Конфессии рф. Распространение религий в российской федерации

Конспект урока по обществознанию на тему

Конфессии рф. Распространение религий в российской федерации

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

НА ТЕМУ: «КОНФЕССИИ В РОССИИ И НА ЮЖНОМ УРАЛЕ»

Цели:

  • Рассмотреть понятие «конфессии» и «вероисповедание»
  • Рассмотреть конфессии в России и на Южном Урале

Основные понятия:

Форма урока: комбинированный

Оборудование: раздаточный материал, презентация

План

  1. Понятие «конфессия»

  2. Конфессии в России

  3. Конфессии на Южном Урале

Ход урока

Вводное слово учителя

Проверка д/з

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. Садитесь.

Давайте начнем работу.

Что такое религия?

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозной общине)

Что такое мировая религия?

Мировая религия – религия, характеризующаеся космополитичностью (интересы человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства) и носят надэтнический характер.

Назовите функции религии?

1. Мировоззренческая

2. Компенсаторная (терапевтическая)

3. Коммуникативная

4. Регулятивная

5. Культурно-транслирующая

Какова роль религии в жизни общества?

– Морализация общества

– влияние на сознание общества

– объединение народов

Тема «Конфессии в РФ и на Южном Урале»

Россия – многонациональная страна. В России существует множество религиозный объединений.

Релгиозноеобъединение – добровольное объединение граждан России или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

В России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина.

Также, согласно основным принципам законодательства о свободе вероисповедания, все религии равны перед законом. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания.

Право на свободу вероисповедания также поддерживает устойчивость российской политической системы, способствует поддержанию общественного порядка и сдерживает религиозный экстремизм, поскольку российская государственность изначально складывалась со множеством религий, и безопасность можно поддерживать только совместными усилиями.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

Конфе́ссия или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённой формы религии.

Для России традиционна многоконфессиональность при ведущей конфессии – православие. В настоящее время различные конфессии активно представлены на религиозном поле страны. Считается, что десять самых влиятельных религиозных организаций страны по мере своей значимости расположились следующим образом:

  • Русская православная церковь,
  • Федерация еврейских общин России,
  • Совет муфтиев России,
  • Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ,
  • Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России,
  • Координационный центр мусульман Северного Кавказа,
  • Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников),
  • Буддийская традиционная сангха России,
  • Русская православная старообрядческая церковь,
  • Армянская апостольская церковь.

Современная Челябинская область – многоконфессионный регион, где проживают приверженцы различных религий.

Первоначально среди степных народов Южного Урала в средние века распространился ислам. Позднее с началом русской колонизации в нашем крае распространяется православие, католицизм, протестантизм, иудаизм.

Приверженцы различных религий живут в нашем крае в мире и согласии.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными религиями в России и на Южном Урале.

Какие вы знаете религии Южного Урала?

Религии Южного Урала:

Христианство Ислам Иудаизм

Православие Суннизм

Католицизм Шиизм

Протестантизм

Давайте посмотрим это многообразие на примере города Челябинска.

При ведущей конфессии – православии. (80 %)

  1. Александро-Невская церковь расположена на Алом поле в Челябинске. Церковь была построена в 1916 году, известным зотчим Александром Никаноровичем Померанцевым, в то время руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств.

    В настоящее в церкви расположен Зал камерной и органной музыки, который открылся 12 сентября 1986 года Зал стал местом проведения крупных международных фестивалей, а также фестивалей содружества молодых российских органистов «Новое органное движение».

  2. Свято-Симеоновский кафедральный собор

  3. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Копейск)

  4. Римско-католический костел

Вторая по количеству верующих конфессией является ислам:

  1. Соборная мечеть

  2. Копейская мечеть

Есть и приверженцы других конфессий – исповедающих иудаизм.

С этой целью была построена синогога – иудейский храм в Челябинске

Присутствуют и другие конфессии, даже малочисленные.

Лютеране –

В Челябинске есть евангелическо-лютеранская церковь.

18 февраля 2014 год. Встреча лидеров религиозных объединений традиционных конфессий Южного Урала по вопросу создания Межрелигиозного Совета.

А как вы думаете, с какой целью он создается?

А какие вопросы, на ваш взгляд, они будут рассматривать?

“Такой совет, состоящий из представителей традиционных конфессий, стал бы очень важной площадкой для обсуждения различных вопросов нравственного характера, вопросы мира и согласия, вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений. Есть очень много проблем, для решения которых власть, общество и религиозные институты могут действовать вместе: борьба с наркоманией и алкоголизмом, религиозным экстремизмом и терроризмом и другие”

Кросворд по теме «Религии и конфесии»

По горизонтали

4. Архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов

5. Ветвь христианства

8. Монотеистическая мировая религия

9. Вера в одного Бога

13. Принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии

14. Способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев.

16. Обращение человека к Богу

18. Религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее.

По вертикали

1. Вся совокупность действий (ритуалов, обрядов, церемоний), которые совершают верующие с целью поклонения Богу

2. Направление в христианстве

3. Вера в множество богов

5. Этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием

6. Отрицание существования Бога

7. Религиозно-нравственное предписание (выполняются беззаговорочно, в христианстве их 10-ть…)

10. Совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности

11. Религиозно-философское учение, возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии

12. Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

15. Важнейший внутренней контролер поведения человека

17. Особенность религиозного сознания; беззаговорочная уверенность в чем-либо (например в Высшей силе), не требующая доказательств.

Может ли религия стать причиной конфликтов? А войны? С чем это может быть связано?

Нетерпимостью, признанием только своей веры истиной.

Итак, как вы думаете, может ли религия спасти человечество от жестокости и насилия?

Посмотрите, по сути своей эти религии говорят о человечности, о любви и уважении, пропагандируют моральные и этические нормы. Заповеди и сурры Корана регламентируют, что нужно делать, чтоб жить праведно и мирно. В идеале люди бы смогли жить в мире и спокойствии, но вопрос в другом: а насколько люди готовы приложить усилия для этого.

Источник: //infourok.ru/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-na-temu-konfessii-v-rossii-i-na-yuzhnom-urale-klass-1058436.html

Религия

Конфессии рф. Распространение религий в российской федерации

Иволгинский дацан – центр буддизма России 

Основные религиозные конфессии

Как в России, так и в Бурятии, религия всегда являлась неотъемлемой частью духовной жизни всех народов края, всех этнических групп. Религия оказывала решающее влияние на все стороны жизни общества, на традиции, обычаи и обряды народов. Во времена социальных катаклизмов религия оставалась надеждой и опорой людей.

Для того, чтобы лучше понимать настоящее, предугадать будущее, необходимо знать прошлое. Население, проживающее на территории Бурятии, испытало три большие волны пришествия религий.

Ранее господствующим воззрением людей был шаманизм, то есть определенная система взглядов на связь природы и человека.

Первоначальные следы буддизма датируются 441 годом нашей эры, это была находка буддийского бронзового походного алтаря, раскопаннаго археологами на Иволгинском гуннском городище под г. Улан-Удэ. 

Во времена Чингисхана и его потомков, в столице монгольского государства Каракоруме мирно сосуществовали православные, несторианские, католические и мусульманские храмы и священнослужители.

Об этом сообщают русские летописи и Александр Невский, четырежды бывший в Каракоруме (в общей сложности, проживший здесь около 5 лет), и, возможно, бывавший и в Забайкалье, на летних дачах чингизидов в Кондуе и Хирхире. 

Кстати, 12 сентября 2005 года в Чите был освящен кафедральный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, считающегося покровителем и небесным заступником Забайкалья.

Второй этап пришествия религий относится к середине XVII столетия. В 1647 году русские казаки-землепроходцы, проникшие в междуречье Чикоя и Хилка, в ставке бурятского хана Турухай-табунана встретили войлочный буддийский дацан. С русскими казаками-землепроходцами в Забайкалье пришло и христианство в форме православия и старообрядчества. 

Все последующие года прошли под знаком борьбы христианства и буддизма с шаманизмом, а затем и между собою, пока буддизм не был признан в 1741 году царским правительством в качестве узаконенной религии для бурят.

С 1756 года началась вторая волна переселения в Забайкалье старообрядцев, с религией которой царским правительством также велась борьба.

До Октябрьской революции на территории Забайкалья, благодаря ссылке, каторге и миграции, появились иудейские, мусульманские, евангельско-христианские и католические религиозные общины и группы.

После выхода Закона Российской империи от 17 апреля 1905 года «О свободе вероисповеданий» и строительством Транссибирской железной дороги на территории Забайкалья появились и религиозные общины баптистов, «Свидетелей Иеговы», мормонов, иоаннитов.

До начала массовых репрессий, по данным на 1 января 1930 года на территории Республики Бурятия действовало 319 приходов и общин – буддийских 37, православных 210, старообрядческих 53, мусульманских 6, еврейских 7, христиан-баптистов 5, католических 1.

После Великой Отечественной войны в Бурятии официально действовали 1 православный храм в г. Улан-Удэ и 1 буддийский дацан в местности Верхняя Иволга.

За последние 15 лет произошли серьезные изменения в государственно-конфессиональных отношениях по сравнению с прошедшим советским периодом. После возвращения в 1990 г.

религиозным объединениям статуса юридического лица Русская Православная Церковь, российская мусульманская умма, объединения буддистов, иудеев, протестантов и другие конфессии активно интегрируются в правовое поле Российской Федерации и занимают подобающее им место в российском обществе.

Начиная с 1990 г. в России был принят ряд нормативных актов, в духе толерантности и веротерпимости, регламентирующих, в той или иной степени деятельность религиозных объединений.

Среди них, следует отметить базовый Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и заменивший их Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

, поправки к налоговым законам и позднее к Налоговому кодексу, предоставляющие льготы религиозным объединениям при осуществлении ими культовой деятельности.

Кроме того, ряд указов Президента России и Постановлений Правительства Российской Федерации были приняты в связи с необходимостью регламентации возвращения религиозным объединениям отобранного у них в советский период культового имущества.

С каждым годом увеличивается количество зарегистрированных в Федеральной регистрационной службе Российской Федерации религиозных объединений. За последние годы их численность возросла в несколько раз (в 1986 г. – 3 040, в 2001 г. – 20 215, на начало 2005 г. – около 30 000).

Существует приблизительно столько же различных религиозных групп без государственной регистрации. На сегодняшний день на территории России действует более 60 конфессий, но самыми многочисленными являются Русская Православная Церковь (около 11 тысяч зарегистрированных религиозных объединений) и ислам (более 3 тысяч).

Согласно социологическим данным, проведенным в западной части России, около 70 % россиян считают себя верующими людьми.

На 1 сентября 2007 года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия зарегистрировано 190 религиозных объединений, из них:

  • 71 – православных,
  • 51 – буддийских,
  • 43 – протестантских,
  • 6 – старообрядческих и древлеправославных,
  • 3 – шаманских объединений,
  • по одному – католическому, мусульманскому, иудейскому, бахаи, кришнаитов.

Если же оценивать эти 190 религиозных объединений Бурятии с точки измерения мировых религий, то окажется, что к христианству у нас относится 132 объединения (70 %) – это и представители православия, католицизма, протестантизма и иных христианских вероучений. То есть, именно тех религий, которые донесли до ума и сердца людей десять заповедей Моисея и Нагорную проповедь Спасителя, внесли решающий вклад в создание современной цивилизации.

Многорелигиозен состав населения и наших соседей – Иркутской области. Там на 1 апреля 2005 года насчитывается 244 религиозных объединения, из них:

  • 88 – православных,
  • 1 – старообрядцев,
  • 13 – буддийских,
  • 7 – мусульманских,
  • 8 – католических,
  • 4 – иудейских,
  • 21 – баптистских,
  • 54 – христиан веры евангельской,
  • 12 – адвентистов,
  • 23 – свидетелей Иеговы.

Всего к христианству в Иркутской области относится 217 религиозных объединений, то есть 89 %.

В Республике Саха-Якутия насчитывается 107 религиозных объединений, из них:

  • 50 – православных,
  • 40 – протестантских,
  • 3 – мусульманских,
  • 1 – буддийская община,
  • 13 – инохристианских.

Всего к христианству в Якутии относится 103 религиозных объединения, то есть 96 %.

Таким образом, за последние 15 лет в Восточной Сибири, как и во всей Российской Федерации произошли радикальные изменения – религия стала важным фактором общественной и государственной жизни.

На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее россиянам возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения своей веры.

Источник: //egov-buryatia.ru/society/religion/

Конфессии в Тамбовской области

Конфессии рф. Распространение религий в российской федерации

Взаимоотношения государства и религии затрагивают важную сферу отношений личности и общества, касающихся личных убеждений человека, его взглядов, совести. В Российской Федерации гарантируются: свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривается две формы объединения граждан, образованных в целях совместного исповедания и распространения веры – это: религиозная группа и религиозная организация.

Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.

В целях претворения в жизнь норм Конституции, регламентирующих свободу совести, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»  предусматривает право религиозных групп совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, без приобретения правоспособности юридического лица. Таким образом, религиозные группы не регистрируются и не подконтрольны органам юстиции.

Однако следует отметить, что с 24.07.2015 года руководитель (представитель) религиозной группы обязан уведомить о начале деятельности религиозной группы орган юстиции, по месту осуществления деятельности религиозной группы (на территории Тамбовской области  – Управление Минюста России по Тамбовской области).

В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу. Данное уведомление составляется по форме, утвержденной приказом Минюста России. В дальнейшем, религиозная группа представляет такое уведомление не реже одного раза в три года.

По состоянию на 01 июля 2016 года только 1 религиозная группа (Адвентисты Седьмого Дня г. Моршанска) уведомила Управление Минюста России по Тамбовской области о начале своей деятельности.

Вместе с тем, важно помнить, что сообщить о начале своей деятельности – это не право, а обязанность религиозной группы, которую необходимо свято чтить и соблюдать, поскольку в противном случае неизбежны неблагоприятные последствия.

Акцентируем внимание, что религиозные группы не являются неподконтрольным государству субъектом правоотношений в обществе, так как поднадзорны прокуратуре.

В отличие от религиозных групп, религиозные организации – это объединения граждан, в обязательном порядке зарегистрированные в качестве юридического лица, полномочиями по принятию решений о государственной регистрации которых, наделены органы юстиции (в Тамбовской области  – Управление Минюста России по Тамбовской области).

Все религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные, причем централизованные согласно своему уставу должны состоять не менее чем из 3-х местных.

В Тамбовской области осуществляют свою деятельность 2 централизованные религиозные организации, зарегистрированные нашим Управлением и 3 организации, внесенные в реестр Минюстом России.

 Это соответственно Централизованная религиозная организация Регионального Управления Евангельских Христиан Тамбовской области, Централизованная религиозная организация Объединение церквей евангельских христиан – баптистов Тамбовской области и 3 централизованные религиозные организации – Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат): Тамбовская, Мичуринская и Уваровская Епархии.

Несмотря на то, что Тамбовщина с древних времен является традиционно православной территорией, в настоящее время населением Тамбовской области исповедуется множество видов вероучений. На сегодняшний момент Тамбовская область представлена значительным количеством разновидностей религиозных конфессий.

Так, в числе 260 зарегистрированных религиозных организаций по типу вероисповедания можно выделить следующие: Русская православная церковь -224, Адвентисты седьмого дня -4, Армянская Апостольская  Церковь -1, Евангельские христиане -8, Евангельские христиане-баптисты -9, Ислам -3, Иудаизм -2, Молокане -1,  Пресвитерианская церковь -3, Римско-католическая церковь -1,  Русская православная старообрядческая церковь -1,  Сознание Кришны (вайшнавы) -1,  и др.

Вместе с тем, подавляющее большинство религиозных организаций составляют православные (224).

Управление Минюста России по Тамбовской области не только регистрирует религиозные организации, но и является контролирующим органом: проводит проверки деятельности религиозных организаций, участвует в мероприятиях, анализирует соблюдение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законодательством о свободе совести и о религиозных объединениях упрощен порядок предоставления отчетов в органы юстиции.

Так, отменена обязанность по предоставлению ежегодных уведомлений и отчетов о продолжении деятельности.

Только в случае получения религиозной организацией иностранного финансирования, она обязана представлять в орган юстиции отчет о своей деятельности в году, следующим за годом получения указанного финансирования.

Следует отметить, что все конфессии на территории Тамбовской области мирно сосуществуют, представители большинства которых, а также сотрудники Управления Минюста России по Тамбовской области входят в различные межконфессиональные советы, созданные при государственных структурах.

И в заключении хотелось отметить то, что сотрудники отдела по делам некоммерческих организаций ведут активную работу по консультированию, разъяснению норм действующего законодательства всем обратившимся лицам как на личном приеме по адресу: г.

Тамбов, ул. К.Маркса, д. 142, каб. 17, так и по телефону: 8(4752)47-65-79. Задать интересующие Вас вопросы могут как лица, планирующие создание религиозной группы либо религиозной организации, так и обычные граждане, интересующиеся данной тематикой.

Начальник отдела

по делам некоммерческих организаций

Управления Минюста России по Тамбовской области                         Н.Л. Савватеева

Источник: //to68.minjust.ru/ru/node/265442

Основные религиозные конфессии на территории России и их роль в духовном воспитании защитников Отечества | РЕЛИГАРЕ

Конфессии рф. Распространение религий в российской федерации

Основные религиозные конфессии на территории России и их роль в духовном воспитании защитников Отечества

Источник: Военный вестник Юга России (Ростов-на-Дону)|||

1. Религиозный фактор в России

В мировой истории религия всегда была тесно связана с воспитанием, это обусловлено ее огромным влиянием на развитие общества, на мировоззрение, культуру, нравственность человека. История государства Российского всецело связана с религией.

Особенностью, именно судьбоносной особенностью, является многонациональность России, а соответственно и многообразие религий.

Совместив, казалось бы несовместимое, Россия сумела этот разнополюсный потенциал обратить во благо государства и его защиты.

Справка

Соотношение верующих в Российской Федерации по конфессиональной приверженности: православные – 67 %; мусульмане – 19 %; старообрядцы – 2 %; иудеи – 2 %; буддисты – 2 %; протестанты – 2 %; другие конфессии – 1 %; нетрадиционные религиозные конфессии – 5 %.

Как видим, после христиан цифра мусульманской прослойки внушительная. Не умаляя значение других конфессий, все-таки отдадим должное приверженцам религии ислама – мусульманам. В количественном исчислении это свыше 24 млн. человек. Не считаться с такой величиной российскому православию просто невозможно.

Историки еще не пришли к общему мнению о действительной роли мусульманства на Руси. В глубине веков корни христианства и мусульманства переплелись неразрывно.

Возьмем принципы Корана и увидим, что они напрямую соотносятся с необходимостью умелого владения оружием в деле защиты веры. У мусульман превыше всего почитается мир на Земле.

Но поскольку мир пока невозможно сохранить без умения постоять за него, то профессия воина в чести у народов, проповедующих ислам.

Эти истины близки и христианству, что и послужило мирному сосуществованию двух религий на территории Руси после битвы на Куликовом поле.

После Кавказских войн первой половины XIX века на Кавказе царил, грубо говоря, религиозный беспредел. Десятки этнических групп горцев исповедовали большое количество верований. Попытки установить единую веру, подвластную мусульманским центрам (муфтиатам), оказались безуспешными.

Россия тоже пыталась развить идею “крещения иноверцев”.

Создавались противомусульманские, противобуддийские центры. Но это вызвало сильное противодействие со стороны народов Кавказа. И в 1905 году по инициативе тогдашнего министра внутренних дел России Петра Столыпина вышли законоположения об укреплении веротерпимости. Отмечалось, что “религия должна быть охраняема как ценный интерес всего государственного единения”.

Российские власти нашли в мусульманском духовенстве опору, и им пополнился чиновничий корпус. Такая идеология государства не изменилась и по сей день.

Но это историческое отступление не должно нас отвлекать от основной темы, а именно делового, мирного и полезного взаимодействия различных религий на территории России.

Есть исторически признанное явление “русское мусульманство”. Когда оно появилось, затрудняются сказать даже историки.

Но, начиная с 1812 года, в годы первой мировой и Великой Отечественной войн и во всех случаях вооруженной борьбы России за независимость, все муллы России и в том числе Северного Кавказа объявляют газават (священную войну) врагам Российской державы.

Есть тысячи примеров, когда народы нашей великой страны с разным вероисповеданием героически защищали интересы Российского государства. Среди почти 12 миллионов Героев Советского Союза и Героев России есть представители всех религиозных конфессий.

Вера делает человека счастливым. Суворовские чудо-богатыри, идя на смерть, знали, что им и после смерти “там” будет хорошо, так как они в бой идут за веру, за “дом святой Богородицы”. Власти любого государства очень тонко должны понимать соотношения позитивного и негативного фактора в отношениях с религией.

Если власть заинтересована в том, чтобы религия усилила свое влияние, то она создает ей для этого определенные благоприятные условия. Например, сегодня в 28 странах мира (Иран, Ирак, Пакистан и др.) ислам является государственной религией.

2. Особенности религиозно-воспитательной работы в ВС РФ

Опыт религиозного воспитания военнослужащих позволяет сделать вывод, что основными проявлениями негативного воздействия религиозного фактора на военную безопасность России являются появление в воинских коллективах противоречий на религиозной почве; проникновение в структуру военной организации идей мистицизма и оккультизма; распространение среди военнослужащих идей религиозного пацифизма.

К числу таких проблем, например, относятся:

– проблема взаимоотношений между неверующими и верующими военнослужащими, численность и самоуважение которых значительно выросли;

– проблема взаимоотношений между командиром воинского подразделения и религиозными группами в этом подразделении;

– проблема взаимоотношений между различными религиозными группами внутри воинских коллективов.

Вместе с тем, по наблюдениям военных социологов, по мере увеличения количества верующих в воинских коллективах стали проявляться элементы симпатий – антипатий по признаку конфессиональной принадлежности военнослужащих, Так, например, 20% верующих заявляют, что для них не безразличны религиозные принадлежности сослуживцев. Отмечается проявление неприязни к другим религиям. Практически все традиционные конфессии негативно настроены по отношению к новым религиозным образованиям. Представители различных сект с антипатией относятся к традиционным конфессиям, в том числе к православию.

Эта религиозная обстановка в воинских коллективах предъявляет к знаниям офицеров в сфере религии высочайшие требования.

Большинство из них не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, требований, которые предъявляет религия к верующим военнослужащим в отношении воинской службы.

Эта необразованность командиров при определенных обстоятельствах может стать причиной невольного оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, причиной возникновения конфликтов.

Таким образом, устранение религиозной безграмотности офицеров можно назвать важным условием успешного управления воинскими коллективами, решения ими поставленных задач.

Известно, что на сегодняшний день в нашей стране весь сложный комплекс вопросов, связанных с удовлетворением религиозных потребностей верующих военнослужащих, регулируется всего семью пунктами двух законов нашего государства (п.1 – 5 ст.

8 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих”, п.5 ст. 4 и п.4 ст. 16 Закона Российской Федерации “О свободе совести и религиозных объединениях”).

Для сравнения – перечень законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы обеспечения прав верующих военнослужащих в современной Германии, составляет целую книгу объемом в 169 страниц.

В истории Российской армии есть прекрасные примеры организации воспитания воинов с учетом большого количества в армии “иноверцев”. В штабах военных округов, как правило, были православный священник, мулла, ксендз, раввин. В основу деятельности военного духовенства были заложены единобожие, веротерпимость, миссионерство.

Иноверцы совершали свои молитвы с разрешения командира в назначенном месте. Мусульмане по пятницам, евреи по субботам. В главные религиозные праздники иноверцы освобождались от службы.

Современные Вооруженные Силы России еще далеки от совершенства в деле воспитания многоконфессиональной массы воинов, хотя в Уставе Внутренней службы уже появилась статья, обязывающая командиров содействовать военнослужащим в отправлении религиозных обрядов. Но в государстве еще не решен вопрос взаимодействия со старообрядчеством, исламом и буддизмом. Это невнимание не только замечается их последователями, но и вызывает с их стороны откровенно болезненную реакцию.

Надо отметить, что пока только Русская православная церковь имеет договор с Министерством обороны России о сотрудничестве. Появились первые православные храмы и священники в армии… Такая линия Министерства обороны России вызывает недоумение и множество вопросов у граждан. Разве армия наша состоит только из православных?

В этой ситуации хотелось бы напомнить, что, согласно Конституции Российской Федерации, Россия – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. А Вооруженные Силы – часть государства.

Следовательно, знание и учет религиозной обстановки в воинском коллективе должны стать обязанностями его руководителей.

В содержании воспитательной работы также требовалось бы учесть и то, что не все религиозные объединения России, члены которых призываются сегодня в армию, одобряют участие своих членов в операциях с применением оружия.

Слабое внимание к этим вопросам или отсутствие такового вообще таит в себе скрытую опасность.

Справка: 76% от общего числа верующих военнослужащих считают себя православными, 9% – мусульманами, 3% – буддистами, 2% – прочие. В частях, готовящихся к военным действиям, прослойка верующих составляет 30%. В частях, побывавших в боевой обстановке число верующих возрастает до 40%.

Напомним, что именно православно-мусульманский блок во многом определяет общий вектор развития религиозной ситуации в России и ее влияние на национальную безопасность страны.

Главное управление воспитательной работы ВС РФ выработало некоторые рекомендации в практике разрешения религиозной ситуации в России.Рекомендации практического характера связаны с предложением комплекса мер, направленных на ослабление негативного и усиление позитивного воздействия религиозного фактора на социально-политическую составляющую военной безопасности России.

1. На государственном уровне необходимо принять меры к ограничению деятельности на территории Российской Федерации социально опасных религиозных организаций.

2. Учитывая рост религиозной нетерпимости в современной России и то, что религиозная терпимость должна воспитываться с детства, можно рекомендовать улучшить воспитание школьников, будущих защитников Отечества, в духе уважения религиозных верований других людей.

3. Принимая во внимание большой потенциал религии в воспитании граждан России, государству необходимо принять меры для оказания поддержки программам религиозных организаций в этой области на государственных каналах радио и телевидения.

4. В связи с особой угрозой военной безопасности России, которую таят в себе межрелигиозные противоречия, возникает необходимость подключения к разрешению этих религиозных противоречий института государства.

5. Невнимание к религиозному фактору невыгодно отличало и отличает российскую политику от западноевропейской и американской.

Влияние религиозного фактора на систему военной безопасности России в настоящее время незначительно, но оно может постепенно нарастать.

Эта возможность обусловлена: активизацией религиозных экстремистских сил на Кавказе и в Центральной Азии; продолжающимся процессом увеличения (хотя уже и не такими быстрыми темпами, как ранее) числа верующих в нашем обществе и, соответственно, в Вооруженных Силах, что повышает роль религии как в светской, так и в военной сферах жизни; усилением политизации религиозных организаций России, выражающемся в стремлении религиозных организаций влиять на общую и военную политику Российского государства.

В продолжение этой мысли уместно привести тезис из выступления в газете “Красная Звезда” главы ФСБ России Н. Патрушева.

Отдельно глава ФСБ выделил такие сферы приложения совместных усилий, как противодействие попыткам обоснования терроризма религиозными догмами и профилактика религиозного радикализма в целом, особенно в молодежной среде Северо-Кавказского региона.

По его мнению, важную роль в этом процессе должны играть авторитетные представители духовных управлений мусульман, которым органы власти должны оказывать всемерную помощь в воспитании и образовании верующих и служителей культа в духе традиционных исламских ценностей, воспрепятствовании попыткам зарубежных подрывных и террористических центров негативно на них воздействовать.

Особую актуальность данной проблеме придает происходящая в настоящее время в среде мусульманского духовенства смена поколений, в ходе которой к руководству исламскими общинами пытаются прийти прошедшие соответствующее обучение за рубежом антироссийски настроенные радикальные лица.

Первой среди равных конфессий в России, естественно, выделяется Русская православная церковь.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечает: “Боеспособная армия охраняет рубежи государства, служит ему опорой, и потому-то воинское служение – долг чести и доблести.

Долг же церкви – напутствовать и помогать воинам в их ратном служении. Церковь на протяжении многих веков была духовной наставницей и вдохновительницей воинов – защитников родной земли”.

10.09.2006

Источник: //www.religare.ru/2_32307.html

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут “исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий.

например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс “Основы религиозных культур и светской этики”, в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики.

Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими.

Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных.

Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

Источник: //guide.travel.ru/russia/people/religion/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.