Понимание человека характерное для философов эпохи возрождения. Краткое изложение истории философии эпохи возрождения

Философия эпохи Возрождения

Понимание человека характерное для философов эпохи возрождения. Краткое изложение истории философии эпохи возрождения

В 15 веке на смену средневековью пришла эпоха европейского Ренессанса (Возрождение), повлекшая за собой культурный расцвет и изменение взглядов на окружающий мир. В нашей статье можно прочитать кратко самое главное о философии эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция).

Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

Распространению гуманистических идей среди философов в 15 веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год). Известный меценат и госдеятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ Марсилио Фичино.

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

  • Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:

  • Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм: представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Рис. 1. Платоновская академия в Кареджи.

Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.

Рис. 2. Антропоцентризм.

Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:

ПредставительВклад и общая характеристика мировоззрения
Марсилио Фичино (астролог, священник)Представитель платонизма. Переводил и комментировал античные богословские тексты; написал трактат, в котором объяснял платоновские идеи с точки зрения христианства
Николай Кузанский (теолог, ученый)Представитель пантеизма. В трактатах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца.
Мишель Монтень (писатель)Представитель скептицизма. Автор книги «Опыты», в которой проанализировал человеческие эмоции. Противник социального неравенства
Николай Коперник (астроном, математик, механик)Представитель гелиоцентризма. Ввел в Польше новую монетную систему, построил гидравлическую машину, боролся с чумной эпидемией. Главный труд «О вращении небесных тел», в котором обосновал новую модель мира
Джордано Бруно (монах, поэт)Представитель пантеизма и эзотеризма. Увлекался чтением неканонических текстов, сомневался в некоторых церковных «чудесах», за что был признан еретиком и сожжен. Трактаты о бесконечности Вселенной и множестве миров, расширил модель Коперника.
Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик)Представитель гелиоцентризма. Впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики.

Практически все мыслители Возрождения изучали древнегреческий и латинский языки, позволявшие им самостоятельно читать и переводить античные тексты.

Рис. 3. Марсилио Фичино.

Мы выяснили характерные особенности философии 15-16 веков, расшифровали ее антропоцентрическую направленность. Узнали о влиянии философской мысли Ренессанса на реформационное направление в религии.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 479.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/filosofiya-epohi-vozrozhdeniya-kratko-samoe-glavnoe.html

Философия эпохи возрождения (27)

Понимание человека характерное для философов эпохи возрождения. Краткое изложение истории философии эпохи возрождения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФИЛОСОФИЯЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ренессанс,или Возрождение,- важный этап в истории философии.Ренессанс в Европе занимает период сXIV по XVI в. В феодальной Европе существовалибольшие различия в экономическом,политическом и культурном развитиигородов, поэтому Ренессанс не возникаетсразу во всех странах, но прежде всегов самых развитых.

Его колыбелью являетсяИталия — почти весь первый период своегоразвития Ренессанс был «итальянскимявлением», и лишь во втором периоде онприобретает европейский характер. Самоназвание говорит о возрождении интересак античной философии и культуре, вкоторых начинают видеть образец длясовременности.

Идеаломзнания становится не религиозное, асветское знание.

Причинывозникновения Ренессанса

Основнойпричиной возникновения Ренессансасчиталась причина экономическая,так как это было время бурного развитияремесел, возникновения и укреплениягородов (недаром Возрождение начинаетсяименно в Италии, где существовали такиегорода-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция,Флоренция, наиболее развитые сэкономической точки зрения).

Экономическисвободные люди для оправдания иобоснования своей деятельности требовалинового мировоззрения, отличного оттого, какое давали оторванные от жизненнойпрактики схоластические построениятомистов и поздних номиналистов илиаскетические трактаты католическихсвященнослужителей, монахов и раннихотцов Церкви.

Требовалась другая, болеедеятельная и ориентированная на земныецели философия, каковая и не замедлилапоявиться.

Очевидно, что кроме чистоэкономических причин, которые, несомненно,действительно существовали, были идругие причины, иначе сложно будетобъяснить, почему Ренессанс возникаетименно в Западной, а не в ВосточнойЕвропе, именно среди западного, а невосточного христианского вероисповедания.

Можно предположить, что не последнююроль в возникновении Возрождения играетта специфическая форма христианства,которая бытовала в ЗападнойЕвропе. Не случайно именно Италияпослужила центром первоначальногоВозрождения.

Во-первых, чисто внешняясторона католической жизни служиланемалым толчком для возникновениясвободомыслия ренессансных философов.Знаменитое Авиньонское пленение пап,появление разного рода антипап (когдапапы спорили за власть и этот спорпроисходил с нарушением не только нормхристианской морали, но и границдозволенного юриспруденцией) порождалив умах людей сомнения в справедливостисуществовавших нравственных устоев идаже уход в свободомыслие и отрицаниекатолических и вообще христианскихидеалов.

С другой стороны, и самокатолическое миросозерцание во многомспособствовало отходу от схоластическойфилософии. Именно в католицизме, какизвестно, философия развивалась вбольшей стерени, чем в византийском илироссийском православии. Поэтомумиросозерцание западного католическогочеловека было более рассудочным, болеенаправленным на решение онтологическихи особенно гносеологических вопросов.При таком подходе часто понятие Богаотделялось от человека и Бог становилсяне центром мира, не смыслом и цельюжизни, а объектом чисто теоретическогопознания, допускавшим разного родасомнения. И такие сомнения не замедлилипоявиться; позднее они перешли в огульноеотрицание Бога.Само схоластическое мировоззрение,таким образом, как бы подготовило тоявление, которое мы называем Возрождением.

Важнейшаяособенность философии Возрождения -антисхоластическая направленностьвзглядов и сочинений мыслителей этоговремени.Другая ее характерная черта – созданиеновой пантеистической картины мира,отождествляющей Бога и природу.

Наконец,если философия Средневековья теоцентрична,то характерная особенность философскоймысли Возрождения – антропоцентризм.

Это процесс диалектический, противоречивый,сложный, осуществляется он повсеместно,но в различных модификациях, вариантах,формах.

Человек- не только важнейший объект философскогорассмотрения, но и центральное звеновсей цепи космического бытия.Обращение к человеку и его земномусуществованию знаменует начало новойэпохи.

Появляется интерес к античнойкультуре, происходит как бы её«возрождение» — так и появилсятермин.На первый план культуры Ренессансавыступают гуманистические,антропоцентрические мотивы.

Презрениек земному естеству заменяется признаниемтворческих способностей человека,разума, стремления к земному счастью.

Общаяхарактеристика эпохи
Такойвзгляд на человека обусловил важнейшуючерту культуры Ренессанса – развитиеиндивидуализма в сфере мировоззренияи всестороннее проявление индивидуальностив общественной жизни. Одной из характерныхчерт духовной атмосферы этого временистало заметное оживление светскихнастроений.

Козимо Медичи – некоронованныйправитель Флоренции – говорил, что упадеттот, кто на небе ищет опоры для лестницысвоей жизни, и что он лично всегдаукреплял ее на земле. Светский характерприсущ и такому яркому явлению культурыВозрождения, как гуманизм.

В широкомсмысле слова гуманизм представляетсобой образ мышления, который провозглашаетидею блага человека главной цельюсоциального и культурного развития иотстаивает ценность человека какличности. В такой трактовке этот терминупотребляется и в наше время.

Но какцелостная система взглядов и широкоетечение общественной мысли гуманизмвозник в эпоху Возрождения, котораязародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв.становится общеевропейским явлением.

Впериод Возрождения:

-идеи неоплатонизма вдохновили мыслителейна создание целостной философскойсистемы, противостоящей средневековойсхоластике;

-была предложена новая картина мира,пантеистическая по содержанию, хотя исохранившая элементы мистики;

-создание концепции человека какмикрокосма открывало дорогу для пониманияего естественной сущности.

ФилософияВозрождения —характеризуетсянеприятием официальной католическойрелигиозности и интересом к человеческойличности.Внутри течениягуманистовэтот интерес выразился в идеяхклассическогогуманизмаи способствовал утверждению практическогокритерияистины(опыт+польза),который лёг в основу методологиисовременных естественныхнаук.

ПриходуРенессанса способствовали многиефакторы: расширение торговли, развитиефинансовой системы, освоение новыхземель (географические открытия),снижение авторитета католическойцеркви, распространение идей гуманизма.Появились первые меценаты — покровителидеятелей искусства (например, Медичи).Несомненно, итальянский Ренессанс —самое мощное интеллектуальное итворческое направление в историиевропейского континента.

Новыйфилософский склад ума следует рассматриватьна фоне культурно-историческихпреобразований, с точки зрения которыхРенессанс можно называть также эпохойизобретений и открытий:1)Усовершенствование техники мореплавания(компас) привело к великим географическимоткрытиям (Колумб, Васко да Гама),следствием которых стала европейскаяэкспансия и соответствующее расширениезнаний о дальних странах и чужихнародах.2) Коперник создаетгелиоцентрическую картину мира.3)Изобретение Гуттенбергом книгопечатанияс наборными литерами позволяет вневиданных количествах и с небывалойскоростью распространять идеи по всемумиру.4) Л. Б. Альберти открываетпринцип перспективы в живописи.5)Развитие торговли и денежной экономики,как и усовершенствование военнойтехники, подорвавшее позиции рыцарства,ведут к социальным преобразованиям.

Еслимиру Средневековья с его иерархиейсословий и господством Церкви быласвойственна замкнутость, теперьпроисходит прорыв к динамичному обществу.

Дляновой философской культуры былихарактерны:

 1)антисхоластический характер (хотя длягосударства схоластика оставаласьофициальной философией и ее принципыизучались в большинстве университетов);

2)пантеизм как главный принцип мировоззрения;

3)антропоцентризм и гуманизм.

Вэпоху Возрождения вырабатывается новыйстиль мышления,который главную роль отводитне форме выражения идеи, а ее содержанию.

Схоластическаяже традиция создания философскихсочинений была связана с догматической,манерой изложения, построенной натолковании авторитетного, религиознонепротиворечивого текста.

ФилософыВозрождения противопоставили этомуподходу жанр литературно-риторический,рассчитанный на образованные светскиеслои читателей, а не только наузкоспециализированную аудиториюпрофессиональных богословов.

Вформировании ренессансного мышленияогромную роль сыграло античное культурноенаследие.Следствием возросшего интереса кклассической культуре стало изучениеантичных текстов и использованиеязыческих прототипов для воплощенияхристианских образов, собирательствокамей, скульптур и прочих древностей.

Возрождениеантичности, собственно, дало названиевсей эпохе (ведь Ренессанс и переводитсякак возрождение).Особое место в духовной культуре этоговремени занимает философия, и ей присущивсе те черты, о которых было сказановыше.

Самидеятели Ренессанса противопоставлялиновую эпоху Средневековью как периодутемноты и невежества.

Главныеносители идеологии Ренессанса —городские высшие слои, умельцы, мещане,монастырские и церковные интеллектуалы— находились в остром политическомпротивоборстве со средними и низшимислоями городского населения, презиралибедноту («плебс»), неимущих.

Иерархическоепредставление о мироздании они предложилизаменить на концепцию о мире, в которомпроисходит взаимопроникновение земного,природного и Божественного начал.Природа трактовалась ими пантеистически,в чем проявилось влияние неоплатонизмас его учением о Мировой Душе.

По мнениюодного из выдающихся представителейданного направления, Плотина, Душа,снизойдя в огромную массу природы,пронизывает и освещает ее, как Солнцепронизывает своими лучами и освещаеттемное облако. Тем самым Душа сообщаетматерии смысл, ценность и красоту, безкоторых мир бы не существовал. 

ФилософияВозрождения устремлена к человеку, ане к Богу, что было характерно длясредневековой культуры.В эпоху Возрождениясам человек считался прекрасным ивозвышенным.Таковыми были не только его душа, но иплоть.

Гуманисты эпохи Возрождениясчитали, что, предоставив свободу воличеловеку, Бог предопределил ему высшееназначение стать своим собственнымскульптором и творцом> устремиться кбезграничному совершенствованию своейприроды.

Но своеобразие этого временискорее составляет не движение цивилизациипротив дикости, культуры – противварварства, знания – против незнания, апроявление другой цивилизации, другойкультуры, другого знания.

Эпоха Возрождения- это переворот в первую очередь в системеценностей, в оценке всего сущего иотношении к нему. Возникаетубеждение в том, что человек – высшаяценность.

Вцелом философия Возрождения прошла трипериода:

  • I период – гуманистический (XIV – сер. XV в.) Данте Алигьери,  Франческо Петрарка
  • II период – неоплатонический (сер. XV – XVI в.) Николай Кузанский,  Пико делла Мирандолла,

Источник: https://works.doklad.ru/view/vnVuCwuBHWs.html

Тесты по философии

Понимание человека характерное для философов эпохи возрождения. Краткое изложение истории философии эпохи возрождения

 Тест разработан в помощь преподавателям и студентам при изучении ключевых тем по философии  эпохи возрожденияю.Вопросы касаются основных тем изучения этого периода.При подготовке  к практическим и семинарским занятиям  материалы теста окажут необходимую помощь.

Тесты по теме «Философия Возрождения»

1.Представители философии эпохи Возрождения:

А) Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк;

В) Ф. Аквинский, П. Абеляр, Д. Скот;

С) Гераклит, Демокрит, Зенон;

D) Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник;

Е) Вольтер, Руссо, Дидро.

2. особенность философии эпохи Возрождения:

A) космоцентризм;

B) теоцентризм;

C) сциентизм;

D) технократизм;

E) антропоцентризм.

3.Характерное для эпохи Возрождения понимание человека:

A) человек – общественное существо;

B) человек – существо мыслящее;

C) человек – общественное творение, одаренное душой;

D) человек – творец, художник;

E) человек – микрокосм.

4.Автор «Речи о достоинстве человека» – «манифеста» итальянских гуманистов:

А) Марсилио Фичино;

В) Колюччо Салютати;

С) Данте Алигьери;

D) Джордано Бруно;

Е) Джованни Пико делла Мирандола.

5.Выдающийся представитель философии эпохи Возрождения, последователь и популяризатор учения Эпикура:

А) Лоренцо Вала;

В) Николай Кузанский;

С) Авиценна;

D) Фома Аквинский;

Е) Н.А. Бердяев.

6.Характерная черта натурфилософии Возрождения:

А) теизм;

В) космоцентризм;

С) пантеизм;

D) механицизм;

Е) материализм.

7.Крупнейший мыслитель Ренессанса, кардинал-философ, создавший диалектическое учение о совпадении противоположностей:

А) Марсилио Фичино;

В) Альберт Великий;

С) Николай Коперник;

D) Николай Кузанский;

Е) Николо Макиавелли.

8.Основатель гелиоцентрической системы мира, мыслитель эпохи Возрождения:

А) Птолемей;

В) Коперник;

С) Архимед;

D) Лаплас;

E) Галилей.

9.Выдающийся философ эпохи Возрождения, сожженный на костре церковной инквизицией:

А) Леонардо да Винчи;

В) Н. Кузанский;

С) Л. Вала;

D) Т. Кампанелла;

E) Дж. Бруно.

10.Мыслитель эпохи Возрождения, автор книги «Государь»:

A) Леонардо да Винчи;

B) Мишель де Монтень;

C) Эразм Роттердамский;

D) Никколо Макиавелли;

E) Томас Мор.

11.Название идеального государства Томмазо Кампанеллы:

А) «Город Солнца»;

В) «Гиперурания»;

С) «Добродетельный город»;

D) «Утопия»;

Е) «Новая Атлантида».

12. Французский гуманист XVI века, мыслитель-скептик, использовавший для изложения своих идей жанр эссе:

А) Пьер Абеляр;

В) Жан Кальвин;

С) Д.Дидро;

D) Ж.-Ж. Руссо;

Е) Мишель де Монтень.

13. Кто из мыслителей эпохи Возрождения является автором книги «Государь»?

  1. Леонардо да Винчи;

  2. Мишель де Монтень;

  3. Эраз Роттердамский;

  4. Никколо Макиавелли;

  5. Томас Мор.

14. Выдающийся представитель философии эпохи Возрождения:

А) Аристотель;

В) Фома Аквинский;

С) Авиценна;

D) Николай Кузанский;

Е) Н.А. Бердяев.

15. Предметом познания, по мнению Кузанского, является:

A) Окружающий человека мир

B) Идеи, которые в сознании человека возникают только благодаря Богу

C) Вещь в себе

D) Метод

E) Пантеистический бог в единстве с чувственно воспринимаемым миром природы

16. Процесс освобождения общества от церковного влияния:

A) Секуляризация.

B) Социализация.

C) Изоляция.

D) Сакрализация.

E) Технизация.

17. Кто из указанных мыслителей заменил геоцентризм на гелиоцентризм:

A) Галилей

B) Н.Коперник

C) Н.Кузанский

D) Дж.Бруно

E) Т.Мор

18. Кто автор «Божественной комедии»?

A) Данте Алигьери.

B) Абеляр.

C) Боккаччо.

D) Роттердамский.

E) Петрарка.

19. Начало философии политики в эпоху Ренессанса положил …

A) Макиавелли

B) Дж.Бруно

C) Мирандола

D) Т.Мор

E) Кампанелла

20. Гуманизм эпохи Возрождения означает учение о:

A) божественной предопределенности жизни человека

B) самоценности человека

C) творении человека Богом

D) зависимости судьбы человека от обстоятельств

E) бессмысленности человеческой жизни

3

Источник: https://kopilkaurokov.ru/prochee/testi/tiesty_po_filosofii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.