Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. Лексическая тема: Осень

Тема «Осень» для детей 4-5 лет ( средняя группа)

Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. Лексическая тема: Осень

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Непосредственнообразовательная деятельность

Образовательнаяобласть «Познание»

Тема«Осень»

для детей4-5 лет ( средняя группа)

Воспитатель:

ЛихацкаяЕ.А.

с.Благодатное

2012 г.

НОД – Образовательная область «Познание»

Тема «Осень»

Цель:Систематизировать знания детей обосенних изменениях в природеучить самостоятельно, находить их.

Задачи:

Образовательная:

Продолжатьвызывать приятные воспоминания, связанныес восприятием красоты осенней природы.

Развивающая:

Закреплятьзнания детей об осенних изменениях вприроде. Уточнять представление оцветовой гамме осеннего леса, о разныхпородах деревьев.

Воспитывающая:

Воспитыватьлюбовь и бережное отношение к природе,эмоционально-эстетические чувства,отзывчивость, доброту.

осенниелистья березы, клена, дуба, тополя.Картинкис изображением леса осенью. Игрушка –кукла Катя, макеты деревьев, корзинки,листики тополя, березы, клена, дуба.

Методыи приемы:словесный, наглядный, практический,игровой. ( Показ предметных картинок ииллюстраций с изображением осеннейприроды. Рассказ воспитателя. Использованиехудожественного слова.

Проведениедидактических игр: «Собери картинку»,«Так не бывает», «Покажи и назови частидерева»,«Что лишнее»,«С какого дерева листок?». Подвижнаяигра «Собери листики в корзинку».Пояснения.

Сюрпризный момент.)

Предварительнаяработа: Экскурсиявокруг детского сада. Рассматриваниедеревьев разных пород. Упражнения наузнавание деревьев по форме листьев.Рассматривание репродукций И. Левитана,И. Шишкина. Чтение стихов об осени изаучивание их наизусть. Проведениедидактических игр «Найди свое место»,«На что похожее», «Скажи ласково» и др.

ОД:

Игроваямотивация. Вгости к детям приходит кукла Катя.

Воспитатель:

-Сегодня у нас не совсем обычное занятие.Посмотрите, группа украшена разноцветнымилистьями. Давайте вспомним какое сейчасвремя года?(Осень) Такие пестрые листья– один из признаков осени. Назовите,пожалуйста, другие признаки осени. (Осенью становится холоднее. Деньстановится короче, а ночь – длиннее.Насекомые погибают или прячутся отхолода. Перелетные птицы улетают на юги т.д.)

Рассматриваниекартин с изображением признаков осени.

Воспитатель:Ребята,а знаете ли вы какие-нибудь стихотворенияоб осени!

Дети:рассказываютзнакомые им стихотворения

Куклакатя дарит детям конвертики, детипытаются отгадать что в них, проводитсяигра

Игра«Собери картинку»

Воспитательпредлагает детям собрать картинки натему «Осень»

Игра«Так не бывает»

Воспитательпредлагает детям посмотреть на картинкуи ответить: что может быть и чего неможет быть осенью.

Воспитатель:Какиекрасивые картинки вы собрали, молодцы!Осеньчудесное время года. Природа даритдеревьям разные краски.

-В лесу растут деревья, кустарники, грибы,ягоды, живут разные звери.

Давайтевместе все отправимся в лес.

Ребятапосмотрите что я нашла. Это корзина сосенними листиками и рассыпает листикина полу.

Скажителистики с каких деревьев вы видите?

Дети: Сберезы, тополя, дуба, клена.

Упражнение«Покажи и назови части дерева»

Воспитательпоказывает на картинке корни, ствол,ветки, листья, плоды дети называют их

Упражнение«Что лишнее»

Воспитательпредлагает картинки где необходимонайти лишний предмет, и объяснить почему он лишний

Воспитатель: Давайте немного поиграем с ними, беритеих в ручки.Представьте,что вы – листочки! Сейчас мы будемлетать, кружиться и медленно опускатьсяна землю.

Проводитьсяречь с движениями «Листики»

Мы листикиосенние, покачиваниеруками над головой

На ветках мысидим

Дунул ветер– полетели. бег,и руки в стороны

Мы летели,мы летели

И на землютихо сели. присесть

Ветер снованабежал

И листочкивсе поднял

Закружились,полетели

И на землюснова сели присесть

Воспитатель:Посмотрите,ребята, когда мы пришли в лес, на деревьяхбыли листочки,а сейчас они опали, деревья стоят голые.Подулветер, и листья оторвались от своихветочек.

  • Как называется это явление?

Дети:листопад.

Воспитатель:

А давайтеустроим листопад, подбросим листикивверх. Смотрите,на осенней полянке много опавших листьев.Я предлагаю их собрать.

Дидактическаяигра «С какого дерева листок?»

Воспитательдает задание каждому ребенку заданиесобрать листья определенного дерева:

-Алеша, собери листья березы.

-Даша , собери листья клена.

-Денис, собери листья дуба.

-Вика, собери листья тополя.

Покадети собирают листья, педагог читаетотрывок из стихотворения Н. Найденовой«Листопад»:

День осеннийтак хорош!

Скольколистьев соберешь!

Золотойбольшой букет –

Намот осени привет.

-Алеша,ты собрал листочки с березы, значит,какие листочки у тебя в руке?

(Березовыелисточки.)

Воспитатель:Какиеони?

Дети:желтые, березовые.

Воспитатель:Верно.Они с березы. А по каким признакам ееможно узнать? Что ее отличаетот других деревьев?

Дети: белаякора.

Воспитатель:конечноже, у березы белая кора, белый ствол. Пронее говорят: белоствольная.Она стройная. У нее длинные тонкие ветви.

Воспитатель:-А у тебя, Даша, какие листики?

(Уменя кленовые листочки.)

Воспитатель:начто похож листочек?

Дети: наладошку.
Воспитатель:Какон называется?

Дети:кленовый листочек

Воспитатель:какогоцвета осенние кленовые листочки?

Дети:красные, рыжие.

Воспитатель:

-Денис, какие листья ты собрал? (Я собралдубовые листья.)

Воспитатель:Какиеони?

Дети:дубовые,желтые.

Воспитатель:-А какие листочки собрала Вика? (Я собралатополиные листочки.)

Проводитьсяигра«Соберилистики в корзинку»

Детираскладывают каждый вид листиков вотдельную корзинку. Высыпим листикипод каждое деревце вместе с куклойКатей, чтобы корни были в тепле всю зиму.

ИтогОД, куклаКатя дарит детям памятные медальки,похвала детей.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/35357.html

Занятия по теме

Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. Лексическая тема: Осень

Занятия по теме “Осень”
Буйлова Наталия Андреевна   
26.08.2016 11:46
Конспект НОД в старшей группе «Профессия дизайнера. Осенние изменения природы»Цель: расширить представление о профессиях.Задачи: продолжить знакомство со школьными принадлежностями; способствовать развитию умения составлять связный рассказ по картине; закреплять знания о временах года, правила поведения в общественных местах.Оборудование: предметы из школьного уголка, костюм Буратино, картина известных художников писателей.
Подробнее…

 

Занятия по теме “Осень”
Савастьянова Екатерина Евгеньевна   
22.08.2016 12:27
Осенний физкультурный досуг совместно с родителями “В гости к Мишке”Описание: Дети получают из лесу телеграмму, где их приглашает в гости Мишка. Дети отправляются к лесному домику Мишки учат его танцевать, помогают Мишке с овощами, играют с ним, а в конце получают от медведя гостинец.Цель:

  1. Развивать основные физические качества детей (скорость, координацию движений, ловкость, выносливость)
  2. Воспитывать целеустремленность, настойчивость, чувство сплоченности;
  3. Доставить чувство радости.

Инвентарь: домик, ребристая доска, 3 кегли, обручи 3, набивные мячи 3 шт., магнитофон, 3 игрушки, нарисованные овощи (морковь, яблоко), шишки, обручи 6 шт., угощение для детейУчастники: Дети двух групп, воспитатель в роли Медведя, инструктор — ведущий. Ход развлечения:ВЕДУЩИЙ:Очень рада видеть вас,Здравствуйте ребятки.Я надеюсь, все здоровы?Всё у вас в порядке?К нам из леса, из тумана прилетела телеграмма:«Очень скучно мне в лесу, в гости вас к себе зову. Мишка»

Подробнее…

 

Занятия по теме “Осень”
Прокофьева Ольга Вячеславовна   
27.07.2016 10:26
«Осень золото роняет»Прокофьева Ольга ВячеславовнаСтаршая группа № 6 (старшая) «Солнышко» занятия:Воспитатель: Ребята, сегодня я получила необычное письмо, -письмо -загадку. Хотите узнать от кого это письмо? Тогда давайте прочитаем! А вы слушайте внимательно. (рассказ под музыку П.И. Чайковского «Времена года»).«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Подробнее…

 

Занятия по теме “Осень”
Крыгина Ольга Александровна   
20.07.2016 13:53
Осенний досуг в средней группе «Незабудки» «Желтогрудая Синичка — птицам всем она сестричка!»Воспитатель: Крыгина Ольга Александровна Школа №1944 д/о «Дубравушка» Г. МоскваЦель: развитие у ребенка потребности в движении (двигательной инициативы).Задачи:

  • приобретение опыта в основных движениях
  • развитие умения контролировать свои движения и управлять ими;
  • развитие способности подчиняться правилам и социальным нормам;
  • развитие способности у ребенка участвовать в различных играх подвижного характера,
  • расширить представления детей о птицах
  • создавать радостное и веселое настроение.
Подробнее…

 

Занятия по теме “Осень”
Редактор   
20.06.2016 19:58
МБДОУ №5 «Теремок» г.Набережные Челны,  Татарстан. Подготовили: Музыкальный  руководитель: Давлетова Резеда Валиахметовна  Высшая квалификационная категория, Воспитатель: Тюленева Ольга Викторовна   1 квалификационная категория.ТЕМА:«ОСЕННИЙ  ОРНАМЕНТ»Цель: Показать результаты музыкального образования детей на занятии.Образовательная задача:1.  Воспринимать музыкальное произведение, способствовать  формированию осознанного отношения , характеру  произведения.2. Развивать цветомузыкальный слух в процессе цветового уподобления     характеру звучания музыки.3.Формировать певческие умения и навыки.4.Работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.5.Обучать пению по руке дирижёра.
Подробнее…

 

Занятия по теме “Осень”
Шевель Евгения Васильевна   
01.05.2016 17:03
Паспорт проекта “Осень золотая, в гости к нам пришла”.Вид, тип проекта: познавательно-информационный, творческий.Сроки проведения: 2 неделиУчастники проекта: воспитатели, дети, родители.Актуальность:Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.Цель: расширять представление об осени (месяц октябрь, его характерные особенности).
Подробнее…

 

Занятия по теме “Осень”
Соловьева Марина Анатольевна   
19.04.2016 19:58
Исследовательски-творческий проект на тему: «Разноцветные краски осени»Соловьева Марина Анатольевна МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня Воспитатель I квалификационной категории мкр. Сходня, г.о. Химки,Московская областьМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой, творческий.Вид проекта: среднесрочный групповой.Сроки реализации проекта: 3 месяца (01. 09. 2015 – 30. 11. 2015)
Подробнее…

 

Занятия по теме “Осень”
Вицкова Марина Викторовна   
06.03.2016 23:38
Конспект непосредсвенно — образовательной деятельности в средней группе по теме» Дары осени»Занятие по теме «Осень» Вицкова Марина Викторовна 6. 03. 2016 18: 44.Цель: Формирование представлений об осени.Задачи. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений. Воспитывать в детях эстетическое восприятие окружающего мира.Оборудование: Сюжетные картины с изображением осени, магнитофонные записи с осенними песнями, муляжи фруктов и овощей, краски, кисти, листы, салфетки, листья деревьев.
Подробнее…

 

Занятия по теме “Осень”
Переверзева Валентина Александровна   
28.02.2016 23:06
Комплекс по ООД по изодеятельности в 1 мл. группе (ФГОС) «Путешествие цыпленка Чика».Переверзева Валентина Александровна МБДОУ ДС №26 «Солнышко» Воспитатель высшей квалификационной категории Город Старый Оскол, белгородская область.Цель занятий: Вызвать у детей интерес к процессу рисования, лепки и аппликации.1. «Угостим цыплят зернышками». Дидактические задачи: Учить детей держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками, не сильно сжимая его, учить ритмам коротких штрихов при изображении зернышек; познакомить с желтым цветом.
Подробнее…

 

Занятия по теме “Осень”
Корнилова Татьяна Владимировна   
27.02.2016 23:24
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Осенние фантазии»Составила воспитатель Корнилова Т.В.Цель: Развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Подробнее…

 

Источник: http://xn--d1aifbdmeb2gxb.xn--p1ai/osen.html?start=165

Лексическая тема: Осень

Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. Лексическая тема: Осень
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМстаршей и подготовительной групп Лексическая тема “Осень” Арефьева Л.Н. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

— названия осенних месяцев;— основные приметы осени;— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;— что делают осенью животные и птицы;— чем занимаются люди;— какие подарки людям принесла осень;— почему об осени говорят «золотая».

Расширение словарного запаса детей:

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково» Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,лужа — лужица, дерево — деревце,ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,туча — тучка, лес — лесок,сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже

«Один — много» Месяц — месяцев, дерево — деревьев,дождь — дождей, фрукт — фруктов,лужа — луж, овощ — овощей,урожай — урожаев, листья — листьев,сад — садов, птица — птиц,огород — огородов, слякоть — слякоти,зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом “осенний”»

Небо (какое?) — осеннее,ветер (какой?) — осенний,аллея (какая?) — осенняя.Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,… дует ветер — ветреная;если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная,… сыро — сырая,… хмуро — хмурая,… солнечно — солнечная,… ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»

Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи. Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень» 

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,день веселый — день грустный,день солнечный — день пасмурный,облако белое — туча черная,… холодная — жаркая,… хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия

«Я начну, а ты закончи» Люди осенью одеты, (во что?) — … ;школьники идут с портфелями (куда?) — … ;листья на деревьях стали (какими?) — … ;цветы на клумбах (что сделали?) — … ;птицы улетают (куда?) — … ;звери делают на зиму (что?) — … ;люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ….

Построение монолога

«Расскажи об осени по плану»: 1) когда наступает осень;2) осенние месяцы;3) приметы осени в природе;4) красота золотой осени;5) что делают птицы и животные осенью;6) труд человека в осенний период;7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок

«Исправь ошибки» Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц. МИНУТКА ОТДЫХА Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь1 на полях.Туча небо кроет, солнце не блестит. Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды зашумели быстрого ручья. Птички улетели в теплые края.А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. (Осень.) Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.) Меня часто зовут, дожидаются,А приду — от меня укрываются. (Дождик.) Листья желтые летят, Под ногами шелестят. Солнце уж не припекает. Когда все это бывает? (Осенью.) Все деревья облетели, Зеленеют только ели, Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра

«Здравствуй, осень!» Ведущий: Здравствуй, осень! Дети: водят хоровод.Здравствуй, осень!Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим, Что в подарок принесла? Имитируют приготовление пирогов.Принесла я вам муки —Дети: Значит, будут пироги.Ведущий: Принесла вам гречки —Дети Каша будет в печке.Имитируют резание овощей.Ведущий Принесла вам овощей — Дети И для супа, и для щей.Ведущий Рады ли вы грушам?Разводят руки, показывая коло¬ду меда.Дети На зиму насушим.Ведущий Принесла и меду —Дети Полную колоду!Ведущий: А уж яблоки — что мед! На варенье, на компот.Дети: Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба припасла, А хорошую погоду Нам в подарок принесла?Ведущий: Дождику вы рады?Дети: Не хотим, не надо!Кто под дождик попадетТот сейчас водить пойдет. Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,На ветках мы сидим.Дунул ветер — полетели.Мы летели, мы летелиИ на землю тихо сели,Ветер снова набежалИ листочки все поднял.Повертел их, покрутилИ на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика 

“Осень” Разбросала осень листья,      (раскрывать и закрывать кулачки)Разукрасила их кистью.         (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)Букеты листьев соберём.       (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)Лист дубовый, лист рябинки,Рыжий тополиный листНа дорожку спрыгнул вниз.  (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)

И. Михеева 

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?— Я из тучки золотой.— Дождик, дождик, Ты откуда?— Я из тучи грозовой.— Ветер, ветер, Ты откуда?— Я из дальней стороны.- Листик, листик, ты откуда?- Из березовой страны!

Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской


Закличка
ОСЕННЯЯЦели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.Осень, осень,В гости просим.Погости недель восемь:С обильными хлебами,С первыми снегами,С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

И. Левитан «Октябрь»

И. Бродский «Упавшие листья»

Ф. Васильев «Перед дождем»

Л. Афремов “Осень”

В. Куприянов “Осень”

И.Левитан “В лесу осенью”

“,”author”:”Автор: Полянская Светлана Васильевна”,”date_published”:”2020-01-25T07:50:00.000Z”,”lead_image_url”:”https://lh3.googleusercontent.com/proxy/kBJPI40hArDEjUqUH2VCpmvcD3Ev7Kw-78p7v8SJAp_6kMRkZLtmMiVs-ZBDq9QYw0LlQtKqF2DEN4E6jQayXOAunXHQvovP-3tfXWXJsRSHHRVv=w1200-h630-p-k-no-nu”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://polyanskaya-swetlana3.blogspot.com/2014/01/blog-post_9053.html”,”domain”:”polyanskaya-swetlana3.blogspot.com”,”excerpt”:”РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ старшей и подготовительной групп Лексическая тема “Осень” Автор: Арефьева Л.Н. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Дет…”,”word_count”:1235,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://polyanskaya-swetlana3.blogspot.com/2014/01/blog-post_9053.html

Дидактический материал по лексической теме

Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. Лексическая тема: Осень

ЗАГАДКИ ПРО ОСЕНЬ

Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? …

Мочит поле, лес и луг,Город, дом и все вокруг!Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -….

Вслед за августом приходит,С листопадом хороводитИ богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём,Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Осень в гости к нам пришлаИ с собою принесла…Что? Скажите наугад!

Ну, конечно…

Пришла без красокB без кистиИ перекрасила все листья.

(Осень)

Тучи нагоняет, Воет, задувает.По свету рыщет, Поет да свищет.

(Ветер)

Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто …

(Листопад )

Примета – это отличительный признак, по которому можно узнать кого-либо или что-либо.

Осень подразделяют на подсезоны:

1-23 сентября – Начало осени;24 сентября – 14 октября – Золотая осень;15-22 октября – Глубокая осень;23 октября -26 ноября – Предзимье;27-30 ноября – Первозимье.

У осени есть и другие названия: “Осенины”, “Мокропогодье”.

В старину осень встречали трижды:

  1. В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) – день памяти Симеона Столпника – Семена Летопроводца;

  2. На рождество Богородицы 21 сентября ( 8 сентября по старому стилю) – праздник женщин и женских работ

На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).

  1. В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.

Бабье лето делят на:

  • Молодое Бабье лето с 28 августа по 11 сентября
  • Старое Бабье лето с 14-го до 21 сентября.

Это о Бабьем лете П. Тютчев написал: “Есть в осени первоначальной короткая. Но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…”

Астрономическая осень начинается со дня осеннего равноденствия (22 сентября).

По фенологическому календарю начало осени связывается с отлетом птиц, опадением желтых листьев, первыми заморозками. Различают два периода:

1) От первых заморозков до конца листопада;
2) От конца листопада до начала зимы. “Теплая осень – к долгой зиме”. Осень начинается с 27 августа и длится 93 дня – по 26 ноября.

По Лесному календарю Бианки осень начинается с 21 сентября – первого месяца осени, “Месяца прощания перелетных с родиной”, второй месяц – “Месяц полных кладовых” и третий – “Месяц зимних гостей”. “Осенняя пора – птица со двора”.

Календарь осени

Старое Бабье лето – с 14-го до 21 сентября.Сентябрь – хмурень1 сентября – Стратилат-тепляк. Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется.2 сентября соединяются в перелетную стаю самые первые перелетные грачи.5 сентября – на Луппа – овсы морозом лупит. Первые заморозки. 6 сентября – дождь обещает сухую осень и хороший урожай на будущий год.

8 сентября – рябинник: сбор рябины и калины.9 сентября – день Самсона. Уж если на день Самсона- дождь, через семь недель ждите дождя.10 сентября – Наталья-овсяница. Косят овес.11 сентября – Иван постный, осени отец крестный. С постного Ивана – не выходит мужик без кафтана. 13 сентября – Куприянов день – журавлиный отлет. Дергают корнеплоды (кроме репы), копают картошку.

14 сентября – день Семена, Семен-летопроводец. Первая встреча осени. Завершение летних работ. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.19 сентября – прихватывають михайловские утренники.21 сентября – осенины, вторая встреча осени или пасенков день (на пасеках убирают пчел), собирают лук. Лук – от семи недуг.

23 сентября – рябинник, рябина становится сладкой.( прим. Да, народная мудрость – из России к нам пришла. Рябина – редкость в Крыму )24 сентября – Федорин день. Не всякое лето до Федоры дотянет, всякое тепло кончается.26 сентября – Корнилий корень в лесу растет, а зябнет. 27 сентября – Воздвиженье, третья встреча осени. Первые зазимки.

На Воздвиженье первая барыня – капуста (срубают капусту). 28 сентября – гусепролет, гусарь. Гуси летят – зимушку на хвосте тащат. Октябрь – грязник1 октября – Аринин день. Если на Арину журавли полетят, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день, раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу.

2 октября – Зосима, заступник пчел. Ставят ульи в омшаник. 3 октября – астафьевы ветры. Коли дует северный, сердитый ветер – будет стужа, южак подул – к теплу, западный – к мокроте, восточный – к ведру. 7 октября – Феклы-заревницы. В натопленных овинах молотят хлеб от зари до зари. 8 октября – на Сергия рубят капусту.

Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября). 9 октября – дождь со снегом – в январе трижды ждите сильных оттепелей, солнечно и тепло – июнь будет дождливый и холодный. 13 октября – если снег не выпадет, зима не скоро настанет. 14 октября – Покров день, первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

На Покров натопи хату без дров (утепли жилье). Каков Покров – такова и зима. 17 октября – на Ерофея и зима шубу надевает. 20 октября – Сергий. Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги. 21 октября – с Трифона-Палагеи все холоднее. Трифон шубу чинит, Палагея рукавички шьет барановые. 23 октября – Евлампии.

На Евлампия рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам. 27 октября – Параскева-грязниха, порошиха. Ноябрь – листогной 4 ноября – Казанская. До Казанской – не зима, с Казанской – не осень. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит. 11 ноября – Настасеи-овчарницы. Кормили пастухов по дворам.

8 ноября Дмитриев день, зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.12 ноября – на Зиновия – синичкин праздник. Слетаются пернатые гости зимы: снегири, щеглы, свиристели… 14 ноября – Кузьминки, встреча зимы.

Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна. 14 ноября – кузьминки – осени поминки, встреча зимы.15 ноября – Акундин разжигает овин. 19 ноября – ледостав. 20 ноября – Федот. Федот – лед на лед ведет. 21 ноября – Михайлов день.

Если Михайло Демьянов путь порушит, не жди пути до зимнего Николы (19 декабря) Коли на Михайлов день иней, ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом, ростепели быть. 22 ноября – зимние Матрены. Зима встает на ноги, налетают морозцы. 23 ноября – с Ераста жди ледяного наста. 25 ноября – со Студита станет холодно и сердито. Если 25-го дождь или снег – по стародавним приметам, быть оттепелям до Введенья (4 декабря). 28 ноября – Гурьян на пегой кобыле (грязь, снег).

29 ноября – на Матвея зима потеет.

Народные приметы и пословицы про осень

Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы. Большой урожай рябины – к большим морозам. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.Весна красна цветами, а осень снопами. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Весной что рекой прольет – капли не видать, осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай. Весною дождь парит, осенью мочит.Ветер – листобой вьется над избой, пробует силы толкаясь плечисто.Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко – так малы снега будут. Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.

Если журавли летят высоко, не спеша и “разговаривают”, будет стоять хорошая осень. Если кроты к осени натаскивают в свои норы много жнивья или соломы – зима предстоит холодная”.Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ветреная.Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут. Если мыши отрывают норы на теплую сторону – зима суровая.

Если на деревьях лист желтеет снизу, то ранний сев озимых хорош, если с верхних сучьев – хорош поздний сев озимых.Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная и суровая. Если с дерева лист не чисто спадает – будет холодная зима. Как рябины много – так дождливая осень, мало рябины – значит, осень сухая будет.

Кожица на луковках тонкая – зима будет мягкая, кожица толстая и грубая – зима суровая. Кошка мордочку прячет – на холод.Кроты и мыши делают большие запасы – к суровой и снежной зиме. Куры начинают линять рано осенью – к теплой зиме. Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.

Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней, а если снизу – поздней зимы.Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме. Мысли – цветок, знание – завязь, а опыт – плод.Не будь в осень тороват (щедрый, расточительный), будешь к весне богат.Облака редкие – будет ясно и холодно. Орехов много, грибов мало – зима будет снежная и суровая.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.Осенняя ночь на двенадцати подводах едет. Осень – время собирать урожай.Осень – погоды перемен восемь. Осенью и у воробья пир. Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.Осенью серенько, так жди красного денька.

Паутина стелется по растениям – к теплу. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.Появились опенки – лето кончилось. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, – зима будет холодная; оставляют леток открытым – теплая. Раннее опадание листвы – к ранней зиме.Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла. Теплая осень – к долгой зиме. Хлебород – перед строгой зимой.

Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

Приметы – какая будет зима?

В лесу много рябины – осень будет дождливая, если мало – сухая.Если много кизила – будет холодная зима.Если паутинки летают осенью – пришло бабье летоЕсли птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко – мало снегу будет.Если с деревьев лист не чисто опадает – будет холодная зима.

Комары поздней осенью – к тёплой зиме.

Источник: https://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-leksicheskoy-teme-osen-2308400.html

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Деревья осенью»

Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. Лексическая тема: Осень

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

– закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

– совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

– развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Ежик!

Логопед: давайте поприветствуем ежика.

Это что же за комочек (сжимать кулаки)

Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)

На себе несёт комочек

(сжимать кулаки)

Два листочка и грибочек.(

разжимать пальцы в стороны)

Логопед: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить.

Давайте попробуем угадать?

Дети: вспоминают, что принес ежик, логопед подводит к теме «Деревья осенью».

Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Логопед добивается полного ответа).

Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)

Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д».

Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз).

Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (логопед кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)

Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови дерево ласково, а потом со словом «много». (с мячом)

Дуб – дубок, много дубов – много дубочков

Береза – ………………………………………..

Рябина – ………………………………………

Осина – ………………………………………

Сосна – ………………………………………

Ель – …………………………………………

Клен – ……………………………………….

Пень – ………………………………………..

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? (добавь нужное слово)

Упал с дуба лист….(дубовый)

Упал с клена лист….(кленовый)

Упал с березы лист…(березовый)

Молодцы, прекрасный получился гербарий!

Логопед: Ребята, вы мне рассказывали, что когда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения

(Проводится массаж лица.)

Солнышко светит все меньше – поглаживаем лицо.

Часто льет холодный дождь. – постукивание подушечками пальцев

Ветер пронизывает насквозь. – пощипывание

И мы радуемся каждому лучику солнца. – снова поглаживание

Логопед: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться. (Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)

Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист,кленовый лист, еловая шишка)».

Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».

Логопед: А теперь давайте скажем, что делает ежик. Он устал и сел … (согласование с предлогами)

Он сидит … на пне (слез с пня, спрятался за пень, вышел из-за пня и т.д.)

Логопед: И вот сидел он на пне, сидел и придумал интересную историю. Хотите послушать?

(логопед обращает внимание детей на су-джок) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории.

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать шарик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый… и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?

Дети: Да.

Логопед: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.

Дети составляют рассказ по схеме.

http://logoped-anna.blogspot.ru/2012/11/blog-post_7607.html

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком!

Вы молодцы, отлично поработали.

Источник: https://dohcolonoc.ru/logopedu/12672-konspekt-derevya-osenyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.