Мораль организации. Определение морали как системы ценностей, принципов и устоев

Узнай свои глубинные моральные ценности

Мораль организации. Определение морали как системы ценностей, принципов и устоев

Вселенная позволяет себе играть с Вами до тех пор, пока играете Вы и проживаете свои будни, не руководствуясь моральными ценностями.

При таком житие Вы не выполняете те задачи, которые необходимо проработать и не стремитесь реализовать свою индивидуальную линию жизни.

Поэтому, даже если общество считает Вас успешным и богатым человеком, Вселенная, уже утомившаяся от Вашей нулевой реакции на её изысканные намёки и нежные посылы, даёт Вам свой знаменитый волшебный пендель.

Игнорировать данный посыл уже нереально. Вы оказываетесь в ситуации, которую нет возможности отложить на потом, которая не даёт места для изворотливости и требует решения.

Она заставляет анализировать, открывает Вам глаза и предлагает принять участие в трансформации. Выбор остаётся всегда за Вами.

Вы решаете оставаться ли Вам в старой идентичности или изменить программу и начать жить по – новому.

Одна из сторон современного мира – это многочисленные нестыковки людей в семейной жизни, на рабочем месте и при коллективной общественной деятельности. При игнорировании проработки своих личных задач и неиспользовании моральных ценностей, жизнь наказывает Вас разводами, межличностными конфликтами и болезнями.

Но, как только Вы производите переоценку ценностей и, например, овладеваете новой творческой профессией, происходят благодатные перемены. Проблемы отступают, в окружении появляются только приятные люди, супруг(а) меняет своё отношение, мир начинает играть новыми красками.

Раньше Вы были заняты своим развитием в социуме и поэтому могли не расслышать тонкие сигналы, посылаемые Вашим бессознательным. Это высшее Я старалось вытеснить из глубины на поверхность Ваши моральные ценности и поместить их в сознание.

Если случилось чудо, и Вы их уже прописали, проговорили, обдумали и осознали, то забыть про них не представляется возможным. Теперь есть смысл начинать реализовывать Ваши великие цели, руководствуясь исключительно своими моральными ценностями.

Ничего не бойтесь. Если Вы чувствуете импульс идущий из глубины души, тогда попробуйте себя в новом деле, начните осваивать новую специальность, займитесь немедленно тем, что Вам сейчас интересно. Вероятно, далее этот импульс раскроется, и Вы определитесь в своём предназначении. Доверяйте своему вдохновению и следуйте своему намерению.

Семья и близкое окружение должны будут принять Ваше решение жить в согласии с личными глубинными потребностями и интересами. Они со временем согласятся и перестроятся, предоставляя Вам личное пространство для воплощения своей мечты и исполнения своей личной особенной миссии.

Для лучшего понимания одного человека другим и для осознания мотивации поступков других людей, необходимо обусловить общую систему моральных ценностей.

Моральные ценности

  • это нравственные ценности, избранные Вышей личностью,
  • это Ваша нравственная позиция, которая проявляется в отдельных поступках и вызвавших их мотивах,
  • это Ваши определённые устои и мораль во всей линии поведения,
  • это важные принципы, и Вы их не нарушите за какие – либо выгоды,
  • это то, в соответствии с чем Вы хотите жить, и оно отражает то, что Вы на самом деле несёте внутри,
  • это Ваша стабильная установка, неизменная, непоколебимая.

Человек сможет достигнуть только то, чему он соответствует внутренне. Всё зарождается внутри, созреть необходимо изнутри.

Упражнение

  • Прочитайте список «Жизненные Моральные Ценности человека».
  • Дайте оценку каждому термину в отдельности с позиции своего понимания справедливости.
  • Установите связь поступка человека, исходя из Вашей личной системы ценностей.
  • Дайте ответ в соответствие с тем, присуще это качество Вам или нет, даёт положительный отклик это действие для Вас или отрицательный. Если одну ценность можно рассмотреть как со стороны добра, так и со стороны зла, тогда раскройте это.
  • Проведите анализ и пропишите выводы на листе.

Дайте партнёру этот же список с таким же заданием. Точки пересечения или недопонимания будут сразу выявлены в сравнительном анализе. Далее в диалоге проговорите каждый пункт несовместимости и примите решение, сможете ли Вы уживаться с теми моральными ценностями, которые присутствуют в компаньоне.

Этот метод можно использовать как при принятии решения о свадьбе, так и при начинании совместного ведения бизнеса или при приёме людей на работу.

Любовь

  • семья
  • отец
  • мать
  • супруг(а)
  • дети
  • брат
  • сестра
  • бабушка
  • дедушка
  • воспитание
  • верность
  • отношения
  • первая любовь
  • интимные отношения
  • дружба
  • уважение
  • долг
  • нежность
  • послушность
  • покорность
  • доверие
  • предвидение
  • преданность
  • прощение
  • искренность
  • мужество
  • женственность
  • поступки
  • флирт
  • ограничения
  • дарить подарки
  • получать подарки
  • отношение к ближнему
  • вера
  • Бог
  • духовность
  • сострадание
  • патриотизм
  • смирение
  • духовные ценности
  • общество
  • человек
  • мир
  • мужчина
  • женщина
  • сосед
  • соседка
  • писатель
  • художник
  • музыка
  • вода
  • море
  • небо
  • лес
  • автомобиль
  • дом
  • дерево
  • цветы
  • земля
  • интерес
  • бережное отношение к природе

Помощь людям

  • бескорыстие
  • добро
  • доброта
  • доброжелательность
  • вежливость
  • отношение к старшим
  • добродетельность
  • скромность
  • этика
  • ценность другого мнения
  • тактичность
  • терпимость
  • человеколюбие
  • мечты о мире во всём мире
  • благо для всего человечества
  • значимость других людей
  • значимость других групп
  • коллектив
  • социальная жизнь
  • структура общества
  • интересы других людей
  • укрепление ценностей для общества
  • способствование прогрессу
  • развитие человечества
  • сферы человеческой жизни
  • сферы деятельности людей
  • потребности
  • социальные отношения
  • оценки социальных явлений
  • оценки поступков людей
  • положительные поступки людей
  • отрицательные поступки людей
  • справедливость
  • осуждение
  • гуманность
  • толерантность
  • конфликт
  • подавление
  • инакомыслие
  • приспособление
  • приоритетное положение
  • иерархическая система
  • исторические явления
  • объективные факторы
  • реальная жизнь
  • социальные проблемы

Самореализация

  • здоровье
  • здоровый образ жизни
  • сила воли
  • красивое тело
  • спорт
  • безопасность
  • питание
  • юмор
  • весёлость
  • учитель
  • школа
  • детство
  • юность
  • позитив
  • творчество
  • хобби
  • независимость
  • трудолюбие
  • бизнес
  • карьера
  • целеустремлённость
  • храбрость
  • путешествия
  • личностный рост
  • обучение
  • образование
  • смелость
  • мораль
  • устои
  • достоинство личности
  • постоянное культурное развитие
  • нравственные качества личности
  • нравственные принципы
  • сознательный выбор
  • самостоятельные жизненные решения
  • преобразование действительности
  • деятельность
  • идеалы
  • убеждения
  • нормы
  • установки
  • цели
  • задачи
  • личностные моральные черты
  • характер
  • индивидуальные проблемы
  • реализованность
  • перемены
  • мотивация
  • направленность поведения личности
  • стремления
  • средства достижения целей
  • добродетели
  • нравственные законы
  • честность
  • справедливость
  • порядочность
  • интеллигентность
  • ответственность
  • правда
  • правдивость
  • благоразумие
  • достоинство
  • совесть
  • честь
  • права
  • обязанности
  • законность
  • принципы
  • требования
  • предписания
  • запреты
  • нормы
  • пожелания
  • гармония
  • чистота
  • жизнь
  • свобода воли
  • сознание
  • мудрость
  • самообладание
  • смысл жизни
  • счастье
  • окружающий мир
  • креативность
  • эпатаж
  • красота
  • безупречность
  • абсолют
  • идеал
  • место
  • роль
  • реализация
  • динамика
  • восприятие
  • мера понимания
  • заинтересованность
  • преобразования
  • действительность

У каждого из нас есть глубинные моральные ценности. Если эти ценности совпадают у разных на первый взгляд людей, то такие люди создают группы для общения или для совместного времяпрепровождения. У таких людей схожи принципы и система ценностей. В группе эти люди общаются свободней и чувствуют себя уверенней.

Исходя из этого списка необходимо раскрыть в себе глубинные моральные ценности. Необходимо познакомиться со своими жизненными позициями. Необходимо понять и найти их. Эта находка придаст Вашей жизни глубину и самоосознание, вдохновит и наполнит большей страстью.

Как только Вы определите свои моральные ценности, то сразу получите мощный энергетический поток и новый источник энергии. Вы поймёте, где искать единомышленников.

Ваши моральные ценности помогут Вам сфокусироваться и станут определяющими при решении вопросов: где быть, с кем быть, с кем дружить.

Знакомьтесь, прислушивайтесь, анализируйте, расширяйте и обогащайте свой внутренний мир, друзья!

И тогда эта мощь и красота проявится во всех сферах Вашей жизни: во внешнем облике, в аксессуарах, машинах, домах и в других атрибутах счастливой жизни.

Я знаю, что у Вас всё получится! Я верю, что у Вас всё уже получается! Я люблю Вас, друзья, и желаю Вам прорыва к совершенству!

4 часа, которые изменят твою жизнь! Живой
мастер-класс от Ицхака Пинтосевича “Достигай“!
Регистрируйся и получай сверх-достижения!

Источник: https://5sfer.com/moralnyye-tsennosti/

Этика

Мораль организации. Определение морали как системы ценностей, принципов и устоев

Этика — это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль (см. Мораль), выражающая особую сферу надбиологической регуляции отношений между людьми и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования. Содержательные и формальные особенности этики как философской дисциплины заданы тремя константами:

  1. сущностью морали как объекта исследования;
  2. способами её теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте;
  3. основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской и другими).

Наряду с этим, этика иногда рассматривается как теория добродетелей, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни человека, выражающей идеалы человечности.

В настоящее время сложившаяся в общественных науках традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) её предмет.

В общественном опыте и обыденном языке такое разграничение, однако, пока не закрепилось.

Предмет и проблематика этики

Размышления о предмете этики в истории европейской философии традиционно концентрировались вокруг ряда сквозных проблем, таких, как соотношения счастья и добродетели, индивидуальной и социальной этики, намерений и действий, разума и чувств в моральной мотивации, свободы и необходимости человеческого поведения и тому подобных.

Их особенность состояла в том, что они в реальном опыте нравственной жизни чаще всего приобретали характер дилемм, свидетельствуя о многократной дисгармонии человеческого существования. В этом смысле этику можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческой жизни (понимая под рефлексией обращённость сознания на себя).

Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни, вошедшее в язык самой практики, то этика есть сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня.

Решающая причина, определяющая необходимость такой вторичной рефлексии, состоит в том, что моральное сознание попадает в ситуацию, которую вслед за Кантом можно было бы назвать ситуацией двусмысленности притязаний.

Речь идёт о конфликте (кризисе) ценностей, когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло.

Такое, как правило, происходит при столкновении различных культур или культурных эпох, когда, например, новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново ответить на вопрос, что такое мораль, — обратиться к познающему разуму, чтобы с его помощью восстановить порвавшиеся нити общественной коммуникации, обосновать необходимость морали и дать новое её понимание. Этика есть способ, каким мораль оправдывается перед разумом.

По родовой принадлежности этика относится к философии (см. Философия), составляя её нормативно-практическую часть. При этом она существенным образом связана с метафизикой, и в этом, прежде всего, выражается её философский характер.

Мораль претендует на абсолютность, на то, чтобы быть последней ценностной опорой человеческого существования, поэтому учение о морали всегда взаимоувязано с учением о бытии; по характеру трактовки оснований морали все философские моральные системы можно подразделять на гетерономные и автономные.

Существенное своеобразие этики состоит в том, что она, будучи наукой о морали, является в то же время в известном смысле частью последней.

Отделяя этику как практическую философию от теоретической философии (физики, математики, учения о первопричинах), Аристотель имел в виду, что она задаёт предельную целевую основу человеческой деятельности, определяя, на что она в конечном счёте направлена и в чём состоит её совершенство (добродетельность).

Таким образом, этику изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным). Она имеет дело с практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумно аргументируемого выбора самого человека.

Этика пересматривает (как бы заново структурирует) всю человеческую жизнедеятельность под углом зрения сознательного, индивидуально-ответственного выбора. Этим определяется понятийный аппарат этики, её идеально задаваемое проблемное поле. При всём доктринальном многообразии этических систем все они так или иначе имеют дело с тремя основными тематическими комплексами:

  1. Что я должен делать (каким нормам следовать, к чему стремиться, что предпочесть)? Чтобы ответить на этот вопрос, составляющий differentia spezifica этики, необходимо исследовать, в чём заключается смысл жизни, что такое добро и добродетели в отличие от зла и пороков, какие действия подлежат этическому вменению, как возможна свобода воли.
  2. Как я могу соединить моральный мотив (стремление следовать долгу) с разнообразными интересами, естественным желанием счастья? Этот вопрос предполагает рассмотрение того, что такое счастье, какую жизнь можно считать счастливой, какой из образов жизни является с этой точки зрения более предпочтительным, каковы конкретные обязанности индивида применительно к его различным природно и социально обусловленным целям, какие качества он должен в себе культивировать.
  3. Как моё благо может быть соединено с благом других людей или каким образом моральная автономия личности может приобрести форму общезначимых норм? Такой постановкой вопроса этика прямо смыкается с философией истории, представлениями о совершенном общественном устройстве. Она вырабатывает ряд понятий (милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие), задающих моральный вектор социальным институтам и отношениям. Всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную программу поведения, призванную реализовать такой образ жизни, который позволяет снять раздирающие индивидов противоречия и признается ими в качестве морального достойного. Нормативная определённость этих программ — один из важных признаков их классификации. По этому критерию можно выделить такие разновидности этики, как этика гедонизма, евдемонизма, внутренней стойкости, сентиментализма, созерцания, утилитаризма, скептицизма и другие.

Вопрос о предмете этики не имеет однозначного, бесспорного решения: как философская наука этика в определённой мере сама создаёт свой предмет — отсюда многообразие и индивидуализированность этических систем.

Развитие этики

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/7185

Этические принципы и нормы в деловых отношениях

Мораль организации. Определение морали как системы ценностей, принципов и устоев

Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. имело определенную мораль. Историей развития разграничения этих понятий занимается этика.

В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы определяют “рамочные” границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе. Конкретное наполнение этих систем (этические нормы, стандарты, правила, требования) зависит от исторического этапа развития общества, т.е.

от того, как обществом этого исторического периода понимаются категории добра и зла, какова трактовка высшего блага.

Суть высшего блага могут составлять политическая, экономическая, социальная, религиозная и прочие концепции, каждая из которых может иметь различную форму: например, в политической сфере – капиталистическая мораль, буржуазная мораль; в экономической сфере -мораль социально-рыночной экономики.

Изучение исторического развития морали, стоящей в центре этики, показывает, что в разные исторические периоды общество имело различия в складе мышления, в представлениях о мире, в системах духовных ценностей.

Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам.

Роль этики как науки в настоящий, современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и профессиональную этику.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Таким образом, профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).

Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы:

  • первая группа – комплекс этических представлений, норм, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло – т.е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял;
  • вторая группа – те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.

Хорошо, если собственные представления о том, что этично и что неэтично, совпадают с привнесенными извне профессиональными этическими нормами, поскольку, если такое совпадение отсутствует – полностью или частично, то могут возникнуть проблемы большей или меньшей степени трудности при уяснении, освоении и практическом приложении этических правил, не входящих в комплекс личных моральных представлений.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.

Рассмотрим принципы, нормы, требования, составляющие основу этики деловых отношений.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Применительно к принципам этики деловых отношений вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики – отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал – организаций.

Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: “В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе”.

Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью.

Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо оттого, когда и кем оно было допущено.

Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Логическим продолжением четвертого принципа является пятый – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах,странах.

Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип – никакого насилия, т.е. “нажима” на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования; сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и “внутренний конкурент” – коллектив другого отдела, коллега, в котором можно “усмотреть” конкурента.

Здесь предлагаются основные принципы этики деловых отношений; перечень их может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации.

Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.

Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития.

На тех же этических принципах должна быть построена работа этических комиссий корпораций. этических кодексов фирм также берет свое начало из принципов этики.

Источник: https://psyera.ru/3531/eticheskie-principy-i-normy-v-delovyh-otnosheniyah

Нравственные основы общества в правовом государстве

Мораль организации. Определение морали как системы ценностей, принципов и устоев

Право и нравственность определяются общественным пониманием. В процессе правового воспитания нравственные ценности приобретают правовое значение, рассматриваются в контексте правовой системы, конкретизируются применительно к индивидуальным правовым ситуациям, приобретают всеобщий характер.

Ключевые слова: мораль, нравственность, правила поведения, право, правое государство.

Развитие общественных процессов меняет структуру и содержание современного общества. Оно становится более сложным. Морально-нравственные устои, всегда лежащие в его основе, теряют свою значимость.

На этом фоне особенно важно показать значение и взаимосвязь всех видов социально-правовых норм, и их специфику.

С точки зрения социально-правовых и исторических ценностей право и мораль всегда выступают регуляторами поведения человека в обществе, показателями его социального и культурного прогресса.

Вряд ли можно найти более значимую и одновременно сложную проблему, каковой является проблема морально-нравственной составляющей права во всех его воплощениях, учитывая, что нормы позитивного права, выраженные в законах и иных источниках права, обусловлены общественным пониманием, отражают «законы» общества, его социальные потребности, ожидания и разрешения возникающих в нем противоречий.

Представление о праве как об универсальной системе справедливых установлений, создающих условия для осуществления независимой воли, сближает его с моралью, поскольку и право, и мораль открывается социальными регуляторами.

Понятия справедливости и свободы, будучи основными ценностями морали, объясняют и природу права. [5, С.26–27] Право строится на ценностях внешнего равенства, справедливости, заключающейся в эквивалентности полученного и предоставленного, свободы как положения осуществления правовых отношений.

Для морали преимущественны ценности добра, справедливости, свободы как непременного условия для возможности осуществления морального выбора.

Таким образом, в процессе правового воспитания нравственные ценности приобретают «правовое значение», дифференцировано применяются в контексте правовой системы относительно конкретной правовой ситуации, не теряя при этом, общезначимый характер.

Определяющим элементом морально-нравственной деятельности человека, характеризующей подлинность поведения личности, является его поступок.

«Человек, совершающий нравственный поступок, этим еще не добродетелен; индивид добродетелен, если данный способ поведения является базовой чертой его характера, следовательно, человек есть не что иное, как ряд последовательных его поступков».

[1] Особая роль отведена исключительно верующему человеку, поскольку, по мнению священнослужителей и представителей религиозных культов, именно, он может быть истинно нравственным человеком, поскольку «живет по-божески», соблюдает библейские заповеди.

Тем не менее, далеко не все верующие являются людьми богопослушными. Кроме того, само содержание религиозных текстов в вопросах нравственности противоречиво: правило Талиона в Ветхом завете — «око за око и зуб за зуб», «мне отмщение и аз воздам», тексты Нового завета, наоборот — «любить врагов своих».

Доминирование в той или иной степени религиозно «окрашенных» этических групп и систем в различных государственно-общественных образованиях, также свидетельствуют о наличии проблем в понимании норм нравственности и морали, утрате незыблемой связи этих явлений с поведением, поступками и деятельностью человека.

Нельзя не отметить также особое положение Русской православной церкви, Центрального духовного управления мусульман и других религиозных организаций.

Они представляют собой не только организации, объединяющие миллионы верующих, но и огромные экономические корпорации, имеющие большие денежные доходы. И не всегда «мужество» духовников выражается в готовности служить обществу бесплатно.

В связи с этим вызывает озабоченность возможность совершения священнослужителями проступков, уголовных преступлений, а самое страшное взаимодействия религиозных организаций с криминальными бизнесом и другими структурами.

Вовлеченность отдельных церковных структур в товарно-денежные отношения, которые являются предметом особой вотчины бандитов, свидетельствуют о наличии проблемы соотношения морально-нравственных ценностей и правового закона.

Моральная норма, рассчитанная на добровольное исполнение, может быть нарушена, что неминуемо влечет отрицательную оценку, духовное воздействие и порицание поступка человека.

Это означает применение моральной санкции к индивиду и нравственного запрета на совершение им подобных поступков в будущем, одновременно формирует посыл всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Кроме того, такие аморальные поступки могут повлечь за собой помимо моральных санкций санкции дисциплинарные, связанные с этикой поведения или другие

Моральную норму можно рассматривать с точки зрения ее негативной, запрещающей формы (например, десять заповедей), и позитивной (будь честен, береги честь смолоду).

Если моральная норма устанавливает поведение человека в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности, общие начала нравственности: гуманизм, милосердие, сострадание, любовь ко всем, коллективизм, справедливость.

«Достижение справедливости является одной из вечных идей и желаний человечества. На протяжении веков оценивались, и будут оцениваться с позиций справедливости либо ее отсутствия (несправедливости) многие системы, законы и социальные институты». [2, с.135]

Представления о справедливости, закрепляемые в праве, должны развиваться и обогащаться. Сегодня к числу таких представлений «относятся стремление к высокому качеству жизни, защита интересов общества, соблюдение норм нравственности, устойчивое, разумное развитие общества.

Будущее российского права, видимо, за соединением традиционных либеральных ценностей с нашими исторически сложившимися представлениями о справедливости». [3, С.

43] Говоря о защите интересов общества невозможно не вспомнить январские, а затем и сентябрьские события во Франции: сначала с карикатурой на пророка Мухаммеда и с утонувшим сирийским мальчиком.

Средства массовой информации трубили «подробности убийств несчастных в редакции злополучного сатирического журнала Шарли Эбдо… террористы, прежде чем убить, требовали у своих жертв назвать свои имена. Фантазии не хватает, чтобы представить, какой ужас пережили перед смертью эти люди.

И никакого воображения не хватает, чтобы воспроизвести то нечеловеческое хладнокровие и ту космическую жестокость, с какой действовали те, кто это совершил». [3, там же] Общественное сознание разделилось: одни защищали свободу слова, другие — оскорбленных религиозных верующих. И снова нормы нравственности, морали и права «столкнули лбами».

Полагаем, что такие безграничные способы выражения свободы слова свидетельствуют о солидарности и поддержке непозволительного, заслуживающего осуждения, «художественного» хамства.

«Свободу слова при этих событиях можно воспринимать как вседозволенность, насмешливость над чужой верой в отсутствии своей.

Ничего святого нет для жителя пластмассового мира, кроме прибавочной стоимости». [3, там же].

Таким образом, своего рода сбалансированным стержнем, скрепляющим всю иерархию социально-значимых ценностей от духовно-нравственных глубин до норм публичного права является, принцип справедливости. В сфере права справедливость приобретает вид равной меры свободы, равенства, равноправия.

Данные социально-правовые явления находятся в зоне пересечения права и морали.

«Каждый шаг по пути повышения моральности права, укрепления его нравственного фундамента способен приблизить человечество к совершенно новому ценностному юридическому мировоззрению, способствующему духовному возрождению общества». [4, С.404]

Мораль обусловлена осознанным, нормированным поведением индивида, которое характеризуется его потребностью в сбалансированности и согласованности с интересами всего общества, преодолении противоречий между ними. Моральная норма это ответ на эту социальную потребность.

Является очевидным, что мораль и право обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни, не ограничиваясь обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей и их взаимодействием. Следовательно, мораль и право «универсальны», они возникают и действуют, прежде всего, в отношениях собственности и политической власти.

Тем не менее, тесная связь права и морали, не означает, что они всегда «работают» однонаправлено.

С развитием общества, когда наиболее сложные отношения требуют более жестких правовых предписаний, нравственные нормы, лежащие в основе общественных процессов, могут вступать в «конфликт» с правом и отражать отсутствие их необходимой согласованности. [5] Противоречие нравственности и права возникает также тогда, когда очнувшееся сознание личности отклоняется от общепринятых норм и нуждается в свободе действий и убеждений для духовной жизни.

Более того, современные российские законы не всегда отражают моральные принципы и нормы.

В связи с этим задача юридической науки — способствовать выявлению факторов, понижающих, а иногда даже сводящих на нет общую позитивную направленность работы законодательных органов.

Установление таких негативных факторов, снижение их действенности должно происходить не стихийно, а на основе научных рекомендаций. [6, С.30–35]

Гуманистические и нравственные основы обязательно реализуются в процессе правоприменительной деятельности. Можно принять справедливые, мудрые, правовые законы, но работать они будут только посредством их практической реализации с учетом нравственных устоев общества и высоких моральных качеств правоприменительного органа.

Следовательно, ценностную основу общественных отношений составляют нормы нравственности и морали. Они охватывают все сферы общественной жизни и придают им индивидуальное человеческое начало. Они специфичны, выступают в качестве регулятора общественных отношений и способствуют формированию духовных ценностей.

С целью упорядочивания поведения людей, регулятивную функцию наряду с моралью выполняет и право. Право является важнейшей самостоятельной формой духовного освоения действительности, представляет собой не только равную меру свободы, но и гарантии ее обеспечения.

Право как равная мера свободы осуществляется лишь посредством его применения и исполняется путем реализации правовых явлений: субъективных прав и юридических обязанностей, дозволений и запретов, предписаний, поощрений и ограничений.

Поэтому, для защиты нравственных интересов общества, государство использует принудительные методы обеспечения прав и свобод граждан с одной стороны и ограничения незаконной деятельности отдельных лиц, с другой. В противном случае ограничения могут оказаться неоправданными и несправедливыми.

Отношения государства и общества становятся более гармоничными, они тесно «сотрудничают», нуждаются друг в друге, требуют взаимной поддержки. Эти «партнерские отношения» должны базироваться на законодательно закрепленных моральных принципах. Очевидно, что современное российское государство в значительной степени заинтересовано в становлении здорового гражданского общества, с твердыми морально-нравственными устоями и справедливыми законами, как в средстве своего выживания.

Литература:

  1.                Гегель Г. В. Ф. Философия права. //Работы разных лет: в 2 т. Т.1. М., 1970.
  2.                Клименко Т. М. Справедливость как принцип права// Вектор науки ТГУ. № 1(4). 2011.
  3.                Гришковец Е. В. Я не Шарли. Я боюсь. Газета//«Вечерняя Москва» 14.01.2015, http://vm.ru/news/2015/01/14/evgenij-grishkovets-o-terakte-vo-frantsii-ya-ne-sharli-ya-boyus-275899.html
  4.                Иванов Л. О. Право как ценность. Материалы дискуссии. М, 2002.
  5.                Мальцев Г. В. Понимание права Подходы и проблемы. М., Прометей, 1999.
  6.                Нерсесянц B. C. Право. Многообразие определений и единство понятия. // Советское государство и право. 1983. № 10.

Источник: https://moluch.ru/archive/100/22447/

Моральные ценности, их место в жизни общества и личности

Мораль организации. Определение морали как системы ценностей, принципов и устоев

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственноеобразовательное учреждение высшегопрофессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ»

Институт высшего профессиональногообразования

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

по курсу

«Философия»

на тему

«Моральные ценности,их место

в жизни общества иличности»

Выполнила:

МогилевскаяО.С.

Студенткафакультета

основныхобразовательных программ

заочнойформы обучения

4курса, 47 группы

_______

Подписьпреподавателя:_______________

Москва 2010

Оглавление

Оглавление 3

Введение 4

1. Понятие и виды морали 5

2. Происхождение морали. 11

3. Моральные ценности. 13

4. Влияние моральных ценностей на личность и их место в современном обществе. 15

Список использованной литературы. 20

Введение

Моральявляется одним из способовнормативного регулирования поведениячеловека, особой формой общественногосознания и видом общественных отношений.Есть ряд определений морали, в которыхоттеняются те или иные ее существенныесвойства.

Формирование гражданскойидентичности в морально-этическомаспекте в качестве необходимого условиятребует дифференциации в сознаниимолодых людей понятий патриотизма инационализма

Моральпредставляет собой системупринципов и норм, определяющих характеротношений между людьми в соответствиис принятыми в данном обществе понятиямио добре и зле, справедливом и несправедливом,достойном и недостойном.Соблюдение требований морали обеспечиваетсясилой духовного воздействия, общественныммнением, внутренним убеждением, совестьючеловека.

Особенностью морали являетсято, что она регулирует поведение исознание людей во всех сферах жизни(производственная деятельность, быт,семейные, межличностные и другиеотношения). Мораль распространяетсятакже на межгрупповые и межгосударственныеотношения.

Моральные принципы имеют всеобщеезначение, охватывают всех людей,закрепляют основы культуры ихвзаимоотношений, создаваемые в длительномпроцессе исторического развитияобщества.

Рассмотрение ценностногосодержания морали с позиций теориичеловеческой деятельности позволяетв рамках работы поставить вопрос овозможности выявления некоторогоминимума фундаменталь­ных (базовых)моральных ценностей, к которым мыотносим: добро, совесть, честь, долг,ответственность, справедливость. Базовыеморальные ценности в воспитании иразвитии личности, в ее ориентации вжизни, познавательной деятельностивыполняют важные функции: а) ориентировочнаяфункция проявляется в выборе нравственногоидеала, который выступает как цель икак образец жизнедеятельности личности;б) присвоенные моральные ценностивыполняют функции движущих сил воспитанияи развития личности, что связано судовлетворением ценностных потребностей;в) прогностическая функция моральныхценностей состоит в определении путей,выборе средств для достижения нравственногоидеала.

Целью данной работыявляется раскрытие понятий морали иморальных ценностей, их сущности ифункций, выполняемых ими в общественнойжизни общества и в процессе формированияличности.

Предметами работыявляются личность и общество.

Объектами работыявляются мораль и моральные ценности,как регуляторы общественных отношенийи факторы становления личности.

Задачи, которые предстоитрешить в ходе работы над данным рефератом:

  • рассмотреть содержание понятий и функций морали и моральных ценностей,

  • рассмотреть происхождение и изменение моральных устоев общества с течением времени,

  • рассмотреть взаимосвязь и влияние моральных ценностей на личность и общество.

1. Понятие и виды морали

Слово «мораль» (отлатинского mos, mores– нрав, нравы, обычаи)означает в современном языке примерното же самое, что и слово «нравственность».Поэтому большинство специалистов непроводят строгого разграничения междуморалью и нравственностью и считаетэти слова синонимами1.

Мораль воплощается внормах и правилах, регулирующих поведениелюдей, их взаимоотношения. Всякоеобщественное действие, т. е. всякоечеловеческое действие, имеет своюморальную глубину, свою меру моральности;наряду со специфичным для каждогоотдельного случая предметным результатомона производит и воспроизводитопределенные моральные ценности.

Моральные ценности не существуютотдельно от технологии, вещественногосодержания и результата действий, хотя,разумеется, не сводятся к ним. Всямногообразная гамма телесных и предметныхпроявлений человеческой активностиможет служить способом фиксации морали:мимика, жест, речь, молчание, одежда,жилище и т. д.

– за всем этим можетскрываться и на деле, как правило,скрывается определенная нравственнаяпозиция.

Мораль как общественноеотношение в ее, так сказать, чистом видеобнаруживается (отражается) в моральномсознании, в нравственных чувствах ипонятиях. Чувства (вины, раскаяния и т.д.

), требования (личностные добродетели,нормы, кодексы и т. д.

), другие проявленияморального сознания представляют собойспецифичные формы описания моральныхотношений, они, собственно, и есть ихнепосредственная действительность2.

Моральная жизнь человекарассекается на два уровня: сферу сущего,т. е реально практикуемых нравов, и сферудолжного, т. е. нормативных установоквоспарившего морального сознания.Следует подчеркнуть, что мораль несводится к моральному сознанию.

Мораль- это не только моральные понятия,добродетели и нормы, но, прежде всегото, что лежит за ними и находит в нихотражение (не всегда адекватное, азачастую и вовсе искаженное).

Это не теназидания, которые человек слышит отродителей, учителей, со страниц газети с экранов телевизоров, а тот действительныйценностный смысл, который заключен всоставляющих его сущность общественныхотношениях.

Противоположность добраи зла специфична для морали, но она,разумеется, не исчерпывает ее содержания.Добро и зло, как и другие нравственныепонятия (долг, честность и т. д.

), в своейоснове являются конкретными формамиобщественных связей между индивидами,объективными свойствами их поступков.В этом смысле моральное сознание являетсяотражением и выражением моральныхотношений, способом их фиксации.

Поэтомунет ничего удивительного в том, что вопределениях морали очень частосодержится логический круг, а именноссылка на сами моральные понятия, преждевсего на понятия добра и зла, которыеявляются в этике основополагающими.

Без обращения к данным моральногосознания нельзя идентифицироватьмораль. Можно сказать, что мораль естьтакое качество общественных отношениймежду индивидами, которое позволяетохарактеризовать их в рамкахпротивоположности добра и зла3.

Чтобы показать своеобразиеморали, попытаемся кратко сопоставитьее с наукой. Они отличаются между собойи по предмету, и по целям, и по способамфункционирования.

Предметом наукиявляется мир сам по себе, в его объективных,внутренне закономерных связях; науказанимается вопросом, что собой представляютте или иные вещи и процессы.

Предметнаяобласть морали иная, она может бытьобозначена вопросом: как следуетотноситься к вещам, к миру? При томимеется в виду только такое отношениеиндивида к миру, которое реализуется всвободном выборе.

Мораль имеет дело счеловеческим поведением; она выражаетвнутреннюю, нерасторжимую связь междуобщественными индивидами, являющуюсяспособом их самосозидания. К примеру,законы движения планет относятся ккомпетенции науки, они совершенно чуждыморали, не подлежат моральной квалификации.

С другой стороны, вопрос о том, следуетли родителям применять к детям физическоенаказание, является по преимуществуморальным и к науке прямого отношенияне имеет. Можно, конечно, его подвергнутьрационально-аргументированному разбору,что отчасти и делается в педагогике,этике, но полученные при этом выводымало меняют существо дела, ибо родителибьют своих чад не потому, что невежественны,и перестают это делать не потому, чтостали просвещенными4.

Основную цель науки можноопределить как производство знаний,наука движется в рамках альтернативыистины и заблуждения. Мораль же производитценности, выявляет меру человечностипроцессов внешнего мира и движется врамках альтернативы добра и зла.

Кпримеру, утверждение о существованииАтлантиды может быть истинным илиложным, оно находится вне противоположностидобра и зла, тогда как, скажем, вопрос одопустимости прелюбодеяния являетсяпо своей природе ценностным и можетбыть осмыслен только на основе понятийдобра и зла, он мало связан с альтернативойистины и заблуждения.

Наука и мораль различаются такжеи способами функционирования в живоминдивиде. Психологической движущейсилой науки является разум.

Психологическиеоснования морали значительно шире, оникоренятся и в эмоционально-бессознательнойсфере.

Так, может ли человек усвоитьтеорию относительности или нет, зависитот мощи его интеллекта, но причины, покоторым он является скупым или щедрым,не сводятся к состоянию его ума.

Знания приобретаются впроцессе обучения, тогда как моральныеценности усваиваются в живом опытеобщения, в значительной мере выступаярезультатом навыка, привычки.

Человек,например, не может стать человеком чести« долга только через усвоение книжное,даже если он будет читать «Никомаховуэтику» или «Критику практическогоразума»: для этого ему надо каждодневнопрактиковать соответствующие поступки.

С другой стороны, он не сможет усвоитьфилософию Аристотеля и Канта путемвыработки определенных привычек, дажеесли это будет привычка к чтению5.

Мораль не являетсярезультатом человеческого произвола,она объективно детерминирована ивыступает необходимой формойсамоосуществления общественныхиндивидов.

Думать, что человек можетизмениться внезапно, в любом направлении,что он может выработать в себе любыеморальные качества и следовать любомупринципу и что задача состоит, собственно,в том, чтобы придумать самый верный,истинный принцип, думать так – значит влучшем случае предаваться романтическойиллюзии. Социально-нравственное поведениеимеет свою строгую логику и, может быть,не менее строгую, чем каузальностьприроды.

Теория морали неизбежнопринимает философский характер. Мораль,о чем уже упоминалось, пронизывает собойвсе многообразие связей общественногочеловека, все виды и конкретные проявленияего социально значимой деятельности.

Эта «повсюдность», «вездесущесть»морали крайне затрудняет, а в дополнениес необычной индивидуализированностьюморальных проявлений просто исключаетвозможность ее целостного описанияточными, эмпирическими методами.

Ещеотец этической науки Аристотель отмечал,что в ней мы имеем дело с истиной вкрупных масштабах и со следствиямискорее вероятными, чем необходимыми, ичто степень точности, допустимая вэтике, отличается от степени точности,свойственной, например, математике иастрономии.

В силу природы морали нетиного средства проникновения в еесущность и выявления ее специфики какцелостного явления, кроме абстракции.Ряд соображений показывает, что самаабстракция в данном случае неизбежноприобретает философский характер.

Реальная нравственная жизнь расчленяетсяна два уровня: с одной стороны, относительносамостоятельное царство моральногосознания, а с другой – мир моральныхотношений, действительных ценностныхзначений реальных форм общественныхсвязей между людьми.

Теоретики моралисталкиваются с вопросами о том, как этидва уровня соотносятся между собой, вкаком отношении находятся моральныепринципы к живой практике моральногоповедения, к моральным основам самогообраза жизни. Ответ на них оказываетсяконкретизацией основного вопросафилософии и зависит от исходнойфилософской позиции исследователя.Коренной исторический порок идеалистическойэтики и состоит в том, что она субъективныепроявления морали принимает за самумораль и интерпретирует ее как совокупностьабстрактных норм и добродетелей.

Далее, одна из центральныхпроблем, над которой бились все теоретикиморали, состояла в том, чтобы осмыслитьмораль в ее соотнесенности с другимифакторами человеческого бытия. Онаформулировалась как соотношениедобродетели и счастья, добродетели ипользы, морального совершенства ижизненного успеха, долга и склонностей,категорического и условного императивови т. д. .

Проблема не всегда ставилась вадекватной форме, но речь всегда шла овыяснении того, в каком отношениинаходится мораль к экономическим,политическим и иным предметным целямчеловека и общества. Нет нужды доказывать,что решение данной проблемы прямозависит от общей социально-философскойтеории и объективно подводит копределенному общефилософскому взглядуна общество6.

Источник: https://works.doklad.ru/view/GPKr-N1EDms.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.