Написание слов с непроизносимыми согласными. Диктанты с творческим заданием

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными. урок. Русский язык 3 Класс

Написание слов с непроизносимыми согласными. Диктанты с творческим заданием

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с'н'] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.             Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник – весть

грустный – грусть

В этих словах ясно слышится звук [т'] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами. вестник – известие

грустный – грустит

В этих словах ясно слышится звук [т'], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами (см. Рис. 1).

Рис. 1. Образец

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

согласный звук ясно слышится на конце слова;

согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с'н']ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с'н'].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).

Рис. 2. Образец

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з'н']ий, пра[з'н']ик, прока[з'н']ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.

На месте звуков [зн], [з'н'] могут быть буквы зн, здн.

[00:05:22 Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?]

Рис. 3. Образец

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

(см. Рис. 4).

Рис.4. Образец

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).

Рис. 5. Образец

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

[00:07:05 Что интересного в обозначении звуков [нц], [рц]?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)

Рис. 6. Солнце и сердце

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

солнышко, (какой?) солнечный – солнце

сердечко, (какой?) сердечный – сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

[сн], [с'н'], [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц].

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Властный, радостный, несчастный,

и прелестный, и ненастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

властный – (что?) власть

радостный – (что?) радость

несчастный – (что?) несчастье

прелестный – (что?) прелесть

ненастный – (что?) ненастье

бескорыстный – (что?) корысть

доблестный – (что?) доблесть

честный – (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.  (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

вкусный – (каков?) вкусен

гласный – (что?) глас

интересный – (каков?) интересен

безопасный – (каков?) безопасен

небесный – (что?) небеса

чудесный – (что?) чудеса

прекрасный – (каков?) прекрасен

ужасный – (каков?) ужасен

напрасный – (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л'эс'н'ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м'эсный'] – местный 6 звуков, 7 букв [св'эрсн'ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место.

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.

    Необычная операция.

    Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.

    Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.

    В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!

  2. Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.

    Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый город – …

  3. Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.

    1. Л.стопа., л.стопа.,

    Утопает в листьях са.,

    Листья гру[   ]о ш.лестят. (А. Барто)

    2. День с утра ст.ял нена[   ]ый, Лужи серые везде.

    Так и быть, зв.рёк несча[   ]ый, Пом.гу твоей беде!

    (Е. Благинина)

    3. Вместе с Юрой на разве.ку

    Мы приходим в этот двор.

    Красят ле[   ]ичную клетку. Провода несёт монтёр.

    (А. Барто)

    4. Нар.дилась и рябинка

    В белый пра[   ]ичный наряд. (Е. Трутнева)

    5. К.тята за к.пустой

    Х.дили в ог.род.

    Там у к.пу[   ]ых грядок

    Им повстр.чался крот.

    (И. Токмакова)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi

Правописание слов с непроизносимым согласным в корне

Написание слов с непроизносимыми согласными. Диктанты с творческим заданием

Полянская А.В.

Методическая копилка – Начальная школа

Урок русского языка по теме:

«Правописание слов с непроизносимым согласным в корне»

3 КЛАСС

Провела: учитель начальных классов

Полянская А.В.

2012 г.

I. Эмоциональный настрой:

Необычный день у нас:

Гости к нам пожаловали в класс.

Что гостям сказать нам надо?

– Видеть вас мы очень рады.

Мысленно подарите друг другу добрые слова; поддержка товарища принесет вам уверенность в себе и своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении.

Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. У нас впереди много интересной работы.

Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».

II. Чистописание:

1. Проверим, как сидим:

Руки? (На месте)

Ноги? (Вместе)

Локти? (У края)

Спина? ( Прямая)

стн         вст         здн         рдц

устный           здравствуй    праздник        сердце

грустный        чувство          поздно

местный                                звездный

–      Что это за сочетание букв?

–      Придумайте слова с такими стечениями согласных.

Отгадайте загадку:

Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?                    (солнце)

–      Какое стечение согласных мы еще вспомнили? (лнц)

–      Какая особенность произношения и написания слов со стечением            согласных (они не произносятся, но пишутся);

–      Как называются такие согласные (непроизносимые);

–      Как проверить написание слов с непроизносимым согласным?

2. Повторим правило:

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Мы однокоренное слово

Должны так подобрать,

Чтобы звук непроизносимый

В нем четко услыхать.

III. Постановка темы и задач урока:

Слова с непроизносимым согласным.

IV. Найди слова в водопаде букв:

1. На доске запись:

Снегочувствопадлестницамепраздниктель

–      Какие слова получились?

–      Где можно проверить правописание этих слов?

–      Назовите слова, состоящие из 2 слогов.

–      Слово из 3 слогов разделить на слоги.

–      Найди слова, в которых букв больше, чем звуков.

2. Записать словарные слова:

чувство, лестница, праздник.

V. Актуализация знаний:

1. Заменить словосочетание синонимами с непроизносимыми согласными:

веселый народ — радостный (радость)

печальный рассказ — грустный (грусть)

знаменитый поэт — известный (известие)

здешний житель — местный (место)

удачная находка — счастливая (счастье)

хмурые дни — ненастные (ненастье)

2. Составить предложения с одним из данных словосочетаний (устно)

3. Повторение рифмовки №1 (непроизносимые согласные.)

Солнце, чувство, праздник,

Сердце, вестник и участник,

Лестница и звездный,

Здравствуйте и поздний.

Местный, неизвестный,

Устный и честный,

Грустный и ненастный,

Радостный, несчастный.

4. Записать 5 слов из рифмовки. 

  1. 5. Разделить слова на группы по написанию (слова на карточках)
честностьпрекрасныйЧто?Непроизносимый согласный
сердцеинтересныйГде?В корне
солнцечудесныйКак?Однокоренные слова

–       На какие группы разделили слова?

–       Подберите однокоренные слова, выделите корень.

–       Какую орфограмму корня мы проверяли?

–       Найти слова с «ложными» сочетаниями.

6. Записать 5 слов из рифмовки №2 (по памяти) с «ложными» сочетаниями:

Вкусный, интересный, опасный и небесный,

Чудесный и прекрасный, ужасный и неясный.
Этих слов не забывайте,

Букву Т в них НЕ вставляйте!

VI. Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

– Закройте глаза и представьте:

Мы пришли в зимний лес,

Полный сказок и чудес:

Слева – березка в шубке стоит,

Справа – елка на нас глядит.

Вот подул ветерок, холодом пахнуло,

Словно матушка – зима рукавом махнула.

Полетели с высоты белые пушинки,

На деревья и кусты сыплются снежинки.

VII.Закрепление изученного материала:

1.Работа по картине:

Внимательно рассмотрите картину.

–       Какое настроение она у вас вызывает? (Задумчивое, веселое…)

–       Попробуйте его описать. (Дети высказывают свои предложения)

Тихо спит сказочный лес.

Снег – настоящее чудо. Он сверкает, как хрусталь.

Природа уснула, как в сказке.

Великолепен вид зимней природы.

Зимний лес пахнет холодом, морозцем, свежестью.

2. Грамматический разбор предложения: 

Комментированное письмо предложения:

Легкие снежинки пролились на землю звездным дождем.

–        Дать характеристику предложения;

–        Разобрать по членам предложения;

–        Повторить части речи;

–        Найдите слово, состоящее из 3 слогов, обозначающее признак предмета.

3. Работа с текстом: (у учащихся карточка № 2)

Учитель читает текст:

Волшебные вещи бывают не только в сказках, но и в жизни. Приглядитесь повнимательнее. 1. Любуешься сказочной красотой тихого леса и ощущаешь себя счастливым. 2. На душе спокойно и радостно. 3. Перед нами открыты неповторимые прелестные картины природы. 4. Далеко видна вся окрестность. 5.

Чудесная поляна покрыта удивительно белым пушистым снегом и выглядит как гладкая чистая страница какой-то большой книги. 6. Здесь много света и солнца. 7. И, кажется, неоткуда ждать опасности. Гордо стоят величавые ели. Снежная белая шуба покрывает их ветви.

Изогнулись под тяжестью снега тонкие стволы молодых берез. Все кругом находится под властью этого снега. 8. Кажется, что лес в белоснежном наряде приготовился отметить праздник зимы. 9. Порхают, кружатся легкие снежинки, будто на землю пролился звездный дождь.

Иногда с широкой еловой ветки падает ком легкого снега и рассыпается алмазной пылью. 10.Грустно расставаться с этим чудом.

Какое настроение навеял этот рассказ?

– Какие красивые сравнения вам запомнились?

4. Буквенный диктант:

Обучающиеся читают предложения и записывают букву из слова с непроизносимым согласным.

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

Т т     т     т     –      л     –      д     д     т

5. Игра «Будь внимателен»

–       Определить на слух слова с нашей орфограммой?

Здравствуй, радостное солнце,

Вестник зимней красоты.

Словно праздник к нам в оконце

Постучалось с утра ты.

Дай блеснуть лучам прелестным,

Всю окрестность озари.

И шагай путем известным

От зари и до зари.

6. Творческие дифференцированные задания:

–     В такие часы вспоминаются слова А.С.Пушкина.

–     Вставить пропущенное слово с орфограммой (работа в парах):

1 уровень: Мороз и …………, день ………,

(солнце)         (чудесный )

Еще ты дремлешь, друг   ………!

(прелестный)

2 уровень: Три девицы под окном

Пряли ………… вечерком.

(поздно)

…………….., князь ты мой ……………!

(Здравствуй)                              (прекрасный)

Что ты тих, как день…………………?

(ненастный)

3 уровень:

Замени выделенное слово на орфограмму урока:

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате,

На престоле и в венце

С печальной думой на лице

[грустной]

Добрый день, князь ты мой ………

[Здравствуй]                           [прекрасный]

Что же ты тих, как день пасмурный.

[ненастный]

–       Какие орфограммы здесь встречаются?

(выразительное чтение отрывков, объяснение орфограмм).

VIII. Итог:

–        Мы закрепили тему «Слова с непроизносимым согласным»

–        Давайте дружно ответим:

Что? непроизносимые согласные

Где? в корне слова

Как? однокоренные слова

IX. Домашнее задание:

упр. 229, составить кроссворд (дифференцированные задания)

X. Рефлексия:

–       Какое задание больше всего понравилось?

–       Продолжите мое высказывание:

Я могу себя похвалить…

Урок заставил меня задуматься… 

Мне понравилось, как работал…

С каким настроением уходим с урока? 

XI. Игра «Найди орфограмму»

(ученик читает стихотворение)

До чего сегодня день прелестный,

Солнце в небе празднично горит.

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Источник: http://www.shig-sosh2.ru/obychenie/metod-kopilka/46-nachalnaya-shkola/202-pravopisanie-slov-s-neproiznosimym-soglasnym-v-korne.html

Непроизносимые согласные. Развитие речи. Культура речи. «По утрам приходим в класс»

Написание слов с непроизносимыми согласными. Диктанты с творческим заданием

УРОК № 21

Тема. Непроизносимые согласные. Развитие речи. Культура речи. «По утрам приходим в класс»

Цель: изучить с учащимися орфограмму «Непроизносимые согласные в корне», развивать навыки правописания слов с этой орфограммой; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, орфографический словарь, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Опрос учащихся.

— Вспомните и расскажите правило написания проверяемых согласных в корне.

2. Диктант «Проверяю себя».

— Выпишите слова с орфограммой «Проверяемая согласная в корне». Подберите к ним проверочные слова.

Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.) Красна ягодка, да на вкус горька. (Рябина.) Сидит на тонкой ножке, качается слегка, пушистый, серебристый, боится ветерка. (Одуванчик.)

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Подготовка к изучению нового материала.

— Образуйте от данных имен существительных имена прилагательные по образцу: власть — властный.

Радость, честь, праздник.

— Все ли согласные в именах прилагательных произносятся отчетливо? Вспомните, как называются такие согласные.

2. Объяснение учителя.

Чтобы узнать, обозначается ли на письме непроизносимый согласный в корне слова или нет, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо:

крепостной — крепость; звёздный — звёзды.

Данная орфограмма называется «Непроизносимые согласные в корне».

3. Словарный диктант.

— Запишите слова, вставляя, где нужно, пропущенную букву. Обозначьте орфограмму. Устно подберите проверочные слова.

Капус..ный, трос..ник, извес..ный, опас..ный, грус..ный, счас..ливый, сер..це, со..нце, пас..бище, ус..ный.

4. Объяснение учителя.

В русском языке есть слова, правописание которых нельзя проверить. Их написание нужно запомнить.

Лестница, чувство, блеснуть, ровесник, сверстник, праздник, прежний, явствовать, яства.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Объяснительный диктант.

(Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.)

Здра..ствуйте — уча..ствуйте, школа ше..ствует над детсадом — по улице ше..ствует колонна спортсменов.

— Объясните, почему по-разному пишутся слова в каждой паре?

2. Творческий диктант.

(Карточки с заданием — на каждой парте.)

— Выделенные слова замените, пользуясь материалом для справок, словами-синонимами с непроизносимыми согласными.

Дождливая погода. Печальная песня. Смелый воин. Очень хорошее лето. Конкурс, проходящий в области. Рейс, полный опасности. Очень большая плотина. Небо, усеянное звездами. Сёла, расположенные в окрестности.

Для справок: ненастная; грустная; доблестный; чудесное, прекрасное, прелестное; областной; опасный; гигантская; звездное; окрестные.

3. Выборочный диктант.

— Прослушайте текст. Выпишите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне». Обозначьте орфограмму.

В лесу было весело. Солнце вставало теперь рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле. Легкий туман окутал деревья. Но вот поднялось над поляной яркое солнышко, властно прогнало туман, осветило деревья, кусты и поляны.

Тут и начался лесной праздник. Засвистал, защелкал в кустах соловей. В каждой луже заквакали несносные лягушки. Гигантские майские жуки с радостным гудением носились между деревьями. Честно куковала кукушка. Каждый местный житель веселился на свой лад.

(По В. Бианки)

4. Работа со словарем.

— Проверьте по орфографическому словарю написание слов чу..ство, праз..ник, лес..ница, сверс..ник, ровес..ник, уча..ствовать, ше..ствие.

— В каких словах непроизносимая согласная в корне не проверяется (ее надо запомнить)?

— В каких словах нет непроизносимой согласной? Запомните эти слова.

5. Лингвистическая задача.

(Карточки с заданием — на каждой парте.)

— Выберите букву или сочетание букв и запишите слова.

Здра(в/ф)ствуй, пое(зд/ст)ка, сер(д/т)це, чу(в/ф)ствовать, па(зд/ст)бище, горе(зд/ст)ный.

VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение стихотворения «Школа».

(Учебник, с. 96—97.)

2. Работа по расширению кругозора учащихся.

https://www.youtube.com/watch?v=z2jWf0hnXec

Чтение биографической справки о С. В. Михалкове, с. 97.

3. Выявление восприятия.

Упр. 207.

4. Обучение подбору синонимов. Закрепление навыков правописания.

Выполнение упр. 208.

5. Развитие навыков находить основную мысль текста.

Упр. 210.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 19.

2. Выполнить упр. 194, 196.

Источник: https://subject.com.ua/lesson/rus/5klas/22.html

Изучение темы «Непроизносимые согласные в корне слова» (6 конспектов), 3 класс

Написание слов с непроизносимыми согласными. Диктанты с творческим заданием

Конспект урока на тему «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Предметные умения: воспроизводить правило проверки проверяемых согласных непроизносимые согласные звуки, писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, подбирать однокоренные слова, обозначать на письме

Ход урока

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся
1. Организационный момент– Здравствуйте ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли у нас готово к уроку? Посмотрите, какое на улице солнышко, пусть оно греет нас и способствует нашей плодотворной работе!– Проверяют свои рабочие места
2. Актуализация знанийСловарная работа.1. Устный диктант. Работа с сигнальными карточками. Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон.2. Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой безударного гласного а.3.- Какие орфограммы – согласных вы знаете?– Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить.- Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир.- Парные согласные и удвоенные согласные
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности– Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.– Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма?– Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Распределительный диктант.Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.Диктую слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб, солнце,устный.- Какая орфограмма нам еще встретилась?– Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.- дети не могут вспомнить название орфограммы
Открытие новых знанийФизминуткаА как вы написали эти слова? (вызываю к доске учащихся с разным написанием слова «устный, солнце»- Почему слова написаны по разному? Кто написал правильно?- Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске.- Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков?- Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.( записываю на доске: уста, устный ).- Какой корень в этих словах? / -уст- /. Проговорите как мы запишем слово «устный».Аналогично проходит работа над словом «известный».- Что заметили в этих словах? Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет.- Какой мы можем задать вопрос?- Подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т. Какой вывод мы можем сделать?- Упр. 76.– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.– Какое можно дать название звуку, который не произносится– Подтвердились ли ваши предположения?Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.– Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. Cформулируйте тему урока.Открывается тема, записанная на доске.– Составим план урокаНа доске записаны слова:весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.- По какому признаку вы их разделите?Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.Работа над текстом в рамке.– Прочитайте про себя.Вопросы после чтения:– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки?– Это правило письма или закон языка?– Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.Встали! Руки вверх подняли!Потянулись высокоИ вздохнули глубоко!Опустили плавно руки…На уроке – не до скуки!Теперь за парты сели дружно.Конечно, поработать нужно!– выписывают на доску- затрудняются ответить- 5- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?)- Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).- непроизносимый- устно делают выводы, сравнивают с авторским- в одних согласный звук произносится, а в других нет- звуки- закон языкаПриводят примеры
5. Развитие умений – применение знания– Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный.- Какой вопрос возникает?- Как же будем писать эти слова? Что вы предлагаете?Понаблюдаем за этими словами в упражнении 77. Кокой вывод можем сделать?- Подберите проверочное слово к слову «ужасный».- Выделите корень. Что наблюдаете?Работа в учебникеУпр. 77Задания:– Прочитайте слова каждого ряда.– Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти согласные звуки.– Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного?– Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами?– Что для этого нужно сделать?– Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова.Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):– Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить задание?– Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Какой был уровень задания?– Какие умения формировались при выполнении этого задания?–Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.Упр. 78.– Прочитайте слова. Что их объединяет?– А что различает?– Найдите среди однокоренных слов проверочные.– Почему они являются проверочными?Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73.– Что мы сейчас делали?– Какие умения формировали?– Есть ли непроизносимый согласный звук?Предложения детей:Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными, надо подобрать проверочное слово.- Ужас, ужасен, ужасающий- Нет непроизносимого звука, значит и нет буквы- В других однокоренных словах она пишется- Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный- однокоренные- В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т].- После согласного стоит гласный звук- Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.- умение работать с информацией
6. Итог урока– С какой новой орфограммой вы познакомились?– Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук?– Как его можно обнаружить?– Что у вас получалось сегодня лучше всего?– В чём испытали затруднения?– Кто сегодня получил отметку в дневник?– За что?-Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].- Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.
7. Домашнее задание1. Упр. 1, с. 86.2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.
8. Организационный конец урока– Всем спасибо за работу. Урок окончен!

 

Конспект урока по теме «Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова»

Предметные умения: подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова, объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка, подбирать примеры для изученного орфографического правила.

Ход урока

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся
1.Организационный момент– Здравствуйте, проверьте свою готовность к уроку. Я надеюсь, что на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить
2. Актуализация знаний– Откройте тетрадь.– Что надо записать?– Какую запись должны сделать дальше?1. Словарная работа.– Запишите слова, в которых есть и орфограмма-непроверяемая буква безударного гласного, и буква удвоенного согласногоСуббота, колонна, тонна, профессия, кроссовки, коллектив, пассажир, ссора, бассейн.- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. Подчеркните все знакомые орфограммы. Кто зачитает нам свое предложение?– дату- классная работазачитывают
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.– Чем занималась третья сестра: орфограмма-буква согласного?– Кто же её подданные?– Сформулируйте тему урока и его цель.– Составим план урока.(учитель записывает)Учитель составляет план вместе с детьми.– Что мы сейчас делали?– Она следила за тем, чтобы не забывали о непроизносимых согласных звуках в словах и обозначали их соответствующей буквой.- Слова с непроизносимыми согласными звуками.- Тема: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова». Цель: учиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Дети предлагают- планировали свою деятельность
Развитие умений – применение знания.Физкультминутка1. Блицопрос по правилу написания слов с непроизносимым согласным в корне.– Какие непроизносимые согласные вы знаете?– Где их можно обнаружить?– Назовите ключевые слова правила написания слов с непроизносимым согласным.2. Работа в учебнике.Упр. 79После выполнения.– Почему на месте пропусков нужно вставить буквы?– Как вы обнаружили непроизносимые согласные звуки?– В какой части слова находятся непроизносимые согласные звуки?– Какие буквы подчеркнули?– Что помогает объяснить написание буквы непроизносимого согласного?Сравните ваши действия с инструкцией «Как пользоваться правилом».Чтение инструкции в учебнике (с. 74).Беседа после чтения.– С чего нужно начать работу при поиске орфограммы-буквы непроизносимого согласного звука?– Как действовать дальше?– Что для этого нужно сделать?– Как обозначить орфограмму?Работа по учебнику.а) Упр. 80Ученики проговаривают подробно все три этапа.Например: Тростник.1) Слышу рядом звуки [сн].2) Проверяю, есть ли в этом слове непроизносимый согласный звук.Подбираю проверочное слово тростинка. Появился звук [т'] перед гласным [и].3) Пишу, обозначаю: тростинка – тростник.Устно выполняется звуко-буквенный разбор слова властный[власный'] – 8 букв, 7 звуков.Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):– Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить задание?– Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Какой был уровень задания?– Какие умения формировались при выполнении этого задания?– Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.б) Упр. 81 – развивается умение находить новые слова с непроизносимым согласным и проверочные к ним.Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуть, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать,Шесть – на место тихо сесть.в) Упр. 82 – развивается умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне, подбирать проверочное слово, в котором непроизносимый согласный оказывается в конце слова.г) Упр. 83 – развивается умение устанавливать связь между словами, мотивировать написание с опорой на этимологически родственные слова.Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):– Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить задание?– Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Какой был уровень задания?– Какие умения формировались при выполнении этого задания?– Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.Игра «Поймай слово».На доске запись:Кто быстрее допишет слова, тот и победитель.Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):– Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить задание?– Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Какой был уровень задания?– Какие умения формировались при выполнении этого задания?– Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.– Что мы сейчас делали?– Какие умения формировали?– В сочетании со звуками [сн] и [зн].- Непроизносимый согласный, корень, проверочное слово, однокоренное слово, буква гласного- подобрали однокоренное проверочное слово- в корне- Произнести и найти сочетание согласных звуков- Проверить, есть ли в сочетании согласных непроизносимый.- Подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.- Подчеркнуть одной чертой, выделить корень и записать проверочное слово, подчеркнув двумя чертами букву- Выполнить звуко-буквенный анализВыполняют коллективно под руководством учителя.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/izuchenie_temi_neproiznosimie_soglasnie_v_korne_slo_210529.html

4 класс. Урок и презентация

Написание слов с непроизносимыми согласными. Диктанты с творческим заданием

Про матеріал

Это итоговый урок проекта “Орфографический самоучитель” в рамках одной темы. На данном уроке отрабатываются навыки правописания слов с непроизносимыми согласными

Перегляд файлу

Зміст слайдів

Номер слайду 1

Непроизносимые согласные * . Продолжение работы над проектом «Орфографический самоучитель» Учитель Котенко Т.И

https://www.youtube.com/watch?v=Hd5TeQOyIwc

Номер слайду 2

Непроизносимые согласные * Эпиграф Работаешь добросовестно, В глаза смотреть не совестно. Непроизносимые согласные * Котенко Т.И.

Номер слайду 3

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. Тема.

Непроизносимые согласные Цели урока: продолжение работы над темой «Непроизносимые согласные»; выработка алгоритма самостоятельно формулировать правило и пользоваться им во время письма; отработка навыка правильного написания слов, используя монолог-рассуждение; развитие творческих способностей путём составления собственного текста.

Номер слайду 4

Непроизносимые согласные * Вставь букву Поз?ний звёз?ный окрес?ный здра?ствуй мес?ный праз?ник чу?ство лес?ница глас?ный интерес?ный безопас?ный небес?ный

Номер слайду 5

Непроизносимые согласные * Проверь себя Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. Поздний звёздный окрестный здравствуй местный праздник чувство лестница гласный интересный безопасный небесный

Номер слайду 6

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. Критерии оценивания Оценка Количество ошибок 12 баллов – 11 баллов Есть собственные исправления 10 баллов 1 9 баллов 2 8 баллов 3 7 баллов 4 6 баллов 5 – 6 5 баллов 7 – 8 4 балла 9 – 10 3 балла 11 – 12

Номер слайду 7

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ -сТн- – рДц- -Лнц- -сн- -Вств- – зДн- -стл-

Номер слайду 8

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. Выборочный диктант. 1.-Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? – Говорит она ему. 2.

Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице. 3.И славит сладостный певец Людмилу-прелесть, и Руслана. 4.Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. 5.

Невеста очи опустила, Как будто сердцем приуныла, И светел радостный жених.

Номер слайду 9

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. Физкультминутка

Номер слайду 10

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. Списывание. ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ Конец ноября – самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома.

В печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце, и всё вокруг стало прекрасным. Пришел первый зимний день с легким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник. Озеро Покрылось тонким слоем льда. (По К.

Паустовскому ) Паустовский Константин Георгиевич 1892-1968

Номер слайду 11

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. Мороз и солнце День чудесный! Ещё ты дремлешь, Друг прелестный А.С.Пушкин

Номер слайду 12

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. На языке мёд, а на сердце – лёд. Мир освещается солнцем, а человек знанием. Ленивому всегда праздник. Работа в группах В.И. Даль 1801-1872

Номер слайду 13

Непроизносимые согласные * * Котенко Т.И. Творческое задание Пасмурный, серый (день) ненастный хмурый сверкало сияло (солнце) шумный радостный (праздник)

Номер слайду 14

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. Итог урока (Дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.) Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного. Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял. Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.

Номер слайду 15

Непроизносимые согласные * Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. ЩЕРБАКОВ Борис Валентинович (1916-95)-российский живописец

Номер слайду 16

Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. Непроизносимые согласные * Б. В. Щербаков. “Пушкин в Петербурге”. 1949 г. Домашнее задание Выучить теорию «Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки». Теоретики. Сопоставить теорию в русском и украинском языках.

Литераторы. Отметить карандашом в произведениях А.С.Пушкина отрывки, в которых есть слова с Ь и Ъ знаками. Собиратели УНТ. Подобрать пословицы, поговорки, скороговорки, в которых встречаются Ъ и Ь знаки По желанию для всех.

Составить лингвистическую сказку

Номер слайду 17

Непроизносимые согласные * Котенко Т.И. * Спасибо за урок

Источник: https://naurok.com.ua/4-klass-urok-i-prezentaciya-pravopisanie-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi-13241.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.