Характеристика абсолютной и относительной истины. Истина. Понятие истины

§ 5. Понятие истины

Характеристика абсолютной и относительной истины. Истина. Понятие истины

Истинаи заблуждение являются основнымипротивопо­ложными характеристикамиотношения познавательного обра­за,человеческих знаний к объекту. Истиннымявляется образ, соответствующий,адекватный отражаемому объекту.

Об­раз,не соответствующий своему объекту,характеризуется как заблуждение.

Эти по видимости простые определенияпорождают сложные проблемы, как толькомы зададимся воп­росом, что такое«соответствие» и каков механизмустановле­ния такого соответствия.

Влогике соответствие означает совпадениепризнаков образа и объекта: если с каждымиз признаков понятия, напри­мер,соотносится признак объекта, и наоборот,так что несов­падающих признаков неостается, то понятиесоответствует объекту.Мы знаем, что любой объект многокачественен,мно­гомерен, неисчерпаем в своихсвойствах, связях и отношени­ях.

Любоеже знание о нем всегда содержит конечноеколиче­ство информации. Здесь мы можемсформулировать основную проблему теорииистины: как можно установить соответствиеконечного по своему содержанию знаниябесконечному объек­ту?.

Для решения этой проблемы необходиморассмотреть ос­новные характеристикиистины: объективность, относитель­ность,конкретность и проверяемость практикой.

Объективностъи абсолютность

Подобъективностьюистины понимается такое содержаниенаших знаний, которое не зависит отсубъекта познания.

Признаниеобъективной истины с необходимо­стьювлечет за собой признание в той или инойформе абсо­лютной истины (абсолютногомомента) в человеческом позна­нии, инаоборот, отрицание этого абсолютногомомента влечет за собой отрицание исамой объективной истины. А это, в своюочередь, ведет к агностицизму,то есть утверждению о непоз­наваемостимира или его стороны.{224}

Абсолютнаяистинаозначает полное, исчерпывающее зна­ниео чем-то. Ясно, что по отношению к объектупознания (бу­дет ли это отдельная вещьили мир в целом) такое историческизавершенное знание, воспроизводящеереальность во всей ее полноте, можетмыслиться лишь как исторический предел,бес­конечно отдаленный.

Тем не менеевыводом из истории позна­ния и практикиявляется признание неуклонного прогрессаче­ловеческого познания в смыслепостоянного приближенияко все более полной и глубокой истинео мире. Наши знания в каждую даннуюисторическую эпоху можно представитькак моментподобного приближения.

Но можно ли этоисториче­ски существующее, актуальнофункционирующее знание рас­сматриватькак достаточноадекватноеотображение реаль­ности?

Восходящаяк гносеологическим концепциям прошлогомодель, согласно которой процесс познанияесть бесконечное и непрерывное приближениек истине, верно схватывая исто­рическуюнаправленность познания в целом, приводиттем не менее к парадоксальным следствиям,когда мы пытаемся при­менить ее кконкретным познавательным ситуациям.В самом деле, если приближение к истинетолько бесконечно и непре­рывно, этозначит, что на каждом конкретном этапедистанция между субъектом и объектомостается бесконечной,ни на шаг не приближая нас в практическомсмысле кцели. А это нахо­дится в противоречиис практикой науки.

Данныйпарадокс разрешим, если принять вовнимание интервальную диалектикупрерывного и непрерывного в по­знании,выражающуюся, в частности, в квантованнойприроде научнойистины.

Процесс согласования мысли среальностью включает в себя как стадиюпостепенного сближения, так и нахождениефокуса максимальнойадекватности.

В связи с этим можно выделить трисмысла понятия относительной истины.{225}

Относительность

Во-первых,следует иметь в виду историческуюизменчивость социокультурных имировоззрен­ческих оснований познания,расплывчатость, приблизитель­ность,частичную недостоверность наличногомассива знаний в каждую данную эпоху.

В этом смысле относительная истинаозначает определенную характеристикутого или иного знания в процессе«эпистемологическойфокусировки»(в частности, в результате движения отнеточного и недостаточно достовер­ногознания к точному и более достоверному).

Это постепен­ное приближение прерываетсядостижением максимальнойадекватности в рамках применимостиданной теории.Тем самым относительное выявляет витоге свою абсолютную сто­рону: «Всякийраз, когда с определенной степеньюточности под­тверждается какой-либозакон…

можно утверждать, что этотрезультат в основном является окончательными никакие по­следующие теории его несмогут опровергнуть» (Л. де Бройль.Революция в физике. М., 1965. С. 13).

Во-вторых,относительной истиной можно назватьто зна­ние, которое должно быть оцененокак в высшей степени адек­ватное, еслирассматривать его изнутриинтервалаабстракции, но которое обнаруживаетсвою ограниченность, свою зависи­мостьот конкретных условий, как только мывыходим за гра­ницу интервала. Инымисловами, речь идет об относительно­стик условиям познания.

На примере истории физики видно, что вто время, как метрическая точность(точность измере­ний), с которойпроверяется теория, всегда конечна, алогико-математическая точность теории— бесконечна, гносеологи­ческаяточность знания оказывается абсолютнойвнутри интер­вала и относительной —при переходе к обобщенной теории, кдругой парадигме или интеллектуальнойперспективе.

В-третьих,понятие относительной истины символизиру­етту гносеологическую ситуацию, прикоторой в процессе по­ступательногороста знания обнаруживается возможностьпри{226}ближениязнания к более глубокой и универсальнойистине в результате скачкообразногоперехода от одного интервала к дру­гому,более широкому.

Примером этому можетслужить пере­ход от классическоймеханике к теории относительности, сод­ной стороны, и к квантовой механике— с другой.

Отсюда сле­дует, чтогносеологическая точность знания какмера адекват­ности интервальна посвоему существу: она является хотя иизменяющейся, но тем не менее всякийраз дискретной харак­теристикойдвижения человеческого познания,целостной и не­прерывной внутриинтервала и прерывной при переходе кдругому интервалу.

Конкретность

Товажнейшее обстоятельство, чтохарактеристика любого образа какабсолютной истины, отно­сительнойистины или заблуждения может быть данане «вообще», но только по отношению копределенным условиям познания, к томуили иному «срезу» бесконечного объекта,т. е. справедлива только в определенномобъективном интервале, выражается вположении о конкретностиистины.

Абсолютнаяистина есть полное соответствие образадан­ному предмету в данном интервале,относительная истина вы­ражаетзависимость всякой истины от тех илииных условий познания, от пределовприближения наших знаний к реально­сти;заблуждение выражает несоответствиезнаний предмету. Предмет, с которымсоотносится знание, выделяется взависи­мости от а) объективных условийвзаимодействия, б) ценност­ныхориентаций субъекта деятельности, в)задачи деятельнос­ти, г) средствдеятельности. Поясним это примерами.

А.Является ли утверждение «1+1=2» абсолютнойистиной? Да, если предметы, с которымимы оперируем мысленно сред­ствамиматематики, в реальных условиях могутрассматриваться как «жесткие образования».Нет, если предметы, пока мы их считаем,складываем и т. п., могут рассыпаться,таять, склеи­ваться и т. п.{227}

Б.Является ли истинным утверждение«Бороться за сво­боду — всегда хорошо»?Например, если речь идет о свободепродажи наркотиков? Или свободе отзаконов, регулирующих жизнь общества?При оценке истинности того или иноголо­зунга, стало быть, надо понять, чтоименно за ним скрывается, какое истинноесодержание он имеет.

В.

Еслинам нужно пронести этот стол в эту дверь,то бу­дет ли абсолютной истинойрезультат измерения его ширины сточностью до миллиметра? Да, по отношениюк данной зада­че предмет выделенадекватно, точность измерения домилли­микрона здесь не требуется,хотя в принципе уточнение резуль­татаизмерения может быть практическибесконечным. И в теории, и на практикеочень важно выделить параметры пред­мета,адекватные задаче. Оценки типа «этонедостаточно глу­боко», «слишкомабстрактно» и т. п. не имеют смысла, еслисте­пень нужной глубины, точности,конкретности не соотносится с конкретнойзадачей деятельности.

Г. Суждение типа«на этом участке неба не наблюдаетсяскоплений материи» будет истинным поотношению, допустим, к таким средствамнаблюдения, как телескоп, и можетоказать­ся ошибочным по отношению ксредствам радиоастрономии.

Истинность любогознания оценивается по отношению кпредмету, выделяемому определеннымисредствами в опреде­ленных объективныхусловиях.

Какимже образом устанавливается соответствиеобраза предмету? В конечном счете этоосуществляется посредством практическойдеятельности. Практика — объективныйкритерий истины.

Существует непосредственнаяи опосредованная практическая проверкиистины.

Если исследуемый предмет наделепроявляет себя именно так, какпредполагалось, то это значит, что нашипредставления о нем правильны.{228}

Практика,однако, сама должна быть понята какистори­ческая категория, она обладаетисторически определенной «силойдостоверности» в своей функции критерияистины, по­скольку подтверждает илиопровергает истинность знания не вообще(на все времена и в любых ситуациях), ноотноси­тельно конечного предмета,взятого в определенных условиях ивыделяемого в определенной деятельности.Практика вре­мен Архимеда не могла,например, проверить утверждения общейтеории относительности Эйнштейна.Современная прак­тика еще не готовавынести окончательный приговор различ­нымгипотезам о возможности встречи сразумными существа­ми в космосе.

Источник: https://studfile.net/preview/5473646/page:29/

1.4 Понятие истины, её критерии

Характеристика абсолютной и относительной истины. Истина. Понятие истины

урок: 

Источник: https://cknow.ru/knowbase/33-tema-14-ponyatie-istiny-ee-kriterii.html

Про абсолютные и относительные истины.(2017). | Философский штурм

Характеристика абсолютной и относительной истины. Истина. Понятие истины
Систематизация и связи

.

Про абсолютные и относительные истины.(2017).

Удивительно, но до сих пор в науке нет чётких представлений о том, что такое абсолютная и относительная истины. В этом не трудно убедиться по словарям, да и по общему положению в науке.

В словарях  определения конечно есть, но весьма и весьма разные. Например, понятие «абсолютная истина» имеет разные значения, некоторые из которых (что удивительно) учитываются не во всех словарях. Но если обобщить, то получиться примерно так:

 абсолютная истина, это полные и неопровержимые знания.

 Именно знания, а под этим понятием можно подразумевать много разного – и одно предложение, и страницу текста и целую книгу, и т.п. Но не редко  под этим понятием понимают нечто глобальное – чуть ли не все знания человечества, а нередко и некие мистические суждения.

Положение с определением относительной истины ещё хуже, поскольку наиболее  часто встречающееся толкование этого понятия совсем беспредметное, под ним понимают  –  констатацию  не абсолютности истины. Но если поискать потщательнее, то  можно найти  в некоторых словарях такое, более менее чёткое определение:

относительная истина, это неполное, не точное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обуславливает способы получения этих знаний, это знания, зависящие от определённых условий, места и времени его получения.

Но во всех существующих до сих пор определениях весьма не внятно учитывается (или совсем не учитывается) то, что с точки зрения логики истиной являются – не книги, не статьи, и не страницы текста, а – суждения (высказывания).

Все знания состоят из суждений (высказываний). И значит, если быть логичным, надо подразумевать  под абсолютной и относительной истиной – суждения (высказывания), а не знания вообще.

И тогда, абсолютность и относительность истинности, это характеристики объёма суждений.

Таким образом, если тему – абсолютной истины перевести из полу мистической глобальности (как понимают её сейчас слишком многие), в область логики (а «объём суждения», это понятие из логики), то  вся эта тема становится простой, рациональной  и логичной.

Итак, что получается?

Относительная истин – это истина, в объёме которой обобщены, как истинные, так и не истинные суждения, вследствие неточной формулировки (чрезмерного обобщения).

Абсолютная истина – это истина, в объёме которой обобщены только истинные суждения, вследствие предельно точной формулировки.

Пояснение. Таким образом, относительной истиной является истина, в содержании которой, из-за неточной формулировки, из-за чрезмерного обобщения, не учтены какие либо условия, вследствие чего  эта истина обобщает в себе и не истинные суждения.

Значит, в объём таких суждений входят как истинные, так и не истинные суждения. А относительность истин состоит в том, что они истинны относительно одних условий (не сформулированных в них), и не истинны относительно других условий (так же не сформулированных в них).

Например, суждение «Вода кипит при ста градусах», это относительная истина, она истинна по отношению к шкале Цельсия (и некоторых других условиях), и не истинна по отношению к шкале Фаренгейта (и некоторых других условиях).

Но если уточнить подобные истины до предела, то они могут стать абсолютными истинами.

Любую относительную истину можно уточнить до абсолютной истины, при наличии необходимых для этого знаний.

Внимание. Могут возникнуть вопросы: « А зачем нужны именно такие определения этих понятий?», «Чем лучше эти определения?».

Ответ на это такой.

 Во-первых, суждения, в объёме которых находятся  только истинные суждения – существуют объективно (это предельно уточнённые суждения). Суждения, в объёме которых есть как истинные, так и не истинные суждения, существуют объективно (это не точные суждения). Таким образом, и абсолютные и относительные истины, при таких определениях, существуют объективно.

Во-вторых, до сих пор, характеристика суждений – однозначность, почти не учитывалась, точнее, это оставлено на сообразительность людей – одни это учитывают интуитивно, другие про это ничего не знают и никак не учитывают. А это приводило к распространённой ошибке, к существенному заблуждению – к абсолютизации объективно относительного. История философии, это история абсолютизаций. Одни философствующие абсолютизировали – одно, другие – другое, и т.д.

В-третьих, эти определения предельно уточняют, конкретизируют эти понятия и делают их предметными.

Культура, не знающая объективные критерии абсолютности истин – обречена на мировоззренческие заблуждения.

Итак, на вопрос «Что такое абсолютная истина?» ответ получен вполне рациональный, предметный и конкретный. (При таком определении абсолютной истины, она же является и – однозначной и безусловной истиной.) Теперь надо разобраться с вопросом: « Возможны ли в действительности абсолютные истины?».

И на этот вопрос ответить не сложно. Если исходить из того, что:

 – истина, это соответствующее действительности, то нетрудно сделать вывод о том, что – есть бесконечное количество того, что соответствует (и тем более не соответствует) действительности. Точнее, есть бесконечное количество положительных и отрицательных суждений о действительности, которые могут быть абсолютными истинами.

Есть то они есть, в принципе, потенциально. Но ведь их надо сформулировать! И не абы как, а с абсолютной точностью, однозначно!

В этом и состоит основная сложность.

Но и здесь не всё так безнадёжно.

Хотя и есть очень много вопросов, на которые пока невозможно сформулировать однозначные ответы, из-за недостатка знаний. Но есть ведь и то, что уже известно точно! И не так уж этого и мало.

К самым простым абсолютным истинам относятся суждения о том, что уже произошло и (или) не может измениться.

А уточнение подобных суждений, это так сказать чисто «техническая» задача, поскольку, в основном, это обычная операция из логики – ограничение содержания.

На первый взгляд может показаться, что подобных ограничений для каждого суждения нужно очень много, или даже бесконечно много. Но в действительности  таких ограничений, во многих случаях, достаточно делать –  по времени, по пространству и качеству. (А точнее, нужно ограничивать по тем условиям, по которым логично возможны разные толкования.)

Например.

«В  XX веке от рождества Христова, вокруг планеты Земля была атмосфера».

«Среди всех людей, когда-либо существовавших на планете Земля, не все – правши».

«В десятичной системе счисления дважды два равно четырём».

Это абсолютные истины. И подобных истин уже можно наформулировать бесконечное множество. Правда, для философии, подавляющая часть таких абсолютных истин – бесполезна. Но всё же есть среди них и истины, непосредственно относящиеся к некоторым разделам философии.

В научный язык необходимо ввести понятия «абсолютная истина» и «относительная истина» (определяемых через полноту объёма) для возможности предельно уточнять истинные суждения.

Философское учение, основанное на однозначных, абсолютных и безусловных истинах, это окончательное учение.

.

Источник: http://philosophystorm.org/pro-absolyutnye-i-otnositelnye-istiny2017

42. Понятие истины. Соотношение абсолютного и относительного в истине. Истина и заблуждение. Критерий истины. Проблема истинности и достоверности знания

Характеристика абсолютной и относительной истины. Истина. Понятие истины

Истина– такое знание, которое отражаетобъективную реальность предмета,процесса, явления такими, какими ониесть на самом деле. Истина объективна,это проявляется в том, что содержаниенашего знания не зависит ни от человека,ни от человечества (например, утверждения,что земля шарообразна, что +3 > +2).

Признания объективности истины ипознаваемости мира равнозначны. Вследза решением вопроса об объективнойистине следует второй вопрос: “…

Могутли человеческие представления, выражающиеобъективную истину, выражать ее сразу,целиком, безусловно, абсолютно, или жетолько приблизительно, относительно?Этот второй вопрос есть вопрос осоотношении истины абсолютной иотносительной”(Ленин).

Этот вопросвыражает диалектику познания в егодвижении к истине, в движении от незнанияк знанию, от знания менее полного кзнанию более полному. Постижение истины,- а объясняется это бесконечной сложностьюмира, – не может быть достигнуто в одномакте познания, оно есть процесс.

Истина относительная– правильные знания, но не полные.

Истина абсолютная– полные знания о предметах, процессах,явлениях, которые не могут быть отвергнутыпоследующим развитием нашего знания.Абсолютные истины складываются наоснове относительных. Каждая относительнаяистина содержит момент абсолютности -правильности.

Конкретностьистины – всякая истина, даже абсолютная,конкретна – она является истиной взависимости от условий, времени, места.Процесс познания идет через относительныеистины, к истине абсолютной, точному иполному, исчерпывающему отражению этогоже объекта.

Относительная истина – этоступень на пути к истине абсолютной,содержит в себе зерна истины абсолютной,и каждый шаг познания вперед добавляетв знание об объекте новые зерна истиныабсолютной, приближая к полному овладениюею.

Истина конкретна, поскольку сохраняетсвое значение лишь для определенныхусловий времени и места, а с их изменениемможет превратиться в свою противоположность(дождь благотворен). Практикакак критерий истиныи абсолютна и относительна. Абсолютна,так как иного критерия в нашем распоряжениинет. Но этот критерий и относителен всилу ограниченности практики в каждыйисторический период (неделимость атома).

Конечно, далеконе все положения науки нуждаются впрактическом подтверждении. Если этиположения выведены из достоверныхисходных положений по законам логики,то они также достоверны, т.к. законы иправила логики тысячи раз проверялисьна практике.

Критерии истиныв разное время:

– это соответствиезнания объекту, действительности(Аристотель)

– ясность (Декарт)

– согласие разумас самим собой (Платона и Гегеля)

– результатсовпадения восприятий большинства(Беркли, Мах и Авенариус)

– полезность знания,его эффективность (прагматизм).

– адекватноеотражение объекта познающим субъектом,воспроизведение его таким, каким онсуществует сам по себе, вне и независимоот человека, его сознания (диамат).

Существует рядформ истины:обыденная или житейская, научная истина,художественная истина и истинанравственная. В целом же форм истиныпочти столько, сколько видов занятий.Научную истину отличает системность,упорядоченность знания в ее рамках иобоснованность, доказательность знания.

Ключевойхарактеристикой истины, ее главнымпризнаком является ее объективность.Объективная истина – это такое содержаниенаших знаний, которое не зависит ни отчеловека, ни от человечества.

Инымисловами, объективная истина представляетсобой такое знание, содержание котороготаково, как оно “задано” объектом,т.е. отражает его таким, какое он есть.

Так, утверждение, что земля шарообразна,- объективная истина.

Заблуждение– это такое содержание сознания, котороене соответствует реальности, нопринимается за истинное – положение онеделимости атома, надежды алхимиковна открытие философского камня, с помощьюкоторого все легко может превращатьсяв золото. Заблуждение – результатодносторонности в отражении мира,ограниченности знаний в определенноевремя, а также сложности решаемыхпроблем.

Ложь– намеренное искажение действительногоположения дел с целью обмануть кого-либо.Ложь нередко принимает облик дезинформации- подмены из корыстных целей достоверногонедостоверным, истинного ложным (Лысенкои генетика).

Истина естьхарактеристика, которая присваиваетсятолько к знаниям человека. Если знаниеправильно отражает окружающие мир, онистинно, если неправильно – оно ложно.Онтологизация истины запутывает ее(стол истинный, стол ложный, у Гегеля –абсолютная истина).

О факте м\б 2 суждения:либо сущ-ет, либо нет. Поэтому присваиватьпонятия истины предметам м\только сметафорическим смыслом (это настоящиймужчина). С научной точки зренияупотреблять такое выражение бессмысленно.Имеет значение только гносеологическаяистина.

Гранью междуистиной и ложь. Является гипотеза. Есть2 толкования абсолютной истины, первое– религиозное (Христос – истина) второе– это безусловное. Означает недостижимое,абсолютно полное знание о мире, когданет ничего неизвестного.

Но это недостижимо(гипотеза). Абсолютную истину во второмсмысле сформулировать невозможно, мыт\о говорим о ней в наших суждениях. 2а)научная абсолютная истина.

Одинэксперимент с отрицательным результатомбудет сильнее миллиона с положительным(с точки зрения формальной логики).

Можно истинудоказать и от противного, как в математике.В мире больше относительного, чемабсолютного (теория Энштейна).

Источник: https://studfile.net/preview/1001910/page:40/

6 Истина и ее критерии. Относительность истины

Характеристика абсолютной и относительной истины. Истина. Понятие истины

Интересно? Расскажите друзьям   

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».


1.
В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

  • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
  • Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
  • Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
  • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
  • Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

  1. соответствие знаний действительности;
  2. то, что подтверждено опытом;
  3. некое соглашение, конвенция;
  4. свойство самосогласованности знаний;
  5. полезность полученного знания для практики.

Аспекты истины:

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истинаОтносительная истина
  • исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;
  • знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
  • неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
  • знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами

3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

         1. соответствие законам логики;

         2. соответствие ранее открытым законам науки;

         3. соответствие фундаментальным законам;

         4. простота, экономичность формулы;

         5. парадоксальность идеи;

         6. практика.

4.Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики:

  1. материальное производство (труд, преобразование природы);
  2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
  3. научный эксперимент.

Функции практики:

  1. источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
  2. основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
  3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);
  4. критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения.

В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, —  дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Источник: http://humanitar.ru/page/ch1_6

Понятие истины, ее основные характеристики

Характеристика абсолютной и относительной истины. Истина. Понятие истины

Центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении наши знаний к объективному миру. Этот вопрос рассматривается в теории истины, критерии которой обсуждаются на протяжении многих веков в философии и науке. Решение его во многом зависит от общих мировоззренческих позиций.

Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, сводится к следующему определению: истинаэто соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания.Это соответствие имеет ряд характеристик. Во-первых, характерной чертой истины является наличие в ней объективнойисубъективнойсторон.

Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат этого взаимодействия содержит влияние как субъекта, так и объекта.

Истина по определению в субъекте, но она же и вне субъекта, В истине, таким образам, отражается единство объективной и субъективной составляющей познавательного процесса: без объекта знание теряет своя содержательность, а без субъекта — нет самого звания. По своему источнику и содержаниюистина объективна.

Это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. По своей форме истина всегда субъективна, так как во взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека.

Здесь необходимо уточнить различие между понятиями «объективная истина» и «объективная реальность». Объективная реальность, мир существует независимо от сознания субъекта, а истина всегда существует в сознании. Истина есть знание о реальности, а не сама реальность. Истина, таким образом, объективна по содержанию, и субъективна по форме.

Во-вторых, истина — всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими обстоятельствами. Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что объективная, абсолютная, относительная, и конкретная истина — есть одно и то же истинное знание.

В-третьих, истина характеризуется как относительнаяи  абсолютная.Представление о том, что истина достигается не сразу, целиком, что постижение истины есть процесссложный и противоречивый, формировалось у людей постепенно.

Под абсолютной истиной понимается знание, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познавательной деятельности. Иными словами, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом, полное, исчерпывающее знание об объекте.

Такая истина существует только как предел, к которому стремится наше знание, как идеал познания. Под относительный истинойпонимается неполное знание о том же самом предмете, которое достигается в конкретно-исторических условиях познания.

Примером такого рода относительных истин можно считать теорию классической механики и теорию относительности. Классическая механика считалась истинной теорией без всяких ограничений, т.е. истиной в абсолютном смысле. С возникновением теории относительности оказалось, что ее уже нельзя считать истиной без ограничений.

Знание относительно, потому что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с конечными формами. Ошибочно, однако, было бы полагать, что абсолютная и относительная истина исключают друг друга.

Реальный процесс познания выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины. Их взаимосвязь отражает динамический характер достижения истины в науке. Абсолютная истина складывается из относительных истин.

В свою очередь, относительные истины в непрерывном процессе познания уточняются и обогащаются, устремляясь к абсолютной истине как к своему пределу.

Вместе с тем, эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, в каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной.

Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. И абсолютная и относительная истины по своему содержанию являются объективными истинами.

Свойство объективной истины быть процессом выражается, во-первых, в движении к более полной и точной картине бесконечного и развивающегося мира; во-вторых, в процессе преодоления заблуждения в движении к абсолютной истине.

Это движение идет как бы по ступеням, от менее совершенных представлений к более совершенным.

Однако в процессе этого перехода старое знание не отбрасывается, а частично включается в систему нового знания, что обеспечивает преемственность развития знания.

Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественной практики и самого познания.

Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных его сторон.

Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Под правдой понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку. Ложь – преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена. Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее.

Источник: http://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-filosofii-otvety-na-voprosy/419-ponjatie-istiny-ee-osnovnye-harakteristiki

Истина и заблуждение

Характеристика абсолютной и относительной истины. Истина. Понятие истины

Определение 1

Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, то есть корректное отражение действительности. Противоположностью истины выступает заблуждение.

Вопрос об истине – один из основных гносеологических вопросов. Все человеческие знания нацелены на достижение истины. В ходе познания у человека не только формируются знания, но он производит их оценку.

Знание может оцениваться с точки зрения его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Истинность или ложность знания – центральный критерий среди всех разнообразных типов оценки знания.

Истина, в качестве гносеологического понятия, характеризует отношение знания к реальности, а точнее к определенному фрагменту реальности, который и составляет предмет познания. Современная трактовка истины сводится к следующему краткому определению.

Истина – это соответствие человеческого знания содержанию объекта познания.

Данное соответствие имеет несколько характеристик.

Характерная черта истины – наличие объективной и субъективной сторон. Истина может быть достигнута в противоречивом взаимодействии субъекта с объектом. Без объекта знание теряет всю свою содержательность, а без субъекта отсутствует само знание.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Истина может быть относительной и абсолютной. Представление о том, что истина достигается не сразу и целиком, а ее постижение – это сложный и противоречивый процесс, формировалось постепенно.

Определение 2

Абсолютная истина – это знание, которое нельзя опровергнуть дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такой тип истины существует только в качестве предела, к которому стремится все человеческое познание, в качестве идеала познания.

Определение 3

Относительная истина – это приблизительное знание, достижимое при соблюдении конкретно-исторических условий познания, то есть это не полное знание о познаваемом предмете.

В ходе человеческого познания проявляется диалектическая взаимосвязь абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина является суммой истин относительных.

Относительные истины, в свою очередь, уточняются и обогащаются в процессе познания, стремясь к абсолютной истине, как к пределу.

Вместе с этим, относительные истины являются и частями абсолютной истины, каждая относительная истина всегда является «зерном» абсолютной истины.

Пределы познания ограничены исторически, однако по мере развития и совершенствования практики человечество непрерывно приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца.

Истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места и времени, а также многими другими обстоятельствами.

Понятие заблуждения

Определение 4

Заблуждение – это непроизвольное искажение результата познания или исследования. То есть такое содержание, которое не соответствует реальности, однако воспринимается как истинное.

Объективно, заблуждения характерны для любого познавательного процесса и возникают в связи со следующими причинами:

  • сложность решаемых проблем;
  • сложность предмета познания;
  • сложность выражения знания в знаковых формах;
  • ограниченность информации;
  • свобода выбора путей познания;
  • неразвитость научного инструментария и пр.

Для установления истинности знания необходимо использовать определенные критерии истины, способы проверки и обоснования знания. В процессе развития философии был предложен ряд критериев истины. Например, Декарт предлагал в качестве критерия истины использовать очевидность и ясность. Некоторые философы видели критерием истины общезначимость.

В соответствии с этим, истина – это то, с чем все люди согласны, что является общезначимым. Мах предлагал критерием истины использовать понятие экономии мышления. Истинным является то, что просто и экономно мыслится. Прагматисты предлагали в качестве критерия истины использовать внутреннюю согласованность мыслей, их ценность и пр.

Все такие критерии характеризует выраженный субъективизм.

Ясность мыслей и их согласованность, конечно, являются важнейшими критериями истины. При этом важнейший критерий истины – опыт, особенно опыт, который понимается в наиболее широком смысле, – в качестве общественно-исторической практики.

Практику отличает то, что она выступает объективным критерием истины: в практической деятельности соединены и соотносятся мысли об объекте и действиям над ним.

Практика в качестве критерия истины крайне противоречива: она абсолютна и относительна одновременно.

Абсолютность практики в качестве критерия истины заключается в доказательстве истинность знаний для определенной предметной области, для определенных условий и с определенной точностью.

Практика развивается в историческом разрезе и в каждом конкретном моменте ограничена. Но при всей относительности практики, если на определенном этапе развития познания подтвердила какое-то представление, то оно заключает в себе объективную истину.

Практика – это не только критерий истинности знаний. В ходе человеческого познания она играет основополагающую роль, выполняя следующие главные функции:

  • практика является источником познания, так как человек познает мир в той степени, в какой можем его практически освоить и преобразовать;
  • практика является движущей силой человеческого познания. Стремление к познанию формируется одновременно с развитием практических человеческих способностей. Она ставит ряд определенных задач перед познанием, поэтому является побудительной, движущей причиной познания;
  • практика выступает как цель познания, знания необходимы, чтобы выработать правильную стратегию действий.

Перечисленные выше функции практики делают акцент на ее значимости, как на одном из основных критериев истины.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/istina_i_zabluzhdenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.