Размножение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся Особенности размножения пресмыкающихся

Урок 34. Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся.Тема урока: Особенности внутреннего строения и размножения пресмыкающихся

Размножение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся Особенности размножения пресмыкающихся
так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 7-8 класс

Урок 34. Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся.Тема урока: Особенности внутреннего строения и размножения пресмыкающихся.

09.01.2015 3255 0

Цели урока: Добиваться усвоения учащимися знаний об особенностяхвнутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как настоящих наземныхживотных; совершенствовать умения распознавать изученные виды пресмыкающихся натаблицах, рисунках, сравнивать их между собой и земноводными.

Оборудование: Таблицы «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», «ТипХордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строенияголовного мозга», влажный препарат «Развитие тритона», скелет че­репахи, муляжиголовного мозга позвоночных животных.

Ходурока

I.  Организационный момент

II. Актуализация опорныхзнаний

Фронтальный опрос по базовым вопросам.

—           Скакой особенностью строения тела связано название класса Пресмы­кающиеся?

—         Изкаких частей состоит тело пресмыкающихся и каково расположение их конечностей?

—         Чемпокрыто тело пресмыкающихся и с чем связана их линька?

—         Вчем принципиальное отличие пресмыкающихся от земноводных?

—         Кожапресмыкающихся сухая, имеет сплошной роговой покров. Какое предположение можносделать об органах дыхания этих животных и по­чему?

—         Чтоявляется ограничивающим фактором распространения рептилий?

О Соотнесите выражения и вставьте пропущенное слово.

—         Счем связана низкая интенсивность обмена веществ у пресмыкаю­щихся животных?

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и задачиурока (учитель записывает тему урока на доске).

III. Изучениеновой темы

Приступаем к изучению систем внутренних органов.Внутреннее строение пресмыкающихся во многом сходно с внутренним строениемземноводных.

Итак, дыхательная система. Мы уже знаем, что кожа упресмыкающихся не выполняет функцию дыхания. И вы уже высказали предположение,что лег­кие, в связи с этим, должны быть хорошо развиты. А что значит хорошо?Сравните известную вам схему строения легких жабы со схемой строения лег­кихрептилий.

Чтобы без участия кожи обеспечить жизненно необходимыйуровень газо­обмена, органы дыхания пресмыкающихся обладают следующимиособенностями.

Органы дыхания рептилий отличаются от таковых уземноводных большей дифференцировкой. Они погружены глубже внутрь тела исоединяются с ок­ружающей средой посредством хорошо развитых дыхательных путей.

От гор­тани отходит длинная дыхательная трубка, или трахея, поддерживаемаямногочисленными хрящевыми кольцами. Трахея разделяется на две трубки (бронхи),ведущие каждая в соответствующее легкое.

Развитие дыхательных путей защищаетлегкие от иссушающего и охлаждающего действия воздуха, поступающего в организмиз окружающей среды.

Стенки легких у пресмыкающихся имеют несколько болеегубчатое строе­ние, чем у земноводных. Однако значительное увеличениедыхательной по­верхности у рептилий достигается не только за счет этого.

Самоесущественное преобразование в строении легкого заключается в том, что в немсокращаются размеры внутренней полости. От внутренней полости оста­ется толькосравнительно узкий центральный ход, служащий как бы продол­жением бронха.

Перекладины, вдающиеся в полость легкого, так же как и стенки его, имеют ячеистоестроение и богаты кровеносными сосудами.

Таким образом, преобразования в системе органовдыхания приводят к тому, что легкие у рептилий приобретают значениеединственного органа дыхания.

Учащиеся, по просьбе учителя, формулируют признакстроения пресмы­кающихся:

& 5. Единственный орган дыхания — ячеистые легкие.

Существование органов наземного дыхания упресмыкающихся происхо­дит параллельно с совершенствованием системы органовкровообращения.

Учитель предлагает рассмотреть таблицу «Схемыкровообращения позво­ночных» и сформулировать характерный признак покровеносной системе.

Учащиеся отмечают, что у пресмыкающихся сердце, так жекак у земно­водных, трехкамерное, но желудочек разделен неполной перегородкойна две половины: правую — венозную и левую — артериальную. На таблице видно,что полного разделения артериальной и венозной крови не происходит, кровьчастично смешивается.

После ответов учащихся записывается следующий признакпресмыкающ­ихся:

es 6. Сердце трехкамерное с неполной перегородкой желудочков.Два кру­га кровообращения.

У пресмыкающихся сохраняется та же последовательностьорганов пище­варительной системы, что и у земноводных. Предлагаю записатьпорядок рас­положения органов пищеварительного тракта, начиная с ротовогоотверстия (рот, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, клоака,клоа­кальное отверстие).

—         Какимобразом происходит переваривание пищи?

—         Гдеони образуются?

У пресмыкающихся наблюдается большая дифференциацияпищевари­тельного тракта, позволяющая полнее использовать попавшуюся добычу. Ро­товаяполость рептилий заметно отграничена от глотки. На дне ротовой полостирасполагается подвижный мускулистый язык, способный выбрасы­ваться.

Форма языкау разных видов неодинакова и связана с характером пищи и способом ее добычи.Слюнные железы развиты лучше, чем у земно­водных. Желудок имеет толстыемышечные стенки и четко обособлен, так же как и отделы кишечника.

На границетонкой и толстой кишок расположена зачаточная слепая кишка, отсутствующая уземноводных.

-На следующем этапе урока учитель предлагает учащимсявспомнить, чем питаются пресмыкающиеся; обобщает и дополняет ответы учащихся.

Корма пресмыкающихся, как и способы добывания пищи,весьма разнооб­разны; среди них встречаются насекомоядные, рыбоядные, хищники,расти­тельноядные и т.д., Насекомыми кормится большинство ящериц; они жеиспользуют в пищу ракообразных и моллюсков. Самые крупные ящерицы – вараны,кроме насекомых, ловят мышевидных грызунов и птиц.

Основу питания большого числа змей составляютпозвоночные животные: земноводные, рыбы, ящерицы, мышевидные грызуны, птицы.Крупные тро­пически удавы нападают даже на таких больших животных, как обезьяныи мелкие копытные.

Реже всего встречаются растительноядныепресмыкающиеся. Раститель­ноядные почти все сухопутные черепахи.

Как правильно выразиться — «укусила» или «ужалила»змея, пчела? Мно­гие слышали о том, что ядовитые змеи «жалят» жертву, отравляютее ядовитым жалом. В действительности жало есть у пчел и ос, а у змей нетничего подобно­го. Нередко «жалом» называют узкий раздвоенный язык, который оничасто высовывают, не раскрывая рта.

Но так змеи всего лишь улавливают запахи —ничего общего с ядовитым аппаратом язык не имеет. Опасны же у них зубы. Вообщеу всех змей зубы служат только для схватывания и удержания добычи, ведь змеизаглатывают ее целиком — ни разрывать ее на части, ни разжевы­вать ее им неприходится. Поэтому все зубы у них острые, тонкие, загнутые на­зад.

У многихвидов в преобразованных слюнных железах вырабатывается яд, вводится в теложертвы при укусе. Для этого имеются ядовитые зубы. А вооб­ще зубы свойственныбольшинству пресмыкающихся. У рептилий есть зубы, разные по форме и выполняющиеразличные задачи. Кроме схватывания и удержания добычи, это отрывание кусков ираздавливание твердой пищи. Зубы — эффективное средство зашиты.

Зубы сидят наверхних и нижних че­люстях. Они прирастают к краям костей, только у крокодиловони сидят в альвеолах.

Учащиеся по просьбе учителя предлагают разные вариантыформулировки очередного характерного признака.

jss 7. Порядок расположения органов пищеварения такой же, как и у дру­гихпозвоночных. Большая дифференциация пищеварительного трак­та позволяет полнееиспользовать попавшуюся добычу.

—         Многоли воды может терять организм рептилий при удалении выводи­мых через почкипродуктов обмена веществ?

Почки — это главные органы выделительной системы.Почки — биологи­ческие фильтры крови, удаляющие из организма продукты обменавеществ в виде жидкости. У пресмыкающихся нет надобности, как у земноводных, вы­водитьпостоянно возникающий избыток воды из организма.

Наоборот, у них, как усухопутных животных, появляется необходимость экономно расходо­вать воду,находящуюся в организме.

Поэтому выделение продуктов жизне­деятельности урептилий происходит с затратой минимума воды, даже структура кожи препятствуетудалению большого количества воды.

& 8. Выделительная система рептилий — пара тазовыхпочек.

—         Счем связана относительно низкая интенсивность обмена веществ у пресмыкающихсяживотных?

Вывод: Благодаря большему насыщению крови кислородом,интенсивно­му дыханию и пищеварению обмен веществ у пресмыкающихся идет актив­нее,чем у рыб и земноводных.

Однако теплокровность не достигается — температуратела также зависит от температуры окружающей среды. Это свя­зано снедостаточной выработкой и сохранением тепла в организме.

Причи­ны:   к органам поступает в основном смешаннаякровь, несовершенные

механизмы теплорегуляции.

& 9. Относительно низкий уровень обмена веществ,холоднокровные жи­вотные. Температура тела зависит от температуры окружающейсреДы.

—         Отражаетсяли непостоянная температура тела на образе жизни живот­ного? Что такое«экологическая теплокровность» животного?

Цикличность рептилий — это биологическоеприспособление к неблаго­приятным условиям температуры и кормности мест обитания.

Пресмыкающиеся активны при оптимальных для каждоговида темпера­турах. Оптимум же у всех рептилий лежит в области высокихтемператур и ко­леблется у разных видов в пределах от 20 до 40 °С.

Будучитеплолюбивыми, большинство рептилий умеренных широт — дневные, немногие виды —су­меречные; в тропических же пустынях наоборот, очень много ночных видов, таккак днем там очень жарко. Даже в умеренных широтах днем температура почвыбывает выше оптимальной, а в Средней Азии она нередко достигает 60 °С и выше.

При такой температуре все рептилии могли бы погибнуть через несколько минут отперегрева. Но, перемещаясь в течение суток, они выбира­ют те участки биотопа,где температура в данное время ближе всего к оптиму­му. Утром, например,держатся на солнечных склонах барханов, затем переходят на теневые склоны, принагревании почвы взбираются на гребень бархана или куст и т.д.

Путем такихперемещений рептилии избегают перегре­ва и поддерживают температуру тела навысоком и относительно постоянном уровне, близком к температуре теплокровныхживотных, то есть они оказываются «экологически теплокровными» животными.

jss 10. При неблагоприятных температурных условиях рептилии впадают вспячку. Продолжительность зимней спячки у разных видов различна.

Спячка — приспособление к перенесению неблагоприятныхусловий.

О Вспомните и опишите строение системы размноженияранее изученных хордовых.

—         Каквы думаете, какие изменения в размножении пресмыкающихся должны произойти всвязи с наземным образом жизни?

Ученики высказывают мнения. Учитель предлагаетпроверить предполо­жения по тексту § 50, глава «Размножение».

Учащиеся отмечают следующие прогрессивные черты:

1.               Размножениеи развитие происходит на суше.

2.               Оплодотворениевнутреннее.

3.               Оплодотворенныеяйца — крупные, обогащены желтком.

4.               Большойзапас питательных веществ в яйце обуславливает возмож­ность прямого (безпревращения) развития.

5.               Яйцапокрыты плотной кожистой оболочкой или известковой скорлу­пой, предохраняющейяйца орт растекания, механических поврежде­ний, высыхания, проникновения бактерий.

6.               Яйцеживорождение— приспособление к жизни в северных областях.

jsS 11. Размножение пресмыкающихся не связано с водой, происходит на суше.Откладывают хорошо защищенные яйца.

—              Крокодилы,морские змеи и морские черепахи — рептилии, ведущие вполне водный образ жизни.О чем нам может сказать тот факт, что эти животные выходят в период размноженияна сушу?

Это говорит о том, чтоэти пресмыкающиеся — вторичноводные животные, что

значит, что предки этихживотных были наземными жителями.

О Рассмотрите рис. 197 и 214 с изображениями скелетов тритона и ящери­цы.Установите, какие отделы в них можно выделить. Выясните, какие отделы скелетаящерицы заметно отличаются от таких отделов скелета тритона. Подтвердите своипредположения текстом учебника. (Уча­щиеся работают в парах, обсуждают, находятотличия, аргументируют свои ответы).

Особенности скелета пресмыкающихся:

1.               Позвоночныйстолб состоит их отделов: шейного, грудного, пояснич­ного (илипояснично-грудного), крестцового и хвостового.

2.               Вшейном отделе 8 позвонков, что обеспечивает большую подвижность головы.

3.               Кпозвонкам грудного и поясничного отделов присоединяются ребра.

4.               Узмей ребра располагаются свободно, а у других, соединяясь с груди­ной, образуютгрудную клетку.

Учащиеся формулируют следующий признак рептилий:

es 12. В шейном отделе 8 позвонков, в пояснично-грудномребра, образу­ющие грудную клетку.

Грудная клетка не только защищает органы полости тела,но и участвует в процессе вдоха и выдоха. Сохранение ребер обеспечиловозникновение нового механизмадыхания, отсутствующего у земноводных. Вдохивыдоху них проис­ходит благодаря увеличению и сокращению объема груднойполости.

Измене­ние объема осуществляется специальными дыхательными мышцами иблагодаря подвижному сочленению ребер с позвоночником и с грудиной. Час­тотавентиляции легких меняется в зависимости от температуры внешней сре­ды.

Уящериц при температуре воздуха 15 °С частота дыхания равна 26 дыхательнымдвижениям в минуту, при 25 °С — 31, а при 35 °С — 37.

Мы убедились, что у пресмыкающихся — сложный организм,состоящий из взаимно связанных между собой органов.

—              Чтоже координирует работу всех органов?

О Найдите среди предложенных вам моделей головногомозга модель моз­га рыб, земноводных и пресмыкающихся. Аргументируйте свое реше­ние.Сравните ваш выбор с таблицей «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга».

Об органах чувств, соответствующих наземному образужизни, послушаем сообщение на следующем уроке.

& 13. В головном мозге лучше развиты передний мозг имозжечок.

IV.      Обобщение и закрепление

Учитель обращает внимание учащихся на полнуюхарактеристику класса пресмыкающихся, записанную в тетради.

—        Вкаком направлении шла эволюция пресмыкающихся? Каковы прогрес­сивные черты вразвитии рептилий, по сравнению с земноводными?

Домашнее задание

§ 50, вопросы после параграфа, термины.

Индивидальное задание: сообщение «Органы чувств пресмыкающихся».

Источник: https://tak-to-ent.net/load/593-1-0-14618

Размножение пресмыкающихся

Размножение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся Особенности размножения пресмыкающихся

У рыб и амфибий откладка яиц (икры) происходит в воде, и тут же в воде одновременно совершается и их оплодотворение молоками, выделяемыми самцами. У пресмыкающихся, как и у других наземных позвоночных, размножение совершается на суше, и откладываемые яйца должны быть защищены от высыхания плотной оболочкой.

В связи с этим оплодотворение яиц возможно у них только в самом теле матери, пока яйца ещё не оделись оболочками. Поэтому у всех наземных позвоночных, в том числе и у пресмыкающихся, между самцами и самками должно происходить более тесное сближение, чем это бывает у большинства рыб и амфибий; только после этого яйца одеваются оболочками и подготавливаются к откладке.

У некоторых форм (как, например, у живородящей ящерицы) яйца начинают своё развитие, не покидая тела матери, так что вместо откладки яиц самка рождает живых детёнышей.

У наших змей, так же как и у наших ящериц, мы находим и тот и другой способ размножения.

Самка ужа к началу августа откладывает 15–25 яиц, одетых беловатой оболочкой, похожей на пергамент. Для этого она выбирает влажную разрыхлённую землю, мох, кучи навоза и разного мусора, где яйца защищены от высыхания; через три недели из них выходят маленькие ужата (в некоторых местностях суеверные люди считают эти яйца петушиными).

У гадюки детёныши развиваются в яйце ещё внутри тела матери и вылезают из тонких прозрачных яйцевых оболочек тотчас же, как только яйцо будет отложено.

Благодаря живорождению развитие потомства у гадюки становится возможным и в условиях короткого северного лета; поэтому вместе с живородящей ящерицей и веретеницей гадюка идёт в своём распространении на север дальше всех других пресмыкающихся.

Осенью молодые и старые змеи забираются в мох или под корни и впадают в спячку до тёплых весенних дней.

Оружие животных

Мы уже упоминали, что любая модификация привычной среды — неожиданное изменение световых условий, движение находящихся в поле зрения предметов, а особенно шорохи и покачивание листвы, ветвей, предоставляющих защиту, — это настолько сильное раздражение для животного, что оно, как правило, вызывает у него кратковременное оцепенение. Остолбенение, испуг — такая форма поведения не редкость в животном мире. Но известна и другая его форма, действующая как настоящее оружие, это когда животное от испуга притворяется мёртвым. Учёные называют это состояние каталепсией, что соответствует мнимой смерти, а точнее, симуляции смерти.

Симуляция смерти — сложное состояние. Понимание и познание его затрудняется прежде всего тем, что различают многочисленные и весьма запутанные разновидности этого состояния. Среди них есть и такая, которая не только не способствует сохранению жизни животного, а как раз наоборот, подвергает её опасности.

https://www.youtube.com/watch?v=u_Y7eUUhQLg

Мы говорили, что при виде неожиданно возникшей опасности многие животные становятся неподвижными, так сказать, притворяются мёртвыми. Однако это неправильное выражение, могущее дать повод для недоразумений.

Оно может воскресить такой предрассудок, будто ставшее неподвижным животное применяет хитрость, то есть намеренно обманывает своего противника. Из этого вытекает и то заблуждение, что отдельные животные обладают чрезвычайным «присутствием духа».

В действительности же не может быть и речи ни о хитрости, ни о намеренном введении противника в заблуждение, ни об особом «присутствии духа».

Мы являемся свидетелями только того, как в случае опасности почти любое животное (даже самые кровожадные звери) на более или менее длительное время застывает. Неподвижность лишь тогда обеспечивает абсолютную защищённость, когда у животного имеются и прочие необходимые для спасения жизни качества.

В каталептическом состоянии животные остаются неподвижными совершенно не так, как их погибшие собратья, то есть они не подражают мёртвым, а лишь симулируют смерть и отпугивают тем, что они «мертвы». Однако представители многих видов так примитивно притворяются мёртвыми, что тем самым становятся прямо-таки бросающимися в глаза.

Особенно отличаются этим жуки карапузики. Часто появляющиеся на песчаных дорожках жужелицы по полминуты, а иногда и до двух минут остаются неподвижными, не втягивая ни лапок, ни усиков. Однако на светлом песке это выглядит плохой маскировкой, разве что не бывает заметно лишь их движений.

Известным симулянтом является и божья коровка семиточечная: её рекорд пребывания в неподвижности десять минут.

Нельзя путать с каталепсией временную неподвижность животных, на что они идут, когда хотят убить другого животного. Это неподвижность нападающего, и мы более подробно с этим познакомимся при разговоре о способах боевых действий при нападении.

Исследования последних лет показали, что в результате длительного или частого беспокойства насекомых они остаются неподвижными в течение все более короткого времени и, наконец, если привыкают к опасности, уже перестают реагировать на неё и не впадают в каталепсию.

Эти эксперименты проливают свет на сущность этого необыкновенного явления в животном мире, так как из них явствует, что каталепсия — это рефлекторный процесс, и в сущности он может быть понятен как одна из форм обморока. Об этом говорит и поведение находящихся в каталептическом состоянии животных.

Нередко они и не впадают в состояние полной неподвижности, но своими медленными, как бы болезненными движениями напоминают тяжелобольного животного.

Например, божья коровка после длительной неподвижности не сразу уползает дальше, а как будто очнувшись после тяжёлого обморока, сначала опробует передние ножки, затем пытается пошевелить остальными конечностями и только после продолжительной, зигзагообразной, шаткой пробежки пускается вперёд.

Аналогичным образом защищается от нападающих и живущая в листве кустарников верблюдка. По первому сигналу опасности насекомое молниеносно перебирается на нижнюю поверхность листа, а затем в случае новой тревоги бросается на опавшую листву.

Враги, как правило, там её уже не преследуют, а если все же какой-нибудь из них ринется за ней, она не улетает, а впадает в каталепсию. Упавшее в обморок животное кто угодно может спокойно взять в руки.

Если же нападение застаёт её не на растениях, то есть если она не может забиться под лист и броситься оттуда вниз, она не симулирует смерть, а взлетает и таким образом пытается спастись бегством.

Каталепсия — это явление, нередко дополняющее мимикрию. Среди животных, подражающих неподвижным предметам по цвету и форме, встречаются величайшие мастера симуляции смерти.

Рефлекторно наступившая в результате испуга неподвижность делает неузнаваемым спрятавшегося на зелёном лугу кузнечика, если он зелёного цвета.

Однако каталепсия, как уже было сказано, может означать опасность для неподвижно замершего на песке чёрного жучка.

У некоторых животных неподвижность вызывается более сложными рефлексами. Жук-навозник священный скарабей, например, лишь тогда симулирует смерть, когда не способен скрыться.

Но если такая возможность представляется, он чаще всего, быстро убегая, стремится попасть в укрытие, сулящее безопасность.

Известно, что преследуемая змеёй ящерица тоже вначале пытается спастись с помощью быстрого бега, и только тогда останавливается и, неподвижная, отдаёт себя на произвол судьбы, когда шанса убежать уже нет.

Далеко не однозначна роль симуляции смерти в борьбе за существование. Хотя мы причисляем её к оружию защиты, однако, как мы видели, она таит в себе и опасность. Отнесение каталепсии к оружию защиты правомерно лишь с той точки зрения, что в этом состоянии для животного может решаться вопрос жизни и смерти.

Зоология для учителя

Источник: http://www.5zaklepok.ru/pages/631.htm

Конспект урока по биологии в 8 классе

Размножение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся Особенности размножения пресмыкающихся

ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»

Урок биологии в 8 классе

“Размножение пресмыкающихся”

Подготовила и провела:

Л.Е. Раздобурдина

г. Онега

2017 г.

Задачи:

Образовательная:

Раскрыть особенности размножения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни.

Коррекционно-развивающая:

Корригировать умения сравнивать и анализировать увиденное, развивать навыки работы с рисунками учебника.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, любовь к природе.

Тип урока:

Комбинированный

Оборудование:

Таблицы, учебник, схемы, компьютер, дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку; организация внимания обучающихся, настрой на работу.

II. Проверка домашнего задания

Работа в рабочих тетрадях.

1.Подчеркни лишнее животное. Устно объясни, почему это животное лишнее.

А) прыткая ящерица, уж, лягушка

Б) гадюка, прыткая ящерица, речной окунь

В) уж, гадюка, прыткая ящерица

2. Подчеркни одной чертой сведения о ящерице и двумя о лягушке.

Живет в воде и на суше;

Живет на суше;

Тело вытянутое, стройное;

Тело приплюснутое, неуклюжее;

Передние и задние конечности одинаковые;

Передние конечности заметно короче задних;

Передвигаются по земле прыжками;

Передвигаются шагами;

Кожа сухая, покрыта роговой чешуей;

Кожа влажная, голая, покрыта слоем слизи;

Дышит легкими и кожей;

Дышит только легкими;

Размножение и развитие происходит на суше;

Размножение и развитие происходит в воде

Фронтальный опрос

На какие части разделено тело пресмыкающихся?

Чем покрыто тело пресмыкающихся?

Чем питается ящерица, перечислите органы пищеварения ящерицы

Из скольких камер состоит сердце пресмыкающихся?

С помощью чего дышат пресмыкающиеся

III. Изучение новой темы

В связи с приспособлением к жизни на суше для пресмыкающихся стало характерным внутреннее оплодотворение. Даже ведущие вполне водный образ жизни крокодилы, морские змеи и морские черепахи выходят в период размножения на сушу.

Какой вид оплодотворения у земноводных?

Вспомнили, что у земноводных оплодотворение наружное, в воде.

У пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных животных размножение и развитие происходят на суше. Даже ведущие вполне водный образ жизни крокодилы, морские змеи и морские черепахи выходят в период размножения на сушу.

Размножение и развитие. Пресмыкающиеся — раздельнополые животные. Оплодотворение у них внутреннее. У самцов протоки семенников открываются в клоаку. У самок в яичниках созревают яйцеклетки, содержащие большое количество питательных веществ — желтка.

Оплодотворенные яйцеклетки ящериц, проходя через яйцевод, покры­ваются плотной белой кожистой оболочкой. Яйца одно за другим продвигаются к клоаке, а из нее выводятся наружу. Ящерица откладывает 5 -12 яиц.

У некоторых видов рептилий (гадюк, живородящих ящериц) кладка задерживается в яйцеводе, пока из яиц не вылупится потомство. Такое явление называется яйцеживорождением.

Рис. Схема строения яйца ящерицы: 1 — зародыш; 2 — желточный мешок; 3 — белковая оболочка; 4 — кожистая оболочка

Зародыш в яйце окружен водой и зародышевыми оболочками и соединен с желточным мешком (рис). В желтке содержатся почти все питательные вещества, необходимые для его роста и развития. Не­которые питательные вещества и воду «запасает» белковая оболочка. Кожистая оболочка яйца защищает зародыш от повреждений, через нее извне поступает влага, происходит газообмен.

Оплодотворение у рептилий внутреннее, и у всех, кроме гаттерии. У большинства видов в период размножения наблюдается «гон» — повышенная активность, нередко сопровождаемая у черепах и ящериц драками самцов.

Большинство пресмыкающихся откладывает небольшое число (8—16) крупных яиц, одетых кожистой или твердой известковой скорлупой (черепахи, крокодилы).

Благодаря плотным кожистым и известковым оболочкам яйца пресмыкающихся могут развиваться на суше при незначительной влажности (от 3% до 15%).

Они откладываются обычно в почву или, как у гекконов и у некоторых агам и игуан, в трещины скал и под кору деревьев. Крокодил откладывает яйца в почву или в гнезда из сухих листьев и травы.

Скорость развития яиц зависит от температуры и в связи с этим может изменяться в 2—3 раза. У большинства видов нашей фауны развитие начинается лишь при 12—15° С, но температура в 40—42° С оказывается губительной; обычно температура в местах развития яиц бывает равна 20—30° С.

Пресмыкающиеся пустынь чаще откладывают яйца в теневых местах и на значительной глубине. Напротив, ящерицы в умеренных широтах выбирают хорошо прогреваемые солнцем места. Обыкновенный уж откладывает яйца в кучи гниющих веществ, где температура оказывается на 3—5° С выше температуры окружающей среды.

В наших широтах срок развития яиц пресмыкающихся — 2—3 месяца.

У змей бывает одна, кладка яиц в год, у гекконов — две. Ящерицы и черепахи откладывают 3—4 и более кладок в год. Число яиц в кладках зависит от количества кладок, размера яиц и возраста животных. Всего пресмыкающиеся откладывают несколько десятков яиц в год, т. е. значительно меньше, чем земноводные. Меньшая плодовитость рептилий прямо связана с более совершенным строением яйца.

В тех местах, где много животных, поедающих яйца, кладки охраняются родителями (крокодилы, кобры, некоторые удавы и др.).

При этом у питонов, обвивающих кладку своим телом, наблюдаются явления «насиживания»; при этом температура тела змеи поднимается на 2—4° С выше температуры окружающего воздуха.

В процессах размножения и развития амфибий и рептилий есть важные отличия. Ознакомимся с тем, как размножаются и развиваются рептилии.

Чтобы уберечь яйца от высыхания, самка откладывает кладку (рис) во влажную среду — в ямки в почве, под прелые листья. Яйцо может впитывать влагу, увеличиваясь в объеме. Время развития зародыша зависит от температуры окружающей среды — при невысокой температуре оно происходит дольше.

Рис. Кладка яиц ящерицы

Рис. Комодский варан покидает яйцо

У этих животных развитие прямое: из яйца вылупливается малень­кое самостоятельное пресмыкающееся (рис). Растут рептилии медленно, на протяжении всей жизни, но с возрастом их рост замедляется.

V. Домашнее задание.

VI. Итог урока

-Понравился ли вам урок?

-Что узнали нового? Полезного?

-Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Список интернет ресурсов:

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-v-klasse-razmnozhenie-presmikayuschihsya-2396368.html

Половые органы и размножение пресмыкающихся

Размножение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся Особенности размножения пресмыкающихся

Анатомия, морфология и экология пресмыкающихся

9. Половые органы и размножение пресмыкающихся

Половые железы лежат в полости тела по бокам позвоночника. Семенники — парные овальные тела.

Через придатки, представляющие сохранившуюся, часть туловищной почки (мезонефроса) и содержащие многочисленные канальцы, семенники соединены с семяпроводами, которыми служат протоки мезонефрической почки, т.

е. вольфовы каналы. Правый и левый семяпроводы открываются в соответствующие мочеточники у их впадения в клоаку.

Одним из приспособлений к наземному существованию служит внутреннее оплодотворение. В связи с этим самцы всех рептилий, кроме гаттерии, обладают специальными совокупительными органами; у крокодилов и черепах это непарный, а у ящериц и змей — парные выросты задней стенки клоаки, которые при оплодотворении выворачиваются наружу (рис. 14).

Рис. 14. Выпяченные копулятивные мешки самца ящерицы

Парные яичники имеют вид зернистых овальных тел. Яйцеводами служат мюллеровы каналы. Они начинаются мерцательными воронками, расположенными вблизи яичников, а открываются в клоаку.

Оплодотворение происходит в верхнем отделе яйцевода. Выделения секреторных желез средней части яйцевода образуют вокруг яйцеклетки (желтка) белковую оболочку, слабо развитую у змей и ящериц, и мощную — у черепах и крокодилов (рис. 15).

Рис. 15. Схема развития яйцевых оболочек у среднеазиатской черепахи при прохождении яйца по яйцеводу: 1 — яйцеклетка, 2 — белковая оболочка, 3 — волокнистая оболочка, 4 — скорлуповая оболочка

Из секрета, выделяемого клетками стенок нижней части яйцевода (матки), формируются наружные оболочки.

Эмбриональное развитие идет типичным для амниот путем. Образуются зародышевые оболочки—серозная и амнион— развивается аллантоис.

Необходимая для образования амниотической жидкости и для нормального развития зародыша вода у ящериц и змей получается за счет окисления жиров желтка (метаболическая вода) и абсорбции влаги из внешней среды, а у имеющих плотную скорлупу черепах и крокодилов — за счет метаболической воды и запаса воды в мощной белковой оболочке.

Минимальная влажность грунта, при которой могут нормально развиваться яйца с волокнистой оболочкой, около 2,5%, а при наличии скорлупы — даже до 1%. Разные виды откладывают яйца в грунт определенной влажности, отвечающей свойствам яйцевых оболочек и потребностям развивающегося зародыша.

Большинство пресмыкающихся закапывают откладываемые яйца в грунт на хорошо обогреваемых местах; часть видов откладывает яйца в кучи растительного мусора или под гниющие пни, используя тепло, образующееся при гниении.

Некоторые крокодилы роют ямы и засыпают яйца растительными остатками; самки держатся у гнезда и охраняют кладку. Охраняют кладки и некоторые крупные ящерицы (вараны и др.).

Самки питонов обвивают кладку яиц своим телом, не только охраняя ее, но и обогревая: в таком «гнезде» температура на 6-12° С выше окружающей среды.

У крокодилов охраняющая гнездо самка раскапывает кладку при вылуплении детенышей, облегчая им выход на поверхность; у части видов самки охраняют детенышей и в первое время их самостоятельной жизни. Самки некоторых сцинков и веретениц также не покидают кладки, защищая их от врагов.

У сравнительно небольшого числа видов современных чешуйчатых (отр. Squamata) существует яйцеживорождение или реже живорождение.

У обыкновенной гадюки — Vipera berus, живородящей ящерицы — Lacerta vivipara, веретеницы — Anguis fragilis оплодотворенные яйца задерживаются в половых путях самки, проходя там все стадии развития; зародыши вылупляются немедленно после откладки яиц.

Яйцеживорождение свойственно также песчаным удавчикам — Еrух, морским змеям, некоторым ужам и ящерицам. Яйцеживорождение развивалось из отмеченных для ряда видов ящериц и змей случаев временной задержки яиц в яйцеводах.

Так, у обыкновенных ужей — Natrix natrix продолжительность развития яиц во внешней среде может колебаться в пределах 30-60 дней в зависимости от того, какое время они находились в теле матери. Некоторые виды переходят к яйцеживорождению только в определенных условиях. Тибетская круглоголовка — Phrynocephalus theobaldi на высоте 2-3 тыс.

м над уровнем моря откладывает яйца, а выше (4-5 тыс. м) — яйцеживородяща. Живородящая ящерица — Lacerta vivipara на юге ареала (Франция) откладывает яйца, а северные популяции ее яйцеживородящи.

Настоящее живорождение известно у некоторых сцинков (Chaleides, Lygosoma, Taliqua).

У них отсутствует наружная оболочка яиц, эмбриональные оболочки развивающегося зародыша примыкают к стенкам маточного отдела яйцевода; путем осмоса и диффузии кислород и питательные вещества из кровотока матери поступают в кровеносную систему эмбриона. У некоторых змей (уж — Thamnophis sirtalis и др.

) и ящериц образуется настоящая плацента: выросты серозной оболочки и аллантоиса зародыша внедряются в слизистую оболочку маточного отдела яйцевода матери. Благодаря тесному сближению кровеносных сосудов самки и эмбриона облегчается поступление зародышу кислорода и питательных веществ.

Развитие в теле матери обеспечивает лучшие температурные условия для эмбриогенеза, и поэтому обе формы живородности преобладают на севере и в горах. Живородность иногда связана с древесным и водным образом жизни: она есть у некоторых хамелеонов и у водных змей.

Половая зрелость наступает в разные сроки: у крокодилов и многих черепах в шести-, десятилетнем возрасте, у змей чаще на третий-пятый год жизни, у крупных ящериц на втором-третьем году, а у мелких — на девятом-десятом месяце жизни.

Плодовитость пресмыкающихся много ниже плодовитости земноводных. Ее снижение связано с сокращением эмбриональной смертности за счет укрытого размещения кладок, а у немногих видов — их охраны и яйцеживорождения.

Важную роль играет и прямое развитие, без метаморфоза и смены сред обитания; последняя всегда сопровождается высокой смертностью. Снижает гибель и высокая подвижность вылупившихся детенышей и их скрытный образ жизни.

Величина кладки редко превышает сто яиц (некоторые крокодилы, крупные черепахи и змеи); чаще она ограничена 20-30 яйцами. Мелкие виды ящериц откладывают всего по 1-2 яйца, но несколько раз в сезон.

У некоторых ящериц (кавказские скальные ящерицы — Lacerta armenica, Lacerta dahli, Lacerta rostombecovi, североамериканские тейиды — Cnemidophorus, возможно, у части агам и у геккона — Hemidaetylus turcicus) установлено или предполагается партеногенетическое размножение, т. е.

развитие отложенных неоплодотворенных яиц (И. С. Даревский). Популяции таких видов состоят только из самок. Партеногенез ящериц, как правило, наблюдается в периферических популяциях, т. е. на границах ареала.

В такой ситуации существование однополой популяции только из самок становится преимуществом, так как позволяет ограниченные запасы корма расходовать наиболее эффективно, только на производящих детенышей особей.

Это может быть поддержано естественным отбором, но представляет тупик эволюции, ибо исключает панмиксию и связанную с ней перекомбинацию генов, что резко ограничивает изменчивость.

Наконец, у змей обнаружен удивительный случай гермафродитизма (обоеполости, или интерсексуальности). У змеи — островного ботропса Bothrops insularis, живущей только на о. Кеимада-Гранде площадью всего 3 км (в 60 км от г.

Сантус в Южной Бразилии), большинство самок одновременно с яичниками имеют мужские копулятивные органы и вполне развитые семенники. Видимо, в маленькой островной популяции такая интерсексуальность позволяет повысить темпы размножения, не повышая числа обитателей.

Замечено, что за последние 50 лет доля самцов в популяции уменьшилась.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по анатомии, морфологии и экологии пресмыкающихся: общая характеристика пресмыкающихся, покровы, движение, и скелет пресмыкающихся, органы пищеварения и питание, органы дыхания и газообмен, кровеносная система и кровообращение, органы выделения и водно-солевой обмен, половые органы и размножение, нервная система и органы чувств, поведение и образ жизни, годовой цикл жизни, географическое распространение и роль в биоценозах, значение пресмыкающихся для человека, а также: некоторые правила зоологической номенклатуры, определение рептилий по внешним признакам, рекомендуемая литература по рептилиям.

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран – минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и , а также млекопитающих (зверей), – можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира графии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром “Экосистема” печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц “Грибы, растения и животные России”, компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов “Как организовать полевой экологический практикум”), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Источник: http://ecosystema.ru/08nature/rept/m09.htm

17. Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей

Размножение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся Особенности размножения пресмыкающихся

Классназемных позвоночныхживотных,включающий современных черепах,крокодилов,клювоголовых,амфисбен,ящерици змей.

Строение.Наружныйкожный покровпресмыкающихся образует чешуйкиили щитки. Смена рогового покровапроисходит путём полной или частичнойлиньки,которая у многих видов происходитнесколько раз в год. Плотная и сухаякожа содержит пахучие железы.В осевом скелете 5 отделов позвоночника:шейный, туловищный, поясничный, крестцовыйи хвостовой.

У змей позвоночник отчетливоделится лишь на туловищный и хвостовойотделы, грудина отсутствует. Череппресмыкающихся значительно болееокостеневший, чем у земноводных. Парапередних конечностей рептилий состоитиз плеча,предплечьяи кисти.Пара задних конечностей — из бедра,голении стопы.На фалангахконечностей расположены когти.Нервнаясистемапресмыкающихся представлена головными спинныммозгом.

Пресмыкающиеся имеют 6 основныхоргановчувств:зрение, обоняние, вкус, орган тепловойчувствительности, слух и осязание.Поскольку тело покрыто чешуйками, кожноедыханиеу пресмыкающихся отсутствует (исключениесоставляют мягкотелыечерепахии морскиезмеи),и лёгкие являются единственным дыхательныморганом. Имеются трахея и бронхи. Всесовременные пресмыкающиеся —холоднокровныеживотные.

Выделительнаясистемапресмыкающихся представлена почками,мочеточникамии мочевымпузырём.

Размножение.Пресмыкающиеся —раздельнополые животные, двуполоеразмножение. Мужскаяполовая системасостоит из пары семенников.Женскаяполовая системапредставлена яичниками.Большинство пресмыкающиесяразмножается путём откладки яиц.Инкубационный период продолжается от1-2 мес.догода и более.

Образжизни.В связи с непостоянной температуройтела активность у современныхпресмыкающихсявбольшой степени зависит от температурыокружающей среды. При охлаждении теладо 8-6 °С большинство пресмыкающиесяперестаёт двигаться.

Пресмыкающиесямогут подвергаться длительному солнечномуоблучению и переносить повышениетемпературы тела до 40 °С. Избегаяперегрева, пресмыкающиесяуходят в тень, прячутся в норы.

Большоевлияние на активность пресмыкающиесяоказывают сезонные изменения климатическихусловий; в странах с умеренным климатомпресмыкающиесявпадают в зимнее оцепенение, а в условияхсухой жары – в летнее.

Для большинствапресмыкающихся характерным способомпередвижения является ползание.Многие виды неплохо плавают.

Питание.Большинствопресмыкающихся относится к плотояднымживотным. Для некоторых (например, агамы,игуаны)характерно смешанное питание. Встречаютсяи почти исключительно травоядныепресмыкающиеся (сухопутныечерепахи).

Биологияящериц. Большинстваящериц (за исключением некоторых безногихформ) имеются в той или иной степениразвитые конечности. Хотя безногиеящерицы внешне похожи на змей, у нихсохраняется грудина, а у большинства —пояса конечностей. Многие виды ящерицспособны отбрасывать часть хвоста(аутотомия).

Через некоторое время хвоствосстанавливается, но в укороченномвиде. Во время аутотомии особые мышцысжимают кровеносные сосуды в хвосте, икровотечения почти не возникает.Большинство ящериц — хищники. Мелкиеи средней величины виды питаются восновном различными беспозвоночными:насекомыми, паукообразными, моллюсками,червями.

Крупные хищные ящерицы (вараны,тегу) нападают на небольших позвоночных:других ящериц, лягушек, змей, мелкихмлекопитающих и птиц, а также поедаютяйца птиц и рептилий. Большинство ящерицоткладывают яйца. Яйца ящерицы имеюттонкую кожистую оболочку, реже, какправило у гекконов, – плотную, известковую.

Количество яиц у различных видов можетколебаться от 1-2 до нескольких десятков.

Самкаможет откладывать яйца в течение всегогода один или несколько раз. Откладываетона яйца всегда в самые укромные места- в трещины, под коряги и т.п. Некоторыегекконы приклеивают яйца к стволам иветвям деревьев, на камнях скал. Какправило, отложив яйца, ящерицы уже невозвращаются к ним.

Биологиячерепах. Характернойособенностью черепах являетсяпанцирь, состоящий из выпуклого спинного(карапакс) и плоского брюшного (пластрон)щитов. Оба щита соединяются боковымиперемычками либо кожей. Основу панцирясоставляют кожные окостенения, а такжерёбра и позвонки.

Бугристые утолщенияпридают каркасу повышенную прочность.Прочныйпанцирь значительно уменьшает подвижностьсухопутных черепах. Головноймозг черепах и органы чувств развитыплохо. Малоподвижному образу жизнисоответствует и низкая скорость обменавеществ. Черепахи живут до 100 лет.

Частьиз них обитает на суше, где роет норы.Другие черепахи живут в море, выходя наберег только в период размножения. Нобольшинство черепах ведёт полуводныйобраз жизни в реках, озёрах и болотах.В неблагоприятные периоды (зима, засуха)эти черепахи могут впадать в спячку.Могут несколько месяцев обходиться безпищи.

На втором-третьем годах жизнинаступает половозрелость; яйцаоткладываются в песок.

Биологиязмей. Телозмеи делится на голову, туловище и хвост.В большинстве случаев скелет состоитиз черепа и позвоночника (от 141 до 435позвонков у некоторых ископаемых форм),к которому крепятся ребра. Змеи отличноприспособлены к поглощению крупнойдобычи, это выражается в строениискелета.

Правая и левая половина нижнихчелюстей соединены подвижно, связкиобладают особой растяжимостью. Вершинызубов направлены назад: при заглатываниипищи змея как бы «насаживается» на нее,и пищевой комок постепенно продвигаетсявнутрь. У змей нет грудины, и ребраоканчиваются свободно.

Поэтому частьтела, в которой находится перевариваемаяжертва, может сильно растягиваться.

Многиезмеи ядовиты. На их верхней челюстирасположены крупные канальчатые илибороздчатые зубы. Яд, вырабатываемыйвидоизмененными слюнными железами,попадает на основание зуба и стекаетпо каналу или борозде к вершине.Отсутствует мочевой пузырь.

Головноймозг змей относительно небольшой, затохорошо развит спинной мозг, поэтому,несмотря на примитивность реакций, змейотличает хорошая координация движений,их стремительность и точность.

Поверхностныйслой кожи образует щитки и чешую в формевытянутых пластинок, расположенныхчерепицеобразно, часто на них заметныпродольные возвышения – ребрышки. Онииграют большую роль в передвижениизмей, живущих среди скал или на деревьях.

Змеиедят все. В их рацион входят самые разныеживотные: от червей до небольших копытных.А о том, что они едят насекомых и птицтоже всем известно. Почти все змеиохотятся за живой добычей, и лишьнекоторые из них предпочитают падаль.

Пищеварительнаясистема схожа у всех змей: они заглатываютпищу целиком, не пережевывая ее.

Размержертвы зависит от размеров самой змеи.

Однизмеи при благоприятных условиях могутприносить потомство до нескольких разза сезон, другие размножаются не каждыйгод (например, кавказская гадюка).

Обычнодетеныши вылупляются из яиц, но широкораспространено и живорождение (характернодля морских змей, удавов, гадюк). У самкиобразуется плацента, через которуюзародыши получают кислород, воду ипитательные вещества.

Иногда самка неуспевает отложить кладку, и детенышивылупляются внутри ее половых путей.Такой случай называется яйцеживорождением(гадюки, щитомордники).

Источник: https://studfile.net/preview/2229573/page:10/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.