Основные типы образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций

Типы и виды образовательных организаций

Основные типы образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций

Система российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения.

Принятие нового базового закона об образовании направлено не только на комплексную модернизацию данной сферы правоотношений, но и на расширение возможности граждан по получению образовательных услуг.

Изобилие учебных заведений, равно как и многообразие реализуемых ими образовательных программ, появление новых форм обучения, зачастую ставят потенциального потребителя образовательных услуг перед трудным выбором.

На сегодняшний день, под образовательной организацией законодатель понимает некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.

Однако не все образовательные организации имеют одинаковый правовой статус.

Прежде всего, образовательные организации создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Почему именно некоммерческие организации могут заниматься образовательной деятельностью?

Законодательство Российской Федерации определяет, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в том числе, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Образовательная организация по своей юридической природе призвана осуществлять образовательный процесс, реализуя при этом одну или несколько учебных программ, т.е. она как и предполагается для некоммерческих организаций призвана удовлетворять духовные и иные нематериальные потребности граждан.

Для образовательных организаций наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются учреждение и автономная некоммерческая организация.

Кроме того, образовательные организации в зависимости от учредителей подразделяются на государственные, муниципальные или частные.

В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста России по Тамбовской области внесены сведения о 84-х частных образовательных организациях, из них в форме частных учреждений – 64, автономных некоммерческих организаций – 20.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации об образовании строго регламентирована классификация образовательных организаций по их типам. Прежде всего, все типы образовательных организаций классифицируются на: основные и дополнительные.

К образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, относятся следующие типы:

1)               

дошкольная образовательная организация;

2)               

общеобразовательная организация;

3)               

профессиональная образовательная организация.

Дополнительные образовательные программы вправе реализовывать следующие типы образовательных организаций:

1)               

организация дополнительного образования;

2)               

организация дополнительного профессионального образования.

Исходя из изложенного, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, которые они реализуют. Таким образом, чтобы определиться с типом конкретной образовательной организации, первоначально необходимо знать какие же виды образовательных программ будут либо уже реализуются в приоритетном порядке в данной организации.

Поскольку указание на тип образовательной организации должно обязательно содержаться в ее наименовании,  образовательным организациям следует придерживаться классификации, установленной законодательством  Российской Федерации об образовании.

Негосударственный сектор образовательных услуг, первоначально позиционирующийся в качестве альтернативы государственному образованию, все больше и больше завоевывает доверие граждан.

Поддержание высокого уровня качества оказываемых в негосударственных образовательных организациях услуг, приводят к признанию негосударственного образования не менее эффективным, нежели образование, предоставляемое государственными и муниципальными учреждениями.

Спектр образовательных услуг, предоставляемых частными образовательными организациями, зарегистрированными на территории Тамбовской области довольно широк: среднее профессиональное (3) и дополнительное профессиональное образование (5), дошкольное образование (2), дополнительное языковое образование (2), обучение водителей (46), религиозное образование (4), подготовка персонала (5), подготовка частных охранников (5) и др.

Следуя нормам Федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации»,  наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным законом не позднее 1 января 2016 года.

Кроме того, частным (негосударственным) образовательным учреждениям при приведении уставов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» необходимо учитывать нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, запрещающие соучредительство.

Таким образом, негосударственным образовательным учреждениям, имеющим несколько учредителей необходимо до 01.01.2016 пройти процедуру реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую образовательную организацию, одновременно приведя устав созданной организации – правопреемника в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

По всем возникающим вопросам, касающимся государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы частных (негосударственных) образовательных организаций, а также их реорганизации необходимую информацию можно получить в Управлении Минюста России по Тамбовской области по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. К. Маркса, д.142, каб. № 4, тел.: (4752) 47-65-79.

Наталия Савватеева

Начальник отдела по делам некоммерческих организаций

Источник: https://to68.minjust.ru/ru/node/237091

newinspire

Основные типы образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций

Типы образовательных учреждений

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.

По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные учреждения;

2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные учреждения (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс.

В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.

В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:

1-я ступень (начальное общее образование) — 4 года;

2-я ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;

3-я ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.

Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Ступени профессионального образования

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.

Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Высшее профессиональное образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов определенного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет человеку возможность повысить уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

— основное общее образование;

— среднее (полное) общее образование;

— начальное профессиональное образование;

— среднее профессиональное образование;

— высшее профессиональное образование;

— послевузовское профессиональное образование.

Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/803-tipy-obrazovatelnykh-uchrezhdenij-i-stupeni-professionalnogo-obrazovaniya.html

Виды образовательных учреждений

Основные типы образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций

Образовательные учреждениякаждого типа могут подразделяться навиды (внутри своего типа).

Видыдошкольной образовательной организации:

-детский сад(реализует основную общеобразовательнуюпрограмму дошкольного образования вгруппах общеразвивающей направленности);

-детский сад для детейраннего возраста(реализует основную общеобразовательнуюпрограмму дошкольного образования вгруппах общеразвивающей направленностидля детей в возрасте от 2 месяцев до 3лет, создает условия для социальнойадаптации и ранней социализации детей);

-детский сад для детейпредшкольного (старшего дошкольного)возраста (реализуетосновную общеобразовательную программудошкольного образования в группахобщеразвивающей направленности, а такжепри необходимости в группах компенсирующейи комбинированной направленности длядетей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетнымосуществлением деятельности пообеспечению равных стартовых возможностейдля обучения детей в общеобразовательныхучреждениях);

-детский сад компенсирующеговида (реализуетосновную общеобразовательную программудошкольного образования в группахкомпенсирующей направленности сприоритетным осуществлением деятельностипо квалифицированной коррекциинедостатков в физическом и (или)психическом развитии одной и болеекатегорий детей с ограниченнымивозможностями здоровья);

-центр развития ребенка- детский сад(реализует основную общеобразовательнуюпрограмму дошкольного образования вгруппах общеразвивающей направленностис приоритетным осуществлением деятельностипо развитию детей по несколькимнаправлениям, таким, как познавательно-речевое,социально-личностное, художественно-эстетическоеи физическое). И др.

Виды общеобразовательнойорганизации:

а) начальнаяобщеобразовательная школа– реализует общеобразовательную программуначального общего образования;

б) основнаяобщеобразовательная школа -реализует общеобразовательные программыначального общего и основного общегообразования;

в) средняяобщеобразовательная школа– реализует общеобразовательные программыначального общего, основного общего исреднего (полного) общего образования;

г)средняя общеобразовательная школа суглубленным изучением отдельныхпредметов -реализуетобщеобразовательные программы начальногообщего, основного общего и среднего(полного) общего образования, обеспечивающиедополнительную (углубленную) подготовкуобучающихся по одному или несколькимпредметам;

д) гимназия– реализует общеобразовательные программыосновного общего и среднего (полного)общего образования, обеспечивающиедополнительную (углубленную) подготовкуобучающихся по предметам гуманитарногопрофиля, и может реализовыватьобщеобразовательную программу начальногообщего образования;

е) лицей– реализует общеобразовательные программыосновного общего и среднего (полного)общего образования, обеспечивающиедополнительную (углубленную) подготовкуобучающихся по предметам техническогоили естественно-научного профиля, иможет реализовывать общеобразовательнуюпрограмму начального общего образования.

ё) специальные(коррекционные) образовательныеорганизации (учреждения)создаются для глухих, слабослышащих ипозднооглохших, слепых, слабовидящихи поздноослепших детей, детей с тяжелыминарушениями речи, с нарушениемопорно-двигательного аппарата, сзадержкой психического развития, дляумственно отсталых и других детей сотклонениями в развитии;

ж) учебно-воспитательныеучреждения (организации)для детей с девиантным поведением,бывают открытого типа и закрытого типа:

– учреждение (организация)открытого типа выполняет функциипрофилактического учреждения,обеспечивающего развитие личностивоспитанника и создается для детей иподростков: с устойчивым противоправнымповедением; подвергшихся любым формампсихологического насилия; отказывающихсяпосещать общеобразовательные учреждения,испытывающих трудности в общении сродителями:

– учреждение (организация) закрытого типа создается длянесовершеннолетних, совершившихобщественно опасные деяния, предусмотренныеУголовнымкодексомРоссийской Федерации, нуждающихся вособых условиях воспитания и обученияи требующих специального педагогическогоподхода;

з) санаторно-лесная школа – учебное заведение интернатного типа,предназначенное для обучения детейшкольного возраста (с 7 до 14 лет),нуждающихся в длительном лечении,имеющие хронические болезни (сзаболеваниями сердечно сосудистойсистемы, закрытыми формами туберкулеза,больных ревматизмом и др.);

и) школы-интернаты -образовательная организация скруглосуточным пребыванием обучающихся,созданное в целях воспитания детейформирования уних навыков самостоятельной жизни ивсестороннего раскрытия творческихспособностей.

Поконтингенту бывают: для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей;для детей с ограниченными возможностямиздоровья (слабовидящие, слабослышащиеи т.д); для детей со способностями(отбираемых в том числе на олимпиадах,см. напр.

выше); для «трудных» подростков,то есть не достигших совершеннолетия,не совершивших уголовно наказуемыхдеяний, но дающих все поводы предположить,что это дело времени (с частыми приводамив милицию за хулиганство, состоящие научёте в детской комнате милиции, илизадерживаемые за бродяжничество, сдругими поводами).

По образовательнойпрограмме различают: общеобразовательные,специальные, с углублённым изучениемнекоторых дисциплин, коррекционные, собучением, ориентированным на ограниченныеспособности.

Виды профессиональнойобразовательной организации:

а) техникум– среднее специальное учебное заведение,реализующее основные профессиональныеобразовательные программы среднегопрофессионального образования базовойподготовки;

б) колледж– среднее специальное учебное заведение,реализующее основные профессиональныеобразовательные программы среднегопрофессионального образования базовойподготовки и программы среднегопрофессионального образования углубленнойподготовки. И др.

Виды образовательнойорганизации высшего образования

а) университет– высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательныепрограммы высшего и послевузовскогопрофессионального образования по многимнаправлениям подготовки (специальностям);

-осуществляет подготовку,переподготовку и (или) повышениеквалификации работников высшейквалификации, научных и научно-педагогическихработников;

-выполняет фундаментальныеи прикладные научные исследования поширокому спектру наук;

-является ведущим научными методическим центром в области своейдеятельности;

б) академия– высшее учебноезаведение, которое:

-реализует образовательныепрограммы высшего и послевузовскогопрофессионального образования;

-осуществляет подготовку,переподготовку и (или) повышениеквалификации работников высшейквалификации для определенной областинаучной и научно-педагогическойдеятельности;

-выполняет фундаментальныеи прикладные научные исследованияпреимущественно в одной области наукиили культуры;

-является ведущим научными методическим центром в области своейдеятельности;

в) институт– высшее учебное заведение, которое:

-реализуетобразовательные программы высшегопрофессионального образования, а также,как правило, образовательные программыпослевузовского профессиональногообразования;

-осуществляетподготовку, переподготовку и (или)повышение квалификации работников дляопределенной области профессиональнойдеятельности;

-ведетфундаментальные и (или) прикладныенаучные исследования.

Видыорганизации дополнительного образования:

-центры дополнительного образованиядетей, развития творчества детей июношества, творческого развития игуманитарного образования, детскоготворчества, внешкольной работы, детского(юношеского) технического творчества(научно-технического, юных техников),детского и юношеского туризма и экскурсий(юных туристов), эстетического воспитаниядетей (культуры, искусств или по видамискусств), детско-юношеский центр,детский (подростковый) центр, детскийэкологический (оздоровительно-экологический,эколого-биологический) центр, детскийморской центр, детский (юношеский) центр,детский оздоровительно-образовательный(профильный) центр;

-дворцы детского (юношеского) творчества,творчества детей и молодежи, учащейсямолодежи, пионеров и школьников, юныхнатуралистов, спорта для детей июношества, художественного творчества(воспитания) детей, детской культуры(искусств);

– домадетского творчества, детства и юношества,учащейся молодежи, пионеров и школьников,юных натуралистов, детского (юношеского)технического творчества (юных техников),детского и юношеского туризма и экскурсий(юных туристов), художественноготворчества (воспитания) детей, детскойкультуры (искусств);

-станции юных натуралистов, детского(юношеского) технического творчества(научно-технического, юных техников),детского и юношеского туризма и экскурсий(юных туристов), детская экологическая(эколого-биологическая) станция;

-детская школа искусств, в том числе повидам искусств; по различным областямнауки и техники;

-детско-юношеские спортивные школы;

-станции (юных натуралистов, техническоготворчества, детская экологиче-ская,детского и юношеского туризма и экскурсий;

-детский парк;

– клубюных моряков, речников, авиаторов,космонавтов, парашютистов, десонтников,пограничников, радистов, пожарных,автомобилистов, детский экологический,юных натуралистов, техническоготворчества, туризма и экскурсий,детско-юношескойфизической подготовки;

-детский оздоровительно – образовательныйлагерь;

-дворцы культуры, спорта.

Видыорганизации дополнительногопрофессионального образования

Академии повышенияквалификации -ведущие научные и учебно-методическиецентры дополнительного профессиональногообразования преимущественно в однойобласти знаний, осуществляющие обучениекадров высшей квалификации, проводящиефундаментальные и прикладные научныеисследования и оказывающие необходимуюконсультационную, научно-методическуюи информационно-аналитическую помощьдругим образовательным учреждениямповышения квалификации.

Институты повышенияквалификации -образовательные учреждения повышенияквалификации и профессиональнойпереподготовки специалистов отрасли(ряда отраслей) или региона, деятельностькоторых направлена на удовлетворениепотребностей предприятий (объединений),организаций и учреждений в повышенииквалификации и профессиональнойпереподготовке специалистов, проведениенаучных исследований, оказаниеконсультационной и методической помощи.

К институтам повышенияквалификации относятся также следующиеобразовательные учреждения повышенияквалификации:

учебные центрыпрофессиональной переподготовки,повышения квалифика-циии обеспечения занятости увольняемыхиз Вооруженных Сил Российской Федерациивоеннослужащих, граждан, уволенных своенной службы, деятельность которыхнаправлена на организацию профессиональнойпереподготовки на гражданскиеспециальности этой категории граждан,а также членов их семей;

межотраслевые региональныецентры повышения квалификации ипро-фессиональной переподготовкиспециалистов,деятельность которых носит координирующийхарактер и направлена на удовлетворениепотребностей региона в повышенииквалификации кадров, научно-методическоеи информационное обеспечение расположенныхв регионе образовательных учрежденийповышения квалификации независимо отих ведомственной подчиненности.

курсы (школы, центры)повышения квалификации, учебные центрыслужбы занятости -образовательные учреждения повышенияквалификации, в которых специалисты,безработные граждане, незанятое населениеи высвобождаемые работники предприятий(объединений), организаций и учрежденийпроходят обучение в целях полученияновых знаний и практических навыков,необходимых для профессиональнойдеятельности.

3. Федеральныегосударственные органы и органыгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, осуществляющиегосударствен-ное управление в сфереобразования, и органы местногосамоуправления, осуществляющие управлениев сфере образования, созданные имикон-сультативные, совещательные и иныеорганы

Государственное управлениев сфере образования осуществляют наследующих уровнях:

Первый, федеральный,уровень включает в себя органы управленияобразованием общегосударственногозначения. К ним относятся федеральные органы управления образованием(Министерство образования и наукиРоссийской Федерации и другие федеральныеорганы, имеющие отношение к системеобразования, например, Федеральнаяслужба по надзору в сфере образованияи науки – Рособрнадзор).

К ведению федеральныхорганов управления образованиемотносятся вопросы стратегическогохарактера.

Второй уровень органовуправления образованием – это органыгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации власти в сфереобразования (Министерство образованияи молодежной политики Чувашскойреспублики, Департамент образованияг. Москвы, Министерство образованияРостовской области и т. д.).

Органы управленияобразованием субъектов Федерацииопределяют особенности реализациифедеральных законов и нормативов всвоих регионах и решаются вопросырегионального значения.

К третьему, местному,уровню относятся органы местногосамоуправления муниципальных районови городских округов в сфере образования(управления образованием при местныхадминистрациях, окружные управленияобразования,территориальные отделы).

На этом уровне решаютсявопросы местного значения в сфереобразования.

Источник: https://studfile.net/preview/1843499/page:6/

Статья 23. Типы образовательных организаций

Основные типы образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций

Комментарий к статье 23

Комментируемая статья посвящена типологии образовательных организаций как субъектов образовательных правоотношений.

В основе типологии образовательных организаций – образовательная программа, реализация которой является основной целью деятельности образовательной организации.

Критерий типологизации образовательных организаций разработан в статье 12 комментируемого Закона, которая посвящена непосредственно образовательным программам.

В этой статье законодателем выделены следующие образовательные программы:

основные образовательные программы:

– основные общеобразовательные программы: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

– основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

– основные программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;

дополнительные образовательные программы:

– дополнительные общеобразовательные программы: дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

– дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

В соответствии с вышеперечисленными видами образовательных программ в комментируемой статье установлены следующие типы образовательных организаций:

Как уже отмечалось, образовательные организации делятся на типы в зависимости от образовательной программы, реализация которой является основной целью деятельности образовательной организации.

Законодатель, определяя в комментируемой статье, например, образовательную организацию высшего образования, имеет в виду, что реализация ею образовательных программ высшего образования и научных исследований является основной целью ее деятельности, но не единственной.

Образовательная организация, кроме “титульных” образовательных программ, вправе осуществлять и дополнительную образовательную деятельность по иным видам образовательных программ.

Какую именно дополнительную образовательную деятельность может осуществлять тот или иной тип образовательной организации, законодатель закрепляет в ч. 4 комментируемой статьи.

Так, упомянутая в качестве примера образовательная организация высшего образования, кроме “титульных” образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и ассистентуры-стажировки), может осуществлять дополнительную деятельность, реализуя иные (не “титульные”) образовательные программы, как-то: основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, а также дополнительные профессиональные программы.

Ниже в систематизированном виде представлена информация о типах образовательных организаций, которым законодательство предоставило право, наряду с основной деятельностью, осуществлять дополнительную образовательную деятельность (с указанием конкретных образовательных программ, которые образовательные организации могут реализовывать в качестве неосновной цели своей деятельности).

Сопоставляя перечень типов образовательных организаций, содержавшийся в Законе РФ от 10 июля 1992 г.

N 3266-1 “Об образовании”, и аналогичный перечень в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”, следует отметить, что действующее законодательство не упоминает о двух типах образовательных организаций, которые ранее были закреплены в российском законодательстве об образовании.

Речь идет, во-первых, о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (подп. 5 п. 4 ст. 12 Закона РФ “Об образовании”) и, во-вторых, об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 7 п. 4 ст. 12 Закона РФ “Об образовании”).

Действующее законодательство об образовании предусматривает создание образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующими полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 комментируемого Закона).

Таким образом, специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не упраздняются, а реорганизуются в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Подтверждение тому находим, в частности, в заключительных положениях комментируемого Закона. Так, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст.

108 “специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации”.

Что же касается учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то они в соответствии с понятийным аппаратом действующего законодательства относятся не к образовательным организациям, а к организациям, осуществляющим обучение (ст. 31 комментируемого Закона).

Тип образовательной организации определяется при ее создании, реорганизации или переименовании и указывается в ее уставе.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи название образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Кроме того, в названии образовательной организации могут дополнительно использоваться:

– названия, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и особые образовательные потребности обучающихся;

– дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции (ч. 6 комментируемой статьи).

В связи с необходимостью переименования ряда образовательных организаций Минобрнауки России направило соответствующие разъяснения.

В письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 “О наименовании образовательных учреждений” указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом “О некоммерческих организациях”.

Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является в том числе учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в название образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – “организация”, из чего следует, что в названии образовательных учреждений слово “учреждение” не требуется заменять словом “организация”.

——————————–

Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.

Минобрнауки России уточняет также, что к числу необязательных сведений, указываемых в названии образовательной организации по ее желанию или желанию ее учредителя, относятся следующие:

– указание на тип для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное или автономное учреждение;

– указание на форму собственности (“государственная”, “муниципальная” или “частная”) с целью информирования потребителя образовательных услуг;

– указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (перечислены в ч. 6 ст. 23 Федерального закона об образовании);

– включение в наименование официального наименования “Российская Федерация” или “Россия”, а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 “Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования “Российская Федерация” или “Россия”, а также слов, производных от этого наименования” );

——————————–

СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

– использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о некоммерческих организациях.

Таким образом, необходимость переименования образовательного учреждения будет связано в первую очередь с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом если в отношении образовательного учреждения по новому законодательству тип не меняется, то переименования не потребуется.

Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется, либо образовательные учреждения, в названии которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои названия в соответствие с Федеральным законом об образовании.

В ч. 5 ст. 108 определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Законом. Например:

– муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Школа” должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Школа”;

– специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;

– специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, – в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

– специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, – в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования – в профессиональные образовательные учреждения;

образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования – в образовательные автономные учреждения высшего образования;

образовательные учреждения дополнительного образования детей – в учреждения дополнительного образования;

образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – в учреждения дополнительного профессионального образования.

В письме Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. N ДЛ-187/17 “В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений” уточняется, что при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений в их наименовании с учетом требований п. 1 ч. 2 ст.

7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” включается, в том числе, указание на собственника имущества.

Поскольку в соответствии с ГК РФ и Законом об автономных учреждениях автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на базе имущества, находящегося соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, то при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их название должно содержать слова либо “федеральное”, либо “государственное”, либо “муниципальное”.

——————————–

Официальные документы в образовании. 2013. Август. N 22.

СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Источник: http://www.lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?ELEMENT_ID=2597

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.