Презентация к уроку по русскому языку на тему: Сочинительные и подчинительные союзы. Подчинительные союзы

Презентация по русскому языку в 7 классе на тему

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Сочинительные и подчинительные союзы. Подчинительные союзы

Урок русского в 7 классе.

Тема: Союзы сочинительные и подчинительные союзы.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Цели:

Образовательные:

знакомство с  типами союзов;формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.

Воспитательные:

воспитание любви и уважения к родному языку.

Развивающие:

развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Структура урока:

1.Оргмомент. (1 мин.)

2Орфографическая диктовка. (5 мин.)

3. Актуализация знаний учащихся. (4 мин.).4.Объяснение нового материала. (2 мин.)5.Закрепление знаний, умений и навыков учащихся на практике. (25 мин.) 

6. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)

7.Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Задание 1

Орфографическая диктовка

Показаться из-за туч; покрыто сплошь; течь, образовавшаяся на корабле; открыть настежь; закутаться в плащ; день хорош; запрячь лошадь; помощник в работе; умоешься холодной водой; ешьте борщ; собираешься в путь; ночной аромат; выйти замуж; навлечь неприятности; забрался в шалаш; лес дремуч; упасть навзничь; нестись вскачь; дом хорош; смелый гонщик; отрежь ломоть.

Самооценивание.

“5” – О ошибок

“4” – 1-2 ошибки

“3” – 3-4 ошибки

“2” – 5 и более ошибок

III. Актуализация знаний  учащихся.

Терминологический диктант. Ребята записывают в тетрадь только ответы.

1.Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)

2. К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)

3. Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)

4. Союзы бывают … (простые и составные).

– Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной классификацией союзов. Запишите, пожалуйста,  тему урока.

III. Объявление  темы и целей урока.

1. Запись предложений под диктовку

1) Небо потемнело, и пошел снег.

2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

– Назовите союзы в данных предложениях?

Что связывают эти союзы в первом и втором предложении?

 (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)

Теперь запишем предложение такое…

3) Небо потемнело, потому что пошел снег.

– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? 

(В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)

Микровывод: Таким образом, мы можем сказать, что  одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.– сочинительные союзы (слайд 7)

– подчинительные союзы (слайд 8)

2. Слово учителя.

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными. Подробно те и другие предложения мы будем изучать в теме «Синтаксис» в следующих классах. Пока же рассмотрим подробнее отношения, которые выражаются, в том числе, с помощью союзов в обоих видах предложений.

2. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

1) Вечерняя заря начинается  ( ) когда солнце уже заходит за край земли.2) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.3) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность.

4) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.

Проверяем себя! (Открываем слайд с изображением выполненного задания)

Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.

IV. Закрепление.

Задание 2

Учитель:

– Ребята, чтобы еще раз вспомнить, какие союзы относятся к сочинительным, какие к подчинительным, обращаемся к таблице (она перед вами )

А – сочинительный союз

Б – подчинительный союз

1. И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

2. Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

3. :Вновь я посетилТот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

4. Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

5. Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.

6. Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.

7. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

8. То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

9. Вы помните, как оживились вдруг 
Сии сады, сии живые воды.

10. Такие смутные мне мысли все наводит,
Что злое на меня уныние находит.

Проверяем! (Открываем слайд с изображением выполненного задания)

Самооценивание.

“5” – О ошибок

“4” – 1-2 ошибки

“3” – 3-4 ошибки

“2” – 5 и более ошибок

Учитель: – Итак, мы с вами вспомнили, какие союзы относятся к сочинительным, какие – к подчинительным.

Физкультминутка

Деепричастие

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ…

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: “Поработать нужно!”

Задание 3. Не записывая предложения, указать его вид.

1. Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.

2. В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

3. Вот опальный домик, 
Где жил я с бедной нянею моей.

4. И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

5. Прошли восторги, и печали, 
И легковерные мечты:

6. Все завыли за Дадоном,Застонала тяжким стоном Глубь долин, и сердце гор

Потряслося.

Проверяем. (Ответы на слайде).

1.ССП.

2. Простое предложение, осложнено однородными членами.

3. СПП.

4. СПП.

5. простое предложение, осложнено однородными членами.

6. ССП.

“5” – 0 ошибок

“4” – 1 ошибка

“3” – 2,3 ошибки

Задание 4 Тест

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение.

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные

3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы:

А) как, перед, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но.

4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:

А) где, зато, также

Б) и, однако, же

В) что, когда, да

5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

6. Укажите сложносочиненное предложение:

А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

7. Укажите сложноподчиненное предложение:

А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.

Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.

В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.

Проверяем! (Ответы на слайде).

1. А.

2. В.

3. В

4. Б.

5. В.

6.Б

7. А.

V. Итог урока. Рефлексия.

Синквейн». Этот прием помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать, заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:

первая строка – имя существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором пойдет речь;

вторая строка – два прилагательных или причастий, описывающих признаки предмета;

третья строка – три глагола, описывающие действия предмета;

четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

пятая строка – слово-синоним к первому.

Синквейн на тему «Союзы»

СоюзСочинительный ПодчинительныйСоединяет, устанавливает, находитсяСоюз-это служебная часть речи.

Часть речи

VI. Домашнее задание: выучить §56Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

Лист самооценивания

Ф.И. ученика_

Сумма баллов

Оценка

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-sochinitelnie-i-podchinitelnie-soyuzi-2668565.html

Урок русского языка

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Сочинительные и подчинительные союзы. Подчинительные союзы
Наталья Сиротина Тип материала: Урок

просмотров: 5065

Краткое описание

Формировать умение распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их с учетом речевой ситуации в различных типах предложений.

Описание
Тема урока: Сочинительные и подчинительные союзы.
Тип урока:урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель:  формировать умение распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их с учетом речевой ситуации в различных типах предложений.
· Задачи урока
Личностные:
· Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
· Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
· Формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору
Предметные:

· Отличать сочинительные союзы от подчинительных.

· Разграничивать виды сложных предложений
· Пунктуационно правильно оформлять предложение

Метапредметные:

Регулятивные:
· Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
· Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
· Развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли.
· Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, анализировать.
· Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
· Извлекать нужную информацию.
· Формировать умение работать с разными видами предложений в художественном тексте.
· Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учётом решаемых задач.
Ход урока.
1. Организационный этап.

– Здравствуйте!

Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.
 -Как вы понимаете это высказывание?
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите грамматические основы предложения, определите его тип. “Человек не р-ждается а ст-новится тем кто он есть”. ( Самопроверка).
 -Проверьте себя по образцу.
 – Объясните постановку знаков препинания.
 -Чем связаны однородные члены предложения?
 -Чем связаны простые предложения в составе сложного?
— В чем отличие между союзами а, кто?
— Одинаковую ли функцию в предложении выполняют сочинительные и подчинительные союзы?
– Над какой темой будем сегодня работать?
3. В таблице в графе самооценка поставьте себе + в той графе, которая соответствует вашему уровню усвоения темы.

Что я знаю, умеюДаНе уверенНе знаюОтметка за задание на уроке
1.Знаю, что такое союз, виды союзов, функции
2.Умею находить союзы
3.Умею различать сочинительные и подчинительные союзы
4.Умею строить предложения с разными видами союзов, ставить знаки перед союзами

 – Посмотрите на таблицу: что вы знаете и умеете, а на что нужно обратить внимание?
 – Какие цели поставим для себя на уроке?
1.Отличать сочинительные союзы от подчинительных.
2.Уметь разграничивать виды союзных предложения.
3.Уметь пунктуационно правильно оформлять предложение
4. Актуализация знаний.

— Посмотрите на цели урока. Как вы думаете: с чего надо начать, чтобы их достигнуть?

 – Проверим теоретические знания о союзе.
Согласны ли вы с высказыванием, если да -1. нет -0
1.Союз служит для связи слов в предложении.
2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
3.Подчинительные союзы соединяют однородные члены предложения.
4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
5.Перед союзом и всегда ставится запятая.
6.Перед союзами А и НО всегда ставится запятая.
 -Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка)
— Назовите цифровой код, который у вас получился. С чем не согласны? Почему?
 – Проверьте и оцените. Отметку поставьте в таблицу.(графа 1)
 – Для чего мы выполняли это задание? Как вы думаете: что будем делать в следующем задании?
5. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со) и корень –ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ.
 Подберите несколько существительных с приставкой СО. Какое значение у приставки СО?(Приставка СО-  со значением «вместе» живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз).
Я сейчас предлагаю поработать в тесном союзе, в парах. Карточка №1
1. Судьбы, как тропы в глухом лесу, – всегда разные.
2. Найдет человек медвежью стежку – и пошел по ней.
3. Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.
4. Случается: человек долго ищет судьбу: ему все еще кажется, что жизнь впереди!..
5. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко
6. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.
7. Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся.
8. Столько судеб, что всех не охватишь.
Найдите союз, определите его вид.
Первый вариант работает с предложениями под нечетными номерами, второй с предложениями под четными номерами, вы контролируете друг друга.

Проверьте.

– С чем не согласны? Почему?
Оцените. Поставьте отметку в графу 2 и 3
 -Какую цель помогло достичь данное задание? Поднимите руки, кто уже хорошо умеет различать союзы.
— Назовите 2,3 цель урока. С чем будем работать дальше?

6. ) Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)

 А сейчас я хочу вам прочитать небольшой отрывок рассказа. Определите из какого произведения, кто автор:

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Кто главный герой? Можно ли наш эпиграф отнести к Андрею Соколову? Почему?

(Андрей Соколов потерял семью, прошел немецкий плен, но выстоял, не сломался, смог сохранить человечность, доброту и подарил свою любовь маленькому Ване.)

7.Давайте поработаем с предложениями из этого рассказа.

1.Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. 2.Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше.3. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной,повернули ко мне. 4. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.5. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… 6.Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, накопленные такой неизбывной смертной тоской, что в нихтрудно смотреть?
 – Найдите сравнения. Для чего автор использует это художественное средство?

– «Словно присыпанные пеплом» – какого цвета? (Серые, цвета пепла)
– А почему цвет глаз у Соколова не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

– Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен.
— А почему писатель говорит о глазах Вани, что они «светлые, как небушко»?
 – Назовите, какие союзы использовал автор в сравнениях, определите вид союзов.
— Так в каком же средстве художественной выразительности используются подчинительные союзы? Для чего нужно их знать?
7.Чем отличаются по структуре предложение 3 и 5. Найдите союзы. Объясните постановку знаков препинания.
1 вариант составьте схему 3 предложения. ( Взаимопроверка по образцу)
2 вариант составьте схему 5предложения.
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Перестройте 5 предложение в сложноподчиненное. Запишите.
— Прочитайте со знаком препинания.
-Какой союз использовали?
Оцените два задания. Отметку поставьте в графу 4.
— Чему мы учились, выполняя эти задания?
Физкультминутка.
9.Дифференцированное задание. Выберите задание, которое, как вы считаете, соответствует вашему уровню знаний.
 – вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза.
— вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза и графически показать, что соединяют союзы.
— вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза и тип предложения, составить схему предложения

Рефлексия.

Над какой темой работали?
 Посмотрите на цели урока. Достигли ли поставленных целей?
У кого оценка совпала с самооценкой, у кого нет?
Выберете крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. Номер поставьте в карточке самооценки.
1. Тяжела ты шапка Мономаха.
2. Повторение – мать учения.
3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
4. Корень учения горек, да плод его сладок
Вспомните сегодняшний эпиграф. О чем мы говорили?
Перед каждым из вас открыто несколько дорог, по какой пойдете — зависит только от вас.
Закончить урок хотелось бы стихотворением Ю. Левитанского.
Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себе.

Каждый выбирает по себе. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает по себе.

Д.З.( по выбору)
1.Составьте 6 предложений для работы в парах с сочинительными и подчинительными союзами.
2.Составьте связный рассказ на тему «Знаки препинания перед союзом и».
3. Сочинение – миниатюра «Я выбираю…»
04 июля 2013 Получить подборку Сообщить о нарушении Подписаться на новые

Источник: https://www.uchmet.ru/library/material/157923/

Презентация к уроку русского языка на тему

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Сочинительные и подчинительные союзы. Подчинительные союзы

СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

Метель застелила белым покрывалом дорожки и тротуары.В небе прогремел гром и через несколько минут начался ливень.

Метель застелила белым покрываломдорожкиитротуары.В небепрогремелгром,ичерез несколько минутначалсяливень

Сочинительные союзы:– однородные члены– равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного предложения.Сложносочиненное предложение.

Птицы улетели в теплые края потому что наступили холода.

Птицыулетелив теплые края,потому чтонаступилихолода.

Подчинительные союзы:простые предложения в сложном предложении, в котором от одного предложения к другому можно поставить вопрос.Сложноподчиненное предложение.

СОЮЗЫ

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

  • И, да(=и), не только – но и, как – так и, а, но, да(=но), однако (же), зато, или, либо, то-то, не то – не то.

Потому что, оттого что, так как, чтобы, когда, едва, лишь, если, как, будто, словно, благодаря тому что, пока, раз, ли и др.

связывают простые предложения в составе сложного, в которых одно по смыслу подчинено другому;

– сложное предложение называетсясложноподчиненным.

  • связывают однородные члены;
  • связывают равноправные простые предложения в составе сложного;
  • сложное предложение называетсясложносочиненным.

Тренируемся!Внезапно налетел ураган и все вокруг смешалось в одну серую массу.

Проверим!Внезапноналетелураган,ивсевокругсмешалосьв одну серую массу.

Тренируемся!Мальчик крепко держал раненого птенца чтобы он не выпорхнул и не улетел.

Проверим!Мальчиккрепкодержалраненого птенца,чтобыонне выпорхнулине улетел.

Тренируемся!Завтра мы хотели сходить в кинотеатр, но планы наши неожиданно изменились.

Проверим!Завтрамыхотелисходитьв кинотеатр,нопланынаши неожиданноизменились.

Тренируемся!Когда наш класс вышел на улицу все учащиеся уже стояли в строю.

Проверим!Когданашклассвышелна улицу, всеучащиесяужестоялив строю.

Тренируемся!То душно то прохладно вдруг становится под вечер.

Проверим!Тодушно,топрохладновдруг становится под вечер.

Задание по типу ОГЭ!Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.И мороз(1), и непогода не испортят нам хорошего настроения.

Мы все-таки выбрались за город(2), но небо заволокло тяжелыми тучами.Не отдам(3), пока не попросишь прощения.Солнце зашло за тучу(4), когда мы собрались домой.Моросит веселый дождик(5), и светит солнышко.

Сергей побежал дальше(6), а ребята возвратились домой.

Проверим!2, 5, 6.

С.Я.

МаршакДом, который построил ДжекВот два петуха,Которые будят того пастуха,Который бранится с коровницей строгою,Которая доит корову безрогую,Лягнувшую старого пса без хвоста,Который за шиворот треплет кота,Который пугает и ловит синицу,Которая часто ворует пшеницу,Которая в темном чулане хранитсяВ доме,Который построил Джек.

С.Я.

МаршакДом, который построил ДжекВот два петуха,Которыебудяттого пастуха,Которыйбранитсяс коровницей строгою,Котораядоит корову безрогую,Лягнувшую старого пса без хвоста,Которыйза шиворот треплет кота,Которыйпугает и ловит синицу,Котораячасто ворует пшеницу,Котораяв темном чулане хранитсяВ доме,Которыйпостроил Джек.

Итоговый тест1) В каком ряду все союзы подчинительные?а) также, или, чтобы;б) точно, потому что, не только – но и;в) а, но, либо;г) так как, если, словно.

Итоговый тест2) Найдите сложноподчиненное предложение:а) На улице уже пахнет весной, а в лесах появились первые проталины.б) Пока дети были в школе, мать навела порядок в квартире.в) В классе стояла тишина, а за окном щебетали птицы.г) Либо ты пойдешь со мной в театр, либо мы останемся дома.  

Итоговый тест3) Найдите сложносочиненное предложение:а) Не только дети радовались празднику, но и взрослые не скрывали своих эмоций.б) Учащиеся и учителя приветствовали участников конференции.в) Закаляйся, если хочешь быть здоров.г) В парке отдыхают и дети, и взрослые, и пожилые люди.

Проверим!1) Г2) Б3) А

Оценим!«5» – нет ошибок«4» – 1 ошибка«3» – 2 ошибки«2» – 3 ошибки

Итоговый тест1) В каком ряду все союзы подчинительные?а) также, или, чтобы;б) точно, потому что, не только – но и;в) а, но, либо;г) так как, если, словно.

Итоговый тест2) Найдите сложноподчиненное предложение:а) На улице уже пахнет весной, а в лесах появились первые проталины.б) Пока дети были в школе, мать навела порядок в квартире.в) В классе стояла тишина, а за окном щебетали птицы.г) Либо ты пойдешь со мной в театр, либо мы оба останемся дома.  

Итоговый тест3) Найдите сложносочиненное предложение:а) Не только дети радовались празднику, но и взрослые не скрывали своих эмоций.б) Учащиеся и учителя приветствовали участников конференции.в) Закаляйся, если хочешь быть здоров.г) В парке отдыхают и дети, и взрослые, и пожилые люди.

Домашнее задание:П. 59 – 60, упр. № 341

Рефлексия!1.Что узнали нового на уроке?2.Что получилось лучше всего?3.Что вызвало затруднение?4.Достигли ли вы собственной цели?5.Какую оценку поставили себе за работу?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-na-temu-soyuzy-sochinitelnye-i-podchinitelnye.html

Конспект урока русского языка в 7 классе

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Сочинительные и подчинительные союзы. Подчинительные союзы

Тема: “Сочинительные и подчинительные союзы”. 7 класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Цели:

  • Образовательные:
    • знакомство с  типами союзов;
    • формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
    • выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
  • Воспитательные:

    • воспитание любви и уважения к туду;
  • Развивающие:

    • развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

План урока

1.Оргмомент. (1 мин.)2. Актуализация знаний (5 мин.)3. Мобилизирующий этап.(5 мин.)4. Объявление темы и целей урока. (2 мин.)

5. Закрепление. (20 мин.)

6.Рефлексия (5 мин)

7. Д/з (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний  учащихся. Самотестирование, переходящее в сообщение- рассказ Слайд 1

1.С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

а) с существительным

б) с наречием

в) с союзом

2. Какой частью речи является союз?

а) служебной

б) самостоятельной

3. Что связывают союзы?

а) однородные члены и простые предложения в составе сложного

б) выражают зависимость одних слов от других

4.Какие группы союзов по составу выделяют?

а) простые и составные

б) сложные

3 . Объявление  темы и целей урока

1.Запись предложений, вставив пропущенные слова. Слайд 2

1) Небо потемнело, …пошел снег.

2) Я воротился домой, … не в душную комнату, …в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

– Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)

3) Небо потемнело, потому что пошел снег.

– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)

Микровывод: Таким образом, мы можем сказать, что  одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
– сочинительные союзы слайд 3
– подчинительные союзы слайд 4

Формулировка темы и целей урока учащимися
Ориентируясь  на таблицу, составьте 2 предложения с сочинительными и подчинительными союзами (устно)

2. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза. Слайд 5

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.2) Вечерняя заря начинается  ( ) когда солнце уже заходит за край земли.

3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность.

6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.

Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.

– Итак, мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений.

  • Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.

4. Физкультминутка Слайд 6

(Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и  CПП строятся по-разному).

3. Работа с учебником Упр. 321 (1 варианта ССП, 2 вариант СПП)

Вариант 1. Слайд 7

1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.

5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.

Вариант 2.

1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.

5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

4.Работа в парах

Собрать разрезанные пословицы, определить вид союза

1. Если хочешь много знать, надо мало спать.2. Не учась и лаптя не сплетешь.3. Делу время, а потехе час.4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

6. Корень учения горек, да плод его сладок.

5.Оценочно-рефлексивный момент. Слайд 8

Проверим насколько уяснили новую информацию с помощью теста.

  1. Укажите верное утверждение.

    1. Сочинительные союзы связывают только однородные члены предложений.

    2. Подчинительные союзы связывают однородные члены предложений.

    3. Сочинительные и подчинительные союзы связывают части сложного предложения.

    4. Подчинительные союзы связывают однородные члены и части сложного предложения.

  2. В каком ряду представлены только сочинительные союзы?

    1. а, словно, и, зато

    2. ни…ни, да, оттого что

    3. под, чтобы, не то…не то

    4. либо, или, то…то

  1. Укажите ряд только с подчинительными союзами.

    1. Будто, да, как, несмотря на

    2. То…то, зато, чтобы, хотя

    3. Где, когда, если, потому что

    4. Так как, но, или,

4. Какой подчинительный предлог должен быть на месте пропуска?

Ямщики подвязали колокольчики …… звон не привлек внимания сторожей.

    1. в связи с тем что

    2. чтобы

    3. так как

    4. раз

Самопроверка Слайд 9 (выставление оценок)

6.Рефлексия. Слайд 10

Что нового узнали о союзе?

Как оцениваете свою работу сегодня?

Заполните чашу успешности

  1. Домашнее задание. Подберите из художественной литературы 6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами. Или выполните упр. 324 (по образцу) Слайд 11

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ Гордеевская СОШ Федченко Т.Я.

Источник: https://compedu.ru/publication/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-7-klasse-sochinitelnye-i-podchinitelnye-soiuzy.html

Конспект урока пот русскому языку, 9 класс

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Сочинительные и подчинительные союзы. Подчинительные союзы

Русский язык. 9 класс

Урок № 16Дата:25.10.18

Тема. Сочинительные союзы.

Цель: познакомить учащихся с делением  союзов на сочинительные и подчинительные; развить способности учащихся находить в тексте союзы и определять группы, к которым они относятся; закрепить представление учащихся о группах сочинительных союзов; повторить знаки препинания в сложном предложении; развивать память, внимание, логическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной работы; воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: схемы, таблица учебника.

ХОД УРОКА

І. Организация класса

ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

1.Слово учителя

Наш урок я хочу начать словами М.В.Ломоносова ( слова записаны на доске)

                                                                  Союзы не что иное, как средства,

                                                                  которыми идеи  соединяются.

                                                                                                         М.В.Ломоносов.

 – Мы с вами узнали, как определяет союз Ломоносов, а как звучит определение союзов с современной точки научной точки зрения.

2.Проверка домашнего задания.

(Правило – ученик рассказывает, класс дополняет)+ примеры предложений с союзами.

ІІІ. Работа над темой урока

1. Объяснение нового материала

      По значению и употреблению в речи союзы делятся на две группы : сочинительные и подчинительные. Ребята, с какими сочинительными союзами  мы уже знакомы? (и,а,но). Эти союзы соединяют: а) однородные члены предложения, б) равноправные части сложносочиненного предложения.

На доске записаны предложения (чтение учителем предложений, учащиеся записывают предложения):

1.Бабушка крепко держала меня за руку и посматривала на присутствующих. 

2. Пошел сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой.

– Назовите в 1 предложении союз (и),какой это союз (сочинительный), для чего служит в этом предложении сочинительный союз и (для связи однородных предложения-сказуемых.)

– Построить схему этого предложения.

– Назовите во 2 предложении союз (и),какой это союз (сочинительный), для чего служит в этом предложении сочинительный союз и (для связи равноправных частей сложносочиненного предложения)

-Найти основу предложения.

-Построить схему предложения.

2. Слово учителя

 – С какими подчинительными союзами мы уже знакомы. Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения. Обратите внимание – сложноподчиненное предложение (одна часть предложения подчиняется другой)

– Записать предложение: Дорога покрылась белой пеленой, потому что пошел снег. (Найти грамматическую основу, построить схему).

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 51)

А. Слово учителя. Сочинительные союзы- это семья, в которой живут три братца. У каждого брата свой характер. Один все соединяет, другой – разделяет, а следующий – противопоставляет.

Б. Работа с учебником. (рассмотрим таблицу и назовем союзы, которые относятся к тому или иному разряду.

В. Определение разряда сочинительных союзов по значению.

Звезды меркнут и гаснут (соединительный)

Не от росы урожай, а от поту (противительный)

Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем ( разделительный)

Г. Закрепление.

– Назовите разряды сочинительных союзов по значению.

Д. закончить начатое предложение, чтобы получилось сложносочиненное предложение.

После восхода солнца неожиданно набежала туча, и пошел сильный дождь.

Костер полыхал ярко, но я не могла согреться.

Засвищут скоро соловьи, или застучат дятлы.

ІV. Закрепление изученного материала

1. Беседа

 – Назовите группы союзов.

 – Для чего служат сочинительные союзы?

 – Назовите разряды сочинительных союзов по значению.

2.Выполнение тестовых заданий (упр. 86)

V. Итог урока

VI. Домашнее задание

с. 51 (выучить правила); упр. 87 (Б).

Источник: https://naurok.com.ua/konspekt-uroka-pot-russkomu-yazyku-9-klass-63736.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.