Педагогическая антропология к д ушинского кратко. Человек – предмет воспитания

Педагогическая антропология К.Д. Ушинского и проблемы современного образования

Педагогическая антропология к д ушинского кратко. Человек - предмет воспитания

Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). Педагогическую деятельность К.Д. Ушинский начал учителем словесности Гатчинского сиротского института, затем работал инспектором Смольного института благородных девиц. При его непосредственном участии был изменен учебный план института, куда вошли родной язык и литература, предметы естественно-научного цикла. К.Д.

Ушинскому удалось осмыслить в целостном единстве педагогические явления в неразрывном единстве теории и практики. «Пустая, ни на чем не основанная, теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея.

Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», – писал он. В своем масштабном труде «Человек как предмет воспитания» (1868–1869) Ушинский, рассматривая важнейшие методологические проблемы педагогики, предложил новый антропологический подход к воспитанию человека.

По его мнению, предметом педагогики является человек во всей совокупности его проявлений, следовательно, чтобы выстроить процесс воспитания с учетом всех его физиологических, психологических, социальных и других особенностей, необходимо некое целостное знание о человеке.

Такое целостное антропологическое знание дает возможность определить содержание обучения и воспитания, эффективные методы и формы его организации, что обусловливает оптимальное развитие ребенка. «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его великими духовными требованиями.

Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния», – писал Ушинский.

Признавая единство процессов обучения и воспитания, К.Д. Ушинский приоритет отдавал последнему, поскольку считал его главной силой формирования и развития совершенного человека.

Воспитание должно ориентироваться на духовное развитие личности, которое является неотъемлемой частью культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера и миропонимания. Ушинский предложил концепцию народности в воспитании как основу построения всей педагогической системы.

Эту идею он развивал в статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических сочинениях. Понимая православную духовность как неотъемлемую часть русской народной культуры, педагог выделял три константы, специфичные для русского национального воспитания, – народность, христианскую духовность и науку.

Каждый народ создает уникальную, самобытную систему воспитания, которая находит отражение в реальном педагогическом процессе. Исходя из этого К.Д.

Ушинский призывал уделять большое внимание изучению родного языка в школе и создал учебные пособия, отвечающие этому принципу, – «Родное слово» и «Детский мир», которые используются в практике обучения начальной школы до настоящего времени.

В трактовке принципа народности педагог признавал творческую силу народа в историческом процессе и его право на полноценное образование и считал, что земская школа наиболее соответствует духу, характеру и потребностям народа.

В нравственном воспитании педагог придавал особое значение формированию у ребенка склонности и любви к труду, поскольку он является высшей формой человеческой деятельности. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности. Педагог тщательно разработал систему факторов и средств нравственного воспитания, среди которых он выделял личный пример и личность учителя, предупреждение, поощрение, педагогический такт, убеждение; высказывал мысли о необходимости взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка.

Особое место в теории К.Д. Ушинского занимает дидактика, которую он делил на общую (для всех предметов) и частную (методику конкретного предмета). Обучение он трактовал как движение ученика от незнания к знанию.

Ушинский детально разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил ясные и четкие правила их реализации на практике. Успешность обучения педагог напрямую связывал с его доступностью, которая является залогом осознанного освоения знаний.

Знания должны выстраиваться в определенной системе и последовательности, поскольку «только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями».

Разрабатывая принцип прочности знаний, педагог описал методику повторения знаний, отдавая предпочтение активному повторению и упражнениям. В трактовке принципа наглядности Ушинский призывал учитывать специфику предмета и возраст учащихся: чем моложе ребенок, тем больше наглядности должен использовать учитель на уроке.

В организации процесса обучения, по мнению педагога, стоит придерживаться классно-урочной системы. Опираясь на дидактику Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинский выявил четкие условия организации обучения, описал организационную структуру урока и выделил его виды.

Ушинскому удалось выразить теоретические положения в методике начального образования.

Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

К.Д. Ушинский требовал от учителей творчества в повседневной деятельности, напоминая, что «педагогика – это не наука, а искусство». Исследуя воспитание и образование западно-европейских стран, он одним из первых в русской науке предпринял сравнительно-педагогическое исследование. Таким образом, в педагогическом наследии Ушинского отражены почти все аспекты педагогической теории и практики.

Источник: https://students-library.com/library/read/58114-pedagogiceskaa-antropologia-kd-usinskogo-i-problemy-sovremennogo-obrazovania

Проект педагогической антропологии К.Д. Ушинского (

Педагогическая антропология к д ушинского кратко. Человек - предмет воспитания

Проект педагогической антропологии К.Д. Ушинского

(“Человек как предмет воспитания”).

Педагогическая антропология – это философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К. Д. Ушинский)

Антропология – это наука о биологической природе человека.

Или еще проще можно сказать:

Педагогическая антропология – это педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей.

Педагогическая антропология входит в педагогику как ее составная часть. Поэтому для ответа на вопрос, что такое педагогическая антропология, необходимо понять, что такое педагогика.

Педагогика — это наука и искусство совершенствования человека и групп людей с помощью образования, воспитания и обучения. 

В педагогическое знание включаются три главные области:

1. Педагогика как наука и искусство. Область знания о педагогике как теории и практике называется философией педагогики, или общей педагогикой. Философия педагогики отвечает на следующие главные вопросы.

Необходима ли педагогика как научное знание о воспитании? Если необходима, то как она возможна? Какова природа педагогики в отличие от других наук и искусств? 
Природа педагогики как науки и искусства воспитания производна от природы воспитания, от понимания его сущности.

Поэтому в основе философии педагогики лежит теория образования, воспитания и обучения.

2. Теория образования, воспитания и обучения. Эта теория отвечает на вопросы о природе образования, воспитания и обучения, об их необходимости и возможности. Ее предметом являются процесс воспитания и учебный процесс.

 
Образование, воспитание и обучение человека зависят от понимания природы человека, от знания возможностей и границ его развития.

Поэтому в фундаменте теории воспитания лежит знание о человеке как воспитуемом (обучаемом) и воспитателе (учителе). 

3. Педагогическая антропология как фундамент всего здания педагогики. Часть педагогики, посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого, называется педагогической антропологией. Она отвечает на вопросы о природе человека и людского сообщества, о воспитуемости, обучаемости человека и групп людей. 

На педагогической антропологии покоится теория образовательно-воспитательных процессов, над которой возвышается теория педагогики. 

Графически представить структуру педагогики можно как пирамиду. В ее основании находятся положения о человеке как субъекте и объекте воспитания — педагогическая антропология. Первый этаж занимает теория воспитания. Венчают “пирамиду” идеи о педагогике как науке и искусстве — общая педагогика (философия педагогики). 

Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870 гг.) по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики.

Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного.

Обосновал идею народного воспитания Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов.

Разрабатывая свою философско-педагогическую концепцию К.Д. Ушинский впервые употребил термин «педагогическая антропология» для обозначения особой науки о воспитании и образовании, которая путем применения педагогических принципов стремится усовершенствовать человека. Она связана с философской антропологией и находит в ней философские основания в понимании человека. 

Придавая огромное значение воспитанию, русский мыслитель указывает, что влиянию его есть предел в прирожденных силах души и прирожденных задатках наклонностей человека.

«Воспитание может сделать много, очень много, но не все: природа человека… имеет также значительную долю в развитии внутреннего человека».

Большое влияние на развитие человека оказывают и социокультурные факторы: семья, общество, народ, религия, язык. 

“Человек как предмет воспитания” (1868—1869) – главный труд К.Д. Ушинского.

Ценность этой работы в том, что он впервые “подошел к психологии как педагог, и его интересовали прежде всего педагогические возможности, таящиеся в психологическом изучении человека”. Идеей К.Д.

Ушинского было исследование не существующей ранее области научного знания — педагогической антропологии, призванной изучать во всех отношениях человека воспитуемого.

Он обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

Целью воспитания должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества, развитие и укрепление характера. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Для целенаправленного воспитания человека, считает философ, необходимо составить понятие о нем правильное представление: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Знание законов воспитания ставится К.Д. Ушинским в зависимость от познания человека во всех его проявлениях.

Для этого педагогическая теория должна применять философскую методологию и широко пользоваться данными целого ряда наук – анатомии, физиологии, психологии, логики, филологии, географии, статистики, истории, политической экономии.

В этих науках изучаются те или иные сведения о человеке, обнаруживается совокупность свойств «предмета воспитания, т.е. человека». Таким образом, ученый исследует человека-индивидуума, определяя его в качестве объекта педагогической антропологии. 

Изучение физиологических законов развития человеческого организма, позволило К.Д. Ушинскому сформулировать принципы физического воспитания: «Человек легко и свободно может приводить в деятельность мускулы и нервы другого, особенно еще развивающегося человека, и тем оказывать сильнейшее влияние на самый процесс его физического развития».

Другими словами, воспитатель может давать большую или меньшую нагрузку мускулам и нервам ребенка, может разнообразить эту деятельность, ослаблять или усиливать ее постепенно, прекращать ее и возвращаться к ней после отдыха.

Тем самым он способен оказать непосредственное влияние на развитие всей мускульной и нервной системы ребенка в целом и даже самого мозга. 

К.Д. Ушинский дает подробную характеристику нервной системы человека и органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, мускульного чувства на уровне современного ему развития физиологической науки.

Ученый отмечает влияние физиологических процессов в организме человека на его психическую деятельность.

Он пишет, что «процесс уставания и отдохновения нервов, а равно их нормальная или раздраженная деятельность должны иметь большое влияние на яркость, отчетливость и ход наших представлений, а, следовательно – на акты внимания, воспоминания, воображения и даже мышления».

Из этого вытекает педагогическое требование чередования занятий с отдыхом и перемены занятий. Данное положение справедливо в отношении, как физической деятельности детей, так и их учебных занятий. Привычка и постепенное увеличение нагрузки в выполнении каких-либо занятий повышает интеллектуальную способность человека. 

Своими трудами К.Д. Ушинский заложил основы специального изучения человека с целью согласовать педагогическую теорию и практику с природой человека. Для этого все знания о человеке – о душе, о теле, об обществе – должны служить фундаментом педагогической теории и найти применение в практике воспитания и обучения.

Источник: https://infourok.ru/proekt-pedagogicheskoy-antropologii-kd-ushinskogo-chelovek-kak-predmet-vospitaniya-2025399.html

Педагогическая антропология, как предмет

Педагогическая антропология к д ушинского кратко. Человек - предмет воспитания

Понятие педагогической антропологии включает в себя такие вопросы:

  • Истоки педагогической антропологии.
  • Человек как предмет педагогической антропологии.
  • Воспитание как предмет антропологического процесса.

Истоки педагогической антропологии

Само понятие «антропология» появилось в конце 18 столетия и переводится как «наука о человеке». Иммануил Кант, немецкий философ, первым предложил данный термин для названия науки о человеке, которой до этого времени не существовало.

Ранее данная наука изучала природу в общем, а человек считался частью этой природы. Кант считал, что человек является предметом изучения данной науки, которая должна изучать человека со всех сторон.

В середине 19 столетия антропология стала самостоятельной наукой. Большую роль в этом сыграл Чарльз Дарвин. Он считал, что главная задача антропологии – изучение со всех сторон уникального вида – человека разумного, который являлся главным звеном в развитии живого мира.

Затем начали производиться разные исследования людей, которые были различных культур, народов и рас. Большое количество информации привело в дифференциации науки, из которой выделились отдельные научные направления. Таким образом, появилась педагогическая антропология.

Сам термин возник в шестидесятые года 19 столетия в России. Автор педагогической антропологии – Н. И. Пирогов. Он впервые использовал понятие в своей работе «Вопросы жизни». Затем начали использовать и другие ученые.

Например, К. Д. Ушинский в своей статье «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В своих работах он уточнил и дополнит термин.

На возникновение термина повлияли разные исторические факторы:

  • Отмена крепостного права.
  • Реформы либералов.
  • Революционные движения.

Это привело к большому вниманию гуманистическим идеям.

Замечание 1

Большую роль в появлении термина сыграли Пирогов и Ушинский, которые рассматривали человека и ребёнка как главные социокультурные ценности. Источником педагогического процесса сало воспитание, средства для которого находили в самой природ человека. Проще говоря, рассматривая объективные законы развития человека.

Человек как предмет педагогической антропологии

Определение 1

Объект педагогической антропологии – отношения человек-человек.

Определение 2

Для начала изучения предмета и объекта необходимо знать, что такое человек и какую природу имеет. То есть, «человек» является главным понятием данной науки. Информация о человеке дает возможность иметь представление о нём и его воспитании.

Человек изучался в разных науках на протяжении долгого времени. За многие века накопилось множество информации о понятии «человека».

Не смотря на это, многие вопросы так и не выучены. Человек достаточно многообразен и изучается каждой наукой с рано стороны. С каждым разом появляются новые вопросы.

Вывод 1

Человек – сверхсложный, неисчерпаемый, неясный предмет познания, поэтому полное его постижение невозможно.

Это объясняется тем, что изучение человека происходит самим человеком, поэтому не может быть полным или объективным. Собирательное понятие не может складываться из отдельных частей, из материалов, которые собирали конкретные люди.

Исследования не дают полностью познать человека. Информация, собранная в разные века про человека, не может быть одним целым, так как человек в разную эпоху – что-то новое и непохожее на прошлого человека.

Прогрессивная педагогическая антропология изучает такие понятия:

  • Человек.
  • Природа человека.
  • Ребёнок.
  • Становление человека.
  • Культура.
  • Образование.
  • Воспитание.

Данные понятия изучаются в разных педагогических дисциплинах. В педагогической антропологии они проходят анализ в специфическом аспекте и наполняются особым содержанием.

Педагогическая антропология постоянно развивается, как и любая другая наука. Каждый раз образ, глубина и представление о человеке дополняются и совершенствуются.

Воспитание как антропологический процесс

Образование является довольно трудоемким процессом для педагогической науки.

Определение 3

Воспитание – это процесс, который создает условия для становления отдельного человека и для продуктивного существования и развития целого общества. Воспитание – важная ценность в любое столетие.

Вся история существования человечества сопровождается рассуждениям о воспитании. Многие учёные спорят по вопросу сущности воспитания.

Многие выдвигают мнение, что воспитание возможно в случае совместимости с природой человека и с его основными видовыми особенностями.

Человек способен на самоанализ, самонаблюдение, самооценку, без чего не может быть воспитательного процесса. В этом случае человек является существом разумным.

В духовном плане, человек ищет истину, хочет добиться идеального, полагается на совесть, руководствуется стыдом и долгом. Это определяет механизмы воспитания.

В социальном плане человек достаточно зависим от других людей, от их мнения. Это делает его сензитивным к воспитанию. Человек всегда готов становиться лучше и меняться, что также поддерживается воспитанием. Воспитание имеет довольно противоречивый характер. Любой воспитатель является воспитанником, и наоборот.

Важно, чтобы педагог и воспитатель в педагогической антропологии хорошо разбирался в таких вопросах:

  • Всесторонние знания про человека, ребёнка.
  • Знание определенной науки.
  • Знать познавательный процесс.
  • Реальная жизнь детей взрослых.
  • Природа и общество.
  • Участие в педагогическом процессе.
  • Ребенок – равноправный участник процесса.

Замечание 2

Педагогическая деятельность в педагогической антропологии – целостный процесс, который направляется на развитие не только сознания, чувств и воли ребёнка, но и на развитие его душевных, духовных и телесных желаний, которые тесно связаны между собою. Каждый ребенок должен приучаться к самостоятельной деятельности по выбору.

На сегодня, антропологический принцип является одним из центральным в педагогике, а антропологические знания – основа профессиональной подготовки будущего педагога. Педагогическая антропология является интегрированным знанием о ребёнке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/pedagogicheskaja-antropologija/

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования

Педагогическая антропология к д ушинского кратко. Человек - предмет воспитания

Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 26.01.2020).



Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания.

С цель уточнения роли педагогики в воспитании, автор обращает внимание на идеи Ушинского о личности педагога. В статье отмечается, что родной язык-средство воспитания.

Поднимаются проблемы воспитания с целом, воспитания нравственности и женского образования с точки зрения великого педагога.

Среди наиболее значимых выводов следует отметить, что «Ушинский — наш народный учитель, его идеи актуальны в наши дни».

Ключевые слова: Константин Дмитриевич Ушинский, народная педагогика, педагогические идеи Ушинского

The article deals with the pedagogical ideas of K. D. Ushinsky. The debate about national education reform and public schools. The author examines the main views of the great teacher on the relationship of theory and practice, notes that work — based education.

With the aim of clarifying the role of pedagogy in education, the author draws attention to the ideas Ushinsky about the personality of the teacher. The article notes that native language is a means of education.

The problems of education in General, education of morality and female education from the perspective of the great teacher.

Among the most significant findings, it should be noted that «core — our national teacher, hisideas relevant in our days».

Key words: Konstantin Dmitrievich Ushinsky, folk pedagogy, pedagogical ideas Ushinsky

Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют нас ответы на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочу выделить и остановиться на выдающемся лице Ушинском Константине Дмитриевиче.

Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности.

Константин Дмитриевич — великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей». Слова Л. Н.

Модзалевского исчерпывающе характеризуют Ушинского, «это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».[2, с. 502]

Большую роль в становлении взглядов Ушинского сыграли его учителя, Константин Дмитриевич слушал лекции профессоров Т. Н. Грановского и П. Г. Редкина. Поработав и. о.

профессора камеральных наук в Ярославском Демидовском лицее, департаменте духовных дел, Ушинский занялся журналистикой. Позже назначен преподавателем, потом «инспектором классов» Гатчинского сиротского института.

Именно эта работа повлияла на его превращение в теоретика педагогики. [1, с. 359]

Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы.

В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.

  1. Идея народности воспитания. Основополагающая идея педагогической теории Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. Константин Дмитриевич пишет: — «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
  2. Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе.
  3. Труд— основа воспитания. Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания. «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д.

По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

4. Традиции иродной язык. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости.

Ушинский говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».[3]

  1. Теория ипрактика. Теории обязательно должна сопутствовать практика. В педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. «И всякое искусство, оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки…Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Представляя воспитание, как часть искусства, Ушинский убежден, что в сложном процессе неизбежно должны соединятся как теория, так и практика.
  2. Основа педагогики. Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения.«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» Константин Дмитриевичсчитает, чтовоснове теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. Педагогика — “… в основании наука философская, …а искусство воспитания… в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению…, ” — поясняет ученый.
  3. Воспитание. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

«В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое», — говорит Ушинский К. Д.

  1. Воспитание нравственности. Воспитание нравственности — основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.
  2. Женское образование. «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — утверждает Ушинский К. Д.
  3. Ушинский опедагоге. Педагог по — Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой».

Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.

Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни».

Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в наши дни.

Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.

Основные труды и статьи великого русского педагога:

‒ статья «О пользе педагогической литературы» (1857);

‒ статья «О народности в общественном о воспитании» (1857);

‒ статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858);

‒ статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860);

‒ «Детский мир и Хрестоматия». (1861);

‒ статья «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова» (1862);

‒ «Родное слово» для 1-го и 2-го года обучения (1864);

‒ статья «О первоначальном преподавании русского языка» (1864);

‒ «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867);

‒ «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» I том (1868), II том (1869);

‒ «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870);

‒ «Родное слово» для 3-го года обучения с «Руководством» к нему (1870).

В честь К. Д. Ушинского и его заслуг в развитии отечественного образования 25 мая 1946 г была учреждена медаль имени Ушинского для награждения «особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук».

Литература:

  1. Князев, Е. А. Россия: от смуты к реформам (XVII-XIX вв.). Курс лекций. — М., 2009.- 384 с.
  2. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
  3. Серова, А. А. «К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека». http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Serova/

Основные термины(генерируются автоматически): воспитание нравственности, основа воспитания, женское образование, Труд, воспитание, великий педагог, народная школа, родной язык, идея, воспитательная сила.

Нравственноевоспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.

народнаяпедагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, роднойязык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания.

Педагогическиеидеи К. Д. Ушинского и современность. Гуськова Елена Александровна. Рубрика: Общие вопросы народногообразования и педагогики. в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

народнаяпедагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, роднойязык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания. Опыт народнойпедагогики в социально-нравственном

Ключевые понятия: социально-нравственноевоспитание детей дошкольного возраста, народнаяпедагогика, опыт народнойпедагогики.

С. А. Козлова отмечает, что великиепедагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть…

Нравственноевоспитание как основа становления личности. Нравственноевоспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания

Воспитаниенравственности младших школьников — это одна из главных и наиболее сложных задач педагога.

Нравственноевоспитание как основа становления личности.

Методы формирования нравственности у детей… ребенок, нравственноевоспитание, метод воспитания, метод стимулирования, нравственное сознание, педагог, метод убеждения, вид деятельности…

4. Духовно-нравственноевоспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе /Ж. «Воспитание школьника», № 2–2012. 5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного…

Систематическое духовно-нравственноевоспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Народные и фольклорные традиции в системе воспитательной работы школы — это совокупность словесных текстов…

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/

10 Педагогическая система к.Д.Ушинского – основоположника научной педагогики в России

Педагогическая антропология к д ушинского кратко. Человек - предмет воспитания

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В предисловии автор пишет: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».

В круг антропологических наук Ушинский включал анатомию, физиологию, психологию, историю, статистику, географию и т. д., то есть сеть наук, позволяющих обнаружить свойство предмета воспитания – человека. В основе педагогической системы Ушинского, — идея народности воспитания.

Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Реализация принципа народности.

предполагала: а) создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей – делом воспитания должен руководить сам народ; б) воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа; в) центральное место в формировании человека должен занимать родной язык – «сокровищница духа народа»; г) воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером; д) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; е) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности. Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия, считая, что воспитание должно способствовать внедрению в души детей «истин христианства». 

  1. К.Д.Ушинский «Педагогическая антропология».

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля 1823 — 22 декабря 1870) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.

Разрабатывая свою философско-педагогическую концепцию Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.) впервые употребил термин «педагогическая антропология» для обозначения особой науки о воспитании и образовании, которая путем применения педагогических принципов стремится усовершенствовать человека.

Проблема педагогической антропологии: определение своего объекта и адекватных ему методов исследования.

Для целенаправленного воспитания человека, считает философ, необходимо составить понятие о нем правильное представление: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Таким образом, человек- объект педагогической антропологии.

Задачи педагогической антропологии

Педагогическая антропология нацелена на то, чтобы узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого. Исходя из этого знания и понимания дать практически ориентированные рекомендации.

Предмет педагогической антропологии- единство проблематики , которую она разрабатывает, источников и методов , с помощью которых она решает эти проблемы.

Проблематика: В педагогической антропологии различимы как минимум три круга проблем, в свою очередь имеющих внутреннюю структуру разветвляющихся тем и подтем. Это: 1) способы познания человека как воспитателя и воспитуемого (темы объекта и предмета педагогической антропологии.

Их разработка включает в себя исследования по истории содержания и методов педагогической антропологии) ; 2) воспитание человека обществом (Вопросы, связанные с темой ” какие мы ?”) ; 3) воспитание человека человеком.

( Управление и самоуправление развитием личности изучаются в соотношении содержательных и процессуальных сторон воспитания.)

Педагогическая антропология черпает свой материал из всех областей человекознания, а также из религии, искусства и практики.

  1. Развитие и реализация идеи «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого.

Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа 1828 — 7 ноября 1910) — один из наиболее широко известных писателей мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. Открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. 

Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Л.Н.

 Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества.

По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения.

Для Толстого воспитание есть “воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем”. Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, “можно только гипнотизацией, заразительностью примера”.

Толстой настаивает на том, что воспитание, бессознательное внушение, есть самое важное и для того, чтобы оно было нравственным, необходимо воспитателю самому жить нравственной жизнью.

Только в этом случае, личный пример учителя становится мощным воспитательным фактором.

Источник: https://studfile.net/preview/5766820/page:8/

Взгляды Ушинского на воспитание

Педагогическая антропология к д ушинского кратко. Человек - предмет воспитания

Константин Дмитриевич Ушинский внес большой вклад в развитие педагогики. Именно им была разработана область педагогического познания – педагогическая антропология.

Согласно педагогической антропологии, педагогу для организации и реализации эффективного педагогического процесса необходимо в первую очередь знание законов человеческой природы, а не отдельных правил воспитания. Данной проблеме К.Д.

Ушинский посвятил свой главный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», именно в нем он обосновал предмет, закономерности и принципы педагогики.

По мнению К.Д. Ушинского, искусство воспитания в первую очередь должно опираться на знания о человеке, его природе, то есть на данные антропологический наук (анатомия, физиология, психология и т.д.), а не только на философские науки, как это было принято ранее в педагогике.

Замечание 1

Основная цель воспитания, согласно К.Д. Ушинскому, – воспитание совершенного человека, обладающего следующими качествами: гуманность, трудолюбие, образованность, патриотизм, религиозность.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Согласно данной цели, необходимо:

  1. Осуществление гармоничного и всестороннего развития ребенка.
  2. Основной упор в воспитании необходимо делать на нравственность, объединенную с религиозностью.
  3. Весь процесс воспитания должен быть проникнут разумным, религиозным и нравственным элементами.

К.Д. Ушинский выделял следующие средства воспитания:

  • Непреднамеренные. К ним относятся семья, природа, народ и его язык.
  • Преднамеренные. Сюда К.Д. Ушинский относит детский сад, школу, то есть специально организованный и целенаправленный педагогический процесс.

К. Д. Ушинский призывал отказаться от педагогики страха, которая несет в себе различные наказания (физические или моральные). По его мнению, любое наказание, если в нем есть необходимость, должно носить предупреждающий характер (замечание, снижение отметки и т.п.).

Основной нравственной силой воспитательного процесса является личность педагога. Именно педагог, наравне с семьей, может оказывать на ребенка необходимое воспитательное воздействия, подавать положительный пример.

В своих работах К.Д. Ушинский выдвигал тезис о двуединстве воспитания и обучения, придавая главное значение воспитательным задачам.

Учение о дидактике

По мнению К.Д. Ушинского основным средством всестороннего развития ребенка является обучение.

Эффективность обучения во многом зависит от таких факторов как соблюдение индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого ребенка. На основании данных выводов, К.Д.

Ушинским была создана всеобъемлющая теория обучения и воспитания – дидактика, основой которой являются следующие принципы:

  1. Принцип посильности и доступности. воспитательно-образовательного процесса должно соответствовать возрасту ребенка, его умственным возможностям и потребностям. Недопустимо перенапрягать ребенка во время педагогического процесса. Также отрицательно сказывается и легкость в обучении, так как слишком простое не интересно ребенку и значительно снижает его мотивацию. Оптимальность достигается путем создания такого воспитательно-образовательного процесса, при котором ребенок узнает что-то новое, у него возникает стимул познавать далее, есть условия для самостоятельной исследовательской деятельности.
  2. Принцип наглядности. Наглядность способствует развитию мышления ребенка, формирует у него правильное представление о предмете или действии, делает педагогический процесс интересным и познавательным, так как ребенку интереснее и легче познавать новое на картинках (моделях, макетах, схемах и т.д.), чем просто на словах и устных образах.
  3. Принцип последовательности. Процесс обучения и воспитания основан на познании от общего к частному (от простого к сложному). Каждый последующий учебный материал опирается на полученные ранее знания и умения. Необходимо постепенно усложнять материал, тем самым ребенок постоянно находится в необходимом рабочем напряжении.
  4. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать и осознавать всю важность получаемых знаний и умений, он должен сам хотеть ими овладеть. Только в этом случае педагогический процесс будет эффективным.
  5. Принцип основательности и прочности. Весь пройденный учебный материал или полученные умения должны периодически повторяться в форме тренировочных и проверочных упражнений для их закрепления, расширения и последующего углубления.

Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушинского

Основой педагогической системы К. Д. Ушинского является идея народности.

Замечание 2

Народность – это объективная потребность каждого народа в процессе воспитания подрастающего поколения, основанного на национальных особенностях и традициях.

По мнению К.Д. Ушинского процесс обучения и воспитания детей в каждой стране должен иметь свои отличительные национальные черты. Это связано с тем, что каждый народ уникален и индивидуален. «Подчинение» процесса воспитания идеям и традициям другого народа принесет только вред.

Основной системы народности в воспитании является труд К.Д. Ушинского «О народности и общественном воспитании», где он осуществляет анализ различных систем воспитания, раскрывает их национальные особенности и зависимость от истории народа.

По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях.

Одно из важнейших мест в трактовке народности К.Д. Ушинским, занимает труд и его влияние на процесс воспитания личности.

В своих работах, в частности в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», он рассказывает о великой воспитательной силе труда. Труд в понимании Ушинского бывает «свободный» и «несвободный».

Только «свободный» труд делает человека счастливым, «несвободный» же превращает его в раба.

Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжелым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации педагогического процесса. задача педагога – не в простой передаче знаний, а в приучении ребенка к умственному труду.

Замечание 3

Таким образом, Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vzglyady_ushinskogo_na_vospitanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.