О проекте Гибель адмиралов. Гибель адмиралов. Тайна одной авиакатастрофы

Гибель адмиралов. Тайна одной авиакатастрофы (2007)

О проекте Гибель адмиралов.  Гибель адмиралов. Тайна одной авиакатастрофы
О той трагедии до сих пор практически ничего не известно. Причина этого проста – кошмарная авария была мгновенно засекречена, и до сих пор ее истинные причины называются очень неохотно. А ведь в результате той давней катастрофы остался без руководства весь в ту пору огромный и сильнейший Тихоокеанский флот Советского Союза.

Самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом Советского Союза адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза, и вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию.

Так что же на самом деле произошло на борту военного самолета? Почему погибло командование Флота?

remove_red_eye 84favorite_border

Всемирный потоп – величайшая и самая загадочная катастрофа на Земле. Все мы слышали об этом событии, подробно …

В 1952 году, охраняя границы России, наши ПВО сбили над Балтийским морем шведский самолет-разведчик. О том, что было…

История не любит простых объяснений. Кризисы и преступления вызываются преднамеренно, чтобы получить повод для…

Для многих родителей проблема, как назвать ребёнка. Бытует мнение, имя – нечто большее, чем красивое сочетание…

В Советском Союзе его имя было легендой. По всей стране школьники на уроках разучивали песню о том, как “шел под…

Зимой 1945 года Красная Армия громит немецкие войска на всех фронтах. 13 февраля взят Будапешт. Следующей целью на…

— Терроризм на расстоянии: какие открытия могли погубить человечество?
— Большой-большой секрет: почему Вселенная…

Талантливый детский писатель Аркадий Гайдар был человеком сложной судьбы, которая оставила множество загадок….

История двух братьев Нетто, один из которых был легендарным футболистом, капитаном “Спартака” и сборной СССР, …

Сибирь – слишком большой регион, чтобы определять его одним словом. И Ямал, и Якутия, и Хакасия, и Томская и Тюменская…

Что происходит с империей, если она подсела на нефтяную иглу? Почему в этом кажущемся изобилии скрыта гибель? …

Этот фильм о трагической судьбе царевича Алексея и о том, какое влияние его страшная болезнь оказала на судьбу…

Дорсет. Южное побережье Англии. Холм на перекрестке древних римских дорог. Здесь, в наше время, при строительстве…

Что привело к гибели древних цивилизаций? Климатические изменения, природные катастрофы, истощение ресурсов…

Византия была одной из самых грандиозных цивилизаций в истории человечества и многонациональной державой. Так…

Фильм 1958 года. 15 июля 1958 года в Ливан, в страну, которую называли “Швейцарией арабского Востока”, вошли американские…

14 января 2018 года в Санкт-Петербурге в доме на Софийской улице случилась беда. В одной из квартир на 8 этаже начался…

Это история о мистической древней богине и двух охотниках за сокровищами. Один из них – сэр Артур Эванс, археолог,…

“… Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. “Откуда вы?” – спросил…

Трагическая судьба актеров, ставших знаменитыми благодаря одной роли. Чем они поплатились за минуту славы?

Виноват ли Збигнев Бжезинский в гибели СССР? Был ли Аллен Даллес автором плана, воплощение которого привело к распаду Советского Союза?

Площадь поверхности мирового океана составляет около 71 процента поверхности Земли. Океаны и моря сделали возможной жизнь на нашей планете. Но что будет — если вся вода исчезнет?

За неделю до конца непростого 2016 года Россия получила тяжёлый удар. Катастрофа самолета Ту-154 стала трагедией…

На заре гитлеровской карьеры его наставник – драматург, интеллектуал Дитрих Эккарт сказал: “Идите за Гитлером:…

– Как прожить 12 лет в волчьей стае? – Чему зверь может научить человека? – Кем были оборотни на самом деле?

– О …

Цикл посвящен той стороне деятельности Сергея Павловича Королёва, а также других крупных ученых, которая долго…

Цель этого цикла – рассказать о сокровищах мирового культурного наследия. Познание мира через слово, через память,…

На Земле есть места, с которыми связаны загадки и тайны – древние языческие святилища на Кольском полуострове,…

Фильмы, в которых они снимались, вошли в историю кино. Но для Владимира Толоконникова, Инны Ульяновой, Георгия…

Документальный фильм о знаменитом священнослужителе, архимандрите отце Алипии. Художник Иван Воронов, под таким…

Проект М.Леонтьева – исчерпывающее, уникальное исследование на тему исторического противостояния России сначала…

Фильм в увлекательнейшем стиле показывает год жизни на планете Земля. Мы проследуем за китами, слонами, белыми…

— Невероятные виды топлива.– Об инновациях в переработке отходов.

— Последние новшества «зеленых» технологий,…

Фильм о русском философе Иване Ильине. Он провел более тридцати лет в эмиграции, будучи высланным в 1922 из России…

Рядом с нами существует параллельный мир, в который мы не верим… но, к сожалению, он верит в нас. Магия – это мощный…

Студия “Крылья России” представляет документальный сериал об истории развития отечественной авиационной техники. Зритель познакомится с уникальными киноматериалами, собранными студией.
19 серий

Янтарь – один из самых таинственных камней нашей планеты. Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных…

1940-й год. Ставка Вермахта. Адольф Гитлер утверждает план “Барбаросса”, который определит ход военной компании …

12 января 1942-го года под Арзамасом потерпел катастрофу пикирующий бомбардировщик Пе-2. Вместо бомб на его борту…

Длина морской границы России – почти 40 тысяч километров. В наших морях более 250 видов промысловой рыбы. Но в магазинах…

Еврейское государство было создано не Соединенными Штатами, а Советским Союзом. Израиль бы никогда не появился,…

Нигде на Земле мир природы и мир духов не сплетены воедино так, как в Индии. Здесь воздух и огонь, животных и растения,…

Его кумиром был каннибал – знаменитый персонаж фильма “Молчание ягнят” доктор Ганнибал Лектор, и он мечтал превзойти…

Вы никогда не думали, что история о всемирном потопе и исчезновение Атлантиды, которая затонула, – это звенья одной…

Путешествие по Англии и Уэльсу — путешествие в мир прекрасных и романтичных легенд. Мы поверим им, а не рассудительным…

Рейн – центр европейской души. Крупнейшая и наиболее важная река континента. На протяжении тысяч лет, на своем…

Сегодня в центре внимания обстоятельства загадочной гибели артиста Андрея Панина. 7 марта 2013 года его нашли мертвым…

Документальный сериал посвящен истории становления Российского флота от самых первых деревянных кораблей и…

Планета Земля кажется нам огромной и необъятной, однако в бескрайней Вселенной она – всего лишь маленькая песчинка….

В начале ХХ века Российская империя борется за выходы к океанам. Сухопутная крестьянская страна огромные деньги…

Источник: https://dok-film.net/11268-gibel-admiralov-tayna-odnoy-aviakatastrofy.html

7 февраля 1981 года произошла самая секретная авиакатастрофа в истории Приморья

О проекте Гибель адмиралов.  Гибель адмиралов. Тайна одной авиакатастрофы

7 февраля весь Тихоокеанский флот чтит память командного состава ТОФ, погибшего в авиакатастрофе под Ленинградом 36 лет назад.

Сегодня во Владивостоке на 33-ем причале в торжественной обстановке открыли памятник морякам Тихоокеанского флота, погибшим в этой авиакатастрофе.

Почтить память лучших флотоводцев 80ых пришли их сослуживцы, команднование ТОФ,ветераны, молодые моряки. 

7 февраля 1981 год. На военном аэродроме Пушкин ТУ-104 готовится к рейсу «Ленинград -Владивосток». На борту – элита тихоокеанского флота. Командование возвращается с ежегодных штабных учений руководящего состава всех флотов СССР. 16:02 — ТУ- 104 взлетает.

Через 8 секунд, так и не набрав высоты, самолет падает и взрывается. В один миг мощнейший тихоокеанский флот «обезглавлен». Вместе с командующим ТОФ – Эмилем Спиридновым погибли лучшие флотоводцы-тихоокеанцы.

А также супруга командующего – Валентина Спиридонова и жена первого секретаря приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина. Катастрофа оборвала 52 жизни.

Об авиакатастрофе газеты рассказали лишь через несколько дней. В архивах « Боевой вахты» сохранился памятный выпуск 11 го февраля. На третьей полосе всего несколько строк. Накануне 26 съезда КПСС о трагедии молчали.

Геннадий Хватов, адмирал в отставке, бывший командующий ТОФ. 7 февраля для него черная дата и одновременно день второго рождения. На сборах 81-го Геннадий Хватов -командующий камчатской флотилией. Он должен был лететь этим же самолетом.

Геннадий Хватов,адмирал в отставке, коомандующий ТОФ  1986-1993 гг.: “Штаб попросил лететь самостоятельно, я поднимался по трапу, он спускался: почему не попрощался? Пожелал успеха и все”

 Таких потерь страна не знала даже во время второй мировой воны. Аналогию катастрофы 81-го можно найти лишь в современной истории. Когда в 2010 году под Смоленском разбился самолет, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский с супругой и члены высшего руководства страны. В обоих случая гибель первых чинов стала серьезным ударом.

36 лет назад тихоокеанский флот остался без руководства в непростое время. Военное противостояние СССР с США, напряженные отношения с Китаем, освоение новой техники: атомных подводных лодок, ракетоносных крейсеров.

Мирное равновесие удалось сохранить не без помощи уникальных командиров: Эмиля Спиридонова. Его прочили на место главкома ВМФ Советского союза. Василия Тихонова –командующего приморской флотилией, Виктора Белашева – командующего флотилией подводных лодок, в прошлом командира первой атомной подлодки ТОФ, Джемса Чулкова, Владимира Сабанеева и еще 40 человек.

Геннадий Хватов,адмирал в отставке,командующий ТОФ 1986-1993гг.: “Трагедия не повлияла на боеготовность, но потеряли офицеров, знающих свое дело “

Погибли не просто ценные кадры, а лучшие учителя будущих морских волков. Вице-адмирал Борис Приходько в собственном архиве хранит личное дело с подписями Эмиля Спиридонова. Командующий аттестовывал Бориса к назначению командиром 8-ой дивизии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.

Борис Приходько, вице-адмирал в отставке:”Всегда подкупала манера общения Спиридонова,очень интеллигентная”

Сегодня в Приморском крае почти не осталось родственников погибших. Большая часть переехала в центральную Россию. Однако связи с тихоокеанским флотом близкие не теряют. Раз в два месяца вдова Нина Тихонова и дочь Спиридонова – Лариса Дворянчикова пишут письма на вторую родину своих мужей и отцов.

Память о погибших флотоводцах живет и сейчас. В книгах, названиях улиц, боевых кораблей. О черной дате напоминают мемориальные доски в тихоокеанских гарнизонах. Каждый год к штабу ТОФ приходят десятки моряков почтить память знаменитых командиров.

По просьбе родственников погибших похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде. И лишь трое погребены вдали от места трагедии. Тело генерала авиации Георгия Павлова супруга увезла в Киев. Есть две могилы во Владивостоке.

На морском кладбище похоронили молодую чету- гражданских пассажиров злополучного рейса Елену и Бориса Макаренко.

Тех, кто 36 лет назад был на борту ТУ-104 сегодня вспоминают в разных уголках России за ее пределами: Санкт-Петербург, Москва, Киев, Волгоградская область, Североморск.

Источник: “Вести:Приморье” [ www.vestiprim.ru ]

Знаете больше подробностей? Присылайте информацию, видео и фото в редакцию “Вестей Приморья” на номер в WhatsApp +7 (914) 076-47-77 или на адрес news@vestiprim.ru

Источник: https://vestiprim.ru/news/ptrnews/46245-7-fevralya-1981-goda-proizoshla-samaya-sekretnaya-aviakatastrofa-v-istorii-primorya.html

Рафаэль Сааков Би-би-си, Москва

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

31 августа 1986 года, в 23 часа 12 минут, круизный пароход “Адмирал Нахимов”, на борту которого находилось более 1200 человек (897 пассажиров и 346 членов экипажа), столкнулся с сухогрузом “Петр Васев” в Цемесской бухте близ Новороссийска. Погибшими в результате аварии крупнейшего в СССР морского лайнера, по официальным данным, считаются 423 человека.

https://www.youtube.com/watch?v=hAHsAlKSmJU

Незадолго до этого “Адмирал Нахимов” вышел из порта Новороссийска, откуда он должен был отправиться в Одессу с остановками в Сочи и Батуми.

Однако в Цемесской бухте его под прямым углом протаранил сухогруз, у которого, как считается, отказала система автоматизированной прокладки курса (САРП). В результате столкновения образовалась пробоина размером около 90 кв.

метров, и через семь минут, накренившись на правый борт примерно на 60 градусов, “Адмирал Нахимов” полностью ушел под воду.

“Это, конечно, крупнейшая катастрофа в истории отечественного пассажирского флота, и вряд ли ее когда-нибудь затмят, – говорит историк и писатель Андрей Союстов в интервью Би-би-си.

– Столь вопиющий случай, когда в прямой видимости берега, в достаточно простых погодных условиях два крупных корабля с достаточно совершенным для того времени навигационным оборудованием не смогли разойтись – нонсенс для нашего флота”.

Пароход “Адмирал Нахимов”, построенный в Германии в 1925 году и носивший имя “Берлин”, достался Советскому Союзу в рамках возмещения ущерба после Великой Отечественной войны. В состав пассажирского флота Черноморского пароходства судно вошло в 1957 году и в течение 29 лет совершало круизы по Крымско-Кавказской линии.

Между прибором и человеком

В марте 1987 года в Одессе после продолжавшегося почти полгода следствия состоялся суд над капитанами обоих судов Вадимом Марковым (с “Адмирала Нахимова”) и Виктором Ткаченко (с “Петра Васева”). Ткаченко утверждал, что подтвердил намерение уступить дорогу выходящему из бухты “Адмиралу Нахимову”, о чем Марков, в свою очередь, узнал из информации поста регулирования движения судов.

В заключении экспертов от 5 сентября 1986 года говорится, что за семь минут до столкновения “Адмирал Нахимов” вновь вызвал теплоход “Петр Васев” по радиостанции УКВ, повторив просьбу уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ. Однако в вину Ткаченко ставится то, что он излишне доверился показаниям системы автоматизированной прокладки курса.

Image caption Фрагмент схемы “Адмирала Нахимова” из регистровой книги судов 1980-1981 годов

“Сосредоточив свое внимание на работе с САРПом, капитан Ткаченко полностью отключился от визуального контроля развивающейся обстановки, не предпринимал никаких мер, чтобы уступить дорогу п/х “Адмирал Нахимов” заблаговременно”, – сказано в заключении.

В 2003 году капитан дальнего плавания Евгений Боровлев, служивший на “Адмирале Нахимове” старпомом, опубликовал свою версию произошедшего. По словам Боровлева, Виктор Ткаченко “полностью доверял САРПу, не учитывая, что лаг, показывавший скорость судна, был советского производства и не совпадал по конструкции с японским прибором”.

“При постройке теплохода решили сэкономить, а затем с гордостью доложили об этом вышестоящим. Скорость в САРП вводилась вручную и на подходе была переменной”, – пишет Боровлев.

Инициатива расхождения, как он считает, в сложившейся ситуации принадлежала “Петру Васеву”, в то время как на “Нахимове” изменить ход событий никто уже не мог.

Однако, по словам историка Андрея Союстова, дело было не столько в неприспособленности системы, сколько в том, что вахта “Васева” недостаточно отработала задачи эксплуатации САРПа.

“Уровня владения этой системой вполне хватало, чтобы сдать все допуски для навигации в относительно простых условиях, но таких нюансов, как расхождение судов в тех обстоятельствах, которые сложились, скорее всего, они не отрабатывали”, – считает Союстов.

Обоих капитанов в итоге признали виновными. И Ткаченко, и Маркова приговорили к 15 годам заключения. В ноябре 1992 года указами президентов России и Украины оба капитана были помилованы и выпущены на свободу.

Рейсы скорби и памяти

Ежегодно в Новороссийск отправляется “рейс скорби и памяти”, в город приезжают оставшиеся в живых пассажиры лайнера, члены экипажа, а также родственники погибших (более половины жертв трагедии были украинцами, включая экипаж).

На катере их доставляют от причала Новороссийского морского вокзала к мысу Дооб, откуда видно место гибели парохода, который до сих пор лежит на глубине 47 метров.

Навсегда остались под водой 64 человека, которых не удалось найти и поднять на поверхность.

Эта горькая правда никому не была нужна, да и сейчас выводы не сделаны, катастрофы на воде продолжаютсяБорис Морозов,
электромеханик “Адмирала Нахимова”

Как рассказала Би-би-си директор благотворительного фонда “Нахимовец” Наталия Рождественская, в Цемесской бухте будет отслужена панихида, на воду опустят цветы и венки.

Район крушения “Адмирала Нахимова” в радиусе 500 метров официально является местом захоронения жертв катастрофы. Здесь запрещены постановка на якорь, погружение водолазов и подводных аппаратов, а также любые другие действия, нарушающие покой этого места. Экологической и навигационной опасности лежащее на дне судно не представляет.

К 25-й годовщине трагедии фонд “Нахимовец” издал сборник очерков бывшей бортпроводницы Ирины Кулишкиной “Адмирал Нахимов”: от А до Я” и книгу воспоминаний электромеханика Бориса Морозова “Горькая правда катастрофы парохода “Адмирал Нахимов”.

По словам электромеханика, он не может понять поведения капитана балкера “Петр Васев”, который “решился идти наперерез”. “Это не было навигационной ошибкой, хотя помехи имели место, это было осознанное решение капитана”, – считает Морозов.

“Первые 20 лет после пережитого я не мог об этом говорить, – признается Борис Морозов. – Но, прочитав весь бред в интернете, который написан о произошедшем, решил написать, как это было. Эта горькая правда никому не была нужна, да и сейчас выводы не сделаны, катастрофы на воде продолжаются”.

10 июля 2011 года на Волге затонул прогулочный теплоход “Булгария”, в результате чего погибли более 120 человек из 208 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту. Эта трагедия стала крупнейшей для пассажирского флота России после распада Советского Союза.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/08/110830_nakhimov_disaster_25anno

История трагедии: как Тихоокеанский флот лишился руководства в авиакатастрофе 1981 года

О проекте Гибель адмиралов.  Гибель адмиралов. Тайна одной авиакатастрофы

Вопросы истории Вопросы истории Военная история В страшной авиакатастрофе, произошедшей 37 лет назад под Ленинградом, погибло практически все командование ТОФ – 44 человека, среди которых было 16 адмиралов и генералов, в том числе командующий, адмирал Эмиль Николаевич Спиридонов.

История падения Ту-104 на аэродроме Пушкин долгое время была покрыта завесой тайны: в разбившемся на 8-й секунде полета лайнере находилось практически все командование Тихоокенского флота (ТОФ) Советского Союза. Официальное сообщение о гибели своих мужей вдовы получили лишь в 1997 году.

Впрочем, еще в 1983-м на Серафимовском кладбище в Ленинграде, где было похоронено большинство погибших, по личному распоряжению главкома ВМФ СССР Сергея Горшкова был воздвигнут мемориал. Памятная надпись со словами «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.

1981 года» появилась на нем в 2000 году.
 

Тогда, 37 лет назад, на базе Военно-морской академии в Ленинграде проводились оперативный сбор высшего командного состава всех флотов и командно-штабные учения без привлечения реальных сил. Образно говоря, адмиралы «воевали» на картах, а скорее всего, обсуждали вопросы мировой геополитики на морях и океанах.

Тогда только закончилась Китайско-вьетнамская война, в которой Советский Союз помогал Вьетнаму, осуществляя поставки вооружений морским путем. Второй год шла военная операция в Афганистане, и американские авианосцы с морскими пехотинцами на борту кружили по Тихому и Индийскому океанам в готовности высадить десант. ТОФ в тот момент был, как говорится, на острие атаки.

К слову, именно командование тихоокеанцев по итогам тех учений было признано лучшим.

Седьмого февраля, после завершения сборов, высшее руководство флотов разлеталось по домам – Ту-104 с бортовым номером 42332 предстояло лететь дольше всех, через Хабаровск во Владивосток.

Но именно полет этого рейса оказался самым коротким: через несколько секунд после взлета самолет рухнул буквально в нескольких десятках метров от взлетно-посадочной полосы.

Версий катастрофы было много, рассматривался и вариант диверсии – обезглавить командование Тихоокеанского флота мечтали многие наши недоброжелатели. Грешили и на непогоду: в Пушкине тогда были сложные метеоусловия, и шел обильный снегопад.

«Диверсия как таковая в тот момент была практически исключена, – считает военный историк из Санкт-Петербурга Александр Зимовский. – Представьте, военный аэродром, охраной которого занимался отдельный батальон, плюс особисты из контрразведки, которые весь обслуживающий персонал рассмотрели едва ли не под микроскопом.

Тогда еще не было и фактора исламского фундаментализма, и солдатик-таджик или представитель другой среднеазиатской республики с удовольствием ел свинину и не помышлял о джихаде. Версия иностранных спецслужб если и рассматривалась, то только теоретически: пронести взрывчатку на борт самолета на охраняемом объекте было практически невозможно.

Там были только свои, и если посмотреть список погибших, то никого подозрительного в нем нет. Вероятнее всего, причиной крушения стал так называемый перегруз: на борту находились тяжелые рулоны бумаги для типографии флотской газеты, которые решили переправить с оказией во Владивосток.

При взлете они сместились в хвостовую часть самолета, в результате чего он потерял устойчивость и рухнул на землю, потеряв высоту».

Список погибших – 44 пассажира и шесть членов экипажа. Элита флота и авиации. Адмирал Эмиль Спиридонов, командующий ТОФ, в перспективе мог стать командующим ВМФ страны.

Подводник, прошедший службу на Северном и Тихоокеанском флотах, на момент гибели ему было всего 55 лет – его карьера была на подъеме. Именем адмирала названы улица во Владивостоке и большой противолодочный корабль «Адмирал Спиридонов».

Именем члена военного совета ТОФ контр-адмирала Сабанеева также названы улица во Владивостоке, школа в Подольске, откуда он родом, морской тральщик.
 

Среди погибших в том трагическом рейсе – 16 адмиралов и генералов. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ вице-адмирал Виктор Белашев, командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант Георгий Павлов, начальник разведки ТОФ контр-адмирал Геннадий Леонов. Этом списке есть и Виктор Дворский – старший матрос, чертежник штаба ТОФ – всем была уготована одна судьба, невзирая на чины и звания.

Экипаж борта 42332 был подобран из лучших авиационных специалистов. Командир, подполковник Анатолий Инюшин, являлся командиром отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Каждый из них был высококлассным специалистом в своем деле с большим опытом летной работы. При расследовании этой катастрофы на экипаж грешить никто не стал – повода не было.

«Трагедия 1981 года, бесспорно, обезглавила тогда командование ТОФ, в том числе и крупных соединений надводных и подводных сил флота, но управляемость не была потеряна, – говорит Александр Зимовский. – Уже в феврале к исполнению обязанностей командующего приступил адмирал Владимир Сидоров.

Впоследствии ТОФ возглавляли выдающиеся военачальники – адмиралы Геннадий Хватов, Георгий Гуринов, Игорь Хмельнов, Владимир Куроедов, ставший в последствии главкомом ВМФ, ряд других адмиралов, заканчивая нынешним командующим адмиралом Сергеем Авакянцем.

Не были нарушены и традиции высокой боеготовности Тихоокеанского флота, чьи корабли бороздят моря и океаны по всему миру. Достаточно вспомнить легендарное имя крейсера “Варяг” – ныне это имя носит ракетный крейсер проекта 1164 “Атлант”, который наравне с другими кораблями является гордостью ТОФ.

Остались только горечь утрат и память о погибших в той катастрофе».

В память о погибших флотских военачальниках вчера, 7 февраля, состоялась уже традиционная панихида в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, где висит мемориальная доска с их именами.

Вспоминали погибших и во Владивостоке, где в прошлом году был открыт памятник в честь командования ТОФ, и во всех городах России, где они родились.

А 18 февраля у мемориала тихоокеанцам на Серафимовском кладбище после окончания сборов руководящего состава ВМФ РФ состоится церемония отдания воинских почестей погибшим в авиакатастрофе.

В ДPУГИХ CMИ

Экспертное мнение и аналитика

Источник: https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/201802081035-gtx1.htm

Крушение ТУ-104: 37 лет назад авиакатастрофа унесла жизни почти всего руководства ТОФ

О проекте Гибель адмиралов.  Гибель адмиралов. Тайна одной авиакатастрофы

Ту-104А, бортовой номер СССР-42332, 1964 год. Архив К.Г. Удалова

В результате падения самолета в Ленинградской области погибли 50 человек

7 февраля исполняется 37 лет со дня трагедии, которая произошла на аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года. В этот день упал самолет ТУ-104 с командованием Тихоокеанского флота СССР.

В результате крушения погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга ТОФ СССР. В результате этой авиакатастрофы Тихоокеанский флот на время остался практически без руководства.

ИА PrimaMedia предлагает вспомнить подробности катастрофы.

В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде состоялся оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.

30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкине (Ленинградская область) приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации — аэродром “Кневичи”, Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ. Учения проходили в течение недели, по итогам которой действия командования ТОФ были признаны лучшими. На следующий день высшее командование флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.

В 16.00 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно.

При выполнении взлета Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки.

Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал крениться на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.

Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.

Ту-104Ш ТОФ СССР, бортовой номер СССР-42330. Архив К.Г. Удалова

Предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствие выяснилось, что вице-адмирал Г.А. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.А. Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели.

По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипаж допустил ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолета на скорости, меньше расчетной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.

По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стала перегрузка самолета, в том числе и топливом. Именно по этой причине взлет был произведен на скорости менее расчетной, так как экипаж был просто не в состоянии разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Официальное расследование эту версию так же не подтверждает.

Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете “Красная звезда”, официальном печатном органе вооруженных сил СССР:

“7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей”.

Авиакатастрофа Ту-104 под Пушкиным стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибло высшее командование вооруженных сил СССР. Гибель командования ТОФ фактически оставила флот без руководства.

Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как первоочередной версией катастрофы был террористический акт, но, в последствии, данная версия не нашла подтверждения. По итогам катастрофы командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковник А. И. Яковлев был снят с должности.

Хотя самолеты Ту-104 не использовались в гражданской авиации с 1979 года, их эксплуатировали в ВВС. После катастрофы под Пушкино Ту-104 перестал эксплуатироваться и в вооруженных силах СССР — все самолеты были списаны.

Практически все погибшие были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. В 1983 году по личному распоряжению главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:

“Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года”.

Начиная с 1991 года, каждый год 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим в этой авиакатастрофе. 15 июня 2000 года на территории собора была открыта мемориальная доска с именами погибших.

В 2017 году памятник погибшим военнослужащим открыли во Владивостоке на Корабельной набережной. Он представляет собой мраморную стелу, увековеченную парусником. Мемориал находится у 33 причала на территории ТОФ.

Памятник погибшему в авиакатастрофе командованию ТОФ, Владивосток, 7 февраля 2017 года. Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Список погибших

экипаж

  • Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.
  • Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля — правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.
  • Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор.
  • Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.
  • Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.
  • Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.

Памятник погибшему в авиакатастрофе командованию ТОФ. Александр Ратников, ИА PrimaMedia

пассажиры

  • Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
  • Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
  • Павлов Георгий Васильевич. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
  • Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
  • Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
  • Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
  • Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
  • Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
  • Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
  • Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета — начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
  • Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета — начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
  • Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета — начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Чулков Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
  • Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга.
  • Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета — начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
  • Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба — заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
  • Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
  • Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.

Памятник погибшему командованию ТОФ. Александр Ратников, ИА PrimaMedia

  • Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
  • Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела — заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
  • Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
  • Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
  • Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
  • Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
  • Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
  • Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета — начальника политуправления ТОФ, мичман.
  • Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
  • Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
  • Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
  • Левкович Анна П. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
  • Морева Елена Александровна. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
  • Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
  • Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Учения “крылатой пехоты” в Приморье: 1 тысяча десантников, вертолеты и дроны

Спасательный батискаф нового поколения “Бестер-1” заступит на дежурство в составе ТОФ

111-ю годовщину основания подводных сил на Тихом океане отмечают сегодня, 5 января

7.02.2018

28353

Источник: https://primamedia.ru/news/488481/

Подробности крушения Ту-104

О проекте Гибель адмиралов.  Гибель адмиралов. Тайна одной авиакатастрофы

В один из февральских дней 1981 года тишину небольшого городка Пушкин в Ленинградской области нарушила страшная авиакатастрофа.

Следовавший рейсом на Дальний Восток самолет Ту-104 потерпел крушение, все находившиеся на борту погибли.

Остроты ситуации придавал тот факт, что разбилась вся руководящая верхушка Тихоокеанского флота и ряд других высокопоставленных военных чинов — всего 16 адмиралов и генералов.

В начале февраля 1981 года в город на Неве с целью проведения штабных учений прибыл командный состав всех флотов Советского Союза. Мероприятия длились неделю, итоги подвели 7 февраля. По общему признанию, лучшими стали моряки-тихоокеанцы. В тот же день они начали собираться обратно домой.

https://www.youtube.com/watch?v=sf0P5fLDads

В тот день в Ленобласти стояла ненастная погода, шел обильный снегопад. Самолет Ту-104 готовился ко взлету с аэродрома города Пушкин. В 16:02 лайнер вышел на взлетно-посадочную полосу, разогнался и оторвался от земли. На борту находились 50 человек — шесть членов экипажа и 44 офицера.

Среди них был высший руководящий состав Тихоокеанского флота: адмирал Эмиль Спиридонов — командующий флотом, глава политического управления ТОФ вице-адмирал Владимир Сабанеев, командующий авиацией Тихоокеанского флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, председатель штаба генерал-майор авиации Степан Данилко, начальник разведки Тихоокеанского флота контр-адмирал Геннадий Леонов, а также командующие флотилиями и другие высшие офицерские чины.

Спустя восемь секунд после машина вдруг резко накренилась вниз, начала снижаться и ударилась о землю. “Куда!” — таковым было последнее слово командира лайнера подполковника Анатолия Инюшина. Его истошный крик был отчетливо слышен на записях черных ящиков.

В катастрофе Ту-104 погибли 16 адмиралов и генералов, капитаны первого, второго и третьего рангов.

Единственным выжившим был старший лейтенант Валентин Зубарев. При ударе о землю его выбросило из кабины самолета. Но от полученных травм офицер скончался по дороге в больницу.

Эмиль Спиридонов. wikipedia.org

Крушение лайнера обезглавило Тихоокеанский флот СССР. Это грозило полным параличом управляемости столь громоздкой структуры и резким снижением уровня ее боеготовности.

В условиях холодной войны это могло привести к непредсказуемым последствиям.

Высшее военное руководство страны в спешном порядке назначило на освободившиеся должности нижестоящих офицеров, а в Кремле взяли расследование причин случившегося под личный контроль.

Рассматривалось несколько версий произошедшего. Первая — террористический акт, устроенный подрывником-одиночкой. Вариант диверсии анализировался особенно тщательно.

Рассматривалась возможность причастности как китайских, так и американских спецслужб.

В пользу первой версии говорило то, что совсем недавно отгремела Китайско-вьетнамская война, и не последнюю роль в победе Вьетнама сыграл советский Тихоокеанский флот. Моряки, помимо прочего, доставляли вьетнамцам боеприпасы и вооружения.

В пользу “американской” версии было то, что СССР уже как два года вел войну в Афганистане. Соединенные Штаты, противодействуя распространению влияния Советского Союза, не только поставляли оружие моджахедам, но и рассматривали возможность переброски частей морской пехоты в районы Индийского моря для дальнейшего броска в Афганистан.

Будан Виктор, Нетелев Роберт, Ходжаев И. /Фотохроника ТАСС

Москва наверняка была в курсе таких планов по линии разведки. Противодействовать возможной десантной операции американцев мог только Тихоокеанский флот. Посему устранение его руководящей верхушки и начало реализации американского плана вполне могло быть звеньями одной цепи, размышляли в Москве.

Но версии иностранного вмешательства быстро отпали, когда следователи выяснили реальные причины трагедии. Как оказалось, незадолго до катастрофы командир экипажа Ту-104 обращался в политотдел Тихоокеанского флота и просил вице-адмирала Сабанеева обратить внимание на ненадлежащее поведение некоторых высокопоставленных офицеров. Но просьбы пилота не были услышаны.

В итоге выяснилось, что причиной гибели самолета стал… товарный дефицит в СССР того времени. Дело в том, что прилетевшие в Ленинград тихоокеанцы под завязку забили лайнер различными товарами и бытовой техникой, которую было трудно достать на Дальнем Востоке. Ко всему прочему в салоне Ту-104 оказались тяжелые рулоны бумаги и даже массивные сейфы с секретными папками.

Расследовавшая причины случившегося комиссия пришла к выводу, что при разбеге самолета незакрепленный груз резко сместился в хвостовую часть машины, что повлекло за собой потерю устойчивости. Ту-104 накренился хвостом вниз, показал в воздухе “крест” и в таком положении упал на землю. Именно так описывали произошедшее очевидцы из числа местных жителей.

Братская могила погибших в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. wikipedia.org/SerSem

Погибшие флотоводцы были похоронены на Серафимовском кладбище Ленинграда. При этом материалы расследования катастрофы были строго засекречены. Газеты о произошедшем практически не писали. Единственную запись сделала “Красная звезда”, да и то на третьей полосе.

Источник: https://news.rambler.ru/incidents/39078235-samolet-s-16-yu-generalami-i-admiralami-razbilsya-v-lenoblasti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.