Гибель командования тихоокеанского флота. Гибель адмиралов – Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот

Гибель адмиралов – Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот

Гибель командования тихоокеанского флота. Гибель адмиралов - Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот

Авиакатастрофа ТУ-104 с командованием ТОФ СССР – авиационная катастрофа, которая произошла на военном аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года.

В результате крушения самолета Ту-104 погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга Тихоокеанского флота СССР (ТОФ).

В результате этой авиакатастрофы ТОФ на время остался практически без руководства.

События до авиакатастрофы

В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде назначили оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.

30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкин, Ленинградская область, приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации – аэродром «Кневичи», г.

Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ. Учения проходили в течении недели, по итогам которой С.Г. Горшков назвал действия командования ТОФ лучшими.

На следующий день высшее командования флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.

Авиакатастрофа

В 16 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно.

При выполнении взлёта Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки.

Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал кренится на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.

Набрав скорость и не доходя примерно одну треть до конца взлетной полосы, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 50 метров почему-то сразу накренился на правое крыло.Один из очевидцев трагедии В.

Гамага – старший офицер оперативного управления штаба ТОФ

Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва.

Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.

Список погибших

Следует отметить, что предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствии выяснилось, что вице-адмирал Г.А. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.А. Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели.ЭкипажИнюшин Анатолий Иванович.

Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля — правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор.Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.

Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.ПассажирыСпиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.Павлов Георгий Васильевич.

Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.Коновалов Владимир Харитонович.

Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.Митрофанов Феликс Александрович.

Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета — начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.Постников Василий Сергеевич.

Член Военного совета — начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета — начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.Чулков Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга.Бережной Виктор Карпович.

Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.Морозов Владислав Игнатьевич.

Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета — начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.Прокопчик Анатолий Васильевич.

Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба — заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.Чеканский Казимир Владиславович.

Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.Сорокатюк Владимир Дмитриевич.

Начальник оперативного отдела — заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.Зубарев Валентин Иосифович.

Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета — начальника политуправления ТОФ, мичман.Дворский Виктор Степанович.

Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.Левкович Анна А. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.Морева Елена Александровна. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.

Версии крушения

По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипажем были допущены ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолёта на скорости, меньше расчётной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.

Сразу после катастрофы, очевидцы, наблюдавшие за взлетом, указывали, что выпуск закрылков был произведен не симметрично, и именно это стало причиной катастрофы. Официальное расследование эту версию не подтверждает.

По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стала перегрузка самолета, в том числе и топливом. Именно по этой причине взлет был произведен на скорости менее расчетной, так как экипаж был просто не в состоянии разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Официальное расследование эту версию так же не подтверждает.

Последствия

Фото вырезки газеты «Красная звезда» от 10 февраля 1981 года.
Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете «Красная звезда», официальном печатном органе вооруженных сил СССР:

7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота.

Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищейгазета “Красная звезда”, выпуск 10 февраля 1981 года. Авиакатастрофа Ту-104 под Пушкиным стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибло высшее командование вооруженных сил СССР.

Гибель командования ТОФ фактически оставила флот без руководства. Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как первоочередной версией катастрофы был террористический акт, но, в последствии, данная версия не нашла подтверждения.

По итогам катастрофы командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковник А. И. Яковлев был снят с должности. Хотя самолеты Ту-104 не использовались в гражданской авиации с 1979 года, их эксплуатировали в ВВС.

После катастрофы под Пушкино Ту-104 перестал эксплуатироваться и в вооруженных силах СССР – все самолеты были списаны.

Практически все погибшие были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. В 1983 году по личному распоряжению главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:

Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года
Начиная с 1991 года, каждый год 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим в этой авиакатастрофе. 15 июня 2000 года на территории собора была открыта мемориальная доска с именами погибших.

Источник: https://vk.com/@ezomir-gibel-admiralov-katastrofa-kotoraya-ostavila-bez-komandova

Трагедия на пионерском слете. Три секретные катастрофы советской эпохи

Гибель командования тихоокеанского флота. Гибель адмиралов - Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот

Государственная машина СССР очень много усилий вкладывала в создание образа идеального общества. Нередко это вело к замалчиванию всего, что не соответствовало позитивной картине.

Сегодня Anews хочет рассказать, как едва не канула в небытие память о страшной трагедии в Сибири.

Также вы узнаете, зачем на похоронах у жителей города отбирали фотоаппараты, и как семьи высших чинов армии боролись за их память уже годы спустя после распада СССР.

Минино-1959. Трагедия на пионерском слете

2 июня 1959 года газета «Красноярский рабочий» вышла с жизнерадостной заметкой о прошедшем в сибирском городе крупном трехдневном пионерском слете.

Эту дату также можно встретить на ограде безликой братской могилы, расположенной в нескольких километрах от Красноярска – близ маленькой железнодорожной станции Минино.

Она написана на немногочисленных памятных табличках, содержащих имена и годы жизни похороненных.

Фото – kraevushka.livejournal.com

Фото – kraevushka.livejournal.com

Эти таблички – единственное документальное напоминание о катастрофе, случившейся в тот день. Только они позволяют понять, что большой пионерский слёт закончился счастливо далеко не для всех участников.

«Это было похоже на атомный взрыв. Огромный черный столб дыма метров 50 в диаметре, а из него на высоте 500 метров выходит яркое светящееся солнце. Страх был панический, все закричали и побежали врассыпную – думали, бомбёжка, война началась» – рассказывает один из очевидцев Виктор Индрюков.

Показания свидетелей – то немногое, что позволяет хоть как-то восстановить картину произошедшего.

Расследование, начатое в 2012 году сотрудником Красноярской краевой научной библиотеки, сравнительно быстро привлекло и очевидцев, и прессу – но запросы в официальные инстанции, от кого бы они не исходили, результата не принесли. Государственные органы говорили, что документами по этому случаю не располагают.

Тем не менее, по рассказам людей удалось получить достаточно четкое представление о происшествии.

Рано утром 2 июня на соседних путях станции Минино остановились пассажирский поезд «Красноярск – Абакан» и грузовой состав, перевозящий цистерны с нефтепродуктами.

Затем оказалось, что по пути грузового состава едет ещё один товарный поезд – он по какой-то причине не затормозил и врезался в стоящие впереди цистерны.

От столкновения произошло мощное возгорание – его и увидел Индрюков. Но хуже всего оказалось то, что сошедшие с пути составы опрокинули несколько вагонов пассажирского поезда. В то время вагоны были деревянными – лежащие на боку, заливаемые пылающим горючим, они превратились в смертельную огненную ловушку.

Ещё один очевидец, Екатерина Савченко, рассказывает:

«Когда я туда прибежала, там убирали трупы. Люди были такие обгорелые…, их на плащ-палатки складывали, а потом в грузовики… Работали в масках. Это было до пяти часов, потом не пускали никого…

Машинист (третьего поезда) обгорел сам очень сильно… Его на тележке везли мужики, а он всё кричал: “Я ехал по зеленому! Я ехал по зеленому!” Скончался он, сильно обгорел».

Станция Минино в наши дни

Причиной случившегося называют неисправный светофор. Он дал красный свет пассажирскому поезду, хотя у того не было остановки на Минино. Он же дал зелёный главному участнику трагедии – второму товарному составу.

Кандидат технических наук Моисей Штульман, в то время заведовавший сигнальной системой на Красноярской железной дороге, рассказывает, что повреждение светофора произошло во время строительных работ.

Тогда железную дорогу серьёзно реконструировали – переводили с постоянного на переменный ток. Это требовало создания в лесу новых просек. Во время работ около станции Минино бульдозер уронил дерево на провода и порвал их. Разорванные провода упали на провод, передающий сигнал на светофор, прожгли его, из-за чего сигнал и заклинило.

Также Штульман рассказывает, что бульдозериста решили не судить. Ответственность понесли мастер и главный инженер, не проинструктировавшие подчинённого должным образом. Оба получили по пять лет колонии.

В вопросе количества погибших ясности не так много. Считается, что минимальная цифра – 65 человек. Доля детей среди них неизвестна. Из оставшихся на ограде братской могилы 9 фамилий детям принадлежат 4.

Александр Гокк, тогда военный курсант, принимал участие в ликвидации последствий и сборе останков. Он говорит, что горело 4 вагона, каждый из которых мог перевозить до 100 человек – люди в те времена набивались в поезда очень плотно.

«Тела собирали, грузили в вагоны и увозили в Красноярск, в Железнодорожный Дворец культуры – добавляет ещё один очевидец, Галина Березинцева – Там разбирали, складывали в гробы и везли обратно, на станцию Минино. Вызвали родственников. Те, кто опознал родных, забирали их домой. Но большинство никого не нашли и остались на похороны в Минино».

«Ночью это было. Привезли 56 гробов, а сколько в каждом гробу было людей? Неизвестно… – говорит Екатерина Савченко – На кладбище не пускали сначала никого… Врачи, скорая приехала, мы всё-таки пробрались… Как там все плакали… Жуть…».

Плесецк-1980. Смерть на космодроме

Катастрофа, произошедшая 18 марта 1980 года на космодроме Плесецк, оставила после себя несравнимо больше следов. Однако в советское время она была строго засекречена, как и всё, имевшее отношение к космической отрасли, а в особенности – к военному космодрому Плесецк.

Очередной плановый пуск ракеты-носителя «Восток-2М» планировался на 21:16. Аппарат был установлен в стартовом сооружении и без замечаний прошёл все необходимые испытания.

К семи часам вечера ракета уже была полностью заправлена керосином. Продолжалась заправка жидким кислородом, жидким азотом и перекисью водорода.

А в 19:01 прогремел мощнейший взрыв и начался обширный пожар. Во время пожара произошло ещё 3-4 взрыва.

Огонь охватил стартовую площадку – горел даже металл стартовых конструкций. Всё произошло настолько быстро, что от военнослужащих, находящихся там, не было получено ни одного сигнала тревоги.

Во время аварии в непосредственной близости от ракеты находился 141 человек. 44 погибли сразу, ещё 4 из 40 раненых умерли в госпитале.

«На земле, рядом с запускаемым аппаратом лежала оторванная рука. Фермы обслуживания, установленные вокруг ракеты, были разворочены взрывом. На них, на высоте 15-20 метров висели трупы. Впечатление от случившегося было очень тяжёлым» – рассказывает ветеран космической отрасли, генерал-лейтенант Виталий Соколов.

Виталий Соколов вместе с Сергеем Королёвым – крайний справа

Останки собирали трое суток. Всё это время родственникам не разрешали пройти к гробам. Также запретили увозить погибших – всех похоронили на месте, в городе Мирный Архангельской области.

Могилы погибших

Были предприняты жёсткие меры, чтобы не допустить фотографирования похорон – сотрудники спецслужб изымали у жителей Мирного фотоаппараты и плёнки.

Для выяснения причин взрыва была образована комиссия, в которую вошли ведущие ученые, специалисты и испытатели.

Комиссия установила, что в месте подключения заправочного шланга к баку с жидким кислородом третьей ступени имелась течь, и расчёт намеревался устранить её, обмотав стык мокрой тканью.

И хотя фактически во время заправки ткань применена не была, решение гласило, что к катастрофе привёл «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета».

Этот вывод показался многим спорным. Один из свидетелей, Юрий Дёменко, работавший в тот день с системой подачи перекиси водорода, позднее утверждал что взрыв начал распространяться там, а не в отсеке с кислородом. Однако его показания по непонятным причинам не были заслушаны комиссией, а сам он в то время находился на лечении.

Юрий Дёменко в госпитале

23 июля 1981 года космодром вновь оказался на грани катастрофы. Стало ясно, что проблемы кроются именно в отсеке с перекисью – по счастливому стечению обстоятельств, она начала разлагаться несколько раньше, что и позволило вовремя среагировать. Причиной было нарушение заводом-производителем конструкции фильтров – туда добавили свинец, который очень бурно взаимодействует с перекисью.

5 февраля 1996 года межведомственная комиссия по дополнительному расследованию причин катастрофы приняла решение об отмене первоначального вывода и реабилитации боевого расчета.

Памятник покорителям космоса, погибшим при испытаниях ракетно-космической техники на космодроме Плесецк

Пушкин-1981. Как был обезглавлен Тихоокеанский флот

Меньше чем через год случилось происшествие, повергшее в шок всю советскую армию.

7 февраля 1981 года самолёт Ту-104А выполнял рейс по маршруту «Пушкин (Ленинградская область) — Хабаровск — Владивосток», но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа.

Ту-104А

В этой авиакатастрофе погибла делегация Тихоокеанского флота ВМФ СССР, в рядах которой был весь высший командный состав – 13 адмиралов и 3 генерала. Для сравнения – в боях Великой Отечественной войны погибло лишь 4 адмирала.

Столь представительный коллектив прилетал на командно-штабные военные учения, проводимые в Ленинградской военно-морской академии. Кстати, на них командование Тихоокеанского флота было признано лучшим.

Рассматривались несколько версий крушения. Поначалу прорабатывался даже вариант диверсии, из-за чего Тихоокеанский флот был на короткое время приведён в полную боевую готовность.

Однако расследование установило, что авария произошла из-за перегруза воздушного судна. По свидетельствам, самолёт вёз много дефицитных вещей, купленных офицерами по случаю приезда в Ленинград. Кроме того, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов распорядился разместить в судне несколько тяжёлых рулонов хорошей бумаги для нужд дальневосточных подразделений.

Эмиль Спиридонов

Главной причиной считается даже не слишком большой вес багажа, а его нерациональное распределение. Следственная комиссия предположила, что груз при разгоне сместился по салону назад, из-за чего самолёт сильно задрал нос, преждевременно оторвался от земли и уже не смог удержаться в воздухе.

«Когда наблюдаешь за взлетающим самолётом сзади, то видишь, что он начинает превращаться в точку – рассказывает контр-адмирал Владимир Дворянчиков – А тут он немного взлетел, примерно на 50 метров, и начал превращаться в крест. Начал заваливаться на корму и на правый борт».

По итогам разбирательства Ту-104 был окончательно списан из авиации (в гражданских полётах не использовался с 1979 года). Также были введены правила, обязывающие высшее командование летать в разных самолётах и предъявлять свой багаж на взвешивание, чего в военной авиации раньше не было. Впрочем, как утверждают свидетели, эта практика довольно быстро сошла на нет.

Информация об авиакатастрофе была, естественно, засекречена. Правда, в газете «Красная звезда» на третьей полосе всё же вышел некролог:

«7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей».

Однако официальное извещение о гибели своих мужей вдовы получили лишь в 1997 году – и для этого потребовалась поддержка депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой.

Галина Старовойтова

Большинство погибших были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Мемориал на могиле был воздвигнут в 1983. И только в 2000 году там была добавлена памятная надпись:

«Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года».

Мемориал жертвам катастрофы

Источник: https://www.anews.com/p/88951293-tragediya-na-pionerskom-slete-tri-sekretnye-katastrofy-sovetskoj-ehpohi/

Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот

Гибель командования тихоокеанского флота. Гибель адмиралов - Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот

7 февраля 1981 года под Ленинградом (Санкт-Петербургом) разбился транспортный самолет Ту-104. Погибло почти все руководство Тихоокеанского флота: 17 адмиралов и генералов. Всего же катастрофа унесла 52 жизни.

В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде назначили оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.

Все шло по плану. 30 января руководители Тихоокеанского флота (ТОФа) прилетели на военном самолете флотской авиации Ту-104 из Владивостока в Ленинград. Через неделю этим же самолетом им предстояло вернуться домой.

Сбор в Ленинграде пролетел незаметно. Через неделю адмирал Горшков подвел итоги. На учениях тихоокеанцев признали лучшими. В хорошем настроении они стали собираться домой.

Утром 7 февраля вылетели североморцы и с ними – начальник штаба ТОФа, которому разрешили навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии – им посчастливилось попасть на рейс Аэрофлота. Затем поднялись в небо и другие самолеты.

Около 16 часов к исполнительному старту военного аэродрома в городе Пушкин двинулся ТУ-104 Тихоокеанского флота. В тот день шел снег, мела даже небольшая пурга, но полеты не отменялись.

На борту транспортного самолета находились командующий флотом адмирал Эдуард Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, 17 адмиралов и генералов, другие пассажиры (среди них – супруги Спиридонова и секретаря крайкома партии Ломакина). Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели 52 человека.

Военно-морские руководители, собираясь домой, прихватили с собой из центра дефицитные товары. В итоге Ту-104 оказался существенно перегруженным.

Положение усугубилось тем, что экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета. Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами – ближе к хвосту.

Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки.

Последняя ошибка – что экипаж начал взлет на несколько сотен метров раньше, чем следовало. Командир экипажа – первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 10 лет, – стал выполнять взлет по входившей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей.

На 8-й секунде полета, когда подъемная сила, уменьшаясь вследствие крутого набора высоты тяжелого лайнера, сравнялась с его весом, наступило то самое неустойчивое равновесие, которое в полете ведомо только летчикам-испытателям, проверяющим устойчивость новой машины. Последним фактором, опрокинувшим и самолет, и судьбы членов экипажа и пассажиров, стал сильный встречно-боковой ветер. Зная о нем и предполагая парировать снос, летчики дали элероны вправо – на ветер. И именно туда, вправо, заваливался многотонный лайнер.

Ни руководитель полетов, ни его подчиненные не успели произнести ни слова.

Лишь штурман корабля, сидящий в стеклянном носу лайнера, сначала с тревогой, а затем с ужасом прокричал несколько раз: «Куда? Куда?! Куда?!!» Он, конечно, не мог представить, что эта страшная фигура – крен почти отвесно к земле – выполнялась не по воле летчиков.

Испытатели потом говорили, что спасти положение на первых мгновениях правого крена мог лишь энергичный поворот штурвала влево и от себя, чтобы вывести судно в горизонтальный полет и набрать скорость.

Старший офицер Оперативного управления штаба ТОФа Виктор Гамага, провожавший в тот черный день товарищей, свидетельствовал: «Набрав скорость и не доходя примерно треть до конца ВПП, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 30 метров почему-то накренился на правое крыло… Так и не выйдя за пределы взлетной полосы, самолет перевернулся, упал, мгновенно взорвался. Спастись не удалось никому».

Погиб командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования.

Родным и близким погибших приходили соболезнования от военных различного ранга, в том числе от министра обороны СССР. Тем не менее достоянием общественности эта трагедия не стала. Более того, летевших на похороны родственников предупредили, чтобы они не рассказывали о причине гибели мужей.

По телевидению и в прессе о катастрофе не сообщили. Единственная газета, которая поместила маленькую заметку о случившемся, – «Красная звезда». На предпоследней странице написали, что в авиакатастрофе разбились командующий Тихоокеанским флотом Э.Н.

Спиридонов, начальник политуправления Тихоокеанского флота вице-адмирал В.Д. Сабанеев, командующий Военно-Воздушными Силами Тихоокеанского флота генерал-лейтенант авиации Г.В. Павлов и другие.

А «другие» – это еще 49 человек, среди которых – 17 адмиралов и генералов и 15 старших офицеров.

(Для сравнения – в ходе боев Второй мировой войны советский флот потерял четырех адмиралов. А тут сразу, в один страшный миг — 16!) Мгновенно созданная государственная комиссия перебирала все версии.

Думали: “А что если самолет взорван? Что если потенциальный противник специально обезглавил Тихоокеанский флот? Что если это начало войны?..

” Возникло и предположение, что террористический акт мог организовать какой-то одиночка.

Расследование трагедии длилось несколько недель и проходило в напряженных спорах между представителями КБ Туполева, бывшего командования ВМФ и МО, летчиков-испытателей.

Тем не менее, виновным признан командир авиационной дивизии полковник Яковлев, базирующийся на Дальнем Востоке. В работе совещания он участия не принимал и в момент беды находился за десятки тысяч километров от места события.

Однако самолет Ту-104 входил в отряд управления подчиненной ему дивизии, и этого оказалось достаточно, чтобы обвинить его в гибели самолета и людей.

https://www.youtube.com/watch?v=e8wJHWNRVCM

Официальная версия – нарушение центровки – до сих пор вызывает споры. Проанализировав радиообмен экипажа с КДП, эксперты сделали вывод, что катастрофа произошла вследствие несимметричного выпуска закрылков и появившегося крена, для парирования которого не хватило элеронов.

Источник: https://pikabu.ru/story/katastrofa_kotoraya_ostavila_bez_komandovaniya_tikhookeanskiy_flot_3979429

Крушение ТУ-104: 37 лет назад авиакатастрофа унесла жизни почти всего руководства ТОФ

Гибель командования тихоокеанского флота. Гибель адмиралов - Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот

Ту-104А, бортовой номер СССР-42332, 1964 год. Архив К.Г. Удалова

В результате падения самолета в Ленинградской области погибли 50 человек

7 февраля исполняется 37 лет со дня трагедии, которая произошла на аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года. В этот день упал самолет ТУ-104 с командованием Тихоокеанского флота СССР.

В результате крушения погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга ТОФ СССР. В результате этой авиакатастрофы Тихоокеанский флот на время остался практически без руководства.

ИА PrimaMedia предлагает вспомнить подробности катастрофы.

В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде состоялся оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.

30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкине (Ленинградская область) приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации — аэродром “Кневичи”, Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ. Учения проходили в течение недели, по итогам которой действия командования ТОФ были признаны лучшими. На следующий день высшее командование флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.

В 16.00 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно.

При выполнении взлета Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки.

Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал крениться на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.

Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.

Ту-104Ш ТОФ СССР, бортовой номер СССР-42330. Архив К.Г. Удалова

Предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствие выяснилось, что вице-адмирал Г.А. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.А. Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели.

По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипаж допустил ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолета на скорости, меньше расчетной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.

По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стала перегрузка самолета, в том числе и топливом. Именно по этой причине взлет был произведен на скорости менее расчетной, так как экипаж был просто не в состоянии разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Официальное расследование эту версию так же не подтверждает.

Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете “Красная звезда”, официальном печатном органе вооруженных сил СССР:

“7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей”.

Авиакатастрофа Ту-104 под Пушкиным стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибло высшее командование вооруженных сил СССР. Гибель командования ТОФ фактически оставила флот без руководства.

Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как первоочередной версией катастрофы был террористический акт, но, в последствии, данная версия не нашла подтверждения. По итогам катастрофы командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковник А. И. Яковлев был снят с должности.

Хотя самолеты Ту-104 не использовались в гражданской авиации с 1979 года, их эксплуатировали в ВВС. После катастрофы под Пушкино Ту-104 перестал эксплуатироваться и в вооруженных силах СССР — все самолеты были списаны.

Практически все погибшие были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. В 1983 году по личному распоряжению главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:

“Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года”.

Начиная с 1991 года, каждый год 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим в этой авиакатастрофе. 15 июня 2000 года на территории собора была открыта мемориальная доска с именами погибших.

В 2017 году памятник погибшим военнослужащим открыли во Владивостоке на Корабельной набережной. Он представляет собой мраморную стелу, увековеченную парусником. Мемориал находится у 33 причала на территории ТОФ.

Памятник погибшему в авиакатастрофе командованию ТОФ, Владивосток, 7 февраля 2017 года. Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Список погибших

экипаж

  • Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.
  • Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля — правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.
  • Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор.
  • Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.
  • Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.
  • Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.

Памятник погибшему в авиакатастрофе командованию ТОФ. Александр Ратников, ИА PrimaMedia

пассажиры

  • Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
  • Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
  • Павлов Георгий Васильевич. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
  • Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
  • Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
  • Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
  • Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
  • Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
  • Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
  • Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета — начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
  • Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета — начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
  • Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета — начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Чулков Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
  • Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга.
  • Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета — начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
  • Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба — заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
  • Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
  • Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.

Памятник погибшему командованию ТОФ. Александр Ратников, ИА PrimaMedia

  • Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
  • Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела — заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
  • Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
  • Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
  • Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
  • Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
  • Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
  • Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета — начальника политуправления ТОФ, мичман.
  • Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
  • Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
  • Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
  • Левкович Анна П. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
  • Морева Елена Александровна. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
  • Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
  • Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Учения “крылатой пехоты” в Приморье: 1 тысяча десантников, вертолеты и дроны

Спасательный батискаф нового поколения “Бестер-1” заступит на дежурство в составе ТОФ

111-ю годовщину основания подводных сил на Тихом океане отмечают сегодня, 5 января

7.02.2018

28353

Источник: https://primamedia.ru/news/488481/

Гибель адмиралов. Тайна одной авиакатастрофы (2007)

Гибель командования тихоокеанского флота. Гибель адмиралов - Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот
О той трагедии до сих пор практически ничего не известно. Причина этого проста – кошмарная авария была мгновенно засекречена, и до сих пор ее истинные причины называются очень неохотно. А ведь в результате той давней катастрофы остался без руководства весь в ту пору огромный и сильнейший Тихоокеанский флот Советского Союза.

Самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом Советского Союза адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза, и вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию.

Так что же на самом деле произошло на борту военного самолета? Почему погибло командование Флота?

remove_red_eye 84favorite_border

Всемирный потоп – величайшая и самая загадочная катастрофа на Земле. Все мы слышали об этом событии, подробно …

В 1952 году, охраняя границы России, наши ПВО сбили над Балтийским морем шведский самолет-разведчик. О том, что было…

История не любит простых объяснений. Кризисы и преступления вызываются преднамеренно, чтобы получить повод для…

Для многих родителей проблема, как назвать ребёнка. Бытует мнение, имя – нечто большее, чем красивое сочетание…

В Советском Союзе его имя было легендой. По всей стране школьники на уроках разучивали песню о том, как “шел под…

Зимой 1945 года Красная Армия громит немецкие войска на всех фронтах. 13 февраля взят Будапешт. Следующей целью на…

— Терроризм на расстоянии: какие открытия могли погубить человечество?
— Большой-большой секрет: почему Вселенная…

Талантливый детский писатель Аркадий Гайдар был человеком сложной судьбы, которая оставила множество загадок….

История двух братьев Нетто, один из которых был легендарным футболистом, капитаном “Спартака” и сборной СССР, …

Сибирь – слишком большой регион, чтобы определять его одним словом. И Ямал, и Якутия, и Хакасия, и Томская и Тюменская…

Что происходит с империей, если она подсела на нефтяную иглу? Почему в этом кажущемся изобилии скрыта гибель? …

Этот фильм о трагической судьбе царевича Алексея и о том, какое влияние его страшная болезнь оказала на судьбу…

Дорсет. Южное побережье Англии. Холм на перекрестке древних римских дорог. Здесь, в наше время, при строительстве…

Что привело к гибели древних цивилизаций? Климатические изменения, природные катастрофы, истощение ресурсов…

Византия была одной из самых грандиозных цивилизаций в истории человечества и многонациональной державой. Так…

Фильм 1958 года. 15 июля 1958 года в Ливан, в страну, которую называли “Швейцарией арабского Востока”, вошли американские…

14 января 2018 года в Санкт-Петербурге в доме на Софийской улице случилась беда. В одной из квартир на 8 этаже начался…

Это история о мистической древней богине и двух охотниках за сокровищами. Один из них – сэр Артур Эванс, археолог,…

“… Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. “Откуда вы?” – спросил…

Трагическая судьба актеров, ставших знаменитыми благодаря одной роли. Чем они поплатились за минуту славы?

Виноват ли Збигнев Бжезинский в гибели СССР? Был ли Аллен Даллес автором плана, воплощение которого привело к распаду Советского Союза?

Площадь поверхности мирового океана составляет около 71 процента поверхности Земли. Океаны и моря сделали возможной жизнь на нашей планете. Но что будет — если вся вода исчезнет?

За неделю до конца непростого 2016 года Россия получила тяжёлый удар. Катастрофа самолета Ту-154 стала трагедией…

На заре гитлеровской карьеры его наставник – драматург, интеллектуал Дитрих Эккарт сказал: “Идите за Гитлером:…

– Как прожить 12 лет в волчьей стае? – Чему зверь может научить человека? – Кем были оборотни на самом деле?

– О …

Цикл посвящен той стороне деятельности Сергея Павловича Королёва, а также других крупных ученых, которая долго…

Цель этого цикла – рассказать о сокровищах мирового культурного наследия. Познание мира через слово, через память,…

На Земле есть места, с которыми связаны загадки и тайны – древние языческие святилища на Кольском полуострове,…

Фильмы, в которых они снимались, вошли в историю кино. Но для Владимира Толоконникова, Инны Ульяновой, Георгия…

Документальный фильм о знаменитом священнослужителе, архимандрите отце Алипии. Художник Иван Воронов, под таким…

Проект М.Леонтьева – исчерпывающее, уникальное исследование на тему исторического противостояния России сначала…

Фильм в увлекательнейшем стиле показывает год жизни на планете Земля. Мы проследуем за китами, слонами, белыми…

— Невероятные виды топлива.– Об инновациях в переработке отходов.

— Последние новшества «зеленых» технологий,…

Фильм о русском философе Иване Ильине. Он провел более тридцати лет в эмиграции, будучи высланным в 1922 из России…

Рядом с нами существует параллельный мир, в который мы не верим… но, к сожалению, он верит в нас. Магия – это мощный…

Студия “Крылья России” представляет документальный сериал об истории развития отечественной авиационной техники. Зритель познакомится с уникальными киноматериалами, собранными студией.
19 серий

Янтарь – один из самых таинственных камней нашей планеты. Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных…

1940-й год. Ставка Вермахта. Адольф Гитлер утверждает план “Барбаросса”, который определит ход военной компании …

12 января 1942-го года под Арзамасом потерпел катастрофу пикирующий бомбардировщик Пе-2. Вместо бомб на его борту…

Длина морской границы России – почти 40 тысяч километров. В наших морях более 250 видов промысловой рыбы. Но в магазинах…

Еврейское государство было создано не Соединенными Штатами, а Советским Союзом. Израиль бы никогда не появился,…

Нигде на Земле мир природы и мир духов не сплетены воедино так, как в Индии. Здесь воздух и огонь, животных и растения,…

Его кумиром был каннибал – знаменитый персонаж фильма “Молчание ягнят” доктор Ганнибал Лектор, и он мечтал превзойти…

Вы никогда не думали, что история о всемирном потопе и исчезновение Атлантиды, которая затонула, – это звенья одной…

Путешествие по Англии и Уэльсу — путешествие в мир прекрасных и романтичных легенд. Мы поверим им, а не рассудительным…

Рейн – центр европейской души. Крупнейшая и наиболее важная река континента. На протяжении тысяч лет, на своем…

Сегодня в центре внимания обстоятельства загадочной гибели артиста Андрея Панина. 7 марта 2013 года его нашли мертвым…

Документальный сериал посвящен истории становления Российского флота от самых первых деревянных кораблей и…

Планета Земля кажется нам огромной и необъятной, однако в бескрайней Вселенной она – всего лишь маленькая песчинка….

В начале ХХ века Российская империя борется за выходы к океанам. Сухопутная крестьянская страна огромные деньги…

Источник: https://dok-film.net/11268-gibel-admiralov-tayna-odnoy-aviakatastrofy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.