Кто такой куратор группы? Роль куратора в россии

Куратор. Что делает куратор

Кто такой куратор группы? Роль куратора в россии

Практика зарубежных стран, показывает нам, что куратор – это очень важный человек во многих сферах, и не только в обучении. Конечно же, проявления этого процесса несколько отличны от того, как это выглядит в нашей стране. Поэтому, к сожалению, наш менталитет не позволяет принять институт кураторства в полной его мере.

Практика зарубежных стран, показывает нам, что куратор – это очень важный человек во многих сферах, и не только в обучении. Конечно же, проявления этого процесса несколько отличны от того, как это выглядит в нашей стране. Поэтому, к сожалению, наш менталитет не позволяет принять институт кураторства в полной его мере.

Все мы привыкли, что в школе есть классный руководитель, который следит за всем, что только возможно: успеваемостью, поведением, мероприятиями. При любом удобном случае связывается с родителями и передает им всю информацию. И это помимо того, что есть родительские собрания, а так же полноценная возможность следить за успеваемостью ребенка посредством сети Интернет.

Кажется, что в университете этого не будет, начнется свободная жизнь без тотального контроля. Но вот, первого сентября, группу знакомят с непонятным человеком, именуемым куратор. Кто-то забывает его уже на следующий день, а некоторые вспоминают диктаторские школьные времена, когда все под контролем, и присутствие этого человека, мягко говоря, надоедает и даже раздражает.

Конечно же, возникает множество вопросов:

На самом деле, роль куратора совсем не в том, чтобы надзирать и следить. На первоначальном этапе куратор помогает создать в группе дружные позитивные отношения в группе между студентами, конечно не всегда дружная группа – это заслуга куратора, но именно в его силах на первоначальном этапе  помочь в создании неконфликтных отношений в группе.

Кроме того, куратор помогает адаптироваться к условиям конкретного вуза, например, в элементарном: расположение корпусов, аудиторий, библиотек, кафедры, деканата и проч..

Так же немало усилий возложено на куратора со стороны деканата и кафедры. Часто случаются конфликты, в которых староста не в силах ни на что повлиять.

Именно в этот момент помощь куратора будет необходима и на кафедре, и в деканате, так как он сотрудник вуза, то имеет больший авторитет, чем простой студент.

А, следовательно, решение проблем, которые нередко случаются в стенах ВУЗа, можно найти именно с помощью куратора.

Хотелось бы отметить, что всех кураторов можно разделить на три группы:

Стоит отметить, что кураторы, о которых забывают на следующий же день, как правило,  работают в ВУЗах и на специальностях, которые далеки от гуманитарных наук. Эти люди не обладают психологическим или педагогическим образованием, что  мешает им наладить контакт с доверенной ему группой.

Как бы ни казалось, что вы уже взрослые и самостоятельные – не стоит агрессивно воспринимать наличие куратора у группы, особенно в случае, когда он часто узнает как дела у его подопечных или проводит кураторские часы. Если же он пытается вытащить группу в какой-нибудь скучный театр или музей – не отказывайтесь, после окончания ВУЗа воспоминания о таких мероприятиях будут самыми теплыми и душевными.

Более того, при наличии личных проблем у студента, связанных с состоянием здоровья или семейными ситуациями, которые могут повлиять на успеваемость в учебном процессе, следует сообщать куратору.

Он обязательно даст совет о том, каким образом поступить в конкретной ситуации, чтобы не нанести большого ущерба процессу образования.

Конечно же, такие факты можно сообщать лично, но все-таки не следует злоупотреблять просьбами о помощи.

Таким образом, наличие куратора у группы – это положительный момент, а вовсе не очередная попытка установления контроля.

Именно с помощью этого человека может быть решена любая спорная ситуация, произошедшая в стенах ВУЗа.

Тэги: #Советы школьникам

Возможно, Вас заинтересуют наши услуги в Вашем городе

Повышение уровня знаний старшеклассников, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ Подробнее

Записаться

Повышение успеваемости школьников. Занятия на индивидуальной и групповой основе Подробнее

Записаться

Программы развития, ментальная математика. Репетиторство по всем предметам. Подробнее

Записаться

Подготовка к школе, коррекция почерка, логопед. Программы творческого развития Подробнее

Записаться

Задать вопрос или отправить заявку на наши услуги

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!  

Это тоже интересно

Посмотреть все статьи »

Источник: https://etginpro.ru/articles/52.html

Кураторство

Кто такой куратор группы? Роль куратора в россии
Кто такой куратор?

  Одна из важнейших задач высшей школы – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. Актуальна проблема повышения эффективности воспитания молодежи в процессе обучения в вузе.

Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования во всех отношениях. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям.

Первый семестр первого года обучения – это период адаптации студента к новой системе образования. Быстрая и успешная адаптация к жизни вуза студентов первого курса является залогом успешности овладения ими профессией.

Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп.

   На сегодняшний день в вузы приходит менее активная молодежь. Большинство из ребят равнодушно относятся и к спорту, и к общественной жизни, и к своим однокашникам. К сожалению, средняя школа заметно сдала свои позиции.

Очевидно, что в этой усложнившейся ситуации резко возрастает роль кураторов академических групп в воспитательном процессе, особенно на первом и втором курсах. От того, насколько куратор сам по себе личность, настолько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое.

Стили и формы работы прикрепленного преподавателя во многом зависят от его опыта, авторитета, характера. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при постоянной,  добросовестной и неформальной работе.

Работа кураторов в нашем университете направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов.

   Куратор группы – самый необходимый и полезный для студента человек в университете. Куратор имеет широкие полномочия:

  • принимает участие в проведении собраний группы и назначения старосты;
  • помогает студенту быстрее освоиться с особенностями обучения в университете, его структурой и службами, знакомит с традициями факультета и специальности;
  • помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т. д.;
  • поддерживает связь со всеми преподавателями, которые проводят занятия, и, при необходимости помогает организовать дополнительные занятия и консультации;
  • представляет к поощрению администрацией, помогает решать материальные проблемы;
  • помогает лучше подготовиться к учебным и производственным практикам;
  • посещает общежитие и вместе с администрацией студгородка участвует в решении бытовых и других важных вопросов.

    цель ГРФ СВФУ – помочь студенту стать высококвалифицированным специалистом, владеющим всеми достижениями избранной профессии. Поэтому куратор группы:

  • устанавливает личные связи с родителями, а также с предприятиями и организациями, которые направили студента на обучение по трехстороннему договору;
  • участвует в выработке решения администрации по персональным делам, имеет право представлять к административным взысканиям, а в случае необходимости – к отчислению из университета за нарушение учебной дисциплины;
  • проводит собрания группы по итогам контрольных недель и экзаменационных сессий, докладывает о них на заседаниях кафедр.

     Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу.

   Деятельность кураторов строится на основе планирования и является системной в организации внеучебного времени и воспитания студентов. Для достижения общих целей в воспитательной работе в условиях вуза разработаны и используются следующие методические разработки:

1. В помощь куратору. Методическое пособие. М.Е Иванова, Р.А. Балдюк и др, Якутск: Из-во ЯГУ, 2000. – 96с.

2. Организация работы куратора академической группы. Сборник нормативно-методических материалов. А.А. Потапова, А.С.Корякина и др., Якутск: Из-во ЯГУ,2003. – 60с

3. Для вас первокурсники. Методическая рекомендации. Н.В.Саввина, Т.Е. Попова и др., Якутск: Из-во ЯГУ, 2007. – 62с.

4. Методический календарь куратора. Методическое пособие. В.В. Кугунуров, А.П. Платонова и др, Якутск: Из-во Якутского ун-та, 2009. -107с.

5. В помощь куратору. Памятка студенту «Как вести себя в кретических ситуациях», ГОУ ВПО ЯГУ им. М.К.Аммосова, УОУ О по ВР, Якутск. 2009.

6. Психологическая профилактика дезадаптации студентов вуза. Методическая пособие для кураторов. Н.В. Мельникова, Якутск:Издательский дом СВФУ, 2011.-92с.

7. Наш университет. Справочник. В.В. Кугунуров, У.А. Карамзина и др, Якутск: Компания «Дани Алмас», 2011. -64с.

8. Методический календарь куратора. Методическое пособие. Н.М. Мельникова, Т.Д. Дьячковская и др, -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2011. -107с.

9. Права граждан при задержании. Справочник. С.Б. Россинский, Министерство юстиции РФ, 2012. -48с.

Источник: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/grf/studenchestvo/kurator/

Никулина М.Н. Роль куратора студенческой группы в процессе воспитания // C) Вопросы Интернет Образования

Кто такой куратор группы? Роль куратора в россии

Воспитательные функции в ОУ выполняют все преподаватели. Но существенный вклад в воспитательную деятельность вносит куратор студенческой группы.Поскольку его работа сочетает в себе и обучение, и воспитание Кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему взаимодействия преподавателя и студентов, часть системы учебно-воспитательной работы со студентами.

Куратор организует систему отношений через разнообразные виды деятельности группы, создаёт условия для индивидуального самовыражения личности каждого студента, способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению студентов. Роль куратора может быть определена как организация деятельности студентов в группе, координация воспитательного воздействия. Он должен создать такие условия, которые помогали бы студентам найти своё место.

Особенность кураторской работы заключается в том, что это человек, который стоит между преподавательским составом и студенческой группой, т.е.

является своего рода посредником между ними, поскольку именно он организует взаимодействие между указанными сторонами. Следует заметить, что куратор является членом педагогического коллектива колледжа.

Свою организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а в контакте с другими преподавателями, со студентами.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях. Не стоит понимать работу куратора однобоко, как только информирующую и контролирующую.

У куратора много функций, но, прежде всего, он наставник, а в современном смысле – менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей.

В соответствии с целями и задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.

  • Куратор-«информатор» – предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
  • Куратор-«организатор» – считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.
  • Куратор-«психотерапевт» – очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.
  • Куратор-«родитель» – берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.
  • Куратор-«приятель» – заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.
  • Куратор-«беззаботный студент» – не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко даже не представляя себе студенческую группу.
  • Куратор-«администратор» – своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости. Выполняет в основном контролирующую функцию, но, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну.

Кроме того, «психотерапевт» и «родитель» вмешиваются в личную жизнь студентов, что недопустимо и вызывает протест с их стороны в отношении кураторства вообще.

«Беззаботный студент» укрепляет мнение других о том, что куратор – это «пустое место», и нет необходимости вводить его обязанности.

Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность. Однако основной ее характеристикой является продуктивность.

В соответствии с этим критерием  выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы.

1-й уровень – непродуктивный. Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

2-й уровень – малопродуктивный. Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда в силу интуиции он действует успешно и сообразно ситуации.

3-й уровень – среднепродуктивный. Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, их потребностей и способов обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематизированы.

4-й уровень – продуктивный. Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей.

5-й уровень – высокопродуктивный. Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

Для совершенствования продуктивного взаимодействия куратора и студента, провели анкетирование студентов 1- 4курсов.Анкета прилагается (приложение 1). Результаты анкетирования свидетельствуют: студенты старших курсов (82%) ответили, что куратор  нужен  и необходим студенческой учебной группе.

Студенты первого курса считают продолжить взаимодействие с куратором в активных формах, в том числе неформальных. 67% студентов оценили вовлеченность во внеучебную деятельность по максимальной шкале оценивания.

Положительным моментом своей работы как куратора учебной группы, считаю, участие группы во всех мероприятиях колледжа.

Таким образом,   куратор для студентов является как информатором, организатором, модератором, психотерапевтом, наставником и помощником в учебном процессе.

Приложение 1
Анкета по оценке студентами

эффективности работы куратора студенческой группы


Уважаемый студент! В нашем колледже проводится исследование с целью изучения мнения студентов об организации кураторской работы. Мы обращаемся к Вам с просьбой принять участие в исследовании и ответить на вопросы данной анкеты. Просим Вас быть предельно корректными при ответе на вопросы анкеты. Исследование проводится анонимно. Результаты будут использованы для получения статистических данных с целью совершенствования работы кураторов. Для нас ценно Ваше мнение. Спасибо за сотрудничество!

  • Дайте примерную оценку деятельности Вашего куратора 10-бальной шкале.
  • Были ли Вы ознакомлены в группе с планом проведения студенческих мероприятий в группе, в колледже (работа секций, кружков, клубов, НПК и т.д.)?

ДАНет             Затрудняюсь ответить

  • Как часто у Вас в группе проводятся классные часы куратором?

а)  раз в неделю в) раз в месяц
б) раз в 2 недели           г) раз в семестр
4.

Испытываете ли Вы необходимость в общении с куратором и по каким вопросам? (возможны несколько ответов)
а) разрешение проблем, возникших во время учебного процесса б) подготовка к сессии в) работа с литературой и поиск необходимой информации г) организация мероприятий во внеучебное время д) жилищно-бытовые условия е) оказание материальной и моральной поддержки    ж) участие в НПК, олимпиадах, мероприятиях и др

      5. Как часто Вам приходится обращаться к куратору за помощью?

а) часто  б) редко в) постоянно

      6. Укажите, насколько Вы удовлетворены оказанной Вам куратором помощью?

а) удовлетворён вполне  б) не удовлетворён

       7. Как Вы считаете, учитывается ли Ваше мнение при подготовке, организации и проведении внеучебной работы (культурно-массовые, спортивные мероприятия, научные конференции т.д.)

а) учитываются   б) не учитываются  

      8. Оцените по 10-бальной шкале степень вовлечённости куратором Вас во внеучебную деятельность.

9. Выходил ли куратор с ходатайством о поощрении студентов вашей группы за активную работу? ДаНет   В отдельных случаях  

10. Поощряли ли Вас за активную работу, проводимую во внеурочное время?

ДаНет  

      11. Какие культурно-массовые мероприятия вы посещали с кураторами в течении учебного года?( возможны несколько ответов)

а) посещение музеев,  выставок   б) посещение театров, поездки   в) участи и посещение других мероприятий?  Каких?     _____________________________________________________________________________

12. Поддерживает ли ваш куратор связь с вашими родителями?

ДаНет 

     13. Знакомил ли вас куратор с организацией  учебно- воспитательного процесса в колледже, с Законом об образовании, Уставом колледжа, Правилами внутреннего распорядка колледжа и т.д.?

ДаНет  

     14. Создан ли у вас актив группы?

ДаНет  
     15. Оказывал ли куратор содействие по созданию актива группы? ДаНет 

    16. Хотели бы Вы продолжить общение с куратором на других курсах и в какой форме?

а) в качестве куратора на 2, 3, 4 курсах  
б) не хотел бы  
в) в неформальной форме  
     17. Есть ли у вас возможность общаться  с куратором по необходимости? ДаНет   Нет необходимости  

     18. Участвовала ли ваша группа в различных мероприятиях колледжа (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, праздниках и т.д.)?

НетИногда   Часто    Затрудняюсь ответить

     19. На каких курсах по Вашему мнению должен работать куратор?

а) только на 1 курсе  
…б) только на 1 и на 2 курсе 
в) на всех курсах   Ваш пол: 1) муж.     2) жен.      Ваш возраст_______________Ваш курс:____________

Ваша специальность:______________________________________

Литература

    • Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2010. – 304с.
    • Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Под ред. А.И. Верецкой, А.П. Дьякова. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. – 123с.
    • Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. – 134с.

Источник: http://vio.uchim.info/Vio_121/cd_site/articles/art_3_8.htm

Роль куратора учебной группы при адаптации первокурсника в вузе

Кто такой куратор группы? Роль куратора в россии

Ключникова Д. В.1, Гребенщиков А. В.2, Василенко Л. И.3

1Кандидат технических наук, доцент, 2Кандидат ветеринарных наук, доцент, 3Кандидат технических наук, Воронежский государственный университет инженерных технологий

Роль куратора учебной группы при адаптации первокурсника в вузе

Аннотация

В статье рассмотрен процесс адаптации студента-первокурсника при участии куратора учебной группы. Рассмотрены основные направления кураторской работы.

Кураторская деятельность может определяться функциями: информативной, организационной, коммуникативной, контролирующей и творческой.

Куратор должен находится в постоянном диалоге со студенческой группой и с каждым студентом в отдельности, ему необходимо не просто знать о жизненных трудностях студентов, но и быть готовым отреагировать на любую жизненную ситуацию.

Ключевые слова: адаптация, куратор учебной группы, первокурсник, кураторская работа.

KljuchnikovaD.V.1, GrebenshikovA.V.2, VasilenkoL.I.3

1PhD in Engineering, Associate Professor, 2PhD in Veterinary Medicine and Science, Associate Professor, 3PhD in Engineering, Voronezh state University of engineering technology

THE ROLE OF THE CURATOR OF THE STUDY GROUP IN THE ADAPTATION OF FRESHMAN IN HIGH SCHOOL

Abstract

The article considers the process of adaptation of first-year students with the participation of the curator of the training group. The main directions of the curatorial work.

Curatorial activity can be determined by functions: informative, organizational, communication, Supervisory and creative.

The curator must be in constant dialogue with the student group and with each student individually, it is necessary not just to know about the life difficulties of the students, but also to be ready to respond to any life situation.

Keywords: adaptation, educational group, freshman, curatorial work.

Требования работодателей к специалистам на рынке инженерного труда ежегодно повышается. Специалист должен обладать не только знаниями и умениями в соответствующей отрасли, но и быть морально и психологически устойчивой личностью.

Основы этой устойчивости закладываются в начале обучения и укрепляются на протяжении всего учебного процесса.

Одним из определяющих факторов успешности будущего отраслевого специалиста является полноценно прошедший адаптационный период в Высшей школе.

Этот период определяется как принятие стандартов, правил ВУЗа, как единство взаимоотношений между студентом как личностью, группой и работниками учреждения.

Любой ВУЗ должен разработать свою стратегию взаимоотношений с первокурсниками, в основе, которой заложен механизм адаптационного взаимодействия между первокурсником и «машиной образования».

В этот период необходимо адаптироваться к послешкольным условиям жизни как в системе обучения так и жизнедеятельности в целом. С жизнью в ВУЗе и со всем, с чем это связано должен знакомить наставник, куратор группы.

Он обеспечивает формирование их гражданских общечеловеческих качеств, оказывает помощь в освоении дисциплинарных высот, решении бытовых и психологических проблем адаптационного периода.

В этот период студент наполняется полным комплексом общественных ролей, происходит осмысление системы жизненных ценностей, смысла жизни, осуществляется закладка будущей стратегии профессиональных навыков и умений, осознания личностного смысла будущей деятельности.

Наиболее надежным модератором в системе взаимоотношений между студентом и ВУЗом является куратор учебной группы.

Термин «куратор» происходит от латинского слова curator – наставник, попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы.

Куратору группы необходимо быть вовлечённым в процесс адаптации бывшего школьника к процессу нешкольной жизни и обучению в ВУЗе.

Ему необходимо помогать начинающим студентам влиться в студенческую группу, ознакомить с их правами и обязанностями, рассказать об организации учебного процесса.

Необходимо помочь учебной группе сплотиться в единый организм со здоровым микроклиматом. Кроме того, куратору необходимо владеть информацией по текущей успеваемости группы и своевременно реагировать на проблемные места [1].

Куратор – это не человек, который наблюдает, контролирует, оценивает, наказывает. Он должен находится в постоянном диалоге со студенческой группой и с каждым студентом в отдельности, ему необходимо не просто знать о жизненных трудностях студентов, но и быть готовым отреагировать на любую жизненную ситуацию.

Куратор вначале по личным делам студентов, а потом в процессе общения обязан знать не только автобиографию, но и основные текущие обстоятельства личной жизни своих подопечных.

Работа куратора должна проходить в тесном сотрудничестве со всеми преподавателями и лицами, которые прямо или косвенно затрагивают интересы учащихся.

Очень важно для становления взаимоотношений в коллективе учебной группы создать костяк группы, в состав которой входят староста, культорг и профорг. Это создает в группе атмосферу сплоченности, взаимопонимания, солидарности и единства.

Куратор обязан систематически проводить с кураторские часы, на которых необходимо обсуждать текущие проблемы и заранее подготовленные вопросы по различным информационно-развивающим и профилактически-предупреждающим аспектам.

В частности необходимо затрагивать вопросы по предупреждению различных зависимостей (табакокурение, алкоголизм, наркомания). Это привьет понимание здорового образа жизни, и как следствие необходимость к занятиям физкультурой и спортом.

Различные разъяснительные беседы и тематические лекции на интересующие студентов темы будут способствовать оздоровлению морального облика коллектива в целом и каждого студента в отдельности.

Кроме, того, кураторские часы должны быть направлены на развитие патриотизма и любви к своему ВУЗу, факультету, кафедре, будущей специальности. Куратор должен не только контролировать процесс обучения и адаптации, но, прежде всего, быть готовым оказать необходимую помощь при возникновении различных проблем.

Кураторы должны знать студентов в группе, которые нуждаются в помощи и всячески ее оказывать. Это касается не только социальной, но и помощи личного характера.

Необходимо участвовать в различных культурно-массовых, развлекательных, спортивных, научных и образовательных мероприятиях смотрах, конкурсах, олимпиадах, студенческих вечерах.

Наставник студенческой группы обязан часто посещать общежитие, где проживают его подопечные, чтобы там проводить различного рада воспитательную и разъяснительную работу, решать возникающие бытовые проблемы и быть в курсе основных жизненных перипетий обучающихся [2].

Хорошо вместе со студентами подшефной группы посещать культурно-массовые мероприятия: театры и музеи, достопримечательности города. Необходимо участвовать в трудовом десанте по уборке и благоустройству территории ВУЗа.

Кураторская деятельность может определяться функциями: информативной, организационной, коммуникативной, контролирующей и творческой. Информативная функция направлена на обеспечение учащихся всей необходимой информацией, касающейся учебных занятий.

Организационная функция – куратор структурирует отличную от учебы жизнь студента, направляет и корректирует свободное время группы [3]. Коммуникативная функция нацелена на становление и поддержку благоприятной психологической обстановки в подшефной.

Контролирующая функция позволяет куратору наблюдать и контролировать за жизнью группы с точки зрения достойного лидера и наставника.

Творческая функция – творческие потребности и способности куратора вовлечены в воспитательный процесс и позволяют приспособить, заинтересовать и направить в нужное русло развитие и процветание учебной группы.

Все значимые функции должны быть построены на персональном подходе к первокурснику, основанном на особенностях их быта, интересов, здоровья. Необходимо постоянно наблюдать за жизнью каждого члена группы персонально, и за взаимоотношениями внутри учебного коллектива в целом.

Систематически обсуждать с родителями учащихся текущую успеваемость по итогам рейтинга и общей аттестации студентов.

Кроме того, взаимодействие с родителями позволит не только держать успеваемость ученика на должном уровне, но и поможет создать благоприятную, домашнюю обстановку для первокурсника.

Он будет чувствовать неразрывную связь дом (родители)- ВУЗ- студент- куратор, что плодотворно влияет на адаптацию и успеваемость в целом.

В кураторской работе не должно быть формального подхода, за этой работой стоит не столько адаптационный аспект студенческой группы, студента, сколько успешность личности будущего отраслевого специалиста и в глобальном смысле – это является основой становления высокопрофессиональных кадров для отраслей промышленности России [4].

Таким образом, кураторство является очень эффективной системой взаимоотношений между первокурсниками и преподавателями, это механизм между первокурсником и «машиной образования». Поэтому, важным является выбор персоны куратора для первокурсника.

Ведь именно в начале обучения, происходит закладка фундамента для пирамиды образования, основанной на многих составляющих, в том числе и адаптационных аспектах начала обучения в ВУЗе.

Литература

  1. Ключникова Д. В. Значение куратора учебной группы в процессе адаптации первокурсника // Современные технологии непрерывного обучения школа–вуз [Текст]: материалы Всероссийской научно-методической конференции / под общ. ред. Е.Д. Чертова ; Воронеж. гос. ун-т инж. технол. -Воронеж: ВГУИТ, 2014. – с. 23.
  2. Ключникова Д. В. Влияние куратора учебной группы на процесс адаптации первокурсника / Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №4-3 (35). С. 16-17.
  3. Гребенщиков А.В. Повышение уровня конкурентоспособности бакалавров направления 36.03.01 – ветеринарно-санитарная экспертиза Гребенщиков А.В. / Проблемы практической подготовки студентов: содействие трудоустройству молодых специалистов: проблемы и пути их решения. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 31.
  4. Пономарев А.Н., Гребенщиков А.В. Особенности преподавания латинского языка для бакалавров неязыкового направления / Производство и переработка сельскохозяйственной продукции: менеджмент качества и безопасности. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-179.

References

  1. Kljuchnikova D. V. Znachenie kuratora uchebnoj gruppy v processe adaptacii pervokursnika // Sovremennye tehnologii nepreryvnogo obuchenija shkola –vuz [Tekst]: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii / pod obshh. red. E.D. Chertova ; Voronezh. gos. un-t inzh. tehnol. -Voronezh: VGUIT, 2014. – s. 23.
  2. Klyuchnikova D. V. Influence of educational group on the adaptation process of freshman / international research journal. 2015. No. 4-3 (35). P.16-17.
  3. Grebenshchikov, A. V. Enhancement of the level of competitiveness bachelors 36.03.01 – veterinary-sanitary examination / Problems of students ‘ practical training: promoting employment of young specialists: problems and ways of their solution. Proceedings of the XI all-Russian scientific-practical conference. 2014. S. 31.
  4. Ponomarev A. N., Grebenshikov A.V. Features of Latin language teaching for bachelor students of non-linguistic areas / Production and processing of agricultural products: management of quality and safety. Proceedings of the III International scientific-practical conference. 2015. S. 177 to 179.

Источник: https://research-journal.org/pedagogy/rol-kuratora-uchebnoj-gruppy-pri-adaptacii-pervokursnika-v-vuze/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.