Что верят татары. Какую религию исповедуют татары? религия татар

Религия в жизни татарского народа

Что верят татары. Какую религию исповедуют татары? религия татар

Религия для человека-это не только обращение к высшему, духовное воссоединение и вера в наличие особых незримых сил. Так же религия-это особенные обряды и определенные формы поведения. Верующий человек живет по конкретным нормам своей религии.

С самых древних времен человечество стремилось к воссоединению с высшими силами. У каждого народа была и есть своя религия. Существует разные виды религий. У каждой веры свое начало, свои особенности. Во всем мире около двух тысяч религий и религиозных течений.

Сегодня мы расскажем о религии татарского народа. В прошлом татарскому народу пришлось принять ислам. Об этой истории можно узнать с этого источника https://www.syl.ru/article/171871/new_kakuyu-religiyu-ispoveduyut-tataryi-religiya-tatar.

Здесь подробно описывается кто и как настоял на этой религии.

Как ислам вошел в жизнь татар?

До принятия ислама татарский народ исповедовал такую религию как тенгрианство. Это вера имела много отличий от того же ислама и других религий. Тенгрианство-это поклонение духам своих умерших предков и духам природы. В такой религии присутствовали магические обычаи, различные легенды.

В девятом веке предки современных татар стали исповедовать Ислам, который стал официальной верой для этого народа. Конечно, были противники этой религии. Но для государства татарского народа принятие Ислама стало положительным фактором. Открылось множество возможностей в развитии разных структур.

Самым главным положительным фактором считалось приобщение к мусульманской культуре. В литературе и науке появились новые идеи. Благодаря исламу, культура татарского народа стала процветать и по этой причине система обучения стала возрождаться. Ислам изменил кочевую жизнь татар.

У татар стали появляться большие города и красивые мечети.

В религии татар происходило множество реформ. Новые реформы влияли на татарское общество. Основным достижением мусульманских деятелей считались реформы, которые привели татар к “очищенному” Исламу.В итоге в начале двадцатого века вера отделилась от культурной и политической составляющей. Татарский народ считал себя мусульманами-суннитами.

Исповедовать ислам хотели не все из татар. Такую религию ввели под давлением Золотой Орды. Некоторые татары оставались христианами, но показывать свое настоящие отношение к православию не решались. Уже во времена царской России один из царей приказал разрушить центры и мечети исламской культуры. Таким образом, татарский народ стал принимать православие.

Религиозные праздники татар

Большинство татар исповедуют ислам, поэтому праздники мусульманские.Перечислим самые значимые празднества у мусульман.

  1. Ураза-гаете.
  2. Корбан-гаете.
  3. День рождение пророка Мухаммада.
  4. Сабантуй.

Праздник Ураза-гаете

Этот знаменательный праздник наступает после святого поста Рамадана.Во время поста мусульмане не должны есть, пить, курить и предаваться любовным утехам от рассвета до заката. Так же мусульманам необходимо совершать обязательные молитвы во время поста.

Пост длится около тридцати дней и после него наступает праздник Ураза -гаете или по другому Ураза-байрам.В этот день наступает праздник разговения.

Мусульманы совершают особенную молитву в честь праздника, устраивают праздничный стол с традиционными блюдами, раздают милостыню.

Праздник Курбан-гаете

Этот день еще называют Курбан-байрам. Считается праздником жертвоприношения. Данный мусульманский праздник возник в память жертвоприношения мусульманского пророка Ибрахима. В этот день каждый мусульманин должен провести омовение полностью. Также следует надеть самую лучшую праздничную одежду.

В мечети мусульмане проводят проповедь и праздничную молитву. Именно в этот праздник обязательно сделать жертвоприношение. Обычно для жертвоприношения выбирают барана, овцу, корову. Животное должно быть здоровым и чистым. Благодаря жертвоприношению мусульмане очищают свои души от всего плохого.

День рождение Пророка Мухаммада отмечается татарами скромно. В мечети проводят особенные чтения и проповеди. Некоторые татары устраивают торжественный праздничный стол. Точная дата рождения пророка неизвестна, поэтому праздник приходится на день его смерти.

Сабантуй-это древний весенний праздник. Он празднуется в честь окончания тяжелых посевных работ. До сих пор татары любят это празднество. Во время праздника Сабантуй проходят веселые игры на большом поле или лугу. Учавствуют все люди, что дети, что старики.

01/07/2017

Источник: http://www.tatarstan-mitropolia.ru/useful/?ID=12626

Татары

Что верят татары. Какую религию исповедуют татары? религия татар

16 февраля 2014 года

      Татары, оставшись «мусульманами» под «зеленым знаменем ислама», не смогут быть вне возникающих и разгорающихся межрелигиозных, межконфессиональных конфликтов и войн, и нам невольно придется принять часть ответственности и вины за исламский беспредел и террор на территории России на свой народ.

Мы ведь с вами этого не желаем?! Какой же выход из этой западни?      В связи с последними терактами в будущем могут осложниться межконфессиональные и межнациональные отношения в России, что обязательно бросит свою «тень» на татар-мусульман и Татарстан.

     В настоящее время идет интенсивное идеологическое вторжение в духовную сферу жизни татарского народа! Псевдорелигия входит в душу народа в самых мягких, рекомендательных, дружеских формах и праведных видах, но заселившись как друг, медленно начинает поражать и калечить души, подчиняя все своим целям и задачам.

Самое страшное, что враги татарского народа – в улыбающейся маске самых лучших друзей и советчиков. Только сейчас они начинают открывать свое истинное лицо, бесцеремонно и беспрепятственно «хозяйничать в душах» татарского народа. Посеянные «зерна» чужой веры долго лежали и ждали своего часа.

Именно чужой – арабской, а не татарской! А для более успешных результатов интервенции в ход идет и откровенный подкуп или «экономическое вторжение» в виде иностранных инвестиций. Эта интервенция готовит противостояние народов, вражду, конфликты, войну, и как результат – развал страны.

Сегодня под прикрытием религиозных проповедей идет идеологическая экспансия, а ислам уже стал международным политическим институтом реальной власти, не подчиняющийся никаким президентам, правительствам, парламентам! Ислам в мире приобретает специфическое качество – управление обществом, манипуляция обществом! Он идет по пути порабощения и подчинения себе наций, народов, регионов, стран через религиозные учения, террор и подкуп всех органов власти, по пути подчинения себе экономки государств и целых регионов мира!      Мы с вами прекрасно понимаем и осознаем, что религия сегодня – это идеологическое оружие колонизаторов! Теперь мы начинаем пожинать плоды своей наивности и недальновидности – взрывы и убийства, межрелигиозное и межконфессиональное противостояние народов России!      В свое время я лично предупреждал сотрудников ФСБ об опасностях направления на учебу в исламские университеты российских студентов, о необходимости немедленно отозвать их, но, видимо, руководство задалось целью возродить духовность нации. В итоге получили зомбированные личности, религиозных фанатиков, арабских миссионеров! Некоторая малая часть татарского народа уже зомбирована и готова убивать, уничтожать и избивать другую часть татарского народа за высказывания своего непринятия уродств ислама. «Дипломированные специалисты»-арабисты «с пеной у рта» призывают к уничтожению всех тех, кто не принимает арабские обычаи, законы, традиции и правила. К большому сожалению, мы с вами стали свидетелями того, что после проповедей выпускников исламских университетов в России и за ее пределами зарождаются религиозные конфликты, а наши некоторые «недалекие» татары-мусульмане стали «цепными псами» арабских псевдорелигиозных деятелей, которые готовы уничтожить любого, на кого укажут их «хозяева». Теперь для этих религиозных фанатиков главное – проповедовать свою идеологию так долго, как только возможно, убить как можно больше «врагов ислама» и погибнуть во имя Аллаха, потому что смерть во имя ислама для них – это величайшее счастье.      Но татары – не арабы, чтобы подчиняться арабским законам, правилам и традициям ислама! Татары не должны гибнуть за арабские религиозные взгляды, идеи и интересы! У нас есть свои традиции и обычаи.      Я не против веры в Бога, и не против духовности и не против молитв (даже на арабском языке)!      Я убежден в том, что любая молитва на любом языке будет услышана Всевышним, и на арабском языке в том числе. Я против «арабизации» татар и Татарстана, башкир и Башкортостана. В свое время ислам сыграл свою важную роль в судьбе отдельной части нашего народа (у нас ведь есть и христиане). Он предотвратил порабощение (славянизацию народа (slave – раб) части татарского народа через крещение и приписку к церковным приходам, предотвратил поголовный алкоголизм и, как следствие, вырождение татарской нации. Но с момента внедрения атеизма как государственной политики татарский народ приобщился к традициям потребления спиртного, и с этого момента роль ислама утратила для нашего народа свою прежнюю значимость.      Татарский народ не по своей воле отказался от своей собственной веры предков и сроднился с чужими арабскими обычаями и традициями. Взамен утраченной собственной религии наших предков мы получили иллюзию веры! Никто из нас не владеет арабским языком на таком высоком уровне, чтобы свободно общаться с Богом на арабском языке! Никто не понимает всю мудрость, глубокий смысл, подтекст и толкования текстов Корана. Мы лишь как попугаи повторяем заученные слова и фразы, порой не понимая, что это – не вера, а подражание и грубая имитация веры. Мы ведь с вами понимаем, что объективно это касается 99,99% татарского населения. С принятием ислама мы получили именно иллюзию веры, а наш народ стал разменной монетой в геополитической игре и борьбе различных мировых «центров силы» (мусульманских, иудейских и христианских).       Что же нам остается?      Не по своей воле, а по принуждению татары отказались от своей веры! Также «не по своей воле», а по принуждению надо «вернуть» народу татарский язык богослужения! Бог сам создал каждый народ, и Всевышний понимает язык каждого народа. (Бог – это тоже татарское слово – смотрящий, отсюда слова Багучы, Багып торучы – Всевидящий, Всезнающий, Всевышний Всенаблюдающий, Воспитывающий.) Татары обязаны общаться с Богом на своем родном – на татарском языке. Мы должны понимать и осознавать в читаемой нами молитве все – от первого до последнего звука! Наши молитвы, воззвания, благодарности, обращения к Богу должны звучать только на родном языке.      Татарский язык Богослужения – это вопрос духовной безопасности и гарантия сохранности татарского народа, ведь в молитве Богу (чыга) на татарском языке закладывается еще и залог сохранения нашего родного языка на тысячелетия вперед!      Татарский язык Богослужения – это гарантия мирного сосуществования с другими народами России.      Да, безусловно, найдутся сотни и тысячи обоснованных аргументов против чтения молитв на татарском языке, потому что доходы крупных мечетей сократятся в сотни раз. Ведь их основной доход составляют мигранты, а не татары. И найдутся псевдомусульманские деятели и фанатики, готовые убить любого, кто покушается на их доходы и арабский язык.      Но хочу обоснованно и аргументированно заявить, что арабский язык как письменность и как язык сформировался более чем 200 (двести) лет спустя после смерти Пророка Мухаммеда (годы жизни 570 – 632), и на арабский язык Коран окончательно переписали с адаптациями под лишь только в XIV веке. Все это подтверждается реальными документами и поддается любой проверке и любой верификации! Как может трансформироваться смысл переданного учения «из уст в уста», мы с вами знаем из анекдотов, где в одном конце деревни сказали об одном и в каком виде это событие прозвучало в другом конце деревни.      Я не отрицаю священность Корана и его сур. В нем заложена великая мудрость для людей мудрых и гибель для людей глупых. Но и сегодня теологи и религиозные деятели толкуют Коран каждый на свой лад, и исламских религиозных течений предостаточно на базе все того же одного Корана. Да, Коран переписывали и уничтожали многократно, и это ни для кого не секрет. И только в XV веке Коран обрел свой завершенный, современный и отформатированный вид, известный нам сегодня.      Вот вопрос: почему русские христиане не молятся на греческом языке, ведь христианская вера в России греческого толка?! Разве наш татарский язык не ущербнее арабского? Язык наших предков не второсортный. Кто может заставить нас считать свою нацию второсортной? Кто сказал, что арабы имеют право учить татар нормам морали и правилам жизни? Разве они стоят на более высокой ступени развития цивилизации?! Может быть, этим мусульманским народам стоит прийти сначала к согласию на своей земле, прекратить террор, войну, братское кровопролитие и показать образец жизни для подражания и на зависть другим народам?!      Я убежден, вы задавались этими же вопросами многократно.      Мы с вами знаем, сегодня мечети являются «явочными квартирами» азиатских и арабских этнических преступных группировок, которые занимаются не только растлением души нашего народа, но и являются перевалочными базами для транзита или распространения наркотиков по России. Нас уничтожают по всем фронтам и духовно и физически!      Татарам необходимо полностью перевести язык Богослужения на татарский язык, а потом этому последуют и другие тюркские народы. В татарских мечетях не должно быть место никаким инородцам и арабской речи. Это очень жесткое, но необходимое требование и веление времени! Это может быть также единственным шансом возрождения языка и сохранения татарского народа. В реальной борьбе с исламским терроризмом мы вернем и навеки «забетонируем» утраченное право татарского народа на сохранение родного языка, нашей культуры, традиций и обычаев через обязательное чтение молитв на татарском языке. Татарская религия станет эффективным механизмом «принуждения» изучения татарского языка. Рано или поздно каждый из нас начинает свое общение с Богом, кто-то – с бракосочетания, кто-то начиная с рождения и наречения ребенка именем, кто-то, столкнувшись с похоронами и вопросами перехода в мир иной. Народу везде и всегда нужна вера и молитва. А молитва на татарском языке поможет незримому и неявному, но принудительному сохранению татарского языка, ибо каждый молящийся татарин будет обязан вызубрить молитву и понимать ее содержание. И исчезнут у нас люди, «слушающие непонятную арабскую речь с бессмысленно поднятыми к небу ладонями».      Если мы не воспользуемся представившейся возможностью татаризации религии сейчас, возврата всех молитв и религиозных обрядов на татарский язык – в форме отказа от арабского языка и всех течений ислама, регулярно порождающего конфликты, убийства, террор, то «завтра» может быть уже поздно!

     Татары должны говорить с Богом на родном языке, и именно это будет залогом мира, благополучия и процветания татарского народа, ибо в татарской религии не будет места призывам к священной войне, убийствам или взрывам, принуждению и наказанию. Примеру национализации религии вслед за татарами последуют башкиры и другие тюркские народы России.

С уважением Марат Капанханович ТОКУШЕВ, выпускник Дипломатической академии МИД РФ.

Москва.

Источник: https://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/tatary-16-02-2014.html

Российские муфтии – о крещеных татарах

Что верят татары. Какую религию исповедуют татары? религия татар

25 января в Москве прошли очередные Рождественские чтения, в рамках которых проводилась секция «Православные татары (крещёные татары, крещены, крящены, нагайбаки). История. Миссия.

Будущее Православия среди татарского народа», на которой среди прочих был выдвинут тезис о том, что православные татары являются «христианской частью двухконфессионального единого татарского народа».

При этом активно обсуждался вопрос о создании татарских православных общин и о возможном частичном или полном использовании в богослужениях татарского языка.

Среди прочего была озвучена цифра о том, что 30% татар являются православными.

Информационное агентство «IslamNews» решило задать официальным представителям различных исламских структур: председателю «Духовного собрания мусульман России» Альбиру-хазрату Крганову, Председателю Духовного Управления мусульман города Москвы, главному имаму Московской Соборной мечети, ответственному секретарю Совета Улемов ДУМ РФ Ильдару-хазрату Аляутдинову и первому заместителю Муфтия Республики Татарстан Рустаму-хазрату Батрову по этому поводу следующие вопросы:

– Как вы относитесь к процессу перехода определенной части татар из ислама в христианство: а) Сожалеете об этом, б) признаете их право на личный духовный выбор в) равнодушны к этому?

Альбир Крганов

– 25 декабря в стенах Кремлевского дворца съездов проходили юбилейные XXV Рождественские образовательные чтения, и мы по приглашению принимали в них участие. Действительно, это очень грандиозное событие в жизни религиозного сообщества страны и я бы сказал, что нам еще многому нужно научиться у наших православных сограждан.

В Государственной Думе есть межфракционная рабочая группа по сохранению христианских ценностей, где представители разных партий согласовывают свою работу. Так почему бы мусульманам не продумать эту тему и в рамках Думы не создать такую группу? Она помогала бы сохранению духовно-нравственных ценностей и была бы полезна для профилактики экстремизма.

Что касается православных татар, то эта тема сегодня стала активно муссироваться в средствах массовой информации.

Динара Бухарова, [татарка, заявившая о своем принятии крещения уже в сознательном возрасте], которая является фактически заместителем председателя Татарского культурного центра Москвы ведет работу в рамках Татарской автономии. Это ее право – раз она считает себя крещеной татаркой, то здесь противоречий быть не может.

Я спокойно отношусь к ситуации когда люди принимают крещение или когда те, кто были немусульманами становятся мусульманами, или иудеями или буддистами потому что в Священном Коране говорится, что нет принуждения в религии.

И человек сам выбирает для себя путь истины и ему обещан рай, а тот кто отказался, будет в аду. Это выбор верующего человека. Человек вправе выбирать для себя веру, по которой он будет жить.

В сложный период истории часть татар стала крещеными, и их дети следуют выбору своих родителей и это их право.

Рустам Батров

– Мы занимаемся делами мусульман, и я не совсем компетентен в этом.

Ильдар Аляутдинов

– Для меня до какого-то времени понятия «татарин» и «мусульманин» были неразрывны. К сожалению, многовековая связь уже не столь явная. В последнее время можно много слышать про активность православных татар. Считаю, активизироваться нужно всем нам, дабы татарское сообщество знало и понимало свои корни.

Попыткой обратить внимание людей на прошлое стало представление «Утерянное завещание», прошедшее 29 января в рамках «Мавлида Ан-Наби» в Крокус Сити Холл. История помогает нам понять самих себя через путь, пройденный прежними поколениями. Сегодня немало людей, духовно опустошенных и потерявших ориентиры в жизни.

Есть и те, кто помнит о своих истоках, но по-настоящему до конца не осознает свою принадлежность к татарскому народу и исламу как его неотъемлемой части. Кто-то осознанно принимает православие. Безусловно, существует свобода выбора.

Мы лишь стараемся напомнить о неразрывности поколений и роли ислама в становлении народов, стараемся привносить свой вклад в дело сохранения духовности и нравственных ценностей на уровне деятельности ДУМ РФ и ДУМ Москвы.

– Считаете ли Вы, как официальный мусульманский деятель, что на Вас лежит часть ответственности за то, что определенная часть татар уходит из ислама?

Альбир Крганов

– Сегодня люди отходят от ислама. Я знаю нескольких татар, которые стали буддистами. И есть очень даже влиятельные татары, которые построили в Европе буддийские дацаны. Это – выбор человека, который для себя в этом мире определил, что нашел себя в другой вере. Мы молимся за этих людей, чтобы Всевышний вернул их к истине. Для этого нужно вести разъяснительную работу.

Сегодня не на достаточном уровне ведется работа по просвещению мусульман, особенно молодежи. Мне рассказывают случаи, когда люди сознательно отказываются от исполнения мусульманских обрядов, так как считают что это не обязательно. В больших городах мусульмане начинают терять свои корни и обращать внимание на других.

Рустам Батров

– В «Исламньюс» мусульмане работают? Я имею ввиду, если вы знакомы с исламским вероучением в нем есть такой принцип или тезис, что хидаят (ведение по прямому пути) – это от Аллаха.

Поэтому мы не обвиняем, не упрекаем, ни на кого не обижаемся. Мы принимаем волю Всевышнего так, как Он ее предопределил.

Я ни в коей мере не сомневаюсь, что хидаят дарует Всевышний и подвергать сомнению этот тезис, я считаю, тоже не корректно.

Ильдар Аляутдинов

– В какой-то степени ответственность за это должен ощущать каждый мусульманин. Если кто-то уходит в другую религию, возможно, мы что-то ему не объяснили, не донесли до него сути религии ислам.

В ходе работы секции православных татар было заявлено, что христиане составляют, «по мнению экспертов, не менее 30% от общей численности татар». Согласны ли Вы с этой цифрой?

Альбир Крганов

– Это, наверное, завышенные цифры. Если даже брать официальную численность татарского населения в 7 миллионов, то 30% – это больше двух миллионов.

Я не думаю, что это так, но, тем не менее, есть значительная часть крещеных татар, и государство им оказывает поддержку, есть православные священники, которые ведут проповеди на татарском языке в своих церквях. Это не новость.

Сегодня не надо политизировать эту тему и усугублять мусульманско-православные взаимоотношения и ставить их под угрозу. Наши ученые историки и религиоведы, я думаю, могли бы сегодня ответь на те вопросы, которые нас волнуют.

Рустам Батров

– Для того чтобы говорить нужно проводить фундаментальные социологические исследования. По моим личным ощущениям если бы было 30% православных татар, то, наверное, это бы как-то выражалось в общественной жизни. Это бы проявлялось в строительстве храмов для православных татар, в книгах, в других маркерах по которым можно было бы судить о массовом характере этого явления.

Ильдар Аляутдинов

– Мне кажется, что заявленная цифра не соответствует действительности.

Источник: https://islamnews.ru/news-rossijskie-muftii-o-kreshhennyh-tatara

Какая вера у татар

Что верят татары. Какую религию исповедуют татары? религия татар

Все ли могут ответить на вопрос, какая вера у татар? Живём бок о бок, но так мало знаем друг о друге. Для человека религиозного полезно знать хоть что-то об убеждениях хотя бы своих соседей. Эта статья поможет людям, живущим в России, чуть углубиться в религиозный мир татар.

Татары — это этнические группы, которые в поздние века утвердились в Русском государстве

Прежде чем говорить что-то о том, какую религию исповедуют татары, кратко освежим в памяти, что же это за этнос такой. Если при упоминании татарского народа возникла ассоциация с потомками Золотой Орды, то она не случайна. Да, монголо-татары, как минимум, частично, — это предки нынешних татар.

Но этногенез татар по сей день вызывает споры, однозначного ответа не существует.

Татары в национальных костюмах

Название «татары» восходит к VI веку, когда его употребляли к восточным кочевникам. Все мы знаем, что к XIII веку эти народы образовали очень сильную армию, достигшую в своих походах Европейских государств.

Уже в более поздние годы различные этнические группы татар образовались на территории Русского государства. Исследования доказывают, что все они организовались независимо друг от друга в Сибири, Астрахани, на Кавказе, в Казани и много где ещё.

Храм всех религий в посёлке Старое Аракчино в пригороде Казани

Древняя вера татарского народа — тенгринство, религия монголо-татар

Ещё до того, как татары появились в России, собственно, ещё до появления самой России, эти народы исповедовали тенгрианство (тенгризм). Хотя, конечно, они не называли свою веру этим новым термином. Это название в честь главного бога — Тенгри. Возможно, у этого слова есть связь с китайским, скандинавским или шумерским языком.

Тенгри — бог неба, что традиционно для древних религий. Практически всегда (за исключением разве что Египта) мужское божество отождествлялось с небом, а женское — землёй.

Многие татары исповедуют реставрированную религию своих предков. Мать-землю называли Умай. Говорили также о Эрлике — пожилом властелине мира мёртвых.

Как и в случае со многими другими древними религиями, мы мало чего можем сказать о том, какая вера у татарского народа была в те времена. О многом приходится догадываться.

Известны следующие черты этой религии:

  • Бог безличен (на первый взгляд, немного напоминает буддиский атеизм, но там Бога обычно вообще нет);
  • Поклонение природе;
  • Культ предков.

Вот в общих словах, какая вера была у монголо-татар.

Тенгризм реставрирован неоязыческими культами

К концу XX века в людях пробудилось стремление к корням. Усилился интерес к древним религиозным традициям. Тенгризм не стал исключением. Многие этносы (кумыки, башкиры и т.д.) заинтересовались верой предков.

Это не удивительно. То же самое происходит у славян, которые стремятся возродить религию древних славян. Это рассматривают как исконное и традиционное. Так люди ощущают своё не только религиозное и историческое, но и родовое, а также этническое единство.

Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме

Татары-мусульмане отождествляют Аллаха и Тенгри, ибо так им проще принять и воспринять ислам. Он становится более своим. Преимущество тенгризма — это возможность самоидентификации татарского народа, его слияние с культурой и фольклором.

Стремление в тенгризм особенно удивителен для преимущественно исламского региона, где веротерпимость — редкое явление.

Но и слабые стороны тенгризма очевидны:

  • Отрыв от древней религии. Как неоязыческое движение, эта религия лишена тесной привязки к реальной исторической вере татар. Это не более чем «вера по мотивам археологических находок». Доподлинно невозможно восстановить, какой была религия предков, так что сейчас остаётся единственное — сочинять, додумывать, по сути, выстраивать совершенно иную, неоязыческую традицию, почти никак не связанную с корнями татарского народа.
  • Отсутствие источников. Большой временной разрыв мешает найти какие-то точки опоры для тенгризма: святыни, храмы, цепочки преемственности знания. Фактичеки не из чего реставрировать древнюю традицию.
  • Конкуренция с исламом и православием. Православие представлено у татар слабо, но всё же это довольно влиятельная религиозная традиция в России. Далеко не везде священнослужители и люди, которые ходят в православные храмы, дружески относятся к представителям других религиозных традиций. Это неприятный, но реальный факт. Быть религиозным меньшинством в России сложно. Это положение изгоя.

Но намного хуже и сложнее приходится выстраивать отношения и исламом. Далеко не всем мусульманам приятны компромиссы собратьев между тенгризмом и мусульманством. Верующих в религию предков часто рассматривают как язычников и соответствующее к ним относятся.

Большинство татар в России исповедуют ислам — религию пророка Мухаммеда

Ислам прочно вошёл в историю татарского народа в России. Нет ничего удивительно, ведь это принятие ислама пришлось на X век, а знакомиться с ним народ начал ещё IX.

То есть фактически всю письменную историю, в которую сегодня можно заглянуть, татары исповедовали ислам.

Им теперь нет возможности даже оглянуться, чтобы узнать о каких-то альтернативных верованиях — информация о них не сохранилась.

Ислам дал свои плюсы татарской цивилизации. Он отрыл дорогу к арабской культуре, а это безграничные возможности, которые даёт опыт Востока:

  • Изучение Шиловских трудов;
  • Освоение художественных приёмов;
  • Приобретение научных знаний.

Да и само по себе объединение с арабскими странами на религиозной почве — это огромное преимущество для тогдашних татар.

С тех прошло три крупных религиозных реформы. Их главная цель — отделить религию от государства. Ведь вера должна заниматься внутренним миром человека, а не политикой, экономикой и культурой. Это прошло успешно.

Если дать краткую характеристику религии пророка Мухаммеда, то это монотеистическая традиция. Она образовалась примерно в VII веке на базе христианского вероучения и в противовес арабским верованиям. Что это были за верования, мы уже вряд ли узнаем.

Путь ислама начался крупными военными компаниями, которые позволили закрепиться этой религии на Аравийском полуострове.

Ислам вышел из христианства и во многих предписаниях аналогичен ему. Это примерно те же требования к человеку, похожие представления о Боге и мироустройстве.

Мечеть Кул Шариф в Казани

Отличия сводятся к следующему:

  • Ритуальная часть;
  • Догматические разногласия;
  • Представление об авторитетах в духовной жизни (Коран в противовес Библии);
  • Различные оценки Библейских персонажей и исламских религиозных деятелей.

Ислам имеет дурную славу из-за наиболее радикальных течений, но они в корне противоречат человеколюбивому учению Аллаха. Эта молодая религия за короткий срок смогла разрастись до мировой, закрепиться и получить масштабное влияние по всему миру.

Крымские татары исповедуют ислам

На то, какая вера у крымских татар, повлияла близость Турции. Разумеется, ислам приобрёл здесь наибольшее влияние. В 2015 году практически 84% опрошенных сказали, что они мусульмане.

В то же время эта религиозность в большей степени внешняя и не имеет под собой глубокого принятия духовных принципов правоверного мусульманина.

Некоторые татары исповедуют христианство уже многие века

Среди татар выделяется этнконфессиональная группа крящены. Это татары, которые крещены в христианство и продолжают исповедовать его.

Есть несколько версий происхождения этого явления:

  • Насильная христианизация в XVI–XVII веках. По её итогам сформировалось пять автономных групп татар, исповедующих христианскую религию;
  • Историческая приверженность христианству. Есть мнение, что часть татар исповедовала христианство с X века. Соответственно, она могла сохранить свою приверженность этой религии через века, даже во времена монголо-татарского завоевания. А сегодняшние крещённые татары — это потомки тех самых христиан.

Руководитель татарской православной общины Москвы Динара Бухарова сообщает:

«Как показали социологические исследования 2015 года, крымскотатарская община Крыма декларативно религиозна: подавляющее большинство опрошенных заявили, что они мусульмане (84 %), а муфтий был назван в числе самых авторитетных общественных деятелей. Для большинства крымских татар, однако, характерны в первую очередь внешние проявления религиозности. Уровень религиозного радикализма невысокий, но каждый пятый (20 %) положительно отнёсся к идее проживания в религиозном государстве.

Устойчивые мусульманские объединения от 10 и более человек, сгруппировавшихся вокруг его организационного ядра — имама и его помощников, действуют практически в каждом населённом пункте компактного проживания крымскотатарского населения. Подобных объединений в Крыму на начало 2011 года насчитывалось более шестисот, зарегистрированных мусульманских общин, входящих в ДУМК, — 339, автономных мусульманских общин — 49».

30% татар сегодня исповедуют православие, по словам Динары Бухаровой.

Но с этим мнением не согласны представители татар-мусльман. Председатель попечительского комитета Совета муфтиев России Фарит Фарисов уверен, что эти цифры намеренно слишком завышены:

«Есть статистика, которую я ей показывал, когда она говорила, что православных татар больше. Я ее просил не обманывать людей. По статистике 6% татар исповедуют православие, среди них кряшены, а неофитов очень мало. Проблема в том, что Динара Бухарова даже под сомнение не ставит то, что она заблуждается.

Я утверждаю, что дети тех татар, которые принимают православие, перестают молиться, а их дети уже идентифицируют себя как русские. Что касается кряшен, я их очень уважаю, они сохранили свою культуру, язык».

Храм Воздвижения Креста Господня (п. Васильево, Татарстан)

Меньшинство татар исповедует буддизм и другие религии

Пока ведутся споры христиан и мусульман, какая религия у татар в каком масштабе представлена, скромно молчат представители религиозных меньшинств. Ведь быть татарином — вовсе не значит быть православным или мусульманином.

В России каждый человек сам вправе решать, во что верить, а не руководствоваться тем, к какой религии относятся прочие представители его этнической группы. Среди татар немало буддистов. Есть представители и других религиозных традиций, но в очень малом количестве.

Источник: https://hranitel.club/2422-kakaya-vera-u-tatar

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.