Парные согласные в слабой позиции. Парные согласные в сильной и слабой позиции

Слабые позиции согласных звуков

Парные согласные в слабой позиции. Парные согласные в сильной и слабой позиции

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Для глухих и звонких согласныхслабыми позициями оказываются позициина конце слова или перед другимисогласными.

На конце слова звонкие согласныестановятся глухими, оглушаются. Столбмы произносим как стол[п], поход– как похо[т], гараж – как гара[ш].То же самое происходит и перед глухимисогласными. Сказка читается какска[с]ка, а лодка – как ло[т]ка.

С глухими согласными наоборот – передзвонкими они сами озвончаются. На местефонемы С в слове просьба звучит [з].

В какой же позиции удаётся увидетьнастоящую фонему? Это позиция передгласной или сонорными согласными(суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j],в которых голоса больше, чем шума).

Подберём проверочные слова для нашихслов: превратим столб в столбик,поход – в походный,лодку – в лодочкупросьбу – в просить.Вот тогда мы и поймём, какую букву нужнозаписывать на месте слабой согласной,чтобы сохранить основной принцип русскойорфографии – запись настоящей фонемы.

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные в, л, м, н, р.лёгкий –лёгок, зуб – зубной

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Рядом гласный подставляй!

Слабые и сильные позиции есть и утвёрдых и у мягких согласных. Позаконам русского языка, во многих случаяхпоследующий мягкий согласный заставляетсмягчаться предшествующий твёрдый. Итвёрдому приходится уступать.

Вот, к примеру, слово мост. Всесогласные в нём твёрдые. Но стоитизмениться согласному т и превратитьсяв мягкий, как тут же смягчениераспространяется и на соседний [с]– мо[с’т’]ик .

тот же процесспроисходит и в парах слов лесной –ле[с’н’]ик, бант – ба[н’т’]ик. Людипо незнанию могут вставлять в этихслучаях между двумя мягкими согласнымимягкий знак.

Делать этого не нужно,поскольку мягкость первого согласного– не настоящая, а приобретённая, «мягкостьот соседа».

Бывают случаи, когда в слабых позицияхфонемы вообще пропадают. Если рядомоказываются несколько согласных, тосредний звук вообще не произносится.

Прислушайтесь к словам местный,туристский, голландцы, праздничный.

Все ли написанные буквы, отражающиефонемы, реально произносятся? Можно липодобрать к этим словам такие, в которыхфонемы оказались бы в сильной позиции( напоминаем, что главная из них – передгласной)?

Местный – места,туристский – туристы,голландцы – голландец,праздничный

Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных при стечении согласных в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произноситься отчётливо. Если в стечении согласных при изменении сова согласный не произноситься, то он и не пишется.

Порой в словах встречается

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтоб знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

  1. Документ

    … запись слов, в которых согласныезвуки находятся в слабойпозиции. – определять сильную и слабуюпозицию для согласныхзвуков. 3 Сильные и слабыепозициисогласныхзвуков. Письмо с пропуском …

  2. Вопросы к экзамену

    … фонем. Происходит в слабойпозиции. Звук не выполняет функцию. Согласныезвуки (глухость/звонкость) согласныезвуки (твердость/мягкость) … : /и/, /э/, /о/, /а/, /у/. 31. Состав согласных фонем русского языка. Сильные и слабыепозиции фонем по глухости …

  3. Рабочая учебная программа

    … и слабыепозиции у согласныхзвуков?» 33. Слабые и сильные позициисогласныхзвуков. Письмо с пропусками орфограмм слабыхпозиций. 34. Слабые и сильные позициисогласныхзвуков. Письмо с пропусками орфограмм слабыхпозиций

  4. Документ

    … случае согласныйзвук находится в сильной позиции? В каком случае согласныйзвук оказался в слабойпозиции? Чем отличается слабаяпозициясогласногозвука от сильной …

  5. Рабочая учебная программа

    … и слабаяпозициясогласногозвука. Тематические группы слов. Правила поведения за столом. 41 Сильная и слабаяпозиция гласных и согласныхзвуков

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/127770.html

Урок.

Парные согласные в слабой позиции. Парные согласные в сильной и слабой позиции

Тема урока: Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные в сильной и слабой позиции: их произношение (5 класс)

Цели урока:

  1. Образовательные: дать представление о согласных звуках  русского языка,  научить распознавать согласные звуки по глухости-звонкости.
  1. Развивающие: способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умению делать выводы, развивать речь (монологическая).
  1. Воспитательные: воспитывать любовь к родному язык, прививать интерес к его познанию.

Задачи: достичь поставленных целей через выполнения упражнений.

Средства: устное сообщение, чтение, письмо.

Оборудование: учебник, таблица.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Ход  урока

I. Организационный момент.

              Здравствуйте! Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

         Прежде чем приступить к нашей работе, давайте вспомним, в каких случаях мы пишем разделительный твердый и мягкий знак.

( Разделительный твердый знак пишется после префикса, заканчивающегося на согласный, перед е, ë, ю, я – подъезд, объявление. Мягкий знак пишется в корне и после корня перед е, ë, ю, я, и – счастье, воробьи, пью ).

        А теперь, мы с вами сыграем в игру. Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладошки там, где услышите твердый знак.

         Игра: Где разделительный твердый знак?

Белье, бью, подъезд, пальто, объект, платье, въезд, листья, киносъемка.

         Сейчас вашим заданием будет отгадать сказку.

Игра: «Угадай сказку».

         В этой сказке рассказывается, как мачеха отправила падчерицу под Новый год в лес за подснежниками. И набрела девочка на большой костер, а вокруг него сидело двенадцать человек.

  1. Как называется сказка?
  2. Назовите имена двенадцати человек, которые сидели у костра?

(Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь ).

  1. А теперь, назовите только те месяцы, в которых на конце пишется

мягкий знак.

Обратите внимание на доску, давайте посчитаем сколько букв и звуков в каждом слове.

семя – [ с'эм'а] – 4 б., 4 зв.

  съем – [ с' й э м] – 4 б., 4 зв.

                                            конь – [ к о н'] – 4 б., 3 зв.

  Ялта – [й а л т а] – 4 б., 6 зв.

  1. Почему в одних случаях букв больше чем звуков, в других – наоборот

или же ровное количество?

  1. В какие случаях буквы е, ë, ю, я – обозначают два звука?

(в начале слова, после гласной, после разделительных ъ и ь знака).

  1. А в каких случаях буквы е. ë, ю, я – обозначают один звук?

(после согласных).

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока звучит так: Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные в сильной и слабой позиции: их произношение.

Наша с вами задача заключается в том, чтобы научиться  распознавать звонкие и глухие согласные звуки, услышать и запомнить как же они произносятся в сильной и слабой позиции.

ІV. Изучение нового материала.

Слово учителя: Согласные звуки русского языка делятся на  звонкие, глухие и сонорные. Это деление определяется тем, что в образовании звуков берет участие шум и голос. При образовании звонких согласных звуков большую роль играет шум, нежели голос, например,

[б], [д], [з].

Глухие звуки образовываются при  помощи шума, например,

[л], [с], [п].

При образовании сонорных звуков большую роль играет голос, нежели шум.

[л], [р], [м], [н'].

Сонорные звуки можно тянуть, а при желании даже петь

Вечерний звон-н-н-н,

Вечерний звон-н-н-н,

Как много дум-м-м-м,

Наводит он-н-н-н-н.

(повторяют за учителем).

Большинство согласных звуков составляю пары по звонкости-глухости.

V. Первичное закрепление материала.

Обратимся к нашей таблице, при помощи ее вы будете выполнять упражнения.

ПарныеНепарные
Звонкиеб б' в в'  г г' д д' ж  з з'
Глухиеп п' ф ф' к к' т  т' ш с с'х  х' ц ч' щ
Сонорныел л' м м' н н' р р' й

Упр. 137 (читаем правило из учебника, ученики повторяют за учителем звуки).

Упр. 138 Спишите пары слов, вставляя на  место пропуска во втором слове букву, которая обозначает звук, противоположный по звонкости – глухости звуку в первом слове, подчеркните парные согласные.

Дом – том,  палка – балка,  жить – шить, вата – фата, крот – грот, злой – слой.

  Согласные звуки, составляющие пары по звонкости – глухости, могут произноситься по-разному: в сильной позиции они звучат отчетливо, а в слабой позиции совпадают в звучании со своей парой.

В сильной позиции звонкие и глухи согласные обозначаются на письме соответствующими буквами:

слить – злить, шар – жар.

Звонкие согласные в конце слова и перед глухими звучат как их парные глухие.

Подъезд – подъе [ст],

Этаж – эта [ш].

Глухие согласные перед парными звонкими согласными  ( кроме [в], [в'] ) звучат как их парные звонкие:

Просьба – про [з'] ба,

Сделать – [з] делать.

Упр. 140 Прочитайте слова на русском и украинском языках. Чем отличается произношение согласных в двух языках?

Ду[п] – ду[б],

моро[с] – моро[з],

бу[т]ка – бу[д]ка.

Задание. Определить в какой позиции стоят звуки в словах:  сад, гриб, кол,  дело, кружка,  пить, год, шить.

VІ. Подведение итогов урока, выставление оценок и их комментирование.

Итак, давайте подытожим, какими бывают звуки в русском языке? Что было самым интересным на уроке? Звучало ли на уроке то, что вы не знали?

          VII. Задание на дом.

Выучить правила ст. 53 – 55, упр. 151 ст. 59.

Тема урока: Звонкие и глухие парные согласные в сильной и слабой позиции: их передача на письме (5 класс)

Цели урока:

1.Образовательные: научить учеников определять сильную и 

   слабую позицию для согласных звуков.

2.Развивающие: развивать речь учащихся (монологическая), 

   логическое мышление, память, сообразительность.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, 

   вызывать интерес к его познанию.

Задачи: достичь поставленных целей путем выполнения различных упражнений.

Средства: объяснение, устное сообщение, чтение, письмо, работа у дочки.

Оборудование: учебник.

Тип урока:  урок закрепление нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы начали изучать согласные звуки. Давайте с вами вспомним, какие согласные звуки бывают в русском языке?

(звонкие и глухие).

А все ли звуки образовывают пары?

(нет, не все)

А есть ли у таких звуков как [л'], [н], [й] пара по глухости?

(нет).

Обратите внимание на доску. Вы должны дописать каждому звуку пару, и  назвать какой это звук звонкий или глухой?

[д] [ж] [  ]  [г] [  ]  [б]

↓     ↓   ↓     ↓   ↓      ↓

[т]  [  ]  [с]  [к] [ф] [  ]

А теперь, вспомним, в каких двух позициях могут  стоять согласные звуки по звонкости – глухости?

( В сильной и слабой позиции).

Как обозначаются в сильной позиции звонкие согласные?

( теми же буквами: шар-жар, вата – фата).

А как в слабой позиции произносятся звонкие  согласные в конце слова и перед глухими?

(как их парные глухие).

Этаж – эта [ш], сад – са [т] (в конце слова).

Бере [з]ка – бере [с]ка, у[з]кий – у[с]кий (перед глухими).

На доске есть две колонки:  в первой надо написать  слова с согласными в сильной позиции, а во вторую   – в слабой позиции.

Дом, ложка, теплоход, рот, палка, березка, дорожка, злой, улыбка, резкий, вата, кот.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

Итак, дома вам надо было выполнить упражнение 151 ст.59.

(подчеркнуть слова те, что рифмуются, объяснить значение пословицы).

  1. Хлеб ешь, а правду режь. Значение: не имеет значение, какое отношение, но люди должны всегда говорить правду.
  2. Редко, да метко.   Значение: не всегда что-либо делать, но можно получить хорошие результаты.
  3. Семь  бед – один ответ. Значение: неважно, сколько человек сделал плохого, он все же будет за это отвечать, он понесет одно наказание.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока звучит так: Звонкие и глухие парные согласные в сильной и слабой позиции: их передача на письме.

Сегодня на уроке мы будем учиться различать звонкие и глухие  согласные в слабой и сильной позиции и посмотрим, почему в слове слышится один звук, а на письме он обозначается другой буквой.

В слабой позиции (на конце слова, перед глухими и звонкими согласными) звонкие и глухие согласные обозначаются буквами:

б –п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш,

они звучат одинаково, поэтому на письме могут возникнуть трудности при выборе буквы:

Рубашка

    ш    ж

Чтобы проверить на письме парные согласные по глухости – звонкости в слабой позиции надо изменить слово так, чтобы звук оказался в сильной позиции (перед гласным, перед в, л, м, н, р).

снег – нет снега

косьба – косить

V.Закрепление нового материала.

Задание. Изменить слово так, чтобы после проверяемой парной согласной стояла гласная. Орфограммы подчеркнуть.

тетрадь – нет тетради,

Глеб – Глеба,

мороз – мороза,

город – города

клюв – клюва,

Еж – ежик,

дуб – дубок,

морковь – морковка,

шубка – шуба.

Упр.153  Найти в слове ошибку и проверить.

Выпал первый снех. На улице сильный морос. В зимний холот, всякий молот.

Задание. Найти слово с парным согласным на конце слова, написание которых надо проверить.

Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой пруд.

VІ. Подведение итогов урока, выставление оценок и их комментирование.

Сегодня на уроке мы с вами научились определять сильную и слабую позицию для звонких и глухих согласных.

Прием «Микрофон».

Что на уроке вам наиболее понравилось?  С какими трудностями вы столкнулись?  Все ли понятно было при изучении нового материала?

VІІ.Задание на дом.

Упр. 167 Списать текс, вставить пропущенные буквы и объяснить почему вставили именно эту букву. Выучить правило на ст. 60.

Источник: https://naurok.com.ua/urok-soglasnye-zvuki-zvonkie-i-gluhie-soglasnye-v-silnoy-i-slaboy-pozicii-ih-proiznoshenie-64574.html

Парные согласные в слабой позиции

Парные согласные в слабой позиции. Парные согласные в сильной и слабой позиции

СуществуютпарныесогласныепоглухостизвонкостиБДВФ,ГК,ДТ,

ж-ш,з-с.

Согласнаястоитвслабойпозициивтомслучае,когдаонанаходитсявкон­цесловаилипередглухойсогласной.Например:гриб,грибки.

Чтобыпроверитьпарнуюсогласнуювслабойпозиции,надоподобратьоднокоренноесловоилиизменитьформусловатак,чтобыпослеэтойсогласнойстоялагласнаяилисонорнаясо­гласная(н,м,л,р,и).Например:гриб,грибкигрибок,грибной.

1.Авгус…,акроба…,акроба…ка,алфави…,атла…,бан…,бере…,бере…ка,биле…,бра…,буфе…,бутербро…,во…,ве…,разво…,евс.ка,вес.ь,ве…ка,витя…ь,вку…,вопро…,восто…,восхо…,вра…,вы…ка,свя…ка,зага…ка,ито…,газе…ка,гер…,гла…кий,гла…ко,гла…ки,гра…,заглу…ка,голо…,голу…цы,голу…ь,горо…,горс.ь,горс.ка,обра…цовый,

2.Грани…,гру…ка,гру…ь,гру…,грун…,грус.ь,гря…ка,гу…ь,деся…ка,грана…,

девя…ка,дене…ки,дене…ка,выдер…ка,деся…ка,деся…ь,диало…,дож…ь,ё…,доро…ка,дро…ь,поез…,желто…,зон…,жемчу…,жес…,заве…ти,заво…,исто…,завтра…,заку…ка,заме…ка,замо…,зано…,запа…,запи…ка,зна…,зоопар…,зу…чик,зябли…,извес.ь.

3. Камы…,каранда…,карли…,квадра…,кис.ь,кла…,кла…ка,скла…,клё…,кри…,коло…,комна…ка,компо…,ве…,ко…ьба,поко…,космо…,кра…ка,лу…,кре…кий,кре…ко,крова…ь,крова…ка,кро…,кро…кий,кру…,кус…,ла…ка,ла…ка,ласти…,лебе…ь,лебё…ка,ле…кий,ле…ко,ле…кость,лё…,поле…,перелё…,слё…,ло…,зале…ь,

4. Лопа…ка,нело…кий,ло…ка,лю…ской,лоша…ь,лу…,люти,..,мар..„,ма…ка,мальчи…,матери.,.,маршру…,медве,..ь,мая…,ме…ь,мину…,мину,,.ка,но…ка,мла…ший,моло…ка,моне…ка,моро…,мы…ка,мя.-.кий,мя…кость,смя…чение,нака…,наро…,наря…,мё…,ма…ь,невес.ка,ни..кий,ни…ко,ни…ь,но…,ночле…,обра…,ло…кость,тро…ка,трос.ь,выста…ка,соста…,уло….

5*Обу…ка,обу…щиктовра…,о…чина,зу…,о…чарня,огоро…,остро…ки,отве…,алма…,бе…ство,бо…,ве…ти,испове…ь,перево…чик,вет…ь,привку…,зака…,вперемежку,завя…ка,галету…,гла…,голс.ка,голу…ка,гос.ь,гри…,груз…ь,гря…ь,задер…ка,дневни…,га…,дру…,живо…,заморо…ки,зву…,изумру….

  1. Конфе…ка, ко…ка, крес…, кро…ь, пау…,кру…ка, лапо…ь, обле…чать., нале…,лис…, ло…ко, ло…ка, мар…, маршру…ка,маятни…, мер…кий, мла…шенький, ри…,мое…, наперсто…

    , недру…, ни…ка, обе…,обу…ь, о…ца, огра…ка, оши…ка, паде…,паке…, памя…ь, памя…ка, пя…ка, оча…,парке…, поводо…, пару…, патрио…,пор…, пого…ка, подъез…, автопоез… .

  2. Пило…, пилота…, переписка, ра…ство,перепи…ь, подпи…ь, племянни…, пло…,плотни…, площа…ка, плу…, плю…, ра…,позвоно…, полс.ка, портре…, потомо…,похо…, похо…ка, предме…, президен…

    ,приве…, приемни…, прогно…, проек…,пропас..ь, прору…ь, пру…, ра…, пря…ка,пряни…, разря…, рассве…, ро…, рис.,ро.-.ко, робо…, ро…ство, каза…, кни…ка,петру…ка, укла…ка, лс.кий, рома…ка.

  1. Пя…ка, расска…, расхо…, ре…кий, го…,ре…ко, рё…кость, ре…ка, поре…, ка…ка,разре…, ре…кий, ре…ко, ре…кость, у…,рель…, ремон…, ре…ка, решё…ка, сор…,родни…, ро…

    ь, роман…, руба…ка, ру…ка,рука…, безрука…ка, руле…, руле…ка,ры…ка, ря…чик, салю…, сапо…, све…,сиро…ка, подска…ка, приска…ка, свя…ь,скор…ь, скоклу…ка, скорое..ь, скре…ка.

  2. Сала…ки, сво…ка, свя…ка, секре…,сель…ь, селе…ка, скри…, су…, ела…кий,ела…ко, еле…, слё…ка, тор…, сли…ка,слобо…ка, смер…ь, насме…ка, сне…,снегопа…, сове…, сосе…, сто…

    , сосе…ка,спе..,ка, спор…, спосо… , сты…, ло…кач,стари…, сте…ь, стол…, сторо…, сугубо…,сторо…ка, страу…, стри…ка, стру…ка,студен…, у…кий, запус…, пейза…,педаго…, пустя…, су…

    чик.

  1. Облегчение, нале…ке, ле…ковой, та…,супру…, су…, сюже…, растя…ка, отпус…,сюрпри…, сыщи…, теле…ка, табуре…,троллейбу…, телегра…, тенни…ка, са…,тру…ка, терра…ка, трикота…, тормо…,тира…, термо…, тя…ка, тулу…, тря…ка,тя…ко, тя…кий турис…, тря…ка, трё…ка,тра…ка, у…коватый, сро…, у…коплечий,

транспор…,талан…,текс…,подста…ка,ря…чиковый,поса…ка,пуль…,пунк….

НЕПРОИЗНОСИМЫЕСОГЛАСНЫЕ

ВнекоторыхсловахД,Т,В,Лнепроизносятся,нопишутся.

Например:звёздный,местный,здравствуй,солнце.

Чтобыпроверитьнепроизносимуюсогласную,надоподобратьоднокоренноесловотак,чтобыэтасогласнаяхорошослышалась.

Например:звёздныйзвезда,местныйместо,здравствуйздравие,солнцесолнышко.

Некоторыесловапроверитьнельзя.ЗАПОМНИТЕ!чувство,лестница

Есливсочетаниисогласныхприизменениисловасогласныйнеслышится,тописатьегоненужно.

Например:чудесно,любезный.

д-звез…ный,поз…но,праз…ник,сер…це

т-доблес.ный,грус.ный,кос.ный,ус.ный,лес.ница,окрес.ность,мес.ность,свис.нул,извес.ный,прелес.ный,ярос.ный,счас.ливый,чес.ный,вес..ник,трос…ник,

капус.ный,ненас.ный,радосный,часное,гиган…ский,обласной,влас.ный,крепос.ной

вчу…ство,здра…ствуй

л-со…нце

Источник: https://studfile.net/preview/5800159/page:5/

Самостоятельная работа «Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных, парных по звонкости-глухости, на конце слова»

Парные согласные в слабой позиции. Парные согласные в сильной и слабой позиции

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний через создание ситуации успеха.

3.Физкультминутка (музыкальная) под песню «Улыбка

4.Создание учебной ситуации через « ловушку».

5.Решение учебной задачи.

а) групповая работа.

б) работа с учебником

5.Отработка способа написания

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия

У.И вновь урок мы начинаем,

К вершине знаний держим путь.

Все знанья сами открываем,

Поэтому – активным будь!

-Ребята, представьте, что к вам на ладошки спустилось солнышко, какое оно?

-А давайте мы с ним немного поиграем.

-Скажите, а у вас хорошее настроение?

-Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

-А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим солнышко — пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

У. – Ребята, чему вы учились на прошлом уроке?

-Как вы узнаете, когда у гласного звука сильная позиция, а когда – слабая?

– Как проверить слабую позицию гласного?

-Покажите графическую схему

проверки безударной гласной.

-Почему это важно знать?

Чтоб ошибок избегать,

Зоркость будем развивать.

Сейчас проверить сможешь сам

Своё внимание к словам.

Игра «Найди ошибки в работе Пети Вертушкина»

У нины п-силился чюдесныйпушыстыйкатен-к.

-Ребята, посчитайте, сколько ошибок допустил Петя?А теперь на пальчиках покажите их количество.

Дети показывают разное количество ошибок.

Прогнозирование.

– Отметьте буквами Л.,Т.,С.(легко, трудно, сомневаюсь)на оценочной линейке.

-Что делать?(предлагается работа в группе)

Работа в группе.

– Для выполнения орфографической задачи предлагаю работать по шагам:

– прочитай и отметь орфограммы;

2 За-запиши в тетрадь, оставляя «окошки» на месте всех орфограмм;

3)Н–укажи буквы, которые спорили за обообозначение звука.

4)на – найди ошибки и исправь только там, где гдесможешь доказать;

– какие умения ты применял(а), решая задачи письма

– дай рекомендации Пете Вертушкину, чтобы он не допускал ошибок.

2)

У.-Давайте сверимся со своим прогнозом. У кого результаты совпали? Кому было легко,трудно, сомневались.

У.- Ребята, какие вы молодцы, какие вы у меня грамотные. А сейчас предлагаю поработать самостоятельно.

Создание проблемной ситуации через «ловушку».

-Ребята, я вам предлагаю нарисовать [плот](работы детей вывешиваю на доску)

-Что помогло вам выбрать ваш рисунок?

– Докажите, что ваш выбор правильный.

-Какие звуки различают слова? (пара по звонкости – глухости

-Что вам удалось выяснить?

Изменилась ли позиция согласного звука?

-Какие звуки различают слова? (пара по звонкости – глухости).

На какой же главный вопрос мы попытаемся сегодня ответить? И как показать наш вопрос с помощью схемы?

( Выход на тему и задачи урока)

Все орфографические задачи фиксирую на доске.

Показ слайда.

У. -Перед вами слова, в которых пропущены буквы:

гру. дру.

арбу. эта.

– Сумеете ли вы доказать, какую парную согласную нужно выбрать для написания?

-Предлагаю работать в группе повыработке способа проверки парных согласных на конце слов по алгоритму:

– определи, есть ли в слове слабая позиция парного согласного в конце слова?

– понаблюдай за звуками, изменяя слова по числу;

– запиши слова звуками под первыми словами;

-отметь, какой звук идет после согласного?

-определи и отметь, в какой позиции при изменении слова находится парный согласный;

– составь графическую схему

проверки написания парных согласных на конце слов и озвучь ее.

– Ребята, давайте проверим по учебнику, а правильно ли мы вывели правило по проверке написания парной согласной на конце слова?

Молодцы! Вам удалось открыть новый способ проверки парной согласной на конце слова и сконструировать модель проверки слабой позиции для парных согласных по звонкости – глухости.

Разноуровневая диагностическая работа с самооценкой (самостоятельная работа).

Перед работой ставится прогностическая оценка, а после ее завершения- рефлексивная.

I уровень: выполнение упражнения № 28 на стр. 43. (Записать слова парами, вставляя пропущенные буквы).

Проверка: ключ к проверке упражнения записан на обратной стороне доски.

II уровень: работа по карточкам. (Записать сочетания слов, вставляя пропущенные буквы, показав выбор букв.)

Проверка: ключ к проверке записан на обратной стороне карточки.

III уровень:

1)Прочитай и отметь орфограммы.

Жил в доме кот Иван. Ленив был! Часто кота обижал щенок Боб.

2)Запиши в тетрадь, оставляя черточки только на месте орфограмм парных по звонкости- глухости.

3) На свободной строке укажи буквы, которые спорили за обозначение звука.

4) Подбери проверочное слово и впиши правильную букву.

2. Графический диктант (записываем только буквы) Читаю слова:

[обуф’ нарот, лошат’,нос, марос, ут’ук, сугроп]

-Как будем действовать, чтобы справиться с орфографической задачей?

Выполнить по выбору:

1)Работа с учебником(упр.61,стр.59)

2)Запиши слова буквами: [жыраф, глас, дуп, л’от, сн’эк,голуп’]

3)Составить карточки с «окошком» на месте парных согласных, а на обратной стороне записать «ключ» правильного ответа.

– Чем вы будете пользоваться при выполнении домашнего задания?

– Что нового вы узнали на уроке?

-Чему учились?

– Что было интересно(сложно, непонятно)?

– Ребята, а кто сможет рассказать маме, что мы сегодня делали на уроке?

-Можем ли поставить знак» +» (справились) с поставленными задачами урока?

Д.Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.

(Ответы уч-ся)

-Оно теплое, желтое,веселое, доброе…

Перебрасывают «солнышко» с руки на руку.

Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко

(На доску вывешивается солнышко).

– Раскрыли секреты об обозначении на письме буквами гласных звуков, которые находятся в слабой позиции).

-Под ударением-сильная, без ударения- слабая.

Один ученик показывает на доске схему проверки безударной гласной.

слаб. сильная

поз.гл. позиц. гл.

Д.- Это нужно знать для того, чтобы писать без ошибок. Там, где звуки чередуются при написании, надо ставить пропуск.

Ученики читают предложение и через минуту на пальчиках показывают разное количество ошибок.

Осуществляется прогнозирование, кому будет Л.,Т.,С.(легко, трудно, сомневаюсь) в нахождении ошибок.

Работа в группе по шагам(1-6)

Защита групповых работ.

Ответ одной группы, другая группа соглашается или нет, третья – даёт рекомендации Пете Вертушкину.

Выводы и рекомендации групп:

-учиться определять сильные и слабые позиции;

-записывать «опасные места» с пропуском;

-учиться подбирать проверочные слова;

-повторить правила правописания большой буквы;

гласных и,а,у после шипящих.

Сравнение прогноза с конечным результатом.

Рисунки ребят (плот, плод) помещены на доске.

– Слово изменили по числу и узнали что рисовать.

Записали звуковой записью и подчеркнули парные согласные звуки, которые различают слова.

[плот] [плот] [плоты] [плоды]

– У согласных есть слабая позиция на конце слова.

-Да, с изменением слова после согласного идет гласный, и он помогает узнать слово. Перед гласной парный согласный находится в сильной позиции.

Д.-

-Учиться находить слабую позицию парных согласных и способ проверки.

Тема представлена моделью.

?

(п Ученик показывает на доске

схему проблемного вопроса.

Работа в группе:

– повторение правила сотрудничества в группе;

– обсуждение орфографической задачи по алгоритму;

-оформление листов для защиты;

– защита проектов;

Проверяю Способ проверки

слабая сильная

позиция позиция

парн. согл. парн. согл.

перед гласн.

– озвучивание созданной модели по проверке парных согласных на конце слова.

Чтение правила в учебнике.

Прогностическая оценка. (Л.Т.С.)

Написание орфограммы.

Самопроверка.

Рефлексивная оценка. (Л.Т.С.)

Ученики выбирают для выполнения любое задание.

Повторяется способ проверки парной согласной на конце слова.

1 2 3 4 5 6 7

вь д дь с з г б

-Нам поможет новый способ проверки (показывается графическая схема и озвучивается)

-Нашли способ проверки парных согласных на конце слова и учились применять его при решении орфографической задачи.

-Строить модели.

-Быть в роли учителя и ученика.

-Искать и исправлять ошибки.

– Все задачи урока мы выполнили.

Источник: https://multiurok.ru/files/samostoiatelnaia-rabota-pismo-s-propuskami-orfogra.html

Парные согласные в сильной и слабой позиции

Парные согласные в слабой позиции. Парные согласные в сильной и слабой позиции

СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ. Когда после парного согласного стоит гласная или сонорнаясогласная Л,М,Н,Р.

СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ(оглушение или озвончение): в конце слова или перед другимпарным согласным.

ВЫВОД: Чтобы правильно написать в слове парнуюсогласную в слабой позиции, нужно изменить слово так, чтобы парная согласнаястала в сильную позицию.

ПОМНИ, что есть слова снепроверяемыми парными согласными. Например, ВДРУГ, ЗАВТРА, ЗАВТРАК… Этислова можно найти в словаре.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

1. В каком ряду верно«закончено» правило:

«Чтобы проверить парный согласный в корне слова,  надоподобрать такое проверочное слово, …

1) чтобы на гласный падало ударение

2) чтобы после парного согласного стоял гласный

3) чтобы после парного согласного стоял гласный или согласные[н, р, л, м].

4) чтобы на согласный падало ударение.

2. Спиши слова.Подчеркни в словах парные согласные, которые стоят в сильной позиции двумялиниями (на двух ножках), а которые в слабой позиции – одной линией (на однойнеустойчивой ножке).

Карапуз, книга, флажки, полоска, гриб, улыбнулся, метро,сугроб, площадка, указка, просьба, переход, самолёт, матрёшка, шланг, низкий,гладить, тетрадь, круг, мяч, шоколадка, парковка.

3. В каком ряду дананеверная характеристика звуку в слове «КОРЖ»

1) к – [к] – согласный,  глухой, твердый

2) о – [о] – гласный, ударный

3) р – [р] – согласный, звонкий, твердый

4) ж – [ж] – согласный, звонкий, твердый

4. В каком ряду слово требует проверки:

1) крыжовник

2) жаба

3) пружина

4) кружки

5. В каком ряду записаносначала проверочное слово, затем проверяемое:

1) ложка – ложечка

 2) плюшка – плюшечка

 3) прыжок – прыжки

 4) клюв – клювик

6. В каком ряду допущенаошибка:

1) березка, слёзка,замазка                                                                                                        

2) посатка, палатка,лопатка                                                                                                  

3) сугроб, коробка,пробка                                                                                                      

4) кровь, травка, булавка 

7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишипроверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новоеместорождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромноедерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки.Сугро.. закрыл выход из избы.

8.  Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать посмыслу.

Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды),огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады),огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги),горячий (утюги), огромные (сапоги).

9. Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пишипроверочные слова.

Русский солда.. (…) не знает прегра.. (…) . Наука хлебане просит, сама хлеб.. (…) даёт. Наро.. (…) отдаёт свой голо.. (…) задепутата. Отря.. (…) солда.. (…) собрался в похо.. (…). Зелёныйнаря..(…) полей радует гла.. (…).

10.Спиши, изменив словатак, чтобы они оканчивались на согласный.Подчеркни парные согласные в слабойпозиции.

Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги,пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды,лесорубы

11. В каком ряду допущена ошибка:

1)  б' б – п' п

2)  з' з – с' с

3)  ж' ж – ш' ш

4)  д' д – т' т

12. Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались насогласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый(берега) крутой. Зимой (снега) глубокий – летом (хлеба) высо¬кий. На зданииповесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). Убабушки получился вкусный (пироги).

13.Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяйслово устно.

Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли всосновый ле.. по грибы. Моро… разри¬совал окна. Матро.. шагал по мостовой.Сегодня шёл дож…ь це¬лый день.

14.Измени данные слова, чтобы на конце был согласный.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы,алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы,лошади, рукава, луга, сторожа.

15.Измени слова так, чтобы в слове появилась парная согласнаяв слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.

Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка,берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка,дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка,кружечка.

16.Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркнипарные согласные в слабой позиции.

Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзикаболит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал поверху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломеннуюшля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

17. Спиши, вставивпропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках.Подчеркни парныесогласные в слабой позиции.

Рыбак поймал удочкой маленькую (…) ры..ку. (…)Голу..ка  громко воркует. Выросла (…) ре..ка большая-пребольшая. Насте!купили меховую (…) шу..ку. Красная (…) шля..ка, белая (…)] но..ка, стоиту (…) доро..ки, постоит (…) немнс.ко, попадет! в (…) луко..ко. В лесуначалась (…)ру..ка (…)дро…

18.Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставьпропущенные буквы.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Собака – друг человека, а волк -… . Железо тяжёлое, а пух…. Река широкая, а ручей …. Чеснок горький, а яблоко …. Кисель густой, асуп … . Камень тяжёлый, а известняк… . Дом высокий, а сарай …. Мальчик смелый, а девочка . Дождь частый, а гром ….

19.Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочныеслова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках поскользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь.  Дворни…разгребал сугро.. . Лёд был кре…кий. На горе рос великолепный са.. .

20. Прочитай. Найдиошибки.Исправь ошибки, напиши правильно. Подчеркни парные согласные вслабой позиции.

Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош,песчаный берег, сильный морос.

21.Спиши, вставь паные согласные, напишипроверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Старший брат несёт  обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки  нет. Как дети на заря(д,т)ке , под солнцем у реки стоят надлинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки. 

22. Спиши, вставляяпропущенные буквыПодчеркнипарные согласные в слабой позиции.

Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки,острен…кие  зу…ки.  Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. Всенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?

23. Вставь пропущенные согласные,напиши проверочные. Подчеркнипарные согласные в слабой позиции.

Ходит конь по бере(ж,ш)ку. Как у нашего кота шу(б,п)ка оченьхороша. Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)кунашёл. Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки –  бегать по доро(ж,ш)ке.

24. Есть слова, в которых можно поставить любую парнуюсогласную из пары. Очень важно понимать, что смысловое значение слова меняется.

ПРидумайте предложения со словами пруД-пруТ, стоГ-стоК,леЗ-леС, маК-маГ, луК-луГ. Важно, чтобы было понятно, о каком предмете идетречь.

25. Выпиши слова,в которых пропущена буква “в”.

рука_

ла_ка

ле_

жира_

ка_тан

 уда_

шар_

остро_

верё_ка

ко_та

_друг

26. Исправь ошибки. Спиши текст грамотно.

 Красиф восхот солнца у лесного озера. Воздух чист исвеш. Берек озера похош на расписной ковёр. Он осыпан росинками. Каждая похожана алмас.

Данные упражнения взяты (и доработаны) из разных пособий порусскому  языку Узоровой О.В. , Нефедовой У.А, Журжиной Ш.В., ШкляровойТ.В..

“,”author”:””,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://drygbagac.blogspot.com/p/blog-page_7296.html”,”domain”:”drygbagac.blogspot.com”,”excerpt”:”СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ. Когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ (оглушение или озвончен…”,”word_count”:1093,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://drygbagac.blogspot.com/p/blog-page_7296.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.