Леля богиня любви. Славянская мифология:Лель и Леля

Содержание

Леля, кому покровительствует славянская богиня весны, молодости и любви

Леля богиня любви. Славянская мифология:Лель и Леля

Леля это богиня весны, молодости, легкости, любви, дочь богини женского семейного счастья, здоровья и плодородия — Лады.

Если Лада бережет семейных женщин, помогает им найти сил и мудрости для создания и поддержания лада в семье, для рождения здоровых детей и помощь мужу.

Лель покровительствует девушкам до замужества, оберегает от глупостей да ошибок, помогает обрести искреннюю любовь, сохраняет легкость в характере, женственность и привлекательность.

Леля

Леля богиня весны считается покровительницей искренней да чистой любви.

По одной из легенд молодая богиня полюбила Ярилу и призналась ему в этом, на что бог солнца ответил что тоже ее любит, так же как и многих других.

Ярило предложил Лели остаться с ним на время, но дочь Лады отказала ему, сохранив чистоту для будущего мужа. Пройдет время, девушка встретит своего суженного и станет для него верной женой.

Грусть в глазах всегда веселой богини останется в память о не удачной первой любви.

Леля это богиня весны, верности, мудрости и первой светлой любви.

Благодаря силе светлой богине на землю приходит весна полная легкости, веселья и света. Считалось, что весной молодая Леля незримо присутствует в мире яви и помогает юношам да девам обрести любовь, отыскать в мире большом половинки судьбой предназначенные.

Леля также как главные роженицы Лада да Макошьпокровительствует семейному счастью, однако к быту не имеет отношения. В образе юной богине заключен свет, верность, мудрость, легкость и любовь необходимые для семейного счастья.

На всех изображениях богиня запечатлена веселой, игривой девушкой в окружении разных птиц да зверей. Образ покровительницы весны — образ молодой девы с длинными золотистыми волосами наделенными внутренним теплом и светом, голубыми ясными глазами, стройной и легкой в каждом движении.

Богиня Леля в славянской религии

Леля славянская богиня была любима древними людьми благодаря легкости в общении и доброжелательном отношении к людям. Богиня любви и молодости является дочерью Сварога — отца небесного и Лады Богородицы — покровительницы семейного счастья и здоровья женщин-матерей.

Леля находится в тесном взаимодействии с Живой — богиней лета да жизни и Марой -покровительницей зимы и загробного мира. Кроме того братом богини весны приходится и Перун – покровитель грозы и воинов.

Супругом богиня является Финист, воплощение бога огня – Семаргла. Богиня Леля у славян особо почиталась молодыми людьми готовыми к замужеству. Именно поклонение покровительнице весны занимал огромное место в обрядах приходящихся на весну.

Проявление богини Лели для славян

Богиня весны была близка славянам благодаря живительной силе весеннего пробуждения, тепла, света и любви. В современных словах корень «леля» или же «лель» встречается в разных словах: «лелеять», «взлелеять», известное всем «ляля», «лялька» также происходит от имени светлой богини.

Богиня Леля приносит в Мiр:

  • счастье,
  • тепло,
  • пробуждение,
  • красоту молодости,
  • легкость общения,
  • любовь,
  • везение да удачу.

Празднование весны — это самый яркий и долгий праздник в древней традиции наполненный танцами, песнями, теплом и любовью. После прихода весны, где парни и девушки встречались и влюблялись на праздновании, всегда следовала череда сватовства, да дальнейшие свадьбы.

Атрибуты Лели богини славян

Славянская богиня молодой девичьей любви и весны многолика в своем проявлении. Символов у Лели не мало:

  • дерево: береза и рябина (воспевается в многих обрядовых песнях обращенных к богине);
  • животное: лань, лиса. Олениха также олицетворяет богиню плодородия как одну из рожениц;
  • птица: аист (символ детства и любви в доме);
  • цвет: зеленный;
  • цветок: первый подснежник, как символ пробуждающейся природы;
  • роль в земледелии: помощь первым весенним всходам пробуждающимся к жизни;
  • подношение (треба) зависит от праздника. На Лельник да красную горку несли цветы, молоко, сыр. На весеннее равноденствие испеченные лакомства (печенье, куличи, жаворонки — печенье в виде птиц).

Белая береза являлась символом богини весны, любви и красоты – Лели.

Местом в Мiре Яви где проявляется богиня считалась светлая опушка леса, берег реки или ромашковое поле.

Символ и обереги Лели

Символом Лели считается белоствольная Русская березка, в древности считали что в этом хрупком да стройном дереве сама богиня любви живет, от того и обращаются к березе девушки при нераздельной любви.

Березке же и благодарность воздавали когда любовь находили.

Оберег Леля — лельник.

Как выглядит знак лельник

Простая схема вышивки знака “лельник”

Внешний вид оберега Лели напоминает молодую веселую девушку кружащуюся в хороводе. Символ богини передает лёгкость, нежность и силу пробуждающейся весны. Амулеты с изображением символа богини изготавливали из дерева (березы либо рябины) и вышивали на одежде.

во время изготовления волшебной вышивки женщины читали молитвы к богине, чей символ был избран в защиту.

Использовался символ и в вышивке одежды куклы мотанки богини весны которую изготавливали молодые девушки готовые к любви и замужеству.

Чем поможет знак лельник, какое действие свершает

Знак богини Лели символизирует первую любовь молодой девушки.

Любовь всегда занимала важную роль в жизни людей: «молодость без любви подобно утру без яркого солнца».

Сила оберега лельник:

  • защита малышей (мальчиков до 3 лет, девочек до замужества);
  • покровительство молодым девушкам в любви да материнстве;
  • развитие таланта и интуиции;
  • смягчение характера девушки;
  • привлечение любви, здоровья, счасть;
  • сохранение молодости;
  • получение признания среди людей.

Обережная сила лельника выражается в защите от:

  • мыслей лихих;
  • намерений злых;
  • не добрых наветов;
  • наговоров да заговоров;
  • неудачи;
  • бед разных;
  • неуверенности в себе.

Символ богини весны вышивался матерью для дочери от рождения и до замужества.

Кому подходит знак богини Лели

Символ Лели — универсальный женский оберег. Подойдет девочкам, девушкам, женщинам. Для мальчиков оберег богини весны подходит до исполнения 3 лет.

Кому покровительствует дочь Лады и Сварога

Богиня весны покровительствует людям легким на подъем, веселым, добродушным, всегда настроенным оптимистично.

Руна «Леля»

Богиня весны имеет собственную руну которая носит название «леля». Смысл руны — все пробуждающий и очищающий бурлящий поток, вода дарящая очищение, пробуждение, жизнь.

Толкование руны богини весны в раскладе — очищение, пробуждение, свобода от сомнений и неудач.

Науз Лели «любовь»

Науз Лели не зря называется «любовь», это волшебный узелок призванный служить во благо священного чувства.

Когда есть смысл обратиться к узелковой магии:

  • чтобы найти вторую половинку или влюбиться;
  • «разжечь» огонь в давних отношениях где со временем уменьшилось или исчезло светлое чувство.

Узелковая магия поможет привлечь в жизнь или же возродить чистую и светлую любовь наполненную нежности и красоты.

Как плетется науз на любовь?

Для магического действия нужно не много: 2 веревочки красного цвета, вера в магию и хорошее настроение.

На 1 веревочке следует навязать узелков в соответствии с возрастом избранника, на второй — по количеству своих лет.

Второй шаг: свяжите обе вервки таким образом, чтобы обе они оказались равной длины и связывают до тех пор, пока получится 1 длинная веревка.

Третий шаг: возьмите веревку с двух концов и вяжите узлы по количеству желаемых лет вместе (сколько хотите прожить вместе), лучше узлы не считать. Завязывайте узлы пока не выдет 1 большой узел, который должен быть предан огню через который он донесет ваши пожелания.

Праздники посвященные богине Лели

Очень любили праздники весны на Руси. С размахом проходили гулянья, с песнями, плясками.

Люди верили что Леля прилетает вместе с перелетными птицами сопровождаемая Ярилой — богом весеннего солнца и плодородия.

Раньше в день богини — Лельник, приходящийся на красную горку облачались в белые нарядные одежды расшитые символикой древних славян.

В праздник Лели было принято дарить цвет всем девочкам, женщинам, девушкам цветы, как символ красоты, молодости, женской привлекательности.

По каким датам чествовали славяне свою богиню весны и любви:

  • 8 марта (ныне международный женский день) — Заклички весенние;
  • в день весеннего равноденствия приходящегося на 20 марта Бог солнца Ярило приводит вешнюю Лелю;
  • 16-22 апреля празднуются первые русалии, дни посвященные девушкам утопленницам не познавшим искренней любви;
  • 22 апреля — Лельник (по современному красная горка);
  • с 26 мая по 2 июня отмечаются проводы Лели, в силу вступает летняя пора. Зависит дата от погодных условий географической принадлежности того или иного поселения.

Источник: https://silaoberega.ru/bogi-slavyan/lelya-slavyanskaya-boginya-vesny-i-devichej-lyubvi/

5.8. Женские божества плодородия Лада и Леля (Лель)

Леля богиня любви. Славянская мифология:Лель и Леля

Имена Лады и Лели, божеств, связанных с плодородием, встречаются в различных письменных памятниках старины и хорошо известны в фольклоре.

В народных песнях ладо до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа, а в женской форме (лада) – любовницу, невесту и жену; с тем же значением слово это встречается и в известном причитании Ярославны и в другом месте сказания о походе северских князей: “Жены руския въсплакались, аркучи: уже нам своих милых лад (мужей) ни мыслию смыслити, ни думаю сдумати, ни очима съглядати”. В областных говорах: ладить – жить-либо с кем согласно, любовно, “в ладу”; лад – супружеское согласие, любовь к музыке: гармония; ладковать – сватать, примирять, лады – помолвка, ладило – сват, ладники – уговор о приданом, ладканя (галицк.) – свадебная песня, ладный – хороший. Приведенные свидетельства языка убеждают в тождестве Фреи, Прии, Лады (в мужском олицетворении Фрейр, Лад или Ладо): это была богиня весны. Как Фрея у немцев, так Лада у славян и литовцев почиталась покровительницею любви и браков, богинею юности, красоты и плодородия, всещедрою матерью. Закликая весну, обращались к ней с таким приветом:    Благослови мати,    Ой мати Лада, мати!

   Весну закликати…

Обрядовые песни с именем Лады имеются и у восточнославянских народов, и у поляков, и у словаков, и у южных славян. Кроме того, в литовском фольклоре можно заметить и имя Лели. Это дает основание полагать, что персонажи Лада и Леля (Лель) принадлежат древнейшему слою балто-славянской мифологии. В летописях первой половины XV в.

в различном написании зафиксированы имена Лады и Лели: “Четвертый идол – Ладо. Он был у них богом веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приносили готовящиеся к браку, надеющиеся с помощью Лада приобрести доброе веселье и жизнь с любовью.

Это заблуждение произошло от древнейших идолослужителей, которые каких-то богов Леля и Полеля почитали, а их богомерзкое имя и доныне в некоторых странах на игрищах пением лелюм-полелем возглашают.

Также произносят имя лелевой и полелевой матери, когда поют: “Ладо, Ладо! И того идола дьявольское старое искушение на брачных веселиях, руками хлопая и ударяя по столу, воспевают”. Здесь же Лада (Ладо) и Лель названы богами. Но в то же время говорится, что Лада – мать Леля и Полеля, т.е. богиня.

Из приведенного фрагмента летописи мы видим, что Лада почиталась в качестве покровительницы браков. Именно как богиню любви и красоты, изображающуюся в виде молодой прекрасной женщины с золотоцветными волосами в розовом венке, рассматривали Ладу авторы самых ранних работ по языческой мифологии славян. Однако прежде всего Лада являлась рожаницей.

Она, как и Ярило, олицетворяла весенние вегетативные силы. Песни в честь Лады исполнялись в основном весной и в начале лета. Первые песни с обращением к Ладе пелись в начале марта в ходе обряда “заклинания весны”. В более поздние сроки к Ладе обращаются с молениями о дожде, с просьбами о сохранении, защите первых восходов, молодых колосьев. А.С.

Фаминицын в своей книге приводит сербохорватскую песню-молитву о дожде:

Да подует Лада,    Да подует тихий ветер,    Ой, Лада, ой!    Да ударит Лада    Да ударит урожайный дождь,

   Ой, Лада, ой!

Таким образом, Лада играла в славянской мифологии немаловажную роль. Б.А.

Рыбаков считает, что богиня-рожаница Лада изображена на одной из граней Збручского идола: божество с кольцом в руке и есть Лада – богиня брака, семейной жизни, покровительница девушек и женщин.

Известно также святилище Лады на Лысой горе недалеко от польского города Кельце. Согласно легенде на этой горе был построен храм трех идолов: Лады, Боды и Лели. Каждый год в первый день мая им приносили обильные жертвы.

Лель по сравнению с Ладой занимала более скромное место в языческой мифологии славян. Часто Лель рассматривают как божество мужского рода, как маленький божок, рассыпающий или мечущий из руки искры. Сила его состояла в воспламенении любви.

В прошлом веке этнографы зафиксировали у белорусов и украинцев праздник под названием Ляльник, который проводился 25 апреля по старому стилю. В этот праздник девушки выбирали из своего круга самую красивую на роль Ляли.

Украшенная венком, она усаживалась на специально приготовленную из дерева скамью (подчеркивающую растительные силы Ляли); рядом с ней укладывались приношения: хлеб, яйца, сыр, масло, сметана, кувшин с молоком, у ног ее лежали венки.

Девушки водили хоровод вокруг Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая:    Дай нам житцу да пшаницу,    Ляля, Ляля, наша Ляля!    В агародзе, сенажаце,    Ляля, Ляля, наша Ляля!    Ровны гряды, ровны зряды,

   Ляля, Ляля, наша Ляля!

По окончании хоровода Ляля раздавала девушкам венки. Превращения женских божеств в мужские в ходе эволюции мифологических систем случалось часто, а вот переход божества из разряда мужских в женские – явление весьма необычное.

Поэтому все-таки вернее будет полагать, что изначально Лель (Леля) была женским божеством, дочерью Лады, олицетворением весны, весенних растительных сил, молодых всходов, а позднее и молодости вообще.

Как покровительница юности, покровительница девушек, она была включена в любовную обрядность и являлась, наряду с Ладой, частым персонажем свадебных песен.

Например, в Костромской губернии в Фомино воскресенье (следующее воскресенье после Пасхи) новобрачных окликали такой песней:    О Лелю, о Лелю,    Ты вьюная, о Лелю,    Ты по горнице пройди, о Лелю,    Покажи свое лицо, о Лелю,

   Да в окошечко, о Лелю.

Итак, Лада и Леля в славянской мифологии изначально выступали как богини плодородия, вегетативных сил, причем между ними существовала мифическая родственная связь: Леля – дочь Лады. На более позднем этапе развития мифологических представлений наших предков Лада и Лель, богини-покровительницы размножения, стали основными персонажами любовно-свадебных обрядов.

Источник: http://ebooks.grsu.by/slav_miphol/gl5_8.html

Боги любви и радости у славян (окружение Лады)

Леля богиня любви. Славянская мифология:Лель и Леля


> Мифы славян >Бог славян Лельо

Труды-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев) Балтские словари: Прусский | Ятвяжский 

Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи “Словаря славянской мифологии” Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Разделы:

  • Бог Лель – первый сын богини Лады
  • Полеля – бог брака (второй сын Лады)
  • Дид – бог супружеского счастья (третий сын Лады)
  • Услад – бог веселья и спутник Лады
  • Люб – дух-охранитель брачного ложа в образе кота
  • Духи сладострастия Уд и Припекало

Лель (Лелья, Лельо, Любич) – славянский Бог. Является сыном Лады и братом Лели. Судя по одним источникам, Лель и Полель – это имя одного и того же бога, по другим же Лель и Полель – это два брата. Лель – бог любви и браков.

Об этом боге упоминают многие источники, к примеру – Иннокентий Гизель в своём Синопсисе в главе “Об Идолах”, некоторые русские мифологи 18 века, поэт Державин и даже Пушкин в “Руслане и Людмиле”.

В последнем произведении говорится так: Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец…

Лель – весёлый и легкомысленный бог любовной страсти у славян. Слово “лелеять” произошло от имени этого бога и означает “нежить, любить”.

Традиционно изображался как златовласый молодец, нередко с крыльями за спиной или среброволосый пастушок, который играет на дудочке.

Символом Леля является аист, название которого на древнеславянском звучит как Лелека, а также жаворонки и журавли. Можно найти некие схожие черты между Лелем и римским Амуром.

Лель — бог, сын богини красоты и любви Лады. Лель вызывал страсть друг к другу у людей. С его пальцев сыпались искры, которые зажигали в сердцах неугасимый огонь плотской, жаркой любви.

Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца. В то же время он олицетворяет свободу в любви, которая рождается неожиданно и колеблется, как пламя.

От его имени до сих пор существует глагол «лелеять», обозначающий нежить, любить.

Его причисляли к знатнейшим богам. Он почитался третьим после Перуна и Велеса, ибо после плодов скотоводства, земные плоды всего более служат человеку и составляют его богатство. Веселый и прекрасный бог, одетый в легкую одежду и держащий в руках цветы и полевые плоды, с венком на голове из цветов купальниц, бог лета, полевых плодов и летних цветов.

Праздник его отмечался в день летнего солнцестояния — 24 июня. Славяне уходили на ритуальные холмы, или на поляну у реки, жгли костры, пели, водили хороводы, ручейки.

Прыжки через костры были одновременно испытанием ловкости и испытанием судьбы, гаданием: высокий прыжок символизировал удачу в замыслах. От костра к реке (или просто вниз с горы) откатывали колесо — символический знак солнца, выражая таким образом поворот солнца (вниз) на зиму.

С шутками и песнями сжигали соломенные куклы Ярилы, Купалы. На рассвете все участвовавшие в празднике купались, чтоб снять с себя злые немощи и болезни.

В купальскую ночь, по преданиям, происходили всякие чудеса: цвели редкие загадочные травы: разрыв-трава, папоротник и другие; открывались невиданные клады. Нечисть — ведьмы и колдуны — тоже предавалась всяческому разгулу, скрадывали звезды, месяц и т. д.

Как сами обряды, так и название Купала (от глагола «купать», «кипеть») указывает на соотнесение купальских ритуалов с огнём (земным и небесным — солнцем, в купальских ритуалах представленным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра.

В основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим фольклорным текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья — важнейшим символом купальских обрядов; желтый цвет воплощает одного из них, синий — другого. В одном из вариантов мифа брат собирается убить сестру-соблазнительницу, а она просит посадить цветок на её могиле. Три вида волшебных трав и цветов в купальских песнях по поверьям, целебная сила трав была наибольшей в ночь на Купалу) соотносятся с мотивами трёх змей и трёх дочерей Купалы.

Полеля — один из сыновей богини любви Лады, младший брат Леля. Даже самое имя его означает: «следующий по Леле», ибо брак всегда следует за любовью, венчает ее. Полеля, бог брака, древнейшее и наиболее чтимое нашими предками божество.

Облаченный в дорогие, златотканые одежды, увенчанный венком из цветущего шиповника, он по дает молодоженам такой же венок и рог, в котором всегда пенилось вино столь же хмельное, как счастье, которого желал им сей добрый и ласковый бог.

Возможно, Полеля мог принимать образ кота – духа брака Люба.

Дид — добрый бог супружеского счастья. Он третий сын богини Лады, после Леля и Полели, покровительствовал прочным союзам, верности до самой смерти, семейному счастью.

Дид, как и его братья, всегда молод, ибо истинная супружеская любовь никогда не стареет, не слабеет: она дарована богами для увеличения человеческого рода, для неумирающего уважения друг к другу мужа и жены, для вечной взаимной нежности.

Если даже угасает жар любви, страсть, нежные отношения должны сохраняться.

Дид изображался с венком из васильков на голове, он держал в руках двух горлинок, которые символизировали нежные чувства супругов друг к другу. Таким его изображала статуя, воздвигнутая в огромном храме в Киеве.

Диду, так же как и братьям его и матери следовало при поклонении приносить светлые и нежные знаки внимания: цветы, ягоды, — петь веселые, приветливые песни. К его алтарю принято было приходить большой семьей и возносить благодарность за счастливо протекающие годы, за вечную любовь, которую благословляет Дид.

Услад — бог веселья и всяческого блаженства, пиров, гуляний и наслаждений, верный спутник Лады, богини любви. Его представляли прекрасным юношей, всегда сияющим открытой и радостной улыбкой, в венке из нежных привлекательных цветов.

На одежду Услад особого внимания не обращал, ибо всегда был готов к удовлетворению своих чувственных прихотей. При всяких пиршествах это божество призывалось в качестве самого почетного гостя, и первый глоток из всякого кубка жертвовался ему, так же, как и первый поцелуй, подаренный подруге подгулявшим молодцем. Со временем стали почитать его и как бога приятного сна и сновидений.

Дух-охранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба — такого же кота, только черного и злобного, с веткой белены во рту.

Можно предположить, что обряд, когда наутро после свадьбы родственники и свойственники показывали простыню новобрачных, был посвящен именно Любу.

Кое-где до сих пор перед свадьбой пекут любки — овальные лепешки-ладьи из пышного теста. В центре такой лепешки, олицетворяющей девичье лоно, запекается, но уже из ржаного теста, подобие толстого, мясистого гриба-красноголовика (подосиновика), но головкой вниз. Такой любок ставится в укромное место близ постели новобрачных, дабы ими мог насыщаться Люб.

Можно также предположить, что Люб – бог брака Полель в образе кота.

Уд — в глубокой древности дух-покровитель любовной связи, любострастия. Это один из самых загадочных славянских божеств, но несомненно то, что культ его существовал.

Уда представляли статным кудрявым молодцем, восседающем на туре. Рога тура повиты венком из калины — символом девичества, а сам Уд держит в руке деревянное копье, к тупому концу которого привязаны две круглые деревянные погремушки.

В позднейшие времена чародейное могущество Уда было поделено между Ярилой, Ладом, Купалой, Припекалой.

Припекало — шаловливый, хитрый божок, покровитель супружеской неверности. Он вынуждал мужчин забывать свои семейные обязанности, свой долг перед женой и детьми.

Иногда приключения на стороне быстро прекращались, иногда эти развлечения мужа доставляли женщине большие страдания.

Припекало обрывал тенета супружеской верности и вовлекал мужей в опасные плотские приключения, склонял их к изменам.

Почитателей Припекалы было немало, правда, они предпочитали держать это в тайне, ибо часты были случаи, когда обманутые жены, собравшись вместе, поджигали святилище сего покровителя неприятностей и даже побивали камнями его жрецов. Беда лишь в том, что это мало содействовало исправлению и раскаянию изменников-мужей!

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма ().

Страница обновлена 23.10.2018

Источник: http://www.proto-slavic.ru/slavonic-myths/god-lel.htm

Славянская мифология: Лель и Леля

Леля богиня любви. Славянская мифология:Лель и Леля
? Славянская мифология: Лель и Леля.alindomikOctober 12th, 2013

Лель или Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле – этом веселом, легкомысленном боге страсти – до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть – это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках – лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки – символы весны.

ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ
Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти – Лель.

Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника.

Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.

И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания. И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель.

Унесла, а вечером сожгла на костре – в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.

С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви…ЛеляЛеля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А.

Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо – Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами.

Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:Едить Весна, едить.На золотом кониВ зеленом саяниНа сохе седючиСыру землю аручиПравой рукой сеючи.

Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков – 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник – 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели.

По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен – и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов.

Припев, в разных формах – лелю, лелё, лели, люли – встречается в русских песнях; в сербских “кралицких” песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской – в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.

Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с “м”) Потебня объясняет через сложение лелю с “м” из дательного падежа “ми”, как в малорусском “щом” (вместо “що ми”). В припеве “полелюм” (если он верно передан польскими историографами) “по” может быть предлогом; ср.

белорусские припевы: люли и о люлюшки” (Шейн “Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края”). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером (“Очерки арийской мифологии”).Среди славянских рун есть и руна, посвящённая богине Леле:Эта руна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

http://godsbay.ru/slavs/lel.html

http://godsbay.ru/slavs/lela.html
http://dreamworlds.ru/intersnosti/11864-slavjanskie-runy.html

Славянская мифология: Лель и Леля

Источник: https://alindomik.livejournal.com/342732.html

Боги Леля и Лель

Леля богиня любви. Славянская мифология:Лель и Леля

  • Согласно сохранившимся немногочисленным данным богиня Леля и бог Лель были рождены Ладой. Ее прекрасные дети взяли от матери по частичке чистого пламени и яркого света весеннего солнца. Их имена стали частью праздничных напевов и свадебных ритуальных песен.

    Два родственных божественных начала в сути своей несут одну искру жизни. Славянская богиня Леля олицетворяет задор молодой девушки, не познавшей житейских тягот. Она защищает открытые юные сердца, наполняя их пылкой любовью.

    В своей ипостаси Лель бог славян отражает аналогичное стремление, только для юношей. По своим качествам он схож с Ярилой, только более юным. Бог Лель несет в себе мягкое тепло первых солнечных весенних лучей. От его удивительной игры на дуде просыпаются весенние травы, прибиваясь через оставшиеся шапки снега. Недаром его цветком считаются подснежники и пролески.

    За что отвечает Леля

    Согласно установленным данным богиня Леля входит в аспекты богини Живы. Наровне с матерью Ладой и теткой Макошью она выступает как отражение жизненного цикла силы природы. Ладе отведена роль хранительницы молодого огня души, не омраченного жизненным опытом.

    Это триединство нашло свое отражение в народном творчестве. Найдены глиняные и деревянные кумиры, отражающие триединое женское начало. В этом комплексе одна из фигур ― богиня Леля. Так же в вышитом узоре изображение «берегини» с опущенными руками это славянская богиня Леля.

    Описание богини по источникам

    Археологические находки в которых предполагается богиня Леля дают современнику относительное представление о том, как видели юное божество наши предки. Ее изображали со стройным телом и распущенными волосами.

    Согласно описаниям из сказаний славянская богиня Леля была прекрасна лицом, у нее были ясные глаза и белая кожа. В ее облике сочетались все представления о юной красоте и удивительном обаянии.

    Отдельно упоминается голос юной богини. Когда Леля поет, расцветают все цветы вокруг. Когда она смеется, леса и поля наполняются птичьим щебетом. По одной из версий богиня Леля могла обращаться в соловья.

    Сказания о Леле и Яриле

    Наиболее яркое произведение, в котором фигурирует славянская богиня Леля, посвящено ее пылкой любви к Яриле. Описанное сказанием повествует о том, как богиня Леля увидев Ярилу на одном из весенних праздниках полюбила его всем сердцем.

    Она долго не решалась открыться ему, пока любовь не переполнила всю ее суть. Тогда богиня Леля открыла тайну своего сердца Яриле. На что пригожий бог ответил, что он любит всех богинь одинаково.

    В последствии по былинам прослеживается затухающее чувство Лели. Однако она не обиделась и не ожесточилась получив своеобразный отказ. Таким образом славянская богиня Леля отражает саму суть юного сердца, способного ярко переживать любое чувство не озлобляясь.

    Лель в жизни славян

    Лель бог славян выполнял роль защитника юношеского сердца. Он нес в себе огонь первых солнечных лучей. В нем воплотились пыл, задор и нежность ранних годов жизни до возмужания. По своему значению бог Лель близок к Яриле, но имеет собственную роль в пантеоне.

    Ему посвящали песни на свадьбы, он покровительствовал маленьким детям. Считалось, что бог Лель следит за маленькими членами общины в лесу когда они собирают ягоды. В белорусских сказках он часто выступает как юноша с прекрасным лицом играющий на свирели или дудочке. Когда потерявшиеся дети видели его, они с радостью отправлялись за ним, находя дорогу домой.

    Как описывали Леля предки

    По собранным описаниям бог Лель изображается, как прекрасный юноша. Нежный и чистый он полностью отражает образ молодого весеннего солнца. В сказаниях восточных славян пригожий молодец с удивительным голосом будит природу после долгой зимней спячки.

    Лель бог славян выступает как ранее пробуждение сил природы. Начиная с 22 марта начинается активное таянье зимних снегов, появляются первые весенние цветы. Именно этому периоду приписывались предками удивительные метаморфозы, связанные с появлением Леля.

    Упоминание в сказках и былинах

    Бог Лель наиболее ярко отражен в сказке «Снегурочка». По более современному прочтению, родители наградили свое любимое дитя именем бога. Но в раннем срезе сказания бог Лель сам выступает в качестве персонажа.

    Снегурочка не может завладеть его сердцем безраздельно, поскольку Лель бог славян не может принадлежать одной женщине. Согласно описаний бог Лель не сочетался браком ни с одной богиней. Его роль заключается в разжигании любовного огня во всех сердцах.

    Брачное торжество под покровительством богов любви

    Богиня Леля и ее брат Лель вошли в пантеон как покровители молодого брака. Девушки и юноши могли обращаться к ним за помощью отыскать свою вторую половину. Считалось, что на летнее равноденствие в Купальскую ночь Лель приходит на шумные праздники. Играя на своей дудочке, он разжигает пламя любви в сердцах пар.

    На весеннее равноденствие славянская богиня Леля даровала девушкам очарование, которое способно привлечь внимание юношей. Начиная с этого периода молодые красавицы начинали вышивать платок, который потом войдет в ритуальное подношение на Купалу.

    https://www.youtube.com/watch?v=foU8c8WhITc

    Сам же купальский венок состоял из плотных веток и цветов. Платок с угощениями ложился в центр вместе со свечей и пускался по воде. Юноши собирали эти венки вниз по течению. По узору и мастерству вышивки они могли найти ту девушку, угощение которой пришлось по нраву.

    На свадебных торжествах Леле и Лелю пелись распевки, в которых имена божеств выступали как мелодичный текст. Корень «лель» входящий в оба имени богов, стали частью многих слов связанных с нежностью и любовью. Их именами убаюкивали младенцев, напевая их вовремя укачивания.

  • Источник: https://veles.bz/catalog/bogi-lelya-i-lel

    Лель: славянский бог или обычная выдумка?

    Леля богиня любви. Славянская мифология:Лель и Леля

    Светлокудрый пастушок, играющий чарующую мелодию на своей свирели… Таким чаще всего изображают Леля – славянского бога самого непобедимого чувства, любви. О нём писали и не перестают упоминать поэты и писатели. Но был ли он на самом деле? Почему же тёзке Леля так и не суждено было узнать счастья в любви?

    «За» и «против» Леля

    Лель – один из самых неординарных богов славянского пантеона. Вот уж кого можно назвать покровителем споров и разногласий! Нет, сам Лель вовсе не отличался скверным или воинственным характером, однако исследователи, занимавшиеся изучением его, в итоге разбились на два лагеря.

    Одни заявляют, что бог такой действительно был, что подтверждают старинные песни и отголоски фольклора в произведениях русских классиков. Другие опровергают все эти доводы, считая Леля – сущей выдумкой. На мой взгляд, правильно будет рассмотреть обе версии образа Леля – как существующего, так и того самого «ненастоящего».

    Мелодия любви и искры страсти

    Как утверждают фольклористы и любители славянской мифологии, Лель и Полель были братьями, рождёнными в браке Сварога и Лады. Родительское сочетание (бог огня и богиня любви) нашло отражение в сыновьях.

    Именно Лель ассоциировался в старину с чувством влюблённости, когда отношения между людьми лишь набирали силу.

    Полель же символизировал покровителя крепкой и счастливой семьи, сохранившей любовь и уважение через многие годы.

    Согласно описаниям, что дают нам не слишком древние, но всё-таки фольклорные источники, Лель был красивым и легкомысленным юношей. Он играл на своём волшебном рожке, от звуков которого сердца людей наполнялись мелодиями любви. Кроме этого, Лель мог сыпать искрами, что срывались во время игры с кончиков его пальцев – так он сеял желание, что разжигало огонь любви в людях.

    А лель и ныне жив!

    До нашего времени Лель сохранился в отдельных словах, например, «лелеять». Это то самое определение, что очень точно характеризует влюблённых, относящихся друг к другу с нежностью и заботой, то есть лелеющих своих любимых. Лель считался покровителем певчих птиц, но главным его пернатым другом считался аист, название которого у некоторых славянских народов звучит как «лелека».

    Как отмечают историки, днём Леля считалось 24 июня, когда солнце в небе и длительность дня достигали своего пика. В праздник самого светлого и доброго бога народ разводил костёр, а молодёжь старалась перепрыгнуть пламя, совершив прыжок как можно выше и стремительнее. От высоты прыжка зависела удача, которую Лель дарил всем, кто его почитал в этот праздник.

    Земной Лель – пастух и музыкант

    Есть и несколько легенд о Леле. Одна из них рассказывает о семье пастуха, что очень любил свою супругу. Когда у пары родился сын, они решили назвать его Лелем – в честь их неугасаемой любви. Юный пастушок сделал себе дудочку, на которой любил играть целыми днями.

    Однажды его игру услышал бог Лель. Он спустился на землю, чтобы увидеть своего талантливого тёзку, а потом подарил ему волшебную свирель. Музыка, которая рождалась из этого инструмента, была поистине чарующей. Всё оживало, когда пастушок начинал играть на подаренной свирели, в пляс пускались даже лесные звери и птицы.

    Однажды, очарованная мелодией, красавица Светана заметила юного Леля. С первого взгляда она полюбила пастуха, однако тот всё играл и играл, не обращая внимания на прекрасную девушку.

    Разозлённая Светана решила, что всему виной – свирель, а потому дождалась, пока пастух уснёт, схватила его музыкальный инструмент и сожгла на костре, что развела в глубине леса.

    Когда же юный музыкант открыл глаза и не увидел любимой свирели, Лель впал в глубокое отчаяние.

    В печали и тоске он провёл остаток лета, угасая на глазах. В той мелодии скрывалась его жизнь, а без свирели он не видел в ней смысла. Несчастный юноша умер от тоски по музыке, а над местом, где он был похоронен, вырос тростник, который часто на ветру тихонько пел, будто выводя ту самую волшебную мелодию Леля.

    Эта печальная история рассказана в книге Е.А.Грушко «Русские легенды и предания». Автор отмечает, что в народе часто считали пастухов талантливыми музыкантами, которым редко улыбалась удача в сердечных делах. Видимо, трагедия земного Леля нашла отражение в судьбе многих его последователей.

    Леля мы можем встретить во многих произведениях искусства. Художники и поэты воспевали этого славного бога, что дарит людям любовь и пение птиц в сердцах. Очень ярким персонажем Лель предстаёт в сказке «Снегурочка» А.Н.Островского, которая впоследствии уже в оперной трактовке имела немалый успех у публики.

    Лель: божество или выдумка?

    Несмотря на все эти факты, уже в XIX веке исследователи начали высказывать свои сомнения относительно того, был ли этот бог вообще. Как они подчёркивают, в чертах Леля немало сходства с древнегреческим Эросом или римским Амуром, а потому нельзя исключать, что этот бог стал обыкновенным вымыслом фольклористов, что решили дополнить им образ богини Лады.

    Если детальнее всмотреться в славянский фольклор, то слова вроде «леля», «лель» встречаются лишь в свадебных песня, представляя собой подобие выкриков или припевов (как те же «гой», «эй»), а потому исследователей прошлого такая трактовка могла попросту сбить с толку.

    Советский фольклорист Л.Н.Виноградова отмечала, что о Леле как о божестве нет упоминаний ни в одном надёжном славянском источнике – как в дошедшем до нас устном творчестве, так и древних текстах.

    Её мнение разделял исследователь Ю.М.

    Лотман, отмечающий, что используемое в припевах старинных песен слово «лель» первоначально воспринялось как имя собственное, однако никакого намёка на божественное существо не содержало.

    Вот и получается с Лелем такая непростая история. Был ли этот бог у славян? Мне кажется, на этот вопрос каждый вправе ответить так, как он сам хочет. А если вдуматься, то Лель, независимо от своего существования, воплощал ту силу, чья реальность никогда не вызывала сомнения у людей, – саму Любовь.

    Ставьте лайк (

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/history_world/lel-slavianskii-bog-ili-obychnaia-vydumka-5c865438a7af8400b34ce547

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.