Карта кругосветного плавания крузенштерна и лисянского. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции

Первая российская кругосветка 1803-1806 Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского

Карта кругосветного плавания крузенштерна и лисянского. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции

Цель экспедиции

Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией.

Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным.

Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.  

Состав экспедиции

Корабли:

Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания.

Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев. Какой корабль кто взял – не уточняется.

Личный состав

Начальник экспедиции Крузенштерн Иван Федорович.

Возраст на момент старта – 32 года.

Он же капитан флагмана экспедиции шлюпа «Надежда».

На борту «Надежды» находились:

  • мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями
  • посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита
  • ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев
  • загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна.

Общая численность команды 65 человек.

Шлюп «Нева»:

Командир – Лисянский Юрий Федорович.

Возраст на момент старта – 30 лет.

Общая численность команды корабля – 54 человека. 

В трюмах обоих судов находилось железные изделия, спирт, оружие, порох, и много других вещей для поставки в Русскую Америку и на Камчатку.

Старт первой русской кругосветной экспедиции

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. По дороге зашли в Копенгаген, затем в небольшой английский порт Фалмут, где еще раз проконопатили корабли.

Канарские острова

Экспедиция подошла к архипелагу 19 октября 1803 года. В гавани Санта-Крус простояли неделю и 26 октября взяли курс на юг.

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Южная Америка

Берега Бразилии показались 18 декабря 1803. Остановились в гавани города Дестеро, где простояли полтора месяца для ремонта грот-мачты «Невы».  Только 4 февраля 1804 г. оба судна двинулись дальше к югу вдоль южноамериканских берегов.

Мыс Горн

Перед тем, как обогнуть мыс Горн, Крузенштерн и Лисянский договорились о месте встречи, так как оба понимали, что в этом месте корабли легко разметает непогода. Первый вариант встречи был остров Пасхи, запасной – остров Нукагива. «Надежда» благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан.  

Нукагива

Остров Пасхи проскочили при сильных ветрах, поэтому Крузенштерн пошел прямо к запасному месту встречи острову Нукагива, куда прибыл 7 мая 1804 года. По дороге были нанесены на карту  острова Фетуга и Уагуга из группы Маркизских. 10 мая к Нукагиве подошла и «Нева». Через неделю оба корабля отчалили в направлении Гавайских островов.

Экватор

Уже в Тихом океане пересекли еще раз 25 мая 1804 года.

Гавайские острова

К ним корабли приблизились 7 июня 1804 года. Здесь им предстояло расстаться. «Нева» с грузом товаров для Российско-Американской компании пошла в сторону Аляски, к острову Кодьяк.

«Надежда» взяла курс на Камчатку, откуда нужно было сходить с посольством в Японию и исследовать остров Сахалин.

Встреча обоих кораблей предстояла теперь только в Макао в сентябре 1805 года, куда «Надежда» подойдет по завершении дипломатической миссии, а «Нева» – с грузом мехов из Русской Америки.

Путешествие «Надежды»

Камчатка

В Авачинскую бухту «Надежда» вошла 14 июля 1804 г. Население Петропавловска тогда составляло около 200 человек.

Сюда из Нижнекамчатска (тогдашней столица полуострова) прибыл губернатор генерал Кошелев, который всячески содействовал починке корабля и подготовке к визиту в Японию.

Экспедицию оставили врач и художник, и принудительно «списали на берег» скандалиста Толстого. 30 августа 1804 г. «Надежда» взяла курс на Японию.

Япония

Из истории Японии известно, что любым иностранным кораблям был запрещен вход в японские порты. А жителям островов восходящего солнца было строжайше запрещено контактировать с иностранцами. Такая принудительная самоизоляция спасла Японию от возможной колонизации и торговой экспансии со стороны европейцев, а также способствовала сохранению ее самобытности.

Только купцам голландской Ост-Индской компании было позволено вести торговлю в порту Нагасаки – самой южной точке страны. Голландцы монопольно вели торговлю с Японией и не пускали конкурентов в свои владения, скрывали морские карты с координатами и тп.. Поэтому Крузенштерну пришлось вести «Надежду» до Нагасаки почти наугад, попутно ведя съемку японских берегов.

В Нагасаки

В гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. На борту у русских было несколько японцев, когда-то попавших к русским в результате крушения, и которых экспедиция везла с собой в качестве переводчиков.

На корабль зашел японский представитель, расспросил ху-ис-ху, мол откуда и зачем прибыли. Потом японский лоцман помог «Надежде» войти в гавань, где и бросили якорь. В гавани стояли только японские, китайские и голландские корабли.

Переговоры с японцами

Эта тема заслуживает отдельного рассказа и отдельной статьи. Скажем только, что японцы «промурыжили» русскую «дипмиссию» в порту Нагасаки до 18 апреля 1805 года – пять с половиной месяцев! И Крузенштерну с Резановым пришлось уйти восвояси несолоно хлебавши.

Японский император долго «выдерживал паузу», потом ответил через своих чиновников, что никаких договоров с русскими не будет, и подарки русского императора – несколько огромных зеркал в дорогой оправе – он принять не может. Дескать, Япония не в состоянии равноценно отблагодарить императора русских в силу своей бедности.  Смех, да и только! Либо тут хорошо поработали голландцы, либо японцы сами не хотели никаких контактов с Россией.

Правда, японская администрация все время нахождения корабля в порту снабжала его продовольствием. И нагрузила на дорогу едой, водой и большим количеством соли совершенно бесплатно. При этом Крузенштерну категорически запретили возвращаться вдоль западного берега Японии.

Возвращение «Надежды» на Камчатку

Выйдя из японского «плена», Крузенштерн решил наплевать на запрет японцев и пошел именно вдоль западного берега, нанося его на карту.

В море он был сам себе хозяин и никого не боялся – прошлый боевой опыт давал ему на это все основания. Он несколько раз приставал к берегу и сколько мог ближе знакомился с этой загадочной страной.

Удалось установить контакты с айнами – жителями северного японского острова Хоккайдо.

Сахалин

В залив Аниву на юге Сахалина «Надежда» вошла 14 мая 1805 г. Здесь тоже жили айны и командовала японская администрация. Крузенштерн был настроен исследовать Сахалин подробнее, но Резанов настаивал на скорейшем возвращении на Камчатку, чтобы доложить в Петербург о результатах своего «посольства».

Камчатка

5-го июня «Надежда» вернулась в Петропавловск-Камчатский. Резанов сошел на берег, отправил отчет в столицу, а сам на купеческом судне отбыл в Русскую Америку на Аляску. 5-го июля 1805 г.

 «Надежда» снова вышла в море и взяла курс на  Сахалин. Но Крузенштерну не удалось обойти Сахалин «кругом» и определить, остров это или полуостров. 30-го августа команда «Надежды» в третий раз вошла в Авачинскую бухту Петропавловска.

Крузенштерн стал готовиться к походу в Макао.

Макао

Это название португальской колонии-крепости-порта на китайском побережье. Выйдя из Петропавловска 9 октября 1805 г. «Надежда» 20 ноября была в Макао. «Невы» не было видно нигде.

Источник: http://tur-plus.ru/kruzenshtern/kruzenshtern-krugosvet.htm

Первая русская кругосветка

Карта кругосветного плавания крузенштерна и лисянского. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции

3 августа по новому стилю 1806 года на Кронштадском рейде зазвенели спускаемые якоря шлюпа «Нева». Капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский завершил первую русскую кругосветную экспедицию. Через две недели в Кронштадт вошла «Надежда». Так закончилось пе

3 августа по новому стилю 1806 года на Кронштадском рейде зазвенели спускаемые якоря шлюпа «Нева». Капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский завершил первую русскую кругосветную экспедицию. Через две недели в Кронштадт вошла «Надежда». Так закончилось первая русская кругосветка. 

1. А началось путешествие 7 августа 1803 года, когда из той же гавани вышли два трехмачтовых шлюпа, купленных в Англии – «Надежда» и «Нева». Парусные шлюпы прежде именовались «Леандр» и «Темза», но когда их включили в состав Русского Императорского флота, лично государь император выбрал новые имена кораблей из представленного списка. 

2. «Надеждой» командовал однокашник Лисянского по Морскому корпусу капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн. Он и был назначен начальником экспедиции.

Снарядила экспедицию Российско-американская компания, один из учредителей которой граф Николай Резанов отправился к берегам Русской Америки и в Японию на переговоры на борту «Надежды».

Экспедицию поддержало российское правительство и лично государь-император. 

3. Перед отплытием император – а им в ту пору был Александр I –  осмотрел шлюпы и разрешил поднять на обоих военные флаги. Расходы на содержание одного принял на свой счет, а за другой платили Российско-американская компания и граф Николай Петрович Румянцев, русский меценат, основатель Румянцевского музея и один из главных вдохновителей и покровителей первой русской кругосветки.  

4. Маршрут первой русской кругосветной экспедиции был весьма сложен. Из российского Кронштадта в датскую столицу Копенгаген. Отсюда в  английский Фалмут, из него – на Канары. Потом через Атлантику – до Флорианополиса в Бразилии. Отсюда в обход мыса Горн до острова Пасхи в Тихом океане и Маркизских островов.

Затем через Гонолулу на Гавайях к российскому Петропавловску-Камчатскому, из него в Японию, а потом на Сахалин.

Завернули на острова Ситка и Кадьяк у побережья Аляски, а уже отсюда в  китайский Гуанчжоу, на Макао, на остров Святой Елены и вокруг мыса Доброй надежды к Азорским португальским островам и через английский Портсмут – домой в Кронштадт.  

5. 14 ноября, на 24° 20' западной долготы, экспедиция пересекла экватор. Русский флаг впервые развевался в южном полушарии. По этому поводу провели праздник пересечения экватора. Так возникла знаменитая ныне традиция праздников Нептуна. 

6. В первой русской кругосветной экспедиции участвовал знаменитый авантюрист и забияка Федор Толстой-Американец.

Он удачно выдал себя за своего двоюродного брата, который был включен в состав экипажа «Надежды», но плыть не хотел, так как страдал морской болезнью.

На судне Федор Иванович вел себя столь эксцентрично, что терпение Крузенштерна в итоге лопнуло, и он высадил безобразника на Камчатке. «В Камчатку сослан был, вернулся алеутом»,  – описал его приключения великий Грибоедов.

7. С Николаем Петровичем Резановым, одним из основателей Российско-американской компании и будущим героем рок-оперы «Юнона и Авось» тоже все оказалось непросто. Царь назначил его соруководителем экспедиции, но Крузенштерна о том не уведомил. По прибытии на судно он о полномочиях не заявил, поскольку боялся, что Крузенштерн откажется выйти из Кронштадта.

Он делил с Крузенштерном одну каюту, но в ходе экспедиции между ними возник такой конфликт, что начальники общались записками. По прибытии на Камчатку Резанов написал донос и потребовал наказания экипажа и суда над Крузенштерном. Их едва помирили, причем обстоятельства примирения, описанные в письмах и мемуарах враждующих сторон, разительно не сходятся.

8. На маршруте корабли поджидали и штормы, и экстренный ремонт силами моряков-мастеров на все руки, географические открытия. 142 дня плавания «Невы» без захода в порты – рекорд того времени. 

9. Во время всего плавания на корабле «Надежда» не было ни одного случая смерти. И больных было совсем немного. Напомним: в те времена множество людей умирало и в ходе не столь долгих плаваний.

 10. В целом первое русское кругосветное плавание продолжалось три года. Это вполне в темпе тех лет. На путешествия в Японии и Америку через Сибирь тратились несколько лет и примерно 4000 лошадей.

А канаты с якорями, например,  таким образом вообще довезти нельзя было – не на чем. Их резали на куски и везли в таком виде.

Тот же Резанов не выдержал сухопутного пути по России и скончался в долгой дороге. 

11. Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку. Она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Федорович Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина, положил начало систематическим глубоководным исследованиям океана. 

12. Участники экспедиции измеряли температуру воды на глубинах до 400 метров, определяли ее прозрачность и удельный вес, собрали данные о приливах и отливах во многих районах мирового океана, выяснили причину свечения моря. А еще собрали ценные  коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. Вклад первой русской кругосветки в науку так велик, что его невозможно переоценить. 

13. По высочайшему повелению для всех участников первой русской кругосветки выбили особую медаль.

Всех офицеров произвели в следующий чин, командиров наградили орденами святого Владимира 3-й степени.

Командиры кораблей получили по 3000 рублей пожизненного пенсиона, лейтенанты – по 1000, мичманы – по 800. Нижние чины, по их желанию, были уволены в отставку, им назначили пенсион 50-75 рублей. 

14. В 1809 году было опубликовано описание экспедиции.

Сочинение в трех томах с атласом из 104 карт  и гравированных картин вышло под название «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». Оно было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.  В 2007 году это сочинение переиздали. 

15. Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду. 

16. Что осталось нам на память о первом русском кругосветном путешествии? Слава русского флота, пролив Крузенштерна, остров Лисянского, знаменитый барк-рекордсмен «Крузенштерн». А в 2008 году Аэрофлот назвала один из своих самолетов в честь Юрия Лисянского и еще один в честь Ивана Крузенштерна. Они-то, конечно, вокруг света быстрее облетят, но открытий точно не сделают.

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/pervaya-russkaya-krugosvetka

Началось первое русское кругосветное плавание под руководством И. Ф. Крузенштерна

Карта кругосветного плавания крузенштерна и лисянского. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции

«Экспедиция наша, казалось мне, возбудила внимание Европы. Удача в первом сего рода опыте была необходима: ибо в противном случае соотечественники мои были бы может быть ещё на долгое время от такого предприятия отвращены; завистники же России, по всему вероятию, порадовались [бы] такой неудаче…»

И. Ф. Крузенштерн

26 июля (7 августа) 1803 г. началось первое русское кругосветное плавание (1803-1806) на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под общим руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна.

Долгое время Крузенштерн активно выступал с записками об организации кругосветных экспедиций из Кронштадта к берегам Камчатки и Северной Америки.

Однако только с приходом к власти императора Александра I и смены руководства Коммерц-коллегии и Морского министерства его проектом заинтересовались морской министр граф Николай Семёнович Мордвинов, министр коммерции граф Николай Петрович Румянцев, а также глава Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов, который и ходатайствовал за реализацию идеи Крузенштерна.

В августе 1802 г. Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, целью которой была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений.

Для экспедиции капитан-лейтенантом Юрием Фёдорович Лисянским в Лондоне было приобретено два судна — «Надежда» и «Нева», а также новейшие приборы и снаряжение: морские хронометры, полный набор астрономических и физических инструментов для наблюдений, одежда для команды; закуплены были также лекарства и противоцинготные средства.

В начале июня 1803 г. корабли прибыли в Кронштадт. Командование «Надеждой» принял Крузенштерн, «Невой» — Лисянский. «Надежда» имела водоизмещение 450 т, «Нева» — 370 т.

Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» — из 47 человек; команды были отобраны из матросов-добровольцев.

Для научных исследований были приглашены известные германские учёные: астроном Горнер и естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф.

26 июля (7 августа) 1803 г. шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой Крузенштерна и Лисянского покинули Кронштадтский рейд, зашли в Копенгаген, Фалмут, на остров Тенерифе, а затем взяли курс на Бразилию.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (Бразилия) в связи с заменой на «Неве» грот-мачты и фок-мачты, 14 (26) ноября 1803 г. суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 2 февраля (3 марта) 1804 г.

, обогнув мыс Горн, они вступили в Тихий океан, где «Надежда» разлучилась с «Невой» и направилась к Маркизским островам. Здесь корабли вновь соединились и совершили переход к Гавайским островам. Затем «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» — в Петропавловск-Камчатский.

Во время плавания Крузенштерн исправлял карты, искал острова, существование которых ставилось под сомнение, а во время якорных стоянок занимался съёмкой окрестных берегов.

26 сентября (8 октября) 1804 г. Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки, а в апреле 1805 г., после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, вновь отправился на Камчатку.

Во время плавания Крузенштерн снял и нанёс на карту восточный берег Сахалина от залива Анива до мыса Терпения; описал южные берега Камчатки, провёл гидрологические измерения; сделал описания быта, нравов обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая.

В 1806 г. шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, в июле — августе 1806 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт, пробыв в плавании 3 года и 12 дней.

Александр I щедро наградил Крузенштерна, Лисянского и всех участников экспедиции, и в память этого важного события приказал выбить особую медаль.

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в трёхтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях “Надежда” и “Нева”» (СПб., 1809-1812). В 1812 г.

вышло в свет сочинение Лисянского: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804 и 1806 годах на корабле “Нева”» (СПб., 1812, 2 части).

К сочинениям Крузенштерна и Лисянского были изданы атласы, в которые входили ценнейшие картографические материалы и различные рисунки, иллюстрирующие описание природы стран, народов и их быта.

Плавание «Надежды» и «Невы» послужило началом многочисленных русских кругосветных плаваний в первой половине XIX в., во время которых были сделаны важные географические открытия и выполнены ценные научные наблюдения.

Лит.: Есаков В. А., Плахотник А. Ф., Алексеев А. И. Русские океанические и морские исследования в XIX — начале XX в. М., 1964; Ивашинцев Н. Русские кругосветные путешествия. Записки Гидрографического департамента Ч. 7-8. СПб., 1849-1850; Комаров В. Первое русское кругосветное плавание // Наука и жизнь. 1940.

№ 5; Начало наших кругосветных плаваний. Записки Гидрографического департамента. Ч. 7. СПб., 1850; Невский В. В. Первое путешествие россиян вокруг света. М., 1951; Нозиков Н. Русские кругосветные мореплаватели. М.; Л., 1941; Пасецкий В. М. Очарованный надеждой. Л.

, 1970; Список кораблей, участвовавших в кругосветных плаваниях // «Северная пчела». 1851. № 106-1108.

См. также в Президентской библиотеке:

Адмирал И. Ф. Крузенштерн, первый русский плаватель вокруг света. СПб., 1873;

Инструкция Главного правления Российско-Американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту И. Ф. Крузенштерну [Документ] : 29 мая 1803 г. Л. 1-13. (Фонд Санкт-Петербургский. Главный архив, I-7. Опись № 6, 1802 г. ; Д. 1, п. 27);

Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Ч. 1. СПб., 1809.

Источник: https://www.prlib.ru/history/619441

Первое русское кругосветное плавание – И. Ф. Крузенштерн – Паруса на марках

Карта кругосветного плавания крузенштерна и лисянского. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции

Вернемся к теме путешествий. Рассказ о пароходе паруснике «Крузенштерн» у нас уже был, обратимся же наконец к самому Ивану Федоровичу Крузенштерну — начальнику первой русской кругосветной экспедиции. Марка в честь Ивана Федоровича и его плавания была выпущена в России в 1994 г. в серии, посвященной 300-летию российского флота

Название:К 300-летию Российского флота. Географические экспедицииСтрана:РоссияДата выпуска:22 ноября 1994Код по каталогу:АО «Марка» 186
Михель RU 405

Первое русское кругосветное путешествие

Первое русское кругосветное путешествие планировалось еще в эпоху Екатерины II в 1787 году. Для экспедиции были снаряжены пять кораблей под начальством капитана 1-го ранга Григория Ивановича Муловского.

Но экспедиция в самый последний момент была отменена из-за начавшейся русско-турецкой войны. Потом началась война со Швецией и стало совсем не до дальних путешествий.

Сам Муловский был убит в сражении у острова Эланд.

Вернулись к идее кругосветного путешествия только в начале века девятнадцатого благодаря энергии Ивана Фёдоровича Крузенштерна и деньгам Русско-Американской компании.

Иван Фёдорович (при рождении Адам Иоганн) Крузенштерн был потомком обрусевшего немецкого рода. Родился 8 (19) ноября 1770 года, жил и учился в Ревеле (прежнее название Таллина), затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте.

В 1788 году досрочно произведен в мичманы и назначен на корабль «Мстислав», капитаном которого был как раз несостоявшийся руководитель кругосветного плавания Муловский. Естественно, что разговоры о подготовке экспедиции, обсуждение ее планов, не могло не оставить глубокий след в душе пытливого и храброго юноши.

После окончания войны Крузенштерн два года служил волонтером на английском флоте и его посещения Индии и Китая еще более убедили молодого моряка в необходимости освоения дальних рубежей российским флотом, что могло принести немалую пользу и торговым делам.

Во время службы на английском флоте Крузенштерн начал разрабатывать свой план кругосветного плавания, который и представил по возвращению в Санкт-Петербург. Его идеи были приняты холодно и только горячая поддержка бывшего тогда министром адмирала Мордвинова и государственного канцлера графа Румянцева позволило сдвинуть дело с мертвой точки.

Портрет адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна
Неизвестный художник. XIX в. (из собраний Государственного Эрмитажа)

Как раз в это время Российско-Американская компания (РАК), получившая при Александре I новые права и привилегии, задумалась о том, чтобы наладить со своими колониями на Дальнем Востоке и Америке морское сообщение.

Сухопутный путь был очень долог, дорог, грузы часто пропадали или приходили испорченными. Для этих целей и решено было использовать план Крузенштерна. Для экспедиции закупили в Англии два небольших шлюпа, названных «Надежда» и «Нева».

Капитаном «Надежды» и руководителем всей экспедиции был назначен Крузенштерн, капитаном «Невы» стал однокашник и друг Крузенштерна капитан-лейтенант Юрий Фёдорович Лисянский.

Цель экспедиции была в доставке в наши американские колонии нужных для них товаров, принятие там груза пушнины, которую надлежало продать или обменять в китайских портах на местные товары и доставление последних в Кронштадт.

К этой главной цели присоединилось еще производство в назначенных местах гидрографических исследований и доставление посольства в Японию для основания торговых сношений с этой страной. Посланником в Японии назначен был камергер Резанов, один из главных акционеров РАК.

Обоим судам дозволено было иметь военные флаги.

Выйдя из Кронштадта в конце июня 1803 года, экспедиция благополучно возвратилась в конце лета 1806 года, исполнив все на нее возложенное. Экспедиция в колонии шла мимо мыса Горн, а в обратный путь — мимо мыса Доброй Надежды.

В этом путешествии на пути от островов Зеленого мыса к берегам Южной Америки русские корабли 14 ноября 1803 года впервые пересекли экватор.

В честь этого был дан залп из 11 орудий, подняты тосты за здоровье государя императора, и один из матросов, нацепив бороду, от имени морского бога Нептуна произнес приветственную речь.

Маршрут первого русского кругосветного плавания 1803-1806 гг.

После своего возвращение Иван Фёдорович Крузенштерн написал подробнейший отчет, который был издан в трех томах. Книги сейчас оцифрованы и доступны к ознакомлению всем желающим на сайте Российской государственной библиотеки (ссылки приведены в конце поста).

И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Художник П.Павлинов

Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Шлюпы «Надежда» и «Нева» были куплены в 1801 году в Англии, выбирал их лично Ю.Ф. Лисянский. Первоначально их названия были «Леандр» (Leander) и «Темза» (Thames). Покупка обоих кораблей обошлась российской казне в 17 000 фунтов, плюс материалы для ремонта ещё на 5000 фунтов. Корабли прибыли в Кронштадт 5 июня 1803 года.

«Надежда» (она же «Леандр») была спущена на воду в 1800 году. По классификации кораблей Англии того времени sloop. Наибольшая длина по корпусу — 34,2 метра, длина по ватерлинии — 29,2 метра. Наибольшая ширина — 8,84 метра. Водоизмещение — 450 тонн, осадка — 3,86 метра, экипаж 58 человек.

Шлюп был построен для коммерсанта T. Huggins для торговли между Англией и Африкой. После возвращения из путешествия, осенью 1808 года «Надежда» была зафрахтована купцом Российско-американской компании Д.

Мартином для перевозки товаров из Кронштадта в Нью-Йорк, и в первом же рейсе, в декабре 1808 года, судно затёртое льдами у берегов Дании погибло.

«Нева» (в прошлом «Темза», как бы странно это не звучало) была спущена на воду в 1802 г. Как и «Леандр», это был трехмачтовый шлюп, вооруженный 14-ю небольшими карронадами. Водоизмещение — 370 т, наибольшая длина с бушпритом — 61 м, команда 43 человека.

Путешествие для «Невы» отнюдь не было спокойным. «Нева» сыграла ключевую роль в битве на о. Ситка в 1804 году, когда русские отбили форт Св. Архангела Михаила от тлинкитов, захвативших его в 1802 году.

В 1804 году Александр Баранов, генеральный менеджер Русско-американской компании, потерпел неудачу в попытках вернуть форт.

В распоряжении Баранова было только 120 солдат на четырех малых судах и 800 алеутов на 300 каноэ (это к вопросу сколько у нас было на Аляске сил, стоило или нет ее продавать, и могла бы Россия ее удержать в случае чего, если из ключевого форта банду индейцев не могли выбить 2 года).

В конце сентября 1804 года «Нева» и три еще небольших парусных судна предприняли очередную осаду форта при поддержке 150 вооруженных торговцев мехом, а также 400-500 алеутов на 250 каноэ. Атака завершилась успехом, регион вернулся под контроль России.

Шлюп «Нева». Рисунок с гравюры И.Ф. Лисянского

В июне 1807 года шлюп «Нева» первым из русских кораблей посетил Австралию.

В августе 1812 года «Нева» с грузом пушнины отплыла из Охотска. Переход выдался трудным, корабль изрядно потрепали шторма, часть экипажа умерла от цинги.

Экипаж принял решение плыть к Ново-Архангельску, однако не доплыв до пункта назначения всего нескольких километров, шлюп в штормовую погоду в ночь на 9 января 1813 года налетает на скалы и терпит крушение у острова Крузова.

От экипажа осталось 28 человек, которым удалось вплавь достичь берега и переждать зиму 1813 года.

О марке

Как я уже сказал, марка была выпущена в ноябре 1994 г. в серии, посвященной русским географическим экспедициям. Всего серия состоит из 4-х марок номиналом 250 руб. каждая.

Три других марки посвящены путешествию В.М. Головнина 1811 года по исследованию Курильских островов, экспедиции Ф.П. Врангеля в Северную Америку и экспедиции Ф.П.

Литке во время исследования островов Новой Земли в 1821-1824 гг.

Также марки были выпущены в малых листах.

Изображение с сайта АО «Марка» (www.rusmarka.ru)

Тираж марок — 800 000 шт., малого листа — 130 000 шт. Бумага — мелованная, печать глубокая плюс металлография, перфорация — рамочная 12 x 11½.

Автор изображений на марках Зайцев Л., гравер О. Клочкова. Консультантом при подготовке марок выступил старший научный сотрудник научно-исследовательской исторической группы ВМФ РФ А. Комаров

«Нева» и «Надежда» на других марках

Марки, посвященные путешествию, были выпущены нашими соседями, прежде братскими республиками, Эстонией и Украиной. Филателии совсем не чужда политика, и как в случае с датчанином Берингом, Украина и Эстония при помощи марок, напоминают всему миру, что Крузенштерн вообще-то родился в Таллине, а Лисянский в Черниговской губернии.

Эстония, 2003
Украина, 1998

Марки с изображением «Надежды» и портрета И.Ф. Крузенштерна были также выпущены на о. Святая Елена, куда корабль заходил на обратном пути в мае 1806 г.

Святая Елена, 1986

Источники и дополнительная информация

1. Экспедиция Муловского (Википедия)
2. Крузенштерн, Иван Фёдорович (Википедия)
3. «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах». И.Ф. Крузенштерн. СПб., 1812 (Том 1. Том 2. Том 3)4. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 год». Н. Иваншинцова. Спб., 18725. «История российского флота». М., 2017

6. «Краткая история Русского Флота». Веселаго Ф. М-Л.: Военно-морское издательство НКВМФ СССР, 1939

7. Крузенштерн Иван Федорович. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»
8. В.Г. Тилезиус. Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна
9. Лисянский Юрий Фёдорович. Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803-1806 годах

Источник: http://sailngstamps.ru/2017/04/kruzenshtern-nadezhda/

Первое русское кругосветное путешествие на кораблях «Нева» и «Надежда»

Карта кругосветного плавания крузенштерна и лисянского. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции

Первое русское кругосветное путешествие на кораблях «Нева» и «Надежда»

В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.

Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.

Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. Эти суда, “Надежда” и “Нева”, Лисянский купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени.

Цена за покупку “Надежды” и “Невы” была собственно равна 17000 фунтов стерлингов, но за исправления их пришлось ещё доплатить 5 000 фунтов. Корабль “Надежда” насчитывал уже три года со дня своего спуска на воду, а “Нева” всего лишь пятнадцать месяцев. “Нева” имела водоизмещение в 350 тонн, а “Надежда” — в 450 тонн.

В Англии Лисянский купил ряд секстантов, лель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтивгтона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона.

Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения долгот и широт и ориентировки корабля. Лисянский позаботился приобрести целую аптеку лекарств и противоцинготных средств, так как в те времена цинга была одним из наиболее опасных заболеваний во время длительных плаваний.

В Англии было закуплено также снаряжение для экспедиции, в том числе удобная, прочная и соответствующая различным климатическим условиям одежда для команды. Имелся запасный комплект белья и платья. Для каждого из матросов были заказаны тюфяки, подушки, простыни и одеяла. Корабельная провизия была самая лучшая.

Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течение целых двух лет, точно так же, как и солонииа, посол которой отечественной солью был произведён купцом Обломковым. Команда “Надежды” состояла из 58 человек, а “Невы” из 47.

Они были отобраны из матросов-добровольцев, которых оказалось так много, что всех желающих участвовать в кругосветном путешествии могло бы хватить на комплектование нескольких экспедиций. Следует отметить, что никто из членов команды не участвовал в дальних плаваниях, так как в те времена русские корабли не спускались южнее северного тропика.

Задача, которая стояла перед офицерами и командой экспедиции, была нелёгкой. Они должны были пересечь два океана, обогнуть опасный мыс Горн, славившийся своими бурями, подняться до 60° с. ш., посетить ряд мало изученных берегов, где мореплавателей могли ожидать не нанесённые на карту и никем не описанные подводные камни и другие опасности.

Но командование экспедиции было настолько уверено в силах её “офицерского и рядового состава”, что отклонило предложение взять на борт нескольких иностранных матросов, знакомых с условиями дальних плаваний. Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели Тилезиус фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер.

Горнер был швейцарец по происхождению. Он работал в известной в то время Зеебергской обсерватории, руководитель которой рекомендовал его графу Румянцеву. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств.

Художник и учёные находились вместе с русским посланником в Японии, Н. П. Резановым, и его свитой на борту большого корабля — “Надежды”. “Надеждой” командовал Крузенштерн. Лисянскому было поручено командование “Невой”.

Хотя командиром “Надежды” и начальником экспедиции по Морскому министерству числился Крузенштерн, но в инструкции, переданной Александром I русскому послу в Японии, Н. П. Резанову, он назывался главным начальником экспедиции. Это двойственное положение было причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между Резановым и Крузенштерном.

Поэтому Крузенштерн неоднократно обращался с донесениями в Управление Российско-Американской компании, где писал, что он призван по высочайшему повелению командовать над экспедицией и что “оная вверена Резанову” без его ведения, на что он никогда бы не согласился, что должность его “не состоит только в том, чтобы смотреть за парусами”, и т.

д. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном обострились настолько, что среди экипажа “Надежды” произошёл бунт.

Русский посланник в Японии, после ряда неприятностей и оскорблений, принуждён был удалиться в свою каюту, из которой он не выходил уже до приезда в Петропавловск-на-Камчатке. Здесь Резанов обратился к генерал-майору Кошелеву, представителю местной административной власти.

Против Крузенштерна было назначено следствие, которое приняло неблагоприятный для него характер. Учитывая положение, Крузенштерн публично извинился перед Резановым и просил Кошелева не давать следствию дальнейшего хода.

Только благодаря любезности Резанова, который решил прекратить дело, Крузенштерн избежал крупных неприятностей, которые могли бы иметь роковое последствие для его карьеры.

https://www.youtube.com/watch?v=gdnjBxC_Y1g

Приведенный эпизод показывает, что дисциплина на корабле “Надежда”, которым командовал Крузенштерн, была не на высоте, если такое высокое и облечённое особыми полномочиями лицо, как русский посланник в Японии, мог подвергнуться со стороны экипажа и самого капитана “Надежды” ряду оскорблений.

Не случайно, вероятно, и то обстоятельство, что “Надежда” в течение своего плавания несколько раз находилась в весьма рискованном положении, в то время как “Нева” только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам.

Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности.

Хотя первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, но затем у Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были разъединиться. “Надежде”, согласно плану экспедиции, следовало идти на Камчатку, где она должна была оставить свой груз. Затем Крузенштерну следовало отправиться в Японию и доставить туда русского посла Н. П.

Резанова со свитой. После этого “Надежда” должна была снова вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в Кантон для продажи. Путь “Невы”, начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был идти “а северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании.

Здесь предполагалась зимовка “Невы”, а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей — “Невы” и “Надежды”. Из Кантона оба корабля должны были направиться в Россию мимо мыса Доброй Надежды.

Этот план был осуществлён, хотя и с отступлениями, вызванными штормами, задолго разъединившими корабли, а также продолжительными остановками для необходимых починок и пополнения продовольствия.

Естествоиспытатели, присутствовавшие на кораблях, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции, производились наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра, систематические астрономические наблюдения для определения долгот и широт и установил координаты целого ряда посещённых экспедиций пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где имелись стоянки.

Если особые задания экспедиции в русских колониях были успешно выполнены, то этого нельзя сказать о той части планов экспедиции, которая была связана с организацией посольства в Японию. Посольство Н. П. Резанова не увенчалось успехом. Хотя он и был окружён вниманием и всевозможными знаками почёта и уважения по прибытии в Японию, но завязать торговые отношения с этой страной ему не удалось.

5 августа 1806 года “Нева” благополучно прибыла на Кронштадтский рейд. Грянули пушечные салюты “Невы” и ответные залпы Кронштадтской крепости. Таким образом, “Нева” пробыла в плавании три года и два месяца. 19 августа прибыла “Надежда”, которая находилась в кругосветном плавании на четырнадцать дней дольше, чем “Нева”.

Первое русское кругосветное плавание составило эпоху в истории русского флота и доставило мировой географической науке ряд новых сведений о малоисследованных странах. Целый ряд островов, которые были посещены Лисянским и Крузенштерном, были только незадолго перед тем открыты мореплавателями, и их природа, население, его обычаи, верования и хозяйство оставались почти совершенно неизвестными.

Такими были Сандвичевы (Гавайские) острова, открытые в 1778 году Куком, менее чем за тридцать лет до их посещения русскими моряками. Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в её естественном состоянии, еще не изменённую соприкосновением с европейцами. Мало были изучены и Маркизские и Вашингтоновы острова, а также остров Пасхи.

Неудивительно, что описания русского кругосветного путешествия, сделанные Крузенштерном и Лисянским, возбудили живейший интерес у широкого круга читателей и были переведены на ряд западноевропейских языков. Материалы, собранные во время путешествия “Невы” и “Надежды”, представляли большую ценность для изучения первобытных народов Океании и северной части Тихого океана.

Наши первые русские путешественники наблюдали эти народы в стадии родовых отношений. Они впервые подробно описали своеобразную, древнюю гавайскую культуру с её непреложными законами “табу” и человеческими жертвоприношениями.

Богатые этнографические коллекции, собранные на кораблях “Нева” и “Надежда”, вместе с описаниями обычаев, верований и даже языка островитян Тихого океана, послужили ценными источниками для изучения населяющих тихоокеанские острова народов.

Таким образом, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль в развитии этнографии. Этому немало способствовала большая наблюдательность и точность описаний наших первых кругосветных путешественников.

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях “Надежда” и “Нева”, дали толчок к развитию новой науки — океанографии. До первого русского кругосветного путешествия подобные систематические наблюдения мореплавателями обычно не производились. Русские моряки оказались большими новаторами в этом отношении.

Первое русское кругосветное плавание открывает целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом,

Во время этих путешествий создавались прекрасные кадры моряков, которые приобрели опыт дальнего плавания и высокую квалификацию в сложном для парусного флота искусстве навигации.

Интересно отметить, что один из участников первого русского кругосветного плавания Коцебу, плававший в качестве кадета на корабле “Надежда”, впоследствии сам осуществил не менее интересное кругосветное плавание на корабле “Рюрик”, снаряжённое на средства графа Румянцева.

Экспедицией на кораблях “Нева” и “Надежда” была проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии. Снабжение их необходимым продовольствием и товарами осуществлялось с тех пор морским путём, Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную торговлю и во многих отношениях способствовали развитию североамериканских колоний и освоению Камчатки.

Окрепли морские связи России с Тихим океаном, значительно развилась внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего мореплавания.

Источник “Командор Резанов”

Модель корабля “Надежда”

Корабль “Надежда”


Закуплена в Англии. В Кронштадте сделаны штульцы и гальюн, подготовлен к кругосветной экспедиции. Водоизмещение 450 т.

Экипаж 58 чел.

Модель: Масштаб 1:50 Размеры: длина 130см ширина 36см высота 97см. Деталей 3020 бук, береза. орех, красное дерево, липа, полистирол, медь, латунь, паруса – лен, нитролак с воском.

Источник: рисунок 1803 -1805 гг. из “Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна” 1813 г.

Источник сайт Владимира Ивановича Зорина “Модели судов и кораблей”

Источник: http://ricolor.org/history/eng/expedition/krugosvet_1/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.