Обрыв краткое содержание по главам и частям. Иван гончаров – обрыв

«Обрыв» И. А. Гончаров Кратко

Обрыв краткое содержание по главам и частям. Иван гончаров - обрыв

Роман «Обрыв» выступает апофеозом творческого роста литературных трудов Гончарова в направлении «психологический реализм». Это произведение становится заключительной частью трилогии: «Обломов», Обыкновенная история», «Обрыв».

Роман «Обрыв» состоит из пяти частей:

  1.   Первая повествует о жизни главного героя в Петербурге и напоминает затянувшийся пролог перед основными событиями. Рассказ идёт со слов автора
  2.   Вторая переносит читателя в Малиновку.

    Здесь и до последних строк романа наблюдения и прочие повествования описываются от лица Райского

  3.   Третья и четвёртая части отличаются резкой сменой ритма повествования.

    Страсти накаляются, образуется конфликт

  4.   Пятая часть завершает рассказ, но читателя ждёт неполная развязка — о том, как сложились дальнейшие судьбы Веры и Бориса остаётся только догадываться

I. Знакомство с Райским

Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов часто встречаются в доме Пахотина за карточной игрой. Аянова мало интересуют отношения дома Похотиных, и он приезжает сюда просто развеяться.

А вот его приятель Райский наносит визиты Пахотиным, чтобы иметь возможность видеть недавно овдовевшую Софью, дочь гостеприимного хозяина. Он задумал пробудить страсти в молодой женщине, заставить её вновь наслаждаться жизнью.

Сам он человек бушующих страстей — немного писатель, немного художник, но без определённого рода деятельности.

В Петербург герой прибыл из родового имения. Пытался учиться и найти себя, но пока безуспешно. В одном уверен Райский, что свяжет свою жизнь с искусством.

С таким настроем Борис Павлович отправляется в родные пенаты, где после смерти его родителей «воцарилась» двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова.

Бабушка осталась старой девой, так как много лет назад в нежном возрасте девицы ей не позволили пойти под венец с любимым Титом Ватулиным. Её избранник тоже остался холостым и до сих пор заезжает в гости к своей несостоявшейся невесте.

II. Имение Райского. Жуткая легенда обрыва в конце сада

Малиновка похожа на земной Эдем. Единственный минус — жуткий обрыв в конце сада имения. Его боятся все обитатели дома.

Легенда гласит, что в давние времена убил ревнивый муж свою жену и любовника на самом дне обрыва, а после свёл счёты с жизнью.

Когда по всему городку разошлась страшная весть, местное население пришло в настоящий ужас. А власти города закрыли глаза на то, что самоубийцу тут и зарыли.

Татьяна Марковна обрадована приезду Райского и сразу пытается приурочить его к ведению хозяйства. Но для него визит в имение Малиновку это возможность погрузиться в новые поэтические впечатления, к делам герой совершенно равнодушен.

По завершению каникул Борис возвращается в Петербург к привычной жизни. В университете он находит общий язык с Леонтием Козловым, сыном дьякона, несмотря на то, что между ними нет ничего общего.

Товарищ вскоре уезжает жить в глубинку, а Райский скучает дальше в Петербурге.

Летом Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье, получает письмо от Татьяны Марковны. Бабушка зовёт Райского в гости. Она сообщает, что Леонтий обосновался недалеко от их имения.

III. Райская жизнь в Малиновке

Только что, приехав в Малиновку, Борис видит милейшее создание Марфу, воспитанницу живущую в доме при его бабушке. Герой, глядя  на девушку, кормящую домашних птиц, чувствует, что он именно здесь найдёт красоту, которой так не хватает городским ландшафтам и обществу столицы.

Жизнь в Малиновке нравится Райскому. Рядом обосновался приятель Козлов, он женился и привёз с собой в глубинку завидную невесту, по которой сходили с ума многие студенты из их университета. Деревенская жизнь неспешна и прекрасна.

Кузина Вера, вторая воспитанница бабушки, в отъезде. А с Марфой Райский проводит много времени, пытается её просветить и узнать больше о её пристрастиях. Он жаждет объяснить девушке, что возможна иная истинная жизнь.

Но Марфа устойчива в своих традиционных взглядах, и пробудить в ней страстную натуру невозможно.

В дом к Райскому постоянно прибывают гости, что бы его повидать. Вокруг него постоянно крутится Полина Крицкая. Кокетка пускает все свои чары на молодого человека, однако они вызывают в нём лишь желание убежать прочь.

Райский часто бывает с визитами у Козловых. В этом доме бывает и Марк Волохов.

Несмотря на ужасы о нём, которые рассказывала ему Татьяна Марковна, Борис заинтересован личностью Марка и приглашает его к себе.

Волохов имеет смутную репутацию, находится под надзором полиции и побуждает к чтению запрещённой литературы. Его жизненное кредо — сплошная личная выгода, отрицание устоев и неуважение мнения окружающих.

IV. Возвращение веры

В имение возвращается Вера. Она впечатляет Райского своей таинственностью до глубины души. Герой решает разгадать эту девушку, во что бы то ни стало. Он начинает за ней шпионить. Вере Борис не интересен. Она находит в себе силы, чтобы выяснить с ним отношения и потребовать прекратить за ней наблюдения. Серьёзно переругавшись, Борис и Вера примиряются и даже становятся ближе.

Бабушка тем временем задумывает остепенить Райского, женив его. Но герой против такого развития событий. Он пускается на поиски куда-то запропастившегося Волохова.

У Марфы развивается роман с невесть откуда возникшим Викентьевым.

V. Званый обед

Бабушка организовывает торжественный приём в честь внука, прибывшего из столицы. Приглашена вся округа. Но мероприятие омрачается ссорой Райского и Тычкова.

Татьяна Марковна встаёт на защиту внука и почтенного старца с позором прогоняют из дома. Покорённая смелостью Бориса Вера целует его от избытка чувств.

Для героя этот момент ничего не значит, он уже почти решил покинуть Малиновку. Интерес к кузине окончательно пропал.

Первой уезжает Вера. Райский решается расспросить о ней у бабушки. Татьяна Марковна рассказывает, что на её воспитаннице хочет жениться Тушин. Под впечатлением от услышанного, Райский позволяет Крицкой увезти себя с собой. После свидания он отправляется в дом к Козловым и там попадает в объятия к Ульяне, жене Леонтия.

Обеспокоенная поведением воспитанниц бабушка читает с ними книгу, где главная героиня заканчивает своё существование в монастырских стенах за то, что полюбила против воли родителей. Под впечатлением объясняются Марфа и Викеньтьев. В Малиновку приезжает мать Викеньтьева и просватывает Марфу. Вера так и остаётся загадкой.

VI. Выбор Веры

Раскрывается загадка влюблённой Веры. Она вздыхает по Марку Волохову. У них состоится свидание на дне обрыва. Взгляды молодой пары слишком не совместимы. Вера мечтает о свадьбе, Марк себя в браке не видит.

Райский не оставляет попыток узнать, что за тайну хранит его кузина. Спокойствие городка нарушает бесстыжий побег жены Козлова с учителем. Леонтий убит горем. Его пытаются привести в чувства Борис и Марк.

Борису приходит письмо от Аянова, которое рассказывает о скандальном романе Софьи с графом Милари. Но Райскому всё равно, он полностью поглощён загадкой Веры. Вечером накануне помолвки Марфы он подкарауливает девушку на краю обрыва и осознаёт к кому она бегает на свидания.

Пристыженная Вера слегла с горячкой. Ей хочется поведать о своём грехе бабушке, но момент совершенно не подходящий. В доме собираются гости. Они провожают Марфеньку под венец.

Вера открывается перед Борисом и просит его рассказать о своём горе бабушке. Татьяна Марковна «выхаживает» свою беду по всему дому и окрестным местам.

Затем она приходит к постели больной воспитанницы и ухаживает за ней до полного выздоровления.

Перед оступившейся Верой бабушка произносит свою исповедь. Она признаётся, что сама согрешила в юности с любимым мужчиной, когда к ней сватался уже другой. Нежеланный жених застал любовников в оранжерее, и Татьяна Марковна дала клятву безбрачия.

Заключение и выводы по произведению

В психологическом романе Гончарова «Обрыв», пристальное внимание уделяется внутренним метаниям и переживаниям героев. От внешних воздействий персонажи меняются изнутри и их взгляды преломляются. Часто такие метаморфозы болезненны, но они неизбежны. Основная проблема романа — конфликт патриархальных устоем и современных взглядов на мир.

Не случайно, в конце концов, Гончаров назвал своё детище «Обрыв». Большинство действующих лиц в развитии сюжета находят «свой» обрыв и срываются с него. Все попытки Райского определиться с женщиной — оборвались ничем.  Вера упала с обрыва любви и разочарования в избраннике. Обрыв и падение бабушки настигли её ещё в молодости. И нигилистические взгляды Марка ни к чему его не приведут.

Образы главных героев в романе «Обрыв»

Прежде чем приступить к чтению романа «Обрыв» в кратком содержании, полезно познакомиться с характеристиками его персонажей. Понимание образов героев и их мировоззрения пригодится при написании сочинения по литературе.

Как считал сам автор, в его романе основными действующими лицами выступают: Райский, Вера и бабушка.

  •  Борис Павлович Райский— в начале повествования Райскому 35 лет. В подробном портрете автор подчёркивает глаза своего героя, в которых отражается вдохновение и жизненная усталость. Борис человек талантливый и возвышенный. Он обладает тонкой душевной организацией и ужасно ленив. Созерцание окружающего мира его любимое занятие. Он любит размышлять, но не действовать.
  • Вера Васильевна— Вера обладает сложным типом личности. Она не разделяет патриархальных взглядов бабушки и имеет своё мнение об окружающей действительности. Девушка много читает и интересуется смелыми взглядами Марка, полюбив которого переживает глубокое разочарование.
  • Татьяна Марковна Бережкова или бабушка— Татьяна Маркова привыкла контролировать всё, что происходит в её доме. Она не приемлет суеты и считает, что у каждой вещи должно быть своё место. Как личность эта героиня находится в полной гармонии с самой собой и точно знает, что ей нужно от жизни. Она требовательна ко всем вокруг, особенно это касается соблюдения ей же назначенных правил, но своих внучек трепетно и нежно любит. Литераторы сравнивают «царство» бабушки с Эдемом на земле. Лишь один минус есть в сказочном быту Бережковой — обрыв в конце сада, в контексте это символ упадка дворянства. Автор в своём романе отождествляет образ бабушки со старой патриархальной Россией.

Другие персонажи романа «Обрыв»

  • Марк Волохов — молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицающий опыт предков и их традиции, откровенно не уважающий чужого мнения, чувств и личного пространства. Пользы от таких людей нет — сплошной шум, злые шутки и революционные волнения на пустом месте. В самой юности Марка выгнали из университета за развязное поведение и фамильярность с преподавателями. Затем случилась нехорошая любовная история с дочерью влиятельного лица Марфа Васильевна, и неугодный ловелас ушёл служить Родине в полк.
  • Марфа Васильевна или Марфенька — сестра Веры и полная её противоположность. В облаках эта девица не летает, во всём послушна бабушке, погружена с головой в хозяйственные работы при имении.
  • Иван Иванович Аянов  — приятель Райского.
  • Софья Пахотина — дочь Пахотина в доме, которого частенько встречаются друзья Райский и Аянов, чтобы поиграть в карты. Софья недавно овдовела.
  • Вдова Крицкая — кокетка, безрезультатно флиртующая с Райским.
  • Леонтий Козлов — университетский приятель райского, сын дьяка.
  • Викеньтьев — ухажер Марфы.
  • Нил Тычков — важный старик. Председатель в отставке.

Кратко об история создания романа «Обрыв»

Идея создания романа зародилась ещё в 1849 году, но воплотил её автор лишь спустя 20 лет.

Работал Иван Александрович с перерывами, параллельно писал «Обломова» и долго не мог определиться с окончательным названием: «Художник» или «Райский», «Художник Райский» или «Вера».

В итоге, получился «Обрыв», совсем не похожий на первоначальные варианты. Роман впервые был опубликован на страницах «Вестника» в 1869 году.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/goncharov/obryv

Краткое содержание «Обыкновенная история»

Обрыв краткое содержание по главам и частям. Иван гончаров - обрыв

Роман «Обыкновенная история» Гончарова была написана в 1847 году, став первым серьезным произведением писателя. Книга раскрывает изменения в характере и мировоззрении героя под влиянием жизненных обстоятельств и социальных перемен.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Обыкновение история» по главам и частям. Пересказ романа пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Александр Адуев – молодой человек, мечтательный, наивный, который меняется под влиянием дяди.

Петр Иванович Адуев – богатый дядя Александра, сухой, прагматичный человек.

Анна Павловна Адуева – небогатая помещица, мать Александра, добрая и любящая женщина.

Сонюшка – влюбленная в Александра девушка, его соседка в деревне.

Александр Поспелов – близкий друг Александра.

Наденька Любецкая – питерская невеста Александра, умная своенравная девушка.

Лизавета Александровна – молодая жена Петра Ивановича Адуева, добрая, открытая женщина.

Сурков – компаньон Петра Ивановича, ветреный мужчина, большой любитель женщин.

Юлия Павловна Тафаева – молодая вдова, романтическая, возвышенная женщина, невеста Александра.

Костяков – опустившийся старик, с которым Александр ловил рыбу.

Лиза  – юная девушка, дачница, влюбленная в Александра.

Евсей  – камердинер Александра Адуева, который жил с ним в Петербурге.

«Однажды летом, в деревне Грачах, у небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой» в доме с раннего утра начались хлопоты. Все готовились к отъезду в Петербург единственного сына помещицы – молодого человека Александра.

Анна Павловна согласилась отпустить сына «в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать», но предстоящая разлука давалась ей очень тяжело. Она принялась уговаривать Александра остаться в родных Грачах, жениться на Сонюшке – дочери Марьи Карповны, и спокойно жить, наслаждаясь красотами природы.

Однако Александру наскучил тесный домашний мирок – он мечтал о славе и блестящих подвигах во славу Отечества. Будущее представлялось ему в самых радужных красках – «о горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху».

На прощальный обед приехали сосед Антон Иванович, священник, Марья Карповна с дочерью Соней, а также близкий друг Александр Поспелов. Юноша простился с Соней, пообещав ей вернуться и устроить их счастье. В подарок от нее он получил «волосы и колечко».

Вместе с барином в Петербург отправился и его камердинер Евсей, возлюбленный ключницы Аграфены.

Глава 2

Приехав в Петербург, Александр первым делом навестил своего дядю Петра Ивановича Адуева – важного чиновника, который «слыл за человека с деньгами». Поначалу  старший Адуев велел передать, что его нет дома, и он вернется только через три месяца, но, вспомнив доброту Анны Павловны, решил принять племянника.

Петр Иванович взялся обучать юношу правилам поведения в светском обществе, рассказывал об особенностях петербургской жизни.

Александр сравнивал Петербург с провинцией, и эти сравнения были не в пользу города на Неве: люди здесь были равнодушны, дома – однообразны, не было простора и красот природы.

Дядюшка поделился с Александром, что здесь такие понятия как «любовь» и «дружба» имеют совсем иную ценность, и посоветовал выбросить волосы и колечко Сони, чтобы сосредоточиться на важных вещах.

Петр Иванович устроил Александра в отделение департамента. Узнав, что племянник пишет стихи, он велел ему бросить это глупое занятие, а вместо рифмоплетства заняться переводами немецких статей о сельском хозяйстве, которые принесут ему дополнительный доход.

Глава 3

За два года жизни в Петербурге Александр «очень изменился, возмужал». Он научился «владеть собою, не так часто обнаруживал порывы и волнения». Продолжая служить в департаменте, юноша писал очерки, повести, стихи. Он не оставил мечты о любви, и спустя некоторое время признался дядюшке, что влюблен в очаровательную Наденьку Любецкую.

Петр Иванович посоветовал ему жениться не по любви, а с расчетом, «ведь любовь пройдет – это уж пошлая истина». Он также признался, что сам планирует вскоре связать себя узами брака.

Глава 4

«Жизнь Александра разделялась на две половины»: по утрам он работал в департаменте, а по вечерам бывал на даче у Любецких. Его избранница «была не красавица и не приковывала к себе мгновенно внимания», однако Александр полюбил ее за «ум пылкий, сердце своенравное и непостоянное».

Мать воспитывала Наденьку сама, без гувернантки, и всячески баловала ее. Она была одной из тех бесхитростных и добрых женщин, «которые находят прекрасным все, что ни делают детки». В результате Наденька «распоряжалась и собою, и маменькою, и своим временем, и занятиями, как хотела».

В сумерках влюбленные уединялись в густом саду, чтобы помечтать о будущем. Наденька боялась, что эти счастливые минуты больше никогда не повторятся, но Александр неизменно уверял ее в вечности их чувства. Счастливый, он уплывал к себе на рассвете, чтобы утром вновь пойти на службу.

Глава 5

Достигнув «апогея своего счастия», Александр забросил службу и свои литературные труды. Дядюшка «советовал бросить пустяки», но юноша в ответ только улыбался и молчал. Петр Иванович предупредил, что не будет давать ему денег. Однако это не испугало влюбленного юношу, который искренне считал, «что он один на свете так любит и любим».

Александр вновь стал писать стихи, которые публиковал в журнале под другим именем. Однажды он послал и повесть, но ее вернули обратно с пожеланием больше трудиться.

Незаметно прошел год, назначенный Наденькой в качестве испытательного срока. Александр был готов переговорить с ее матерью о предстоящей женитьбе, но все изменилось с появлением молодого, красивого и обходительного графа Новинского, который быстро вскружил голову девушке.

Узнав, что Любецкие вернулись с дачи в город, Александр решил объясниться с Наденькой. Так он узнал, что она полюбила другого и не собирается выходить за него замуж. Оставшись наедине, несчастный влюбленный «начал рыдать громко, но без слез».

Глава 6

В тот же вечер Александр отправился к дядюшке, чтобы поделиться своим горем. Он сообщил о своем намерении вызвать графа на дуэль, на что рассудительный Петр Иванович возразил, «что драться – глупость вообще».

Нужно набраться терпения и методично поражать слабые стороны своего обидчика, оставаясь при этом вежливым и хладнокровным, не опускаясь до унижений и оскорблений.

Только так противник может перестать видеться любимой женщине в розовом свете.

Петр Иванович объяснил племяннику, что Наденька не виновата, что полюбила другого. Он посоветовал Александру отвлечься от грустных мыслей, занявшись полезным делом.

Глава 1

Прошел год, и Александр постепенно «перешел от мрачного отчаянья к холодному унынию». Он сменил свою ненависть к Наденьке и графу на глубокое презрение. Ему даже «нравилось играть роль страдальца» – молодая жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна, сочувственно слушала его жалобы и утешала, как могла.

Женщина оказалась между двумя полюсами – холодным и расчетливым супругом, обеспечивающим ей достойную жизнь, и страстным племянником, готовым пойти на любые безумства ради любви. Лизавета Александровна и сама готова была пройти любые испытания, лишь жить полной жизнью.

В своих страданиях Александр дошел до того, что стал презирать всех людей.

Дядюшка привел его в чувство, обвинив в неблагодарности по отношению к другу Поспелову, дяде, тете и даже матери, которой тот не писал уже несколько месяцев.

Лизавета Александровна взяла с него обещание творить, а Петр Иванович посоветовал не заниматься глупостями, а направить свою энергию на достижение финансового благополучия, после чего выгодно жениться.

Эпилог

«Спустя года четыре после вторичного приезда Александра в Петербург» некогда подтянутый и молодцеватый Петр Иванович «как будто опустился». Он в полной мере осознал, что его сухость по отношению к  жене подорвала ее хрупкое здоровье, сделала жизнь пустой и бесцветной. Петр Иванович решил продать завод, отойти от дел и все время уделять Лизавете Александровна.

В гости к дядюшке зашел Александр – за это время он «пополнел, оплешивел», налился румянцем. Он дослужился до коллежского советника, получил крест. Александр объявил о своем намерении жениться.

Его невеста очень богата, хороша собой, а больше ему ничего и не нужно. Александр признался, что все его увлечения были ошибками молодости.

Петр Иванович был очень горд племянником, и даже разрешил в первый и последний раз обнять себя.

В произведении показана неизбежность перемен в человеке под воздействием социума. Чистый и наивный юноша утрачивает все свои мечты и полностью меняет мировоззрение, чтобы соответствовать требованиям столичной жизни.

Пересказ «Обыкновенная история» пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 172.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/goncharov/obyknovennaya-istoriya

Обрыв. Краткое содержание. | Инфошкола

Обрыв краткое содержание по главам и частям. Иван гончаров - обрыв
25 июля 2014       админ       страница » Link        4302

Почему роман Гончарова назван «Обрыв» не понятно с самого начала, поэтому необходимо ознакомиться хотя бы с кратким содержанием этого произведения.

В начале романа «Обрыв» мы видим как два друга Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов  собираются в гости в Петербургский дом Пахотиных, чтобы провести вечер играя в карты.

Кроме игры в карты со старыми девами  Анной Васильевной и Надеждой Васильевной, Райского  еще интересует Софья Беловидова, которая проживает вместе с тетками. Он надеется на то, что сможет наполнить страстью эту холодную  женщину. У Райского много увлечений – он и рисует, и музыцирует, и немного пишет.

Он приехал в Петербург пытается отыскать свое призвание и видит его в искусстве, в возможности своими талантами задеть чью-нибудь душу.

На каникулы Борис Павлович  едет в свое имение – Малиновку. Имение очень красиво, все в нем чудесно, кроме обрыва на краю сада. Все обитатели дома боятся туда ходить, так как о нем рассказывают страшные истории о том, что на дне обрыва городской портной убил за измену жену, сам зарезался и похоронен тут же.

Двоюродная бабушка Райского Татьяна Марковна очень рада приезду внука. Она хочет похвастаться хозяйством, приучить внука к сельской жизни и познакомить и сблизить с обитателями имения – Нилом Андреевичем,  семейством Молочниковых и кокеткой Крицкой. Все это не интересно Райскому. Его душа рвется обратно в Петербург.

В Петербургском университете он сближается с Леонтием Козловым, бедным и робким сыном дьякона, но он после окончания обучения уезжает работать учителем в провинцию. Райский  все не может решить, чем же заняться.  Он опять начинает интересоваться Софьей, пишет о ней роман, хочет нарисовать портрет.

В один из вечеров в доме Пахотиных он знакомится с графом Милари, но его желанием по-прежнему остается  воспламенить сердце Софьи.

На следующее лето Татьяна Марковна опять звала внука в Малиновку, а также от Леонтия Козлова, который учительствовал неподалеку от имения.  К тому времени Райскому уже надоело проводить время с Софьей, к тому же все, кому он показывал портрет Софьи, не оценивали его по достоинству.

По-приезду в имение Райский  встречает грациозную молодую девушку, кормящую домашних птиц. После холодного Петербурга эта естественная красота пленяет Бориса Павловича. Девушка Марфенька, так приглянувшаяся Райскому, оказалась прислугой в доме бабушки, и он готов подарить ей имение.

Райский встречается с Козловым, который к тому времени женился на их общей знакомой – Уленьке.  Вернувшись в имение от Козлова, Райский видит полный дом гостей – все съехались посмотреть на возмужавшего хозяина. Полина Карпвна пытается обольстить его, но Райского не интересует эта барыня.

Он пытается приучить к искусству Марфеньку – рассказывает ей о литературе, живописи.

Однажды он встречается с Марком Волоховым, чиновником, состоящим под надзором у полиции. Бабушка рассказывала ему об этом забавном человеке много ужасов. Марк тоже пытается пробудить у людей чувства, только это относится не к конкретной женщине, как у Райского, а к абстрактным людям – он хочет увлечь их чтением запрещенных книг.

В это время в имение приезжает кузина Райского Вера, загадочная и таинственная, вызывая большой интерес молодого человека. Он начинает шпионить за девушкой, вызывая недовольство последней. За Марфенькой начинает ухаживать некий Викентьев, что тревожит Райского.

К тому же во время торжественного обеда в Малиновке вспыхивает скандал, и Райский решает возвратиться в Петербург. Никто не верит в его скорый отъезд – Вера уезжает к подруге, а Борис Павлович знакомится с Иваном Ивановичем Тушиным, который хочет посвататься к Вере, но не знает как к этому подступиться.

Райский встревожил бабушку мыслями, что Вера влюблена, и она устраивает семейное чтение назидательной книги о любви. Вере это чтение не интересно, а Марфенька и Викентьев после чтения объясняются в любви друг другу.

Веру же интересует Марк Волохов. Она ходит к нему на свидания на обрыв, мечтая выйти за него замуж. В Письме из Петербурга Аянов сообщает о романе Софьи с графом Милари и о том, что свет счел этот факт компрометирующим для Софьи. Однако Райского это уже не тревожит – его мысли заняты Верой. Накануне помолвки Марфеньки Вера идет на обрыв на свидание.

Райский поджидает ее на самом краю, понимая, куда направилась его кузина. Вера открывает душу Райскому, а потом Тушину, но потом заболевает горячкой.

За ней ухаживает Татьяна Марковна, поддерживает ее и делает страшное признание, что у нее тоже был давний грех и что заставший ее в оранжерее с Титом Никоновичем сватавшийся к ней молодой человек взял с нее клятву, что она никогда не будет выходить замуж.

Источник: https://info-shkola.ru/obryv-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание Гончаров Обрыв

Обрыв краткое содержание по главам и частям. Иван гончаров - обрыв

Действие произведения  происходит в  доме Пахотиных, где   два товарища  Райский и Аянов зашли  к главе семейства, чтобы провести приятно вечер.

Аянов  постоянно бывает в этом обществе для того, чтобы просто побеседовать   с сестрами Пахотина  Николая Васильевича. А вот у Райского совсем другой интерес. Он пытается ухаживать за дочерью хозяина дома, оказавшаяся,  в столь молодом возрасте уже вдовой. Софья же была неприступной женщиной, и никто ей был неинтересен, тем более,  Райский.

Борис Павлович по характеру был страстным человеком. Его горячая натура проявлялась  в живописи, в музицировании,  и в написании небольших стихотворений. Но ему этого не хватает.

Он хочет, чтобы страсти кипели вокруг него, хотя сам ничего  еще  свои тридцать лет  не добился, чтобы на него обратили внимание. После учебы он едет к своей двоюродной бабушке отдохнуть от несбывшихся надежд.

Помещица Бережкова замуж не вышла  по причине запрета ее родителями. Несостоявшийся жених так все годы  и ездил к  Татьяне Марковне.

Поместье, куда прибыл Борис Павлович , было спокойным  местом, только портил нехороший обрыв, о котором ходили страшные истории.

Именно здесь произошло убийство, а преступник, совершивший  это деяние, был захоронен здесь. Татьяна Марковна была рада приезду внука. Она думала, что он поможет ей в управлении имения, но Райский даже и не думал об этом.

Его не интересовало и то, что бабушка хотела познакомить с людьми из хорошего общества.

Прожив некоторое время, Борис отбывает в Петербург и продолжает учебу в университете. Здесь он находит себе друга, близкого по душевному состоянию и размышлениям о жизни. Однако ,получив диплом, его товарищ уезжает в глубинку учительствовать, а Райский не знает, чем заняться.

И тогда его целью стала Софья, о которой мы говорили в начале произведения. Он хотел разбудить в ней огонь любовной страсти, и поэтому стал бывать каждый вечер у Пахотиных.

Райский даже изобразил образ женщины на холсте, и каждый вечер любовался им. Но, неожиданно в деревню его вызывает бабушка, и внезапно объявившийся товарищ тоже нашел и звал к себе, та как Леонтий проживал недалеко от Малиновки.

В имении Борис встречает милую девушку. Марфенька присматривает за домашней птицей. И делает это так изящно, что Райский был обрадован тем, что наконец-то он нашел ту мечту, которую представлял в своих творческих трудах.

Продолжая жить в деревне, Борис Павлович, так и не думает заниматься делами имения, да оно ему и не нужно. Он решает подарить его Вере и Марфеньке. Он с нетерпением ждет приезда Веры. Увидев ее, молодой человек был сильно разочарован в ней. И он хочет разгадать все ее тайны и сокровенные желания. И он занялся слежкой за своей кузиной.

 Пока Райский был занят Верой, его бабушка хотела удачно  женить своего внука. Но ему сейчас не до этого. Вере не нравится, что Райский за ней следит, и говорит ему, чтобы он перестал за ней ходить и лезть ей в душу. И вроде Борис и Вера остались хорошими друзьями, свободно говорили об искусстве, о жизни, но молодой человек до конца не успокоился.

Татьяна Марковна в своем имении в честь прибытия внука устроила ужин с приглашением всех почитаемых жителей Малиновки. Пригласила она уважаемого всеми  Тычкова. Но ужин закончился ссорой.

Райский выговаривает  Нилу Андреевичу все самые его худшие черты характера. Неожиданно для Бориса его поддерживает Бережкова, и  опозоренный Тычков  уезжает из поместья.

  Вера, оценив такой смелый поступок, дарит поцелуй Райскому, но он его уже не возбуждает.

Райский выпытывает у бабушки, кто же так увлечен Верой. Иона говорит ему, что этим человеком является лесничий  Тушин.  И Борис видит Тушина, когда тот привозит Веру домой.

Но самой неожиданностью для него явилось, то,  что возлюбленным его кузины оказался  Волохов, его друг, с которым он давно общался, после чего тот внезапно исчез. Тут приходит известие из Петербурга, где сообщается роман Софьи с графом Милори  уже подошел к завершению, что скомпрометировал дом Пахотиных. Но эти вести не интересуют Райского.  Все мысли заняты Верой.

Следя за ней, он обнаруживает, как она спускается к тому страшному обрыву на свидание. Борис , ожидая ее там же, кидает небрежно букет цветов, приготовленный для Марфеньки в честь ее помолвки и именин.

 Сильно испугавшись и перенервничав, девушка слегла в постель. Она не знала, как раскаяться в этом поступке бабушке.  Райский по ее просьбе рассказывает все Татьяне Марковне, и она, успокаивая Веру, рассказывает свою историю про этот обрыв.

Она считает, что внучка должна стать,  владелицей имения, повторив судьбу бабушки. Марку сообщают, что Вере с ним не по пути, и он отправляется на войну. Райский, же,  большую часть времени посвятил себя художеству. И девушка поняла, что по-настоящему ее любил только Тушин.

  И предложение бабушки дает ей возможность очиститься от своих грехов.

Произведение учит думать нас о жизни, о любви, о нашем предназначении в этом мире.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Андерсен ТеньСказка Андерсона рассказывает, как однажды случилось невероятное – человек потерял свою собственную тень. Её не украли, она не сбежала… На самом деле, этот молодой учёный сам её отпустил.
  • Краткое содержание Гюго КозеттаФантина была молодой прелестной девушкой, работающей на фабрике. Весь ее облик излучал радость и жизнелюбие. Но случилось так, что после недолгого романа она осталась одна
  • Краткое содержание Ремарк Искра жизниПроизведение посвящено сестре автора – Эльфриде Шольц. В романе описываются страшная жизнь, отбывавших в концлагере людей. Писатель максимально точно раскрывает судьбу каждого из героев. В романе описывается еврейская девушка
  • Краткое содержание Лермонтов РодинаЭто свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Оно написано, когда он жил на Кавказе. Другое его название – «Люблю отчизну я, но странною любовью!..».
  • Краткое содержание Майков Елисей, или Раздражённый ВакхВ книге рассказывается о подвигах Елисея и Вакха. Действие начинается с питейного дома «Звезда», который находился под покровительством Вакха. В заведении поднялся шум. Откупщики повысили стоимость всех спиртных напитков дабы увеличить свои доходы

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/goncharov/obryv-kratko

Краткое содержание “Обрыва” Гончарова – борьба с жизненными кризисами

Обрыв краткое содержание по главам и частям. Иван гончаров - обрыв

Написанный в 1869 году роман «Обрыв» стал третьей частью трилогии, в которую входили 2 других известных произведения Гончарова – «Обломов» и «Обыкновенная история». «Обрыв» впервые был опубликован в журнале «Вестник Европы» в том же 1869 году. В 1870 году роман вышел отдельным изданием.

Главный герой романа Борис Павлович Райский живёт без определённой цели в жизни. Он считает, что искусство – его призвание. При этом Райский не может ответить самому себе на вопрос: каким именно видом искусства ему лучше всего заниматься. Главному герою интересна и музыка, и живопись, и поэзия.

Однако ни на одном из выбранных поприщ Борису не удаётся достигнуть особенных успехов: у него быстро пропадает интерес к работе.

Решив отдохнуть от шумной петербургской жизни, Райский отправляется на лето в своё имение Малиновка, которым управляет Татьяна Марковна, дальняя родственница Бориса.

Татьяна Марковна воспитывает двух внучатых племянниц, Веру и Марфеньку, рано оставшихся сиротами. Бабушка (так называют свою родственницу Борис и внучатые племянницы) добросовестно исполняет свои обязанности и хочет, чтобы Райский вернулся в имение навсегда и стал настоящим хозяином Малиновки.

Но Борису не интересна деревенская жизнь, он хочет подарить имение своим кузинам. Райский увлекается Марфенькой, проводит с ней много времени и пытается приучить её к искусству.

В Малиновку возвращается Вера, гостившая некоторое время у своей подруги. Райского перестаёт интересовать провинциальная Марфенька. Теперь объектом его внимания становится старшая сестра.

Борис следит за девушкой и узнаёт, что кузина влюблена в Марка Волохова, человека с сомнительной репутацией, состоящего под надзором полиции. Райский стал свидетелем любовного свидания Марка и Веры, во время которого девушка отдалась возлюбленному.

Борис чувствует отвращение к своей кузине. Вера и сама кается в содеянном и тяжело заболевает.

Старые грехи
Узнав о том, что произошло с внучатой племянницей, бабушка впадает в отчаяние. Когда Вера приходит в себя после болезни, Татьяна Марковна рассказывает ей о том, что сама она в молодости тоже согрешила. Желая искупить свою вину, бабушка поклялась не выходить замуж и посвятить себя воспитанию сирот. Татьяна Марковна считает, что Вера наказана из-за её греха.

Райский решает уехать из деревни. Он отправляется в Европу. Борис уверен, что наконец-то нашёл своё призвание: он должен стать скульптором. Марфенька выходит замуж за молодого человека по имени Викентий, жившего в соседнем имении. Татьяна Марковна и Вера хотят уединиться, что вместе искупить свои грехи.

Борис Райский

Главный герой романа находится в постоянном поиске вдохновения. Райский берётся за написание стихов и картин, мечтает написать роман. Однако в силу своей слабохарактерности ни одно дело он не может довести до конца.

Женщины – основной источник вдохновения Райского. Живя в Петербурге, он ухаживает за молодой вдовой и своей дальней родственницей Софьей Беловодовой. Борис считает Софью холодной неприступной женщиной и ставит перед собой цель разжечь в ней страсть.

Не добившись успеха, Райский едет в деревню, где проявляет интерес сначала к одной, затем к другой кузине. Но и здесь Борису ни у кого не удалось вызвать ответные чувства. Марфенька слишком далека от тех возвышенных материй, о которых ей постоянно говорит её кузен.

Вера видит в Борисе оторванного от жизни мечтателя и предпочитает ему «реалиста» Марка.

В конце повествования Райский приходит к выводу о том, что всё-таки нашёл то, что искал, и уезжает из страны. Однако автор ясно даёт понять, что, возможно, уже в скором будущем Борис разочаруется в своём выборе.

Вера Васильевна

Старшая внучатая племянница Татьяны Марковны горда и независима. Вера очень скрытная, никого не посвящает в свои дела. Независимый страстный характер девушки толкает её в объятья Марка Волохова. Вера считает, что Марк – настоящий борец за идеалы простого народа. Она хочет стать его спутницей и разделить с ним его жизнь.

На деле оказывается, что Вера ошиблась в своём возлюбленном. Волохов не тот, за кого стремится себя выдать. Марк никому не приносит никакой пользы. Весь его нигилизм заключён в презрительном отношении к окружающим и ненависти к общественной морали. Раскаяние Веры настолько велико, что она, как и Татьяна Марковна, согласна посвятить всю свою жизнь искуплению греха.

Марфа Васильевна

Марфенька стала первой, кого увидел Борис, когда приехал в деревню. Сначала кузина очаровывает его своей простотой и естественностью. Однако очень скоро Райский убеждается в том, что Марфенька – весьма недалёкая и «приземлённая» девушка.

Когда кузен рассказывает ей о дальних странах и спрашивает, не хотелось ли бы ей там побывать, Марфа Васильевна недоумевает: зачем ей это нужно? Марфенька считает себя частью имения, в котором живёт.

Ей безразличны дальние страны, она вся погружена в хозяйственные заботы своего дома.

Марфенька набожна и послушна бабушке, чем очень гордится. Девушка утверждает, что даже замуж выйдет за того, кого для неё выберет Татьяна Марковна. Молодая кузина Райского – полная противоположность своей мятежной сестре. Марфа Васильевна умеет довольствоваться тем, что у неё есть.

Татьяна Марковна

Бабушка Татьяна Марковна является в романе воплощением консервативных устоев. Своих внучатых племянниц она воспитывает в соответствии с теми традициями, в которых была воспитана она сама. Татьяна Марковна – рачительная хозяйка, умеющая беречь не только своё, но и чужое имущество.

Однако за внешней строгостью и консервативностью скрывается совсем другая женщина. Татьяна Марковна стала жертвой моральных устоев, которые она ставит превыше собственных желаний. Не имея сил противостоять чувству, одновременно пытаясь соответствовать созданному для неё моральному идеалу, Татьяна Марковна не находит компромисс и наказывает себя сама.

Анализ произведения

Роман получил своё название неслучайно. Почти каждый герой произведения находит свой собственный обрыв, с которого срывается в пропасть.

Борис Райский, находящийся в поиске вдохновения, не обнаруживает его ни в одной встретившейся на его пути женщине: ни в холодной Софье, ни в глупой провинциальной Марфеньке, ни в мятежной «падшей» Вере. Райский продолжает свой поиск, который вряд ли когда-нибудь увенчается успехом.

Воплощающий в романе идеи нигилизма Марк Волохов не вызывает симпатий автора. Марк считает себя прогрессивным современным человеком и чтобы доказать это, становится нигилистом.

Волохов, как и многие молодые люди второй половины XIX века, примкнул к модному течению, чтобы идти в ногу со временем. Однако бесполезное отрицание традиций не может создать нового.

Марк в своей жизни не имеет ничего, кроме проблем с властями. Неслучайно латинское слово nihil означает «ничто».

Нашла свой обрыв и Вера, пытаясь связать свою судьбу с Волоховым. Яркий образ бунтаря и борца за лучшую жизнь обманул её. В результате, девушка получает одни угрызения совести. Единственное, что остаётся Вере, это повторить судьбу своей родственницы. Обрыв Татьяны Марковны, ошибка, сделанная ею в молодости, изменила всю её дальнейшую жизнь.

Есть в романе и те герои, которым удалось обойти обрыв. Эти люди просто плывут по течению, принимая жизнь и своё место в ней такими, какие они есть. Софья Беловодова сумела стать счастливой с нелюбимым мужем.

Молодая вдова не сожалеет о смерти супруга, вспоминая лишь приятные моменты их совместной жизни. Марфеньку вполне устраивает доставшаяся ей судьба. Её душа не требует бунта.

Давний друг Райского Леонтий Козлов не стремится к головокружительной карьере, довольствуясь должностью учителя и не слишком добродетельной женой.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-goncharov/obryv.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.