Какое предложение называется распространенным и нераспространенным. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. урок. Русский язык 2 Класс

Какое предложение называется распространенным и нераспространенным. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие – нераспространёнными, научитесь их различать.

Вы уже знаете, что в предложении есть главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Но, помимо них, в предложении есть и другие слова. На этом уроке вы узнаете, как они называются и какую роль играют.

Сравните предложения:

Девочка читает.

Маленькая девочка читает книгу.

В обоих предложениях говорится о девочке и сообщается, что она читает (рис. 1).

Рис. 1. Девочка с книгой (Источник) 

Слово девочка – это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает – это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает – главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова:

Девочка (какая?) маленькая

Читает (что?) книгу

Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова – второстепенные члены предложения.

Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.

Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:

На столе лежит белая скатерть (рис. 2).

Рис. 2. Стол со скатертью  (Источник) 

В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть – подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит – сказуемое. Лежит (где?) на столе – это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая – это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:

Скатерть лежит.

Смысл этого предложения остается понятен.

Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:

На столе белая.

Предложения нет и смысл не понятен.

Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно – в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют, уточняют и дополняют главные.

Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:

В осеннем парке падают листья (рис. 3).

Рис. 3. Осенний парк (Источник) 

В предложении говорится о листьях. Листья – это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают – это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами.

Падают (где?) в парке – второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое.

В парке (каком?) осеннем – второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке.

Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые. Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:

Белка прыгает.

Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).

Рис. 4. Белка на дереве (Источник) 

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце (Источник) 

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Рис. 6. Облака  (Источник) 

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица (Источник) 

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник (Источник)

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи (Источник) 

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки (Источник) 

Наступила весна (рис. 11).

Рис. 11. Весна (Источник) 

Проверим:

Ярко светит солнце – распространённое предложение.

По небу плывут лёгкие облака – распространённое предложение.

Поют птицы – нераспространённое предложение.

Выглянул голубой подснежник – распространённое предложение.

Побежали ручьи – нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки – распространённое предложение.

Наступила весна – нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные.

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки.

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча. Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой.

Гуляла (что делала?) – сказуемое.

Туча (что?) – подлежащее.

Сильный (какой?) – второстепенный член предложения.

Домой (куда?) – второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа, 2013

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Infourok.ru (Источник).
  2. Nsportal.ru (Источник).
  3. Nsportal.ru (Источник).

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

  • Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе – нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/predlozhenie/vtorostepennye-chleny-predlozheniya-rasprostranyonnye-i-nerasprostranyonnye-predlozheniya

Типы английских предложений

Какое предложение называется распространенным и нераспространенным. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

Предложение – это комбинация различных слов, выражающая законченную мысль. Слова, образующие предложение, называются его членами. К каждому отдельно взятому члену предложения может быть задан определенный вопрос. По своей роли в предложениях члены предложения подразделяются на второстепенные (обстоятельства, дополнения, определения) и главные (сказуемые, подлежащие).

  • In October (the Adverbial Modifier of Time) the young (the Attribute) hunter (the Subject) killed (the Predicate) his first (the Attribute) bear (the Object) near his village (the Adverbial Modifier of Place). – В октябре (обстоятельство времени) молодой (определение) охотник (подлежащее) убил (сказуемое) своего первого (определение) медведя (дополнение) около своей деревни (обстоятельство места).

Существуют разные типы английских предложений.

В зависимости от своего состава английские предложения делятся на простые и сложные, причем последние могут быть сложносочиненными, в которых входящие в их состав простые предложения равноправны, или сложноподчиненными, где составляющие их предложения неравноправны, то есть одно или несколько из них подчинены одному главному предложению. В сложносочиненных предложениях связующим звеном выступают сочинительные союзы, а в сложноподчиненных – союзные слова или союзы подчинительного характера.

  • John sold his Dodge in September and his wife bought a new fur coat. – Джон продал свой «Додж» в сентябре, и его жена купила себе новую шубу. (Здесь сочинительный союз «and» = «и» связывает равноправные части сложносочиненного предложения).
  • Jane bought a new fur coat because her husband had sold his «Dodge». – Джейн купила новую шубу, потому что ее муж продал свой «Додж».

Исходя из цели высказывания, английские предложения также относятся к различным типам и бывают повествовательными (narrative), побудительными (hortative), вопросительными (interrogative) и восклицательными (ejaculative).

Первые три группы предложений бывают отрицательными и утвердительными.

Далее, английские простые предложения подразделяются на нераспространенные, состоящие лишь из главных членов – подлежащего и сказуемого, и распространенные, в которых к главным добавляются еще и какие-либо второстепенные члены, функцией которых является пояснение главных членов.

  • The Moon doesn`t shine. – Луна не светит. (Здесь мы имеет дело с простым нераспространенным предложением).
  • The Moon reflects the sunshine. – Луна отражает солнечный свет. (В приведенном примере предложение является простым распространенным и наряду с главными членами содержит один второстепенный. Схема его выглядит следующим образом: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение).

Второстепенные члены могут относиться в английских предложениях к подлежащему или к сказуемому. Подлежащее вместе с распространяющими его второстепенными членами называется «группой подлежащего», а сказуемое вместе с относящимися к нему второстепенными членами – «группой сказуемого».

  • These beautiful flowers have a strange smell. – Эти красивые цветы имеют странный запах. (Здесь у нас группа подлежащего – «эти красивые цветы – these beautiful flowers – определение + подлежащее»,  а группа сказуемого – «имеют странный запах – have a strange smell» – сказуемое + дополнение; дополнение в этом случае также является распространенным, поскольку имеет при себе уточняющее определение).

При опущении одного из главных членов простые английские предложения становятся неполными. В таких ситуациях смысл подобных предложений понятен из контекста, а законченность придает высказыванию определенная интонация. Без подлежащего могут, к примеру, строиться побудительные предложения.

Восклицания могут состоять либо из существительных с зависимыми от них словами, либо из распространенных другими словами прилагательных.

Характерные для разговорной речи односоставные предложения могут образовываться распространенным или нераспространенным главным членом предложения (одним из двух).

  • Read your article, please. – Прочитай, пожалуйста, свою статью. (Здесь у нас односоставное повелительное предложение, отсутствует подлежащее).
  • What comfortable chair! – Какой комфортный стул! (Здесь у нас односоставное восклицание, состоящее из существительного с относящимися к нему зависимыми словами). 
  • How lovely! – Как чудесно! (Здесь мы имеем односоставное восклицание, представленное прилагательным).
  • Sea and Moon. – Море и Луна. (В этом примере – два подлежащих-существительных).   
  • To save the Queen! – Спасти королеву! (Инфинитив с зависимым существительным).        
  • Living alone in a forest! – Жить одному в дремучем лесу! (Герундий с группой зависимых слов).
  • The goulash soup seems tasty! (Полное предложение). – Суп-гуляш кажется вкусным (на вид)! She ordered goulash soup. Seems tasty! (Неполное предложение с опущенным подлежащим). – Она заказала суп-гуляш. Выглядит аппетитно (вкусно)!

Особенность русского языка – сложная система падежных окончаний, позволяющая достаточно легко менять порядок слов в предложениях без усложнения понимания высказывания. Соответствующие окончания четко определяют функции использованных слов и их отношения с другими словарными единицами.

Особенность английского языка – неразвитая система падежных окончаний, вследствие чего функции слов и их связи между собой зависят от места слов в предложении. Поэтому изменение места приводит к изменению смысла высказывания.

В английском перед глаголом всегда будет находиться субъект, а после него – объект.

  • The deers eat moss. – Олени едят мох. = Мох едят олени. = Едят олени мох. (Здесь перестановка слов в русском предложении не меняет смысл высказывания. Все три предложения передают одну и ту же мысль. Если мы изменим их порядок в английском предложении, смысл высказывания коренным образом изменится, поскольку подлежащее и дополнение поменяются местами).

В повествовательных английских предложениях порядок слов строго определен. Первое место принадлежит подлежащему, второе – сказуемому, третье – дополнению (при наличии), четвертое – обстоятельству (при наличии). 

1234
ПодлежащееСказуемоеДополнениеОбстоятельство
The doctorДокторsentпослалthis letterэто письмоon Fridayв пятницу.
JohnДжонreadsчитаетthe textтекстwell.хорошо.
StudentsСтудентыfacedстолкнулисьa problem.с проблемой.

Различные обстоятельства времени и места вполне могут занять место перед подлежащим, тогда английские предложения будут выглядеть следующим образом: 

01234
ОбстоятельствоПодлежащееСказуемоеДополнениеОбстоятельство
TomorrowЗавтраheонwill readбудет читатьthe textтекстvery well.очень хорошо.

Различные определения могут уточнять любые члены предложения, если они выражаются существительными. По этой причине за определениями нет фиксированных мест в английском предложении, то есть их присутствие не изменяет обязательной схемы предложения. 

а12а34
ОпределениеПодлежащееСказуемоеОпределениеДополнениеОбстоятельство
The youngМолодойmanчеловекsentотправилan urgentсрочнуюtelegramтелеграммуon Tuesday.во вторник.

 Каждый член английского предложения может уточняться двумя разными определениями, одно из которых занимает место слева от существительного, а другое – справа от него. Правые дополнения могут выражаться как отдельными словами, так и представлять собой определительные обороты. 

ПодлежащееСказуемоеДополнениеОбстоятельствоОпределениепервое место (1)второе место (2)третье место (3)четвертое место (4) или нулевое (0) перед подлежащим(а) любое место у любого члена предложения при условии, что последнее выражается именем существительным.

Вышеописанный порядок слов в английских предложениям называется прямым. Однако порядок может быть и обратным. Иначе он еще называется инверсией. В случае с инверсией сказуемое или часть его не следует за подлежащим, а предшествует ему.

Инверсия бывает полной (редко) или же частичной (как правило). При частичной инверсии лишь часть сказуемого предшествует подлежащему.

Инверсия наблюдается в основном в различных вопросительных предложениях, если только они не являются специальными вопросами к подлежащему; при наличии конструкции there is – there are; в предложениях с подлежащим существительным (не местоимением!), начинающихся с обстоятельства места here; при наличии в начале высказывания слов neither, so, either; при употреблении в начале высказывания наречий seldom, never, hardly и некоторых других; в словах автора, стоящих после вводимой прямой речи.

  • Is Ralf coming in two weeks? – Ральф приедет через две недели?
  • There are many mushrooms in his basket. – В его лукошке много грибов.     
  • Here is his umbrella! – Вот его зонт!
  • Here comes Mary. – А вот и Мэри идет.
  • Here she swims. – А вот и она плывет.
  • His sister loves such songs. – So does he. – Его сестра любит такие песни. – Он тоже.
  • John didn`t sleep last night. – So did I. – Джон не спал прошлой ночью. – Я тоже (не спал).
  • Never did she cook well. – Она никогда хорошо не готовила.
  • «Elisabeth is going to leave us», said Robert. – «Элизабет хочет покинуть нас», – сказал Роберт. 

Типы английских предложений – 5.0 5 9 votes

:  5 / 5

Источник: https://s-english.ru/grammatika/predlozhenie/tipy-anglijskikh-predlozhenij

Урок «Распространенные и нераспространенные предложения»

Какое предложение называется распространенным и нераспространенным. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»

Цель урока: вторичное закрепление усвоенных знаний, по теме распространенные и нераспространенные предложения; умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов

Задачи:

Учебная: формировать умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов.

Познавательная: закрепить у обучающихся понятия: распространенные и нераспространенные предложения. Развивающая: развивать мышление, память, внимание, связную речь

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Оборудование:

– карточки

– таблицы

– учебники

Ход урока

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята.

– Прозвенел звонок, внимание, Хорошо, что все без опоздания. Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.

Я прошу вас быть внимательными и активными

Вспомните : какую тему мы изучаем? (Предложение)

Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока «Распространенные и нераспространенные предложения». Мы будем с вами закреплять умение различать распространенные и нераспространенные предложения, находить главные и второстепенные члены предложения, а для этого вам нужно подключить внимание, память, мышление, ответы на поставленные вопросы должны быть полными. Работать в тетрадях надо чисто и аккуратно.

Работа в тетрадях

– Откройте тетради и запишите число и тему урока

4. Минутка чистописания

Начнем наш урок с минутки чистописания. Пропишите, то слово, которое написано у вас в тетради.

(Спросить, какие слова прописали)

МАЛЬЧИК, ПРОЧИТАЛ, ИНТЕРЕСНАЯ, КНИГА. ( Слова записаны на доске)

Учитель. Ребята, посмотрите, эти же слова записаны на доске

Вопросы. А) Что можно составить из слов?

Б) Какую часть слова вы изменили, чтобы связать слова в

предложение? В) Запишите предложение в тетрадь (1 ученик у доски)

МАЛЬЧИК ПРОЧИТАЛ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ.

Г) Как вы думаете: это предложение распространенное или нераспространенное? Докажите: подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Какие предложения называются распространенными?

Какие предложения называются нераспространенными?

Выпишите главные члены предложения.

Как называются главные члены предложения?

Работа над предложениями, записанными на доске

На доске записаны предложения, прочитайте их.

РАЗДАЛСЯ ГРОМ. ПРОБЕЖАЛ ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕРОК. КРУПНЫЕ КАПЛИ ДОЖДЯ ЗАСТУЧАЛИ ПО КРЫШЕ ДОМА. СВЕРКНУЛА МОЛНИЯ.

Задание.- Скажите: есть в этом тексте нераспространенные предложения, прочитайте их и выпишите. Почему они нераспространенные?

– Прочитайте оставшиеся предложения Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? Запишите.

– В предложении: Пробежал холодный ветерок – подчеркните главные и второстепенные члены (1 ученик у доски)

– В предложении: Крупные капли дождя застучали по крыше дома. Найдите существительные в этом предложении и определите падеж. (1 ученик у доски)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Работа по учебнику

Ребята, пока вы делали зарядку для глаз, я нашла упражнение 503, но не смогла разделить текст на предложения. Помогите мне.

УПР. 503 СТР. 188

Разделите текст на предложения

( Чтение вслух текста одним учеником. Чтение по предложениям.)

Сколько здесь предложений?

С какой буквы будем писать предложения после точки?

Запись в тетрадь.( Ксюша,Влада, Женя записывают 4 предложения).

Задание. Прочитайте нераспространенные предложения.

В распространенных предложениях подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

ФИЗМИНУТКА

Нам за партой не сидится,

                                              Разминаем поясницу:

Встали, выровняли спинки.

Вправо, влево наклонились,

Потянулись, повернулись,

Повернулись, потянулись.

                                              Сели, встали.

                                              Хорошо мы отдохнули

И к учёбе вновь вернулись.

В? Какие члены предложения помогают нам передать предложение более точно? (Второстепенные)

Нераспространенное предложение распространи с помощью вопросов, подходящими по смыслу словами.

(Где?) ЗАЖУРЧАЛИ (какие?) ручьи.

НА УЛИЦЕ ЗАЖУРЧАЛИ ЗВОНКИЕ РУЧЬИ.

Задание. Грамматический разбор предложения.

Самостоятельная работа по карточкам

Ребята, я приготовила для вас карточки. Карточки разной сложности, но задание для всех одинаковое.

Найдите и выпишите нераспространенные предложения.

Прочитайте текст.

Как называется рассказ, из которого взят отрывок?

Кто такой Желтухин?

Карточка № 1

Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул. Потом он изо всей силы клюнул Никиту в палец и приготовился к драке. Никита засмеялся.

Карточка № 2

Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул.

Домашнее задание

Выучить четверостишие. Обратите внимание, из каких предложений состоит это четверостишие.

Улетели гуси.

Лето закатилось.

По лесам брусника

В кузовок просилась.

Итог урока.

Что изучали? Что повторили?

Оценки за урок. (Ребята оценивают ответы своих товарищей вместе с учителем).

Самоанализ урока русского языка

Учитель: Зинкина Татьяна Александровна

В классе 14 человек. Присутствовало: 12человек Отсутствовало: 2

Учатся на хорошо и отлично 9 человек, не усваивает программный материал 1 человек.

При разработке данного урока учитывались психофизические особенности данного класса: неустойчивая эмоционально – волевая сфера, наличие детей с гипервозбудимостью, невысокая работоспособность отдельных обучающихся, трудности с запоминанием материала.

Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»

Цель урока: вторичное закрепление усвоенных знаний, по теме распространенные и нераспространенные предложения; умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов

Задачи:

Учебная: формировать умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов.

Познавательная: закрепить у обучающихся понятия: распространенные и нераспространенные предложения. Развивающая: развивать мышление, память, внимание, связную речь

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Оборудование:

– карточки

– таблицы

– учебники

Форма урока традиционная. По счету на данную тему урок второй.

Все этапы урока были соблюдены: организационный момент, объявлена тема и цели урока, минутка чистописания, подводящая к проверке домашнего задания путем практических действий, закрепление с повторением изученного материала, дано домашнее задание, подведен итог урока, выставлены отметки не только мной, но и отмечены слоненком, чем вызвало положительные эмоции у ребят.

Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (упражнения на релаксацию зрения, физминутка способствовали снятию усталости).

Согласно задачи, которая была поставлена перед обучающимися, акцент делался на дифференциацию: распространенные и нераспространенные предложения и на наличие главных и второстепенных членов предложения.

На уроке использовались словесные методы обучения: диалог, беседа, объяснение. Практические методы: работа с книгой, на доске, работа по карточкам. Исходя из уровня работоспособности и темпа работы отдельных обучающихся, я применила на уроке дифференцированный подход.

Это было видно при выполнении упражнения и при работе с карточками.

Виды речевой деятельности на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, добивалась полных ответов на поставленные вопросы.

На уроке развивались познавательные процессы: память (вспомнили падежи, части речи), внимание привлекалось на протяжении всего урока, постоянно будировала мысль :почему? как?

Все задания были подобраны с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Дети хорошо ориентировались в новой теме, находили и различали распространенные и нераспространенные предложения, выделяли главные и второстепенные члены предложения.

За счет применения разных вариантов заданий, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени, предупреждалась перегрузка школьников.

В конце урока был подведен итог и оценены ответы обучающихся.

Я считаю, что я достигла поставленной цели.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rasprostranennie_i_nerasprostranennie_predlozheniya_083458.html

Типы простых предложений по структуре. Распространенные и нераспространенные, полные и неполные

Какое предложение называется распространенным и нераспространенным. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

Глав­ные члены пред­ло­же­ния об­ра­зу­ют его грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.

Пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва ко­то­рых со­сто­ит из двух глав­ных чле­нов, на­зы­ва­ют­ся дву­со­став­ны­ми (рис. 1).

Глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Рис. 1. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но со­ста­ва грам­ма­ти­че­ской ос­но­вы

При­ме­ры дву­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Взо­рва­лась пе­тар­да.

Очень страш­ная ис­то­рия про­изо­шла со мной вчера ве­че­ром.

Если грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва со­сто­ит из од­но­го глав­но­го члена, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся од­но­со­став­ным.

При­ме­ры од­но­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Лето.

Ка­ни­ку­лы.

Хочу на море.

Скоро от­дох­нём.

Глав­ный член од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния по своим свой­ствам и струк­ту­ре похож либо на ска­зу­е­мое дву­со­став­но­го, либо на под­ле­жа­щее.

 Распространённые и нераспространённые предложения

В за­ви­си­мо­сти от того, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные члены, пред­ло­же­ния бы­ва­ют рас­про­стра­нён­ные и нерас­про­стра­нён­ные (рис. 2).

Рис. 2. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия вто­ро­сте­пен­ных чле­нов

В нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ни­ях, кроме глав­ных чле­нов, нет ни­ка­ких дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния.

При­ме­ры нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Стем­не­ло.

Подул ветер.

По­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Если в пред­ло­же­нии есть хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

При­ме­ры рас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Вне­зап­но стем­не­ло.

Подул жут­кий про­ни­зы­ва­ю­щий ветер.

Из-за пор­тье­ры по­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Таким об­ра­зом, опре­де­лить, рас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние или нерас­про­стра­нён­ное, можно по на­ли­чию в нём вто­ро­сте­пен­ных чле­нов.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слова, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (об­ра­ще­ния, ввод­ные слова и кон­струк­ции), не де­ла­ют пред­ло­же­ние рас­про­стра­нён­ным.

Ка­жет­ся, стем­не­ло – про­стое нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Лишь толь­ко стем­не­ло, есте­ствен­но, по­ка­за­лось при­ви­де­ние – слож­ное пред­ло­же­ние, со­сто­я­щее из двух про­стых и нерас­про­стра­нён­ных.

 Полные и неполные предложения

Про­стые пред­ло­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на пол­ные и непол­ные (рис. 3).

Рис. 3. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия необ­хо­ди­мых чле­нов

Если в пред­ло­же­нии при­сут­ству­ют все необ­хо­ди­мые для его по­ни­ма­ния ком­по­нен­ты, если для того, чтобы по­нять смысл пред­ло­же­ния, нам не нужно об­ра­щать­ся к дру­гим пред­ло­же­ни­ям, такие пред­ло­же­ния на­зы­ва­ют­ся пол­ны­ми:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Если для по­ни­ма­ния пред­ло­же­ния нам не хва­та­ет ком­по­нен­тов, если, чтобы по­нять его смысл, нам нужно об­ра­тить­ся к со­сед­ним пред­ло­же­ни­ям, такое пред­ло­же­ние будет непол­ным:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Я тоже (смысл этого пред­ло­же­ния будет скрыт, пока не узна­ем кон­текст его упо­треб­ле­ния).

Рис. 4. Как от­ли­чить непол­ное пред­ло­же­ние от од­но­со­став­но­го

Как видим, смысл непол­но­го пред­ло­же­ния легко вос­ста­но­вить, если до­ба­вить в него необ­хо­ди­мые ком­по­нен­ты из кон­тек­ста (рис. 4). От­ме­тим, что в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать все глав­ные члены пред­ло­же­ния:

– Вы ви­де­ли при­ви­де­ние?

– Да.

– Какое оно было?

– Жут­кое! (это рас­про­стра­нён­ное непол­ное пред­ло­же­ние)

Кроме того, в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать необ­хо­ди­мые для по­ни­ма­ния вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния:

Ты спра­вил­ся?

 Выводы

При­зна­ки рас­про­стра­нён­но­сти и нерас­про­стра­нён­но­сти и пол­но­ты и непол­но­ты про­сто­го пред­ло­же­ния никак не свя­за­ны друг с дру­гом. Пред­ло­же­ние может быть пол­ным, но нерас­про­стра­нён­ным, на­при­мер пред­ло­же­ние «Оно при­бли­жа­ет­ся». Или на­о­бо­рот, пред­ло­же­ние может быть рас­про­стра­нён­ным, но непол­ным, как пред­ло­же­ние «Жут­кое».

Рис. 5. Типы про­сто­го пред­ло­же­ния

Таким об­ра­зом, рас­про­стра­нён­ность или нерас­про­стра­нён­ность пред­ло­же­ния опре­де­ля­ет­ся по фор­маль­но­му при­зна­ку: есть или нет в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ный член.

А де­ле­ние пред­ло­же­ния на пол­ное или непол­ное про­из­во­дит­ся по се­ман­ти­че­ско­му, или смыс­ло­во­му, при­зна­ку. Т. е.

если вто­ро­сте­пен­ный член в пред­ло­же­нии от­сут­ству­ет, но при этом необ­хо­дим для его по­ни­ма­ния, как в во­про­се «Ты спра­вил­ся?», такое пред­ло­же­ние будет непол­ным и нерас­про­стра­нён­ным.

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тай­те и пе­ре­пи­ши­те тек­сты. Най­ди­те в них од­но­со­став­ные, нерас­про­стра­нён­ные и непол­ные пред­ло­же­ния.

А. Ка­би­нет в ял­тин­ском доме у Ан­то­на Пав­ло­ви­ча был неболь­шой, шагов две­на­дцать в длину и шесть в ши­ри­ну. Прямо про­тив вход­ной двери – боль­шое квад­рат­ное окно в раме. С пра­вой сто­ро­ны, по­сре­дине стены, – ко­рич­не­вый ка­фель­ный камин. На ка­мине несколь­ко без­де­лу­шек и между ними пре­крас­но сде­лан­ная мо­дель па­рус­ной шхуны.

Б. В пер­вый раз она по­яви­лась ве­че­ром. Под­бе­жа­ла чуть ли не к са­мо­му ко­ст­ру, схва­ти­ла рыбий хво­стик, ко­то­рый ва­лял­ся на земле, и ута­щи­ла под гни­лое брев­но. Я сразу понял, что это не про­стая мышь. Куда мень­ше по­лев­ки. Тем­ней. И глав­ное – нос! Ло­па­точ­кой, как у крота.

Скоро она вер­ну­лась, стала шмы­гать у меня под но­га­ми, со­би­рать рыбьи ко­сточ­ки и, толь­ко когда я сер­ди­то топ­нул, спря­та­лась. «Хоть и не про­стая, а все-та­ки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гни­лым кед­ро­вым брев­ном. Туда та­щи­ла она до­бы­чу.

От­ту­да вы­лез­ла и на дру­гой день.

В. Этой осе­нью я но­че­вал у деда Ла­ри­о­на. Со­звез­дия, хо­лод­ные, как кру­пин­ки льда, пла­ва­ли в воде. Шумел сухой трост­ник. Утки зябли в за­рос­лях и жа­лоб­но кря­ка­ли всю ночь. Деду не спа­лось. Он сидел у печки и чинил рва­ную ры­бо­лов­ную сеть. Потом по­ста­вил са­мо­вар – от него окна в избе сразу за­по­те­ли.

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1899

Типы простых предложений по структуре. Распространенные и нераспространенные, полные и неполные – 8 клас, Русский язык

Какое предложение называется распространенным и нераспространенным. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

На этом уроке мы поговорим о том, какие бывают предложения и как их можно классифицировать.

Односоставные и двусоставные предложения

Главные члены предложения образуют его грамматическую основу.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называются двусоставными (рис. 1).

Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.

Рис. 1. Типы предложений относительно состава грамматической основы (Источник)

Примеры двусоставных предложений:

Взорвалась петарда.

Очень страшная история произошла со мной вчера вечером.

Если грамматическая основа состоит из одного главного члена, такое предложение называется односоставным.

Примеры односоставных предложений:

Лето.

Каникулы.

Хочу на море.

Скоро отдохнём.

Главный член односоставного предложения по своим свойствам и структуре похож либо на сказуемое двусоставного, либо на подлежащее.

Распространённые и нераспространённые предложения

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, предложения бывают распространённые и нераспространённые (рис. 2).

Рис. 2. Типы предложений относительно наличия/отсутствия второстепенных членов (Источник)

В нераспространённых предложениях, кроме главных членов, нет никаких других членов предложения.

Примеры нераспространённых предложений:

Стемнело.

Подул ветер.

Показалось привидение.

Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространённым.

Примеры распространённых предложений:

Внезапно стемнело.

Подул жуткий пронизывающий ветер.

Из-за портьеры показалось привидение.

Таким образом, определить, распространённое предложение или нераспространённое, можно по наличию в нём второстепенных членов.

Обратите внимание на то, что слова, которые не являются членами предложения (обращения, вводные слова и конструкции), не делают предложение распространённым.

Кажется, стемнело – простое нераспространённое предложение.

Лишь только стемнело, естественно, показалось привидение – сложное предложение, состоящее из двух простых и нераспространённых.

Полные и неполные предложения

Простые предложения подразделяются на полные и неполные (рис. 3).

Рис. 3. Типы предложений относительно наличия/отсутствия необходимых членов (Источник)

Если в предложении присутствуют все необходимые для его понимания компоненты, если для того, чтобы понять смысл предложения, нам не нужно обращаться к другим предложениям, такие предложения называются полными:

Я не боюсь привидений.

Если для понимания предложения нам не хватает компонентов, если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям, такое предложение будет неполным:

Я не боюсь привидений.

Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

Рис. 4. Как отличить неполное предложение от односоставного (Источник)

Как видим, смысл неполного предложения легко восстановить, если добавить в него необходимые компоненты из контекста (рис. 4). Отметим, что в неполном предложении могут отсутствовать все главные члены предложения:

– Вы видели привидение?

– Да.

– Какое оно было?

– Жуткое! (это распространённое неполное предложение)

Кроме того, в неполном предложении могут отсутствовать необходимые для понимания второстепенные члены предложения:

Ты справился?

Выводы

Признаки распространённости и нераспространённости и полноты и неполноты простого предложения никак не связаны друг с другом. Предложение может быть полным, но нераспространённым, например предложение «Оно приближается». Или наоборот, предложение может быть распространённым, но неполным, как предложение «Жуткое».

Рис. 5. Типы простого предложения (Источник)

Таким образом, распространённость или нераспространённость предложения определяется по формальному признаку: есть или нет в предложении второстепенный член.

А деление предложения на полное или неполное производится по семантическому, или смысловому, признаку. Т. е.

если второстепенный член в предложении отсутствует, но при этом необходим для его понимания, как в вопросе «Ты справился?», такое предложение будет неполным и нераспространённым.

Список литературы

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

2. Угроватова Т.Ю. Тесты по русскому языку. – 2011.

3. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт urokirusskogo.ru (Источник)

2. Интернет-сайт doc4web.ru (Источник)

3. Интернет-сайт repetitor.biniko.com (Источник)

Домашнее задание

1. Прочитайте и перепишите тексты. Найдите в них односоставные, нераспространённые и неполные предложения.

А. Кабинет в ялтинском доме у Антона Павловича был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину. Прямо против входной двери – большое квадратное окно в раме. С правой стороны, посредине стены, – коричневый кафельный камин. На камине несколько безделушек и между ними прекрасно сделанная модель парусной шхуны.

Б. В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно. Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полевки. Темней. И главное – нос! Лопаточкой, как у крота.

Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась. «Хоть и не простая, а все-таки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу.

Оттуда вылезла и на другой день.

В. Этой осенью я ночевал у деда Лариона. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.

Источник: https://vod.org.ua/tipy-prostyh-predlozhenij-po-strukture-rasprostranennye-i-nerasprostranennye-polnye-i-nepolnye-8-klas-russkij-yazyk

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.