Меловые карьеры Беларуси: Волковыск, Солигорск, Берёза. Меловые карьеры: фото, где находятся, как доехать

Опасная красота. Белорусские Мальдивы спрячут от туристов

Меловые карьеры Беларуси: Волковыск, Солигорск, Берёза. Меловые карьеры: фото, где находятся, как доехать

Милиция будет ежедневно патрулировать дороги у меловых карьеров в Красносельском. Автомобили будут эвакуировать, а туристов штрафовать. «Это никакие не белорусские Мальдивы, а опасные технические карьеры», — объясняют спасатели.

Меловые карьеры под Волковыском — одна из самых популярных «диких» достопримечательностей страны, хотя еще несколько лет назад об их существовании знали только местные. Опытные туристы отыскали путь, сделали эффектные фото. И туристы поспешили увидеть новое чудо.

Кто-то приезжает сюда искупнуться, кто-то — на фотосессию, но есть и те, кто на несколько дней останавливаются с палатками на высоких берегах карьеров. На пикники берут и детей. 

Туристов не останавливает, а даже привлекает необустроенность здешних красот. Здесь нет ни оборудованных пляжей, ни спасателей на берегу. Мусор, который туристы оставляют после себя, уже превратил некоторые склоны в свалку. 

И хотя предупреждение об опасности размещено на самом въезде, это не становится преградой для любителей приключений. «Чтобы увидеть такую красоту, можно и рискнуть», — считают многие путешественники. 

Местные в карьерах никогда не купались

По площади меловые карьеры под Волковыском занимают около 300 футбольных полей. Местное предприятие «Красносельскстройматерилы» получает землю в пользование для разработки месторождений. Со временем использованные карьеры заполняются водой. На дне остается мел, поэтому вода приобретает ярко-бирюзовый цвет, за что эту местность и прозвали белорусскими Мальдивами.

Однако красота эта обманчива. Во-первых, глубина карьеров достигает 50 метров, высота насыпи — 40 метров. Здесь наблюдается проседание берегов. Для плавания — это не лучшее место. 10 человек уже утонули. 

Во-вторых, вода только на вид чистая. На самом деле, количество бактерий кишечной палочки в 100 раз превышает норму. Кроме того, мел не просто сушит кожу, он оседает в легких, вызывая астму.

Местные жители знают о коварности здешних карьеров, поэтому сами в них не купаются. А приезжих туристов предупреждение об опасности не останавливает. 

Автомобили туристов будут эвакуировать

Но в этом году «Красносельскстройматериалы» решил всерьез заняться безопасностью на карьерах. Стартовая страница сайта компании открывается с предупреждения, почему не стоит ехать на карьеры.

Заместитель гендиректора Геннадий Найдюк отмечает, что туристы не только подвергают себя риску, но и мешают работе предприятия.

«Люди паркуют автомобили вдоль дорог, по которым курсирует наша карьерная техника. Поэтому в прошлом году мы закупили эвакуатор, и с этого года будем активно его использовать», — заявил он в комментарии для «СБ. Беларусь сегодня». 

По словам старшего инспектора по охране общественного порядка Волковысского РОВД Александра Самойло, в купальный сезон в районе меловых карьеров будет работать ежедневный патруль.

«Вдоль трассы, где проходит карьер, остановка и стоянка запрещена. Это значит, что все автомобили мы будем эвакуировать».

Каждый, кто оставит машину рядом с карьерами, заплатит штраф за нарушение ПДД, услуги буксировки и платной стоянки. Туристам за посещение карьера также грозит штраф — от 3 до 10 базовых величин.

«Раньше никто не знал про эти карьеры. Но потом появились статьи в интернете, и потянулись туристы, — продолжает Александр Самойло. — Нужно понимать, что это технические карьеры, где продолжаются промышленные работы. Это не место для развлечений. В прошлом году утонуло два человека».

Могут ли карьеры под Волковыском стать облагороженным местом для туристов?

Чтобы туристы смогли легально приезжать на меловые карьеры в Красносельском, нужно решить вопросы с безопасностью.

Во-первых, вода должна быть безопасной для купания. Накануне каждого купального сезона санитарные службы проверяют водоемы.

Во-вторых, нужно оположить берега. Эта работа ведется. На карьерах, которые «Красносельскстройматериалы» уже не использует, постепенно опускают берега.

Но возникнет ли на их месте новый курорт, зависит уже от местных властей. Ведь нужно оборудовать пляжи, сделать стоянку для автомобилей, организовать работу спасателей, вывоз мусора, выездную торговлю.

«В Беларуси всего несколько таких объектов. Под Солигорском есть известковые карьеры, например, — говорит председатель объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николай Чирский. — Можно понять руководство предприятия и местные власти, которые запрещают там купаться — все-таки это вопрос безопасности. Но экскурсии там было бы интересно организовывать».

В конце августа группа белорусских экскурсоводов собирается посетить Красносельск, в том числе и меловые карьеры.

«Договариваемся с местным музеем, так что, надеюсь, никаких преград не будет», — заявил Чирский.

Два года назад специалисты Волковысского районного центра туризма и краеведения детей и молодежи разработали экологический маршрут, который затрагивал и голубые карьеры в Красносельске. По словам директора центра Инны Кулак, летом экскурсии пользовались большим спросом у школьников.

«Сейчас мы исключили из маршрута голубые карьеры, потому что туда не пускают людей, — говорит специалист. — Но возле карьерных шахт мы показываем туристам старые карьеры, «Зеленые линзы», где берега более безопасные».

При этом спускаться к воде участникам экскурсии строго запрещено. «Стены берегов не укреплены, возможны обвалы, поэтому купаться мы не разрешаем», — пояснила директор центра. 

Фото туристического портала Беларуси Holiday.by

Источник: https://naviny.by/rubrics/tourism/2015/04/16/ic_articles_126_188687

Народные 100 дорог. Путешествие по юго-западу Беларуси

Меловые карьеры Беларуси: Волковыск, Солигорск, Берёза. Меловые карьеры: фото, где находятся, как доехать
Любое путешествие можно сделать насыщенным и увлекательным! Тем более радостно совершить его по просторам родной страны!

Текст и фото: семья Акулич
Планировать наше путешествие мы начали задолго до поездки. Я изучила Топ-10 лучших мест для отдыха в Беларуси, просмотрела сайт globus.tut.

by – мы выбрали места, где хотели бы побывать. Маршрут составляла в Google. Продумали, где и в какие дни мы будем останавливаться. По всем достопримечательностям я сделала распечатки с исторической информацией, которую мы изучали в дороге или во время отдыха. Всего наше путешествие длилось неделю.

Итак, начнем…День 1-й: оставив детей у родителей в Осиповичах, с утра пораньше в субботу мы двинулись в путь на юг, в Национальный парк Припятский. За день до выезда забронировали комнату в гостевом домике в Турове (самый дешевый вариант в округе). Приехали, заселились. Все выходные в доме мы были одни, без соседей.

В доме 2 этажа по 3-4 комнаты на каждом и кухня

Пошли гулять по Турову. Для начала сходили в Музей природы:Потом пошли в центр. Городок больше напоминает большую деревню: очень много частных домов и почти у каждого во дворе огромные теплицы. Явно большинство населения имеет с них дополнительный доход (а может, и основной). 

Да и в самом центре городка гуси чувствуют себя королями дороги: По дороге в центр зашли в старую церковь Всех Святых. Ее достопримечательностью являются два двухметровых каменных креста, которые, по преданию, приплыли (против течения) в Туров из Киева.Потом погуляли по набережной.

К сожалению, видимо, совсем тоскливо в этом городишке провинциальном и народ коротает время только тем, что вечерами пьет на лавках пиво (или чего покрепче), активно заедая неимоверным количеством семечек.

Следами этих посиделок щедро усыпана вся набережная…

Рядом, на приколе – плавучая гостиница “Полесье”

Позже побывали и на местном кладбище, посмотрели на растущий из земли крест и на городище. 

Каменный крест растет прямо из земли!

Городище древнего Турова

Чем еще запомнился этот город, так это огромным количеством аистов. Гнезда практически в каждом дворе. Даже на крыше местного исполкома! Потом мы поехали на Припять искупаться. День 2-й: утром я позвонила в отдел туризма Национального парка и попросила предложить нам какие-нибудь развлечения. Ответила мне очень приятная девушка. Сказала, что подумает над вариантами и перезвонит. Не прошло и полчаса, как она перезвонила и предложила нам присоединиться к группе на сафари: посмотреть на животных в их естественной среде обитания, так сказать. Для этого нам пришлось поехать в Лясковичи. На сафари нам очень понравилось. Экскурсовод рассказывала, что в этой части национального парка живут и зубры, но кроме пары сотен кабанов и парочки косуль мы никого не увидели, зато подышали свежим воздухом и покатались на прикольном транспорте. В Лясковичах, кстати, есть довольно приличная гостиница по территории которой мы гуляли в ожидании экскурсии. В принципе расчет, очевидно, сделан на любителей охоты (причем зачастую зарубежных). На нашем “сафари” мы, разумеется, не охотились, но видели множество вышек, специально оборудованных для охотников.Потом прокатились по окрестностям…Места для отдыха довольно приятные и даже есть определенный сервис, правда, белорусу со средним достатком этот сервис явно не по карману, поэтому разве с палаткой поехать (если, конечно, не боятся комаров – в припятских лесах – это настоящие волки!).День 3-й: утром собрались и двинулись дальше, в Пинск. По дороге заехали искупаться на водохранилище Погост.В Пинске у нас был забронирован номер в совдеповской гостинице (80 тыс. за двухместный номер, одноместный номер с двуспальной кроватью нам почему-то отказали сдать, мотивируя тем, что не положено). Но, приехав по нужному адресу, мы даже заходить не стали. Развернулись и поехали в частную гостиницу, туда, где, вроде как, дороже, однако в итоге мы получили хороший номер за те же деньги. Пошли гулять по городу, смотреть достопримечательности. По сути, город при наличии довольно милого исторического центра со множеством архитектурных памятников, разочаровал полным отсутствием сервиса для отдыхающих – ни ресторанов, ни кафе с открытой террасой (обувных магазинов в центре по-моему оказалось гораздо больше, чем кафешек. На набережной тоже особо делать нечего, речной вокзал в этот день был закрыт. А кушать хочется. На обратном пути в гостиницу увидели на кинотеатре вывеску “кафе-пиццерия”, решили посмотреть, хоть и ожидали там увидеть барную стойку, где продают пиво с орешками. Но мы были приятно удивлены: довольно неплохое оказалось кафе, видимо, популярное среди местной молодежи. Поели вкусно и дешево. Проходили через интересный парк с мини-замковым комплексом – жаль, он явно находился в начальной стадии запустения. С утра в гостинице надеялись позавтракать, но буфет там, мягко говоря, не впечатлил. Полуголодные двинулись дальше.День 4-й: Береза – там руины картезианского монастыря, некогда самого большого в Европе. Впечатляет… но все в запустении, а жаль…В центре города расположена красивая церковь,скорее всего, новострой:… а рядом с ней – целая выставка военной техники (почти современной): Хотели заехать на водохранилище Селец, но не нашли подъезда.Ружаны, Коссово – много писали, не буду повторяться. Усадьба Тадеуша Костюшко в Коссово и Дворец Пусловских там же, Замковый комплекс Сапегов в Ружанах – понравилось.

Дворец Пусловских

Замковый комплекс Сапегов в Ружанах

Возле усадьбы Костюшко есть пару гостевых домиков – можно на ночевку остаться, рядом есть и кафе с довольно интересным интерьером, правда, солянка у них не очень вкусной оказалась :).Переночевали в Ивацевичах у знакомых.День 5-й: утром двинусь в Гродно. Там сняли квартиру недалеко от центра. Пошли гулять. Смотреть достопримечательности. Город нам очень понравился. Сперва мы побывали в зоопарке – там сейчас ремонт идет, причем очень быстрыми темпами, что-то строят. Думаю, когда все сделают, будет просто супер. Город очень красивый, есть на что посмотреть. Но все-таки уютных кафешек не хватает.

В Гродно даже есть своя пешеходная улица

Встречаются и такие оригинальные архитектурные изыски

День 6-й: у нас был намечен активный отдых. С утра мы взяли велики напрокат и поехали кататься по лесопарковой зоне, там красиво, свежий воздух, пляж… Но уже через час у нас стали жутко болеть попы. Обратно велосипед я катила в руках и думала, что никогда я себе велик горный не куплю, хватило.Вечером поехали в аквапарк в Озерный. Довольно приятное место для отдыха (фото 39). Платишь на входе – получаешь магнитный браслет. Потом в самом аквапарке можно в разные зоны переходить: сауны, бассейн, аквапарк и какие-то экзотические душевые. Тарифы на всех зонах разные. На выходе делаешь окончательный расчет. Кстати, всем едущим в аквапарк очень советую не забыть сменную обувь, т.к. в раздевалки без нее могут и не пустить. Вернулись уставшие и завалились спать.День 7-й: выехали на Августовский канал, по дороге заезжали посмотреть гродненские форты и укрепления, но ничего особенного. Погуляли по каналу, покатались на теплоходе на халяву (присоединились к какой-то экскурсионной группе). Там же впервые побывали и на шлюзовании. 

Шлюз Дамбровка

Что опять расстроило – отсутствие сервиса. Из пунктов общепита – только 2 киоска и 1 палатка с тазом чебуреков, один вид которых вызывал отвращение. Но беседок для пикников вокруг целая куча… Потом переехали на другой шлюз – Немново. Но там вообще все печально. Просто шлюз и ничего больше – т.е. места для отдыха там не предполагается, хотя и место благоустроенное:

Шлюз Немново

Вечером поехали искать стоянку палаточную. Нашли, но как раз там проходит турслет различных гродненских организаций, народ отдыхал, короче. Мы разместились в эпицентре событий и всю ночь слушали ор под гитару. Благо ночью периодически шел дождь, который заглушал этот крик, в это время нам удавалось поспать. День 8-й: на субботу у нас была запланирована встреча с друзьями на Красносельских карьерах. Кто-то просил ориентиры дать, как к ним подъехать… могу дать два: 1. Едете по меловой дороге, где много грузовиков, как только проедете деревню, справа в поле увидите заброшенный то ли кран, то ли экскаватор, сворачиваете туда и проезжаете мимо. Упираетесь в лесок, там развилка, едете под знак “стоп”, там уже протоптано. Проехав немного, увидите те самые карьеры. Но это не самый популярный маршрут.2. Ориентир “бетонные плиты”. Все про них говорят, но мы сами и наши друзья проезжали мимо них 4 раза и не замечали. Проехать нужно дальше, чем был 1-й ориентир примерно на 1 км. А вот и они: 

Правда, можно легко проехать?

А вот именно тут надо съезжать с дороги. Вероятно, увидите там большую тусовку. Когда приехали мы – народу с палатками была куча. В основном молодежь, и большинство номеров, как ни странно, минские. Ночью там даже дискотека была организована – чуть ли не целый передвижной диджейский пульт! Если любите уединение – можно проехать дальше. Но машину придется оставить уже дальше от карьера – близко подъезда нет.Мы выбрали уединение, тем более компания у нас и так веселая: Оставили машины, забрали все вещи и пошли по горам и крутым склонам. С риском сорваться. В общем, прикольно было… К вечеру оказалось, не одни мы такие умные, и на склонах расположилось еще несколько компаний, но все равно у нас были самые классные места: из палатки прямо в воду. Причем мы нашли самый оптимальный путь в данном месте интуитивно. Но, если хотите получше место занять, надо ехать с самого утра.Кстати, сразу предупреждаю, с дровами там напряг, поэтому, если любите вечерком посидеть у костра – советую позаботиться об этом заранее. Но несмотря на то что место подходит только для дикого отдыха (до ближайшей цивилизации далековато) и лучше без маленьких детей (очень большая глубина сразу у берега и крутые берега), побывать там советую обязательно. Место очень живописное. Даже в облачный день красиво!День 9-й: в планах еще было посетить старые карьеры, которые находятся в Красносельском. Въехав в дачный поселок, мы нашли, типа, пляж. Все кругом уже загажено, конечно, неприятно, но вода чистенькая. Покупались, позагорали и уставшие и довольные поехали домой. По пути еще заехали в Волковыск – посидели на одной из местных достопримечательностей:Вот так вот и прокатились. В целом отдохнули неплохо, было много впечатлений – не сидели на одном месте.***

Дорогие читатели, принимайте участие в проекте “Народные 100 дорог”! У многих из вас есть что рассказать о своей малой родине. Только вы сможете объяснить, почему именно это место – самое красивое и самое важное для вас в нашей стране. Пусть о нем узнают все посетители портала TUT.BY.

Мы опубликуем ваш материал и добавим его в наш интерактивный атлас Беларуси.


Природа и архитектура, люди и местный диалект, обряды и традиции, атмосфера и стиль жизни вашего любимого города-деревни-уголка Беларуси – нам интересна каждая мелочь!

Побывали в интересном месте в Беларуси? Покажите его остальным! Пришлите на адрес media@tutby.com

Источник: https://news.tut.by/otklik/280852.html

Меловые карьеры Беларуси: Волковыск, Солигорск, Берёза

Меловые карьеры Беларуси: Волковыск, Солигорск, Берёза. Меловые карьеры: фото, где находятся, как доехать

Рассказы про меловые карьеры давно занимают умы изощренных путешественников и любителей необычной природы. В Беларуси меловые карьеры на слуху уже несколько лет, и мифы и легенды про них только множатся, интерес растет, а неясности всё больше.

Мест с меловыми и известняковыми карьерами в Беларуси несколько: это меловые карьеры под Волковыском (в поселке Красносельский), под Слуцком (Солигорском, Любанью) и под Берёзой.

Для знакомства с природой и красотами Беларуси можно выбрать любой понравившийся тур в Беларусь и насладиться достопримечательностями! 

Карта проезда из Минска на меловые карьеры под Волковыском (ссылка) 

Добираться до карьеров под Волковыском лучше на машине по трассе Р44 до Волковыска и оттуда до поселка Красносельский.

По мере приближения к карьерам все вокруг становится покрытым белым налетом – это и есть мел. Большие грузовики возят туда обратно по пыльным дорогам известняк.  

Летом в выходные, несмотря на запрещающие знаки, людей здесь довольно много. И все приезжают любоваться удивительно бирюзово-лазурной водой в окружении белых берегов, поросших зеленью.

Такие визуально привлекательные места имеют большой потенциал, если бы только берега там были обустроены, потому что есть риск обвала не укрепленных стен карьеров. К тому же карьеры очень глубокие – до 15 метров.

Площадь карьеров под Волковыском огромная, а длина карьера колеблется от 1 до 4 км! Но из-за того, что карьеры – это технические объекты, туризм здесь пока что «неофициальный» и «изустный». Но виды карьеров впечатляют!     

   

Фото с сайта tut.by

По словам представителя Волковысской районной организации ОСВОД, купаться на карьерах запрещено из-за возможности обвала, да и были несчастные случаи. Знак «Опасная зона» не останавливает отдыхающих, жаждущих оказаться на «Белорусских Мальдивах», как называют карьеры.

Бирюзовая вода стала такого цвета потому что здесь добывали мел и глину, и цвет зависит от щелочных металлов.

О полезности меловых отложений, извести и мела пока что говорить рано, поэтому неизвестно, станут ли карьеры белорусским Мёртвым морем…Несмотря на красоты берегов карьеров, местные власти выступают против развития туризма, грозят штрафами и предпрупреждениями об опасности нахождения на санитарно-технической зоне цементного завода «Красносельскстройматериалы», но людей это не останавливает. Часто даже на форумах и в соцсетях люди собирают группы для совместной поездки на карьеры. Но предупрежден – значит вооружен. 

ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 17.06.2015 г.:

“Под Красносельским Волковысского района начали рекультивацию меловых карьеров. А это значит, что карьеры потеряют свой живописный вид. Вода в них больше не будет такого притягательного бирюзового цвета.

Вслед за созданием в апреле текущего года запретной зоны в технологической зоне ОАО «Красносельскстройматериалы» власти и администрация цемзавода не остановились на «угрозах» закрытия карьеров, а перешли от слов к делу.

Словами председателя Красносельского сельсовета Людмилы Демещик и заместителя гендиректора завода Геннадия Найдюка в новостном сюжете Телерадиокомпании «Гродно» озвучено, что на второй и третьей линзах сглажены берега, перекопана четвертая линза, поля СПК «Неверовичи» засеяны травами, по которым не проехать машине. После рекультивации карьеры потеряют живописный и привлекательный вид для туристов и станут в то же время для них безопаснее.

Вдоль основной дороги проложили непреодолимую для машин глубокую канаву, не позволяющую объехать по полю все преграды.
Несколько лет назад в НАН Беларуси предложили придать водоемам статус гидрологических памятников природы. Предполагалось, что этот статус придадут карьерам в 2013 году — выровняют отвесные берега, высадят вокруг деревья.

Но бюрократия на то и бюрократия, чтобы оставить на бумаге как можно больше прожектов, — отмечает портал. Так случилось и в этот раз. Идею похоронили, карьеры засыпают. И все под благим предложением — во избежание в дальнейшем несчастных случаев”.  Источник: tio.by

Еще одни карьеры находятся под Солигорском, Слуцком и Любанью.

Это так называемые «Голубые озера». На карте они выглядят вот так:

Карта проезда из Минска на карьеры под Солигорском (ссылка)

Фотографии с карьеров под Солигорском (Слуцк, Любань):  
  
  
  
  

Под Берёзой в Брестской области тоже остались карьеры после реорганизации Ново-Березовского завода в Березовское КСИ.

Карьеров там несколько, все они известняковые, вода в них тоже прозрачная и голубовато-зеленоватого цвета. В которых местах спуска практически нет – слишком вертикальный обрыв. Да и глубина карьеров немаленькая. Но отважные люди там купаются, местные знают хорошие спуски, да и запретов на посещение карьеров нет, кроме вашего благоразумия и поведения.

  
  

Карта проезда на Берёзовские карьеры:

Есть еще пару меловых карьеров под Гродно, озера которых называются Синька и Зеленка.

И не зря:

Поэтому стоит подумать о целесообразности поездки на карьеры, потому что хорошо обустроенной инфраструктуры там еще нет, и неизвестно, будет ли…

Главное – это соблюдать простые правила безопасности, быть внимательным и убирать за собой мусор, потому что с каждым годом экологическая ситуация на карьерах от присутствия человека становится хуже.

В любом случае, насладиться видами можно сейчас, посмотрев фотографии с карьеров или выбрать ознакомительные, экскурсионные, оздоровительные или развлекательные туры в беларусь в каталоге предложений белорусских турфирм!

“,”author”:”Автор:Евгения Чайкина”,”date_published”:”2014-01-11T00:00:00.000Z”,”lead_image_url”:”https://1.bp.blogspot.com/-yr3By7xgpe0/U5hTEfyTX2I/AAAAAAAALeQ/uciXkPInhGk/w1200-h630-p-k-no-nu/%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://blog.vp.by/2014/06/melovye-karery-belarusi.html”,”domain”:”blog.vp.by”,”excerpt”:”Рассказы про меловые карьеры давно занимают умы изощренных путешественников и любителей необычной природы. В Беларуси меловые карьеры н…”,”word_count”:747,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://blog.vp.by/2014/06/melovye-karery-belarusi.html

Белорусские «Мальдивы»: как меловые карьеры превратились в любимое место отдыха, а заодно и свалку туристического мусора – Недвижимость Onliner

Меловые карьеры Беларуси: Волковыск, Солигорск, Берёза. Меловые карьеры: фото, где находятся, как доехать

Еще лет пять назад о существовании живописных меловых карьеров под Красносельским знали лишь единицы. Но народная молва делает свое дело — сейчас на берегах отдыхают десятки и сотни белорусов.

Что и говорить, в стране, где побывать на настоящих Мальдивах не светит 83% населения, выходные, проведенные на изумрудных и бирюзовых озерах, могут стать одними из самых ярких впечатлений лета и обеспечить «курортников» шикарными фото.

О том, как отдыхают на белорусских «Мальдивах» и почему ОСВОД и руководство предприятия, «сотворившего» озера, категорически против такого времяпрепровождения, читайте в нашем репортаже.

Удаленность от столицы — что-то около 270 километров — не спасает красивейшие рукотворные озера от нашествия минских туристов. Невзирая на то, что дорога до карьеров долгая и утомительная, а на берегах нет никаких удобств и даже нормального количества более или менее ровных поверхностей, накануне выходных десятки машин держат курс на Красносельский.

Из нескольких десятков промышленных карьеров, затопленных водой, люди присмотрели для отдыха только два, которые неофициально прозвали «зеленка» и «синька». Не ленятся ехать в дальний путь на дорогих машинах даже россияне и украинцы. Добавьте еще местных любителей водных развлечений — и получите густо усеянные загорающими телами склоны.

Несмотря на отсутствие точных указателей, как проехать к карьерам, промахнуться с высадкой очень сложно: с трассы прекрасно виден главный ориентир — коптящий небо завод, со всех сторон подпираемый полями.

А еще чуть поодаль — выбеленная дорога. БелАЗы и МАЗы, груженные, проносятся в сторону производства и обратно с периодичностью раз в несколько минут — «дымный» шлейф тянется за каждой машиной, покрывая тонким белым слоем асфальт и ближайшую растительность.

Возле самого завода дела обстоят еще хлеще: под окнами белые не только березы, но и все выросшие деревья и кусты.

Небольшое препятствие в виде укатанной проселочной дороги — и мы у цели. В то время, когда основная часть людей трудится в офисах, цехах и кабинетах, свободные от рабочих забот счастливчики пытаются поудобнее расположиться возле карьеров. У первого же (и не самого удачного) спуска к голубому озеру, прозванному в народе «синькой», припарковано множество машин.

Некоторые отдыхающие решают не мудрствуя лукаво разбить палатки прямо здесь: с высоты обрыва многокилометровый карьер виден как на ладони.

Страждущих отдохнуть душой и телом совершенно не смущает отсутствие душевых, какого-либо подобия туалета и выездной торговли.

В один голос люди говорят, что отдых дикарем хоть и имеет свои недостатки, но они полностью компенсируются душевной свободой и красотами, которыми можно любоваться бесконечно.

Отыскать здесь пляж в привычном понимании этого слова невозможно: мало-мальски ровная поверхность, поросшая травой и кустиками, то и дело чередуется с оставшимися еще со времен активной эксплуатации внушительными горами добывавшейся породы. Но настойчивый белорус, не привыкший идти легкими путями, умудряется отдыхать и в этих условиях. Некоторые любители экстрима предпочитают разложить свои яркие пляжные полотенца на не очень крутых спусках.

Обойти весь лазурный карьер, тянущийся в бесконечность, по периметру займет немало времени. Да и вряд ли это кому-то нужно: второй, необжитый, берег настолько крутой, что спуститься с него к воде нереально — можно только скатиться, вероятнее всего, в первый и последний раз.

Для тех, кто все же оказался несколько смущен первым открывшимся взору местом отдыха, есть еще варианты.

Пройдя вперед и вправо, натыкаешься на перекопанную экскаваторами дорогу, заставляющую владельцев авто спешиться.

Оставив машины в своеобразном «кемпинге», люди не без риска для здоровья перелезают через образованные насыпи и отправляются пешком по навсегда оставленной рабочими бетонке вдаль — к неизученным и манящим берегам.

По пути каждый встречает несколько предупредительных щитов, угрожающих штрафами от 3 до 10 базовых величин за пребывание на производственном объекте. Привыкшие смело смотреть в лицо опасности, белорусы хладнокровно игнорируют запрет.

Некоторые смельчаки, предпочитающие полное уединение и практикующие отказ от общения с людьми, разбивают палатки в самых невероятных местах и спускаются к воде с ловкостью не меньшей, чем у человека-паука. Правда, в случае ЧП помочь таким «индивидуалистам» вряд ли кто-то успеет.

Второй облюбованный отдыхающими спуск к воде выглядит куда приятнее и безопаснее. Пологий склон, который изрядно скользит из-за воды, принесенной купальщиками на своих телах, плавно переходит в озеро. Даже в практически 30-градусную жару бирюзовая гладь остается холодной.

Возле самого берега вода практически белая — купальщики, активно размахивающие руками и ногами, поднимают со дна мел, который еще долгое время не может осесть.

Отдыхающих здесь побольше, чем у первого спуска, а разговоры «горячее» и откровеннее. Приехавшие на карьеры впервые не скрывают восхищения.

«Ва-а-аще обалденно», — вдохновенно произносит белобрысый мальчишка лет десяти-одиннадцати. Держа в руках надувной спасательный круг, он осторожно подходит к обрыву, заглядывая в «пропасть». «Круто тут, че», — добавляет он, ступая на самый край.

«Б…дь, оступишься, скотина, — полетишь», — предостерегает мать сына от непоправимой ошибки.

Издалека доносится музыка, туристы, отдыхающие здесь довольно часто, говорят, что «музло валит» целый день, но непонятно откуда. Также они предупреждают, что в некоторых местах, если отплыть подальше, есть довольно сильное течение, с которым надо быть осторожным.

Несмотря на все опасности красивого места и официальные запреты на нахождение на территории карьеров, в интернете полно восторженных отзывов от неискушенных граждан об отдыхе на карьерах.

Брестчанка darina-93 сообщает: «О таких карьерах мы с друзьями слышали давно, но все как-то не решались туда съездить, да и не особо верили увиденному на фото. Но этим летом все же собрались и поехали. И были в полном шоке от увиденного! Вокруг просто умопомрачительные пейзажи, и причем бесплатно.

Но сразу добавлю, что, вообще-то, купание в таких карьерах запрещено, так как якобы они могут обрушиться, да и стали говорить о том, что сам мел этот вреден.

Но никто этого не доказал, да и я лично считаю: если бы он действительно был вреден, то уже давно бы нашли способ огородить карьеры от людей!»

Минчанка valentina-12345 и вовсе на протяжении нескольких лет мечтала съездить на меловые карьеры под Волковыском: «Фото в интернете просто поражали своей красотой. Были, конечно, некоторые сомнения, так ли там красиво на самом деле. Но все они рассеялись, как только мы увидели вдалеке это чудо! Казалось, что я в раю 🙂 Иначе как „белорусскими Мальдивами“ это место не называют».

Еще одна столичная жительница — atberpanda — призналась, что поездка на лазурные озера стала самой яркой за все лето: «Приехали и обмерли: никогда в жизни я еще не видела такой красоты, даже не подозревала, что такое есть в моей родной Беларуси.

За четыре дня, что мы там были, я не уставала любоваться природой и цветом воды, он очень особенный. На берегу можно удобно расположиться в палатках, там же можно делать шашлыки.

А в самом поселке есть магазин, там можно купить все необходимое, если ехать надолго».

Отмечая опасность крутых спусков и внушительную глубину, которая по плечу только хорошим пловцам, доброжелательные туристы в своих отзывах как-то умудряются не замечать горы мусора, оставленные отдыхающими.

На обоих озерах, но особенно на «зеленке», расположенной по другую сторону Красносельского, разбросаны неотъемлемые атрибуты «культурного» белорусского отдыха: пластиковые бутылки, пакеты, упаковки из-под соков.

По оставленным здесь «артефактам» можно догадаться, чем же заняты в свободное от купания и загорания время туристы: они жарят шашлыки, балуются сканвордами, по вечерам щелкают семечки и в большом количестве употребляют пиво.

Некоторые «совестливые» отдыхающие прикрывают свой «срам» ароматными еловыми ветками. Другие же не стесняются оставить горы мусора просто так. Любопытно, но большую часть вновь прибывших людей многочисленные бутылки, пакеты и использованные салфетки, белыми пятнами маячащие по лесу, не напрягают.

На «зеленке» мы заметили сразу две компании, которые, обосновавшись на несколько дней в палатках, совершенно мирно существовали рядом с мусором. Укрывшись от самопроизвольной свалки за небольшим выступом земли, молодые люди жарили шашлыки.

Метров через 30 от первобытной «стоянки №1», не смущаясь огромной кучи в двух шагах от палатки, расположились еще одни отдыхающие. На явно непляжно одетых людей с фотоаппаратом обе компании смотрят недобро: не ждут ничего хорошего от «пришлых».

Ольга и Александр, приехавшие из Минска на озера впервые по рекомендации друзей, возмущены таким безответственным подходом отдыхающих.

«О чем только люди думают: кругом горы мусора, причем видно, что минские и оставляют здесь свои бутылки-упаковки. Посмотрите: на берегах валяются пакеты MartInn — сеть таких магазинов есть только в столице. Все озеро ими усеяно. Почему каждому не убрать за собой?» — задаются вопросом супруги.

«Здесь же так красиво, виды не белорусские, но люди только и знают, что палатку разбить и кастрюли на огонь поставить, а как прибраться — так их словно ветром сдувает. Мы вот прошлись вдоль карьера. Рыбы плавают, молодежь купается, а один парень так и вовсе говорит: сколько раз на море был, ни разу такой воды не видел. Нужно же как-то постараться это сохранить», — считает Ольга.

Категорически против присутствия посторонних людей на своих объектах выступает руководство предприятия «Красносельскстройматериалы». С наступлением летнего сезона на сайте предприятия появляется предупреждающий баннер:

«Уважаемые гости г. п. Красносельский! Руководство ОАО „Красносельскстройматериалы“ с целью предотвращения несчастных случаев обращается к вам c настоятельной просьбой отказаться от посещения меловых карьеров и купания в них. Карьеры являются технологической зоной и относятся к особо опасным производственным объектам, нахождение на территории которых посторонних лиц строго запрещено.

Помните, находясь на территории меловых карьеров, вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Подумайте о себе и о ваших близких.

Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии 1 июля 2013 года провел испытания воды меловых карьеров ОАО „Красносельскстройматериалы“.

Согласно протоколу испытаний, вода по микробиологическим показателям (ОКБ и ТКБ — общие колиформные бактерии и термотолератные колиформные бактерии) не соответствует требованиям санитарных правил и норм. Количество вышеназванных бактерий превышает норму в 60—100 раз».

Печальная история об отдыхе на меловых карьерах, большая часть из которых достигает в глубину 20 метров, есть в запасе и у минчанина Антона. «В прошлом году поехали с друзьями на „Мальдивы“.

Пока поставили палатку и все разложили, решили, что стоит посетить ближайший магазин — купить еще продуктов и воды. Пошли пешком, а навстречу как раз трое парней с блоком пива. Жара стоит, пить хочется, ну мы и говорим: продайте пиво. А ребята угостили нас просто так.

Разговорились, решили, что вернемся из магазина и будем отдыхать одной компанией. Где-то через час идем назад, ищем наших новых приятелей, а двое из них на берегу сидят и рыдают: третий пошел купаться, но не вернулся — утонул. В тот день его, кажется, так и не нашли.

В общем, приехали на отдых втроем, а в Минск вернулись только двое», — вспоминает Антон.

Вероятность трагического развития событий, свидетелем которых стал минчанин, подтверждает и руководитель Гродненского областного совета ОСВОД Сергей Шурба: сотрудник службы не может припомнить ни одного года, когда бы в красивых и притягательных карьерах не тонули люди.

— Проблема не только в тех карьерах, которые расположены под Волковыском. В республике, вы же сами знаете, это далеко не единственное место. На самом деле, согласно всем нормам и параметрам, после выработки карьеров предприятия должны были их рекультивировать. Проще говоря, засыпать грунтом, тогда никаких бы озер не возникло — на том месте рос бы лес.

Ну если уж вы вовремя этого не сделали, то должны либо хорошо охранять карьеры от посторонних людей, либо организовать там все условия, в том числе и работу спасателей, чтобы отдыхающие могли безопасно купаться. Пусть бы дежурил специальный пост — это наше требование. А то ведь даже этим летом в карьерах под Волковыском утонула молодая женщина — всего 31 год ей был.

Благо наши водолазы могут работать на глубине до 30 метров, поэтому специальная группа находит все тела. Но видимость там бывает меньше метра, понимаете, насколько это усложняет работу. На карьерах люди гибнут в основном из-за большой глубины: кое-где метров 30—40. Меняется температура, течение…

Даже водолазам, которые опускаются в воду в гидрокостюме и с кислородом, работать на глубине до 10 метров гораздо проще, чем, к примеру, до 20. Мы со своей стороны проводим разъяснительную работу, встречаемся с коллективами, все объясняем. Но люди сами делают свой выбор.

Хотелось бы посоветовать всем людям, чтобы купались только там, где место специально оборудовано и работают спасатели. А если уж плаваете в неохраняемом водоеме, то только там, где глубина не больше 2 метров. Потому как если над вами окажется 20—30 метров воды, спасти вас будет очень трудно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Источник: https://realt.onliner.by/2014/07/23/mel

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.