Комбинаторные фонетические процессы

Фонетические процессы. Звуки речи в речевом потоке различно воздействуют друг на друга. Это воздействие определяется влиянием общих условий произношения: – презентация

Комбинаторные фонетические процессы

1 Фонетические процессы

2 Звуки речи в речевом потоке различно воздействуют друг на друга.

Это воздействие определяется влиянием общих условий произношения: положение под ударением или без ударения, положение в начале или в конце слова, характер слога; влиянием общих условий произношения: положение под ударением или без ударения, положение в начале или в конце слова, характер слога; влиянием соседствующих звуков, поскольку рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего. влиянием соседствующих звуков, поскольку рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего.

3 Влияние общих условий произношения на характер реализации звука приводит к позиционным изменениям звуков: редукции безударных гласных, редукции безударных гласных, протезам, протезам, оглушению звонких согласных в конце слова, оглушению звонких согласных в конце слова, сингармонизму. сингармонизму.

4 Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные фонетические изменения: Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные фонетические изменения: аккомодации, аккомодации, диссимиляции, диссимиляции, ассимиляции, ассимиляции, диерезы, диерезы, эпентезы, эпентезы, метатезы, метатезы, протезы, протезы, гаплологии и др. гаплологии и др.

5 Позиционные изменения 1. Редукция (от лат. reduction – возвращение, приведение обратно) – артикуляционное и акустическое изменение звука, связанное с сокращением его длительности или ослаблением напряженности. 1. Редукция (от лат.

reduction – возвращение, приведение обратно) – артикуляционное и акустическое изменение звука, связанное с сокращением его длительности или ослаблением напряженности. Чаще редукции подвергаются гласные звуки.

Чаще редукции подвергаются гласные звуки.

6 Виды редукции количественная и качественная При количественной редукции в безударном положении уменьшается длительность и сила гласного: шнур – шнурок – шнуровать. При количественной редукции в безударном положении уменьшается длительность и сила гласного: шнур – шнурок – шнуровать.

7 При качественной редукции изменяется длительность и характер артикуляции безударного гласного: При качественной редукции изменяется длительность и характер артикуляции безударного гласного: (частичная редукция) полк; полки, пълклвой (частичная редукция) полк; полки, пълклвой Но редукция гласных звуков может быть и полной: пров(о)лока, сут(о)лока, жав(о)ронки, все-т(а)ки. Но редукция гласных звуков может быть и полной: пров(о)лока, сут(о)лока, жав(о)ронки, все-т(а)ки.

8 2. Сингармонизм (от греческого σύν – одновременно и άρμονία – созвучие) – единообразное по составу гласных (иногда согласных – в некоторых индейских языках) оформление слова как морфологической единицы.

2. Сингармонизм (от греческого σύν – одновременно и άρμονία – созвучие) – единообразное по составу гласных (иногда согласных – в некоторых индейских языках) оформление слова как морфологической единицы.

9 Свойствен тюркским, финно-угорским, тунгусо-манчжурским и некоторым другим языкам: шалаш, баран, сундук, урюк, бурдюк.

В частном случае под сингармонизмом может пониматься уподобление гласных (иногда и согласных) аффиксов гласным корня: в турецком языке В частном случае под сингармонизмом может пониматься уподобление гласных (иногда и согласных) аффиксов гласным корня: в турецком языке oda + lar (комната – комнаты), ev + ler (дом – дома).

10 Комбинаторные изменения 1. Аккомодация – (лат. accomodаtio – приспособление, приготовление) – частичное приспособление артикуляции смежных согласных и гласных звуков. 1. Аккомодация – (лат.

accomodаtio – приспособление, приготовление) – частичное приспособление артикуляции смежных согласных и гласных звуков. Выделяют прогрессивную и регрессивную аккомодации.

Выделяют прогрессивную и регрессивную аккомодации.

11 А. Прогрессивная аккомодация рад – ряд, лук – люк, ток – тёк рад – ряд, лук – люк, ток – тёк При прогрессивной аккомодации могут возникать При прогрессивной аккомодации могут возникать глайды – скользящие переходные звуки: воля – в(у)оль

12 В. Регрессивная аккомодация порядок – плрадък кавалерия – къвалэриjь лыком – лыкъм

13 Возможна аккомодация звуков в обоих направлениях: Возможна аккомодация звуков в обоих направлениях: тот – тёть (тот). В этом случае гласные артикуляционно и акустически становятся более передними и закрытыми. В этом случае гласные артикуляционно и акустически становятся более передними и закрытыми.

14 2. Ассимиляция лат. assimilatio – уподобление – артикуляционное уподобление звуков. Ассимиляция возможна как между гласными, так и между согласными.

лат. assimilatio – уподобление – артикуляционное уподобление звуков.

Ассимиляция возможна как между гласными, так и между согласными.

Виды ассимиляции различаются по степени уподобления звуков, по степени уподобления звуков, по направлению уподобления, по направлению уподобления, по месту уподобления, по месту уподобления, по признаку уподобления. по признаку уподобления.

15 По степени уподобления выделяют полную и частичную ассимиляцию. Полная ассимиляция – абсолютное уподобление взаимодействующих звуков: сжечь (жэч), бесшумный (биешумный), летчик (лочик). При неполной ассимиляции различия между звуками сохраняется: походка, дверь, сданный.

16 По направлению уподобления выделяют регрессивную и прогрессивную ассимиляции. По направлению уподобления выделяют регрессивную и прогрессивную ассимиляции. Ср.

: сбросить – збросит, походка – пхоткъ и Ванька – Ванкь (в говорах русского языка), англ. pen – pens (s z под воздействие звонкого n). Ср.: сбросить – збросит, походка – пхоткъ и Ванька – Ванкь (в говорах русского языка), англ.

pen – pens (s z под воздействие звонкого n). Прогрессивная ассимиляция редка Прогрессивная ассимиляция редка

17 По месту уподобления звуков выделяют контактную и дистантную, или дистантную ассимиляции. По месту уподобления звуков выделяют контактную и дистантную, или дистантную ассимиляции. Если взаимодействуют смежные звуки – ассимиляция контактная: трафкъ, лотки, зверьь.

Если взаимодействуют смежные звуки – ассимиляция контактная: трафкъ, лотки, зверьь. При дистантной ассимиляции уподобляются звуки, разделенные другими: чи(е)час, робонък, лъбълториjь.

При дистантной ассимиляции уподобляются звуки, разделенные другими: чи(е)час, робонък, лъбълториjь.

18 По признаку уподобления По признаку уподобления твердость / мягкость, глухость / звонкость, огубление

19 Полная характеристика ассимиляции [з]бросит – частичная, регрессивная, контактная, по звонкости; [з]бросит – частичная, регрессивная, контактная, по звонкости; пхо[т]къ – частичная, регрессивная, контактная, по глухости; пхо[т]къ – частичная, регрессивная, контактная, по глухости; р[о]бонък – полная, регрессивная, дистантная, по способу образования. р[о]бонък – полная, регрессивная, дистантная, по способу образования.

20 3. Диссимиляция (лат. dissimilatio – расподобление) (лат.

dissimilatio – расподобление) – процесс, обратный ассимиляции, расподобление одного или более одинаковых или подобных звуков в пределах слова, утрата ими общих фонетических признаков.

– процесс, обратный ассимиляции, расподобление одного или более одинаковых или подобных звуков в пределах слова, утрата ими общих фонетических признаков.

21 По месту взаимодействия звуков может быть контактной и дистантной: бонба, транвай, секретарь, прорубь, коридор, директор. Закрепились в литературном языке диссимилятивные формы верблюд и февраль из верблюд, февраль.

По месту взаимодействия звуков может быть контактной и дистантной: бонба, транвай, секретарь, прорубь, коридор, директор. Закрепились в литературном языке диссимилятивные формы верблюд и февраль из верблюд, февраль. По направлению выделяют регрессивную (коридор) и прогрессивную (прорубь) диссимиляции.

По направлению выделяют регрессивную (коридор) и прогрессивную (прорубь) диссимиляции.

22 В ряде случаев ассимиляции и диссимиляция могут происходить одновременно: В ряде случаев ассимиляции и диссимиляция могут происходить одновременно: мягкий – махкий, где гк кк в результате полной регрессивной ассимиляции по глухости и мягкости, а также регрессивной диссимиляции по способу образования – кк хк. мягкий – махкий, где гк кк в результате полной регрессивной ассимиляции по глухости и мягкости, а также регрессивной диссимиляции по способу образования – кк хк.

23 На основе ассимилятивных и диссимилятивных процессов могут возникать На основе ассимилятивных и диссимилятивных процессов могут возникать диереза, диереза, эпентеза, эпентеза, метатеза, метатеза, протеза, протеза, гаплология и др. явления. гаплология и др. явления.

24 Диэреза, или выкидка – выпадение звука в сложном сочетании звуков на ассимилятивной основе: – выпадение звука в сложном сочетании звуков на ассимилятивной основе: поездка – пjэскъ здравствуй – здравствуй лестница – лэсницъ.

25 Эпентеза, или вставка (греч.

έπνθέσις – вставка) – вставка звука на месте непосредственного соседства двух гласных (зияния), которая чаще возникает на диссимилятивной основе: вставляется звук j: Индия – индиjь, бульон – бульон, гильотина – гилjэтинъ, театр – ти(е)jатр, шпион – шпиjон; вставляется звук в: Родион – ръдивон, радио – радивъ, какао – ккавъ; вставляются звуки т, д: срам – стран, нрав – ндраф, встреча – фстречъ (ср. Сретенка, сретение). Исторически закрепились в языке эпентезы в словах типа корабль, плевать (л эпентетикум).

26 Протеза (греч. πρόσθεις – прибавление, приставление), или надставка – приставление звука к началу слова. (греч. πρόσθεις – прибавление, приставление), или надставка – приставление звука к началу слова. Часто рассматривается как разновидность эпентез: восемь (ср. осьмушка, осьминог), восходящее к индоевропейскому *okto, вострый (ср.

навострить лыжи; Взял он саблю, взял он востру и зарезал сам себя), гггусеница (ггусеница), игла, jэто Часто рассматривается как разновидность эпентез: восемь (ср. осьмушка, осьминог), восходящее к индоевропейскому *okto, вострый (ср.

навострить лыжи; Взял он саблю, взял он востру и зарезал сам себя), гггусеница (ггусеница), игла, jэто

27 Метатеза (греч. μετάθεασις – перестановка) – перестановка звуков, происходящая на ассимилятивной и диссимилятивной основах. В основном характерна для заимствованных слов (футляр – Futteral, тарелка – Teller, Фрол – flor, невроз, но нервный – neuron), Cеливерст, Селиверстов – Сильвестр (от лат.

silvester – лесной); заимствованных слов (футляр – Futteral, тарелка – Teller, Фрол – flor, невроз, но нервный – neuron), Cеливерст, Селиверстов – Сильвестр (от лат. silvester – лесной); детской речи (самолетик – масолетик) и детской речи (самолетик – масолетик) и территориальных диалектов (ларек – ралек, медведь – ведмедь, Таджикистан – Таждикистан).

территориальных диалектов (ларек – ралек, медведь – ведмедь, Таджикистан – Таждикистан).

28 Гаплология (греч. άπλόος – простой, истинный) – выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: (греч.

άπλόος – простой, истинный) – выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: знаменоносец – знаменосец, трагикокомедия – трагикомедия, дикообраз – дикобраз, розововатый – розоватый.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/969969/

Комбинаторные фонетические процессы

Комбинаторные фонетические процессы

Фонетические (звуковые) процессы

Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во–первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во–вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характера слога, положения под ударением или в

безударном слоге).

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологи и др.

Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протез в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т. п.).

Основные комбинаторные процессы:

· Реформатский: Аккомодации(приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего – это прогрессивная аккомодáция, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивная аккомодáция; при этом могут возникнуть скользящие перехóдные звýки, или глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между [в] и [о] очень коротенькое [у]: [вуóл

Источник: https://lektsii.org/4-8468.html

Раздел II. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Комбинаторные фонетические процессы

назад вперед меню

ТЕМА 1. ФОНЕТИКА. АКУСТИЧЕСКИЙ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

§ 20. Позиционные и комбинаторные изменения звуков
в речевом потоке

В речевом потоке артикуляция звуков в зависимости от различных факторов может подвергаться изменениям (модификациям), которые подразделяются на собственно позиционные и комбинаторные.

Если определяющим фактором изменений является место звуков в слове или их позиция по отношению к ударению, то такие изменения определяются как собственно позиционные.

Если же модификации возникают при взаимодействии звуков друг с другом в процессе артикуляции, то их называют комбинаторными. Данные модификации представлены в таблице 9.
Таблица 9

Изменения звуков в речевом потоке

Собственно позиционные измененияКомбинаторные изменения
а) редукция гласных в безударной позицииа) основные: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция
б) апóкопаб) изменения, основанные на ассимиляции или на диссимиляции: эпентеза, синкóпа, диэреза, метатеза, гаплология
в) оглушение звонких согласных в конце слова
г) протеза, эпитеза

Реду́кцией называется ослабление гласных в безударной позиции, при этом изменения бывают количественные и качественные. При количественной редукции гласные теряют часть своей долготы и ослабевают, но не изменяют своих основных признаков.

Например, в русском языке гласный звук [у] сохраняет свои основные свойства – огубленность, задний ряд – в любой позиции: под ударением (узел, дума), в первом предударном слоге (узлом, пустой), во втором предударном слоге (узелками, пустовать).

Качественная редукция наблюдается тогда, когда безударные гласные изменяют артикуляционные признаки, например, в русском языке гласные звуки [а], [о] могут произноситься под ударением как [а] [мал] и [о] [нос]; в первом предударном как [A] [мAлы́ш], [нAс’и́щь], а во втором предударном как [ъ] [мълышы́], [нъсAво́й], после мягких согласных [а] произносится как [а] [час], как [ие] [чиесы́], как [ь] [чьсAво́й]. Звуки [и] [е] четко звучат под ударением: [иглы] [п’е́чь], но в первом предударном [и] произносится как [и] [игла́], а [е] после мягких согласных произносится как [и] [п’иче́н’jь] и как [ие] [в’иесна́]; во втором предударном [и], [е] произносятся или как [ь], или как [и], т. е. [с’ин’ива́́] [к’ирAс’ин́] и [к’ьрAс’ин́], [к’ьрп’ичи́]. В английском языке также возможна качественная редукция, например, гласный звук [о] под ударением произносится как [O] conflict [΄kOnflikt], в безударной позиции как [ә] conflict [kәn΄flikt].

Безударные гласные в конце слова могут редуцироваться до нуля, как это встречается в словах: чтобы > чтоб, или > иль; мама > мам (в разговорной речи при обращении); или происходит сокращение слова за счёт потери слогового сонорного: рубль > рупь. Такое отпадение конечного гласного или слогообразующиего сонорного называется апóкопа.

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой отмечено в русском языке: труба – труб [труп]; везет – вез [в’oс] и т. п., английскому языку такое явление не свойственно.
К собственно позиционным изменениям относится такое явление, как проте́за – появление в абсолютном начале слова согласного звука. В качестве протетического согласного могут выступать звуки [j], [в], [γ]: ель [jэл»], яблоко [jаблъкъ], гусеница, где исторически присутствовал корень [ус]. Многие слова русского языка имеют протетический звук [j].
Во французском языке в конце слова после сочетания согласных «tr» вставляется гласный «e», так называя эпите́за: théâtre [teatrә] театр.
Одной из основных комбинаторных модификаций является аккомода́ция/от лат. accomodatio – приспособление/ – изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот. Аккомодация считается прогрессивной, когда начало артикуляции последующего звука приспосабливается к артикуляции предшествующего звука, например: история – предыстория (твердый конечный согласный приставки пред- требует замены гласного переднего ряда «и» на гласный среднего ряда «ы»). Примером аккомодации в английском языке может служить слово wall [wOl](cтена), где происходит приспособление артикуляции гласного «а» к артикуляции предшествующего согласного «w».
Если же окончание артикуляции предшествующего звука приспособляется к началу артикуляции последующего, то возникает регрессивная аккомодация: могу – можешь (историческое чередование г/ж первоначально вызвано приспособлением артикуляции согласного к артикуляции гласного переднего ряда).
Как показано в таблице 9, к комбинаторным изменениям относится ассимиляция /от лат. assimilatio – уподобление/ – это возникновение сходства между звуками одного и того же рода. Она бывает полной (уподобление по всем признакам) или частичной (уподобление происходит по одному признаку), прогрессивной или регрессивной, контактной или дистактной. Например: в слове сбить [зб’ит’] приставка «с» уподобляется последующему звуку [б’] по звонкости, следовательно, ассимиляция в этом слове контактная, регрессивная, частичная (по звонкости); в английском слове illegal, где il- < in- (приставка со значением отрицания), ассимиляция контактная, регрессивная, полная.
Ассимиляции чаще всего подвергаются согласные звуки, между тем возможна ассимиляция гласных. Такое явление распространено в урало-алтайских языках и получило название сингармонизма [от греч. syn – вместе и harmonia – созвучие] – однообразное вокалическое оформление слова как морфологической единицы. Например, в урало-алтайских языках существует правило, если в корне присутствуют гласные переднего ряда, то и аффиксы должны иметь гласный такой же характеристики: в тюркских – кθше (улица) – кθшелер (улицы), аффикс «-лер» имеет значение множ. числа. Звуки [θ], [e] – гласные переднего ряда. Приведем еще пример: бала (мальчик, ребёнок) – балалар (мальчики, дети), где используется аффикс «-лар» с гласным [а] непереднего ряда. В языках названных семей существуют фонетические варианты аффиксов типа: лар/лер, дар/дер и т. п.
Диссимиляция /от лат. dissimilatio – расподобление/ – это изменения, при которых из двух одинаковых или сходных по артикуляции звуков получаются разные или далекие в отношении артикуляции звуки. Различается также диссимиляция прогрессивная и регрессивная: например, в латинском прилагательном plurālis (множественное число) суффикс –āl-is, авsingulāris(единственное число) – суффикс – ār-is, что, безусловно, вызвано необходимостью расподобления так называемых «плавных» [r], [l]. Аналогичные изменения произошли при образовании русского слова февраль от латинского februarius, im месяц очищения. Это примеры прогрессивной дистактной диссимиляции.
Регрессивная контактная диссимиляция встречается при произнесении слова комфорка как конфорка (звуки «мф» имеют губной признак, поэтому и происходит их расподобление).
Помимо основных комбинаторных модификаций существуют изменения, основанные на ассимиляции и/или диссимиляции. Например, на ассимилятивной основе происходит диэре́за – выкидка звука или слога объясняемая удобством произношения, часто выкидке подвергаются согласные [д], [т]: лестница, поездка.
Диссимилятивной тенденцией объясняется литературное произношение буквосочетаний чт и чн, в состав которых входит аффриката [ч = тш»], теряющая при расподоблении первый элемент [т], как [шт] [шн]: что, конечно.
Вследствие этой же тенденции возникает гаплоло́гия – опущение одного из двух одинаковых слогов: знаменосец (вместо знаменоносец), дикобраз (вместо дикообраз).
Диссимилятивную основу имеет такое звуковое изменение, как эпенте́за – вставка звуков в середине слова, это явление чаще встречается в детской речи или в просторечии: радиво вместо радио, компроментировать вместо компрометировать.
Существуют также звуковой процесс – метате́за (перестановка), которая возникает, например, при заимствовании иноязычных слов: скурпулезный вместо скрупулезный от лат. scrupulōsus – точный до мелочей; имя Фрол произошло от латинского слова flos, floris m цветок.

назад вперед меню

Источник: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/m/2011/IvanovaLS_VasilyevaSL/Index/2/combination.html

16. Позиционные фонетические процессы. Комбинаторные фонетические процессы

Комбинаторные фонетические процессы

Звуки подвергаютсявзаимовлиянию и изменяются в зависимостиот места, которое они занимают в составеслова. Изменения звуков связаны с ихположением или позицией в слове. Такиеизменения называются позиционнымиизменениями. Существуют несколько типовпозиционных изменений. Редукция – этоослабление или изменение звучаниягласных звуков в безударных слогах.

Выделяются две разновидности редукции: а) количественная. Означает, что согласныйзвук звучит короче и слабее в безударномположении, чем под ударением. В русскомязыке количественной редукции подвергаютсягласные звуки и, ы, у: суп – супы; б)качественная. При качественной редукциипроисходят такие изменения гласного,при котором он изменяет свои качества.

Качественной редукции подвергаютсягласные а, о, э: дом – дома.

Позиционныефонетические процессы. Комбинаторныефонетические процессы.

Звуки в речевомпотоке постоянно взаимодействуют другс другом, влияют друг на друга и определяюткачество звучания друг друга по причинеартикуляционной связности.

Чаще всеговзаимодействуют звуки разных типов,находящиеся либо в непосредственномсоседстве, когда экскурсия последующегозвука накладывается на рекурсиюпредыдущего, например, в слове отдых,либо на определенном расстоянии,например: просторечноеколидор. Такиефонетические процессы называюткомбинаторными.

Среди комбинаторныхфонетических процессов выделяютаккомодацию,ассимиляцию и диссимиляцию.

Аккомодация –(от лат.

аccommodation – «приспособление,приноровление») – это частичное изменениеартикуляции смежных звуков, приспособлениегласного к согласному; может быть полной,например, гласный непереднего рядамежду двух мягких согласных в словенырять аккомодирован на протяжениивсего звучания, и частичной, например:аккомодация гласных непереднего рядапосле мягких согласных: ряд; передмягкими согласными: радий. Гласныепереднего ряда могут получать лишьполную напряженность в позиции междудвух мягких согласных, например: пилить,пень и др.

Ассимиляция –(от лат.аssimilatio – «уподобление») –уподобление одних звуков другим, соседнимили близким к ним в речи, состоящее визменении артикуляции одних звуковприменительно к другим.

В отличие отаккомодации проходит между звукамиодного типа – согласными; в зависимостиот того, по какому признаку происходитуподобление звуков, различают ассимиляциюпо мягкости/ твердости, например: косточка– ср. кость, море – ср. морской; поглухости/ звонкости, например: книжечка– ср.

книжка, сдать, отбой; по местуобразования, например: разжечь, расшить;по способу образования, например: отца,потчевал.

Ассимиляциябывает регрессивная (изменениюподвергается первый из соседних звуков)и прогрессивная (изменению подвергаетсявторой из соседних звуков).

Такжеразличают ассимиляцию полную (изменяемыйзвук уподобляется тому звуку, подвлиянием которого произошла ассимиляция,полностью.

Например: бм, дн—>мм, нн всловах обман, бедный) и неполную(изменяемый звук стремится к звуку, подвлиянием которого происходит ассимиляция,уподобляется ему, но не по всем признакам).

Для современногорусского литературного языка характернарегрессивная ассимиляция, котораяпроявляется, прежде всего, в двухразновидностях: ассимиляция позвонкости/глухости и ассимиляция потвердости/мягкости.

Диссимиляция– (от лат.dissimilatio – «расподобление») – заменаодного из двух одинаковых или сходныхзвуков в слове (смежных или несмежных)другим звуком, отличным или менее сходнымс ним (напр., лат. februarius – рус. «февраль»),легкий, мягкий и др.

Одним из видовкомбинаторных изменений, связанных сдиссимиляцией, выступает гаплология– упрощениеслоговой структуры слова за счет утратыодного или двух следующих непосредственнодруг за другом одинаковых слогов,например: минералогия – ср. минералология.

На диссимилятивнойоснове возникает часто и явление метатезы(от греч. metathesis – «перестановка») –перестановки в слове звуков или слогов, например, ведмедь — медведь).

Диереза– (от франц. из греч. diairesis – «разрыв»,«разделение») – выпадение звука илислога на ассимилятивной или диссимилятивнойоснове, например: праздник, лестница,солнце.

Существуют идругие фонетические процессы –позиционные, обусловленные уже некомбинацией рядом стоящих звуков, аместоположением звука в слове, егопозицией, например, позицией в концеслова или в безударном слоге. Позиционнымизменениям подвержены как гласные, таксогласные.

Ярким примеромпозиционных изменений звуков являетсяредукция гласных (от лат. reduction –«отведение назад») – ослабление звучания,связанное с утратой полноты образования,качественным и/или количественнымизменением звука.

Различаютсяколичественная редукция – ослаблениезвучания в связи с сокращением длительностизвука без изменения его качественныхпараметров, которой подвергаются [и],[ы], [у], и качественная редукция –ослабление звучания в связи с изменениемхарактера артикуляции звука, котораяпроходит в два этапа (две ступени) и ейподвергаются все другие гласные звуки.Редукция первой ступени наблюдается впервом предударном слоге и в абсолютномначале слова, при этом звуки [е], [а] и [о]редуцируются в [Иe],[Λ], [Ыэ],например: вода [в Λда], желтеть [жЫэлт'эт'],алиби [ Λл'иб'и]; редукция второй ступенипротекает во всех заударных слогах иво всех предударных, начиная со второго,при этом звуки максимально ослабляютсвое звучание, практически до нулязвука, что обозначается как [ъ] –редуцированный непереднего ряда впозиции после твердых согласных звукови [ь] – редуцированный переднего рядав позиции после мягких согласных звуков,например: береза [б'Иер'озъ],хлебороб [хл'ьбΛроп].

Эпентеза– (от франц. из греч. epenthesis – «вставка»)– возникновение в слове дополнительногозвука (например, русские просторечныендравится, шпиен, бобер).

Протеза –(от греч. prothesis – «подстановка») –появление дополнительного звука вабсолютном начале слова (например,вострый, ишла, аржаной).

Кроме позиционныхфонетических чередований в русскомязыке наблюдаются чередования, которыене обусловлены позицией звука в слове,называют их историческими, например:чередование [о] с нулем звука в формахсон – сна или чередование [г] // [ж] всловах нога – ножной и т. д.

Последовательноезвучание, поток звуков, который принятоназывать речевой цепью, речевым потокомили цепью звучания, членится на звенья,отрезки или отдельные фонетическиеединицы речи: фразы, такты (синтагмы),фонетические слова, слоги и звуки.Членение осуществляется с помощью какспециальных основных средств деления:интонации и ударения, так и с помощьюдополнительного средства: паузирования(наличия паузы).

Источник: https://studfile.net/preview/2229737/page:8/

Лингвистический энциклопедический словарь

Комбинаторные фонетические процессы

фонетические изменения, возникающие врезультате влияния звуков друг на друга в потокеречи. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. На ассимилятивной идисси­ми­ля­тив­ной основе могут происходить фонетические явления,которые традиционно также относят к К. и. з.: эпентеза, диэреза (выпадение звуков: рус.

«честный» > [ч’е́сныi], англ. I am > I’m, франц. le ami > l’ami ит. п.), гаплология, метатеза. С фонологическойточки зрения К. и. з.

приводят к возник­но­ве­нию либо модификаций фонем (иначе — аллофонных вариантов, комбинаторныхоттенков), которые никогда не выступают в данном языке как фонемно противо­по­став­лен­ные, либо фонетических, илиживых, чередований фонем, образу­ю­щих фонемныеряды.

Например, в русском языке ассимиляцияшумных согласных по глухости — звонкости даёт врезультате чередования фонем («лодка — лодоч­ка» т‖д, «просьба —просить» з’‖с’), а возмож­ное ассимилятивное оглушение сонанта передглухим шумным — модификацию («масте[р̭]ская», «за[м̭]ша»), так как всистеме фонем русского языка отсут­ству­ют глухие сонанты. Однаковозможна неоднозначная трактовка понятий модификации и чередо­ва­нияфонем в различных фонологических школах. Степень подроб­но­сти описанияфонети­че­ских характе­ри­стик аллофонов определяется целямилингви­сти­че­ско­го исследования.

Одна из причин К. и. з. — артикуляционнаясвязанность звуков, особенно соседних, приво­дя­щая к тому, что рекурсия(окончание артикуляции) предшествующего звука взаимо­дей­ству­ет сэкскурсией (началом артикуляции) последующего.

Вследствие этогопроисходят качественные изменения; например, артикуляция, характернаятолько для одного из звуков, распро­стра­ня­ет­ся и на другие: назализуется гласный,следующий за носовым согласным («нос», «мы»), смягчается согласный передмягким («кости» — ср. «косточка»).

В зависимости от направления влияниязвуков друг на друга различают регрессив­ные и прогрессив­ные К. и. з.

Механизм регрессивных заключается в пред­вос­хи­ще­нииартикуляции последу­ю­ще­го звука, в подго­тов­ке её одновременно сартикуляцией предыду­ще­го, если соответствующий произносительный орган оказывается свободным.

Например, согласный перед огублённым гласнымприобретает дополнительную губную артикуляцию: «[т°]ом», «[с°]уп».Механизм прогрессивных К. и. з. основан на менеераспространённой тенденции — инерции сохранить некото­рые элементыартикуляции предыдущего звука при произнесении после­ду­ю­ще­го.Например, в диалектном «Ванькя < Ванька» палатализация согласного распространяется и насоседний согласный.

Действие артикуляционного механизма, т. е. физиологического фактора,вызывающего К. и. з., направляется и ограни­чи­ва­ет­ся системно-языковым фактором: взаимо­вли­я­ние звуковпроявляется лишь в том случае, если при этом не нарушаются существующиев языке фонематического отношения.

Например, во французском языке (в отличие от русского) носовые гласные существуют как особыефонемы, поэтому полная назализация гласного между носовыми согласнымивозможна в русском языке («мама» [ма̃мъ]), но невозможна во француз­скомязыке (maman [mamã]).

Однако и в случае сходствафонема­ти­че­ских отношений в разных языках при одинаковыхартикуляционных предпосылках происходят различные К. и. з. Напри­мер, врусском и английском языках глухие шумныесогласные фонематически противо­по­став­ле­ны звонким, однако полноеозвончение глухого перед звонким характерно для русского языка: ср.англ. setback [setbæk] — рус. «отбор» [адбо́р].

Таким образом, К. и. з. определяются принятыми в каждом языке правилами,находящимися в тесной связи с особен­но­стя­ми артикуляционной базыданного языка. Правила могут учитывать и некоторые морфологические характеристики: например, в русскомязыке сочетание согласных «тс» сливается в аффрикату [ц] на стыке корня и суффикса, но не на стыке приставки и корня,ср.

«братский», «моется» и «отсыпать», «отсветы». Отражение в системеправил К. и. з. особенностей условий общения, стиля и темпа произнесения, возрастных и социальныххарактеристик говорящего и т. п. объясняет наличие в языке орфоэпических дублетов.

Например, в русском языкетак называ­е­мое факультативное смягчение согласных («по[с’п’]еть —по[сп’]еть», «бо[м’б’] ить — бо[мб’] ить») более вероятно в речистаршего поколения. Правила К. и. з. могут учитывать и частотуупотребления лексических единиц в речи (рядК. и. з. более вероятен в широко употреби­тель­ных словах, например«когда» > [када́] в разговорной речи — ср.«иногда», «всегда»), и степень освоенности слова языком.

Н. А. Грязнова.

Источник: http://tapemark.narod.ru/les/232a.html

Фонетические процессы

Комбинаторные фонетические процессы

В потоке речи звуки взаимодействуют междусобой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения.

Подвергатьсявлиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороныгласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки.

Но возможнотакже и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют нагласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Средиизменений выделяют комбинаторные и позиционные изменения.

Комбинаторными(от лат. combinare«сочетать», «соединять») называются изменения фонем под влиянием соседних (илинесоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобствомпроизношения.

В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожихзвука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях,наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, двасмычных или две аффрикаты.

Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующихзвуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другойтип фонетических изменений – позиционныеизменения (от лат. positio«положение»). В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением кударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова,т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

Кнаиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция,диссимиляция, аккомодация.

Рассмотримих более подробно.

Ассимиляция(от лат. assimilatio«уподобление») – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующиезвуки сближаются полностью или частично. Другими словами – эти звуки становятсяболее похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующимипризнаками:

1.Контактная (от лат. contactus«соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная(от лат. dis«раз» и tangere, tactum «касаться») –взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Примерконтактной ассимиляции ножка [шк], пример дистактной бада.

2.Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычносливаются и произносятся как один долгий звук (например, отдать [дд].  Приполной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственнымвзаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, потипу артикуляции и т.д.).

Неполная ассимиляция – два разных звукаостаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например,слово сдоба [зд]. При неполной ассимиляции уподоблениепроисходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподоблениесогласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

3.Прогрессивная (от лат. progressus«движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (ванькя) и регрессивная (латинскаяприставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звукана предыдущий, например, косьба[зьб].  

Разновидностью прогрессивнойассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia «связь», «созвучие»),гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливаетсясоответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda –комната, odalar – комнаты; ev–дом, evler – дома.

Диссимиляция(отлат. dissimilatio«расподобление») – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двухпохожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своимрезультатам это процесс, обратный ассимиляции.

Поэтому диссимиляцияхарактеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция.

Прогрессивная (февраль из феврарь), регрессивная (секлетарьиз секретарь), контактная (хто, дохтор), дистактная (февраль из феврарь).

Возможны случаи, когдаодин и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чегопроисходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко)отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способуобразования.

Аккомодация(от лат. accomodatio «приспособление») –фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные исогласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

1. после мягкихсогласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк. В этом случае мы наблюдаемпрогрессивную аккомодацию.

2.перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими,закрытыми: дал – даль, год – голь, струн– струй. Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют насогласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, эсогласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги.

Кроме названных фонетических изменений, в словах могут происходить идругие процессы:

1. Диэреза(выкидка) (от греч. Diairesis«разрыв», «разделение»), например: солнце, окрестности.

Разновидностью диэрезыявляются также процессы: синкопа(сокращение), например: первяжи(перевяжи), передену (переодену), синицеза (слияние), например: вобще (вообще), вображать (воображать) и гаплология– выкидка слога, например: знаменосец(знаменоносец).  

2. Эпентеза (вставка) (от греч. Epenthesis) противоположное явлениедиэрезе: ндрав (нрав), радиво (радио), шпиион(шпион).

3. Метатеза(перестановка фонем) (от греч. metathesis)– ведмедь из медведь, тарелка (из нем.Teller), Фрол (из лат. flor),ладонь из долонь, футляр (из нем. Futteral).

4. Фузия – слияние согласных: моется – мое(ц)а, мыться – мы(ц)а.

5.Субституция(приспособление)(от греч. Substitutio)– замена одной фонемы другой: Николай – Микола,Арина – Орина, Никифор – Микишка.

При определении фонетических измененийнеобходимо различать исходную (первичную) форму и производную (вторичную). Отэтого зависит правильное определение типа фонетического изменения. В силу того,что письмо, как правило, отражает более древнее состояние языка, исходной формойпроизнесенного слова следует считать его письменную форму, его написание; дляпросторечного слова – форму, которая представлена в литературном языке; длялитературного слова – слово языка-источника.

Явлениепротезы (гр. prothesis –подстановка), или надставки начала слова, можно наблюдать в следующих словах: восемь (из осемь), ероплан (аэроплан), вострый (острый).

Редукция -сокращение долготы фонемы (лат. reductio«отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звукаи изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударномположении). Редукция бывает качественной и количественной.

Редукция качественная – ослабление и изменениезвучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иныхпризнаков их тембра, например, голова [ъ].

Редукция количественная – уменьшениедолготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерноготембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах(ср.

судно, суда, судовой).

59462 | Дата добавления: 08.02.2016

Источник: http://www.wddb.ru/articles/yazykoznanie/raznoe/foneticheskie_processy.html

Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы -Фонетика и фонология -Русский язык

Комбинаторные фонетические процессы

Библиографическая запись: Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт].

– 2016-10-12 12:49:16. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/fonetika-i-fonologiia/foneticheskie-proczessy-assimilyacziya-dissimilyacziya-akkomodacziya-protezy-metatezy-epentezy/ (дата обращения: 26.01.

2020)

Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы

Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характер слога, положения под ударением или в безударном слоге).

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др. Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протезы в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.п.).

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего – это прогрессивная аккомодация, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивная аккомодация. Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, т.к. гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.

В современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно и регрессивно. Прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше.

Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после твердых же аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух – ниже (разного типа [ы]).

Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно.

Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми.

Ассимиляции так же основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регрессивная; это относится к направлению ассимиляции.

Взаимодействовать могут как соседние звуки – тогда это контактная ассимиляция, так и звуки на расстоянии – это дистактная ассимиляция.

Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования, твердости и мягкости, голоса; для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации.

Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых звуков получается два различных или менее подобных звука.

Прочие звуковые процессы обычно основываются либо на ассимилятивных тенденциях, либо на диссимилятивных.

Эпентезы чаще всего имеют диссимилятивную основу, например вставка согласных (чаще всего [в], [γ] или [j]) между гласными в случае зияния, т.е. непосредственного звучания двух гласных.

Так в просторечии говорят Родивон, какаво; такого же происхождения [в] в окончаниях Р.п. ед.ч. прилагательных [зловъ].

Йотовая эпентеза типична в иноязычных слова на –ia: Italia – Италия.

Протезы являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова.

В качестве протетических согласных выступают опять же [в], [γ], [j], которыми «прикрываются» начальные гласные слова: вострый, восемь. В качестве протетических гласных в русском языке известно [и], например в южнорусских диалектах ишла вместо шла.

Это явление очень типично для тюркских языков, где не допускается скопление согласных в начале слова (ыштаны вместо штаны).

Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются при заимствовании иноязычных слов (русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, невропатолог); при переходе из городского литературного языка в диалекты (ведьмедь вместо медведь); при освоении детьми речи взрослых.

12.10.2016, 9305 просмотров.

Источник: https://myfilology.ru/russkiiyazyk/fonetika-i-fonologiia/foneticheskie-proczessy-assimilyacziya-dissimilyacziya-akkomodacziya-protezy-metatezy-epentezy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.