Как был создан человек? Создание человека

Содержание

Сотворение человека. Как и зачем Бог создал человека?

Как был создан человек? Создание человека

Согласно описанию Сотворения мира в Ветхом Завете, в Книге Бытия, человек был заключительным творением Бога. Это не значит, что Бог не продолжает создавать. Как раз наоборот, в Новом Завете Христос говорит:

Отец Мой доныне делает, и Я делаю. (Евангелие от Иоанна, глава 5)

Это означает, что Бог продолжает творить. Когда мы говорим, что заключительным творением Бога был человек, мы имеем в виду процесс Сотворения мира, который длился шесть дней и описан в первых двух главах Книги Бытия.

Бог создал человека иначе, нежели животных

Почему человек главное творение Бога? Просто потому, что человек не принадлежит ни к материальному миру, ни к духовному.

Он – дитя двух миров: он имеет духовное начало (душу) и материальное тело. Человек, таким образом, является связующим звеном между духовным и материальным мирами.

Чтобы лучше это понять, давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о том, как Бог сотворил человека.

Бог создал всех животных и птиц одним лишь только словом. Но создавая человека, он избрал совершенно другой способ — действие.

 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Книга Бытия, глава 2)

Мы видим, что Бог иначе творил человека –  Он сделал особые усилия, Он дал человеку душу и тело, и сделал его царем на земле, чтобы тот имел власть над всеми земными тварями.

Бог создал человека по образу своему

Когда Бог творил человека, сказал Он:

сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Книга Бытия, глава 1)

Но что значит для нас быть сотворенными по образу и подобию Бога? Быть сотворенными по образу – не значит быть внешне похожими. Бог не имеет отношения к материальному телу. По образу Божьему означает, что мы суверенны и независимы. То есть, у нас есть свобода выбора.  Без свободы выбора человек не был бы совершенным.

«Подобие» – образ в действии, это использование свободной воли человека для того, чтобы морально совершенствовать себя. Это движение к святости и совершенству.

Быть созданным по образу и подобию Бога означает иметь необходимые качества личности, интеллект и ум, чувственность и чувство, и волю, то есть способность делать моральный выбор. Этих качеств  нет у других существ. Они позволяют человеку общаться с Богом, а также быть морально ответственным за свои действия.

Сотворение человека: Бох вдохнул в человека душу

Душа человека, как его духовная составляющая, имеет большое значение, настолько большое, что даже Христос говорит нам:

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Евангелие от Марка, глава 8)

Библия часто говорит нам о душе и духе. Дух человека – это его душа. Его не следует путать со Святым Духом, или Духом Божьим. Сначала Бог создал тело человека, а затем он вдохнул в человека «живую душу». Так Бог сотворил человека.

Душа и тело человека задуманы и созданы одновременно. Именно данный факт стоит в основе того, что Церковь выступает против абортов. Считается, что в душа ребенка существует с момента зачатия – с момента появления первой клетки его тела.

Бог создал тело человека

И тело также имеет большую ценность, так как душа неразрывна с телом. Тело – это храм души, которая обитает в нем.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (Первое послание Павла к коринфянам, глава 6)

Тело освящается духом Божьим, который живет в нем. Человек получает тело и кровь Христа во время Святого Причастия. После смерти тело вернется в землю, но во время второго пришествия Христа человек будет воскрешен. Воскрешен и воссоединен с душой.

Бог создал женщину

Когда Бог создал человека, он решил создать ему помощника и партнера. Он создал Еву из ребра Адама.

Почему женщина была создана из ребра? Это было сделано таким образом, чтобы не было никаких сомнений в том, что женщина имеет ту же природу и сущность, что и мужчина, и поэтому всегда будет сотрудничество и любовь между ними.

Мужчина дополняет женщину, а женщина дополняет мужчину; оба дополняют друг друга. Они живут не в одиночку, а вместе. Женщина не уступает мужчине, и не превосходит его. Она плоть от плоти его.

Женщина равна мужчине, так природа человека была установлена Богом.

Все люди являются потомками Адама и Евы.  Это кажется странным, особенно если вспомнить, что есть несколько рас и множество языков. Даже после Великого потопа, во времена Ноя,

На всей земле был один язык и одно наречие. (книга Бытия, глава 11)

Это означает, что существует одна раса людей на земле, и что все они говорили на одном языке. Тогда что случилось? Как мы были раздроблены? Люди размножились. Они стали гордыми и перестали уважать Бога. Они решили построить Вавилонскую башню, но не для славы Божией, а для собственной славы.

Бог сошел и смешал их языки – и люди разделились на народы и расселились по земле. Проживая в разных климатических условиях, они изменились внешне. Однако, не стоит забывать, что все люди происходят от одного предка, Адама, от одной пары, Адама и Евы. От одной крови. Апостол Павел в Деяниях:

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деяния святых апостолов, глава 7)

Человек – венец творения

Первая глава Книги бытия дает нам представление о сотворении всего сущего, включая человека. Но человек имеет столь важное значение, что вторая глава Книги Бытия сосредоточена на дополнительных сведениях о создании человечества. То, что человек был кем-то особенным для Бога свидетельствует тот факт, что бог создал дом для человека:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Книга Бытия, глава 2)

Следует обратить внимание на особую заботу Бога о человеке, он не создал для человека сад, а насадил его, приложил усилия для того, чтобы человеку было хорошо. Бог проявил личную заботу о человеке.

Согласно Библии, первый человек был совершенен, создан по образу Бога.

Бог Всевышний согласился поделиться с человеком господством и властью над животным миром.

Бог наделил человека некоторыми из его божественных атрибутов, тем самым отделяя и отличает его от зверей. Какие особые Божественные качества получил человек? Их шесть:

  • язык,
  • творчество,
  • любовь,
  • святость,
  • бессмертие,
  • свобода.

Для чего Бог создал человека?

Зачем Бог создал человека?  Бог создал нас, чтобы явить свою благость и поделиться с нами своим вечным счастьем на небесах.

Создавая мир, Бог не увеличил свое счастье, так как он был бесконечно счастлив от всей вечности, но он явил Свою славу и Свою благость внешне.

Бог создал человека, чтобы особым образом проявить свою славу. Он дал человеку разум и волю. При жизни Бог дает нам свет Своей славы и свою благодать.

Источник: http://bibliya-online.ru/sotvorenie-cheloveka-kak-i-zachem-bog-so/

Сотворение человека

Как был создан человек? Создание человека

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Тема грехопадения, братия и сестры, это очень важная тема. Не вникнув в ее суть, мы не сможем понять и тайну спасения. Почему? Потому что, когда мы говорим о спасении, то должны знать: кто, кого и от чего спасает. Впрочем, мы сами – только соучастники этой тайны, открывающие своим свободным выбором доступ Господу Иисусу Христу в наше сердце, в нашу жизнь. Говоря о падении первого человека, знаем ли мы, кто пал? Кем и чем был человек до своего падения, до изгнания из “рая сладости”? Все эти вопросы более чем связаны, поэтому рассматривать их мы будем в таком порядке: сотворение человека; грехопадение; спасение

О сотворении первого человека в Библии сказано: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).

Сотворение человека – это, без сомнения, венец творческого акта неизреченно любящего Свое создание Бога. Господь проявлял любовь к человеку и в самом порядке творения, и в особенностях творимого Им тогда мира.

По праву Творца, Господь – Единственный СОБСТВЕННИК во Вселенной. Все сотворенное принадлежит только Ему. Он Один обладает всем, и все лишь от Него и Им существует. И богатством Своей благости Бог щедро одарил первозданного человека. О совершенствах Адама говорилось много, начиная со времен первых богословов.

Как всякое творение Божие, первозданный человек был сотворен хорошо весьма и без греха: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 27–28).

Итак, мы видим, что Бог не просто создал человека по образу и подобию Своему.

Он сотворил мужчину и женщину, чтобы они плодились и размножались, наполняли землю и владычествовали над нею и над всем, что на ней обитает. Первозданный человек был помещен в особом месте на земле – в раю.

Об этом в Библии сказано так: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8).

Рай – это не столько географическое понятие (хотя и сказано, что он на востоке), сколько обозначение особой близости первозданного человечества к Господу своему. Об этой близости, о постоянстве отношений между Творцом и творением Его свидетельствует такой текст: И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3, 8).

Мы с вами можем только догадываться, каков был этот рай в Едеме, сад Господа (Ис. 51, 3), благословенный рай (Сир. 40, 28). Говоря о рае, святой Иоанн Дамаскин восклицал: “…божественный рай, руками Бога насажденный в Едеме, хранилище веселья и всякой радости. Ибо Едем переводится: наслаждение.

Лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовониями, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек – создание Божественных рук”.

Сотворенный Богом человек предназначен был для того, чтобы владычествовать над миром, и Сам Господь вводит человека в рай – в царственное и священное достоинство. Господь Сам передает сотворенный Им мир человеку, помещая его в раю, чтобы он хранил и возделывал его.

Бог создал человека для этой удивительной участи – быть более чем совершенным! Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6) – читаем мы у псалмопевца Давида.

Но сможем ли мы хотя бы отчасти представить, каким был человек до грехопадения?

Иногда мы слышим о том, что кто-то обладает феноменальной памятью, даром предвидения или какими-то другими необычайными способностями – это поражает воображение людей. Но надо ли удивляться тому, что некогда было лишь естественной частью тварного человеческого бытия? Все эти способности – лишь жалкие отблески тех совершенств, которыми обладал первый человек.

Святые Отцы учат, что о совершенствах Адама свидетельствует прежде всего тот факт, что он нарекал имена всем животным (Быт. 2, 20). Бог сотворил животных, а Адам, созданный по образу Творца, дает им имена. Он как бы сотворит Самому Богу. Древние греки говорили: “Тот, кто дал всему имя, был самым мудрым человеком на земле”.

Этим “самым мудрым человеком” и был праотец Адам, первозданный человек.

Вначале Господь сотворил только одного Адама. Он создал его из праха земного.

Возникает вопрос: почему Господь не использовал для столь уникального творения какой-нибудь другой материал? Почему именно прах земной? Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу пишет в своих “Беседах на Бытие”: “Мысль о происхождении из персти должна быть для человека неисчерпаемым источником смирения на земле и на небесах”. Господь творит человека подобно горшечнику – из того материала, который у всех под ногами. И у пророка Иеремии мы читаем: …говорит Господь. Вот, что глина – в руке горшечника, то вы – в Моей руке (Иер. 18, 6).

Итак, Бог создал человека из праха земного, чтобы тот не гордился, чтобы всегда помнил, откуда он, чтобы не забывал о своей связи с Творцом, о зависимости от Него: …ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19) – память об этом должна была научить человека смирению.

Ведь к тому моменту уже была известна трагедия Люцифера – диавола, который первоначально был создан как чистый дух, но, возгордившись, пал (Ис. 14, 12). Именно поэтому, создавая человека из праха земного, Господь желает уберечь его от гордыни.

Само имя первого человека – “Адам” – в переводе на русский означает: “красная глина”. Богу все ведомо. Для Бога нет ни прошлого, ни будущего, у Него всегда настоящее. Он не связан ни временем, ни пространством, подобно нам с вами.

Он знает о том, что человек будет делать свой выбор относительно древа познания добра и зла – выбор между временным и вечным, истлевающим и нестареющим – и хочет помочь ему не совершить ошибки. Имя Адама должно было постоянно напоминать ему об истинном его месте, о его происхождении и предназначении.

Взятый от глины, от земли, – предназначен к жизни небесной; перстный, земной, имеющий начало, – восходит на высоту духа и имеет вечное бытие.

И вот человек сотворен, введен в рай, владычествует над тварным животным миром, возделывает и оберегает “сад сладости”. Но, созданный по подобию Триединого Бога, мог ли он оставаться один? Имеющий единство в себе самом как единение сущего бытия: тела, духа и души, – мог ли не искать единства соборного и вне себя?..

Но не находится для Адама помощника, как сказано в Писании, подобного ему (Быт. 2, 20). И Господь наводит на Адама крепкий сон; когда же тот уснул, вынимает одно из ребер его, закрывает это место плотью, а из взятого ребра творит для него жену – Еву. Позже, уже после грехопадения, Адам сам даст ей это имя (Быт. 3, 20). “Ева” означает жизнь.

Вообще каждое библейское имя имеет свое значение, свой перевод и по смыслу подходит человеку, носившему его. Это свидетельствует о том, что живой дух пророчества не оставлял древних людей, а буквально пронизывал всю их жизнь.

Когда Адам по пробуждении от сна впервые увидел Еву, то обрадовался и воскликнул: …вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2, 23).

Быть может, здесь мы впервые сталкиваемся с проявлением поэтического творчества в жизни человека: слова Адама “литургически” рифмуются и в еврейском, и в славянском, и в русском переводах. Это первый гимн СОБОРНОЙ ЛЮБВИ.

Адам воспевает Еву, он воспевает те отношения, которые складываются между ним и его женой, предвкушая и предвосхищая радость Церковного общения в Духе, радость Мессианскаго пира – Божественной Литургии (именно как общегодела), радость Невесты Церкви о Небесном Женихе – Господе Иисусе Христе. Здесь прикровенно уже как бы предсказывается, что именно от жены, от представительницы женского пола, от Пресвятой Девы явится в мир Тот, Который действительно есть Истина и Жизнь – Господь наш Иисус Христос. То есть в самом сотворении жены, в ее будущем имени – даже не ожидаемая тогда – уже приоткрывается тайна грядущего Боговоплощения и воспевается гимн Деве.

И мы видим, что человек, созданный Богом, это человек совершенный; что помощница его, плоть от плоти и кость от кости его, жена мужа своего; что место, где обитают первые люди, – место особое, рай на земле. И миссия первых людей обозначена: они должны плодиться, размножаться и наполнять землю.

Есть и еще одна миссия, еще одно великое назначение человека – возделывать и хранить рай, сад Едемский. Таким образом, с самого начала закладывается этот удивительный и таинственный принцип, о котором так часто потом говорят Отцы Церкви: “Бог спасает нас не без нас самих”.

Необходимы усилия Адама, усилия Евы, чтобы возделывать, хранить и поддерживать те удивительные отношения, которые существовали у первозданного человечества (в лице Адама и Евы) с Богом.

Для того, чтобы мы всегда чувствовали ответственность друг за друга и друг перед другом, Господь Иисус Христос учит нас молиться молитвой Отче наш, а не “Отче мой”. Соборность первых людей заключалась в любви между Адамом и Евой, а также между ними и Богом. И если бы люди сохранили эту соборность, то грех бы не состоялся.

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Content/Books/75/2.html

§18. Создание человека согласно 2 главе Книги Бытия – Свящ. Александр Мень: Исагогика == БИБЛИЯ-ЦЕНТР

Как был создан человек? Создание человека

Свящ. Александр Мень

1. Второй рассказ о творении. Во второй главе Бытия содержится картина творения — несколько иная, чем в Шестодневе. Шестоднев помещен вначале, так как он более развернуто повествует об этапах истории земли, однако второй рассказ, вероятно, более древний.

Он уходит корнями в патриархальную эпоху, когда предки израильтян были тесно связаны с культурой Двуречья. Св. писатель раскрывает истины откровения, используя образный язык месопотамских народов.

Но этот литературный «строительный материал» служит ему для изложения тех же истин, которые возвещает Шестоднев.

рассказа сводится к следующему: когда Господь создал небо и землю, земля была голой бесплодной пустыней. Над этой пустыней витала пыльная дымка (таков возможный пер. евр. слова אר эд, обычн. пер. — пар), и не было на ней ни одной травинки или куста.

Там Господь (Ягве) создал из «праха земного» человека, которому предстояло стать тружеником на просторах земли. Бог вдохнул (буквально «вдунул») в новообразованную плоть «дыхание жизни», и человек стал «душою живою».

Бог заботливо «произрастил» прекрасный сад в Едеме, и предназначил этот оазис для обитания человека, чтобы он охранял его и возделывал. Поскольку человек нуждался в помощнике, Бог создал из земли животных и привел их к Адаму. Тот нарек им имена (т.е. явил свою власть над ними), но настоящими помощниками ему они не могли стать.

Тогда Господь образовал из ребра мужа — жену, в которой муж узнал «плоть от плоти своей». Первые люди был наги и не стыдились. Им была дана возможность пользоваться всеми благами Едема, запрещалось лишь вкушать от Древа Познания добра и зла.

Этот рассказ отличается живой непосредственностью и простотой. Но смысл его столь же глубок, как в Шестодневе. Его можно выразить в трех положениях:

  • Творец всего — благой единый Бог;
  • человек имеет двуединую природу;
  • человек не имеет в природе «подобных себе». Он — предмет особой промыслительной заботы, как царь творений, как существо, призванное трудиться над совершенствованием созданного Богом.

2. Двуединая природа человека. По слову свт. И. Златоуста, то, что плоть человека образована из «праха», есть «урок смирения». «Прах» (евр. צמר аф`ар — пыль) — синоним ничтожного, попираемого ногами (ср. выражение «лежать в пыли», Ис 26:19). И именно это существо, созданное из «праха», призывается быть владыкой твари.

Таковым его делает «дыхание», или Дух Божий. Человек становится «душой» (евр. נמש н`ефеш), то есть личностью. Душа есть средоточие живого существа (см. Пс 83:3; Пс 103:1). Свою душу человек получил непосредственно от Бога. В Быт 2 слово «н`ефеш» оказывается синонимом нашего понятия «дух» (евр. רוח руах).

Между тем в Ветхом Завете слову «дух» нередко соответствует более поздний термин «жизненная сила». Если в христианской антропологии рассматриваются три элемента человека: дух, душа и тело (или дух и психофизическое целое), то в Ветхом Завете та же мысль выражена иначе. Душа (н`ефеш) соединяется с плотью (евр. בשר басар) и оживотворяется духом жизни (р`уах).

В обеих схемах самым важным является двуединство человека, который есть сочетание природного, стихийного и богоданного начал.

Христианская антропологияВетхозаветная антропология
Тело Душаплоть(природное начало)
Тело (басар)
Душа (нефеш) —  как центр личности
Дух, даруемый Богом —высшее личностное началоДух (руах) — жизненная сила, даруемая Богом

Следует ли понимать рассказ Быт 2 о возникновении человека буквально? Уже в ветхозаветных текстах можно видеть свидетельства против этого. В Пс 138:13 сказано: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей».

«Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… — восклицает Иов. — Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня… как творог, сгустил меня» (10,8-10). С помощью этих метафор св.

писатель говорит о Боге, создающем каждого человека, что отнюдь не исключает естественных «второпричин» рождения. Бл. Августин отмечает, что и глагол «вдунул» нельзя толковать буквально, в том смысле, что человеческая душа единосущна Богу.

«Она от Бога, — говорит святитель, — но не субстанция Его» (О Кн. Бытия, VII,28,43). Точно так же образ «праха» есть символ, означающий связь человеческого тела с «землей», природой.

https://www.youtube.com/watch?v=sGrNTDJ5o6Y

Чтобы быть носителем духа, человеческая плоть должна была достигнуть высокого уровня совершенства. Ничто не мешает считать, что это совершенство было подготовлено длительной историей развития, о которой свидетельствуют открытия современной антропологии (см. приложение). Прп.

Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорит: «До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному» (О цели христианской жизни. Серг. Посад, 1914, с.11). Позднее еп. Феофан Затворник выступает против буквального понимания Быт 2:7: «Было животное в образе человека, с душою животного.

Потом Бог вдунул в него дух Свой и из животного стал человек» (Письма. М., 1898, т. 1, с.98).

Другой православный богослов писал, что творение человека «совершалось постепенно и при участии естественных сил, как и все творение; следовательно, образование проходило разные формы развития до тех пор, пока не сделалось способно принять дыхание Божие, т.е. стать человеком» (прот. А.Клитин. История религии. Одесса, 1910, с.497).

В западном богословии церковная точка зрения на этот вопрос была выражена в энциклике «Гумани генерис» (1950).

В ней, в частности, сказано: «Церковное учительство не препятствует тому, чтобы учение об эволюции стало объектом изучения и обсуждения, в согласии с современным уровнем науки и богословия…

в той мере, в какой оно исследует вопрос о происхождении человеческого тела, происходящего, как считают, от предшествовавшей органической материи (относительно же души, кафолическая вера утверждает непосредственное ее создание Богом)».

3. Сад Едемский. Толкуя слова «и насадил Господь Бог сад», свт. И.

Златоуст пишет: «Что сказали бы и о настоящем изречении те, которые все, что ни говорится о Боге, дерзают понимать по-человечески? Что же, скажи мне, не понадобился ли Ему и заступ? Слово «насадил» должно понимать так, что Бог повелел быть на земле раю, чтобы в нем жить созданному человеку» (Беседы на Быт ХIII, 3). Сад (слав. рай), согласно Быт, находился «на востоке» от св. земли, в Едеме (евр. צרן Эден). В Месопотамии была равнина Эдину, где позднее возникло царство Бет-Эдину. Оно располагалось между Харраном и Ниневией. Упоминание Тигра и Евфрата также связывает Едем с Двуречьем. Однако не следует искать в библейском сказании точной географии. Местоположение Едема скорее всего условно. Четыре реки, вытекающие из него, символизируют четыре стороны света. Две из них (Тигр и Евфрат) проходят по Месопотамии; третья (Гихон) по Эфиопии (Кушу); четвертая (Фисон) прокладывает себе путь по загадочной стране Хавила, богатой драгоценностями. Эти штрихи рассказа призваны украсить картину: Бог поселяет человека не только в центре земли (таким центром в древности считали Двуречье), но и в окружении прекрасных, богатых стран.

Образ сада, изобилующего плодовыми деревьями, был излюбленный на Востоке способ изображать Божие благословение (ср. Ис 41:18-19; эта паремия читается на Богоявленском водоосвящении). Для людей, живших среди скудной природы, в окружении пустынь, тенистый оазис был подлинным «раем».

В то же время у древних толкователей (напр., Филона) и св. Отцов подчеркивается мысль, что «сад Едемский» прежде всего — образ блаженного состояния человека до его падения. Согласно свт. Григорию Богослову, «Едем» означает высший дар непосредственного Богообщения (Песнопения таинственные, 7).

Блаженная жизнь прародителей отнюдь не была праздной. Бытописатель говорит о повелении человеку «возделывать и хранить» место своего обитания. Человек находился еще в гармонии с природой, поэтому его творческое воздействие на природу было «не мучительным трудом, а отрадным наслаждением» (бл. Августин). Эта гармония нарушится только грехом человека.

4. Древо Жизни и Древо Познания. Образ священного мирового Древа — распространенный символ (см. статью Топорова В. Древо мировое. — В кн.: Мифы народов мира. т. 1, с.398-406). Изображения его во множестве встречаются в искусстве Древнего Востока. Смысл образа — двоякий. С одной стороны, он символизирует связь неба и земли, а с другой — все мироздание.

Библия использует оба эти символа, говоря о двух таинственных древах — Древе Жизни и Древе Познания. Древо Жизни — символ единения человека с Богом, которое дарует ему вечную жизнь. Древо Познания добра и зла — символ мироздания, ибо «добро и зло» (евр. טוכ ורצ тов вэ ра, хорошее и худое) есть идиома, которую можно перевести как «все на свете» (см. §11 #9).

Запрет есть плоды с Древа Познания предостерегает человека от покушения на своевольную, независимую от Бога власть над миром (тенденция, которая впоследствии нашла свое выражение в магии). «Если бы, — говорит прп.

Ефрем Сирин, — наши прародители повиновались заповеди, Бог стал бы для них познанием добра и жизнью, и они возвысились бы до сладости созерцания, которое заключается в Древе Жизни, которое есть Бог» (Толкование на Быт 3).

Символика Древа имела еще одно значение для ветхозаветной Церкви. Оно было не только знаком благословения, но и таило в себе опасность. Под деревьями совершались магические ритуалы язычников. С деревьями был связан ханаанский культ плодородия и идущие от него соблазны (ср. 4 Цар 17:10).

В библейской науке обычно отмечается, что тема рая, кроме Быт 2-3, почти отсутствует в Ветхом Завете. Только в одном пророчестве Иезекииля (28,13-14) процветание Финикии сравнивается с «садом Божиим» в Едеме.

Однако наличие в скинии и Храме семисвечника, сделанного в форме священного Древа, показывает, что оно всегда занимало важное место в вероучении Ветхого Завета (в последние века перед Р.Х.

семисвечник-древо становится важнейшей эмблемой Израиля).

5. «Двое — одна плоть» (Быт 2:18-24). Жена не создается Богом, а как бы «рождена» Им от мужа (см. свт. И. Златоуст. Беседа на Пс 76:4). Сказание о даровании Адаму жены имеет целью: 1) показать одноприродность мужчины и женщины, 2) освятить моногамный брак.

Кроме того, священный писатель дает понять, что женщина появилась не только для того, чтобы люди могли продолжать свой род, а как «помощник» (2,18) мужчины.

Рассказ открывают слова Господни: «не хорошо человеку быть одному» — слова, которые определяют социальную, общественную природу человека.

Хотя до падения он находился в гармонии с природой, никакие животные не могли заменить Адаму подобных ему (ибо по Шестодневу только человек имеет образ и подобие Божие). В Быт 3:20 слово Адам впервые употребляется без артикля (как имя), чем оттеняется личностный характер его существа.

Говоря о жене и ее природном единстве с мужем, Библия использует, как то было принято на Востоке, игру слов: אשה иша (жена) названа от איש иш (муж). Имя Ева (евр.

חוה Хавва), которое появляется в Быт 3:20, означает «дарующая жизнь»; между тем в шумерской клинописи один и тот же знак передает два понятия: жизнь и ребро. Следовательно, чтобы донести свою мысль, св. писатель прибегает к древнейшим символам Месопотамии.

Смысл образа тот же, что и в Быт 2:24: мужчина и женщина являются «одной плотью». Любовь полов есть гармония одноприродных существ. Она настолько полная, что их взаимоотношения ничем не омрачены* Мнение о том, что супружеские отношения явились у людей лишь вследствие греха, блж.

 Августин считал «нелепым» (О Граде Божием, 14,23). . Именно поэтому, оставаясь нагими, они не ведают стыда. Стыд приходит лишь с нарушением гармонии, которое повлек за собой грех.

Вопросы для повторения

  1. Чем отличается Быт 2 от Шестоднева и что у них общего?
  2. В чем смысл сотворения человека из «праха»?
  3. Как в Ветхом Завете описан состав человека?
  4. Как понимать получение человеком души («дыхания»)?
  5. Может ли «прах земной» означать живое существо, предшествовавшее человеку?
  6. Что означает «насадил Бог»?
  7. С какой географической областью связан Едем?
  8. Каков смысл рассказа об Едеме?
  9. Что означал символ мирового Древа? Как он отразился в библейском сказании о двух Древах Едема?
  10. Что символизируют Древо Жизни и Древо Познания?
  11. Каков смысл рассказа о сотворении жены?

Источник: https://www.bible-center.ru/book/isagogika/001/002/001

Библия о сотворении человека

Как был создан человек? Создание человека

Тема урока: «Библия о сотворении человека» (2 класс)

Предлагаемый материал не является планом урока. Все содержание можно разделить на две части: то, что дети уже знают (учитель ещё раз проговаривает в «повторении изученного материала»), и новый материал, который является логическим продолжением темы «Библия о днях творения».

Важно: дети должны быть не просто слушателями, а активными участниками диалога «учитель – ученик», они должны думать и рассуждать вместе с учителем.

Оборудование: игрушечные фигуры ангела, человечка, различных животных, птиц, деревьев; пластилин и необходимые инструменты для лепки.

Повторение изученного материала

Вопрос. Мы говорим, что Бог создал. А Кого мы называем Богом? Кто такой Бог?

Ответ. Дети должны сказать, что Бог – это Троица (Отец, Сын и Дух Святой). Бог все создал.

Вопрос. Какие отличительные черты Бога вы можете назвать? Чем Бог отличается от других существ?

Ответ. Бог обладает Вечностью, совершенным разумом, свободой, Бог – Дух, Бог – это любовь. Бог не может делать зла. (Это основные черты, которые нужны для работы на уроке).

Обращаем внимание детей на стол, где выставлены все фигурки.

Учитель. На столе стоят игрушки. Перед тем, как разобраться, в какой день Бог создал ангелов, деревья, птиц, животных, человека, ответьте мне на два вопроса:

Первый вопрос. Что явилась причиной создания Вселенной, нашей планеты, в том числе и человека? Почему Бог решил создать Вселенную? Принуждал ли кто Бога создавать Вселенную?

Примерный ответ. Бог – это любовь. Бог всегда находится в блаженном состоянии. Ему хорошо. Он ни в ком и ни в чем не нуждается. Бог думает: «Мне хорошо. Создам Я другие существа, чтобы и им было хорошо так, как Мне. Чтобы они были такими же счастливыми, как и Я.

Значит, причиной создания Вселенной является Божия любовь. Стремление поделиться своей любовью. Желание осчастливить все созданное. Бог Сам, без какого-то принуждения, своим желанием создал Мир. Бог обладает свободой. Он решил создать и создал. А мог решить не создавать и не создал бы.

И тогда ничего бы и никого бы, кроме Бога, не существовало.

Второй вопрос. Для чего Бог создал Мир?

Примерный ответ. 1) Бог создал Мир, всю Вселенную, все существа для вечного счастья и блаженства; 2) чтобы все созданное: цветы, деревья, птицы, животные, облака, небесные светила – одним словам, вся природа, вместе с человеком прославляли своего Творца.

Обращаем внимание детей на игрушки, которые стоят на столе.

Вопрос. В какой день Бог Создал ангелов?

Ответ. Бог создал ангелов в первый день.

Вопрос. Напомните, чем ангелы отличаются от человека?

Примерный ответ. Они не имеют тела. Ангелы – это духи. Они имеют только душу. Им не нужно кушать, спать, отдыхать. Они имеют свой язык. Ангелы летают. Ангелы не умирают и не рождаются. Живут вечно. Ангелы – только мальчики.

Вопрос. Какую функцию ангелы выполняют?

Примерный ответ. Ангелы выполняют функцию почтальона. Господь посылает ангелов к людям, чтобы о чем-нибудь оповестить, сообщить (примеры праздников).

Вопрос: Когда Бог создал растительный мир?

Ответ. Бог создал растительный мир в третий день творения. («…Да произрастит земля зелень…, дерево плодовитое…»).

Вопрос. Когда Бог создал птиц?

Примерный ответ. Бог создал птиц в пятый день творения. («…Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной»). Нужно отметить, что раньше птицами считались и бабочки, и жуки, которые летали.

Вопрос. Когда Бог создал животных?

Примерный ответ. Бог создал животных в шестой день творения. («…Да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их»).

Изучение нового материала. (Проходит в форме беседы-диалога. Учитель не просто рассказывает, а задаёт вопросы, постоянно удерживая внимание учеников).

Вопрос. А чем животные отличаются от человека? Мы говорим, что человек имеет душу. А имеют ли душу животные, птицы, растения?

Примерный ответ. Растения, рыбы, птицы, животные, одним словом, все живые организмы имеют душу. Душа растительного мира, душа животных и душа человека отличаются между собой. Когда мы говорим про душу растений, птиц, рыб, жучков, паучков и животных, мы имеем в виду только лишь энергию, сила которой оживляет растения и животных.

А у человека душа не просто сила, которая оживляет тело. Душа у человека – это одна из составляющих частей человека. Душа человека, как мы будем говорить сегодня на уроке, обладает умом. Душа человека – это разумное существо. Когда растения и животные погибают, умирают, вместе с растениями и телом животных умирает и их душа. А у человека совсем не так. Душа не умирает.

Она продолжает жить и после смерти.

Бог создаёт жизнь на нашей планете не хаотично, бессистемно или беспорядочно. Наоборот, во всем присутствует строгий порядок. Сначала Господь создаёт простейшие, а потом все более сложные существа. Так и душа растительного мира: она проще, чем душа птиц и животных. А душа животных, в свою очередь, более простая, чем у человека. Например, душа у растений обладает только питательной силой.

Душе птиц и животных, кроме питательной силы, присущи воображение и побуждение.

Ну а душа человека, кроме этих двух сил, обладает умом. Она стоит на более высоком уровне.

Может возникнут вопрос: а как же быть с душой у ангелов? Ангелы имеют душу, но они не имеют тела. И поэтому душа человека более сложна, нежели душа у ангела.

В шестой день Бог создаёт человека.

Вопрос. Почему Бог создаёт человека самым последним, когда уже все было создано?

Примерный ответ. Бог уже все создал, что задумал. Создал и духовный, и материальный миры. Духовный мир – это ангелы. Материальный мир – это вся вселенная, земля и все, что населяет землю. И осталось создать самое разумное существо. Существо, которое бы владычествовало над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над всей землёю.

Человек – венец творения Бога. Он объединят в себе и духовный, и материальный миры.

Итак, Бог создал человека. Но перед тем как создать человека, Господь говорит, что создаст человека по образу и подобию своему.

Вопрос. А как вы думаете, что значит «создан по образу и подобию Божиему»?

Примерный ответ. Это значит, что человек чем-то будет похож, подобен на своего Творца, на Бога.

Вопрос. А как звали первого человека?

Ответ. Первого человека звали Адам.

Адам на еврейском языке обозначает «красная земля». По нашему – глина. Почему так? А потому, что Бог, как и животных, создал человека, Адама, из земли. Но, в отличие от животных, когда Бог создал человека, Он вдунул в лицо человека «Дух».

Что значит вдунул «Дух», «Дыхание Жизни»? Значит, вложил частичку Себя. Что это значит? Это значит, что в каждом из нас живёт Бог. Бог – это Дух. Он наполняет нас. Как в стакан мы наливаем воду, и вода наполняет стакан. Так и Бог входит в каждого из нас и наполняет нас.

Он живёт в каждом из нас.

«Дыхание Жизни» – это то, чем мы похожи на своего Творца. Это и есть тот образ Божий, по которому Господь и создал человека. В этот момент, когда Господь вдувает в человека «Дыхание жизни», человеческая душа, в отличие от души животных, наделяется более высокими качествами. Какими? Мы узнаем позже.

Ну а сейчас все вместе давайте попытаемся разобраться, чем мы, люди, похожи на Бога. В чем заключается образ Божий в нас. А для того, чтобы нам было легче разобраться, сначала слепим из пластилина деревцо, потом зверюшку и человека.

(Дети активно творят)

Учитель. Бога мы называем Творцом потому, что Он творит. Творить – это значить делать не тяп-ляп, как попало, а делать с душой, с любовью. Вот именно так и сотворил Бог всю Вселенную. Лепим. И нашего зверька, и нашего человечка мы лепим из пластилина. Так и Бог создал и животных, и человека из земли.

Вопрос. А скажите, пожалуйста, зачем вы слепили человечка и животных? Потому что я вас об этом попросил. А напомните мне, кто попросил Бога создать человека и весь мир?

Ответ. Никто. Он сам решил. Он мог и не создавать мир. Он обладает свободой. Каждый из нас перед тем как лепить, выбрал, какого цвета лепить зверушек и человечка. И с другой стороны: вы проявили послушание, послушались меня и стали работать. Лепить. А ведь могли сказать, что вы устали и вам не хочется лепить.

И я бы вас не смог заставить. Ведь оценок мы на наших занятиях не ставим. Вы бы сделали свой выбор. А делать выбор – это значит проявлять свободу. Значит, как и Бог, человек наделён свободой. Возможностью выбирать. Это первое, чем мы похожи на Бога. Мы обладаем свободой. Можно написать на доске это прекрасное слово.

(Записываем на доске «свобода»).

Скажите, а чтобы создать такую Вселенную, создать законы, по которым всё вокруг живёт и развивается, нужно обладать умом? Конечно, нужно. Нужно обладать необыкновенным умом. И Бог им обладает. Умнее, чем Бог, никого во всей Вселенной и за её пределами нет. Значит, Бог обладает совершенным умом.

Скажите, а умнее человека на земле мы можем кого-нибудь найти? Нет, не найдём. Человек является венцом творения рук Божиих. Человек, как и Бог, обладает разумом. Только для того, чтобы стать более умным, грамотным, выучиться и получить профессию, люди должны не лениться, учиться. Человек наделён от Бога умом. Способностью думать, рассуждать.

Интересная история. Бог создал Адама самым последним. Все птицы и звери уже были созданы. Бог, как мы с вами знаем, обладает совершенным разумом. Бог решил проверить Адама. Провести экзамен.

Он (Бог) привёл к Адаму всех животных и сказал, чтобы Адам каждому дал имя, назвал животных. Адам успешно справился с поставленной задачей. Бог остался доволен тем, как Адам назвал животных.

Адам проявил себя как грамотный, умный человек. Человек, обладающий разумом.

Значит, как и Бог, человек обладает умом. Это вторая черта сходства человека с Богом.

Запишем на доске слово «разум».

Мы уже с вами в начале урока говорили, что душа человека отличается от души животных тем, что она не умирает. Она продолжает жить и после смерти. Человек состоит из тела и души. И когда человек умирает, то это только тело умирает, а душа продолжает жить. Она просто выходит из тела и переселяется в другое место. И живёт там.

И ещё необходимо сказать, что сначала Адам и Ева, когда они жили в раю, имели бессмертное тело. Они никогда бы не умерли телом, если бы не нарушили заповедь послушания и не скушали плод с древа познания дора и зла. Бог не создавал смерти. Смерть создалась, появилась в результате нарушения заповеди, в результате грехопадения.

Причиной возникновение смерти явились сами люди.

Значит, давайте сделаем вывод. Человек похож на Бога тем, что он, как и Бог:

1. Обладает умом;
2. Свободой;
3. Человек создан вечным.

Создан вечным, это значит, что образ Божий есть в каждом человеке. Это значит, что Бог, как в зеркале, отображается в каждом из нас. Смысл образа Божьего в человеке в том, что человек наделён свободой (возможностью выбирать), умом, и ещё человек по благодати создан вечным.

Когда мы говорим, что смерть – это когда душа выходит из тела и переселяется в другое место, и живёт в другом месте, мы должны понимать, что человек всё-таки создан из тела и души. И душа без тела не может жить вечно. Иисуса Христа распяли на кресте.

Он умер. Душа отделились от тела. А потом Иисус Христос воскрес. Душа вернулась в тело. И мы должны всегда помнить, что все люди, которые умерли, когда-нибудь воскреснут. Но тогда уже на земле жизни в таком виде, как сейчас, не будет. Будет все по-другому.

А ещё мы с вами говорили, что Бог создал человека не только по образу, но и по подобию, это значит, что человек в жизни должен стремиться быть похожим на Бога в добрых делах: любви, терпении, сострадании и др. Для того чтобы понять, чем мы можем быть похожими на Бога, мы должны с вами знать об Иисусе Христе.

Иисус Христос – это Сын Божий. Он жил на земле среди людей. Он оставил для нас пример. Как мы должны жить. Как мы должны друг к другу относиться, как мы должны проявлять любовь, заботу, сострадание, терпение. Он должен быть для нас примером.

Мы всегда должны на Него равняться, поступать в жизни так, как бы Он поступил.

Ну вот мы с вами и разобрались, что значит «Бог создал человека по своему образу и подобию».

Аминь и Богу слава.

Скачать документ Word

(303)

Источник: http://barok.cerkov.ru/2016/11/07/bibliya-o-sotvorenii-cheloveka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.