Как писали в Древней Руси до появления кириллицы. Берестяная грамота и день бересты

Вопрос 7. Внешние признаки рукописных источников Древней Руси

Как писали в Древней Руси до появления кириллицы. Берестяная грамота и день бересты

Материалдляписьма Основным материалом для письма до 14в. был пергамен. Пергамен получил своеназвание от города Пергама (ныне Бергама),расположенного в Малой Азии, где во 2 в.до н. э. была усовершенствована технологияего изготовления.

Он представлял собойособым способом обработанную кожуживотных, причем считалось, что лучшиесорта пергамена получались из кожноворожденных телят, поскольку их кожабыла тонкой и не испорчена укусамиоводов и слепней. Снятую шкуру животногообрабатывали: счищали острым ножомшерсть и мясо, затем натягивали на раму,выстругивали, золили и обрезали дляполучения листов.

Выделанный пергаменбыл белого или желтоватого цвета. Слово”пергамен” вошло в употребление в17 в., проникнув в Россию через польскийязык.

Пергамен былдорогим материалом, и именно егодороговизной объясняется тот факт, чтоодни и те же листы пергамена моглииспользоваться два, три и более разпосле предварительного соскабливанияи смывания ранее написанного на нихтекста. Рукописи, написанные несколькораз на одном и том же материале, называютсяпалимпсестами.

Для прочтения палимпсестов разработаныразные способы. Наиболее ранний повремени и эффективный сводился кобработке их химическими реактивами.Этот способ был не безвреден дляисточников и мог привести к их безвременнойутрате.

В настоящее время широкоиспользуются рентгеноскопия, инфракрасноеи ультрафиолетовое просвечивание ифотографирование.

В качествематериала для письма Древняя Русьиспользовала также бересту.Грамоты из бересты были обнаружены входе археологических раскопок вНовгороде, Пскове, Витебске, Москве.Береста – кора берез, менее прочный, ноболее дешевый, чем пергамен, материал.Она лучше пергамена сохраняется в земле.

Перед употреблением береста обрабатываласьи обрезалась сверху, снизу и с боков.Берестяные грамоты, найденные в земле,промывались в горячей воде с содой,затем расправлялись и помещались междустеклами, где высыхали. Береста быладешевым материалом для письма. Поэтомуна ней редко писали деловые документы(акты).

Чаще она использовалась длябытовой переписки, обучения грамоте,написания текстов по хозяйственнойотчетности и подсчетам и т. д.

Графикаписьма Общим каноном уставного письмаявлялась геометричность графики букв,отсутствие их наклона и расстояниймежду отдельными словами в строке.Вертикальные части букв стоялиперпендикулярно, горизонтальные –параллельно строке. Буквы почти невыходили за линию строки. Лист, написанныйуставом, имел справа и слева поля иразлиновывался.

Устав знал знак препинания– точку, употребление которой в строкебыло произвольным. Точками с двух сторонмогли выделяться и буквы-цифры. Напротяжении своего развития графикаустава не была однородной. Различалсяустав древнейший и поздний. Источники11 – 12 вв.

писались древнейшим уставом,который в большей степени, чем позднийустав, соответствовал правилам, принятымдля уставного письма.

Уставом писалирукописные книги и деловые бумаги.Сохраняя в своей основе главные уставныепринципы, графика рукописных книг идокументов все-таки отличалась в силуфункционального назначения этихисточников и условий их написания.

Книги, предназначенные для чтения ицерковной службы, созданные в монастырскихкнигописных мастерских, были написаныболее аккуратно, нежели деловые бумаги,в которых даже в 12 в. встречаетсянеровность и скошенность элементовбукв, известная небрежность.

Именно вделовом письме раньше, чем в книжном,происходили ускорение написания букви эволюция древнейшего устава к позднемууставу, а в последующее время – кполууставу и скорописи.

Графика берестяныхграмотэтого периода отличалась от графикибукв, написанных на пергамене.

Посколькуна бересте буквы не писались, авыдавливались, их графика характеризоваласьбольшой заостренностью, угловатостью,наклоном к строке, выходом сверху иснизу за ее пределы.

Наличие этихособенностей позволило утверждать, чтографика букв берестяных грамот 11 – 12вв. напоминала прототип полуустава идаже ранней скорописи.

Чернила,которыми писались древние русскиерукописи, были плотными, густыми, обычнокоричневого или бурого оттенка. Ониглубоко проникали в пергамен и с трудомразмывались, даже если смочить письмо.В основе их приготовления лежала реакциямежду солями, железистыми и дубильнымивеществами.

В практике встречались ичерные чернила. В этом случае в их составдобавлялась сажа. Чтобы чернила нестекали с пера и были вязкими, в нихдобавляли камедь – клейкое веществорастительного происхождения.

Кромечернил использовались краски,которыми писались заголовки, заглавныебуквы и различные украшения. Древниеписцы знаки киноварь – краскуоранжево-красного цвета, охру – краскужелтого цвета, черную краску, свинцовыебелила, лазурь.

В богато украшенныхрукописях использовалась золотаякраска, приготовляемая из истертого впорошок золота, замешанного на камеди.Это было т. н. “твореное золото”.

Орудия письма В качестве орудийписьмадревние писцы использовали птичьи,преимущественно гусиные перья. Способприготовления гусиных перьев былустойчивым и дожил до 19 в. Чтобы размягчитьперо и очистить от жира, его втыкали вгорячие и влажные песок или золу.

Затемс помощью ножа очинивали: делали надрезс двух боков, оставляя небольшойполукруглый желобок, по которому стекаличернила. Для удобства нажима желобокрасщепляли. Для написания краскамизаглавных букв и заголовков пользовалиськисточками.

На берестяных грамотахзаписи выдавливались острым костянымили железным предметом.

Украшениярукописей Основными средствами украшениярусских рукописей были орнамент,в стиле которого выполнялись заставки,концовки,инициалы,а также вязь,миниатюрыи полевыецветки.Заставка – это рисунок, который находилсянад текстом, в начале отдельной главыили страницы.

Концовка – рисунок надтекстом, в конце главы или рукописи.Иногда роль концовки играл колофон,представляющий собой сведение конечноготекста в воронку путем сокращения числабукв справа и слева строки. Инициаломназывалась начальная буква, котораяоткрывала абзац, была по размеру большеостальных строчных букв и отличаласьот них красивым оформлением.

Полевойцветок – украшение на поле рукописи ввиде цветка или узора.

Древнейшиморнаментом русских рукописей являетсястаровизантийский,или древнерусский(иногда его называют геометрическим).Он держался в рукописях на протяжении11 – 12 вв. и совпадал по времени с пергаменоми древнейшим уставом. В основедревнерусского орнамента лежат двамотива: растительный и геометрический.

Заставка орнамента очерчена рамкойхарактерной геометрической формы: ввиде квадрата, прямоугольника, буквы”П”, в виде схемы храма в разрезе.Внутреннюю часть рамы заполняютпростейшие геометрические фигуры:прямоугольники, четырехугольники,ромбы, круги, полукружия, в которыеврисовываются растительные мотивы:цветы и листья.

Непременным мотивомэтого орнамента является изображениевизантийского цветка “крин”.

Сочетаниегеометрических и природных мотивовбыло характерно и для оформленияинициалов, которые четки по форме илегко узнаваемы. Часто на полях запределами заставки рисовались разныептицы и звери, имеющие реалистическиеизображения (куропатки, зайцы, львы).

Впростых рукописях орнамент рисовалсяодной киноварью, в роскошных он былмногоцветным, с использованием золота:золотой фон, обводка или написание букви цветов – золотом. Кроме орнамента,древнейшие рукописи украшалисьминиатюрами,т. е. иллюстрациями.

Простейшими формамиминиатюр т. н. выходные, на фронтисписе.Согласно еще античной традиции, навыходной миниатюре давалось изображениеавтора, а иногда и заказчика.

Отличительнойособенностью древнейших миниатюрявляется их статичность, простотаизображения и композиции, небольшоеколичество фигур.

Рукописи 11 –12 вв., написанные на пергамене, дошли донас в виде отдельных листов и книг.Формат,или размер, листов зависел от объематекста и назначения памятника письменности.Книги, как правило, состояли из отдельныхтетрадей, переплетенных вместе.

Переплеткниги делался из деревянных досок,которые обтягивались кожей и тканью.Переплет дорогих книг мог быть оковансеребряным или золотым окладом, украшендрагоценными камнями.

Радикальнымсредством от деформации книги былизастежки, плотно стягивающие блок книгии прессующие его досками переплета. Дляпредохранения переплета от поврежденийна его углах вбивались гвозди с широкимикруглыми головками. Иногда эти головкиделались в виде узорных блях – жуковин.

В богатых книгах жуковины заменялисьугольниками и середниками, сделаннымииз меди, золоченой бронзы, серебра,золота, украшенными изящной чеканкой,резьбой, эмалью.

Источник: https://studfile.net/preview/3218800/page:5/

Чем и на чем писали в Древней Руси?

Как писали в Древней Руси до появления кириллицы. Берестяная грамота и день бересты

Современный мир все чаще обращает свои взоры назад, в историческое прошлое, пытаясь узнать тайны зарождения культуры, речи, письменности и религии наших предков.

Открыв неизведанный исторический след и постигнув тайны истории, можно лучше понять себя и окружающий мир. Сотни вопросов, каждый день зарождающихся, находят свое решение, а некоторые – навсегда остаются загадкой истории.

Одним из таких вопросов, важным, интересным и поистине захватывающим для изучения, выступает письменность Древней Руси.

Вопрос: “на чем писали в древней Руси” – звучит все громче и притягивает взоры современного поколения.

Истоки письменности или материал для письма в древней Руси

aliance4.ucoz.ru

Раскопки проведенные в Новгороде показали несколько необычных предметов, которые принято называть в современной литературе церами.

Все предметы, найденные во время раскопок, датируются начиная с 10 века и по 13 век включительно.

Такая историческая протяжность говорит о том, что церы использовались в качестве материала для письма, но не часто. Ведь во время раскопок найдено всего 11 экземпляров.

Цера – деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета.

Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Самым востребованным размером пластин был 9-12 см, такие таблички можно было носить с собой.

По краям каждой исписанной церы делалось отверстие для кожаного ремня, которое потом использовалось для соединения пластин между собой.

Писали на церах также не обычно, приходилось выцарапывать тексты на воске, а при необходимости – стирать их и писать новые тексты.Дохристианской письменностью, которая использовалась для письма, иногда и на церах, была примитивная руническая письменность – “черты и резы”. Непонятные символы и знаки, составляющие это письмо, почти не сохранились до наших дней.

Более распространенное использование, начиная с IX века, получила привычная нам кириллица. Именно кириллицей писали ученики в княжеских школах, оттачивая свае мастерство на церах, изучая основы письменности и алфавит.

Дорогой материал для письма на Руси до ХIV века

Более дорогим материалом для русских письменных памятников служил пергамент, который использовался до ХIV века. Наши предки называли такой вид письма своеобразно: «телятинами», «кожами», «мехом».

Пергамент – телячья кожа, выделанная особым способом. Происхождение материала уходит корнями во II век до нашей эры, в город Пергам (Азия). Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом.

Виной всему процесс изготовления пергамента и само сырье – телячьи шкуры. Для написания всего одной небольшой книги приходилось использовать от 100 до 180 шкур.

А это – огромное стадо! Кроме того, сам процесс преображения обычной шкуры в пергамент был крайне сложным, длительным и хлопотливым. Он состоял из таких этапов:

pravlife.org

  1. Промывка шкуры и удаление жесткого покрова (ворса);
  2. Вымачивание, на протяжении 7 дней, в известковом растворе;
  3.  Просушка шкуры, на деревянной раме и удаление клетчатки (мездрили ножами).
  4. Втирание мела;
  5. Обработка (выглаживание) пемзой;
  6.  Этап отбеливания посредством втирания муки и молока;
  7. Деление на листы необходимого размера.

Несмотря на весь труд, через который проходил каждый кусок пергамента, это был прекрасный материал для письма. Лучший в своем роде. Как писчий материал, пергамент, мог использоваться с двух сторон. Он был и прочным и светлым одновременно, что значительно улучшало качество текстов. Не менее популярной особенностью пергамента было повторное использование, соскоблив верхний слой.

Берест – заслуженная популярность

pravlife.org

Вопрос о том, на чем писали на Руси в 10 веке все же остается актуальным, в силу дороговизны пергамента и непрактичности церы. И русичи решили его великолепно – использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту, наши предки использовали для повседневных нужд.

Более дешевая и доступная береста стала настоящей находкой и возможностью изучать письмо в низких социальных слоях. Часто использованную однажды кору березы просто выбрасывали и писали на новом куске.

В более бедных районах Древней Руси, дорогой пергамент заменяли дешевой берестой и писали целые книги. Благодаря особенностям березовый коры книги из нее лучше сохраняются в земле, чем пергаментные.

Первые берестяные грамоты на территории нашей страны были найдены в Новгороде, во время археологических раскопок 1051 года.

Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем. Раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки.

Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории.

Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси.

Техника изготовления листов и письмо в берестяных книгах

bibliotekar.ru

Перед этапом подготовки книги или рукописи необходимо было подготовить березовую кору. Для этого ее вываривали в воде и снимали грубые слои. После полного высыхания и обрезания со всех сторон бересте придавалась прямоугольная форма.

Сделать берестяную книгу было не трудно, для этого заранее подготовленные страницы исписывались и складывались по-порядку. Потом к готовому материалу добавлялась не исписанная обложка.

Все приготовленные таблички с одной стороны пробивались шилом, а в образовавшееся отверстие пропускали кожаный шнурок, чтобы скрепить все вместе.

Не менее важно стоит вопрос как в древней Руси называли орудие письма или чем писали на бересте на Руси? Этот вопрос, в контексте древней письменности, стоит остро, ведь изобретательность в плане материала для письма была перенесена и на орудие для письма. Писали наши предки заостренными писалами, просто выцарапывая буквы на бересте или цере.

Писало делалось из кости или железа, реже из брозы и дерева. Как показали раскопки в Новгороде, писала имели более широкое применение, нежели простое высечение текста.

Об этом говорит форма писала: заостренный конец применялся для начертания букв, прорисей и знаков, а лопаточка сверху использовалась для подправки текста на бересте или для соскабливания воска в церах.

В лопаточке делали отверстие и носили ее на поясе.

Гусиные перья и древнерусские рецепты чернил

bibliotekar.ru

Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.

Техника подготовки пера требовала умений и правильных действий. Для письма пригодно перо из левого крыла птицы, ибо оно имеет удобный угол для письма правой рукой. В обязательном порядке перо обезжиривали горячим песком.

Кончик затачивали наискось.

Рецептов приготовления чернила было несколько, в основном, из доступных средств. Среди них:

  • чернила из растений. Фиолетовые – из черники, пурпурные – из крушины, синие – из бузины.
  •  черные чернила из камеди и сажи, путем вываривания.
  •  чернила из ржавчины.
  • чернила из ольховой или дубовой коры, кваса, меда и вишневого клея.

Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды – чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол.

Особенный вид древнерусской письменности

Особенное место в письменности Древней Руси занимает граффити. Это выцарапанные надписи в храмах, монастырях и церквах оставленные паломниками. Граффити было настолько популярно, что в уставах некоторых князей были упоминания и наказания за отметки на стенах.

Часто в таких граффити писалось просто имя, пожелание, прошение, молитва и благодарность. Факты свидетельствуют о том, что даже в закрытых церквах принадлежащих княжескому роду, встречались граффити. Этот факт говорит о популярности подобного направления.

Интересным признанием, которое историки нашли на стене одной из церковь, оставленное анонимным верующим стало признание: «Блуд сотворил в свят день».

Письменность Древней Руси – это уникальная система со своими необычными чертами и важными составляющими. Но самое важное, что наши предки стремились к знаниям, вырабатывая новые способы для обучения и просветления. Как нельзя лучше описывает события, происходящие на Руси пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма».

Источник: https://perstni.com/magazine/history/chem-i-na-chem-pisali-v-drevney-rusi.html

Письма, пришедшие через 600 лет

Как писали в Древней Руси до появления кириллицы. Берестяная грамота и день бересты

В Древнем Вавилоне писали на глиняных табличках, в Египте – на папирусе, в Европе – на пергаменте, а в Древней Руси – на коре березы.

Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумагу.

По основной версии, появление берестяных грамот относится к периоду XI–XV веков, но первооткрыватель новгородских грамот А. В. Арциховский и многие его коллеги считают, что первые грамоты были уже в IX–X веках.

Что такое берестяная грамота

Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги.

Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI–XV веков, однако Арциховский и многие из его сторонников утверждали, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX–X веках.

Так или иначе, это археологическое открытие перевернуло взгляд современных ученых на Древнюю Русь и, что куда важнее, позволило взглянуть на ее изнутри.

Первая берестяная грамота

Стоит отметить, что именно новгородские грамоты учёные считают самыми интересными. И это понятно. Новгород – один из крупнейших центров Древней Руси, который при этом не был ни монархией (как Киев), ни княжеством (как Владимир). «Великая русская республика средневековья», — так называл Новгород социалист Маркс.

Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой XIV века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок.

Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме.

После первой находки последовали и другие.

О чём писали древние новгородцы

Берестяные грамоты имеют самое разное содержание. Так, например, грамота номер 155 является запиской о суде, которая предписывает ответчику возместить истцу нанесенный ущерб в размере 12 гривен. Грамота номер 419 – молитвенная книжка. А вот грамота под номером 497 и вовсе была приглашением зятя Григория погостить в Новгород.

В берестяной грамоте, посланной приказчиком господину, говорится: «Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова».

Среди грамот найдены любовные записки и даже приглашение на интимное свидание. Была найдена записка сестры брату, в которой она пишет о том, что ее муж привел домой любовницу, и они, напившись, бьют ее до полусмерти. В этой же записке сестра просит брата поскорее приехать и заступиться за нее.

Берестяные грамоты, как оказалось, использовались не только в качестве писем, но и в качестве объявлений. Так, например, грамота номер 876 содержит предупреждение о том, что в ближайшие дни на площади будут проходить ремонтные работы.

Ценность берестяных грамот, по мнению историков, состоит в том, что в подавляющем большинстве это бытовые письма, из которых можно очень много узнать о жизни новгородцев.

Язык берестяных грамот

Интересным открытием в отношении берестяных грамот стал тот факт, что их язык (письменный старославянский) несколько отличается от того, что привыкли видеть историки.

В языке берестяных грамот содержится несколько кардинальных отличий в правописании некоторых слов и сочетаний букв. Есть различия и в расстановке знаков препинания.

Все это привело ученых к выводу о том, что старославянский язык был весьма неоднородным и имел множество наречий, которые порой сильно разнились между собой. Подтвердили эту теорию и дальнейшие открытия в области истории Руси.

Сколько всего грамот

На сегодняшний день в Новгороде найдено 1050 грамот, а также одна берестяная грамота-икона. Найдены грамоты были и в других древнерусских городах. В Пскове было обнаружено 8 грамот. В Торжке – 19. В Смоленске – 16 грамот. В Твери – 3 грамоты, а в Москве – пять. В Старой Рязани и Нижнем Новгороде было найдено по одной грамоте.

Так же грамоты были обнаружены и на других славянских территориях. В белорусских Витебске и Мстиславле — по одной грамоте, а на Украине, в Звенигороде Галицком, — три берестяные грамоты.

Этот факт свидетельствует о том, что берестяные грамоты не были прерогативой новгородцев и рассеивает популярный миф о Древней Руси — миф тотальной безграмотности простого люда.

Современные исследования

Поиски берестяных грамот ведутся и сегодня. Каждая из них подвергается доскональному изучению и расшифровке. Последние найденные грамоты содержали не письмена, а рисунки. Только в Новгороде археологами было обнаружено три грамоты-рисунка, на двух из них были изображены, по всей видимости, дружинники князя, а на третьей присутствует изображение женских форм.

kulturologia.ru

Источник: http://youletter.club/pisma-prishedshie-cherez-600-let/

О книгопечатании на руси. коротко и внятно

Как писали в Древней Руси до появления кириллицы. Берестяная грамота и день бересты

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги.

Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз.

День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI—XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте.

Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты.

Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в.

Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать.

По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира.

«Остромирово Евангелие» — истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А».

Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.

Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись.

Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» — труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню.

Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного.

В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле — Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги.

Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров.

Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Социальные кнопки для Joomla

Источник: https://www.voskresenie-tomsk.ru/voskresnye-besedy-so-svyashchennikom/85-o-knigopechatanii-na-rusi-korotko-i-vnyatno

Как, чем и на чем писали в Древней Руси

Как писали в Древней Руси до появления кириллицы. Берестяная грамота и день бересты

Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде “MS Word” и начинаете […]

Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде “MS Word” и начинаете творить…

А самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее…

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность – “черты и резы”.

Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала.   Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.

С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.

Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергамене. Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья – телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы.

Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка – миниатюра.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами – то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Текст, написанный на скоблёном пергамене, назывался палимпсетом.

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь – чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами.   Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи (“копченые чернила”). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди “чернильные орешки” – болезненные наросты на листьях дуба.

Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники – фиолетовые чернила, из крушины – пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины – синие, а из ее же листьев – зеленые.

https://www.youtube.com/watch?v=kV78XgSmxo0

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд – чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы).

С кончика перьев убиралась часть бородки для улучшения ухватистости. Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались (“чинились”) ножом (отсюда современный складной нож получил наименование “перочинный”). Для написания заглавных букв могли использоваться тонкие кисточки.

К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда “красная строка”). Заголовки писались вязью – особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком – миниатюрой.

На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки – “полевые цветы”. По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был “старовизантийский”, он же “геометрический”.

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую – различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки.

Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору21

Источник: https://pravoslavie.fm/articles/kak-chem-i-na-chem-pisali-v-drevney-rusi/

Письменность и литература культура древней руси. находка берестяных грамот в новгороде 26 июля 1951 г. на неревском раскопе была обнаружена берестяная. – презентация

Как писали в Древней Руси до появления кириллицы. Берестяная грамота и день бересты

1 ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА Культура Древней Руси

2

3 Находка берестяных грамот в Новгороде 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота, которая содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу некоего Фомы. Текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался.

Грамота была найдена прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила. Впервые увиденная археологами, она оказалась плотным и грязным свитком бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали чёткие буквы.

Если бы не эти буквы, берестяной свиток был бы без колебаний окрещён в полевых записях рыболовным поплавком.

4 Археолог Нина Окулова не верила своим глазам: на её ладони лежал комок бересты, и сквозь грязь на ней проступали буквы… Таких находок прежде не было экспедиция А.В. Арциховского, копавшая Древний Новгород летом 1951 года, обнаружила тогда первую берестяную грамоту.

Артемий Владимирович в восторге крикнул: «Нине премия сто рублей!» На следующий день была найдена вторая, потом ещё и ещё … На сегодняшний день, спустя пол века, Новгород подарил историкам свыше 900 берестяных грамот. Оказывается береста способна тысячелетие сохраняться в мокрой глине, если нет доступа воздуха.

И ещё одно обстоятельство помогло учёным: если обычно на бересте писали чернилами, то в Новгороде делали иначе буквы выцарапывались на коре, как правило, на внутренней стороне, той, что прилегает к дереву.

Обычно бересту готовили, вываривая в кипятке: после этого она становилась эластичной, и оставалось лишь обрезать края, предав куску прямоугольный вид.

5 Берестяные грамоты Берестяные грамоты представляют собой, как правило, выброшенные документы, попавшие в землю в том месте и в тот момент, когда в них исчезала практическая надобность.

Большинство берестяных грамот частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания).

К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого- то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV XV века)

6 Новгород е годы. “Автопортрет” новгородского мальчика Онфима – всадник, поражающий врага. Около фигуры надпись “ОНФИМЕ” и начальные буквы азбуки. Из набора упражнений Онфима, обучающегося грамоте.

Сравнительно редкие берестяные грамоты: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения); литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству); записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули).

Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.

7 Грамота, 1320-е 1340-е годы. Письмо Петра к Марье, в котором он просит прислать копию грамоты о покупке пожни. «Поклон от Петра Марье. Я скосил луг, а озеричи (жители деревни Озера) у меня сено отняли… ».

О чем же просил Петр? Можно было бы предположить, что муж просил жену созвать сельчан вооружиться вилами и бежать на подмогу, чтобы силой вернуть отобранное. Все же на дворе Средние века, вроде как царит Faust recht, кулачное право.

Однако средневековый крестьянин просит жену сделать совершенно невероятное: «…Спиши копию с купчей грамоты да пришли сюда, чтобы было понятно, как проходит граница моего покоса». Одна эта фраза раскрывает неожиданную картину. У грамотного крестьянина грамотная жена, которая умеет читать и писать. У них есть купчая грамота на землю.

Хозяйственные споры решаются не мордобоем, а разбором документов. А копия с купчей грамоты (вполне возможно копия именно на бересте) признается сторонами решающим аргументом. Всё это несколько переворачивает наши представления о «Темных веках»…

8 Любовное письмо года (грамота 752) «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо.

Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я». Реакция возлюбленного, получившего это послание, была своеобразна.

Письмо было в сердцах разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза.

9 Карта поиска берестяных грамот Новгород Старая Русса Псков Торжок Тверь Смоленск Мстиславль Витебск Москва Старая Рязань Звенигород Галицкий

10 Памятник Кириллу и Мефодию в Коломне

11 Древнейшие славянские памятники имеют два алфавита: кириллицу и глаголицу. Славянские рукописи, сохранившиеся с конца IX- начала X в., написаны на обоих алфавитах, поэтому решить вопрос о первоначальном появлении глаголицы или кириллицы очень трудно.

12 Глаголица (от славянского «глагол» – слово) « Большая группа ученых считает, что глаголица предшествовала появлению кириллицы.

Первоначально Кирилл создал глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии.

Однако резкое отличие глаголицы от характера греческого письма заставило через несколько десятилетий изменить написание букв применительно к греческому письму». А.М. Сахаров

13 Кириллица (старославянский или церковный алфавит) В кириллице было 43 буквы. В современном русском алфавите – 33 буквы, причём четырёх из них в кириллице не было.

Такая разница объясняется тем, что раньше в славянских языках было больше звуков. В основе кириллицы лежит греческий алфавит. Буква А – аз, что означает я, буква Б – буки, что означает буква. Отсюда происходит и русское слово азбука.

Буквами обозначались и цифры. Например, буква А соответствует цифре 1.

14 «Уставное письмо» веков Рукописный почерк назывался «устав». Характерной особенностью была геометричность написания букв. Обычно они писались в границах двух горизонтальных параллельных линеек, перпендикулярно к строке.

Буквы не были связаны между собой, а слова не отделялись друг от друга. Рукописный почерк назывался «устав» (с 10-го до середины 16-го в.); каждая буква выписывалась очень тщательно и выглядела необычайно красиво. Вид устава.

«Евангелие от Кошки», 1392 год

15 Полуустав (14-17 вв.) Скоропись (14-20 вв.) Ускорение письма Скоропись. Минея-четья, гг.Полуустав. «Лествица», 1622 год

16 Быль или Правда? В былинах встречаются следующие имена действующих лиц, которые с разной степенью вероятия могут быть сопоставлены с реальными историческими деятелями, известными нам по летописям: киевский князь Владимир Красное Солнышко (в нем, как полагают, слились Владимир Святославич ( годы) и Владимир Мономах (умер в 1125 году), “Вольга” (Олег) Святославич ( годы), Добрыня (980-е годы), Глеб (умер в 1078 году), “Волхв Всеславьич” (Всеслав Полоцкий, умер в 1101 году), “Апракса королевишна” (императрица Евпраксия, сестра Мономаха), Козарин (1106 год), боярин Ставр (1118 год), богатырь- паломник Даниил (1107 год), боярин Путята (1113 год), Садко (1167 год), князь Роман (умер в 1205 году). Упоминаются половецкие ханы Шарукан (“Шарк-великан”, “Кудреван”), его сын Отрак и его внук Кончак (“Конь- шак”), хан Сугра (1107 год), Тугоркан (“Тугарин Змеевич”, 1096 год) и татарские ханы Батый и “Калин-царь” (возможно, Менгу-Каан, 1239 год). Б.А. Рыбаков «Рождение Руси»

17 Источники

Источник: http://www.myshared.ru/slide/353700/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.