Двойные согласные в корне слова: примеры. Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными. Двойные согласные. Слова с двойными согласными

Двойные согласные в корне слова: примеры. Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

Слова, в написании которых можно встретить две буквы С, преимущественно заимствованные, но есть, конечно, и славянского происхождения.

Удвоенная согласная может быть на стыке морфем, в корне слова. По отношению к положению в слове еще в начале слова, в середине и в конце слова.

Готовясь к поиску слов с удвоенной согласной quot;Сquot; (quot;ссquot;), я взяла достаточно обширный орфографический словарик и обнаружила в нм около 1000 таких слов, не включая буквенные и буквенно-звуковые аббревиатуры.

Следовательно, наша задача – это не воссоздать столь огромный список слов, насколько я понимаю, а попытаться выделить из него для примера несколько слов, характерных по тем или иным признакам. Например, по морфологическим. И разбить эти примеры на несколько соответствующих подгрупп:

Бассейн, абсцесс, Кузбасс, Донбасс, баронесса, вассалитет, Новороссия, аксессуары, глоссематика, госсекретарь.

Бессчтный, бесстыдный, бесследный, бессонный, бессрочный, бессвязный, бесславный, бесстрашный, гондурасский, бесскелетный.

Восстающий, восставший, глоссирующий, восславляющий.

Восславлять, грассировать, впрессовывать.

Бесстрастно, бесстыдно, бесследно.

Брависсимо, Массачусетс, Бергштрассе.

Слов с удвоенной согласной quot;ссquot; просто море, все и не вспомнишь, чтобы написать:

  • Перечислю следующие слова с двойной согласной quot;ссquot;, надеюсь они пригодятся детишкам для работы над ошибками по русскому языку:

    касса, ассорти,

    пресса, пассажир,

    класс, кассета,

    компресс, конгресс,

    ссора, режиссер,

    рассвет, россыпь.

    Думаю, этого достаточно.

    Слов со сдвоенной quot;сquot; богато в ру(сс)ком языке.

    Большинство слов заимствовано из других языков: пассивный, пассаж, пассажир, бассейн, дискуссия, эссенция, шасси, шоссе, трасса, диссертация, рессора, репрессия, миссия, компромисс, компрессор, ассистент, колосс, комиссия, пресса, процесс, масса, рассудок, ссуда, класс, профессия. Слова славянского происхождения – Русь-Россия, Белоруссия, рассказ, ссора, рассвет.

    Масса, касса, пресса, лассо, глоссарий, глоссит, бессменный, бессмертный, (бессмертие), бессердечный (и бессердечие), бессовестный, бессонница (и бессонный), пассаж, массаж, Улисс (Одиссей), пассия, брасс, кросс, босс, колосс (и колоссальный), импрессионизм, искусство.

    Такие слова есть:Сессия,инкассация,касса,кассир,искусство, кроссовок.Возможно еще великое множество таких слов, но у меня пока все.

    С удвоенной согласной сс пишутся многие заимствованные слова. Удвоение согласных также встречается в тех случаях, когда происходит слияние разных морфем: корня и суффикса, приставки и корня.

    Двойная согласная сс в корне слова – примеры

    Вот небольшой перечень слов, которые пишутся с удвоенной сс в корне: Россия, россиянин, российский, ссора, ссориться, поссорить, поссориться.

    В большинстве случаев слова с удвоенной сс – это заимствованные из других языков слова. Из латинского языка пришли следующие слова: агрессия, ассоциация, ассистент, кассация, класс, классик, пассив, конгресс, эссенция, пессимизм.

    Много слов пришло из французского языка: ассортимент, ассамблея, аксессуар, ассигнация, ассонанс, бассейн, дрессировать, мусс, пассаж, шоссе, эссе.

    Из немецкого языка заимствованы следующие слова: пассат, гроссмейстер, классицизм.

    Слова итальянского происхождения, задействованные в банковской сфере: инкассо, инкассатор, инкассировать.

    Слова, пришедшие из английского языка: кроссворд, кросс, конгрессмен.

    Удвоенные согласные сс на стыке морфем

    Слова, где удвоение согласной происходит на стыке приставки и корня: бесстыдный, бесстрашный, бессердечный, исследование, иссушить, иссохнуть, восседать, восстановить, рассмешить, расставить, расспрашивать, расстрелять, рассортировать и т.д.

    На стыке корня и суффикса-ск пишутся следующие слова: полесский, черкасский, русский, арзамасский.

    Словарные слова, которые просто надо запомнить: ассенизатор, депрессия, стресс, Ассоль, импрессионизм, импрессарио, эспрессо.

    Слова с суффиксом -есс-, обозначающие лиц женского пола: виконтесса, папесса, поэтесса, грандесса, адвокатесса, критикесса.

    Слова с удвоенной С на стыке приставки и корня: бессильный, бесстыжий, рассердиться, рассада, бессрочный, ссылка, восстание.

    Слова с удвоенной С на стыке корня и суффикса: матросский, Родосский.

    Двойные согласные сс присутствуют в ряде русских слов:

    ссора, ссориться, Россия, россианин, россианка, российский, русский.

    Остальные все слова с двойным написанием сс в корне являются заимствованными. Укажу иноязычные слова

    латинского происхождения:

    асс, ассистент, ассимилировать, ассоциация, ассистировать, биссектриса, депрессия, диссидент, диссоциация, диссертация, масса;

    французского происхождения:

    ассорти, ассонанс, ассамблея, ассюре, бассейн, вассал, кассета, лассо, шоссе, шасси, массаж, массив, массивный, массировать;

    слова английских quot;кровейquot;:

    босс, кросс (отсюда русские кроссовки), кроссмен, кроссворд, кроссинговер.

    Из немецкого языка пожаловали слова:

    гроссбух, гроссмейстер, лсс, лессировать,

  • Источник: https://korchma-kazak.ru/mnogoletnie-cvety/udvoennye-soglasnye-pravila-napisaniya-i-perenosa.html

    Слова с двойными (удвоенными) согласными

    Двойные согласные в корне слова: примеры. Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

    Долгий согласный звук в слове часто передается на письме с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называют двойными (удвоенными).

    Двойными в словах могут быть следующие согласные:

    • бб – пп – субботний, группа, труппа, аппарат
    • фф – дифференцировать
    • кк – аккуратный, аккордеон, хоккей
    • сс – профессия, искусство, русский
    • тт – аттракцион, аттестат
    • рр – терраса, перрон
    • жж – жужжание, жжение
    • лл – коллекция, аллея, миллион
    • мм – грамматика, килограмм
    • нн – ванна, колонна, лимонный

    Двойные согласные могут стоять:

    1. В начале слова – жжение
    2. В середине слова – мировоззрение
    3. В конце слова – килограмм

    Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: бессрочный, воззрение, поддержать

    Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: каминный, лимонный.

    Двойные согласные могут находится и в самом корне: искусство, грамм.

    Правописание двойных согласных нужно запоминать или, если возникли сомнения, обращаться к орфографическому словарю.

    Обычно там, где слышится долгий звук, и пишутся двойные согласные. Однако есть ряд исключений, которые надо знать: галерея, имитация.

    ! Обрати внимание:

    Удвоенные согласные относятся к одному слогу: ссо-ра, жу-жжать.

    При переносе слов с удвоенными согласными, эти буквы разделяются: суб-бота, ап-петит.

    Поделись с друзьями в социальных сетях:

    Советуем посмотреть:

    Употребление заглавных (больших) букв

    Безударный гласный в корне слова

    Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

    Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

    Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

    Слова с чередованием согласных букв в корнях

    Мягкий знак в словах как показатель мягкости

    Грамматический мягкий знак после шипящих

    Разделительный мягкий и твердый знак

    Правописание приставок на -з / -с

    Правописание приставок и предлогов

    Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

    Буквы И – Ы после Ц

    Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

    Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

    Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

    Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

    Гласные О, Ё, Е после шипящих

    Правописание безударных окончаний имён существительных

    Правописание безударных окончаний прилагательных

    Правописание безударных личных окончаний глагола

    Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

    Правописание “не” с глаголами

    Перенос слов

    Орфография и орфограммы 1-4 классов

    Правило встречается в следующих упражнениях:

    2 класс

    Упражнение 136, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 3, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 104, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 106, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 140, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 25, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

    Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

    Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

    Упражнение 34, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

    3 класс

    Упражнение 5, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 248, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 258, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 94, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 130, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 163, Полякова, Учебник, 1 часть

    Упражнение 216, Полякова, Учебник, 1 часть

    Упражнение 188, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 97, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

    Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

    4 класс

    Упражнение 115, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 36, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 64, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

    Упражнение 65, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

    Упражнение 188, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

    Упражнение 217, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

    Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

    Упражнение 538, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

    Упражнение 580, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

    Упражнение 692, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

    5 класс

    Упражнение 240, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 244, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 65, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 66, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 67, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 70, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 154, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 395, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    6 класс

    Упражнение 230, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 361, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

    Упражнение 379, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

    Упражнение 409, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

    Упражнение 456, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

    Упражнение 475, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

    Упражнение 61, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 142, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 254, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 301, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    7 класс

    Упражнение 125, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

    Упражнение 242, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

    Упражнение 325, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

    Упражнение 349, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

    Упражнение 389, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

    Упражнение 436, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

    Упражнение 54, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 144, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 169, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    Упражнение 377, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

    © budu5.com, 2020

    Пользовательское соглашение

    Copyright

    Нашли ошибку?

    Связаться с нами

    Источник: https://budu5.com/manual/chapter/37

    Урок на тему «Правописание слов с удвоенными согласными»

    Двойные согласные в корне слова: примеры. Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

    ТемаПравописание слов с  удвоенными согласными.
    ТипИзучение нового материала
    Цель урокаФормировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами, подвести детей к пониманию того, что написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса объясняется словообразованием, совершенствовать умение учащихся грамотно писать слова с удвоенными согласными.Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи.
    Планируемые результатыПредметные:находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;образовывать слова с удвоенными согласными;уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму.Метапредметные:регулятивные: принимать и сохранять цель урока и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; проводить рефлексию своих действий на урокепознавательные: осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала;коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре; слушать собеседника и вести диалог.Личностные:осознавать значимость изучения темы;проявлять интерес к русскому языку;проявлять уважительное отношение к иному мнению.
    Основные понятияМорфемы: приставка, суффикс, корень, окончание, словообразование, строение слова.
    Методы обученияПроблемный, частично – поисковый.
    Формы работыФронтальная, индивидуальная, в паре.
    Межпредмет-ные связиЛитературное чтение.
    Ресурсы:- основные-дополнитель-ныеУчебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 1 часть, 3 класс, «Просвещение», 2017.Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; презентация.

    Тема урока: «Правописание слов с удвоенными согласными».

    1.Организационный момент

    – Я приглашаю вас на урок русского языка.
     

    Восточная мудрость гласит:

    Слайд 1

    Приобретать знания – храбрость.

    Приумножать – мудрость.

    А умело применять – искусство!
     

    – Я желаю вам быть на уроке активными, думающими, работоспособными и дружными.
     

    Актуализация знаний и фиксация затруднения. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной проблемы.

    1. Работа с карточкой:

    – Сегодня на уроке вы будете опираться на знание частей слова. И я вам предлагаю выполнить небольшой тест, соединяя части определения.

    (Самостоятельная работа) Слайд 2

    Изменяемая часть словаЧасть слова без окончанияОбщая часть родственных словЧасть слова перед корнем, служит для образования новых словЧасть слова после корня, служит для образования новых словсуффикскореньокончаниеосноваприставкаорфограмма

    – Какое слово лишнее? Что такое орфограмма?

    (Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)

    – Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове? (правило)

    – В какой части слова вы можете проверить орфограмму? ( в корне)

    – Какие правила правописания корней вы знаете?

    Проверяемые безударные гласные.

    Парные звонкие и глухие согласные.

    Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

    Непроизносимые согласные. Слайд 3

    – Какая же тема нас интересует сегодня больше всего, мы узнаем, разгадав кроссворд

    Слайд 4

    Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? Дрожжи

    Группа дружных детей. Коллектив

    Шестой день недели. Суббота

    Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.Хоккей

    Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. Антенна

    Во мне два к.Не забывайте!

    Таким, как я, всегда бывайте

    Я точный, чистый и опрятный,

    Иным же словом – Аккуратный

    7.Единица веса- Грамм, Килограмм

    – Что особенного вы заметили в словах – отгадках?

    В них по две одинаковых согласных буквы.

    – Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

    (Правописание слов с удвоенными согласными)

    -Ребята! Как вы думаете, как определить, что в слове две одинаковые буквы?

    В этих словах слышится долгий согласный звук, а на письме обозначается двумя одинаковыми буквами.

    – Запишите новые словарные слова и запомните их написание.

    – Какой звук звучит долго в слове коллектив, грамм…. Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим? (Обьяснить транскрипцию, сделать фонетический разбор одного слова?)

    -А можно ли проверить удвоенную согласную ?

    (–А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.)

    -Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить

    Правило в учебнике с.121 прочитать!

    (Удвоенные согласные – это орфограмма,написание которой нужно проверять по орфографическому словарю )

    -Откройте словарик в конце учебника с.150-151

    Чтобы лучше понять значение слова, чаще надо заглядывать в толковые словари известных филологов, знатоков русской словесности В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова

    2. Прочитайте данные слова: бассейн, перрон, длинный, грамм ,рассказать, поддержка, осинник.

     Слайд 3.

    – Что их объединяет? (во всех есть удвоенная согласная) На какие группы вы бы разбили эти слова?

    – Давайте определим, в какой значимой части слова находится удвоенная согласная?

    – Попытайтесь объяснить, каковы должны быть ваши действия, когда вы встречаетесь с удвоенными согласными?

    – Чему же вы должны научиться на уроке?

    (Учиться находить слова с удвоенными согласными, грамотно писать эти слова и не только узнавать изучаемую орфограмму, но и определять, в какой части слова она находится.) 

    Построение проекта выхода из затруднений.

    Наблюдения – исследования.

    -Вернёмся к нашим словам.

    -Давайте проследим, где в слове могут быть двойные согласные

    Удвоенные согласные

    встречаются…
     

    В корне слова

    бассейн, грамм, перрон

    На стыке приставки и корня

    рассказать, поддержка

    На стыке корня и суффикса

    длинный, осинник

    Сделайте вывод:– Где в слове встречается удвоенная согласная?

    Запись Электронное приложение

    Объяснение нового материала.

    Работа в паре упр.236 с.122 Слайд 5

    – Распределите слова в три столбика, в зависимости от места орфограммы в слове.

    ПерронВаннаШоссеАккуратныйСуффиксКоллективСсораБеззвездныйВвозитьРассказатьКартинныйМатросскийОсинник

    2.Игра «Поймай слово» 

    -Я называю слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают 2 раза в ладоши, а если в слове нет удвоенной согласной, то 1 раз в ладоши.

    Упражнение, медленно, коридор, расстояние, класс, малина, масса, Алла, директор, русский, Россия.

    – (Какое слово из произнесенных мной вы бы выделили? Почему?

    Слайд 6 . Физ.пауза ДЛЯ ГЛАЗ

    (Запишем предложение под диктовку—-Почтальон принес срочную телеграмму…

    – Как же нужно переносить слова с удвоенными согласными?

    При переносе слов двойные согласные разделяются:

    – Разделите слова для переноса (тен-нис, бас-сейн,кросс, пас-са-жир, класс, Ан-на, ап-пе-тит)

    Вывод…(Эти буквы – близнецы Удалые молодцы,

    Ты одной закончи строчку,

     
    А с другой её начни.)

    3. Творческая работа ( работа в группе)

    – Ребята, составьте из слов предложения, озаглавьте рассказ. Подчеркните слова с удвоенной согласной

    в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город Слайд 7
    кассе, купили, в, билеты, они

    подошёл, перрону,к, поезд

    пассажиры, вагоны, быстро, в,  вошли
    вагона, из, окна, смотреть, приятно

    – Как озаглавить рассказ? («За город!», «Путешествие», «Экскурсия».)
    – Кто прочитает рассказ (Один из учеников читает свой рассказ.)
    – Какие слова с удвоенными согласными встретились в этом рассказе?
     

    9 .Итог урока:

    – Учитель; Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?

     Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.

    Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?

    Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку

    Учитель. Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

    Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.

    VI.Домашнее задание.

    -Задание творческого характера. Составь и запиши рассказ на любую тему, используя слова с удвоенными согласными.

    V. Рефлексия Закончите предложение.. Слайд 8

    Я теперь знаю…

    Я теперь буду знать… Итог урока – …Сегодня вы хорошо работали на уроке, молодцы! Главными помощниками были…

    -Вернемся к нашим словам, которые были сказаны в начале урока ВОСТОЧНАЯ МУДРОСТЬ

    /data/files/b1541864143.ppt (Презентация к уроку)

    Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pravopisanie_slov_s_udvoennimi_soglasnimi_213136.html

    Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах. Правила русской орфографии и пунктуации онлайн. Полный академический справочник Лопатина

    Двойные согласные в корне слова: примеры. Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными
    Этот параграф у Розенталя:
     § 8 п. 6

    § 107. Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.

    : аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брутто, буддизм, ванна, ватт, грамм, грамматика, грипп, группа, иллюзия, иллюстрация, иммиграция, ирригация, касса, кассета, киллер, класс, коллекция, колонна, комментировать, коммуна, компромисс, корреспондент, коррида, коррозия, коррупция, масса, металл, миссия, новелла, оппозиция, пицца, пресс, пресса, программа, профессор, раввин, спиннинг, стеллаж, суббота, терраса, террор, тонна, триллер, труппа, хлорофилл, хоккей, эксцесс, эссенция.

    Ср. иноязычные слова с одиночными согласными: алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция и многие другие.

    Двойные согласные пишутся также в некоторых собственных именах, напр.: Аггей, Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма; Аккерман, Бессарабия, Бонн, Голландия, Ессентуки, Одесса.

    Примечание. В вариантах бриллиант — брильянт и производных словах (бриллиантовый — брильянтовый, бриллиантик — брильянтик, бриллиантин — брильянтин) вторые члены этих пар пишутся с одной буквой л перед ь. То же относится к вариантам типа миллион — мильон, миллионный — мильонный, миллиард — мильярд (вторые члены таких пар, ограниченные в употреблении, встречаются чаще в поэзии).

    Этот параграф у Розенталя:
     § 33 п. 8

    § 108. Двойное с пишется в заимствованном суффиксе -есс(а), напр.: поэтесса (от поэт), патронесса, баронесса, виконтесса, принцесса, стюардесса, клоунесса, критикесса. Двойное т пишется в заимствованном суффиксе -етт(а), -етто (в музыкальных терминах): симфониетта (от симфония), оперетта, ариетта, канцонетта, аллегретто, ларгетто, группетто; но в словах сигарета, дискета — одно т.

    Этот параграф у Розенталя:
     § 8 п. 4

    § 109. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр.

    : группа — группка, групповой, группировать; программа — программка, программный, программировать; балл — пятибалльный, галлы — галльский, металл — металлический, металлург; класс — классовый, классный, одноклассник; компромисс — компромиссный, киловатт — кило-ваттный, либретто — либреттист, норманны — норманнский, антенна — антеннщик, ванна — ваннщица, Дарданеллы — дар-данелльский, Калькутта — калькуттский, Канн (и Канны) — каннский, Равенна — равеннцы.

    Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях: 1) в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом -к(а), напр.

    : Алла — Алка, Стелла — Стелка, Эмма — Эмка, Жанна — Жанка, Инна — Инка, Римма — Римка, Васса — Васка, Мирра — Мирка, Мариэтта — Мариэтка, Савва — Савка, Кирилл — Кирилка, Филипп — Филипка (так же: Филипок, род. п. Филипка и Филипчик); 2) одиночная буква н — в любых словах с суффиксом -к(а), напр.: финка (ср.

    финн), пятитонка, трёхтонка (тонна), колонка (колонна), антенка (антенна); 3) в следующих словах: кристальный (кристалл), финский (финн), оперетка (оперетта).

    Примечание. В ласкательных формах имен на -очка, -ушка (Жанночка, Аллочка, Филиппушка, Кириллушка и т. п.) двойные согласные сохраняются.

    Этот параграф у Розенталя:
     § 8 п. 3 прим.

    § 110. При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр.: грамзапись (граммофонная запись), корпункт (корреспондентский пункт), теракт (террористический акт), групком, групорг, спецкор.

    Примечание 1. В первой части сложных слов, пишущихся через дефис, двойные согласные сохраняются, напр.: масс-индикатор, масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ, ватт-секунда; то же в слове ваттметр.

    Примечание 2. На конце слов Донбасс, Кузбасс (-басс от бассейн) пишется двойное с.

    Примечание 3. Следует различать написание сложносокращенных слов и графических сокращений: последние сохраняют на конце перед точкой двойные согласные, напр.: спецкор, собкор, но: спец. корр., соб. корр. (см. § 209).

    Дефис (называемый также черточкой) — небуквенный орфографический знак, который употребляется в разных функциях. Он используется в правилах слитного, дефисного и раздельного написания (см. § 117 — 156), как знак переноса (см. § 211 — 219). О других применениях дефиса говорится ниже, в § 111 — 113.

    Источник: http://orthographia.ru/orfografia.php?sid=57

    Двойные согласные

    Двойные согласные в корне слова: примеры. Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

    § 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

    § 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

    § 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

    с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

    с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

    с суффиксом -ств-: искусство (ср. искусный).

    Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, нёсся.

    Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

    § 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

    Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

    Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

    С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

    § 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

    § 63.

    Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчёванный участок.

    Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п.

     2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

    Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

    § 64.

    Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

    Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

    § 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны, девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

    Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны, юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

    § 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

    При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжать (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем, поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).

    § 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).

    § 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

    § 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный; киловатт – киловаттный; Калькутта – калькуттский; класс – классный; гунн – гуннский; балл (единица меры, оценки) – пятибалльный, галл – галльский; либретто – либреттист.

    Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонка (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).

    Примечание. В первой части сложносокращённых слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

    → Буквы ъ и ь
    ← Общие правила правописания согласных

    Электронные книги:

    Подборки книг по темам:

    • Правила русского языка.
    • Орфография.
    • Пунктуация.
    • Экзамен по русскому языку.

    21 сентября 2000 года

    Электронная версия:

    © НиТ. Редакция, 1999

    Источник: http://n-t.ru/ac/56/os02.htm

    Правописание слов с удвоенными согласными

    Двойные согласные в корне слова: примеры. Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

    МКОУ «ст.Карланюртовская СОШ»

    Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными»

    • обобщить знания учащихся о правописании удвоенных согласных в корне слова;

    • повторить правило переноса слов с двойными согласными;

    • упражнять в написании слов с двойными согласными;

    • продолжить работу по развитию интереса к предмету;

    • развивать творческое мышление, технику грамотного скоростного письма, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

    Оборудование: листочки для диктанта, презентация, аудиосопровождение

    Звенит звонок, скорее на урок.

    – Откройте тетради и запишите число, месяц, “Классная работа”. Сегодня в течении урока нас будет сопровождать солнышко. Посмотрите у вас на листочках оно есть, но пока не сияет, т.к. без лучиков. Мы будем выполнять задания и в зависимости от правильности выполнения у нашего солнышка будут появляться лучики.

    Слайд №1

    2. Актуализация знаний

    а) Чистописание.

    б) Повторение.

    – Урок русского языка начинаем как всегда с чистописания.

    Повторим написание строчных букв:

    бб жж кк лл мм нн пп сс

    Эти буквы – близнецы.

    Оцените свою работу.(если буквы написаны каллиграфически верно-рисуют лучик)

    1. Какие слова могут иметь такие буквы -близнецы?

    2. Слова с какой орфограммой вспомнили?

    3. Где находится в слове эта орфограмма?

    4. Проверяется ли эта орфограмма? А что же делать? На какой странице нашего учебника даны слова для заучивания?

    Слайд №2

    фронтальный опрос.

    3. Самоопределение к деятельности

    Какая тема сегодняшнего урока? Мы обобщим знания об удвоенных согласных в корне слова. Объявляю конкурс “Кто самый внимательный?” Запоминайте слова с удвоенной согласной, которые прозвучат в моей речи в течение урока.

    Слайд №3

    4. Введение в тему урока

    Отправляемся в гости к девочке ПЭПЭ' .

    Живет она в старинном замке, где живут очень дружные жители. Догадались кто?

    – Действительно, в замке, живут слова с удвоенными согласными.

    – Запишите 5 слов с удвоенными согласными, которые вы помните и знаете, как их правильно записать, посовещайтесь с соседом по парте. Взаимопроверка. Оцените себя (рисуют лучик)

     Слайд №4

    Работа в паре.

    5. Словарная работа

    Управляет этим замком важный архивариус СЛОВАРЬ. (АРХИВА́РИУС

    1. Сотрудник архива, хранитель архива.). Он приготовил для нас задание:

    – Прочитайте слова:

    ко…цо, и…юстрация, ко…ектив, пы…есос, ко…екция, кук…а, а…фавит, а…ея, тро…ейбус.

    Выпишите только те слова в которых пишется две буквы л.

    – Какие слова вы выписали? Подчеркните двойные согласные. Взаимопроверка. Оцените себя (рисуют лучик)

    слайд №5

    Самостоятельная работа

    6. Творческая мастерская

    – В каждом замке есть свои мастерские по изготовлению посуды, украшений, оружия, а в нашем замке – “Творческая мастерская”.

    – Составьте из данных слов предложения:

    в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город;

    кассе, купили, в, билеты, они;

    подошел, перрону, поезд ,в;

    быстро, вагон, пассажиры, вошли, в;

    смотреть, окна, из, вагона приятно.

    Подумайте, получается ли текст? Если да, то озаглавьте его. (Путешествие, Поездка за город)

    – Какие слова по теме урока вам встречались в тексте? (группа, касса, перрон, пассажиры)

    – Спишите их. Подчеркните орфограмму.

    Взаимопроверка. Оцените себя (рисуют лучик)

    – Запишем первое предложение (В воскресенье группа ребят поехала за город)

    – Сделайте орфографический разбор предложения.

    – Подчеркните грамматическую основу предложения.

    – Озвучьте орфограммы в предложении.

    – Проверьте себя по образцу. Оцените себя (рисуют лучик)

    слайд №7-9

    Устная работа фронтальная.

    Спросить 1 – 2 человека.

    Выборочное списывание.

    с/р

    7. Физкультминутка

    Возле замка есть прекрасные озёра. Отдохнем!

    Рыбки плавали, плескалисьВ чистой, тепленькой воде.То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке!

    Слайд №10

    Движения под музыку.

    8. Первичное закрепление

    а) перенос слов

    б) однокоренные слова

    в) имена собственные.

    – Вернёмся к замку. Все его жители были дружны, но однажды они поссорились. Буквы – близнецы разошлись. Как вы думаете, почему? (тесно было, не хватало места, не помещались)

    – Они не хотели ссориться и тогда решили… (жить отдельно)

    Прочитайте хором, что написано на экране:

    Эти буквы – близнецы удалые молодцы,

    Ты одной закончи строчку,

    А другой её начни.

    – Какое правило подсказывает нам это четверостишие? (Правило переноса)

    – Как правильно переносить слова с удвоенной согласной? (По слогам, но 1б остается, а 2-я переносится на другую строку)

    – Телеграмма пришла!

    Помогите, помогите!

    Ссору прекратите!

    Скорее нас разделите

    Запишите эти слова и разделите их для переноса.

    Теннис, бассейн, хоккей, класс, масса, Кирилл, жужжит.

    – Какие слова нельзя переносить по правилу переноса удвоенных согласных?

    Проверьте себя по образцу. Оцените себя (рисуют лучик)

    Некоторые жители замка захотели вспомнить своих родственников. Помогите им в этом, запишите слова и выделите в них корни. А что надо делать, чтобы выделить корни? (Подобрать однокоренное слово):

    Классная – …, рассказ – …, осенний – …

    весенний – …, рассвет – …

    Проверяем!

    – Какие другие изученные орфограммы встречались в этих словах?

    – Почему в словах: рассказ, осенний, весенний, рассвет удвоенные согласные?

    – Чем интересно слово классная, если рассмотрим его в разделе “Фонетика”? (8б, 8зв, сс[с], я[йа])

    – В замок приехали туристы – ученики. Посмотрите на экран и скажите, как кого зовут? Запишите. Какие орфограммы в этих словах? (Алла, Анна, Геннадий, Инна)

    слайд №11

    (хоровое чтение)

    слайд №12

    Самостоятельная работа.

     Слайд №13

    Устная работа.

    .

    Фронтальный

    опрос

    Слайд №14

    9. Закрепление пройденного –

    а) диктант

    б) игра от Почемучки

    Правильно, давайте напишем проверочный диктант “Наш класс”.

    Наш класс дружный. По субботам убираем осенние листья в школьном дворе.

    Подчеркните удвоенные согласные в словах. Слова для справок: убираем.(взаимопроверка) Оцените себя (рисуют лучик)

    У девочки ПЭПЭ есть любознательный друг Почемучка. Он узнал о том, какую тему вы проходите и приготовил для вас интересное задание.

    – Вот 3 солнышка, 3 вопроса. Прочитайте слова и разделите их на группы.

    – Соответствует ли количество лучиков числу слов, отвечающих на эти вопросы? Что обозначают слова и какой частью речи являются?

    – Что объединяет все эти слова? (Эти слова пишутся с двойными согласными)

     Проверка знаний по данной теме.

    Доска: диктант “Наш класс” (уч-ся пишут на листочках) слайд №15

    слайд №16- 17

    фронтальный опрос.

    10. Итог урока

    – Молодцы, вы все замечательно справились со всеми заданиями. Что мы сегодня повторили на уроке? (Орфограмму – удвоенные согласные в корне слова) Что мы делали на уроке?

    Пора возвращаться в реальность, к месту в котором мы живем. А в какой стране мы живем? Это наша маленькая Родина. В слове Россия пишется удвоенная согласная сс. Составьте предложения с данным словом.

    Можно ли проверить написание удвоенных согласных букв в слове? В какой части слова находится удвоенная согласная буква? Почему нельзя переносить слова: Гру-ппа, Росс-ия, те-ннис? Кто же был самый внимательный на уроке? (дети называют слова из речи учителя с удвоенными согласными в корне слова)

    слайд №18

    11. Домашнее задание

    Повторить написание слов на стр.55, подготовка к контрольному диктанту

    12. Рефлексия

    – Ребята, посмотрите на свои солнышки. Как весело и тепло стало в классе. Легко ли вы справлялись с заданиями? Кто испытывал затруднения? Чьё солнышко сияет ярче? Если вам понравился урок – нарисуйте солнышку улыбку.

    Дети выражают своё отношение к уроку.

    Источник: https://infourok.ru/pravopisanie-slov-s-udvoennimi-soglasnimi-3336467.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.