Какие бывают стопы в литературе. Трехсложные размеры в силлабо-тонике

Четверостишие дактиль. Амфибрахий, анапест, хорей, ямб, дактиль: примеры стихов

Какие бывают стопы в литературе. Трехсложные размеры в силлабо-тонике

Стихи – это лучший дар, полученный ныне живущими поколениями от далеких предков. За многовековую историю человечества были созданы настоящие шедевры: эпосы и баллады, поэмы и романы. По мнению отдельных исследователей, любая литература начинается с поэзии, ибо стих – первое, что возвышалось из обиходной речи.

Два вида художественной речи

Поэзия от прозы отличается не каким-то одним признаком – особенностями ритма, звучанием или графическим видом… Она является особой системой организации букв и слов.

Исследователи ставят перед собой множество вопросов: какая речь возникла раньше – стихотворная или прозаическая? Какая правильней и совершенней? Зачем человечеству нужна поэзия? Эти всегда, и на них нельзя дать однозначных ответов.

Начиная свою поэтическую карьеру, не все юные гении знают, что такое двусложный и трехсложный размер стиха, как правильно ставить ударение и выдерживать паузы. Но как только, не без помощи музы, начинают появляться строки, в них можно заметить ярко выраженный ритм, и впоследствии полюбившийся способ организации речи можно проследить на всем творческом пути писателя.

История развития русского стихосложения

Происхождение любого термина принято связывать с античностью, ведь неспроста всем предметам и явлениям в далеком прошлом даны определенные наименования. В переводе с греческого слово «стих» обозначает «ряд». Поэтической речи присуща особая организованность, благодаря которой произведения несложно запоминать.

Стихотворный текст интересен тем, что в нем речь разделена на определенные части, которые подтверждаются графикой. В пределах поэтической строки мы обнаруживаем повторение ударных и безударных слогов, которые образуют стопу.

В литературоведении существуют двусложные и трехсложные размеры стиха: ямб и хорей, амфибрахий, анапест и дактиль.

В античности насчитывалось около 30 видов стоп. Русское стихосложение развивалось от тонического через силлабическое к силлабо-тоническому.

В основе второй системы лежит особый принцип – в каждой строке ударение должно падать на предпоследний слог. Несоответствие фонетики русского языка с другими привело к появлению нового способа сложения, и реформы в этом направлении провели В.

Третьяковский, М. Ломоносов и А. Востоков. В основе силлабо-тоники лежит повторение одинаковых стоп.

Двусложный размер стиха

Средняя длина русского слова составляет примерно 3 слога. В двусложных стихотворных размерах в ритмическом рисунке появляются безударные двусложные стопы. Ритмическая организация произведения зависит от длины строки.

В хорее ударение падает на второй слог, в ямбе – на первый. В зависимости от количества слогов, они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестистопными или вольными. В творчестве русских писателей встречаются все размеры стиха.

Примеры хорея можно найти у А. Пушкина в «Зимнем вечере»: «… бУря/мглОю/ нЕбо/ крОет…». Для написания известного романа в стихах «Евгений Онегин» поэт выбрал четырехстопный ямб: «… мой дЯдя/ сАмых/ чЕстных/ прАвил…». Нередко для урегулирования ритма пропускается ударение или, наоборот, встречается на стыке слов.

Трехсложный размер стиха

Помимо ямба и хорея в силлабо-тонику входят дактиль, анапест и амфибрахий. Стихотворения, написанные таким способом, больше приближены к разговорной речи.

Как правило, ударение в них пропускается редко, гораздо чаще можно встретить повторение ударных слогов. Со слов К.

Вишневского можно выявить, что амфибрахий и анапест получили распространение лишь в середине девятнадцатого века, в эпоху расцвета творчества М. Лермонтова.

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог. Русский поэт Н. Некрасов часто выбирал такой ритм, чтобы его произведения получались интонационно гибкими: «СлАвная/Осень! здо/рОвый, я/дрЕный/вОздух у/стАлые/сИлы бо/дрИт».

Амфибрахий часто использовали для написания своих шедевров поэты-символисты, такие как А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус. К. Бальмонт писал, что без трехсложных размеров жизнь была бы однообразной, и даже посвятил этой проблематике стихотворение: «хорЕи/ и Ямбы/, с их звУком/ корОтким/, я слЫшал/ в журчАньи/ ручьЕв».

В анапесте ударение падает на последний слог. Среди русских поэтов этот трехсложный стихотворный размер впервые употребил А. Сумароков в своей оде «Противу злодеев»: «На морскИх/ берегАх/ я сижУ/, не в прострА/нное мО/ре гляжУ». Вскоре он полюбился многим другим мастерам пера, и все чаще появлялись произведения, написанные анапестом.

Определяем стихотворный размер правильно

Ямб, хорей или амфибрахий… Казалось бы, выявить между ними разницу не составляет труда. Достаточно высчитать количество слогов и правильно расставить ударение, и размер сразу станет известным. Сегодня анализ стихотворного произведения делают школьники и студенты филологического факультета.

Этот вид разбора встречается очень часто, и важно сделать его без ошибок, чтобы преподаватель высоко оценил работу.

Иногда определить размер стиха очень сложно, поэтому у каждого начинающего филолога всегда должна иметься компактная таблица с нумерацией стоп, соответствующих особенностям ямба, дактиля или амфибрахия.

Первый и главный пункт разбора – расстановка ударения. Стоит учитывать, что для урегулирования ритма автор использует прием, когда вместо привычной гласной выделяет другой слог.

Например: пускАй/ в душЕ/вной глу/бинЕ/ встаЮт/ и зА/ходят/ онЕ. В своем известном стихотворении Silentium! Ф.

Тютчев выбрал не только оригинальный способ акцентирования в слове «заходят», но и пиррихированные стопы, когда ударение пропускается.

При правильной расстановке ударения сразу можно выявить, какие гласные стоят в сильной позиции. По таблице несложно будет определить, произведение написано анапестом, дактилем или торжественным ямбом.

Традиции русских писателей: размер стихов Пушкина, Лермонтова, Блока

Зачастую великие поэты в своем творчестве пытаются использовать все приемы, однако сложно не заметить, что каждый из них отдает предпочтение определенному ритму. Почти все ранние стихи А. Пушкина, включая его первую большую поэму «Руслан и Людмила», написаны двусложным ямбом.

Трехсложный размер стиха звучит менее энергично и торжественно, но и он находил симпатии у многих великих поэтов. Примеры дактиля можно встретить у М. Лермонтова. Традиция написания трехсложными размерами развивается на стыке 19-20 веков, и ее продолжают писатели-символисты. Иногда А. Блок, З. Гиппиус, А.

Ахматова и другие отступали от силлабо-тоники и писали свои произведения так называемыми «народными» ритмами, в организации которых лежит принцип соизмеримости ударных слогов в строках.

Двусложные и трехсложные размеры адаптированы для русского языка, поэтому такой способ сложения стихотворений сейчас наиболее востребован, да и со временем также не потеряет своей актуальности.

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающихтеорию литературы , но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера. Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.

Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).

Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений.

Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова.

Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.

«Невидимкой луна» –а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.

«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1) Пронумеровать все слоги в строке.

2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3) Выписать подряд номера ударных слогов.

4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9 – хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. – ямб

Источник: https://ik-ptz.ru/istoriya/chetverostishie-daktil-amfibrahii-anapest-horei-yamb.html

Размеры силлабо-тонической системы стихосложения: Помимо тоники и силлабики, силлабо-тоническая система имела еще один

Какие бывают стопы в литературе. Трехсложные размеры в силлабо-тонике
Помимо тоники и силлабики, силлабо-тоническая система имела еще один важный источник — античную метрическую систему. В основе ритмической орга низации метрического стиха лежало упорядоченное чередование кратких и долгих слогов.

Структура античной метрики стала основой для русской силлабо- тоники. Тредиаковский и Ломоносов оставили в силе метрический принцип чередования слогов, но вместо долгих и кратких слогов в силлабо-тонике стали чередоваться ударные и безударные слоги.

Например:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

(А. Пушкин)

Обозначим ударные слоги прямой черточкой / — /, безударные слоги — вогнутой скобочкой / У /. Представим приведенный отрывок в виде схемы ударных и безударных слогов:

-и ии -и -и Весна, весна, пора любви,
и –
и –
и –
и –
Как тяжко мне твоё явленье,
и –
и –
и –
и –
Какое томное волненье,
и –
и –
и и
и –
В моей душе, в моей крови…
и –
и –
и –
и –
Еще один пример:

(4* стопный хорей)

и

и

(А. Пушкин)

(4- стопный ямб)

Мы ВИДИМ, что сочетание «безударный — ударный» повторяется до конца строки (за отдельным исключением).

Повторяющееся в силлабо-тоническом стихе сочетание ударного и безударных слогов называется стопой (термин заимствован из античной метрики, где стопой называлось сочетание долгого и краткого слогов). Стопа отделяется вертикальной чертой.

Силлабо-тоническая система стихосложения знает пять основных видов стоп:

Хорей— стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог — ударный, второй — безударный. Схема хорея: | — У |.

Ямб — стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог безударный, второй — ударный. Схема ямба: | У — |.

Вышеприведенные отрывки из пушкинских стихотворений — примеры хорея и ямба. Это самые распространенные размеры в русской классической поэзии.

Кроме двусложных стоп — хорея и ямба — в русской силлабо-тонике есть трехсложные стопы:

Дактиль — стопа из трех слогов, где первый слог ударный, второй и третий — безударные. Схема дактиля: | — УУ].

Амфибрахий — стопа из трех слогов, где первый и третий слоги безударные, а второй — ударный. Схема амфибрахия | У — У |.

Анапест — стопа из трех слогов, где первый и второй слоги безударные, а третий — ударный. Схема анапеста: | У У — |.

В зависимости от количества стоп в строке размер стиха именуется трехстопным, четырехстопным и так далее. При определении размера нужно не только называть размер (ямб или анапест), но обозначать и количество стоп в строке: трехстопный ямб, пятистопный анапест и т. п.

Мы отмечали, что ритм силлабо-тоники основан на упорядоченном чередовании ударного и безударного слогов. Сама эта упорядоченность всегда отвечает схеме одной из пяти стоп: хорея, ямба, дактиля, амфибрахия, анапеста.

Приведем примеры:

Тучки небесные, вечные странники! – и и

Степью лазурною, цёпью жемчужною – и и Мчитесь вы, будто как я же, изгнйнники, – и и С милого сёвера в стдрону южную. – и и

(М. Лермонтов)

Меж высоких хлеббв затерялося и и –

Небогйтое нйше селб. и и –

Горе гбрькое по свету шлялося и и –

И на нас невзначйй набрело. и и –

(Н. Некрасов)

Как мальчик кудрявый, резей, и – и

Нарядна, как бабочка лётом; и – и

Значёнья пустбго словй и – и

В устах ее пблны привётом. и – и

(М. Лермонтов)

На пяти видах стоп основаны пять основных размеров русской силлабо-тоники. Они называются так же: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

В хорее повторяется хореическая стопа, в ямбе — ямбическая и так далее.

Ритмическая организация стиха в силлабо-тонике основана именно на размере — на типе упорядоченного чередования ударных и безударных слогов. Но размер и ритм силлабо-тоники — не одно и то же.

Размер — это идеальная схема чередования ударного и безударного слогов, которой должен следовать стих. Но эта схема в реальном стихе, как правило, не может быть соблюдена. Почему? Потому что этому препятствует сам язык, в котором есть не только двусложные (как нужно для ямба и хорея) и не только трехсложные (как нужно для трехсложных размеров), но и многосложные слова.

Что такое для стиха многосложное слово? Это слово, где один ударный слог сочетается с множеством безударных. Между ударными слогами в силлабо-то- ническом стихе должно быть только один или два безударных слога.

Но если поэт обращается, например, к слову благословил | У У У — |, то между ударным слогом этого слова и ударным слогом предшествующего слова оказываются не два и не один (как должно), а целых три слога.

Значит, размер — идеальная схема — в реальной стихотворной строке нарушается.

При составлении схемы надо помнить, что есть три вида ударения: грамматическое, логическое и ритмическое. Стихи (др.-греч. зИсЬоз — ряд) — это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами.

Каждый такой ряд слов (стих) в тексте пишется отдельной строкой.

Если следовать за ритмическим ударением, то схема всегда будет соответствовать идеальному размеру, если грамматическому, то обязательно появятся в схеме о тдельные стопы с пиррихием или спондеем.

Г.Л. Абрамович замечает: «Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место и языке на самом деле), а двух ударений в слове.

С другой стороны, в живом произнесении ударение в служебных словах, а иногда и в местоимениях пропадает, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударение с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее— энклитикой)»1.

Возьмем строчку из пушкинской сказки — Три девицы под окном — и составим ее схему: — У | —У | У У | Ясно, что это хорей, но мы замечаем явные отступления от идеальной схемы. Отступления связаны с тем, что на местах, где в идеальной схеме должны быть ударные слоги, в реальной стихотворной строке появляются безударные.

Стопа, где вместо обязательного ударного слога стоит безударный, называется пиррйхием.В ямбе или хорее пиррихий будет выглядеть на схеме так | У У |, а в трехсложных размерах | УУУ |. Отступление от размера может быть и в том, что в стопе на месте обязательного безударного появляется ударный слог. Такое отступление называется спондеем.

Иначе говоря, спондей — это стопа со сверхсхемным ударением. Приведем классический пример спондея из пушкинской поэмы «Полтава»:

Швед, русский колет, рубит, режет. – – |и – |и – |и – |и

В первой стопе, как видим, на месте обязательного безударного (как положено в ямбе) стоит ударный слог, образуя тем самым спондей. Схема спондея для двусложных размеров | |, для трехсложных | У |,

(дактиль, амфибрахий), | У | (амфибрахий, анапест),

| — У — | (дактиль, анапест).

Спондей и пиррихий — два основных вида отступлений от идеальной схемы размера (ее называют также метрической схемой, а размер — метром). Стихотворений, полностью соответствующих метрической схеме и не содержащих никаких отступлений от нее, почти нет. Практически все русские силлабо-тонические произведения содержат отступления от метрической схемы.

Чем же все-таки отличается размер стихотворения от ритма? Размер — это идеальная схема, лежащая в основе типа ритмической упорядоченности данного стихотворного произведения.

Ритм же стихотворения — это тот реальный вид, который принимает в данной стихотворной форме идеальный размер. При анализе стихотворных произведений особое внимание привлекают именно отступления от размера.

Эти проявления реального ритма бывают художественно важны и оправданны, они решают определенную идейнохудожественную задачу. Например, спондей придает стихотворному ритму быстроту (рядом оказываются два полноударных слова).

Отрывистость, быстрота, напряженность — именно это хотел передать А. Пушкин при описании Полтавской битвы. В строчке Швед, русский колет, рубит, режет, прибегая к спондею, поэт подчеркнул стремительность и напряженность битвы.

Напротив, пиррихий придает стиху замедленность, плавность, мелодичность. Например, такова роль пир- рихиев в ритмической и содержательной структурах отрывка из стихотворения А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»: Я пбмню чудное мгновенье:
и –
и –
и и
и –
Передо мной явилась ты,
и и
и –
и –
и –
Как мимолётное виденье,
и и
и –
и и
и –
Как гений чистой красоты.
и –
и –
и и
и –

Пиррихии наблюдаются в первой строке (выделено слово чудное), во второй (слово передо), в третьей (слова мимолетное виденье) и в четвертой (слово красоты).

Во второй строке пиррихий выполняет техническую роль, во всех остальных случаях пиррихии несут художественную нагрузку, выделяют важные в содержательном отношении слова, придают стиху ту мелодичность, протяжность, которые помогают поэту иыразить свои чувства.

Для того, чтобы выразить содержательную, художест- шшно значимую функцию стихотворного ритма, нужно освоить технику составления схемы стиха, деления на стопы, выявления размера и отступлений от него. Только полностью овладев этими приемами анализа, можно рассматривать содержательную роль ритма.

Один из важных и дискуссионных вопросов литера- туроведения XX в., интересовавший Р.О. Якобсона, li.ll. Томашевского, Б.М. Эйхенбаума, Л.И. Тимофеева — ?»то вопрос о соотношении метра и смысла.

Интересна т< >чка зрения М.Л. Гаспарова, предложившего два вари анта: первый — связь между метром и смыслом — органическая, второй — связь между метром и смыслом — историческая1.

Оба варианта он рассматривал на историческом материале.

Источник: https://bookucheba.com/teoriya-literaturyi-istoriya/razmeryi-sillabo-tonicheskoy-sistemyi-17009.html

Помогите пожалуйста. Нужно написать конспект по литературе на тему

Какие бывают стопы в литературе. Трехсложные размеры в силлабо-тонике

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых – безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога – ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

ХОРЕЙ – (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба “Зелёная лампа” придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым – все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) – первый кирпичик.

2) ЯМБ

Вспомним снова “Евгения Онегина”.

Итак, уважаемый Автор, говорите, “не мог он ямба от хорея” отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!

ЯМБ – (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха (“Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…”. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба “Зелёная лампа” придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) – второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ДАКТИЛЬ – (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы (“ВЫрыта зАступом Яма глубОкая”, И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде – это амфибрахий (Ам):

АМФИБРАХИЙ – (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (“Не вЕтер бушУет над бОром”). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный – желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

АНАПЕСТ – (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см.

стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (“ТАм, в ночнОй завывАющей стУже”, А.А.Блок).

Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест – последний трёхсложный размер,И здесь слог каждый третий ударный в стопе, Он, как зеркало, дактиль он наоборот, Ритм анапеста нам помогает узнать Колокольчика нежный серебряный звон. 

Источник: https://znanija.com/task/9409589

Билет №44 «Метрическая система стихосложения. Понятие метра, стопы, размера»

Какие бывают стопы в литературе. Трехсложные размеры в силлабо-тонике

Метрическое стихосложение – стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов.

Обычно употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение (хотя бывают исключения – например, чешский язык, где есть значимая долгота, не принял метрическое стихосложение).

В античном метрическом стихосложении единицей долготы в стихе служит доля – мора; краткий слог считается равным одной море, долгий слог – двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопою.

В каждой стопе различается сильное место – арсис (обычно долгий слог), и слабое место – тесис (обычно краткие слоги). Употребительно в языках, в которых долгота звуков фонологична (смыслоразличительна), – древнегреческом и латинском, арабском и персидском, отчасти индийском.

Античное метрическое стихосложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.
Идеальная ритмическая схема стиха называется метром. Метр (др.-греч. τό μέτρον, мерило, единица измерения, критерий) — мера стиха, его структурная единица.

Представляет собой группу стоп, объединённых иктом, главным ритмическим ударением, а также размер ритмического движения в музыке.
Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопою. Стопа́ (др.-греч. πούς, лат.

pes, нога, ступня) — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе.
Количество стоп в стихе называется размером. Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двустопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры.
Существует 5 стоп:

1. хорей (плясовой) ¯ ˘

2. ямб ˘ ¯

3. дактиль (палец) ¯ ˘ ˘

4. амфибрахий (кратко кругом) ˘ ¯ ˘

5. анапест (отраженный назад) ˘ ˘ ¯

Билет №45 «Реформа русского стихосложения. Труды В. Тредиаковского и М. Ломоносова»

В 1735году Василий Кириллович Тредиаковский опубликовал трактат “Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до того надлежащих названий”.

Изучая народные песни, Тредиаковский пришел к выводу о решающей роли ударения в русском языке, исходя из правил ударных и безударных гласных, он сформулировал принципы их равномерного чередования в стихе. Каждую повторяющуюся группу слогов, состоящую из одного ударного и примыкающих к нему безударных слогов, он назвал стопой.

Свою реформу он до конца не довел. Тонический способ он распространил только на длинные силлабические вирши, создав российский пентаметр и гекзаметр. Тредиаковский в традициях силлабики защищает также женскую рифму. Тредиаковский признаёт только хорей. Реформу завершает Ломоносов.

В 1739 году он пишет письмо о правилах российского стихотворства, где силлабо-тонический способ распространяется на все стихосложения. По мнению Ломоносова наши стихи можно слагать не только хореем, но и ямбом, а также он допускает дактили и анапесты и сочетания в пределах одного стиха двусложных и трехсложных размеров.

Ломоносов также разрешает мужскую рифму. По его мнению, русское стихосложение должно соответствовать русскому языку. Приложением к теоретическому трактату его стало ода “На взятие Хотина”. Ломоносов отрицает пиррихий. Пиррихий – осложнения метра; это два безударных ряда.

ВИРШИ – Старинные русские и украинские силлабические стихи теперь употр. ирон. о плохих стихах.

46. Силлабо-тоника. Семантика стихотворных размеров.

1.Силлабо-тоника (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – система стихосложения, основывающаяся на регулярном сочетании и группировании ударных и безударных слогов в стихе.

В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы, каждую из которых составляют одно «сильное» место (т.е. позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число «слабых» мест (т.е.

позиций, чаще занимаемых безударными слогами).

В зависимости от общего числа «сильного» и «слабых» мест в стопе выделяют две группы стоп, или два вида силлабо-тонических размеров, – двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей ( – ) и ямб ( – ), к трёхсложным – дактиль (– ), амфибрахий ( – ) и анапест ( – ).

В русской поэзии из-за особенностей лексического состава языка трехсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными.

Поэтому, во-первых, трехсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их «музыкальности» (а вернее было бы сказать «естественности»), а во-вторых – в них значительно реже происходят так называемые «стопные замены».

Эти стопные замены имеют место в хореических и ямбических стихах, потому что в их отдельных стопах достаточно часто на «сильное» место попадает безударный слог, а чуть реже на «слабое» – слог ударный.

Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух «слабых» мест) и спондей (из двух «сильных» мест).

Их использование для стопных замен обспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.

Силлабо-тоника существует в английской поэзии с XV в., а в немецкой – с XVII в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей стистемой стихосложения.

2. Проблема семантики стихотворной формы рассматривается в контексте более общей литературоведческой проблемы «содержательность художественной формы», методологическую базу для решения которой заложил М.М.Бахтин.

Он противопоставил художественную форму внешнему упорядочению словесного материала, выдвинув аксиологическое («архитектоническое») понимание формы: «В форме я нахожу себя, свою продуктивную ценностно оформляющую активность…

я должен пережить себя в известной степени творцом формы, чтобы вообще осуществить художественно-значимую форму как таковую». Другую интерпретацию художественной формы предложили Г. Д. Гачев и В. В. Кожинов, настаивая на том, что «любая художественная форма есть…

не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное содержание».

Особую актуальность проблема содержательности формы приобретает применительно к стихотворному тексту, где художественная форма графически и интонационно закреплена, где она обнаруживает материальную воплощенность, исключающую любую, даже самую незначительную редуцируемость.

Это подтверждает мысль о том, что «стих есть особая языковая форма, особым образом модифицирующая логическое содержание, репрезентированное в языке, придающая. ему композиционное ображение, что дает нам повод хотя бы условно признать его эстетической формой языка» (М. М. Кенигсберг).

Исследование стиха справедливо считается самой разработанной областью отечественного литературоведения, часто именуемой на Западе «русским методом». Статистический метод позволил подсчитать все стихотворные размеры, составить многочисленные таблицы, дающие объективную картину развития метрических и ритмических форм русского стиха, описать едва ли не всю строфику, подробно изучить звуковой состав рифмы. Но точное и доказательное в самых сложных подсчетах стиховедение оказывалось вялым и нерешительным в области стиховой семантики, предпочитая эмпирическим наблюдениям заклинательные

утверждения о «единстве формы исодержания». В результате все эти в

высшей степени полезные сведения до сих пор остаются эстетически не освоенными. Их тщательная «инвентаризация» не выходит за рамки узко- материального понимания художественной формы в ее «естественнонаучной – математической или лингвистической –

определенности», при котором недооценивается «эмоционально-волевая

напряженность формы» (М.М. Бахтин).

Элементы стихотворной формы обладают потенциальной
содержательностью, которая может актуализироваться как внутри отдельного текста, так и между различными текстами. Это дает право

рассматривать их не только как композиционные формы упорядочения

словесного материала, но и как архитектонические формы «ценностно-определенной творческой активности эстетически

деятельного субъекта» (М. М. Бахтин).

Не существует семантически обязательных элементов и бессодержательных, но все они образуют динамическую систему, в которой смыслообразующая инициатива переходит от одних к другим в конкретном тексте. Следует различать «врожденную» семантику элементов формы и «приобретенную», когда тот или иной элемент обрастает смысловыми коннотациями в ходе истории его употребления.

В последнем случае элемент стихотворной формы может, выступать в реминисцентной или цитатной функциях, в которых

материализуется отношение одного текста к другому.

47. Силлабика. Значение просодии для стихосложения.

Силлабика (от греч. syllabe – слог) – система стихосложения, основывающаяся на сочетании равносложных стихов.

В зависимости от постоянного числа слогов в каждой строке отдельного текста определяют размеры силлабики: 5-сложник, 8-сложник и др.

В зависимости от устойчивого использования конкретного размера в литературе на определённом языке уточняют его национальную форму: итальянский 11-сложник, французский 12-сложник, русский 13-сложник, и т.д.

Это наиболее древнее стихосложение, появление которого возводят ко времени существования общего индо-европейского языка (так, силлабическими стихами являются «шлоки» древнеиндийского эпоса «Махабхарата»).

Предполагают, что русским народным формам тонического стиха предшествовали древнеславянские формы силлабического стиха. В средневековой литературе на романских языках (провансальский, французский, итальянский и др.

) силлабика развилась из античного метрического стихосложения.

В русскую поэзию она пришла из польской во второй половине XVII в. и была адаптирована к русскому языку стихотворцами польского происхождения (С.Полоцкий и др.).

Наиболее популярными у русских поэтов-классицистов силлабическими размерами стали 11-сложник и особенно 13-сложник, который служил для имитации гекзаметра. Во второй трети XVIII в. в результате реформы русского стиха, начало которой положил В.К.

Тредиаковский и которую фактически осуществилМ.В.Ломоносов, она была заменена силлабо-тоникой

Просодия

(греч. prosodía — ударение, припев)
1) раздел стиховедения , содержащий классификацию метрически значимыхзвуковых элементов языка . В метрическом стихосложении определяет, какие слоги считаются долгими и краткими.

В силлабическом стихосложении какие гласные являютсяслогообразующими и неслогообразующими (в дифтонгах, на стыке слов и пр.

), в силлабо-тоническомстихосложении какие слова считаются ударными ибезударными (например, среди односложных слов, знаменательных и служебн



Источник: https://infopedia.su/18x3837.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.