Фарцовщик – это кто? фарцовка в ссср. Фарцовщики в ссср

Советские фарцовщики создали подпольную компанию с оборотом в 20 млн рублей — но были расстреляны — Истории на vc.ru

Фарцовщик - это кто? фарцовка в ссср. Фарцовщики в ссср

История Яна Рокотова, Дмитрия Яковлева и Влада Файбишенко, которые подпольно продавали импортные дефицитные товары и обменивали валюту.

Начало

Журналист Эдуард Хруцкий в книге «Криминальная Москва» пишет, что спекуляция иностранными товарами и валютой началась в 1940-х годах. Тогда в состав СССР вошли страны Прибалтики, и граждане начали привозить вещи, которые в Москве было не достать. Затем их перепродавали.

В ход у фарцовщиков (подпольных продавцов дефицитных импортных товаров) шли одежда и обувь, валюта, золотые слитки, грампластинки, техника, колготы и жвачка. Такая деятельность была противозаконна — за неё полагался тюремный срок до восьми лет. Средний возраст фарцовщиков, как пишет Дмитрий Васильев в книге «Фарцовщики. Как делались состояния. Исповедь людей из тени», составлял 24 года.

Васильев считает годом зарождения фарцовки 1957-й — тогда в СССР проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Приехали представители социалистических стран и студенты из Италии, Швеции, Франции, США. Журналист отмечает, что иностранная культура повлияла на советскую молодёжь. Борьба с железным занавесом, по мнению Васильева, и стала фундаментом идеологии фарцовщиков.

Во многих советских городах была улица, где гуляли «стиляги» — люди, интересовавшиеся западной модой. Васильев называет такие улицы «советским Бродвеем». В Москве Бродвеем стала улица Горького, в Ленинграде — участок Невского проспекта рядом с Гостиным двором. Там торговали и фарцовщики.

«Стиляги» kompost.ru

Пирамида валютчиков

Наиболее выгодной была незаконная торговля зарубежной валютой. Иностранцев валютчики искали там же — на улице Горького.

Купить доллары было просто: растерянные туристы хотели есть, пить и покупать сувениры, но в магазинах зарубежные деньги не принимали. А тут кстати возникал валютчик, готовый продать рубли.

Герои документального фильма «Свинцовая оттепель 61-го. Дело валютчиков» рассказывают: доллар в конце 1950-х годов стоил четыре рубля. Официально его покупали за 10 рублей, а валютчики — за 20-25 рублей. Затем продавали (ещё дороже) эти доллары выезжающим за рубеж согражданам, в основном учёным, деятелям искусства, спортсменам.

Фарцовщики работали по принципу пирамиды. На низшей ступени иерархии стояли «бегунки». Они трудились на улицах и отчитывались перед «шефами», а те уже контактировали с «купцами». Последние оставались в тени — мало кто знал их лица и настоящие имена.

По схожему принципу действовали фарцовщики-вещевики. Высокопоставленные чиновники или люди рангом поменьше, но тоже не из низов, например, футболисты, которые выезжали на зарубежные матчи, вывозили вещи из-за границы и отдавали «бегункам», чтобы те продали их.

Советский плакат-карикатура на фарцовщика

Главные «купцы»

Три главных фигуры русской валютной фарцовки — Ян «Косой» Рокотов, Дмитрий «Антиквар» Яковлев и Влад «Червончик» Файбишенко. В этой связке главным был Рокотов — создатель сети валютчиков в СССР.

В 17 лет Рокотова арестовали по 58-й статье «Государственные преступления» и отправили отбывать наказание в лагерь. Профессор Исаак Фильштинский, который сидел вместе с Рокотовым, вспоминает, что Ян приобрёл знакомства среди уголовников, вышел из лагеря с накопленным имуществом и в приличном костюме.

Заканчивать институт Рокотов не стал. Он случайно познакомился с членом совета директоров западногерманского банка «Отто и компаньоны» и придумал схему. Вывоз иностранной валюты за рубеж тогда ограничивали: житель СССР мог взять с собой в поездку максимум $30. Рокотов же предложил соотечественникам отдавать рубли ему, а уже в Германии в банке получать иностранные деньги.

Это работало и в обратную сторону: иностранцы вносили сумму на расчётный счёт «Отто и компаньонов», а в СССР получали рубли по выгодному курсу.

Ян Рокотов «Русская Семёрка»

В результате в обороте у Рокотова и партнёров уже было несколько сотен тысяч рублей. Дальше фарцовщики захватили улицу Горького, создали цепочку из «бегунков» и «шефов», которые обменивали валюту, украшения, джинсы.

А ещё монеты времён царской России — они особенно ценились советскими нумизматами.

Фёдор Раззаков в книге «Начало теневой экономики» пишет: покупая их у арабских военнослужащих и перепродавая, Рокотов за день зарабатывал 50 тысяч рублей.

Схему Рокотов придумал не сам: ему подсказали товарищи-валютчики с зоны, которые так работали ещё во времена НЭП. Но Рокотову впервые удалось поставить фарцовку на поток, превратить обычную спекуляцию в бизнес. Он умел убеждать, и молодые люди становились его контрагентами. Лучшими работниками-«бегунками» Рокотова стали «стиляги», их Ян переводил в «шефов».

«Косой» пачками хранил деньги в туалете съёмной квартиры, прятал в книгах, чемоданах. Часть валюты всегда была в деле — при себе Рокотов старался деньги не держать.

Файбишенко, самый молодой из тройки, работал в основном со студентами. Он оказался в авангарде фарцовщиков. Влад вёл богемную жизнь: просыпался, садился в такси и объезжал своих подчинённых, собирал долю. Его контрагенты специализировались на вещах зарубежного производства: за дёшево покупали их у иностранцев и продавали в три-четыре раза дороже.

А Яковлев нанял ничего не подозревающую пенсионерку. Она сидела у телефона и связывала его с другими валютчиками-посредниками. Так «Антиквар» шифровался от прослушки. Сам он был из Прибалтики, там у него были налажены связи с людьми, которые и поставляли валюту.

Фарцовщики находились под покровительством МВД и ОБХСС: «купцы» платили чиновникам и силовым структурам за то, чтобы их не трогали, — суммы достигали должностных окладов «кураторов». Также покровителей отправляли отдыхать за границу. Валютчики служили осведомителями: журналист Эдуард Хруцкий в книге «Криминальная Москва» пишет, что как-то встретил Рокотова на Петровке, 38 — у отделения МВД.

Показательный процесс

В конце 1960 года Хрущёв побывал в Берлине и указал местным властям на процветающую нелегальную торговлю. Немецкие репортёры ответили, что в СССР чёрный рынок развит куда лучше.

Рокотов и Файбишенко во время процесса

Хрущёв вернулся в Москву и приказал срочно взяться за валютчиков.

Влада Файбишенко арестовали во время сделки. При обыске его квартиры изъяли 500 тысяч рублей в иностранной валюте. Яковлева сдала помогавшая ему пенсионерка — с ней договорились власти.

Рокотова взяли на Ярославском вокзале, когда он прятал чемодан с ценностями в камеру хранения. В фильме «Свинцовая оттепель 61-го» эксперты предполагают, что Яна выдала любовница, которая работала на государство.

У «Косого» конфисковали более $16 тысяч, золотые монеты и часы, английские фунты.

На момент ареста оборот империи валютчиков составлял 20 млн рублей.

Суд назначил обвиняемым высшую меру наказания в рамках статьи «Незаконные валютные операции» — восемь лет лишения свободы. Но Хрущев настоял: закон нужно изменить. Руководитель СССР потребовал не просто переписать статью Уголовного кодекса, но и применить её к уже осужденным по старому варианту.

Рокотова, Файбишенко и Яковлева приговорили к расстрелу по 88-й статье — за незаконные валютные операции.

88-ю статью отменили только в 1994 году.

Что было потом

Процесс над валютчиками напугал фарцовщиков, и в 1960-х годах они старались уйти от денежных операций, а товары у иностранцев выменивали на водку «Столичную», коньяк «Арарат», советские часы и русские сувениры. Фарцовщики предлагали еду иностранным студентам в обмен на одежду.

Актёр Владимир Долинский, который сам промышлял фарцовкой, говорит: был уверен, что не расстреляют, но к тому, что посадят, готовился. Он получил пять лет — у него нашли 2700 рублей.

Фарцовщики просуществовали вплоть до развала СССР. Одни дельцы занимались фарцовкой в гостиницах и отелях, другие — около них. Фарцевали моряки, водители-дальнобойщики, гиды. Но по масштабам это не могло сравниваться с Рокотовым и его бандой.

В фильме «Свинцовая оттепель 61-го» эксперты высказывают разные мнения: Рокотов — и ублюдок, и герой, и закоренелый уголовник, и обычный человек, который просто хотел жить красиво. А в США до сих пор существует бренд джинсов, названный в честь «Косого» — Rokotov & Feinberg. Стандартную модель окрестили номером 88.

Rokotoff.com

Источник: https://vc.ru/story/52416-sovetskie-farcovshchiki-sozdali-podpolnuyu-kompaniyu-s-oborotom-v-20-mln-rubley-no-byli-rasstrelyany

Фарцовщик

Фарцовщик - это кто? фарцовка в ссср. Фарцовщики в ссср

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Фарцо́вщик (разг. отангл. for sale — для продажи) — вСССР 50-80 гг. — тот, кто добывает и/илиспекулирует вещами («фирмо́й»), выменяннымиили перекупленными у приезжих иностранцев.Самоназвания фарцовщиков: «утюг»,«бомбила/о», «фарца́», «маклак», «деловар»,«штальман».

Фарцовкой обычнозанимались молодые люди, студенты,подрабатывали также таксисты ипроститутки.

Основным рынком сбытатовара добытого фарцовщиками поначалу(в 50-60-х годах) были стиляги. Позже в70—80-х годах все, кто имел деньги и желалкрасиво или оригинально одеться,приобрести импортный ширпотреб и/илитехнику, книги или музыкальные записи,прибегали к услугам фарцовщиков.

В этигоды сменились и источники фарцовки, исамо понятие приобрело более широкоезначение.

Теперь основное занятиебольшинства из тех, кого называлифарцовщиками, заключалось в покупкечерез знакомых, имеющих блат иливозможность выезжать за рубеж, дефицитныхтоваров и пищевых продуктов, которые вСССР у простого гражданина не быловозможности приобрести или за которыминеобходимо было выстаивать огромныеочереди.

Эти товары перепродавалисьиз-под полы, в подворотнях, подвалах, насъёмных квартирах через знакомых обычнымсоветским гражданам (яркая сцена на этутему в фильме Самая обаятельная ипривлекательная). Кроме импортареализовывалась и отечественнаяпродукция (зачастую под видом фирменной),создававшаяся в подпольных цехах (люди,которые ими владели, назывались«цеховиками»).

1.Этимология

Существует мнение,что слово фарцовщик — этоискаженное жаргонное слово «форсельщик»,в свою очередь, ведущее происхождениеот искажённого стандартного вопроса,с которым фарцовщики обращались киностранцам: англ.

 have you anything for sale?(произносится «фо-сэ́йл»), то есть: «нетли у вас чего-нибудь на продажу?»[1].Именно её высказывает писательБ. Н.

 Тимофеев в своей книге«Правильно ли мы говорим?», изданной в1960-е годы.

2.История

VI Всемирный фестивальмолодёжи и студентов, проходивший в1957 году в Москве, стал колыбельюфарцовки как широкомасштабного явления.

Экономическим базисомфарцовки являлось:

  • наличие во второй половине XX века значительного спроса на качественные, красивые, редкие или оригинальные вещи, товары при тотальном дефиците в СССР.
  • «приоткрытый» железный занавес — иностранные граждане получили возможность в качестве туристов посещать крупные города СССР.
  • отсутствие уголовного наказания непосредственно за эту деятельность (правда, задержать, обвинить и судить могли за валютные операции, часто сопутствующие фарцовке, за спекуляцию; также специально для борьбы с фарцовшиками была введена административная ответственность «за приставание к иностранцам»).

Наибольшее распространениефарцовка получила в Москве, Ленинграде,портовых городах и туристических центрахСССР. Концом фарцовки стало налаживаниесначала челночного, а потом и обычноготоварообмена республик бывшего СССР сзарубежными странами на закате перестройкив начале 90-х годов XX века.

3.Сленг

  • Гамщик (от англ. gum — жевательная резинка) — обычно малолетний (6-14 лет) попрошайка, не имеющий дела с валютой, выпрашивающий или выменивающий у иностранцев всякую мелочь — ручки, сигареты, мелкие сувениры и, конечно же, жвачку.
  • Гренки, грины — доллары
  • Бомбить, разбомбить — вступить в деловые отношения с фирмачом (иностранцем)
  • Самострок — подделка, вещь с иностранным лейблом под «фирму», сделанная в Польше, в СССР цеховиками.
  • Капуста — деньги
  • Комикс, комис, комок — комиссионный магазин, один из каналов сбыта «фирмы»
  • Лейбл — нашивка, наклейка с торговой маркой
  • Скинуть — продать фирму́
  • Фарц — то же самое, что и фарцовщик
  • Фирма́ — собственно предмет фарцовки — одежда, обувь, аксессуары фирмача
  • Фирма́ч — иностранец

4.В культуре

  • Одним из первых упоминаний является серия киножурнала «Фитиль», где роль фарцовщика исполнил Леонид Быков.

5.Известные фарцовщики

  • Мельников, Владимир Владимирович — российский предприниматель, основной владелец и председатель совета директоров крупнейшей российской компании по производству джинсовой одежды «Глория Джинс».
  • Тиньков, Олег Юрьевич — российский предприниматель, основатель и глава группы компаний «Тинькофф».

7.Источники

  • Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова. Фарца: Подполье советского общества потребления
  • Романов П., Суворова М. «Чистая фарца»
  • Михаил Веллер. Легенда о родоначальнике Фарцовки Фиме Бляйшице — художественно изложены история, суть, механизм фарцовки.
  • Интервью о фарцовке c Александром Липницким, фарцовщике и музыканте группы «Звуки Му»
  • «Как вымерли фарцовщики 80-х»

Ссылкии примечания

  1. Рокотов, Файбышенко, Яковлев

Источник:http://ru.wikipedia.org/wiki/Фарцовщик

  1. Реферат >> Культура и искусство

    … в СССР рождается такое явление как фарцовщики. Фарцовщик (разг., от англ. for sale … [5] Основным рынком сбыта товара, добытого фарцовщиками поначалу (в 50-х-60-х. годах) … или музыкальные записи прибегали к услугам фарцовщиков. В эти годы сменились и источники …

  2. Курсовая работа >> Психология

    … , как правило, входят криминальные элементы: фарцовщики, валютчики, наркоманы, сутенеры, но никого … собой, оседают в руках сутенеров, рэкетиров, фарцовщиков и т. д. С одной стороны, при анализе данных …

  3. Реферат >> Психология

    … , как правило, входят криминальные элементы: фарцовщики, валютчики, наркоманы, сутенеры, но никого … собой, оседают в руках сутенеров, рэкетиров, фарцовщиков и т. д. Подведем итог: Кто и почему встает …

  4. Курсовая работа >> Психология

    … правило, входять кримінальні елементи: фарцовщики, валютники, наркомани, сутенери, але нікого … , осідають в руках сутенерів, рекетирів, фарцовщиків і т.д. З одного боку, при аналізі даних …

  5. Курсовая работа >> Социология

    … социальных групп: жаргон музыкантов, сленг фарцовщиков, молодёжные жаргоны (например, жаргон стиляг … социальных групп: жаргон музыкантов, сленг фарцовщиков, молодёжные жаргоны, в небольшой степени жаргон …

Хочу больше похожих работ…

Источник: https://works.doklad.ru/view/In6-VNUIRd0.html

Как в Ленинграде работали первые фарцовщики

Фарцовщик - это кто? фарцовка в ссср. Фарцовщики в ссср

Зачем фарцовщики резали джинсы пополам, как меняли водку на рубашки моряков, за что незаконного торговца могли отругать и выгнать из университета, а за что расстрелять и почему стиляги готовы были тратить месячную стипендию на джинсы?

Петербургский историк Дмитрий Козлов, который изучает советскую молодежь, рассказал «Бумаге», как в городе появились фарцовщики, чем они торговали и сколько зарабатывали.

Кандидат исторических наук, автор работ по истории культурной жизни в СССР, сотрудник НИЦ «Мемориал» в Петербурге

Фарцевание в портовых городах, скорее всего, существовало в Советском союзе всегда. Если хорошо поискать в архивах, можно найти мелкую контрабанду: когда моряк приезжал и продавал пару чулок или галстук из-под полы.

Расширяться фарцовка начала в середине 40-х годов. Благодаря ленд-лизу (госпрограмме, по которой США во время Второй мировой войны поставляли союзникам необходимые припасы и вещи — прим.

«Бумаги»), появились американские товары: обувь, куртки и другая одежда.

Даже герой [советского писателя] Юрия Трифонова из повести «Дом на набережной» вспоминает, что в юности завидовал своему приятелю, у которого  была совершенно замечательная американская авиационная кожаная куртка. А это 1946–1948 годы.

Тогда же стали появляться и «трофейные» вещи, привезенные из Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии — откуда возвращалась советская армия. К тому же были Западная Украина и Белоруссия, которые были территорией Польши: у жителей там оставались родственники в Европе. В Прибалтике происходило то же самое. Это увеличило ввоз вещей, которых не было в РСФСР.

При этом советская экономика в плане товаров массового пользования (например одежды) всегда развивалась по остаточному принципу — это была экономика дефицита. Легкая промышленность не удовлетворяла потребности обычных граждан не то что в модной одежде, но даже и в обычной.

В оттепель «железный занавес» стал немного прозрачным: люди приезжали из командировок, смотрели там фильмы, рассказывали о героях и их костюмах.

Появились модные тренды, желание носить красивую удобную одежду, слушать музыку, пользоваться косметикой и предметами гигиены, которых нет в магазинах. Нашлись люди, которые начали доставать недоступные вещи. Это и были первые фарцовщики.

Они удовлетворяли желание «быть как на Западе». Это была и жвачка для школьников, и джинсы для стиляг.

В начале 50-х годов произошла смена стиля в музыке, кино, одежде, поведении. Люди ходили смотреть «трофейные» и американские фильмы уже в СССР: они видели «Тарзана» и «Девушку моей мечты» и хотели так же одеваться.

Еще через несколько лет, при Хрущеве, отношения с США улучшились: для советского гражданина стало реальным выехать за границу.

И это стало работать: люди, выросшие в том числе на западной культуре, начали возить, что могли.

Кадр из фильма «Стиляги»Кадр из фильма «Стиляги»Кадр из фильма «Стиляги»

Ленинград был одним из множества других крупных портовых городов, где фарцевали. Ситуация была сходной с тем, что происходило в Одессе или Владивостоке.

Везде торговали одним и тем же, что могли провезти с собой без вопросов со стороны пограничника: одеждой, пластинками, капроновыми и нейлоновыми чулками, бельем, галстуками и даже авторучками — потому что их можно было носить в кармане или свертке. Масштабы были не велики.

На первых этапах доходило до того, что в порту могли подойти к иностранному моряку и сказать: «Давай change (меняться — прим. «Бумаги»): бутылка водки — на рубашку». И они действительно снимали рубашку и шли в пиджаке на голое тело с бутылкой водки. И это тоже было фарцовкой.

В основном товары добывались в гостиницах, в интерклубах, где собирались иностранные моряки, в портах и в общежитиях для иностранных студентов, у которых были вещи с родины. Сами фарцовщики не обязательно ездили за границу — зачастую они занимались тем, что выторговывали [у иностранцев и моряков] разные вещи.

Среди фарцовщиков были и молодые рабочие, и школьники, и студенты. Люди были разные, но зачастую молодые. Для них важен был талант, удачливость и изворотливость. В основном, попав один раз в милицию, все завязывали.

С течением времени схемы фарцевания, конечно, стали меняться. Однако говорить об этом сложно, так как они не полностью исследованы: архивы милиции [за те годы] не изучены. Я натыкался лишь на то, что люди, заработав первые деньги, нанимали еще кого-то и брали с них «налог».

Уже к началу 60-х годов в Ленинграде торговля фарцованными вещами шла на каждом рынке. На набережной Обводного канала, за Варшавским вокзалом, тогда был «рынок держанных вещей» — самая крупная точка продаж. Там по периферии ходили люди, которые что-либо предлагали: фарцовку, ворованное или кустарное. Сделка проходила прямо на месте, товар передавали в свертке или какой-нибудь упаковке.

Позже торговля перешла на «Галеру» — галерею Гостиного двора. Там всё проходило уже несколько иначе: фарцовщики сами подходили к прохожим и спрашивали, не интересует ли их товар.

Если интересовал, вместе с фарцовщиком шли на Перинную или Думскую и в подворотне совершали сделку.

Если нужной вещи не было, фарцовщик мог просто назначить встречу на другой день или оставить телефон, чтобы созвониться позднее.

Параллельно с этим была и торговля на молодежных танцплощадках, в среде музыкантов и тех, кто интересуется музыкой.

Причем в случае с пластинками фарцовка позднее стала даже полулегальной: в СССР создавали клубы филофонистов, где слушали зарубежную музыку, — участников просили лишь не торговать записями в открытую.

Там собирались, обменивались пластинками, перезаписывали их и продавали за деньги.

Плакат, СССР

Товары фарцовщиков стали формой показательного потребления: просто кто-то покупал не дорогие часы, а джинсы. В узких кругах те или иные предметы — например джинсы клеш — означали, что ты «в теме».

Некоторые фарцовщики были «кидалами»: предлагали что-то купить, брали деньги, говорили ждать в подворотне и убегали. Другие пользовались тем, что товар на месте смотрели не сразу. Они могли продать лишь одну штанину джинс: штаны резали, чтобы продать два раза. Из-за этого, конечно, никто не шел в милицию.

Больше всего зарабатывали на джинсах. В пик дефицита они стали самым вожделенным предметом и могли стоить сопоставимо с месячной стипендией или больше.

В СССР стали воспринимать джинсы как форму протеста, потому что о джинсах заговорили в обществе: журнал «Крокодил» стал публиковать карикатуры «встречают по одежке, а провожают по джинсам», на улицах появились «волосатики» (так некоторые советские газеты называли хиппи — прим. «Бумаги») и прочее.

При этом людей не так сильно порицали за ношение зарубежных вещей, как мы привыкли думать. Такой ситуации, как показано в мюзикле «Стиляги», не было. Джинсы, конечно, не могли надеть на партсобрание или в школу, потому что за это могли зацепиться.

Но на вечеринку или в университет — вполне. К тому же зарубежные вещи носили незаметно, можно было приметить, например, лишь лучшее качество пиджака.

«Попугаев» с максимально зауженными брюками и широкими плечами было не так много по всей стране, это считалось дурным вкусом.

Не нужно думать, что все комсомольцы были угрюмыми ребятами, как показано в тех же «Стилягах». Был период боевых комсомольских отрядов, которые резали коки (поднятая наверх и закрепленная лаком челка — прим. «Бумаги»), брюки и мини-юбки. Потом это прошло, и комсомольцы сами стали ходить в джинсах — они тоже были молодые и всё понимали.

Зарисовка. Фарцовщик

Поймать за руку фарцовщика было сложно. Потому что объемы были небольшие. Например, если к фарцовщику и покупателю подходил милиционер, то доказать продажу ему было сложно: просто у людей с собой какие-то вещи. Они уходили и, возможно, менялись где-то еще.

Иногда фарцовщиков ловили «на живца», но это был не очень эффективный способ. Зачастую у них находили одни джинсы, и фарцовщики отмазывались: говорили, что купили у кого-то на рынке, не подошло — это важно, потому что это хоть как-то извиняет перепродающего, — а теперь решили продать. Никто с собой не носил много вещей.

В основном мы знаем о фарцовщиках, которых поймали. Это были люди, которые не умели распорядиться своими деньгами.

Они сами оделись, друзей одели, приобрели «два магнитофона и портсигар», — а если дальше начнут тратить более крупные суммы, пойдут вопросы.

Поэтому фарцовщики просто шли пропивать деньги в гостиницу «Европейская» на «Крышу» (ресторан на последнем этаже гостиницы) — потому что делать было больше нечего. За пьяными выходками их и ловили.

Так что многие из фарцовщиков, которых мы знаем, получали с продаж свой стартовый капитал, но в условиях СССР не могли заставить его работать. Мы можем лишь предполагать, что были случаи, когда фарцовщики находили применение деньгам и каким-то образом их «отмывали» или вкладывали в более сложные преступные схемы.

Часть пойманных фарцовщиков же из-за своей деятельности теряли работу или учебу: когда милиция их ловила, то отправляла письмо по месту занятости.

Тогда начиналась обработка: фарцовщиков ругали, говорили, что они не советские люди, и иногда выгоняли из комсомола, что для студента, например, почти наверняка приводило к исключению из вуза.

Это было моральное порицание: например, портрет фарцовщика могли повесить на стенгазету «Они мешают нам жить».

Попадались, как правило, те, кто совмещал фарцовку с другими преступлениями: например, у кого находили наркотики или порнографию (за нее могли сойти pin-up открытки или журналы Playboy). Наказывать могли жестко.

Была история, когда фарцовщик, возвращаясь с ночной попойки, пырнул ножом молодого человека, который выжил и оказался то ли дружинником, то ли комсомольцем. Фарцовщика и его друзей поймали, осудили за нанесение тяжких повреждений.

Ленинградские газеты потребовали «самого жесткого суда» для этой компании из-за их занятости — одного из ребят расстреляли. Потом выяснилось, что там была замешана и валюта, и другие махинации.

Врезка к статье «Торгующий совестью» / «Смена». 1963 год, 27 июля. Страница 2

В позднехрущевское время в СССР нашли рычаги давления на фарцовщиков: их стали судить по статьям за тунеядство и операции с валютой. Тогда стали исчезать постоянные фарцовщики, которые ничем кроме этого не занимались.

Мелкая торговля продолжалась: с мелкими фарцовщиками возникало слишком много проблем, так что их задерживали, как раньше, и отпускали. Иногда фарцовщиков использовали как агентуру — например, добывали с их помощью информацию о других преступниках.

Вплоть до позднего СССР мелкое фарцевание оставалось. Нельзя сказать, спал уровень [торговли] или вырос: для этого не хватает данных.

Однако уже к 1980-м фарцевание перестало осознаваться как общественная проблема, на него всё чаще закрывали глаза. К этому времени даже комсорги курса в университетах могли надевать джинсы и слушать Beatles.

В фильмах Гайдая тоже можно найти героев в джинсах. Возможно, это были не самые положительные герои, но их показывали на экране.

Когда СССР развалился, фарцевание стало ненужным. Биографии тех, кто занялся фарцовкой позднее, зачастую закончились вместе с Советским союзом — они не были готовы к открытой конкуренции и теперь, скорее всего, живут обычной жизнью. Карьеры сделали в основном те, кто вошел в фарцовку в 80-е годы, — они сколотили на продажах капитал и позднее выгодно его вложили.

Стоит понимать, что фарцовка была делом молодых. Этим мало кто занимался на постоянной основе, если не был ввязан в преступность.

Источник: https://paperpaper.ru/kak-v-leningrade-poyavilis-farcovshik/

О советской фарцовке

Фарцовщик - это кто? фарцовка в ссср. Фарцовщики в ссср
?

Categories:    Помнится я упоминал про «фарцу» в СССР в посте о джинсах и обещал вспомнить об этом уникальном в мировой торговле явлении поподробнее. А поскольку при этом вдруг вспомнилось уже давно вышедшее из употребления специфическое арго тех лет, то в скобках я буду давать его расшифровку.

      Хорошо одеваться в СССР хотелось всем и всегда, но социалистическая легкая промышленность производила для внутреннего пользования такой ужасный «ширпотреб» (товары широкого потребления), который напялить на себе можно было только от полного безразличия к вещам.

А поскольку такого безразличия в советской среде не наблюдалось, то спрос на «мещанство» и «вещизм» среди советских обывателей породил и предложение в виде «фарцовки», дав путевку в жизнь касте «фарцовщиков».

 

   «Фарца» – это синоним слову «спекуляция» (купля-продажа с целью наживы), а «фарцовщики» – это спекулянты, которые скупали «фирменный» (заграничный) товар подешевле чтобы потом продать его подороже.

Ремеслом «фарцовки» занимались различные слои населения СССР: моряки загранплавания и стюардессы, военнослужащие зарубежных контингентов СА и студенты, таксисты и проститутки, спортсмены и артисты, партийные чиновники и простые советские инженеры. В общем все, у кого была хоть малейшая возможность приобрести дефицитный импортный товар для последующей перепродажи.

      Фарцовщики делились на профессионалов, которые занимались этим бизнесом постоянно (числясь где-нибудь каким-нибудь сторожем), и любителей, изредка продававших случайно доставшиеся им заграничные вещи, которые «толкали» (продавали) в кругу знакомых или сдавали в «комки» (комиссионные магазины). Из существования в СССР профессиональных фарцовщиков тайны не делали, и их много клеймили в советской прессе. А вот о  существовании второго феномена стыдливо умалчивали, хотя  знали о нем все.   Ну вот например. Одному моему знакомому, долго жившему в Индии (он что-то там строил) срочно понадобились деньги и он попросил меня «скинуть» (продать) свои «шмотки» (одежду), привезенные оттуда. По его просьбе (сам он стеснялся) я понес эти вещи в комиссионный магазин, хотя сдавать их и не собирался даже – у меня и паспорта тогда еще не было. Цель была просто оценить, узнать есть ли смысл с этим связываться или нет.   В приемном пункте девушка моментально оживилась, увидев хоть и не новый, но явно импортный товар. А минут через пять ко мне подошел парень в «фирме» (одетый во все заграничное), отвел меня в сторону и, пересмотрев вещи, предложил выкупить их оптом. Я согласился, и в общей сложности получил тогда 450 рублей (50 рублей я выторговал – он предлагал 400, хе-хе), 100 из которых оставил себе. Так за час я заработал сумму, равную трем студенческим стипендиям, а знакомый получил больше своей месячной зарплаты за «бэушные» (бывшие в употреблении, поношенные) шмотки, купленные около года назад в Индии на рынке загранрублей за 100. Вот и судите сами – выгодно было этим заниматься или нет.   В крупных городах студенты вузов часто «раскручивали на шмотки» своих сокурсников из стран Восточной Европы и Африки. У них можно было разжиться модными шмотками, которые если и появлялись на прилавках советских магазинов, то только под конец месяца и моментально «разметались» все теми же местными дельцами-фарцовщиками, узнававшими за «выбросе» товара заранее. Занятие таким бизнесом приносило студентам серьезные по тем временам доходы. Скупив по дешевке у «зарубежных собратьев» несколько шмоток и перепродав их, студент получал сумму, гораздо больше его месячной стипендии.   Портовый Крым или Одесса в советские времена славились тем, что там, зная где, можно было купить любую заграничную вещь. Их привозили «из-за бугра» (из заграницы) советские «загранщики» (моряки торгового флота, ходившие в загранплавание) и «фирмачи» (матросы иностранных кораблей, заходивших в порт), у которых скупалась любая иностранная вещь (даже поношенная), лишь бы на ней была «лейба» (иностранная этикетка). А советские граждане, желающие носить иностранную вещь и готовые за это платить втридорога находились всегда.   «Загранщикам» также можно было делать особые заказы – конкретную шмотку, духи маме, пластинки иностранных исполнителей и даже дефицитные в СССР книги на русском языке (только не «антисоветчину», конечно). Ну или взять у них вещь на продажу – помочь сбыть привезенный товар. Процент «комиссионных» составлял 10-25% от полученной суммы, смотря за сколько «толкнешь шмотку».   А у некоторых были еще заграничные родственники (в 80-е появилась возможность к ним периодически ездить по гостевым визам). Моей семье не очень повезло – наша родня жила не в капиталистических Канаде, Штатах или Аргентине (нет, в Аргентине тоже жили и живут мои троюродные oadamы, но их бабушка предпочитала переписываться с моей бабушкой и наших намеков прислать гостевое приглашение или хотя бы посылку не понимала). Нет, наши понимающие родственники жили в социалистической Польше, и мои родители периодически мотались туда, а они в Союз, меняя всякие польские шмотки и жвачки на советские ювелирные изделия и бытовую технику. Это была такая предтеча «челноков» и хорошая ежегодная прибавка к зарплатам моих родителей и наших польских родственников.

   Некоторым везло больше – у моего приятеля более понятливая двоюродная бабушка жила в Канаде, периодически высылая его семье приглашения и посылки с которых они и жили (дом – полная чаша, машина, дача, глава семьи не работал хотя и числился где-то дворником).

      Но самые большие деньги были в обороте у «валютчиков» (валютных фарцовщиков). Особое внимание «валютчики» уделяли сети магазинов «Березка» (в Украине – «Каштан»), о которых тоже стоит как-нибудь вспомнить отдельно. Торговля валютой на черном рынке была прибыльным делом, учитывая те ограничения, которые власти налагали на валютный обмен. Туристы, въезжающие в СССР, должны были менять валюту по официальному заниженному курсу, в то время как «валютчики» предлагали цену в пять-шесть раз выше.   Частыми клиентами «валютчиков» были и советские граждане, выезжающие за границу в турпоездки, загранкомандировки или с частными визитами к зарубежным родственникам, которых к такому обмену подталкивало само государство. По советским законам, при поездке за границу разрешалось менять определенную сумму рублей в разные годы разную, но всегда небольшую.   В середине 80-х если человек ехал по приглашению к зарубежным родственникам, то он имел право поменять деньги из расчета 200 рублей на месяц по курсу около 60 копеек за доллар (около $320), на которые накупал (и ему надаривали забугорные родственники) столько барахла, что по приезду домой, не только сам одевался с головы до ног, но и получал определенный навар с перепродажи. А поскольку валюты для приобретения за рубежом модных вещей и техники хотелось побольше, то советские граждане охотно отдавали валютчикам по 5 рублей за «грин» (доллар), поскольку каждый доллар всё равно окупался сторицей.

   Для некоторых «валютчиков» такие игры с государством заканчивались печально. Например знаменитое «Дело Рокотова», которое сейчас на юрфаках изучают как пример «обратной силы закона».

Тогда в конце 60-х КГБ получил от ЦК КПСС полный карт-бланш на использование всевозможных приемов и рычагов, имеющихся в арсенале управления для борьбы с «валютчиками» и осенью 1960 года «комитетчикам» в течение короткого времени удалось задержать с поличным «королей» валютной фарцы Рокотова, Файбишенко и Яковлева которых, как известно, потом расстреляли.

   Но даже эта показательная расправа не помогла Советской власти покончить с фарцовщиками. Да и статья УК за спекуляцию мелким фарцовщикам почти не грозила – так, из комсомола исключить могли или просто «пропесочить» где-нибудь. Дело в том что доказать факт скупки-продажи с целью наживы было очень сложно (на всякий случай для незнакомых покупателей фарцовщики часто разбивали эту операцию на этапы: показывали товар в одном месте, давали примерить в другом, деньги получали в третьем).   В эпоху брежневского застоя и в последнее десятилетие существования СССР фарца переживала настоящий расцвет и повторюсь: фарцовали тогда все кто имел хоть малейшую возможность разжиться дефицитным товаром. И услугами фарцовщиков тоже тогда пользовались без исключения все, у кого были деньги и желание одеться «поприличнее».

   В 80-е ходил анекдот, о том как фарцовщику снится счастливый сон – он заходит в ГУМ, все полки завалены «фирмой», а народу никого. И он покупает, покупает, покупает. Сон стал реальностью, а счастья почему-то как не было, так и нет…

ностальгия

Источник: https://oadam.livejournal.com/105110.html

Рыцари запрещенки: как работали и жили советские фарцовщики

Фарцовщик - это кто? фарцовка в ссср. Фарцовщики в ссср

Окно в соблазнительный мир материального благополучия в советское время открыли фарцовщики.

Они умели в этом дефиците достать все, о чем только можно было мечтать: джинсы, значки, импортную одежду, иностранные книги, зарубежную музыку, сувениры, мелочи, сигареты, алкоголь, технику, журналы.

Все, на что сегодня и внимания не обратят, тогда моментально превращалось в карго-культ. А карго-культ отлично продается.

В популярном фильме «Самая обаятельная и привлекательная» героиня с подругой приезжают на квартиру к фарцовщику, торгующему импортными вещами, чтобы приобрести красивый наряд. Этот «домашний шоурум» и был частью системы фарцовщиков.

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

Фарцовка возникла в 1960-е годы, пережила свой расцвет в 1970-е и исчезла вместе с Советским Союзом на рубеже 1980-1990-х. Лоном, в котором зародилась фарцовка, было движение стиляг. Спрос породил предложение — фарцовка превратилась в целую систему с разделением труда и ролей и оборотами в тысячи и десятки тысяч.

Фарцовщики, 70-е годы

Заветное слово «фарца» было в позднем СССР паролем, по которому находились редкие заграничные вещи: шузы, пусера и другая фирма. Фарцовщикии, рыцари запрещенки, были вне закона, но они не были типичными уголовниками.

Советская пресса брезгливо называла их «юнцами, променявшими школы на подворотни ГУМа»

Фарцовщики делились на профессионалов, которые занимались этим бизнесом постоянно (числясь где-нибудь каким-нибудь сторожем), и любителей, изредка продававших случайно доставшиеся им заграничные вещи, которые толкали (продавали) в кругу знакомых или сдавали в «комки» (комиссионные магазины).

Ремеслом фарцовки занимались различные слои населения СССР: моряки загранплавания и стюардессы, военнослужащие зарубежных контингентов СА и студенты, таксисты и проститутки, спортсмены и артисты, партийные чиновники и простые советские инженеры. В общем, все, у кого была хоть малейшая возможность приобрести дефицитный импортный товар для последующей перепродажи.

Самая большая в СССР (и в мире) гостиница «Россия» была открыта в 1967 году и сразу же стала оплотом фарцовки

В гостиницах, где останавливались иностранные гости, процветала так называемая гостиничная фарцовка, в которую был вовлечен обслуживающий персонал.

Система была четко отлажена, и у каждого участника существовали свои функции. Горничные меняли спиртное на различные мелкие импортные вещички — зажигалки, колготки, галстуки. Администраторы по этажам в основном занимались дорогой одеждой — джинсами, пальто, куртками. Самые большие обороты были у официантов, которые меняли икру, водку и коньяк на одежду и электронику.

Продажей вещей персонал не занимался. Горничные сдавали добычу администраторам, официанты — барменам, а те уже перекупщикам. Чаще всего главным был администратор, он и распределял вырученные деньги между всеми участниками.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Дальнобойщики, моряки и персонал гостиниц добывали товар, но продажей занимались другие люди, скупщики или посредники. Забирая оптовые партии, они организовывали своеобразный розничный магазин, проще говоря, продавали вещи на квартире.

Самым популярным фарцовым товаром в 70-80-е годы были джинсы

Хорошо одеваться в СССР хотелось всем и всегда, но социалистическая легкая промышленность производила для внутреннего пользования такой ужасный ширпотреб (товары широкого потребления), который напялить на себя можно было только от полного безразличия к вещам.

Носить советское было не круто, минимум — чехословацкое. Но и этого на всех не хватало. Элитной считалась обувь из Югославии и Финляндии, высший шик — итальянская, но продукция капстран была только в крупных городах, мгновенно раскупалась и свободно продавалась только с рук с переплатой в 10 рублей минимум.

Мир тогда делился на фромов (приехавшие в СССР иностранцы) и совков. В Москву приезжали фромы — стейцы или штатники (США), бундеса (ФРГ), пшеки (Польша), дыровцы (ГДР), юги или южки (Югославия), алера (Италия), бритиша (Великобритания) и финики или турмалайцы (Финляндия).

Пока совки стояли в ГУМе в очереди за обувью из Югославии, фарцовщики со 2-го этажа высматривали фромов, за которыми не было кагэбэшного хвоста

У фарцовщиков существовал собственный интересный сленг, который частично родился в довоенной Одессе (с развитой приморской торговлей и контрабандой), а затем также частично перешел в сленг «братков» из девяностых — к примеру, названия валюты «капуста» и «грины» пошли именно от фарцовщиков.

Еще из интересных слов — «шузы» (обувь), «лопатник» (пошло от ленинградских фарцовщиков, часто общавшихся с финнами, «lompakko» по-фински — это «кошелек»), «фирма́» (предметы фарцовки), «самострок» (подделка под фирму). Был и определенный кодекс чести — «впарить самострок» или сделать слишком большую наценку для постоянного клиента считалось неэтичным, но такие вещи вполне допускались со случайными разовыми покупателями.

За вечер фарцовщик мог заработать двести рублей и потом целый месяц ничего не делать. Либо валюту обменять и забрать «комиссию», либо продавать полученные вещи везде, где можешь.

Фарцовщик типичный

Многих фарцовщиков можно было узнать издалека. Они считали себя не спекулянтами, а яркими представителями особой субкультуры: одевались модно, курили иностранные сигареты, пили виски и другие западные напитки, были в курсе музыкальных новинок, говорили на англизированном жаргоне. Видимо, так фарцовщики представляли себе настоящих американцев.

Торговля вещами с рук в переходе в конце 80-х

Места, где можно было продать вещи почти легально, возникли примерно в середине 80-х годов в крупных городах. Например, в Ленинграде это была галерея универмага «Гостиный двор», где можно было по высокой цене купить и вожделенные джинсы, и сапоги-луноходы, и яркие пакеты, и лосины, и многое-многое другое. Но после этого фарцовка просуществовала не слишком долго.

Торговля в 90-е

Сегодня слово «фарцовщик» уже почти ушло в прошлое.

Все, что осталось от этой махины, помимо слова «совок», — это матрешечники на Старом Арбате — люди, которые продают все тот же ассортимент: матрешек, солдатские ремни, шапки-ушанки, значки, медали, советскую символику. Матрешечники тоже знают, как вести торговлю на нескольких языках, и тоже попробуют продать все, что человеку никогда не пригодится.

Торговля на Старом Арбате в 90-е

В 80-е ходил анекдот о том, как фарцовщику снится счастливый сон — он заходит в ГУМ, все полки завалены «фирмой», а народу никого. И он покупает, покупает, покупает. Сон стал реальностью, а счастья почему-то как не было, так и нет…

Как готовились к Новому году в СССР

Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш , страницу в или канал в Telegram.

Источник: https://bigpicture.ru/?p=1030330

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.