Кому на руси жить тяжело краткое содержание. Кому на руси жить хорошо

Краткий пересказ

Кому на руси жить тяжело краткое содержание. Кому на руси жить хорошо
“Кому на Руси жить хорошо” – это выдающееся произведение русской литературы XIX века.

Поэма состоит из 4 частей, которые разделены на главы. 

Пролог 
Однажды семеро крестьян собираются вместе и спорят, кому на Руси жить хорошо. Они дают друг другу обещание не возвращаться домой, пока не узнают, кому жить хорошо на Руси. Вечером мужики отдыхают у костра. Один из них ловит птенчика, за которым тут же прилетает его мать, птица-пеночка. Птица просит отпустить птенца и взамен рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. Отпустив птенца, мужики отыскивают волшебную скатерть. Скатерь обеспечивает мужикам вкусный ужин.  

Глава I. Поп

На следующий день мужики продолжают свой путь. Идя по дороге, они видят попа и спрашивают его, хорошо ли ему живется на Руси. Поп рассказывает им о своей непростой жизни.

Мужики понимают, что жизнь у попов на Руси тяжела по-своему.  

Глава II. Сельская ярмонка
Мужики попадают на ярмарку в село Кузьминское. Они видят, как народ развлекается, торговцы продают разные товары.

В балагане они смотрят спектакль и к вечеру уходят из села. 

Глава III. Пьяная ночь
Выйдя из села, мужики встречают пьяных крестьян то тут то там. Один из пьяниц, Яким Нагой, объясняет, что жизнь крестьянина на Руси очень тяжела. На крестьянском труде держится вся Русь, но сами крестьяне при этом живут в плохих условиях.  

Глава IV. Счастливые
На празднике семеро мужиков пытаются отыскать счастливых людей. Кто-то рассказывает им историю о крестьянине Ермиле Гирине. Добрый и честный Ермило служил старостой на селе. Однажды он помог своему брату отклониться от армии. Вместо брата в рекруты забрали другого крестьянина. Ермила не смог простить себе этого поступка. Наконец он отправил своего брата в армию, а того крестьянина вернул домой. После этого Ермил уволился с поста старосты и взял в аренду мельницу, на которой честно работал. В конце концов Ермилу посадили в острог (судя по всему, за участие в бунте). Выслушав историю о Ермиле, семеро мужиков идут дальше.Глава V. Помещик
В пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Крестьяне спрашивают барина, хорошо ли ему живется на Руси. Барин жалуется на то, что раньше он жил гораздо богаче и свободнее, он делал, что хотел, с крестьянами. Теперь, после отмены крепостного права, жизнь помещиков стала хуже.

Часть 2 “Последыш”

Глава I I
Семеро мужиков приходят в одно село. Здесь они видят, как старик-помещик, князь Утятин, ругается на крестьян за плохую работу. Путники не понимают, почему барин ругается, ведь крепостное право отменили. Крестьянин Влас объясняет мужикам, в чем дело.  

II 
Князь Утятин был важным вельможей, жил роскошно и легкомысленно.

Когда отменили крепостное право, он отказался верить в это. За это его прозвали Последышем. От волнений с ним случился удар. Чтобы поберечь больного отца, дети Последыша сказали ему, что крепостное право вернулось. Семья барина также договорилась с крестьянами и те притворялись крепостными барина. За эту услугу крестьяне должны были получить землю (луга).

 

III
Крестьяне всячески стараются делать вид, что они являются крепостными барина. Старик ничего не подозревает. Когда старик умирает, наследники не выполняют своего обещания и не дают крестьянам обещанные земли. Судебная тяжба между наследниками и крестьянами идет до сих пор.

Пролог
Мужики решают спросить мнение женщин-крестьянок, о том, каково им живется на Руси. Им советуют обратиться за ответом к крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Мужики находят Матрену и спрашивают, хорошо ли ей живется на Руси. Глава I. До замужества

Матрена рассказывает мужикам историю своей жизни. Матрена выросла в любви и ласке. Ее выдали замуж за Филиппа Корчагина, живущего далеко. Матрена  

Глава II. Песни
Матрена с мужиками поет песни и продолжает рассказ. Выйдя замуж, Матрена попала в семью мужа. Новая родня заставляля ее работать, как рабу. Вскоре у Матрены родился сын Демушка. В семье мужа у Матрены был только один близкий человек – дед Савелий. 

Глава III. Савелий, богатырь святорусский
Матрена рассказывает историю жизни деда Савельича. Дед Савельич был крепостным крестьянином.

В имении, где жил молодой Савельич, делами управлял немец, который притеснял крестьян. Однажды Савельич и другие крестьяне расправились с немцем.

За это Савелия отправили на каторгу на 20 лет и на поселение на 20 лет. Вернувшись на родину, он построил дом и завел семью. 

Глава IV. Демушка
Чтобы работать в поле, Матрена однажды оставила сына Демушку под присмотром деда Савельича. Старик уснул, и маленького Демушку загрызли свиньи. Савелий винил себя в смерти мальчика.   

Глава V. Волчица
В конце концов Матрена простила деда Савелия. Вскоре старик умер, прожив 107 лет. 

После смерти Демушки у Матрены родился сын Федот. Однажды 8-летний Федот пас овец. Волчица похитила одну из овец и убила ее. Узнав о гибели овечки, жители села решили высечь Федота розгами. Матрена обратилась за защитой к барину, и тот сжалился и велел отпустить ребенка. 

Глава VI. Трудный год
Когда мужа Матрены забрали в армию, она с детьми стала жить очень бедно. Семья мужа ничем ей не помогала. Бедная Матрена посылала детей просить милостыню. 

Глава VII. Губернаторша
В отчании Матрена пошла в город за помощью к губернатору. Матрена рассказывает губернаторше свое горе. Та возвращает мужа Матрены из армии. Когда у Матрены рожается сын Лиодорушка, губернаторша становится его крестной матерью. Наконец Матрена возвращается домой. Семья мужа ей любезно кланяется.

Глава VIII. Бабья притчаПосле визита в город Матрену все зовут ее губернаторшей. Теперь у 38-летней Матрены 5 сыновей. Один из сыновей уже ушел в армию. Матрена говорит мужикам, что жизнь женщины-крестьяны тяжела. Матрена считает, что среди женщин-крестьянок не найти счастливых.

Вступление
Семеро мужиков, Влас и другие крестьяне поминают барина-Последыша (см. Часть 2). 

Веселая

Собравшиеся крестьяне поют песню “Веселую”. В песне идет речь о тяжелой, бесправной жизни крестьян на Руси. 

Барщинная

Крестьяне поют песню “Барщинную” о том, как крестьяне терпят побои со стороны барина и работают на него большую часть недели. Для работы на себя у крестьян почти нет времени.  

Про холопа примерного – Якова Верного
Один из собравшихся крестьян рассказывает историю о Якове Верном. Яков всячески угождал своему барину, и барин не мог обходится без Якова.

Однажды племянник Якова решил жениться на девушке Арише, которая нравилась барину. Из-за этого барин отдал соперника в армию. Эту обиду Яков не простил барину. Однажды барин с Яковом были в лесу.

Яков покончил собой на глазах у барина.     

О двух великих грешниках

Странник Ионушка рассказывает собравшимся крестьянам историю о двух грешниках. Однажды у страшного разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал монахом и решил замолить свои грехи.

Он получил знак свыше о том, что он искупит свои грехи, если ножом спилит вековой дуб. Несколько лет монах пилил дуб, но дерево не падало. Однажды к монаху пришел другой большой злодей, пан Глуховский.

Пан стал хвалиться тем, что сам он спит спокойно со своими грехами. Услышав это, Кудеяр напал на пана и расправился с ним. Вековой дуб рухнул.


Крестьянской грех

Один из собравшихся, крестьянин Игнатий, рассказывает историю о “крестьянском грехе”. Один адмирал оставил завещение. По завещанию все 8 тысяч его крепостных должны были получить вольную.

Когда адмирал умер, староста Глеб (“старший” крепостной) и наследник вступили в сговор и сожгли завещание. Крепостные адмирала так и не получили “вольную”.

Староста совершил “крестьянский грех”, предав таких же крестьян, как и он сам. 

Голодная
Крестьяне поют песню “Голодную”. В песне поется о том, как изголодавшийся крестьянин мечтает о еде. К крестьянам присоединяется крестник Власа, Гриша Добросклонов. Умный и неунывающий юноша говорит о том, что самое главное для него – чтобы крестьянам жилось хорошо на Руси. Гриша уходит. Крестьяне поют песню.
Гриша Добросклонов

I

Гриша Добросклонов, сын дьячка (церковнослужителя). Семья мальчика живёт очень бедно.
Этой ночью Грише не спится, он идет гулять в поля. Мальчик слышит, как крестьянки поют песню “Соленая”. Эту песню пела покойная мать Гриши, когда баюкала его. 

Соленая

Песня “Соленая” о том, что в бедной крестьянской семье нет соли. Ребенок не хочет есть еду без соли. Когда на кусок капают соленые слезы матери, ребенок съедает его.  В 15 лет Гриша уже знал, что посвятит свою жизнь борьбе против рабства на Руси. 

II

Григорий идет по дороге и думает о судьбе Руси. Он подходит к реке и видит здесь грузовые суда и одного бурлака. 

Бурлак

Гриша поет песню о тяжелой жизни бурлака. 

Русь

Гриша бродит, думая о Руси и русском народе. Он поет песню о Руси, великой и могучей стране. 

III

Грише нравится песня “Русь”, сочиненная им. Он надеется, что теперь крестьяне будут петь эту новую, оптимистичную песню вместо старых грустных песен.

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://2.bp.blogspot.com/-dH1aBOWY45M/x3u_C75yI/AAAAAAAAI_Q/pzYjhrLFpmgPj7ebONjvPvQuZ-esrTw3QCPcB/w1200-h630-p-k-no-nu/Illjustracija-Komu-na-Rusi-zhit-horosho-Gerasimov-S-V-rasskaz-pomeshhika.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www.literaturus.ru/2016/12/kratkoe-soderzhanie-komu-na-rusi-zhit-horosho-po-chastjam-glavam-pereskaz.html”,”domain”:”www.literaturus.ru”,”excerpt”:”краткий пересказ Кому на Руси жить хорошо, краткий Кому на Руси жить хорошо по главам, Кому на Руси жить хорошо по частям краткое содержание, Кому на Руси жить хорошо по частям главам”,”word_count”:1322,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/12/kratkoe-soderzhanie-komu-na-rusi-zhit-horosho-po-chastjam-glavam-pereskaz.html

Краткое содержание Кому на Руси жить хорошо, Некрасов по главам читать

Кому на руси жить тяжело краткое содержание. Кому на руси жить хорошо

Семь мужиков (Роман, Демьян, Лука, братья Губины, Пахом и Пров) из разных деревень случайно встретившись, заспорили – кому на Руси живётся лучше всего. Они решили, что могли бы обойти весь мир и выяснить это, если бы был прокорм. Тут птенчик выпал из гнезда, которого поднял Пахом.

Неожиданно, мать птенчика заговорила с ними человеческим голосом. Она предложила им скатерть самобранную, с помощью которой они смогли бы обойти мир и выяснить, кто прав в споре. Они согласились и отправились в путь. Мужики повстречались с попом и помещиком, другими людьми, выискивали счастливых, но все говорили, что живут плохо.

Наконец, им посоветовали сходить к Матрене Тимофеевне. Она рассказала им про свою тяжёлую жизнь, про голод, про смерть сына, про то, как мужа незаконно забрали в солдаты, но она смогла его вернуть и т.д. Под конец она им сказала, что счастливых женщин нет, зря они только время на её поиски теряют.

Под конец поэмы мы видим Гришу Добросклонова, который поёт песни о народном счастье.

Краткое содержание (подробно по главам)

Пролог

Семь мужиков из разных деревень случайно сошлись вместе на перепутье и заспорили – кому на Руси живётся лучше всего.

Роман сказал, что помещику, Демьян – чиновнику, Лука – попу, братья Губины – купчине, Пахом – боярину и министру, а Пров – царю. И такой у них спор зашёл, что они и не заметили, как прошли 30 вёрст в сторону.

Там они очнулись, поняли, что возвращаться поздно и решили заночевать. Выпив, они снова заспорили и даже подрались.

После, они успокоились и размечтались – вот бы каждый день по полупуду хлебушка, по ведру водки, по 10 солёных огурчиков, в обед бы кваску, а вечером чайку. Вот тогда бы они обошли всю Русь, и узнали, кому лучше всего живётся. В это время птенчик выпал из гнезда и подполз к костру. Пахом его увидел, взял в руки и начал разглядывать.

Тут к нему подлетает мать птенчика и говорит человеческим голосом – отпусти птенчика, а за это я скажу вам, где вы сможете взять то, о чём вы тут только что мечтали. Она рассказала, что в версте отсюда закопана скатерть самобранная, откопав которую, они смогут заказывать себе, что пожелают.

Единственное условие – нельзя заказывать больше, чем нужно, иначе будет беда.

Мужики пошли в то место, откопали скатерть и закатили пир. Во время его договорились, что пока не выяснят, кому живётся лучше всего, домой не вернутся.

Часть 1

Глава 1 Поп

Пошли они искать хорошо живущих людей. Сначала им встречались только бедные люди, но, наконец, они повстречали попа. Остановили они его и спрашивают – хорошо ли ты живёшь? Он им говорит, что для счастья нужно три вещи – покой, богатство и честь.

Покоя ему не дают, то туда надо ехать, то сюда. Честь тоже отсутствует, постоянно оскорбляют, вслед кричат непристойности. И денег нет, помещики разъехались, а крестьяне нищие.

Уехал поп, а товарищи накинулись на Луку, который спорил на то, что попы живут лучше всех.

Глава 2 Сельская ярмонка

Отправились они дальше и попали они на ярмонку (ярмарку), в село Кузьминское. Всё их там удивляло, и как одеваются, и что продают. Побродив и поглазев на людей и товары, они отправились дальше.

Глава 3 Пьяная ночь

Пошли они по дороге, по которой возвращался народ в свои деревни. Почти все мужики были пьяные – кто еле шёл, кто уже валялся по канавам. Встретился им Павел Веретенников, который записывал песни и разговоры мужиков.

После очередной записанной песни, он сказал, что хороши русские мужики, но пьют много. Тут выскочил из толпы Яким Нагой, и стал защищать мужиков, сказал, что пьют не просто так, а чтобы забыться, с горя, чтобы выпив, не так было тяжко на душе.

Наши семеро мужиков сели около скатерти, поели и решили скорее искать следующего, кто хорошо живёт.

Глава 4 Счастливые

Они пошли в толпу, где во всеуслышание сказали, что нальют водки любому счастливому человеку. Сразу нашлось много охотников. Кто говорил, что он счастлив, что не погиб на войне, кто, что у него на огороде вырос хороший урожай, кто, что он 40 лет допивал и доедал за барином.

Всё это было им не интересно, пока крестьянин Федосей не рассказал им про Ермила Гарина. По его мнению, им надо сходить к нему, он самый счастливый в этих местах. Федосей рассказал, что Ермил был писарем, потом бурмистром, а ныне выкупил мельницу и там счастливо работает.

Тут вмешался поп, и сказал, что уже не так, что Ермил уже сидит в остроге.

Глава 5 Помещик

Тут подъехала тройка лошадей, в которой находился помещик Оболт-Оболдуев.

Мужики его попросили честно ответить – счастливо ли он живёт? Он им начал рассказывать про свою прошлую жизнь, как он хорошо жил, имел и поваров и музыкантов, любил охоту с соседними помещиками.

А сегодня всё это ушло, помещики разоряются, мужики только водку пьют. Вместо помещичьих усадеб – питейные заведения. Тут помещик и вовсе расплакался.

Часть 2 Последыш

Глава 1

Они пошли дальше, и вышли на поле, где был в разгаре сенокос. Соскучившись по работе, они взяли косы у семи баб и помогли им косить. Потом на лодочках приплыл князь Утятин со своей свитой.

Он обошёл поле и приказал высушить заново стог сена. После мужики подошли, потрогали сено и выяснили, что оно сухое. Они спросили старичка Власа, зачем князь так издевается? Он ответил, что сено это не Утятина, а их.

Видя, как они удивились, он решил им всё рассказать.

Глава 2

Оказалось, что князь Утятин, после того, как узнал об отмене крепостного права, чуть было не умер от удара, даже сыновья уже приехали прощаться.

Но сумел поправиться, только случилась с ним беда – впал в детство, но деваться было некуда, решили терпеть, чтобы земля осталась в их вотчине.

Стали ему подыгрывать, кланяться, поставили одного пьяницу фиктивным бурмистром к нему, чтобы исполнял все его странности. Вот поэтому, несмотря на то, что земля их собственная, они его слушаются.

Глава 3

Мужики начали наблюдать за пиршеством, устроенном князем. Сначала он много говорил о вреде отмены крепостного права, потом начал всех угощать, пытался танцевать. Вскоре угомонился, его положили в лодку, где по дороге домой, он умер. Местные крестьяне до сих пор судятся за земли с его сыновьями.

Часть 3 Крестьянка

Пролог

Решили мужики поискать счастливца среди женщин, сунулись в одно село, нет такой, в другое, опять нет. Тут им подсказали, что есть одна недалеко, Корчагина Матрена Тимофеевна, губернаторша. Мужики пошли к ней в Клин, встретились, но она сначала не хотела с ними говорить, так как много работы. Тогда мужики предложили ей помочь с уборкой ржи, и она согласилась рассказать про себя всю правду.

Глава I До замужества

Матрена Тимофеевна родилась в хорошей семье, где отец не пил, все её любили. С семи лет она стала помогать по хозяйству, носила отцу завтрак, пасла уток и т.д. Когда подросла, к ней неожиданно приехали свататься. Жених Филипп Корчагин ей сначала не понравился, а потом вроде и ничего стал.

Глава II Песни

Попала Матрена Тимофеевна в большую семью, где её не любили. Муж Филипп работал в другом месте, приезжал домой редко, но если приезжал, то у неё был праздник. Он даже не бил её, только один раз ударил.

Но как уезжал, у неё начинался ад. Вскоре она родила сына – Демушку. Ей стало жить веселее, но тут её стал домогаться управляющий – Ситников и она не знала, что делать.

Она решила спросить совета у деда Савелия, который единственный был с ней добр.

Глава III Савелий, богатырь святорусский

Дед выглядел как настоящий богатырь, вот только спина у него была сгорблена, в молодости встретился с медведицей. Было ему более 100 лет, но он всё ещё ходил по грибы-ягоды. Когда Матрена Тимофеевна спросила его, почему его зовут каторжным, то он рассказал историю, что он живьём закопал своего управляющего.

Сначала у них был управляющий Шалашников, который был строг, но жить было можно. А потом пришёл немец, тут совсем житья не стало. Терпели они его 18 лет, а потом подвернулся случай и они столкнули немца в колодец и закопали. Получил он 20 лет каторги и 20 поселения, а потом вот вернулся к своим, но тут его никто не любит.

Ну и что дед Савелий посоветовал? – спросили мужики, да ничего, Ситников от холеры умер, повезло.

Глава IV Демушка

Но тут к Матрене Тимофеевне пришла другая беда – умер её сын Демушка. Виноват в этот был дед Савелий, который заснул на солнышке и не досмотрел за ним. Её пытались обвинить в убийстве сына, но потом отстали. Когда все разошлись, она осталась с дедом и всю ночь молилась над гробиком сына, а дед читал молитвы.

Глава V Волчица

Матрена Тимофеевна была в трауре после смерти сына, не могла работать, хотела умереть, а дед Савелий ушёл в монастырь. Потом у них с Филиппом пошли дети, и жизнь снова закрутилась, стало не до траура.

Вскоре к ней пришло другое горе – умерли родители, и она стала сиротой. Однажды она пошла на могилку к Демушке и встретила там деда Савелия – он решил вернуться домой.

Но прожил он после этого недолго, умер на 108 году жизни.

В один из дней Тимофеевна услышала шум на улице и выйдя, увидела сына Федотушку, которого хотят выпороть. Оказалось, что он, догнав кормящую волчицу, отдал ей сворованную ею овцу, так как волчица жалобно завыла, а овца всё равно была мертва. Бросилась она в ноги и упросила выпороть её, а сына простить.

Глава VI Трудный год

Наступил голодный год, Матрена Тимофеевна еле справлялась, да новое горе – мужа Филиппа забрали в солдаты. Стало совсем голодно, ей пришлось даже отправлять детей просить милостыню, а сама была беременна ещё одним ребёнком.

Глава VII Губернаторша

Решила она идти в город, к губернатору. Когда пришла, познакомилась со швейцаром Макаром Федосеичем, который за два двугривенных пообещал ей помочь встретиться с губернатором.

Вскоре, вместо него, она увидела губернаторшу, Елену Александровну, и сразу бросилась ей в ноги, начала что-то говорить, жаловаться и после отключилась. Когда очнулась, то увидела перед собой своё новорождённое дитя и кормилицу.

Елена Александровна помогла ей во всём, и мужа вернула, и даже дитя сама крестила. Когда Тимофеевна вернулась домой с мужем, все её зауважали.

Глава VIII Бабья притча

Прозвали её после этого губернаторшей, жизнь немного наладилась. Сейчас воспитывает она пятерых сыновей, несмотря на трудности, живёт нормально. Далее Матрена Тимофеевна заявила, что зря они среди женщин ищут счастливую, нет такой, только время зря потеряют искавши.

ПИР НА ВЕСЬ МИР

Мужики сели в конце села, вместе с ними сел Влас, потом он пригласил Трифона с детьми Саввой и Гришей, потом ещё мужики подошли. Начали пить водку, спорить о своих делах, петь песни, рассказывать разные истории. Кое-кто даже умудрился подраться.

Поутру проснулись, местные увидели спящего мужика, вспомнили, что им говорили при встрече его бить и избили. Наши странники спросили, как так, бьёте, а даже не знаете за что? Влас ответил, что если сказали бить, значит, есть за что. Тут подъехал солдат Овсяников, который хорошо играл на ложках и они вместе с Климом спели очень грустную песню.

На этом пир закончился, и мужики стали расходится, остались только наши странники, да несколько пьяных местных.

Эпилог Гриша Добросклонов

Савва и Гриша довели до дома отца Трифона и уложили его спать. Савва начал читать книгу, а Гриша пошёл прогуляться. Гриша жил плохо, не доедал, матери рано лишился. Отец им гордился, но не помогал.

Грише вспомнилась мать, которая была помешана на соли, чтобы она всегда была в доме. Гриша любил сочинять песни о России, о свободе. Вот и в этот раз из него с лёгкостью лились песни.

Сначала о свободе –

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,Окончен расчет с господином!Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

потом о бурлаке, которого он увидел, затем о Руси –

Рать подымается —Неисчислимая!Сила в ней скажетсяНесокрушимая!Ты и убогая,Ты и обильная,Ты и забитая,Ты и всесильная,

Матушка-Русь!..

И жаль, что наши мужики этих песен не слышали, так как оказалось, что пел он о счастии народном.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Кому на Руси жить хорошо, Некрасов

Краткая биография Николая Некрасова

Источник: https://www.sdamna5.ru/komu_na_rusi_zhit_horosho_kratko

“Кому на Руси жить хорошо” – краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова

Кому на руси жить тяжело краткое содержание. Кому на руси жить хорошо

Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» имеет свою уникальную особенность. Все названия деревень и имена героев ярко отражают сущность происходящего.

В первой главе читатель может познакомиться с семью мужиками из сел «Заплатово», «Дыряево», «Разутово», «Знобишино», «Горелово», «Неелово», «Неурожайко», которые спорят, кому на Руси хорошо живется, и никак не могут прийти к согласию.

Никто даже не собирается уступать другому… Так необычно начинается произведение, которое Николай Некрасов задумал для того, чтобы, как он пишет, «изложить в связном рассказе всё, что знает о народе, всё, что привелось услыхать из уст его…»

Это, по замыслу автора, «эпопея современной крестьянской жизни». Но чтобы понять её глубже, нужно ознакомиться с историей создания.

статьи

История создания поэмы

Над своим произведением Николай Некрасов начал работать в начале 1860 годов и закончил первую часть через пять лет. Пролог напечатали в январской книжке журнала «Современник» за 1866 год. Затем начался кропотливый труд над второй частью, которая называлась «Последыш» и была издана в 1972 году.

Третья часть под названием «Крестьянка» увидела свет в 1973 году, а четвертая «Пир – на весь мир» – осенью 1976, то есть через три года. Жаль, автору легендарной эпопеи так и не удалось полностью окончить задуманное – написание поэмы прервала безвременная кончина – в 1877 году.

Однако, и спустя 140 лет это произведение остается важным для людей, его читают и изучают как дети, так и взрослые. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» входит в обязательную школьную программу.

Часть 1. Пролог: кто на Руси самый счастливый

Итак, пролог рассказывает, как семеро мужиков встречаются на столбовой дороге, а затем отправляются в путешествие, чтобы найти счастливого человека. Кому на Руси живется вольно, счастливо и весело – вот главный вопрос любопытных путников.

Каждый, споря с другим, считает, что именно он прав.

Роман кричит, что самая хорошая жизнь у помещика, Демьян утверждает, что замечательно живется чиновнику, Лука доказывает, что все-таки попу, остальные тоже выражают свое мнение: «вельможному боярину», «купчине толстопузому», «министру государеву» или же царю.

Такое разногласие приводит к нелепой драке, которую наблюдают птицы и животные. Интересно читать, как автор отображает их удивление происходящим. Даже корова «пришла к костру, уставила глаза на мужиков, шальных речей послушала и начала, сердечная, мычать, мычать, мычать!..»

Наконец, намяв друг другу бока, мужики образумились. Они увидели крохотного птенчика пеночки, подлетевшего к костру, и Пахом взял его в руки. Путники начали завидовать маленькой пичужке, которая может полететь куда захочет. Рассуждали о том, чего хочется каждому, как вдруг… птица заговорила человеческим голосом, прося отпустить на свободу птенчика и обещая за него большой выкуп.

Птичка показала мужикам дорогу туда, где закопана настоящая скатерть-самобранка. Вот это да! Теперь уж точно можно жить-не тужить. Но сообразительные странники попросили еще и о том, чтобы на них не снашивалась одежда. «И это сделает самобранная скатерть» –сказала пеночка. И выполнила свое обещание.

Началась у мужиков жизнь сытая и веселая. Вот только главный вопрос они пока не разрешили: кому же все-таки хорошо живется на Руси. И решили друзья не возвращаться к семьям, пока не отыщут ответ на него.

Глава 1. Поп

По дороге мужики встретили священника и, поклонившись низко, попросили ответить «по совести, без смеху и без хитрости», действительно хорошо ли ему живется на Руси. То, что рассказал поп, развеяло представления семерых любопытных о его счастливой жизни.

Как бы суровы ни были обстоятельства – глухая осенняя ночь, или лютый мороз, или вешнее половодье – приходится батюшке идти туда, куда его зовут, не споря и не прекословя. Работа не из легких, к тому же стоны отходящих в мир иной людей, плач сирот и рыдание вдов совершенно расстраивают покой души священника.

И только внешне кажется, что поп в почете. На самом деле нередко он – мишень для насмешек простого народа.

Глава 2. Сельская ярмонка

Дальше дорога ведет целеустремленных странников в другие деревни, которые почему-то оказываются пустыми. Причина в том, что весь народ на ярмарке, в селе Кузьминское. И решено отправиться туда, чтобы расспросить людей о счастье.

Быт села вызвал у мужиков не очень приятные чувства: вокруг много пьяных, везде грязно, уныло, неуютно. На ярмарке торгуют и книгами, но низкопробными, Белинского и Гоголя здесь не найти.

К вечеру все становятся настолько пьяными, что, кажется, шатается даже церковь с колокольней.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночью мужики снова в пути. Они слышат разговоры пьяных людей. Вдруг внимание привлекает Павлуша Веретенников, который делает записи в блокноте. Он собирает крестьянские песни и поговорки, а также их истории.

После того, как все, сказанное запечатлено на бумаге, Веретенников начинает упрекать собравшийся народ за пьянство, на что слышит возражения: «пьет крестьянин в основном потому что у него горе, и поэтому нельзя, даже грех упрекать за это.

Глава 4. Счастливые

Мужики не отступают от своей цели – во что бы то ни стало найти счастливого человека. Они обещают наградить ведром водки того, кто расскажет, что именно ему вольготно и весело живется на Руси. На такое «заманчивое» предложение клюют любители выпить.

Но как ни стараются красочно расписать хмурые житейские будни желающие напиться даром, ничего у них не выходит.

Истории старухи, у которой уродилось до тысячи реп, дьячка, радующегося, когда ему нальют косушечку; разбитого параличом бывший дворового, сорок лет лизавшего у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, отнюдь не впечатляют упорных искателей счастливого на Русской земле.

Глава 5. Помещик

Может, здесь им улыбнется удача – предполагали искатели счастливого русского человека, встретив на дороге помещика  Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Сначала он испугался, думая, что увидел разбойников, но узнав о необычном желании семерых мужиков, преградивших ему дорогу, успокоился, засмеялся и поведал свою историю.

Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами.

Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать.

Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.

Часть 2. Последыш

На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин.

Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства.

  Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.

Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо.

За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости.

Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.

Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух.

Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных.

Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.

Часть 3. Крестьянка

Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю.

Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей.

Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка.

Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети.

Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.

Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.

Часть 4. Пир на весь мир

В конце села Валахчина проходил пир, куда были собраны все: и мужики-странники, и Влас-староста, и Клим Яковлевич. Среди празднующих – два семинариста, простые, добрые парни – Саввушка и Гриша Добросклонов. Они поют веселые песни и рассказывают различные истории.

Делают это потому, что так просят простые люди. С пятнадцати лет Гриша твердо знает, что посвятит жизнь счастью русского народа. Он поет песню о великой и могучей стране под названием Русь.

Не это ли тот счастливец, которого так упорно искали путники? Ведь он ясно видит цель своей жизни – в служении обездоленному народу. К сожалению, Николай Алексеевич Некрасов безвременно скончался, не успев дописать поэму до конца (по замыслу автора мужики должны были отправиться в Петербург).

Но размышления семи странников совпадают с мыслью Добросклонова, думающем о том, чтобы вольготно и весело на Руси жилось каждому крестьянину. В этом и был главный замысел автора.

Поэма Николая Алексеевича Некрасова стала легендарной, символом борьбы за счастливые будни простых людей, а также итогом размышлений автора о судьбах крестьянства.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Кому на Руси жить хорошо

Кому на руси жить тяжело краткое содержание. Кому на руси жить хорошо

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».

Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно.

Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Продолжение после рекламы:

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную.

Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия.

Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести.

Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медные пятаки — жалкое воздаяние за требу.

Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится.

Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Брифли существует благодаря рекламе:

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница.

Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика.

Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой.

Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь.

Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба.

Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев.

Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие.

Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины.

Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего.

Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей.

Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты.

Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие.

Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга.

Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, солёную — и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова.

Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком.

Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом.

Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Ещё одну историю — о двух великих грешниках — рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть.

Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь.

Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

Пересказала Т. А. Сотникова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Источник: https://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.