциологии понятие личность вводитсядля выделения, подчеркивания неприродной(социальной) сущности человека и индивида.В этой связи представляетсяудовлетворительным определение личности,данное В.

Ядовым: “Личность – этоцелостность социальных свойств человека,продукт общественного развития ивключения индивида в систему социальныхотношений посредством активнойдеятельности и общения”. [4.С. 254]

Вывод: человек- существо биосоциальное; преимуществаи дефекты его физической организациивластно влияют на течение его психическихпроцессов. Однако биологическое, входяв личность человека, становитсясоциальным.

Остался ли индивид умственнонеполноценным или стал своего родаисторической личностью, зависит отисторической среды. Природные особенностивыступают в структуре личности каксоциально обусловленные.

Следовательно,в структуре природы человека можнообнаружить три составляющие её части:природа биологическая, природа социальнаяи культурная. Рассмотрим их подробно.

2.Биологическая природа человека, еевлияние на формирование личности

Биологическаяприрода человека сформировалась напротяжении длительного, в 2,5 миллиардалет, эволюционного развития от сине-зеленыхводорослей до Homo Sapiens. Возрастающаялиния эволюции человека прошла такиеступени: австралопитек (ископаемаяюжная обезьяна, 3.

3 миллиона лет томуназад) – питекантроп (обезьяночеловек,1миллион лет тому назад) – синантроп(ископаемый “китайский человек”,500 тысяч лет) – неандерталец (100 тысячлет) – кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый,40 тысяч лет) – человек современный (20тыс.

лет тому назад).

По показателямбиологического приспособления к природечеловек значительно уступает подавляющемубольшинству представителей животногомира.

Если человека возвратить в животныймир, – он потерпит катастрофическоепоражение в конкурентной борьбе засуществование и сможет проживать тольков узкой географической полосе своеговозникновения – в тропиках, по обе стороныблизко к экватору.

У человека нет тёплойшерсти, у него слабые зубы, вместо когтей- слабые ногти, неустойчивая вертикальнаяпоходка на двух ногах, предрасположенностько многим заболеваниям, деградированнаяиммунная система.

Превосходство надживотными биологически обеспечиваетсячеловеку только наличием у него корыголовного мозга, чего ни у одногоживотного нет.

Кора головного мозгасостоит из 14 миллиардов нейронов,функционирование которых служитматериальной основой духовной жизничеловека его сознания, способностей ктруду и к жизни в обществе. Кора головногомозга с избытком обеспечивает простордля бесконечного духовного роста иразвития человека и общества. Достаточносказать, что на сегодня за всю своюдолгую жизнь человека в лучшем случаевключается в работу только 1 миллиард- всего 7% – нейронов, а остальные 13миллиардов – 93% – остаются неиспользованным”серым веществом”.

В биологическойприроде человека генетически закладываетсяобщее состояние здоровья и долголетие;темперамент, который бывает одним изчетырёх возможных типов: холерический,сангвинистический, меланхолический ифлегматический; таланты и склонности.

При этом следует учесть, что каждыйчеловек – это биологически неповторимыйорганизм, структуры его клеток и молекулДНК (генов).

Подсчитано, что нас, людей,на Земле, за 40 тысяч лет родилось и умерло95 миллиардов, среди которых не было хотябы одного второго идентичного. [2.С. 153]

Биологическаяприрода – это та единственная реальнаяоснова, на которой рождается и существуетчеловек. Каждый отдельный индивид,каждый человек существует с того времении до тех пор, пока существует и живётего биологическая природа.

Но со всейсвоей биологической природой человекпринадлежит животному миру. И рождаетсячеловек только как животный вид HomoSapiens.

Новорождённому биологическомусуществу Homo Sapiens ещё только предстоитстать человеком в полном смысле этогослова.

А биологическаяприрода от каждого животного существанеуклонно требует, чтобы оно, родившись,удовлетворяло свои биологическиепотребности: ело, пило, росло, мужало,созревало и – воспроизводило себеподобное, чтобы воссоздать свой род.Воссоздать свой род, – вот для чегорождается, приходит в мир, индивидживотного.

А для того, чтобы воссоздатьсвой род, родившееся животное должноесть, пить, возрастать, мужать, созревать,чтобы быть способным заниматьсявоспроизводством. Осуществив заложенноебиологической природой, животноесущество должно обеспечить плодоносностьсвоего потомства и умереть. Умереть,чтобы продолжал существовать род.

Животное рождается, живёт и умираетради продолжения своего рода. И большеникакого смысла жизнь животного неимеет. Этот же смысл жизни вложенбиологической природой и в жизньчеловека. Человек, родившись, долженполучить от своих предков всё необходимоедля своего существования, роста,возмужания, а возмужав, – воспроизвестисебе подобного, родить ребёнка.

Счастьеродителей – в их детях. Смыл их жизни -родить детей. А если они детей иметь небудут, их счастье в этом плане будетущербно. Они не испытают естественногосчастья от оплодотворения, рождения,воспитания, общения с детьми, не испытаютсчастья от счастья детей. Воспитав ипустив в свет детей, родители со временемдолжны освободить место для других.

Должны умереть. И никакой биологическойтрагедии здесь нет. Это естественныйконец биологического существованиялюбого биологического индивида. Вживотном мире множество примеров того,что после завершения биологическогоцикла развития и обеспечения воспроизводствапотомков, родители умирают.

Бабочка-однодневкавыходит из куколки только для того,чтобы, оплодотворившись и отложив яички- сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки,нет даже органов питания. Самкапаука-крестовика после оплодотворениясъедает своего мужа, чтобы белками тела”своего возлюбленного” дать жизньоплодотворенному семени.

Однолетниерастения после выращивания семян своегопотомства спокойно помирают на корню.И у человека биологически заложена егосмерть. Смерть для человека биологическитрагическая только в том случае, когдаего жизнь прерывается преждевременно,до завершения биологического цикла.

Нелишне заметить, что биологическижизнь человека запрограммирована всреднем на 150 лет. А поэтому смерть в70-90 лет тоже может считаться преждевременной.Если человек исчерпывает генетическиопределённое ему время жизни, смертьему становиться так же желанной, как исон после трудового дня.

С этой точкизрения, “цель человеческого существованиязаключается в прохождении нормальногоцикла жизни, приводящего к потережизненного инстинкта и к безболезненнойстарости, примиряющейся со смертью”.Таким образом, биологическая природанавязывает человеку смысл его жизни вподдержании своего существования длявоспроизводства рода человеческогодля воспроизводства Homo Sapiens.

Источник: https://works.doklad.ru/view/22FTchZfbP8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.