Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял

Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял

Цель – выявление оссобеностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости частных и общей самооценки.

Может эффективно использоваться в массовых школах.

В авторской модификации испытуемому предлогается задания не в виде прямых, а в виде лестниц. Они состоят из 9 ступеней, соответствующих девяти ступеням выраженности оцениваемого качества. Например: 1. Самые здоровые; 2. Очень здоровые; 3. Здоровые; 4. Более или менее здоровые; 5. Средне здоровые; 6. Более или менее больные; 7. Больные; 8. Очень больные; 9. Самые больные.

Испытуемому предлогается оценить себя по следующим критериям: здоровью, уму, характеру, счастью, росту, смелости, доброте, по степени уважения в классе, по красоте.

Упрощённый вариант состоит из шести лестниц: оуенка себя по уму, здоровью, счастью, смелости, доброте, росту. Каждая лестница состоит из семи ступеней.

Ход исследования.

Ребёнку по очереди предлогается 6 карточек с лестницами. К каждой карточке в отдельности даётся инструкция. Например: «Допустим, на этой лестнице расположены все твои одноклассники. у самые счастливые (показываем), внизу – самые несчастливые (показываем).

Как ты думаешь, где твой место среди твоих одноклассниковпо счастью? Где бы ты поставил себя? Укажи своё место на ступеньках лестницы и обозначь его точкой». Испытуемый работает с каждой карточкой в отдельности, обозночая своё положение на лестнице цветным карандашом.

Затем испытуемому предлогается оценить свои идеалы и качества своих одноклассников. Используется дополнительноые инструкции и наборы карточек.

По оканчании данного этапа методики проводиться беседа по правилам, описанные в методики Т.В. Дембо и С.Я. Рубенштейн. В её заключении испытуемому даётся возможность оценить себя вторично. В конце исследования привлекаются эксперты. Им раздаются бланки с лестницами, и предлогается оценить личностные качества испытуемых.

Обработка и интерпретация.

В целом обработка данной модификации аналогична обработке базовой формы, описанной выше. Отличия в том, что её результаты можно выразить в баллах.

Они соответствуют номерам ступенек выбранных школьниками. Это позволяет сочетать качественный и количественный подход в осмыслении результатов.

Упрощается процедура соотнесения самооценки, средней экспертной оценки и идеалов, выраженных в единицах измерения.

На начальном этапе определяются баллы по каждому оцениваемому качеству, а так же анализируется содержание самооценок. Полученные результаты уточняются в ходе последующей беседы и в процессе сравнения значений первичного и вторичного самооцениваний

В норме испытуемый обнаруживает позиционную тенденцию оценивать себя чуть выше середины (3 – 4 баллов), что иногда расходится с их реальной самооценкой.

Значительные отклонения от середины могут сведетельствовать о завышении или занижение самооценки. Кране низкие оценки могут указывать на склонность школьников к депрессии.

При психопатизации личности отмечается несогласованность самооценки, тенденция к крайним, полярным оценкам.

Для уточнения степени адекватности самооценки можно привлекать экспертные оценки. По каждому испытуемому экспертные баллы суммируются и деляться на количество экспертов. Полученный балл по средней экспертной оценке соотносится с баллом самооценки. Степень их совпадения указывает на степень адекватности самооценки.

Для уочнения степени нормализованности самооценки можно использовать:

1) Результаты беседы, проведённой с ребёнком. В процессе беседы создаются условии для более глубокого понимания отношений испытуемого к себе, степени его удоволетворённости собой;

2) Результаты соотнесения оценокь школьников, присвоенных себе и своим одноклассникам, выраженных в баллах. Более высокая или низкая оценка школьникам одноклассников относительно себя может указывать на ненормализованность его самооценки.

3) Результаты соотнесения самооценки и идеалов школьника, выраженных в баллах. Тенденция к их совпадению или зеркальному различию указывает на возможную тенденцию к черезмерной самоудоволетворённости или самонеудовлетворённости.

Полученные результаты по каждой лестнице сопостовляются между собой. Это позволяет оценить состояние частных самооценок испытуемых и опосредованно – самооценки школьника в целом.

В целях уочнения степени устойчивости самооценки школьников исследование повторяется несколько раз на одной и той же выборке испытуемых. Полученные результаты сопостовляются.

При и совпадении делается вывод об устойчивости самооценки.

1. Самые здоровые

2. Очень здоровые

3. Здоровые

4. Более или менее здоровые

5. Больные

6. Очень больные

7. Самые больные

1. Самые счастливые

2. Очень счастливые

3. Счастливые

4. Более или мене счастливые

5. Несчастливые

6. Очень несчастливые

7. Самые несчастливые

1. Самые добрые

2. Очень добрые

3. Добрые

4. Более или мене добрые

5. Злые

6. Очень злые

7. Самые злые

1. Самые умные

2. Очень умные

3. Умные

4. Более или менее умные

5. Не очень умные

6. Глупые

7. Самые глупые

1. Самые смелые

2. Очень смелые

3. Смелые

4. Более или менее смелые

5. Трусливые

6. Очень трусливые

7. Самые трусливые

1. Самые высокие

2. Очень высокие

3. Высокие

4. Среднего роста

5. Маленькие

6. Очень маленькие

7. Самые маленькие

Методика «Лесенка»

Модификация методики Дембо – Рубинштейн и Т.И. Габриала для дошкольников.

Цель – выявление оссобеностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки. Может эффективно использоваться и в массовых докольных учереждениях.

Оборудование: лист бумаги, на котором озображенна лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, а также две карточки с изоброжением мальчика или девочки. В исследовании используется первая или вторая карточка в зависимоти от пола ребёнка.

Ход исследования.

Ребёнку предлогается лист бумаги с лесенкой и даётся следующая инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: (умные, добрые, сильные, послушные) – чем выше, тем лучше (указывают на соответствующие ступеньки: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже (указываем «плохие», «очень плохие», самые плохие») на средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Дошкольнику даётся карточка с изображением мальчика или девочки (взависимотсти от пола ребёнка), которую он должен поставить на выбранную им ступеньку.

Модифицируя инструкции, можно выявить различные частные самооценки, оценки своих идеалов, ожидаемые оценки и взаимооценки детей.

По результатам обследования с ребёнком проводится беседа. Она позволяет уточнить содержание самооценки ребёнка, выявить аргументацию выборов детей, степень самостоятельности их оценок. Задаются вопросы: «Почему ты себя сда поставил?», «Ты всегда такой?», «Ты такой на самом деле или хотел бы быть ьаким?».

Обработка и интерпритация.

Учитывается значение лесенок, выбранных ребёнком, его поведение и высказывание в процессе проведения методики и беседы, а также соотносятся значение различных оценок (самооценки, оценки, идеалов, ожидаемые оценки и т.д.).

При заниженной самооценке дошкольники с сохранным интеллектом, выполняя задание, ставят себя на нижние ступеньки. Объясняя свой выбор, они часто ссылаются на негативное мнение о себе взрослых.

При завышенной самооценке дошкольники без колебаний ставят себя на самую высокую ступеньку. Данная тенденция отражается и в ожидаемых оценках. Объясняя свой выбор, они ссылаются на мнение о себе взрослых: «Мама сказала, что я хороший».

По мнению авторов методики, при тенденции к нормализации самооценки ( в авторской версии к адекватности), дошкольники с сохранным интеллектом ставят себя на 3-ю или 2-ю ступеньку. Они ожидают от взрослых таких же либо несколько более низких оценок.

Объясняя свой выбор, дошкольники пытаются анализировать результаты своей деятельности, ссылаются на свою продуктивность и достижения в реальных жизненных ситуациях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_52366_metodika-tv-dembo-i-sya-rubinshteyn-v-modifikatsii-ti-gabriyal.html

Дипломная работа

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял

Вид работы: Дипломная работа
Специальность: Психология
Тема: Психодиагностика в патопсихологии.
Количество страниц: 80
Уникальность: 79%

Введение Глава 1. Методологические аспекты психодиагностики личности в патопсихологии 1.1. Патопсихология как составная часть медицинской психологии 1.2. Особенности патопсихологического исследования 1.3. Методы исследования в патопсихологии 1.4.

Личность как объект патопсихологического исследования Резюме теоретической части Глава 2. Эмпирическое исследование специфики внутренней картины болезни инвалидов по зрению 2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 2.2. Описание выборки 2.3. Методики исследования 2.4 Организация психодиагностического обследования Глава 3.

Описание результатов исследования Результаты метода клинического интервью Результаты исследования самооценки (методика Дембо — Рубинштейн в модификации Т.М. Габриял).

Результаты исследования по методике Показать все «Незаконченные предложения» Результаты, полученные по методике «Личностный дифференциал» Результаты исследования по методике «Интегративный тест тревожности» Заключение Список литературы

ПРИЛОЖЕНИ Скрыть

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Список литературы

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. — Материалы первой международной научно-практ. конф. — Владивосток: ВГМУ, 2009. — 364 с. 2.Алёхин А.Н. (ред). Клиническая психология: теория, практика и обучение. Материалы международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург. — РГПУ им. А.И. Герцена. — 2010. — 175 с. 3.Анциферова Л.И.

Личность с позиции динамического подхода.// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. — М: «Наука», 1990- С.7-17 4.Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось-89, 2004. — 112 с 5.Астахов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // прикладная психология.- 1999.- №1- С.

41-47. 6.Баевский Р.М. Прогнозирование состоян ий на грани нормы и патологии. М., Медицина, 1979, 298 с. 7.Бакулин В.С., Грецкая И.Б. Возрастная психопатология и психоконсультирование. — Волгоград, ВГАФК, 2005. — 175 с. 8.Барлоу. Клиническое руководство по психическим расстройствам. Клиническое руководство по психическим расстройствам Д. Барлоу. 3-е изд. — СПб.

: Питер, 2008. — 912 с. 9.Битянова М. Р. Социальная психология. М., 1994. — 345 с. 10.Блейхер В.М. Расстройства мышления. Блейхер В. М. Расстройства мышления. — Киев: Здоровье, 1983. — 192 с. 11.Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. Издательство: Московский психолого-социальный институт.

Москва-Воронеж, 2002., — 511с. 12.Будущее клинической психологии: Сборник научных статей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е. В. Левченко, А. Ю. Бергфельд. — Пермь: Пермский государственный университет, 2008. — 265 с. 13.Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология тестовые задания. — 3-е изд., перераб. и доп.

— Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. — 416 с 14.Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. НГМА, 1998 г. — 128 с. 15.Говорин Н.В., Злова Т.П., Морозов Л.Т. и др. Медицинская (клиническая) психология. Медицинская (клиническая) психология: методические рекомендации / Н.В. Говорин, Т.П. Злова, Л.Т. Морозов и др.

— Чита, Областная типография, 2006. — 56 с. 16.Жмуров В.А. Психопатология. Часть I. Иркутск: ИГУ, 1986. — 217 с. 17.Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2003. — 208 с. 18.Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии.- М.: МГУ.- 1983.-165 с. 19.Кенфилд Дж., Хансен М.

В., Хьюит Л. Цельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей. Пер. с англ. Манн, Иванов и Фербер, 2011, 264 с. 20.Климов, Е.А. Психология: воспитание, обучение: Уч. пособие для Вузов.. -М.: ЮНИТИ — ДАНА.- 2000. — 367 с. 21.Климов, Е.А. Основы психологии: Учеб. для вузов. . — М., 1997. 22.Ломов, Б.Ф. методологические и теоретические проблемы психологии. М.-1984.

-444 с. 23.Моисеев, Н.Н. Алгоритмы развития.- М. 1997.-302 с. 24.Комер Р.Д. Патопсихология поведения. Ronald J. Comer. Fundamentals of Abnormal Psychology. 4-е международное издание. Издательство: Прайм-Еврознак 2005 г. — 459 с. 25.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Медицинское издательство Авиценум,1983. Перевод с чехословацкого Г. Шевченко. 406 с. 26.

Корсаков С.С. Общая психопатология. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. — 480 с. 27.Коцюбинский А.П. и др. Функциональный диагноз при эндогенных психических заболеваниях. Пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2011. 38 с. 28.Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология.

Учебник для студентов медицинских вузов, 2-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 416 с. 29.Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. — 232 с. 30.Методические рекомендации — О работе патопсихолога в психиатрической больнице. Информ. портал «Медицинская психология». 2011.

— 20 с. 31.Носачев Г.Н. Основы патопсихологии: Учебное пособие для студентов психологических факультетов. Самара, 2004. — 240 с. 32.Немов Р.С. Психология .кн.3- М: «Просвещение»: «Владос», 1995.- 512с. 33.Психотерапевтическая энциклопедия/ Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского. — СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. — 752 с.: (Серия «Мастера психологии»). 34.

Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ Пер. с англ. М. Злотник. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с. 35.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.- М.-: Медгиз, 1960-254 с. 36.Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.- 736с. 37.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2001.- 350 с.

38.Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса.- М.: Медицина, 1981.- 232с. 39.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник/ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М., 1990. — 368 с. 40.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В. Панфилова Э. Фромм. — Мн.: ООО «Попурри», 1999. — 624 с. 41.Хьел Л., Зиглер Д.

Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер Ком, 1998. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»)

42.Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харьков: Торсинг.- 2005.

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Источник: https://xn--d1aux.xn--p1ai/psihodiagnostika-v-patopsihologii/

Материалы, похожие на работу «Методика Дембо-Рубинштейна»

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял
Влияние личности подростка на его статус в группе … — Курсовая работа

… по значимости и характерности для себя – методика Будасси С.А. или Фанталовой Е. Б.

(как подвариант – выставление себе оценки по каждому качеству, методикаДембоРубинштейна)[11, c …

В этом плане интересна модификация методикиДембоРубинштейна для изучения особенностей самооценки подростков “Вертикальные линии” (А.М. Прихожан), которая подразумевает повторение …

Методики изучения личности и познавательной сферы … — Контрольная работа

3. Исследование самооценки (методикаДембоРубинштейн в модификации Т.М. Габриял)

Эмпатия как свойство личности — Отчет по практике

НАЗВАНИЕ – Измерение самооценки по методикиДембоРубинштейн (в модификации Прихожан).
АВТОР ДембоРубинштейн.

Влияние личностных особенностей девятиклассников на … — Курсовая работа

методикаДембоРубинштейн.
Самооценка и притязания учащихся определялись с помощью методикиДембоРубинштейн, модифицированной А.М.Прихожан.

Задержка психического развития у детей — Реферат

В.М.Бехтерева; методикаДембоРубинштейн в модификации В.Г.Щур; проективная методика Рене Жиля; тест-опросник родительского отношения к детям А.Я.Варги, В.В.Стопина “ОРО”; методика

Взаимосвязь личностных характеристик и представлений … — Дипломная работа

1. Диагностика самооценки – по методикеДембоРубинштейн.
Диагностика самооценки проводилась по методикеДембоРубинштейн в качестве низкой самооценки рассматривались результаты, выраженные от 0 до 30 баллов, средней – от 31 до 60 баллов …

Психология детей начальных классов — Реферат

Для исследования самооценки детей использовался модифицированный вариант методикиДембоРубинштейн (А.М. Прихожан, 1988).

Технологии индивидуальной работы с оптантом — Реферат

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методикиДембоРубинштейн для самооценки с помощью …

Психологические особенности самосознания в … — Дипломная работа

4). методикаДембоРубинштейн в модификации А. М. Прихожан на исследование самооценки, основанная на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств …
Исследование самооценки по методикеДембоРубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

Невротичні розлади у хворих соматичного профілю — Курсовая работа

МетодикаДембоРубинштейна була розроблена для визначення рівня самооцінки людини.

Взаимосвязь эмоциональной компетентности родителей с … — Дипломная работа

Исследование самооценки по методикеДембоРубинштейн.

Психология в Интернете, и какая от нее польза психологу — Реферат

Программа КОНСУЛ 7.1 является комплексом психологических методик, объединяющим в себя такие известные тесты как Тест Люшера, 12PF, Тест Дембо
Ханина, методикаДембоРубинштейна (авторская интерпретация)

Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта — Реферат

Исследование самооценки по методикеДембоРубинштейн.

Влияние изучения иностранного языка на … — Дипломная работа

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методикиДембоРубинштейн для самооценки с помощью …

Соотношение уровневых параметров самооценки и притязаний с … — Курсовая

В эксперименте использовались следующие методики: уровень притязаний по схеме Хоппе-Юкнат (на материале матриц Равена), техника самооценки ДембоРубинштейн (Рубинштейн, 1970), тест …
Для исследования самооценки использовалась модифицированная методикаДембоРубинштейн ( Бороздина, Видинска, 1986).

Сравнительный анализ самооценки младших школьников и … — Курсовая работа

2.Исследование самооценки по методикеДембоРубинштейн.

Психологические особенности личности детей из полных … — Дипломная работа

Для изучения личностных особенностей детей использовался личностный опросник Кеттелла, для изучения самооценки детей младшего школьного возраста методикаДембоРубинштейна, а для …

Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе … — Реферат

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна).
Обработка данных методикиДембоРубинштейна 49

Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе … — Реферат

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна).
Обработка данных методикиДембоРубинштейна 49

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном … — Реферат

1) исследование самооценки по методикеДембоРубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

Источник: http://refeteka.ru/l-148040-2.html

Особенности самооценки у детей с задержкой психического развития

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял

Оглавление

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ самооценки у детей с задержкой психического развития 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6 1.2.

Особенности развития самооценки детей в младшем школьном возрасте 17 Глава 2.

Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития 21 Заключение 27 Список литературы 28

Введение

Актуальность исследования. Одной из проблем, которая находится в центре внимания отечественной и зарубежной психологии, вопрос саморегуляции поведения. Центральным звеном этого процесса выступает самооценка, которая определяет направленность и активность человека, его отношение к окружающим и самой себя.

Благодаря включенности в сложную систему связей между психическими образованиями она детерминирует все формы деятельности и общения.

Самооценка выступает существенным условием становления личности, позволяет сохранить ее устойчивость независимо от ситуации, обеспечивая тем самым возможность оставаться самим собой, а также формирует у человека потребность отвечать не только уровню окружающих, но и уровню собственных оценок.

Вместе с тем, процесс формирования и развития адекватной самооценки невозможно без активного участия в нем самой же личности. Согласно теоретических и практических исследований Б. Ананьева [1], Т.В. Андрущенко [5], Н.Е. Анкудинова [2], А.В. Захаровой [5], С.Ф. Спичак [7], П.Р. Чамата [8], С.М.

Юлдашовой [9] и других исключительное значение для развития самооценки имеет поступление ребенка в школу и освоение им новой социальной ситуации развития. По мнению А.В. Захаровой, изменение ведущего вида деятельности в этот период влияет на формирование у школьников таких качеств как рефлексивность и осознанность, что в свою очередь способствует более интенсивному развитию самооценки.

В работах Б. Ананьева, П.Р. Чамата было отмечено, что на формирование самооценки в младшем школьном возрасте влияют ряд факторов, среди которых позиция ученика в учебном процессе, влияние внешних отношения между учителем и учеником, приобщение ребенка к оцениванию процесса и результатов своего обучения.

Кроме этого, ими было обнаружено зависимость самооценки ребенка от оценки учителя, а также ее конкретность, ситуативность и грунтовки в основном на оценке результатов деятельности. Данные теоретических и практических исследований Н.Е. Анкудинов, С.М. Юлдашовой свидетельствуют о необъективности самооценки младшего школьника, тенденцию к переоценке себя и своих возможностей. В то же время С.Ф.

Спичак, Т.В. Андрущенко и другие отмечают, что развитие самооценки в младшем школьном возрасте характеризуется снижением высоты частичной и общей самооценки, а также взаимосвязи между ними. Эти явления связаны с изменением отношения к себе и ростом критичности.

Кроме этого, растет дифференцированность частных само которой способствует более точное и глубокое понимание учащимися тех качеств, которые необходимо оценить. Что касается детей с задержкой психического развития, то к проблеме формирования и развития самооценки существует несколько подходов, которые отличаются выраженной противоречивостью (Е. Бадиазман, А.В. Защиринська, А. Leonardi и другие).

Так, Leonardi [11] подчеркивает наличие низкого уровня самооценки у учащихся с задержкой психического развития. Результаты практических исследований Е.Бадиазман [3] свидетельствовали о неадекватности самооценночного компонента личности, которая проявлялась в преобладании завышенных, высоких и резко пониженных уровней самооценки. По мнению А.В.

Защиринской, данная категория детей характеризуется отсутствием развитой самооценки [6, 116-117].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, несмотря на повышенное внимание к проблеме формирования и развития самооценки в младшем школьном возрасте, подавляющее большинство исследований касается здоровых учеников, тогда как те, что посвящены детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития, отмечаются выраженной противоречивостью.

То есть, вопрос об особенностях самооценки данной категории детей, факторов и факторов, влияющих на этот процесс, остаются недостаточно изученными. Кроме этого, наблюдается незначительное количество работ, посвященных сравнению самооценки здоровых детей и с задержкой психического развития. Все эти аспекты и определяют актуальность выбранной темы.

Целью нашего исследования было определить особенности самооценки здоровых детей младшего школьного возраста и с задержкой психического развития, а также провести сравнительный анализ полученных результатов. Объект исследования – дети с задержкой психического развития. Предмет исследования – особенности самооценки у детей с задержкой психического развития. Мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Разработать процедуру и методику исследования. 3. Выявить психологические особенности самооценки здоровых и детей с задержкой психического развития. 4. Сравнить результаты, полученные при исследовании данных категорий детей. Методы и методики. Для достижения поставленной цели исследования и решения сформулированных задач нами был использован комплекс методов, среди которых: наблюдение, беседа, методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял [4] с некоторыми изменениями в параметрах, “Цветовой тест отношение” (КТС) А.Н. Эткинда [10] и методы математической статистики для определения наличия статистически значимых различий между результатами двух групп. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Итак, анализ теоретической литературы и проведенное нами исследование позволили сделать следующие выводы: – наиболее благоприятным периодом для формирования самооценки является младший школьный возраст, поскольку именно тогда усложняются и уточняются представления о собственном “Я”, увеличивается критичность и растет самостоятельность оценок своих поступков и поведения; – детям с задержкой психического развития в большей степени, чем здоровым, присущее наличие неустойчивой самооценки, проявляется в противоречивых поведенческих реакциях в зависимости от ситуации. – В начальный период обучения у первоклассников доминирует противоречия между представлениями школьника о себе, как о хорошем и необходимостью давать адекватную оценку себе. В дальнейшем, на смену ему приходит новое противоречие: между развитием рефлексивной сферы и его деятельностно-практической сферой. Освещение данного противоречия связано с тем, что в течение первого года обучения сознание младших школьников значительно обогащается запасом представлений о самооценке, способы оценки, оценочные эталоны. Ученики уже могут рассказать о себе, свои положительные и отрицательные черты, самооценка становится более обоснованной и адекватной.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. — 1948. — Вып. 18. — С. 101-124. 2. Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся I-IV классов в учебной деятельности / Н. Е. Анкудинова // Вопросы психологии. — 1968. – № 3. – С. 131-138. 3. Бадиазман Э.

Влияние семейного воспитания на формирования самооценки у школьников с задержкой психического развития (на материале семей России и бедуинского сектора Израиля) : автореф. дис. на соиск. науч. степени канд. психол. наук : спец. 19.00.04 “Медицинская психология” / Э. Бадиазман. – СПб, 2006. – 22 с. 4. Габриял Т. М. Самооценка как метод изучения личности / Т. М.

Габриял // Проблемы патопсихологии. – М. : Изд-во Моск. гос. ин-та кор. псих., 1972. – С. 105-117. 5. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития детей в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет //Вопросы психологии. – 1999, № 1. – С.50-59. 6. Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки / А. В.

Захарова // Психодиагностика и школа : тезисы симпозиума. – Таллин, 1980. – С. 11–14. 7. Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 1980. – № 4. – C. 90—99. 8. Защиринская О. В.

Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие : Хрестоматия / Оксана Владимировна Защиринская. – СПб. : Речь, 2007. – 168 с. 9. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / Игорь Семенович Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 333 с. 10. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М., 1978. 11. Кравцова Е.Е.

Психологические проблемы готовности де¬тей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с. 12. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996, № 6. – С. 64-76. 13. Липкина А.И. Самооценка младшего школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с. 14. Липкина А.И.

«Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» / А.И. Липкина // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М., 1991. – С. 132–157. 15. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Роберт Семенович Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2 : Психология образования.

– 608 с. 16. Общая психология. Словарь // Энциклопедический словарь : в 6 т. / ред.- cост. Л. А. Карпенко. – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 176 с. 17. Пастухова, М. В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности / М. В. Пастухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. – 2010. – № 5. – С. 460–462. 18. Психологический словарь.

– М., 1997. 19. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М., 1972. 20. Спичак С. Ф. Возрастная динамика самооценки у школьников / С. Ф. Спичак // Социально- психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. – М. : Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1978. – С. 12-21. 21. Чамата П. Р.

Вопросы самосознания личности в советской психологии / П. Р. Чамата // Психологическая наука в СССР : в 2 т. – М. : АПН РСФСР, 1960. – Т. 2. – С. 91-110. 22. Черносвистов Е.В. Личность и ее окружение / Е.В. Черносвистов. – М. : Крон, 1996. 23. Юлдашева С. М. Особенности проявления самооценки учащихся / С. М. Юлдашева // Вопросы психологии. –1966. – № 4. – С. 87-93. 24.

Эткинд А.М. Психодиагностика межличностных отношений / А. М. Эткинд // Общая психодиагностика. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С. 179-228. 25. Leonardi. A. Comparability of self concept among normal achievers, low achievers and children with learning difficulties / А. Leonardi // Educational Studies – 1993. – № 19. – Р. 357-371.

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/128216

Тамара Дембо: научный портрет на фоне ХХ века

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял

В статье рассматривается научная биография выдающейся женщины-психолога Тамары Дембо. Ее жизненный путь начался в самом начале ХХ века, закончился в его 90-е годы, и в нем отразились многие исторические и научно-психологические тенденции столетия.

Она родилась в Российской империи, эмигрировала после Октябрьской революции в культурную и научную столицу Европы — Берлин, где оказалась в самой гуще жизни Психологического института времен его расцвета, бурного развития гештальтпсихологии, как ученица К.

Левина была причастна к созданию его теории поля и рассмотрению эмоционально-волевых процессов личности в данном контексте.

Ее диссертационное исследование «Гнев как динамическая проблема» (1931) можно рассматривать как работу, предвосхитившую появление сразу нескольких перспективных направлений в психологии ХХ века, связанных с исследованием мотивации достижения, уровня притязаний, фрустрации, агрессии, социально-психологических феноменов в экспериментальной ситуации.

Кроме того, непродолжительная работа в Физиологическом институте у Ф. Бойтендайка (Нидерланды) в 1929 году дала ей опыт проведения экспериментальных исследований в области зоопсихологии, а также интерпретации результатов таких исследований с позиций гештальтпсихологии. Как и в случае теории поля К.

Левина, исследования Дембо оказались в русле революционных научных событий: они показали ограничения бихевиоризма, обнаружили новые тенденции исследований, подтвердили результаты исследований Бойтендайка, которые позволили ему через несколько лет заявить основные идеи нового научного направления — этологии.

В начале 30-х годов ХХ века в связи с приходом к власти фашизма и преследованием евреев, а также невозможностью вернуться в СССР, Т. Дембо эмигрирует в США, где, адаптируясь к традициям американской психологии, все же продолжает традиции гештальт-подхода и школы К.

Левина, а также постепенно погружается в проблемы социально-психологической реабилитации инвалидов. На основе своего клинического опыта и опыта преподавания в университетах США, она способствовала формированию и институционализации новой области научно-практической психологии — реабилитационной психологии.

В теме реабилитации Дембо оказывается очень созвучна гуманистической психологии, клиент-центрированному подходу К. Роджерса. Серьезный научный вклад Т. Дембо связан с изучением социо-эмоциональных отношений, в частности, ощущения счастья.

На основе ее методического приема исследования представлений о счастье была создана методика Дембо-Рубинштейн, широко известная в нескольких модификациях отечественным психологам. Если проанализировать богатую и разнообразную научную биографию Т. Дембо, то можно заключить, что, в сущности, всю свою жизнь она занималась одной темой: как обыкновенный человек сталкивается с трудностями, которые предлагает ему окружение, реагирует на них и, в конце концов, личностно преодолевает препятствия, продолжая свой путь к лучшей жизни. Представленные в статье сведения о Т. Дембо как о личности и исследователе дают возможность лучше понять ХХ век, тенденции развития психологии как науки на протяжении почти целого столетия, а также личность самого ученого, чья широта и глубина силы влияния на науку и сегодня поразительна.

Ключевые слова: Т. Дембо, К. Левин, Ф.

Бойтендайк, гнев как динамическая проблема, фрустрация, теория поля, отношения исследователя и испытуемого в экспериментальной ситуации, гештальтпсихология, зоопсихология, этология, реабилитационная психология, представления о счастье и несчастье, социо-эмоциональные отношения, ценность внутренних ресурсов, проблема «иметь или быть», методика Дембо-Рубинштейн

Рубрика: Портрет ученого

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Люк Х., Волкова М.В. Тамара Дембо: научный портрет на фоне ХХ века // Методология и история психологии. 2011. № 1. С. 40–73.

  1. Дембо Т. Гнев как динамическая проблема // К. Левин. Динамическая психология. М., 2001.
  2. Дембо Т., Левитон Г., Райт Б. Приспособление к несчастью: проблема социально-психологической реабилитации // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1.
  3. Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности // Проблемы патопсихологии. Тез. докл. конф. М., 1972. С. 105-117.

  4. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  5. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.
  6. Золотова Н.В. Научное наследие и жизненный путь Б.В. Зейгарник // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 2. С. 135-146.
  7. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс Р. Уровень притязаний // Общая психология. Субъект деятельности / отв. ред.

    В.В. Петухов. Т. 2, кн. 2. М., 2004.

  8. Лурия А.Р. Письмо Т. Дембо от 29.06.1958. Dembo papers. Worcester, MA: Clark University Archives.
  9. Люк Х. Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «топологической группы» Курта Левина) // Методология и история психологии. 2010. Т. 5, вып. 3. С. 77-89.
  10. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М., 1999.

  11. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988. С. 110-118.
  12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
  13. Сорокина В.В. От составителя // Русский Берлин / сост., предисл. и персоналии В.В.

    Сорокиной. М., 2003. С. 3-10.

  14. Шлегель К. Русский Берлин: попытка подхода // Русский Берлин: 1920-1945. Международная научная конференция / науч. ред. Л.С. Флейшман. М., 2006. С. 9-19.
  15. Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982. С. 108-113.
  16. Яньшин П.В.

    Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы // Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб., 2004.

  17. Ash M.G. Gestalt psychology in German culture: 1890-1967. Cambridge, 1995.
  18. Barker R., Dembo T., Lewin K. Frustration and regression: An experiment with young children // University of Iowa Studies in Child Welfare.

    1941. № 18 (1).

  19. Birenbaum G. Das Vergessen einer Vornahme. Isolierte psychische Systeme und dynamische Ganzbereiche // Psychologische Forschung. 1930. № 13. P. 218-284.
  20. Brauns H.-P. Lewins Berliner Experimentalprogramm // Kurt Lewin — Person, Werk, Umfeld. Historische Rekonstruktionen und aktuelle Wertungen aus Anlaß seines hundertsten Geburtstags / W. Schönpflug (Hrsg.).

    Frankfurt, 1992. P. 87-108.

  21. Dembo T. Vortrag von Fräulein Dembo, über ihre Versuche, mit anschliessenden Fragen. Im Psychologischen Institut der Universität, Montag d. 7. Dez. 25. Berlin, 1925.
  22. Dembo T. Vp Vodwarka. 21. Juli 1927 (Protokoll). 1927.
  23. Dembo T. Futtersuche nach indirekte Merkmalen beim Vogel. Unpublished Manuscript, 1929.
  24. Dembo T.

    Zielgerichtetes Verhalten der Ratten in einer freien Situation // Archives Néerlandaises de Physiologie de l’Homme et des Animaux. 1930. № 15. P. 402-412.

  25. Dembo T. Briefe an F.J.J. Buytendijk aus Berlin und aus Norhampton (1930-1931). Katholiek Documentatie Centrum Nijmegen, Archief P.J.J. Buytendijk Inv. No. 15 bzw. Inv. No. 157.
  26. Dembo T.

    Der Ärger als dynamisches Problem // Psychologische Forschung. 1931a. № 15. P. 1-144.

  27. Dembo T. Der Ärger als dynamisches Problem. Berlin, 1931b.
  28. Dembo T. Rehabilitation psychology and its immediate future: A problem of utilization of psychological knowledge // Rehabilitation Psychology. 1969. № 16. P. 63-72.
  29. Dembo T. Social-emotional relationships analysis.

    Unpublished manuscript, Clark University Archives, Worcester, MA, 1971.

  30. Dembo T. Some problems in rehabilitation as seen by a Lewinian // Journal of Social Issues. 1982. № 38. P. 131-139.
  31. Dembo T. Thoughts on qualitative determinants in psychology: A methodological study // Journal of Russian and East-European Psychology. 1993. № 31. P. 15-70.
  32. Dembo Papers.

    Clark University Archives, Worcester, MA.

  33. Dembo T., Hanfmann E. Intuitive halving and doubling of figures // Psychologische Forschung. 1933. № 17. P. 306-318.
  34. Dembo T., Hanfmann E. The patient’s psychological situation upon admission to a mental hospital // American Journal of Psychology. 1936. № 47. P. 381-408.
  35. Dembo T., Leviton G.L., Wright B.A.

    Adjustment to misfortune: A problem of socialpsychological rehabilitation // Artificial Limbs. 1956. № 3 (2). P. 4-62.

  36. Dollard J.L., Doob I., Miller N.E., Mowrer O.H., Sears R. Frustration and Aggression. New Haven, 1939.
  37. Hodgson S. Tamara Dembo (1902-1993): A life of science and service // The Feminist Psychologist. 2004. № 3 (4).
  38. Hoppe F.

    Erfolg und Mißerfolg // Psychologische Forschung. 1931. № 14. P. 1-62.

  39. Hothersaal D. Hystory of Psychology. McGraw-Hill, 1995.
  40. Kraov S.V. Über die Richtung der Farbentransformation // Psychologische Forschung. 1928. № 10. P. 20-31.
  41. Kraov S.V. Über ein Grundgesetz der Farbentransformation // Psychologische Forschung. 1932. № 16. P. 160-165.
  42. Kraov S.V.

    , Paulsen-Bashmakova V.A. Über die kontrasterregende Wirkung der transformierten Farben // Psychologische Forschung. 1929. № 12. P. 88-93.

  43. Leeper D. Letter to Tamara Dembo (1940, January 7). Dembo papers. Worcester, MA: Clark University Archives.
  44. Lewin K. Gutachten über die Dissertation von Tamara Dembo «Der Ärger als dynamisches Problem» vom 14.7.1930.

    Universitätsarchiv der Humboldt-Universität zu Berlin, Dekanat der Philosophischen Fakultät, Akte Nr. 717, Blatt 171, 1930.

  45. Lewin K., Dembo T., Festinger L., Sears P. Level of Aspiration // Personality and the Behavior Disorders. Vol. I. / J.Mcv Hunt (ed.). N.Y.; Oxford, 1944. P. 333-378.
  46. Lima S. de.

    Mort Wiener remembers Tamara Dembo: Interpretations and recollections // From Past to Future. 1999. № 2. P. 55-59.

  47. Luria A.R. Die Methode der abbildenden Motorik bei Kommunikation der Systeme und ihre Anwendung auf die Affektpsychologie // Psychologische Forschung. 1929. № 12. P. 127-179.
  48. Lück H.E.

    Zur Bedeutung der Gruppenprozesse für die Wissenschaftsentwicklung am Beispiel der Topology Group Kurt Lewins // Gestalt Theory. 1989. № 11. P. 246-267.

  49. Lück H.E. Kurt Lewin. Eine Einführung in sein Werk. Weinheim, 2001.
  50. Lück H.E. Tamara Dembo: Auf der Suche nach Konzepten für ein besseres Leben // Bedeutende Psychologinnen. Biographien und Schriften / Volkmann-Raue S.

    & Lück H.E. (Hrsg.). Weinheim, 2002. P. 266-283.

  51. Marrow A.J. Kurt Lewin. Leben und Werk. Stuttgart, 1977.
  52. Metzger W. Verlorenes Paradies. Im Psychologischen Institut in Berlin, 1922-1931 // Schweizerische Zeitschrift für Psychologie. 1970. № 29. P. 16-23.
  53. Orne M.T.

    On the social psychology of the psychological experiment: With particular reference to demand characteristics and their implications // American Psychologist. 1962. № 17. P. 776-783.

  54. Ovsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochener Handlungen // Psychologische Forschung. 1928. № 11. P. 302-379.
  55. Rivera J.H. de. Tamara Dembo (1902-1993) // American Psychologist. 1995. № 50. P.

    386.

  56. Rivera J.H. de. Tamara Dembo’s Socioemotional relationships // From Past to Future. 1999. № 2. P. 43-54.
  57. Rosa A., Wertsch J.V. Tamara Dembo and her work // Journal of Russian and East European Psychology. 1993. № 31. P. 5-13.
  58. Samojlov A. Die Anordnung der musikalischen Intervalle im Raume // Psychologische Forschung. 1923. № 3. P. 231-240.
  59. Uznadze D.

    Ein experimenteller Beitrag zum Problem der psychologischen Grundlagen der Namengebung // Psychologische Forschung. 1924. № 5. P. 24-43.

  60. Uznadze D. Über die Gewichtstäuschung und ihre Analogen // Psychologische Forschung. 1930. № 14. P. 366-379.
  61. Veer R. Tamara Dembo’s European years: Working with Lewin and Buytendijk // Journal of the History os the Behavioral Sciences.

    2000. Vol. 36 (2). P. 109-126.

  62. Veer R., Lück H.E. Berliner Gestaltpsychologie in Aktion. Zur Diskussion der Experimente von Tamara Dembo // Psychologie und Geschichte. 2002. № 10. P. 40-55.
  63. Wertsch J.V. Tamara Dembo. In memoriam // Journal of Russian and East European Psychology. 1993. № 31. P. 3-4.
  64. Zeigarnik B. Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen // Psychologische Forschung. 1927. № 9. P. 1-85.

Источник: https://psyjournals.ru/mip/2011/n1/61916.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.