Развитие воли у человека. Формирование воли

Формирование воли – Психологос

Развитие воли у человека. Формирование воли

Воля – это звучащий в нас требовательный, сильный голос отца. Мама может просить, увещевать, уговаривать – отец говорит то, что нужно сделать.

Если у вас в детстве или юности был такой голос (иногда это может быть голос тренера или сержанта), если этот голос стал вашим законом и стал организовывать вашу жизнь и поведение, вы знаете, что такое воля.

Если этим голосом вы сами стали говорить с собой и другими – вы стали волевым человеком.

В любом случае, формирование воли происходит не сразу, проходя через несколько этапов.

Первый этап – противостояние ненужному внешнему. Воля рождается со становления характер, что в житейском понимании равно способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы.

“Я сам!” – кричит ребенок родителям, отстаивая свое желание сделать по-своему.

Это еще не воля, это только неоформленная энергия, которая может превратиться как в волю, так и в упрямство, мстительное противостояние.

Какая между ними разница? Волевой человек ориентируется на себя и делает то, что нужно ему, упрямый и мстительный – смотрит на окружающих и действует наперекор окружающим, назло или во зло им.

Чтобы неоформленная энергия противостояния начинала трансформироваться в волю, неоходим ряд непростых условий.

В первую очередь это уважение ребенка к родителям, желание ребенка подражать отцу – и развитость воли у отца, способность отца дать привлекательные образцы волевого поведения.

Многие важнейшие элементы волевого поведения к ребенку приходят через запечатление: запечатление сильного, волевого голоса отца, запечатление его решительных жестов и движений, запечатление его сильных выборов и готовности отвечать за свои поступки.

Если отец мямля, ребенок усваивает поведение мямли. Если отец волевой, но его отношения с ребенком не выстроены, вместо контакта напряженный конфликт, то отцовские требования будут вызывать у ребенка протест, и развитие воли у ребенка будет внутренне конфликтно: его собственная воля будет вызывать у него возражения и протест.

Так нередко рождаются лидеры движений за тотальную свободу, сторонники свободного воспитания и абстрактного гуманизма, борцы с социумом, подавляющим свободную индивидуальность.

Такие люди не будут развивать свою волю, потому что волевое “надо” у них ассоциируется с насилием, подавлением, чем-то удушающим – в противоположность мягкому и доброму “хочу”, “нравится”.

Они не будут вырабатывать волю, они будут искать, как превращать Надо в Хочу, хотя бы – учиться переформулировать Надо в “Я выбираю”. Это полезные инструменты, но это – не воля.

Другим условием формирования воли является уважение к разуму и ориентация на внешнее, объективное: внешние цели, объективные результаты и наблюдаемые признаки, записанные обязательства с реальными показателями достижения результатов. Когда нет обязательств, нет внешних показателей, нет цифр и объективки, себя легко обмануть и объяснить все что угодно: “Я решил, что мне это не нужно”, “Это не мое” и просто “В другой раз”.

Только в том случае, если человек признает волю как ценность, ориентируется на разум и внешнее, он может перейти уже к залючительному этапу формирования воли.

этого этапа – противостояние ненужному внутреннему. тем эмоциям и желаниям, которые неуместны и несвоевременны.

Тут воля – это умение, навык или привычка действовать так, как нужно для достижения цели, а не так, как хочется в данный момент.

У меня есть цель стать здоровым, для этого нужно делать по утрам зарядку, а иногда с утра так хочется еще поваляться… Если я могу поднять себя с кровати – у меня есть воля.

Какая-то воля есть у всех, как у всех есть мышцы. Другое дело, что они бывают в разном состоянии: у кого-то бодрые и готовые к любой работе, а у кого-то заплывшие жиром, ленивые и сонные.

От человека зависит – будут ли его мышцы сильные или не будут, так же и с силой воли: если человек работает над силой воли – будет воля, а если стоит разведя лапи в сторону и ноет о том, что все бы хорошо, вот только Воля у меня слабая – воли не будет.

Ссылаться на отсутсвие воли, как на невозможность что-то делать – это форма проявления умной лени.

Примерно с таким же успехом можно оправдывать свою привычку есть руками, а не ложкой, тем, что ложки стоят у раковины, а раковина – в 3-х метрах от стола и поэтому «Не могу есть ложкой, у меня ее нету…» Классно. Встань и возьми – будет. Нет воли – развивай!

Другое дело, что любое дело лучше делать грамотно. Поэтому посмотрите статью Развитие личности на позитиве.и в целом Как работать над собой.

Успехов вам!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/formirovanie-voli

Развитие воли у человека

Развитие воли у человека. Формирование воли

Развитиеволевой регуляции поведения у человекаосуществляется в нескольких направлениях.

С одной стороны — это преобразованиенепроизвольных психических процессовв произвольные, с другой обретениечеловеком контроля над своим поведением,с третьей — выработка волевых качествличности.

Всеэти процессы онтогенетически начинаютсяс того момента жизни, когда ребеноковладевает речью и научается пользоватьсяею как эффективным средством психическойи поведенческой саморегуляции.

Внутрикаждого из этих направлений развитияволи по мере ее укрепления происходятсвои, специфические преобразования,постепенно поднимающие процесс имеханизмы волевой регуляции на болеевысокие уровни. К примеру, внутрипознавательных процессов воля вначалевыступает в форме внешне-речевойрегуляции и только затем — в планевнутриречевого процесса.

В поведенческомаспекте волевое управление вначалекасается произвольных движений отдельныхчастей тела, а впоследствии — планированияи управления сложными комплексамидвижений, включая торможение одних иактивизацию других комплексов мышц.

Вобласти формирования волевых качествличности развитие воли можно представитькак движение от первичных к вторичными далее — к третичным волевым качествам.

Ещеодно направление в развитии волипроявляется в том, что человек сознательноставит перед собой все более трудныезадачи и преследует все более отдаленныецели, требующие приложения значительныхволевых усилий в течение достаточнодлительного времени.

Например,школьник еще в подростковом возрастеможет поставить перед собой задачуразвить у себя такие способности, кформированию которых у него нет выраженныхприродных задатков.

Одновременно онможет поставить перед собой цель занятьсяв будущем сложным и престижным видомдеятельности, для успешного выполнениякоторого необходимы такого родаспособности.

Есть немало жизненныхпримеров того, как люди, ставшие известнымиучеными, художниками, писателями,добивались поставленных целей, необладая хорошими задатками, в основномза счет повышенной работоспособностии воли.

Развитиеволи у детей тесным образом соотноситсяс обогащением их мотивационной инравственной сферы.

Включение в регуляциюдеятельности более высоких мотивов иценностей, повышение их статуса в общейиерархии стимулов, управляющихдеятельностью, способность выделять иоценивать нравственную сторонусовершаемых поступков — все это важныемоменты в воспитании воли у детей.

Мотивация поступка, в которую включаетсяволевая регуляция, становится сознательной,а сам поступок произвольным.

Такоедействие всегда совершается на базепроизвольно построенной иерархиимотивов, где верхнюю ступень занимаетвысоконравственное побуждение, дающееморальное удовлетворение человеку вслучае успеха деятельности. Хорошимпримером такой деятельности можетслужить сверхнормативнаядеятельность, связаннаяс высшими нравственными ценностями,совершаемая на добровольной основе инаправленная на пользу людям.

Совершенствованиеволевой регуляции поведения у детейсвязано с их общим интеллектуальнымразвитием, с появлением мотивационнойи личностной рефлексии.

Поэтомувоспитывать волю у ребенка в отрыве отего общего психологического развитияпрактически невозможно.

В противномслучае вместо воли и настойчивости какнесомненно положительных и ценныхличностных качеств могут возникнуть изакрепиться их антиподы: упрямство иригидность.

Особуюроль в развитии воли у детей по всемперечисленным направлениям выполняютигры, причем каждый вид игровойдеятельности вносит свой, специфическийвклад в совершенствование волевогопроцесса. Конструктивные предметныеигры, появляющиеся первыми в возрастномразвитии ребенка, способствуют ускоренномуформированию произвольной регуляциидействий.

Сюжетно-ролевые игры ведут кзакреплению у ребенка необходимыхволевых качеств личности. Коллективныеигры с правилами кроме этой задачирешают еще одну: укрепление саморегуляциипоступков.

Учение, появляющееся впоследние годы дошкольного детства ипревращающееся в ведущую деятельностьв школе, наибольший вклад вносит вразвитие произвольной саморегуляциипознавательных процессов.

Темыивопросы дляобсуждения насеминарах Тема1. Понятиеоволе.

1. Основные признаки воли как психологическогоявления.

2. Значение воли в организации деятельностии общения человека.

3. Первичные волевые качества личности.

4. Вторичные и третичные волевые качестваличности.

Те м а 2.Теорииволи.

1. Общеесостояние дел в современных теоретическихисследованиях воли.

2. Волевая регуляция поведения как егопереосмысление.

3. Волевое действие, его способности инеобходимость возникновения.

4. Участие воли в разных этапах осуществлениядеятельности.

5. Воля и мотивация.

6. Воля и рефлексия.

Тс м а 3.Волеваярегуляция поведения.

1. Усиление мотивации как главная функцияволевой регуляции поведения.

2. Связь волевой регуляции поведения сборьбой мотивов, потребностями и целямичеловека.

Те м а 4. Развитие воли у человека.

1. Основные направления развития воли.

2. Игры детей и их значение в развитииволи.

3. Становление волевых качеств личности.

Темыдля рефератов

1. Понятие, признаки и проявление воли учеловека.

2. Основные направления и пути развитияволи.

Темыдля самостоятельной исследовательскойработы

1. Становление волевой регуляции поведенияу детей.

2. Теоретический анализ волевого действия.

Источник: https://studfile.net/preview/5647400/page:4/

Воля и возраст. Как в течение жизни меняется и развивается сила воли

Развитие воли у человека. Формирование воли


Для начала нам нужно разобраться, что под собой имеет такое понятие как «сила воли». По первому запросу поисковая сеть Google выдает нам, что «волей называется такая способность, которая подразумевает под собой принятие решения на основе мыслительного процесса». И.

Гёте в свою очередь считал, что «серьезная, глубокая, настоящая воля характеризуется прежде всего сочетанием с представлением уверенности в достижении цели». Как мы можем увидеть, данное свойство способно направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. У воли существуют критерии, которые определяют ее работу.

Первым критерием можно выделить осознанность, вторым — преднамеренность действий, а третьим — мобилизацию сил. У данного определения может быть и больше подпунктов, но те, что перечислены выше — основные.

Дальше перед нами встает вопрос, а для чего человеку нужна сила воли? Сила воли нужна людям для развития волевой регуляции личности, которая развивает такие качества как настойчивость, мужество, целеустремленность, выдержка и так далее.

Пункт первый. Истоки развития силы воли. откуда берет свое начало волевые качества человека?

Прежде чем ответить на вопрос, поставленный в названии статьи, нужно проследить связь воли и ее развития и формирования. Ответим для начала, как развивается воля человека в целом. По данным некоторых наблюдений, начало проявления признаков данного понятия прослеживается в первые годы жизни ребенка.

Однако в этом возрасте у детей появляются действия, которые нельзя назвать волевыми, потому как они делаются детьми машинально и имеют импульсивный характер. Волевые действия начинаются, кода ребенок ставит перед собой определенную цель, но осуществить ее не получается по той или иной причине. Ребенок начинает повторять какое-либо действие раз за разом.

Например, он пытается достать игрушку, которая стоит высоко на тумбочке. После неоднократных повторений у него рано или поздно получится осуществить свою мечту, вследствие чего он ощутит некую удовлетворенность своим действиям. В данном случае речь идет о первом периоде становления воли — младенчестве —, которое продолжается до 3-х лет.

В этом возрасте появляются упрямство и упорство.

Вторым периодом формирования волевых качеств считается возраст от 3 до 9 лет, называющийся периодом детства. В нем уже воля приобретает иной характер — более рациональный, сознательный. В этом возрасте у ребенка появляется такое понятие как игра.

Ребенок пытается следить за другими детьми, то, как они играют, изучает основные правила и пытается их повторить. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым действиям. Игра для него проходит также и дома с родителями, в школе с учителями, с друзьями.

У детей появляется больше коммуникаций, они вливаются в коллектив со своими сверстниками, которые так или иначе похожи с ним либо характерами, либо интересами. Дети начинаются понемногу трудиться и учиться.

Ребенок в этом возрасте приобретает новые волевые качества: ответственность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Третьим периодом развития силы воли является период отрочества, который имеет временные рамки от 9 до 14. Здесь ребенок пытается осуществить волю в своей деятельности. Подросток отличается от дошкольника тем, что первый пытается более часто ставить себе цели и искать действия по ее осуществлению.

Цели в свою очередь приобретают более серьезный характер, нежели достать игрушку. Ребенок учится управлять своим поведением, но из-за бурного развития он может быть слишком возбудимым. Появляется юношеский максимализм. Он начинает думать, как понравится друзьям, как преуспеть в той или иной деятельности.

Подросток может хорошо разбираться в одной сфере жизни (например, учебе) и преуспевать в ней, а может и отставать от своих сверстников в другой (например, в спорте). Поэтому он пытается восполнить недостатки и быть первым во всем.

В данном периоде активно развиваются у подростка целеполагание, поиск деятельности по душе, умение преодолевать препятствия и учиться на ошибках.

Четвертым, и заключительным, является время жизни от 14 и до 21. Данный период имеет название юности, который к своему началу уже характеризуется законченным в плане сформирования личностных качеств. Это означает, что, если человек активно развивал свою силу воли, то ему будет легче дальше ее применять в своих действиях и работах.

Если же качества не до конца сформировались, либо вообще отсутствуют, то это неблагоприятно скажутся на юноше. Ему будет сложно бороться в дальнейшем с данными недочетами. Старшеклассники более осознанно подходят к самостимуляции. Они умеют более сдержанно и уверенно идти к цели, чувство терпения увеличивается.

Юноши формируют понимание морали, что преподносит к ним общество в лице учителей, родителей, незнакомых людей.

Пункт второй. Полное осмысление себя.

Первый подпункт. Как можно увидеть, воля ребенка и все качества, что она способна дать, развиваются с первых лет, и чем дальше, тем сильнее ее воздействие на личность. Но что происходит после 20 лет? Давайте разберемся.

В период молодости (от 20 до 30 лет) у человека очень прочно «въедается» в мозг те качества, что были ранее в нем и которые он развивал в большой степени. Можно сказать, что к этому возрасту волевые качества развиваются в меньшей степени, либо вообще не развиваются. Но так ли это?

1) В каком-то смысле это так. К концу данного периода, если человеку не удалось в достаточной степени развить силу воли, то в дальнейшем он останется тем, кого называют «безвольным человеком». Как сказал однажды немецкий философ Г.Гегель, «воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения».

2) Но в то же время на эту проблему можно посмотреть с другого ракурса. Начнем с того, что все люди разные. Бывает и так, что после 25 лет волевые качества человека претерпевают более глобальный и поворотный характер в связи с событиями в жизни (брак, рождение ребенка, смерть близкого человека).

Так или иначе, все изменения происходят в том, что волевое поведение человека приобретает все более взвешенный характер. Он все чаще начинает размышлять над своими действиями, много раз думать перед тем, как что-либо сделать, сравнивать все «за» и «против». Его воля перестает быть необдуманной и становится более рациональной.

Второй подпункт. Следующим периодом после того, как воля человека приобретает более закостенелый характер, наступает период зрелости. От 30 до 60 лет являются для многих людей кризисными. Ответить на вопрос, что в данном периоде происходит с волевой регуляцией, крайне сложно, т. к. данный период изучен психологами менее подробно.

В нем нет таких радикальных изменений в человеке, которые были в детстве или юности, но, тем не менее, кое-какие поправки существуют. Одним из первых психологов, который попытался раскрыть данный вопрос, был Э.Эриксон.

Он предположил, что в детстве изменения происходят более бурно, чем где-либо, но все же изменения преследуют личность человека на всем его жизненном пути. Мыслитель считал, что основной вопрос, что предстает перед человеком, это «что я могу дать своим последователям?».

Данный период характеризуется не только положительными явлениями (продуктивность, цельность), но и отрицательными (стагнация, регрессия). На этой ступени кризис среднего возраста может быть удачно разрешен. Так же не менее важными вопросами является интимность, уединение человека.

Как можно заметить, воля развивается активно в детстве или юности. В зрелости она принимает более «спокойную» форму, в следствие чего в личности человека прочно закрепляются именно те качества, что были в нем привиты ранее. Напомним, что воля — это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Сегодня мы рассмотрели, как волевые качества развивались, делая свои шаги все больше и больше со временем. Так же мы разобрались, что умение управлять собой, своим поведением и своею деятельностью проявляется на самых ранних этапах развития человека и терпит колоссальные изменения на протяжении всей его жизни. Не стоит так же забывать, что развитие воли может происходить по-разному.

Это зависит по большей части от места, в котором живет ребенок, от родителей, которые прививают ему азы своей культуры, общества, в котором он растет и пробует себя в разной сфере деятельности, от времени и важных событий, которые могут происходить на его жизненном пути (войны, нестабильность, вступление в брак, рождение ребенка и т. д.).

Все это так или иначе меняет человек в положительную или отрицательную сторону, а вместе с этим и его волевые качества.

Литература:

  1. Белоконев Г. П., Федосеенков А. В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А. В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А. В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство — 2015: Современные проблемы строительства. — 2015. — С. 368–370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. — Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А. Д., Полухин О. Н., Федосеенков А. В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28–33.
  6. Борцов Ю. С., Веселая Т. В., Драч Г. В., Запрудский Ю. Г., Коновалов В. Н., Королев В. К., Коротец И. Д., Лубский А. В., Фомина С. И., Федосеенков А. В., Чичина Е. А., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Человек и общество (культурология). — Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А. В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. — Ростов н/Д, 2014. — 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. — Таганрог, 2005. — 322 с.

Основные термины(генерируются автоматически): сила воли, качество, ребенок, воля, действие, личность человека, воля человека, волевое качество человека, жизненный путь, рождение ребенка.

Источник: https://moluch.ru/archive/182/46853/

Развитие воли у человека – Курс «Общая психология». Ответы на вопросы к экзамену

Развитие воли у человека. Формирование воли

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности.

Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса.

В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц.

В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков” Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в буду-' щем сложным и престижным видом деятельности, для успешного вы полнения которого необходимы такого рода способности. Есть нема-1 ло жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учены-1 ми, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не: обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы.

Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей.

Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха

деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии.

Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.

Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически, заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.                                       

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого конт-” роля над ними.                                              '

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий.

Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели' особый смысл, и в этом случае участие воли в/регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности.

В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смысло-

образующая функция связывается с процессом выполнения деятель ности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения.

Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям.

Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него.

Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий.

Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл.

Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С. Л.

Рубинштейн охарактеризовал их так: “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним.

Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который… возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними”'.

В отечественной психологии понятие деятельности играет клю-

чевую, методологически центральную роль. Как отмечают многие ис-

следователи, содержательная неоднозначность категории деятельно-

сти порождает на сегодняшний день множественность ее интерпрета-

ций, смешение философского, методологического и собственно пси-

хологического планов анализа, не различение специфики проблем,

решаемых в каждом из этих планов, а соответственно, не различение и

специфики средств их решения. Так, до сих пор, отмечает В. И. Сло-

бодчиков, недостаточно определен понятийный статус целого ряда

терминов, близких к понятию “деятельность”, – например, “жизнедея-

тельность”, “поведение”, “работа”, “труд”, “занятие”, “практика”, “де-

ло” и др. Все эти слова широко используются при характеристике че-

ловеческой реальности, но само слово “деятельность” фактически

оказывается лишь общим именем разнородных форм человеческой

активности .

      На сегодняшний день, как отмечают В. П. Зинченко и Е. Б. Мор-

гунов, имеются принципиальные расхождения и трудности в трактов-

ке понятия деятельности, выборе оснований для ее классификации, в

создании таксономии единиц, предназначенных для ее анализа, в вы-

боре адекватных методов исследования и т. д. Для иллюстрации этих

трудностей можно привести далеко не полный перечень различий ме-

жду формами и видами деятельности, существующих в современной

науке: материальная и духовная, внешняя и внутренняя, непосредст-

венная и опосредствованная, произвольная и непроизвольная, творче-

ская и репродуктивная, индивидуальная и коллективная и т. д. Име-

ются различия и другого рода: игровая, учебная, трудовая, художест-

венная, спортивная. Деятельность также разделяют на исполнитель-

ную и познавательную (перцептивная, мнемическая, умственная или

мыслительная). Наконец, можно дифференцировать деятельность по

целям, мотивам, предметному содержанию (Климов Е. А.), способам

осуществления, результату, условиям (в экстремальных…), в выборе

средств (ручной, машинный труд…), степени свободы в постановке

цели. Так одна деятельность может быть описана с помощью многих

систем отчета.

      Основная задача психологического исследования деятельности

состоит в разработке теоретического и методического плана данной

проблемы, с учетом основных черт деятельности, выявления ее собст-

венных, имманентных ей свойств, законов ее движения и самодвиже-

ния.

Теоретические ориентиры в анализе категории деятельности

Источник: https://students-library.com/library/read/61468-razvitie-voli-u-celoveka

3. ������� �������� ��������

Развитие воли у человека. Формирование воли
�����: ���� ��������� �����: ���� 7. ���� �����: 2. ��������� �������� ����

���� ��������� ������������ �������� ��������, �������� � ��������� ���������, ������� �������� �������� “������� ��������''.

�����������. ������� �������� �������� — ��� ����������� � �������� ��������� ���������� ����� �������� ��������, ��������� � ����������� ���� � ������������ ����������� �� ��������� ����.

� ���������� ��������� �������� ��������� ������� ������� ��������. � ��������, ������� ������� ��������� ��������, ������������ ����������� ������������� �����, ��������� ������������������, ��������������, �������������, �������������, ��������, ��������������������.

��� ��� �������� ������� � ������� ������������� �������� ����.

1. � ������ ����� �������� ���� ������� ����� ��������, ��� ������������������, ��������������, �����������������, ��������, �������, � ���� �������, �������� ����������� ���������������� ����.

������������������ — ��� ������������ � �������� �������������� �������� �� ������������ ��������� ������������. ������������������ �������� ���������� ������������-������� ��������� ��������, ������������ ���������� � ������� �������� ������ ������� �������.

��������� ������������������ �������������� � �����������. �������������� ������������������ – ��� ������ �������� ����������������� �� ���� ����� ����������������� ������������� ����������, ����������� � ��������.

����������� ������������������ ������� � ������� �������� ������� ����� ����� ����� ���� ��� ��������� �������� � �� ����������� �� ��� � �������� ����������.

�������������� — ��� �������� �������������� �������� �� ���������� ��������. ������� ��� ���������� � ����������. ���������� ���������� �������� ������� ������, ������������ �� ������ �� ����������� ����������� ����������, �� � �� ���������������, �������� �������� ���� ������������ ��������������. �������������� ������� � ������������������.

����������������� — ��� ������������ � �������� ��������� �������� �� ����������� ������� ��������� ��������, ���������� ��������� ������ � ����������� ������ ���, ����������� �� ������ ����� �������� � ���������. ����������������� ����� ���������� ���� ��� ������� ������������ ��������.

�������� – ��� ������������ � �������� ��������� �������� �� �������������� �������������� ������������� ���� ��������, ������� ����������� � ������������� � ������������. �������� — ��� ���������� ��������� ������� ����.

��� ��������� “�����������'' �� ��������, �������, �����, ������� ������ ������������� ����������� ��������.

�������, ���������� �������� ��������� �������� (���������� �������), ������ ������ ������� ����������� ������� ����������, ��������������� �������� � ����������� ����������� ����������������.

2. �� ���� �����, �������� �� ������ � ������� ����� �������� ����, ����������� ����� ��������, ��� ������������� � ��������.

������������� — �������� ��������, ������������� � �� ������ ��������� � ���������� � ����� �������, ������������ � ������� �������. ��� ������������ ���������� ��� ���������� ���� ��������. ������� ����������� � ������ ������������� ������ � ����������� �������� � � ������ ���������� ������� ���������� ����.

������ ������������� ����������� � ���������� ���������. ������������� �� ��������� ������������� � ��������� ����������� ���� ��������, �������� � ����������, ����������� ������� ���������� ������, ������������ �������. ������������� ����������� � ��� ������������� ��������� �������.

��� ����������� ����� ���������� ������� ������� �� ������ ������� � ���������� ������ ��������.

�������� – ��� ������ ������������� ������ � ���� �� ����������� ���� ��� ���������� ����� ����. �������� �������� ������������ ��� ������������ �������������.

����������, ���������������� �������������, � ����� ������ �������� �������������, � ����� �������, ��������� ��������������, ���������� ��� ������������ � �������� � ������������� �������, ����� ������� ���������, �� ����������� � ������������, ��� �������� ����������� ���������, ������� ������ ���������� ��� ���� �������� ��� ����. � ������ �������, ������������� ������������ ���������������, ������������� ��� � ���������, � ���������� ���������� �� �������� �������, ��� � � �������������������� ��� ����������� �� � �����.

3. �� �������������� ����� ����������� ��������� ������� �������� – ������������ � �������������, � ����� ����������������, ���������� � ������������

������������ — ��� �������� ��������, ��������� � ������������� ���� �� ��� ��� ���������� ������������ ����. ������ ����� ������������ ������������ ��� ���������� ����������. ��� ��������� � ���������� � ��������������.

������������� — ��� �������� ��������, ������������� � ������ ������������ ���� ���� ��� ���������� � ���������� ������ � �����������, ��������� ������������ ����� ����� ����.

������������� ����� ��������� � ����� ����������� ����, ������������� � ���������.

��������� — ��� �������� ��������, ���������� � ���������� ������������� ������� ������ � ����� ���������� ������������ ����.

���������������� — �������� ��������, ������������� � ����������� ������� ����������� � ������������� ��� ���� ����� ������������.

�������������������� — ��� �������� ��������, ������������� � ������������ ���������� ������ ��������� ������������ ������, �������������� �������, ����������� ������� ����.

������������ — ��� �������� ��������, ������������ � ������ �������������� ���� ��������, ��������� ���� ��������� ������� ����������� ������������ �����. � �������� ������� ����� ������������ ������������ ��������� ������������ �� ������ ������ �������, ����� ��������� ������, ������������ ����������� ����������� ���������.

�������� �� ��� ���� ������� ��������, �������� ��������� ����������� � ����� ��������������� �� ��� ��� �����������.

������������ ������� �������

���� — ��� ������� �������� ��������, ������� ��� �� �������� ���������� ���������, � ����������� � ����������� � �������� ����������� ��������.

�������� ���� � �������� ������� � ��������������� �������������� ����������� ��������� � ������������, �� ���� � ������������� ��������� �������� ��� ����� ����������, � ���������� ������� ������� �������� � �����-���� ������� ����� ������������.

����� ��������� ������� ��������, �������� ���������� ������� ����� ����� �������� ��� �� ���� � ���������� ���� ������� ������ �� ����������� ����������� �� ���� ���������� ���� �����. ��� ������ ����������� ���������� ��������, ��� ����� �������� ����� � ������� �����.

������ ������������ ������� ������� ��� ��������, ������������ ������ ��������, ����� “�������'' ��� ����. ��������� ������� ���� �������� ��������� � �������� ���� ����������������, ����������� ����� �� ���� ��������������� �� ����������� ���������.

�����: ���� ��������� �����: ���� 7. ���� �����: 2. ��������� �������� ����
����, ����� ��������������� �������������� ����������
26.07.2010

Источник: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node57.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.