Языковые средства характерные для художественного стиля речи. Художественный стиль — особенности и язык

Что должен знать каждый образованный человек о художественном стиле речи

Языковые средства характерные для художественного стиля речи. Художественный стиль — особенности и язык

Книжная сфера общения выражается через художественный стиль – многозадачный литературный стиль, который сложился исторически, и выделяется от остальных стилей через средства выразительности.

Что собой представляет художественный стиль

Художественный стиль обслуживает литературные произведения и эстетическую деятельность человека. цель – воздействие на читателя с помощью чувственных образов. Задачи, с помощью которых достигается цель художественного стиля:

  • Создание живой картины, описывающей произведение.
  • Передача эмоционального и чувственного состояния героев читателю.

Функции художественного стиля

Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:

  • Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
  • Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
  • Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.

Признаки и характерные языковые особенности художественного стиля

Чтобы с легкостью определить данный стиль литературы, обратим внимание на его черты:

  • Оригинальный слог. За счет специальной подачи текста, слово становится интересно без контекстного значения, разрывая канонические схемы построения текстов.
  • Высокий уровень упорядочивания текста. Деление прозы на главы, части; в пьесе – деление на сцены, акты, явления. В стихотворениях метрика – размер стиха; строфика – учение о сочетание стихотворений, рифма.
  • Высокий уровень полисемии. Наличие нескольких взаимосвязанных значений у одного слова.
  • Диалоги. В художественном стиле преобладает речь персонажей, как способ описания явлений и событий в произведении.

Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики русского языка. Презентация присущей данному стилю эмоциональности и образности, проводится с помощью специальных средств, которые называются тропами – языковые средства выразительности речи, слова в переносном значении. Примеры некоторых тропов:

  • Сравнение – часть произведения, с помощью которого дополняется образ персонажа.
  • Метафора – значение слова в переносном смысле, основанное на аналогии с другим предметом или явлением.
  • Эпитет – определение, которое делает слово выразительным.
  • Метонимия – такое сочетание слов, в котором один предмет заменяется другим на основе пространственно-временного сходства.
  • Гипербола – стилистическое преувеличение явления.
  • Литота – стилистическое приуменьшение явления.

Где используется стиль художественной литературы

Художественный стиль вобрал в себя многочисленные аспекты и структуры русского языка: тропы, многозначность слов, сложный грамматический и синтаксический строй. Поэтому его общая сфера применения огромна. Она включает в себя и основные жанры художественных произведений.

Используемые жанры художественного стиля, имеют отношение к одному из родов, по-особому выражающих действительность:

  • Эпос. Показывает внешние волнения, мысли автора (описание сюжетных линий).
  • Лирика. Отражает внутренние волнения автора (переживания героев, их чувства и мысли).
  • Драма. Присутствие автора в тексте минимально, большое количество диалогов между персонажами. Из такого произведения часто делают театральные постановки. Пример – Три сестры А.П. Чехова.

Эти жанры имеют подвиды, которые могут делиться еще на более конкретные разновидности. Основные:

Жанры эпоса:

  • Эпопея – жанр произведения, в котором преобладают исторические события.
  • Роман – рукопись большого объема со сложной сюжетной линией. Все внимание обращено к жизни и судьбе персонажей.
  • Рассказ – произведение меньшего объема, где описывается жизненный случай героя.
  • Повесть – рукопись средних размеров, имеющая черты сюжета романа и рассказа.

Жанры лирики:

  • Ода – торжественная песнь.
  • Эпиграмма – стихотворение сатирической направленности. Пример: А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».
  • Элегия – стихотворение лирической направленности.
  • Сонет – стихотворная форма в 14 строк, рифмовка которой имеет строгую систему построения. Примеры данного жанра распространены у Шекспира.

Жанры драматических произведений:

  • Комедия – в основе жанра заложен сюжет, который высмеивает социальные пороки.
  • Трагедия – произведение, описывающее трагическую судьбу героев, борьбу характеров, отношений.
  • Драма – имеет структуру диалога с серьезной сюжетной линией, показывающей персонажей и их драматические отношения друг с другом или с обществом.

Как определить художественный текст?

Понять и рассмотреть особенности данного стиля проще, когда читателю предоставлен художественный текст с наглядным примером. Потренируемся определить какой стиль текста перед нами, используя пример:

«Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде…»

Основные аспекты, подтверждающие художественный стиль речи:

  • Данный текст построен на передаче событий с эмоциональной точки зрения, поэтому нет сомнения, что перед нами художественный текст.
  • Употребленные в примере средства: «революционный вихрь выдул, приволок» – не что иное, как троп, а точнее, метафора. Использование данного тропа присуще только художественному тексту.
  • Пример описания судьбы человека, окружающей обстановки, социальных событий. Вывод: данный художественный текст относится к эпосу.

Любой текст можно детально разобрать по такому принципу. Если функции или отличительные черты, которые описаны выше, сразу бросаются в глаза, то нет сомнения, что перед вами художественный текст.

Если вам тяжело разобраться с большим объемом информации самостоятельно; основные средства и черты художественного текста вам непонятны; примеры заданий кажутся сложными – воспользуйтесь таким ресурсом, как презентация.

Готовая презентация с наглядными примерами доходчиво заполнит пробелы в знаниях. Сфера школьного предмета «русский язык и литература», обслуживает электронными источниками информации по функциональным стилям речи.

Обратите внимание, чтобы презентация была емкой и информативной, содержала поясняющие средства.

Таким образом, разобравшись в определении художественного стиля, вы станете лучше понимать структуру произведений. А если вас посетит муза, и появится желание самому написать художественное произведение – следите за лексическими составляющими текста и эмоциональной подачей. Успехов в изучении!

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/talk/hudozhestvennyj-stil.html

Художественный стиль — особенности и язык

Языковые средства характерные для художественного стиля речи. Художественный стиль — особенности и язык

Художественный стиль — понятие, типы речи, жанры

Все исследователи говорят об особом положении стиля художественной литературы в системе стилей русского языка. Но его выделение в данной общей системе возможно, т.к. он  возникает на той же основе, что и другие стили.

Сфера деятельности стиля художественной литературы — искусство.

«Материалом» художественной литературы является общенародный язык.

Автором — человек, профессионально занимающийся литературной деятельностью — писатель или поэт

Он изображает словами мысли, чувства, понятия, природу, людей, их общение. Каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет по законам словесного искусства, в системе правил и приемов создания художественных образов.

Адресат художественной литературы — читатель.

Целеустановка стиля — самовыражение художника, художественное осмысление мира средствами искусства.

Художественная литература в равной мере использует все функционально-смысловые типы речи — описание, повествование, рассуждение.

Форма речи — преимущественно письменная, для текстов, предназначенных для чтения вслух, обязательна предварительная запись.

Художественная литература использует в равной степени и все виды речи: монолог, диалог, полилог.

Тип коммуникации — общественная.

Жанры художественной литературы известны — это роман, повесть, сонет, рассказ, басня, стихотворение, комедия, трагедия, драма и т.п.

Понятие «язык художественного произведения» включает в себя всю совокупность средств, которые использует автор для воспроизведения жизненных явлений, чтобы:

  • выразить свои мысли и взгляды,
  • убедить читателей
  • и вызвать в нем ответные чувства.

В него входят средства:

многозначность слова, омонимы, синонимы, антонимы; архаизмы, историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, диалектизмы, терминология, профессиональная лексика, идиомы, крылатые слова.

Особенности художественного стиля и языковые средства

Одна из особенностей стиля художественной литературы состоит в том, что

все элементы художественной системы произведения подчинены решению эстетических задач. Слово в художественном тексте является средством создания образа, передачи художественного смысла произведения.

В этих  текстах используется все многообразие языковых средств, существующих в языке, (о них мы уже говорили): средства художественной выразительности, стилистические (риторические) фигуры, причем могут использоваться как средства литературного языка, так и явления, стоящие вне литературного языка — диалекты, жаргон, бранная лексика, средства других стилей и т.д. При этом отбор языковых средств подчинен художественному замыслу автора.

Например, средством создания образа может быть фамилия героя. Таким приемом широко пользовались писатели ХVIII века, вводя в текст «говорящие фамилии» (Скотинины, Простакова, Милон и т.п.). Для создания образа автор может в пределах одного и того же текста использовать возможности многозначности слова, омонимов, синонимов и других языковых явлений

(Той, что, страсти хлебнув, лишь ила нахлебалась — М. Цветаева).

Повтор слова, который в научном и официально — деловом стилях подчеркивает точность текста, в публицистике служит средством усиления воздействия, в художественной речи может лежать в основе композиции текста, создавать художественный мир автора

(ср.: стихотворение С. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ»).

Художественным средствам литературы свойственна способность»приращивать смысл» (например, при подтекстовой информации), что дает возможность разного толкования художественных текстов, разных его оценок.

Так, например, по-разному оценивали критики и читатели многие художественные произведения:

  • драму А.Н. Островского «Гроза» Н.Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве», видя в ее главной героине — символ возрождения русской жизни;
  • его современник Д. Писарев увидел в «Грозе» только «драму в семейном курятнике»,
  • современные исследователи А. Генис и П. Вайль, сравнивая образ Катерины с образом Эммы Бовари Флобера, увидели много общего и назвали «Грозу» «трагедией мещанской жизни».

Таких примеров можно привести множество: толкование образа Гамлета Шекспира, тургеневского Базарова, героев Достоевского.

Авторское своеобразие в художественном стиле и «образ автора»

Художественный текст обладает авторским своеобразием — стилем автора. Это —  это характерные особенности языка произведений одного автора, заключающиеся в выборе героев, композиционных особенностях текста, языке героев, речевых особенностях собственно авторского текста.

Так, например, для стиля Л.Н. Толстого характерен прием, который известный литературовед В. Шкловский назвал «отстранением». Цель этого приема — вернуть читателю живое восприятие действительности и разоблачить зло.

Этот прием, например, использует писатель в сцене посещения Наташей Ростовой театра («Война и мир»): вначале Наташа, измученная разлукой с Андреем Болконским, воспринимает театр как искусственную жизнь, противопоставленную ее, Наташи, чувствам (картонные декорации, стареющие актеры), затем, после встречи с Элен Наташа смотрит на сцену ее глазами.

Еще одна особенность стиля Толстого — постоянное расчленение изображаемого предмета на простые составляющие элементы, что может проявляться в рядах однородных членов предложения; в то же время такая расчлененность подчинена единой идее. Толстой, борясь с романтиками, вырабатывает свой стиль, практически отказывается от использования собственно образных средств языка.

Авторский стиль характерен для любого крупного писателя или поэта.

В художественном тексте мы встречаемся и с образом автора, который может быть представлен как образ — рассказчика или образ-героя, повествователя.

Это условный образ. Ему автор приписывает, «передает» авторство своего произведения, в котором могут содержаться сведения о личности писателя, факты его жизни, не соответствующие действительным фактам биографии писателя. Этим он подчеркивает нетождественность автора произведения и его образа в произведении.

Образ автора:

  • активно участвует в жизни героев,
  • входит в сюжет произведения,
  • выражает свое отношение к происходящем и пресонажам
  • комментирует действие,
  • вступает в диалог с читателем.

Авторское (лирическое) отступление — размышление автора (повествователя, лирического героя), не связанное с основным повествованием. Вы хорошо знакомы с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», романом в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где образ автора является ярким примером выражения условного образа в создании художественного текста.
Наша презентация темы

Восприятие художественного текста

Это сложный процесс:

  • начальный его этап  — это наивный реализм читателя (читатель считает, что автор напрямую изображает жизнь такой, какая она есть на самом деле),
  • конечный этап — диалог читателя и писателя

(в этом случае «читатель конгениален автору», как говорил замечательный филолог ХХ века Ю.М. Лотман).

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/hudozhestvennyiy-stil-yazyik-i-osobennosti

1.4.5 Художественный стиль речи

Языковые средства характерные для художественного стиля речи. Художественный стиль — особенности и язык

Художественныйстиль занимает особое положение поотношению к другим стилям и к литературномуязыку в целом. Художественная речьиспользует языковые средства всехостальных функциональных стилей. Однакоэти средства в художественном произведениивыступают в эстетической функции иобразуют иную системность. В художественнойречи можно обнаружить все известныестилистические ресурсы языка.

Художественнаяречь, отличаясь от научной иофициально-деловой речи, сближается спублицистической речью, а по некоторымчертам близка устной разговорно-бытовойречи и широко использует её средства –как лексику и фразеологию, так и синтаксис.

Другойособенностью художественной речиявляется существование в ней индивидуальныхстилей, без которых художественнаялитература немыслима. Каждое художественноепроизведение есть целостная стилистическаясистема, объединённая образом автора.

Излексическихособенностей художественной речиможно отметить то, что она бедна словамисреднего рода с отвлечённым значением,а абстрактные существительные приобретаютконкретно-образное значение благодаряметафоризации (Смертькак будто заигрывала с казаком).

Вселексические средства в художественнойречи демонстрируют жизнь слова в языкехудожественной литературы. А языкопирается на современную языковуюнорму, но в отдельных своих жанрах онвыходит за рамки нормы.

При обращениик прошлому автор использует, например,архаизмы (устаревшие слова, вышедшиеиз активного употребления) и историзмы(слова и словосочетания, обозначающиепредметы или понятия, относящиеся к тойили иной исторической эпохе, а ныненеизвестные).

Для описания будущегоавторы создают неологизмы (вновьпоявившееся в языке слово илисловосочетание), окказионализмы(индивидуально-авторский неологизм,созданный поэтом или писателем ииспользующийся исключительно в условияхданного текста как лексическое средствохудожественной выразительности илиязыковой игры).

Это говорит о том, чтоязык художественного произведенияобладает многоголосием, под которымпонимают речь автора и речь персонажей.

Вот почему принято утверждать, что языкхудожественной литературы не вмещаетсяв границы литературного языка, в то жевремя представляет собой его наиболееполное, концентрированное и образцовоевоплощение. Именно поэтому многие излингвистов не выделяют художественныйстиль как самостоятельный наряду срассмотренными выше функциональнымистилями.

Приведёмдля сравнения два текста аналогичнойтематики, представляющих собой научныйстиль и пример художественной речи,которые показывают, что языковые средствадругих стилей «заимствуются» авторомхудожественного произведения, а неиспользуются в полном составе: 1По народной примете, лес притягивает ксебе воду, чтобы затем отпустить еёоблачком в дальнейшее странствие.Значит, он каждую каплю воды впрягаетв двойную и тройную работу.

2Лес, образуя огромную охлаждающуюповерхность в виде многочисленнойлиствы, ветвей, сучьев и стволов,содействует конденсации паров в большейстепени, чем другие типы растительности.

Первыйиз текстов относится к художественномустилю – это фрагмент речи героя романаЛ. Леонова «Русский лес». Второй текстзаимствован из учебного пособия М.Е.Ткаченко «Общее лесоводство». Текстамприсущи все особенности, о которыхговорилось выше, как в лексическом, таки в морфологическом и синтаксическомпланах.

Вопросыдля контроля

  1. Какие функциональные стили вам известны?

  2. Чем отличаются стили языка от функциональных стилей литературного языка?

  3. В чем больше всего проявляются функционально-стилистические различия в языке?

  4. Можно ли говорить об абсолютной закрытости каждого отдельного функционального стиля?

  5. Как называется отсутствие «чистых» функциональных стилей?

  6. Назовите разновидности книжных стилей литературного языка.

  7. Каковы функции научного стиля?

  8. Назовите подстили научного стиля.

  9. В каких жанрах воплощается собственно научный стиль?

  10. Для каких жанров характерен научно-учебный подстиль?

  11. Каковы задачи научно-популярного подстиля?

  12. Что характерно для лексики научного стиля?

  13. Каковы морфологические особенности собственно научного подстиля?

  14. Каковы особенности употребления глагола в собственно научном подстиле?

  15. Чем отличается синтаксис научного стиля?

  16. В каких речевых жанрах реализуется научный стиль языка?

  17. Назовите разновидности рефератов. Укажите композиционные элементы реферата.

  18. Каков алгоритм написания рецензии?

  19. Какие разновидности официально-делового стиля вы знаете?

  20. Как обычно называются лексические единицы официально-делового стиля?

  21. Назовите морфологические средства выражения базовых стилевых черт языка служебных документов.

  22. Каковы отличительные черты синтаксиса текстов официально-делового стиля?

  23. Перечислите основные подстили официально-делового стиля.

  24. Перечислите основные подстили публицистического стиля?

  25. Назовите жанры современного публицистического стиля.

  26. Дайте определение слогана.

  27. Каковы лексические особенности публицистического стиля?

  28. Какова специфика морфологического строя публичной речи?

  29. Какие синтаксические приемы экспрессии применяются в публицистических текстах?

  30. Чем отличается разговорно-обиходный стиль от других функциональных стилей?

  31. Какой пласт словарного состава языка удовлетворяет потребности обиходного общения?

  32. Какое место занимают фразеологизмы в разговорной речи?

  33. Какова активность морфологических разрядов частей речи в разговорно-обиходном стиле?

  34. Чем объясняется специфика синтаксиса разговорного стиля?

  35. На какие функциональные стили оказывает свое влияние разговорный стиль?

  36. Что можно сказать о нормативном аспекте разговорно-обиходного стиля?

  37. Каковы функции художественного стиля?

  38. Назовите жанры художественного стиля.

  39. Каковы лексические особенности художественного стиля?

  40. Какова специфика морфологического строя художественного стиля?

Источник: https://studfile.net/preview/2189547/page:16/

7. Основные особенности литературно-художественного стиля

Языковые средства характерные для художественного стиля речи. Художественный стиль — особенности и язык

Литературно-художественныйстиль обслуживает художественно-эстетическуюсферу деятельности человека. Художественныйстиль — функциональный стиль речи,который применяется в художественнойлитературе.

Текст в этом стиле воздействуетна воображение и чувства читателя,передаёт мысли и чувства автора,использует всё богатство лексики,возможности разных стилей, характеризуетсяобразностью, эмоциональностью,конкретностью речи.

 Эмоциональностьхудожественного стиля значительноотличается от эмоциональностиразговорно-бытового и публицистическогостилей. Эмоциональность художественнойречи выполняет эстетическую функцию.Художественный стиль предполагаетпредварительный отбор языковых средств;для создания образов используются всеязыковые средства.

 Отличительнойособенностью художественного стиляречи можно назвать употребление особыхфигур речи, так называемых художественныхтропов, придающих повествованиюкрасочность, силу изображениядействительности.

 Функциясообщения соединяется с функциейэстетического воздействия, наличиеобразности, совокупность самых различныхсредств языка, как общеязыковых, так ииндивидуальных авторских, но основойэтого стиля являются общелитературныеязыковые средства. Характерныепризнаки: наличие однородных членовпредложения, сложных предложений;эпитеты, сравнения, богатая лексика. 

Подстилии жанры:

1)прозаический (эпический): сказка, рассказ,повесть, роман, эссе, новелла, очерк,фельетон;

2)драматургический: трагедия, драма,комедия, фарс, трагикомедия;

3)поэтический (лирика): песня, ода, баллада,поэма, элегия, стихотворение: сонет,триолет, четверостишие.

Стилеобразующиечерты:

1)образное отражение действительности;

2)художественно-образная конкретизациязамысла автора (система художественныхобразов);

3)эмоциональность;

4)экспрессивность, оценочность;

5)индивидуальный стиль, почерк автора;

6)речевая характеристика персонажей(речевые портреты).

Общиеязыковые особенности литературно-художественногостиля:

1)сочетание языковых средств всех другихфункциональных стилей;

2)подчинённость использования языковыхсредств в системе образов и замыслуавтора, образной мысли;

3)выполнение языковыми средствамиэстетической функции.

Языковыесредства художественного стиля:

1. Лексические средства:

1)неприятие шаблонных слов и выражений;

2)широкое использование слов в переносномзначении;

3)намеренное столкновение разностильнойлексики;

4)использование лексики с двуплановойстилистической окраской;

5)наличие эмоционально-окрашенных слов.

2.Фразеологическиесредства -разговорного и книжного характера.

3.Словообразовательныесредства:

1)использование разнообразных средстви моделей словообразования;

2)окказиональные (индивидуально-авторские)неологизмы: некогдилось,завороть, молоткастый, прозаседавшиеся,прознобь.

4.Морфологическиесредства:

1)использование словоформ, в которыхпроявляется категория конкретности;

2)частотность глаголов;

3)пассивность неопределённо-личных формглаголов, форм 3-го лица;

4)незначительное употребление существительныхсреднего рода по сравнению с существительнымимужского и женского рода;

5)формы множественного числа отвлечённыхи вещественных существительных;

6)широкое употребление прилагательныхи наречий.

5.Синтаксическиесредства:

1)использование всего арсенала имеющихсяв языке синтаксических средств;

2)широкое использование стилистических фигур.

8.Основныеособенности разговорного стиля.

Особенностиразговорного стиля

Разговорныйстиль – стиль речи, имеющий следующиепризнаки:

используетсяв беседах со знакомыми людьми внепринужденной обстановке;

задача- обменяться впечатлениями (общение);

высказываниеобычно бывает непринужденным, живым,свободным в выборе слов и выражений, внем обычно раскрывается отношениеавтора к предмету речи и собеседнику;

кхарактерным языковым средствам относятся:разговорные слова и выражения, эмоционально- оценочные средства, в частности ссуффиксами – очк-, – еньк-. – ик-, – к-, – оват-.- еват-, глаголы совершенного вида сприставкой за – со значением началадействия, обращения;

побудительные,вопросительные, восклицательныепредложения.

противопоставляетсякнижным стилям в целом;

присущафункция общения;

образуетсистему, имеющую свои особенности вфонетике, фразеологии, лексике, синтаксисе.Например: фразеология – бежать с помощьюводки и наркотиков нынче не модно.Лексика – кайф, в обнимку с компьютером,забраться в Интернет.

Разговорнаяречь – это функциональная разновидностьлитературного языка. Она выполняетфункции общения и воздействия.

Разговорнаяречь обслуживает такую сферу коммуникации,для которой характерны неофициальностьотношений между участниками инепринужденность общения.

Она используетсяв обиходно-бытовых ситуациях, семейнойобстановке, на неофициальных заседаниях,совещаниях, неофициальных юбилеях,торжествах, дружеских застольях,встречах, при доверительных беседахколлег, начальника с подчиненным и т.п.

Темыразговорной речи определяютсяпотребностями общения. Они могут менятьсяот узкобытовых до профессиональных,производственных, морально-этических,философских и др.

Важнойособенностью разговорной речи являютсяее неподготовленность, спонтанность(лат. spontaneus – самопроизвольный). Говорящийсоздает, творит свою речь сразу “набело”.

Как отмечают исследователи, языковыеразговорные особенности часто неосознаются, не фиксируются сознанием.

Поэтому нередко, когда носителям языкадля нормативной оценки предъявляютсяих собственные разговорные высказывания,они оценивают их как ошибочные.

Следующийхарактерный признак разговорной речи:- непосредственный характер речевогоакта, то есть она реализуется толькопри непосредственном участии говорящихнезависимо от того, в какой форме онареализуется – в диалогической илимонологической. Активность участниковподтверждается высказываниями, репликами,междометиями, просто издаваемымизвуками.

Наструктуру и содержание разговорнойречи, выбор вербальных и невербальныхсредств общения большое влияние оказываютэкстралингвистические (внеязыковые)факторы: личность адресанта (говорящего)и адресата (слушающего), степень ихзнакомства и близости, фоновые знания(общий запас знаний говорящих), речеваяситуация (контекст высказывания).Например, на вопрос “Ну, как?” взависимости от конкретных обстоятельствответы могут быть самыми разными:”Пятерка”, “Встретил”, “Достал”,”Проиграл”, “Единогласно”.Иногда вместо словесного ответадостаточно сделать жест рукой, придатьсвоему лицу нужное выражение – исобеседнику понятно, что хотел сказатьпартнер. Таким образом, внеязыковаяситуация становится составной частькоммуникации. Без знания этой ситуациизначение высказывания может оказатьсянепонятным. Большую роль в разговорнойречи играют также жесты и мимика.

Разговорнаяречь – речь некодифицированная, нормыи правила ее функционирования нефиксируются в разного рода словарях играмматиках. Она не столь строга всоблюдении норм литературного языка.В ней активно используются формы, которыеквалифицируются в словарях какразговорные. “Помета разг.

их непорочит, – пишет известный лингвист М.П.Панов. – Помета предупреждает: лицо, скоторым вы в строго официальныхотношениях, не называйте голубчиком,не предлагайте ему куда-нибудь еговпихнуть, не сообщайте ему, что ондолговязый и временами ворчун.

Вофициальных бумагах не употребляйтеслова глядь, всласть, восвояси, грошовый.Ведь разумные советы?”

Вэтом отношении разговорная речьпротивопоставляется кодифицированнойкнижной речи. Разговорная речь, как икнижная, имеет устную и письменнуюформы. Например, ученый-геолог пишетстатью для специального журнала озалежах минералов в Сибири.

Он используеткнижную речь в письменной форме. Сдокладом на эту тему ученый выступаетна международной конференции. Его речькнижная, но форма устная. После конференциион пишет о своих впечатлениях письмоколлеге по работе.

Текст письма -разговорная речь, письменная форма.

Дома,в кругу семьи геолог рассказывает, какон выступал на конференции, с кем изстарых друзей встретился, о чем говорили,какие подарки привез. Его речь -разговорная, ее форма – устная.

Активноеизучение разговорной речи началось в60-х гг. XX столетия. Стали анализироватьмагнитофонные и ручные записинепринужденной естественной устнойречи.

Ученые выделили специфическиелингвистические особенности разговорнойречи в фонетике, морфологии, синтаксисе,словообразовании, лексике.

Например, вобласти лексики для разговорной речихарактерна система собственных способовноминации (называния): различные видыстяжения (вечерка – вечерняя газета,мотор – моторная лодка, поступать – вучебное заведение); неоднословныесловосочетания (Есть чем писать? -карандаш, ручка, Дай чем укрыться -одеяло, плед, простыня); однословныепроизводные слова с прозрачной внутреннейформой (открывалка – консервный нож,тарахтелка – мотоцикл) и др. Разговорныеслова отличаются высокой экспрессивностью(каша, окрошка – о путанице, кисель,размазня – о вялом, бесхарактерномчеловеке).

Источник: https://studfile.net/preview/1805066/page:7/

Художественный стиль: понятие, черты и примеры

Языковые средства характерные для художественного стиля речи. Художественный стиль — особенности и язык

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Примеры художественного стиля: пример 1, пример 2.

Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).

Статья обо всех стилях речи – здесь.

Черты художественного стиля таковы:

  1. Совпадение автора и рассказчика, яркое и свободное выражение авторского «я».
  2. Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.
  3. Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов.
  4. Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.
  5. Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы и их помощью не только образы «рисовать», но и вкладывать в них скрытый смысл.
  6. Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у читателя настроение, эмоциональный настрой.

Художественный стиль: разбор примера

Рассмотрим на примере особенности разбираемого стиля.

Отрывок из статьи:

Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли.

Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились по две-три яблоньки-подростка.

Село обезлюдело.

Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то и нечем. Было у Федора свое, солдатское. За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд.

Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепугу и последнюю отдавали. Вот и у меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разорил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось… больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны.

Девчонок сколько поугоняли! Вот и нашу Фросю увели…

За день-два огляделся Федор. Стали возвращаться свои, боровские. Повесили на пустой избе фанерку, а по ней кривобокими буквами сажей на масле – не было краски – «Правление колхоза «Красная заря» – и пошло, и пошло! Лиха беда – начало.

Стиль данного текста, как мы уже сказали, художественный.

Его черты в этом отрывке:

  1. Заимствование и применение лексики и фразеологии иных стилей (как памятники народного горя, фашист, партизаны, правление колхоза, лиха беда начало).
  2. Применение изобразительных и выразительных средств (поугоняли, шкуродеры окаянные, неужто), активно применяется смысловая многозначность слов (война изуродовала Боровое, сарай зиял огромной дырой).
  3. Эмоциональность и экспрессивность изображения (всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. Ой, худо было!).
  4. Уделение особого внимания частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы; Усадила за стол, а угощать-то и нечем; на масле – не было краски).
  5. Синтаксические структуры художественного текста отражают, в первую очередь, поток авторских впечатлений, образных и эмоциональных (Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли; Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы).
  6. Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского языка (пни – как гнилые зубы; стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи; приютились по две-три яблоньки-подростка).
  7. Применение, в первую очередь, лексики, составляющей основу и создающей образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского литературного языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов широкой сферы употребления (состарилась, отощала, спалил, буквами, девчонок).

Таким образом, художественный стиль не столько рассказывает, сколько показывает – помогает ощутить обстановку, побывать тех местах, о которых повествует рассказчик. Конечно, имеет место быть и определенное «навязывание» авторских переживаний, однако оно и создает настроение, передает ощущения.

Художественный стиль – один из самых «заимствующих» и гибких: писатели, во-первых, активно используют языковые иных стилей, а во-вторых, успешно сочетают художественную образность, например, с объяснениями научных фактов, понятий или явлений.

Научно-художественный стиль: разбор примера

Рассмотрим на примере взаимодействие двух стилей – художественного и научного.

Отрывок из статьи:

Молодежь нашей страны любит леса и парки. И любовь эта плодотворная, деятельная. Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Однажды на собрании на столе президиума появились ровные щепки.

Какой-то лиходей срубил яблоню, одиноко росшую на берегу реки. Словно маяк, стояла она на крутояре. К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы. Ее назвали «Зеленый патруль».

Пощады браконьерам не было, и они стали отступать.

Н. Коротаев

Черты научного стиля:

  1. Терминологичность (президиум, закладка лесополос, крутояр, браконьерам).
  2. Наличие в ряду существительных слов, обозначающих понятия признака или состояния (закладка, охрана).
  3. Количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (любовь эта плодотворная, деятельная; в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов).
  4. Употребление отглагольных оборотов и слов (закладка, охрана, пощады, собрании).
  5. Глаголы в настоящем времени, которые имеют в тексте «вневременное», признаковое значение, с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа (любит, выражается);
  6. Большой объем предложений, их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями (Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов).

Черты художественного стиля:

  1. Широкое использование лексики и фразеологии других стилей (президиум, закладка лесополос, крутояр).
  2. Применение различных изобразительно-выразительных средств (любовь эта плодотворная, в бдительной охране, лиходей), активное использование речевой многозначности слова (обличье дома, «Зеленый патруль»).
  3. Эмоциональность и экспрессивность изображения (К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа).
  4. Проявление творческой индивидуальности автора – авторский стиль (Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Здесь: соединение черт нескольких стилей).
  5. Уделение особого внимания частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Какой-то лиходей срубил яблоню… И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы).
  6. Синтаксический строй и соответствующие структуры в данном отрывке отражают поток образно-эмоционального авторского восприятия (Словно маяк, стояла она на крутояре. И вот ее не стало).
  7. Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского литературного языка (любовь эта плодотворная, деятельная, словно маяк, стояла она, пощады не было, одиноко росшая).
  8. Применение, в первую очередь, лексики, составляющей основу и создающей образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов самого широкого распространения (молодежь, лиходей, плодотворная, деятельная, обличье).

По разнообразию языковых средств, литературных приемов и методов художественный стиль, пожалуй, самый богатый. И, в отличие от других стилей, имеет минимум ограничений – при должной прорисовке образов и эмоциональном настрое написать художественный текст можно даже научными терминами. Но, конечно, злоупотреблять этим не стоит.

Тексты пишутся для читателей, поэтому они должны быть доступны и понятны. И явное использование лексики иных стилей возможно только для достоверности, для создания колоритных образов персонажей или атмосферы.

Так, при беседе двух банкиров экономическая терминология – только в плюс, а вот «официозные» клише и канцеляризмы при описании красивой природы точно будут лишними.

Таким образом, при работе с художественным стилем, при всей его гибкости, за лексикой нужно следить очень внимательно. Особенно – если вы пишете или собираетесь писать художественные произведения. Ибо именно художественный стиль считается отражением русского литературного языка.

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Источник: https://school-of-inspiration.ru/xudozhestvennyj-stil-ponyatie-cherty-i-primery

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.