Реорганизация предприятия: налоговые проверки. Налоговые последствия реорганизации

Налоговые последствия реорганизации

Реорганизация предприятия: налоговые проверки. Налоговые последствия реорганизации
Порой обстоятельства вынуждают бизнесменов прибегать к реорганизации компаний. При этом данная процедура, открывая новые возможности, не всегда приводит к потере всех прежних преимуществ и льгот, в частности, некоторые налоговые преференции реорганизованная фирма может унаследовать.

Существует пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Итогом каждой из этих процедур становится одна или несколько новых фирм.

При этом активы и обязательства ранее существовавших компаний частично или полностью переходят вновь созданным фирмам.

Кто и когда

При слиянии нескольких компаний в одну фактически создается новая, единая организация. При этом обязательства по уплате налогов переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основании п. 4 ст. 50 НК РФ. При присоединении (поглощении) одна из ранее существовавших фирм, вбирающая в себя другие, становится также правопреемником, что предусмотрено п. 5 ст. 50 НК РФ.

Нельзя обойти вниманием п. 3 ст. 57 ГК РФ, который разрешает в случаях, утвержденных законом, присоединение, слияние или преобразование юридических лиц лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Например, ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 г.

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает ситуации, когда слияние крупных обществ осуществляется только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Документом, служащим основанием для налогового правопреемства, является передаточный акт, в котором отражаются в соответствии с п. 1 ст.

59 ГК РФ положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованных юридических лиц в отношении всех кредиторов и должников, в том числе оспариваемые обязательства.

Передаточный акт утверждается учредителями (или участниками) компании или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для госрегистрации.

Если реорганизация проводится в форме разделения, то правопреемниками становятся самостоятельные юридические лица, возникшие из разделившейся компании. При этом ранее существовавшая компания ликвидируется.

Похожим на данный процесс будет выделение, только при этом первичная компания не исчезает, а продолжает функционировать дальше.

При выделении из состава компании одного или нескольких юридических лиц правопреемства в части исполнения налоговых обязанностей первичной компании по налоговому законодательству, в отличие от гражданского, не возникает (п. 8 ст. 50 НК РФ).

Здесь допустимо и исключение – когда первоначальная компания после выделения уже не способна исполнить налоговое обязательство перед бюджетом. И если инспекторы при выездной проверке выяснят, да еще судьи подтвердят, что вся процедура реорганизации была направлена исключительно на уклонение от уплаты налогов, то отделившимся организациям придется рассчитаться с государством.

Судебно-арбитражная практика

Показать

Постановлением ФАС Поволжского округа от 15.05.2007 г. по делу № А55-13073/06-51 было принято решение о правомерности взыскания с ООО «Компания» задолженности перед бюджетом, по таможенным платежам и пени на общую сумму почти 40 млн руб. за неисполненное ООО «Фирма» обязательство по уплате задолженности, возникшей из-за занижения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Через несколько месяцев после установления в ходе проверки факта неуплаты таможенных платежей ООО «Фирма» было реорганизовано в форме выделения из нее ООО «Компания», уставный капитал которого составил более 98% общей балансовой стоимости активов ООО «Фирма».

Невозможность исполнения ООО «Фирма» в полном объеме обязанности по уплате налогов послужила основанием для обращения Самарской таможни в арбитражный суд с заявлением о солидарном исполнении обязанности по уплате таможенных платежей к ООО «Компания».

Кассационная инстанция сочла обоснованным довод Самарской таможни о том, что выбор ООО «Фирма» такой формы реорганизации, как выделение, был направлен на неисполнение налоговой обязанности перед бюджетом, и постановила взыскать задолженность с выделившейся компании.

Для реорганизации в формах разделения и выделения создается разделительный баланс. В соответствии с п. 6 ст. 50 НК РФ в нем должны присутствовать положения о правопреемстве по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанности по уплате налогов.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной компании влекут отказ в госрегистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст.

59 ГК РФ).

В данном случае компания остается со всем своим имуществом и обязательствами, ничего не приобретая и не теряя, изменяется лишь ее организационно-правовая форма.

Например, общество с ограниченной ответственностью становится открытым акционерным обществом или наоборот.

При преобразовании одной фирмы в другую правопреемником налоговых обязательств является вновь созданная компания (п. 9 ст. 50 НК РФ).

Права и обязанности

Согласно положениям ст. 50 НК РФ на правопреемников возлагается обязанность по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица. Это не зависит от того, были ли до завершения реорганизации известны факты, обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговых обязанностей.

При этом сроки, установленные для исполнения перечисленных обязательств, остаются неизменными, несмотря на проведение реорганизации. Кроме налогов, правопреемник уплачивает также и пени, причитающиеся по перешедшим к нему налоговым обязательствам, и штрафы, наложенные на юридическое лицо до реорганизации.

Суммы налога, излишне уплаченные реорганизуемым юридическим лицом, подлежат у правопреемника зачету или возврату в порядке, установленном п. 10 ст. 50 НК РФ.

По общему правилу компания считается реорганизованной с момента госрегистрации вновь возникшей организации. Однако при присоединении одной компании к другой первая считается реорганизованной с момента внесения записи о прекращении деятельности поглощенной ею организации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Грядет проверка

Подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков, принявших решение о реорганизации, письменно сообщить о нем в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Это будет поводом для внеочередной выездной проверки. Она проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Проверке подлежит деятельность за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Нередко такие проверки приводят к необоснованным и неправомерным выводам.

Судебно-арбитражная практика

Показать

По итогам проверки пивоваренной компании, принявшей решение о реорганизации, инспекторы доначислили ей к уплате в бюджет около 13,5 млн руб. НДС и 15 млн руб. налога на прибыль. При этом претензии были настолько неправомерны, что ни одна из судебных инстанций позицию налоговиков не поддержала (постановление ФАС ВВО № А82-4718/2007-27 от 10.06.2008 г.).

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=5503

1.1 Реорганизация общества

Реорганизация предприятия: налоговые проверки. Налоговые последствия реорганизации

Согласноположениям ст.51Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Обобществах с ограниченной ответственностью”общество может быть добровольнореорганизовано.

Реорганизацияобщества может осуществляется в формеслияния, присоединения, разделения,выделения и преобразования.

Обществосчитается реорганизованным (за исключениемприсоединения) с момента государственнойрегистрации юридических лиц, создаваемыхв результате реорганизации.

Посколькутолько при реорганизации в формеразделения или выделения в результатеиз крупной компании могут образовыватьсяновые “маленькие” организации,которые смогут применять упрощеннуюсистему налогообложения с учетом всехограничений, установленных НалоговымкодексомРФ, для оптимизации налогообложенияпутем реорганизации и дальнейшегоиспользования упрощенной системыналогообложения проанализируемреорганизацию только в виде разделенияи выделения.

Всоответствии с требованиями ст.58Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ):

– приразделении юридического лица его праваи обязанности переходят ко вновьвозникшим юридическим лицам в соответствиис разделительным балансом;

– привыделении из состава юридического лицаодного или нескольких юридических лицк каждому из них переходят права иобязанности реорганизованногоюридического лица в соответствии сразделительным балансом.

Положениямип.п.1-3 ст. 50НК РФ предусмотрено, что обязанностьпо уплате налогов реорганизованногоюридического лица исполняется егоправопреемником (правопреемниками).

Данная обязанность возлагается направопреемника независимо от того, былили ему известны до завершения реорганизациифакты или обстоятельства неисполнения(ненадлежащего исполнения) реорганизованнымюридическим лицом налоговых обязанностей.

Направопреемника возлагается такжеобязанность по уплате пени по перешедшимк нему обязанностям и сумм штрафов,наложенных на юридическое лицо засовершение налоговых правонарушенийдо завершения его реорганизации.

Приэтом правопреемник реорганизованногоюридического лица при исполнениивозложенных на него обязанностей поуплате налогов пользуется всеми правамии исполняет все обязанности в порядке,предусмотренном НКРФ для налогоплательщиков.

Инымисловами, правопреемник являетсясамостоятельным налогоплательщиком,на которого распространяются все нормыНКРФ, регулирующие его налоговыеобязательства и перешедшие к немуобязательства реорганизованногоюридического лица, а также соответствующиеправа и гарантии.

Взависимости от конкретного способареорганизации НалоговыйкодексРФ предусматривает следующие особенностив части обязанностей по уплате налоговсозданными юридическими лицами.

1.1.1. Налоговые последствия при реорганизации общества путем разделения

Разделениеобщества сопряжено с прекращением ипередачей всех его прав и обязанностейвновь созданным обществам.

Решениео реорганизации, о порядке и условияхразделения общества, о создании новыхобществ и об утверждении разделительногобаланса принимается общим собраниемучастников (акционеров) общества.

Приэтом все права и обязанностиреорганизованного общества переходятк созданным в результате разделенияорганизациям в соответствии сразделительным балансом.

Инымисловами, разделение как форма реорганизацииозначает прекращение реорганизуемогообщества и создание новых обществ,которые являются правопреемникамиреорганизованной организации.

Всоответствии с п.6 ст. 50НК РФ при разделении юридические лица,возникшие в результате такого разделения,признаются правопреемникамиреорганизованного юридического лицав части исполнения обязанности по уплатеналогов.

Вчастности, в своих письмах налоговыеорганы разъяснили порядок представленияналоговой отчетности по налогу наприбыль, налогу на имущество, ЕСН,земельному налогу, транспортному налогу,а также сведений о доходах физическихлиц (форма2-НДФЛ)при реорганизации юридического лица вформе разделения (см. ПисьмоУправление ФНС по г. Москве от 01.04.2008 N09-14/031191).

Согласноп.7 ст. 50НК РФ при наличии нескольких правопреемниковдоля участия каждого из них в исполненииобязанностей реорганизованногоюридического лица по уплате налоговопределяется в порядке, предусмотренномгражданским законодательством.

Положениямип.3 ст. 58,ст.

59ГК РФ предусмотрено, что при разделенииюридического лица его права и обязанностипереходят ко вновь возникшим юридическимлицам в соответствии с разделительнымбалансом, который должен содержатьположения о правопреемстве по всемобязательствам реорганизованногоюридического лица в отношении всех егокредиторов и должников, включая иобязательства, оспариваемые сторонами.

Инымисловами, названные нормы предполагают,что каждый правопреемник исполняетобязанности реорганизованногоюридического лица в части (в своей доле),которая определяется исходя изразделительного баланса.

Крометого, положения ст.50НК РФ предусматривают также право назачет (возврат) правопреемником(правопреемниками) излишне уплаченных(излишне взысканных) реорганизованнымюридическим лицом налогов (пеней,штрафов).

Подлежащиезачету суммы налога (пеней, штрафов)распределяются пропорционально недоимкепо иным налогам и задолженностиреорганизованного юридического лицапо пеням и штрафам, подлежащим уплате(взысканию) в бюджетную систему РФ,контроль за исчислением и уплатойкоторых возложен на налоговые органы.

Возвратналога может быть произведен в томслучае, если у реорганизуемого юридическоголица (а соответственно – у правопреемника)отсутствует задолженность по исполнениюобязанности по уплате налога (пеней,штрафов).

Приэтом сумма излишне уплаченного юридическимлицом налога (пеней, штрафов) или излишневзысканного налога (пеней, штрафов) дореорганизации возвращается правопреемнику(правопреемникам) реорганизованногоюридического лица в соответствии сдолей каждого правопреемника, определяемойна основании разделительного баланса.

Правилаформирования в бухгалтерской отчетностиинформации об осуществлении реорганизацииорганизаций установлены Методическимиуказаниямипо формированию бухгалтерской отчетностипри осуществлении реорганизацииорганизаций, утвержденными ПриказомМинфина России от 20.05.2003 N 44н (далее потексту – Методические указания).

Согласноп.26Методических указаний при реорганизацииорганизации в форме разделения длясоставления разделительного баланса,содержащего положения о правопреемствеимущества и обязательств реорганизуемойорганизации на основании решенияучредителей, производится разделениечисловых показателей бухгалтерскойотчетности реорганизуемой организации.

Прирешении вопроса об определении долиучастия каждого из правопреемников висполнении обязанностей реорганизованногоюридического лица по уплате налоговнеобходимо также учитывать положенияабз.2 п. 7 ст. 50НК РФ, в соответствии с которыми в томслучае, если разделительный баланс:

1) непозволяет определить долю правопреемника

либо

2)исключает возможность исполнения вполном объеме обязанностей по уплатеналогов каким-либо правопреемником

и

3)такая реорганизация была направленана неисполнение обязанностей по уплатеналогов,

то

порешению суда вновь возникшие юридическиелица могут солидарно исполнять обязанностьпо уплате налогов реорганизованноголица.

Вналоговом законодательстве такоепонятие как “солидарное исполнениеобязанности” либо “солидарнаяответственность” не раскрывается.Иными словами, механизм реализациинормы, предусмотренной абз.2 п. 7 ст. 50НК РФ, налоговым законодательством неустановлен.

Вместес тем, в п.1 ст. 11НК РФ указано: “институты, понятия итермины гражданского, семейного и другихотраслей законодательства РоссийскойФедерации, используемые в настоящемКодексе, применяются в том значении, вкаком они используются в этих отрасляхзаконодательства, если иное непредусмотрено настоящим Кодексом”.

Такимобразом, для того, чтобы раскрыть понятия”солидарное исполнение обязанности”и “солидарная ответственность”,необходимо обратиться к нормам другихотраслей законодательства РФ.

Посколькусолидарная обязанность правопреемниковвозлагается по решению суда (а неналогового органа), считаем, что в этомслучае применимы правила п.6 ст. 13Арбитражного процессуального кодексаРФ об аналогии закона и аналогии права.

Согласноназванной норме в случае отсутствиянормативного регулирования спорныхотношений арбитражные суды применяютнормы права, регулирующие сходныеотношения (аналогия закона), а приотсутствии таких норм рассматриваютдела исходя из общих начал и смыслафедеральных законов и иных нормативныхправовых актов (аналогия права).

Еслиисходить из положений гражданскогозаконодательства, которые регулируютвопросы исполнения солидарной обязанности(ответственность), можно выделитьследующие основные правила, касающиесяправ кредитора и должников.

Поправам кредитора (ст.323ГК РФ):

1) онвправе требовать исполнения как от всехдолжников совместно, так и от любого изних в отдельности, притом как полностью,так и в части долга;

2) неполучив полного удовлетворения отодного из солидарных должников, имеетправо требовать недополученное отостальных солидарных должников;

3)должники остаются обязанными до техпор, пока обязательство не исполненополностью.

Поправам должников (ст.325ГК РФ):

1)исполнение солидарной обязанностиполностью одним из должников освобождаетостальных должников от исполнениякредитору;

2)должник, исполнивший солидарнуюобязанность, имеет право регрессноготребования к остальным должникам вравных долях за вычетом доли, падающейна него самого. При этом неуплаченноеодним из солидарных должников должнику,исполнившему солидарную обязанность,падает в равной доле на этого должникаи на остальных должников.

Правиласт.325ГК РФ применяются при прекращениисолидарного обязательства зачетомвстречного требования одного издолжников.

Поповоду толкования и применения напрактике абз.2 п. 7 ст. 50НК РФ примечательным также являетсяразъяснение Минфина РФ со ссылкой наПостановлениеФедерального арбитражного суда Уральскогоокруга от 04.05.2008 N Ф09-2337/08-С3.

Всоответствии с названным Постановлениемсуд отклонил довод налогового органао том, что реорганизация предприятиябыла направлена на уклонение от исполненияобязанности по уплате налогов(разделительные балансы вновь созданныхюридических лиц составлены без учетафактически имеющейся у предприятиязадолженности), поскольку налоговыйорган не устанавливал причины, по которымв разделительные балансы были внесенысуммы задолженности в размере меньшем,чем указан в расшифровке задолженности,а также не доказал размер задолженностипо налогам и пеням.

Учитываявышеизложенную позицию суда, Минфин РФпояснил, что законодательством непредусмотрено указание в разделительномбалансе доли каждого правопреемникапо уплате налогов реорганизованногоюридического лица, однако дал рекомендацию,согласно которой для исключения возможныхспоров с налоговыми органами лучшетакую информацию указать.

Такимобразом, при реорганизации в формеразделения на правопреемников в силутребований закона в обязательном порядкепереходит обязанность по уплате налоговреорганизованной организации, причемво избежание возможных конфликтов сналоговыми органами доля участия каждогоправопреемника в налоговых обязательствахреорганизованной организации должнабыть определена в разделительномбалансе.

Источник: https://studfile.net/preview/4693915/page:48/

Реорганизация предприятия. Налоговые последствия, – Татьяна Савчук, аудитор ID Legal Group

Реорганизация предприятия: налоговые проверки. Налоговые последствия реорганизации

01.07.2019

Вопрос реорганизации (путем разделения или выделения) время от времени беспокоит субъектов хозяйствования, особенно, когда речь идет об оптимизации бизнес процессов или структуры бизнеса.

Учитывая тот факт, что процесс реорганизации – недостаточно распространенное действие в хозяйственной деятельности, каждый раз при обращении к ней возникает множество вопросов как в плане бухгалтерского учета, так и в плане налоговых последствий таких хозяйственных операций.

В очередной ИНК №1816/6/99-99-15-03-02-15/ИПК ГФС разъяснила отдельные налоговые последствия при осуществлении реорганизации путем выделения, в частности, последствия для налогообложения налогом на прибыль и НДС операций по передаче на баланс вновь созданного путем реорганизации предприятия активов (части недвижимого имущества) и обязательств (по договору займа с нерезидентом).

В отношении активов налоговый орган, анализируя нормы п. 196.1.7 ст.

196 НКУ, справедливо подтверждает отсутствие обязательства у налогоплательщика, который реорганизуется (с баланса которого осуществляется передача активов), относительно начисления налоговых обязательств по НДС при передаче на баланс вновь созданного предприятия недвижимого имущества, поскольку операция передачи имущества в пределах реорганизации не является объектом обложения НДС. Именно такая прямая норма предусмотрена в п. 196.1.7 ст. 196 НКУ, исключений она не предусматривает. Более того, если продолжать рассуждения о НДС, точнее права на налоговый кредит в связи с приобретением недвижимого имущества у реорганизованного предприятия, то согласно требованиям п. 198.5 ст. 198 НКУ обязательства осуществить условную продажу по необоротным активам, которые начали использоваться в операциях, не являющихся объектом налогообложения, не распространяются на случаи, предусмотренные п. 196.1.7 ст. 196 НКУ. Как следствие отсутствия обязательства начислить НДС при передаче активов вновь созданному субъекту хозяйствования, не возникает и вопроса распределения накопленного отрицательного значения по НДС у компании, которая реорганизуется. В своих консультациях ГФС неоднократно отмечала о невозможности переноса накопленного отрицательного значения по НДС к новосозданному в результате реорганизации налогоплательщику.

Рассматривая передачу вновь созданному предприятию обязательств по договору займа с нерезидентом, ГФС сделала вывод об отсутствии необходимости начислять любые обязательства по НДС при такой передаче на основании того, что в обмен на такие обязательства реорганизованное предприятие получает долю в уставном капитале вновь созданного предприятия, а согласно положениям п. 196.1.1 ст.196 НКУ операции по выпуску ценных бумаг, а также корпоративных прав в форме, отличной от ценных бумаг, не являются объектом налогообложения.

И вот эта мысль, на наш взгляд, является не совсем корректной, по таким основаниям.

При реорганизации происходит разделение или выделение вновь созданного предприятия из уже существующего по четким критериям. Основным таким критерием является сохранение принципа баланса: вновь созданное предприятие получает в равных долях активы, пассивы и капитал.

То есть, передавая на баланс вновь созданного предприятия долю активов (неважно в какой форме – недвижимость, ценные бумаги, товары или дебиторская задолженность), к нему также перейдет и часть капитала и обязательств.

То есть реорганизованное предприятие не приобретает актив в виде инвестиции (доли в уставном капитале вновь созданного предприятия), а наоборот – лишается доли и активов, и пассивов и капитала (делится своим уставным фондом и долей нераспределенной прибыли/непокрытого убытка).

Основные бухгалтерские проводки у инвестора при операции по приобретению доли в корпоративных правах:

Дт 141 Кт 377 – заключение договора о приобретении корпоративных прав;

Дт 377 Кт 311 – погашение задолженности по такому договору;

Основные бухгалтерские проводки у реорганизованного предприятия при операции по передаче доли активов, обязательств и капитала:

Дт 685 Кт 103 – передача доли недвижимого имущества вновь созданному предприятию;

Дт 506 Кт 685 – передача вновь созданному предприятию доли обязательств по займу от нерезидента;

Дт 401 Кт 685 – распределение доли уставного капитала;

Дт 441 Кт 685 – распределение доли нераспределенной прибыли;

Дт 685 Кт 442 – распределение доли непокрытых убытков.

Как видим, передачу обязательств в рамках процесса реорганизации путем выделения никоим образом невозможно отождествлять с процессом приобретения права собственности на корпоративные права у инвестора. Тем более, что норма п. 196.1.1 ст.

196 НКУ в части того, что эмиссия ценных бумаг и корпоративных прав в форме, отличной от ценных бумаг, не являются объектом налогообложения НДС, касается эмитента, а не инвестора. А предприятие, которое реорганизуется, не является эмитентом.

Что касается налогообложения налогом на прибыль операций по передаче на баланс вновь созданного субъекта хозяйствования имущества и обязательств, в своей ИНК налоговый орган обратил внимание только на тот факт, что никаких налоговых разниц, которые возникали в связи с реорганизацией, Налоговый кодекс не предусматривает, а объектом налогообложения будет определяться финансовый результат, определенный по правилам бухгалтерского учета. Конечно, обратившись к схематике бухгалтерских проводок у реорганизованного предприятия, приведенные выше, можно засвидетельствовать, что в бухгалтерских записях отсутствует корреспонденция со счетами прибылей или убытков. То есть операции по передаче активов, обязательств и капитала не вызывают влияния на прибыль/убыток реорганизованного предприятия в отчетном периоде. Происходит распределение именно баланса, а не отчета о прибылях и убытках.

При этом налоговый орган упустил из своих комментариев другой, на наш взгляд важныйвопрос – это подтверждение того факта, что в случае передачи на баланс вновь созданному предприятию части непокрытых убытков (в случае, если реорганизованное предприятие имело именно накопленные и непокрытые убытки, а не прибыль), у него не будет возникать обязательства корректировать такие распределенные убытки в составе отрицательного значения объекта налогообложения предыдущих отчетных периодов, которое уменьшает объект налогообложения в налоговой декларации по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. Ведь такая корректировка также не предусмотрена Налоговым кодексом. Соответственно, реорганизованное предприятие в налоговом учете и в дальнейшем сможет пользоваться убытками прошлых отчетных периодов, которые будут отсутствовать в бухгалтерском учете. Такой вывод неоднократно подтверждался налоговым органом, который не признавал возможности передачи при реорганизации новому налогоплательщику отрицательного значения по налогу на прибыль. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что имели место отдельные прецеденты, когда налоговый орган был вынужден признать решение суда о возможности такой передачи. Так, решением Житомирского окружного административного суда от 22.02.2018 г. № 806/303/18 налогоплательщик (вновь созданное предприятие в результате реорганизации) защитил свое право получить все права и обязанности с учетом обязательств реорганизованного предприятия по уплате налогов и возможностью учесть отрицательное значение объекта налогообложения реорганизованного предприятия.

Источник: https://id-legalgroup.com/blog/reorganizaciya-predpriyatiya--nalogovie-posledstviya----tatyana-savchyk--ayditor-ID-Legal-Group

Реорганизация предприятия: налоговые проверки

Реорганизация предприятия: налоговые проверки. Налоговые последствия реорганизации

В соответствии с общепринятыми представлениями, реорганизация юридических лиц — это завершение либо другое изменение их юридического статуса.

Итогом этой финансово-правовой операции является:

  • передача прав и обязанностей от старой структуры к создаваемой;
  • либо окончание деятельности старой бизнес структуры.

Возможности, которые открываются после переустройства предприятия:

  • расширение сферы обслуживания и поставок товаров;
  • увеличение доходов или количества продаж;
  • оптимизация бизнес-процессов;
  • урегулирование отношений с государственными органами.

Формы реконструкции корпорации бывают следующими (ч.1 ст.57 Гражданского кодекса РФ):

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Производится реорганизация на основании:

  • акта, принятого уполномоченными органами компании: учредители или специального органа юридического лица – добровольная реформа;
  • решения государственного органа либо суда – принудительное изменение.

Окончательную точку в сложном процессе перестраивания предприятия ставит факт проведения государственной регистрации нового бизнес дела. Единственное исключение – это когда перестройка концерна осуществляется в виде инкорпорации старой организации в состав другой. В таком случае присоединения новое юр лицо не создается, регистрации подлежат учредительные документы компании-поглотителя.

Присоединенная коммерческая структура считается реконструированной со дня записи о завершении активности в государственном реестре юридических лиц.

Реорганизация юридических лиц: какие нужны документы?

Непременным атрибутом любого обустройства бизнес структуры являются:

  • передаточный акт – оформляется при слиянии, присоединении и преобразовании;
  • разделительный баланс – необходим при разделении и выделении.

Указанные акты утверждаются лицами, решившими реорганизовать коммерческую структуру. Впоследствии вместе с учредительными бумагами сдаются на государственную регистрацию. Если обязательные документы не сданы либо в них нет указаний о наследниках изменяемой компании, то в государственной регистрации, на условиях ч.3 ст.59 Гражданского кодекса РФ, справедливо откажут.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Форма передаточного акта – свободная, устанавливается предъявителем самостоятельно.

Форма разделительного баланса – утверждена приказом Министерства финансов РФ от 02.07.2010г. №66н, в баланс вносятся сведения по изменяемому предприятию и его правопреемнике.

Оформление указанных документов лучше всего осуществлять на момент окончания отчетного времени либо на дату разработки периодической бухгалтерской отчетности, которая служит базой для передачи активов изменяемой фирмы.

Кроме того, на момент оформления распоряжений по переустройству осуществляется инвентаризация имущества предприятия.
Когда концерн оповещает о своих переменах, то в Реестре юридических лиц делается соответствующая отметка.

Затем предприятие должно 2 раза с промежутком в месяц подать в аккредитованное СМИ объявление о своей реконструкции. Если изменениям подвергаются сразу несколько компаний, то объявление размещается от одной из них за всех.

Процесс реорганизации пошагово представляет собой следующую схему:

  1. создание начального перечня документов;
  2. представление собранных документов в компетентные государственные органы;
  3. обращение к кредиторам бизнеса путем подачи объявления в СМИ;
  4. проведение осмотра активов и собственности компании;
  5. разработка передаточного акта или разделительного баланса;
  6. создание окончательного перечня бумаг;
  7. подача документов для государственной регистрации.

Какие документы обычно требуются для реорганизации?

Для проведения процедуры подготавливаются:

  • устав;
  • справка о государственной регистрации предприятия;
  • справка о постановке на учет в фискальном учреждении;
  • действующая выписка из Реестра компаний;
  • копии документов, удостоверяющих личность руководителя и учредителей предприятия.

Отдельно готовятся следующие бумаги:

  • решение учредителя в той или иной форме;
  • договор между бизнес-структурами (если это присоединение, разделение, слияние);
  • заявление о старте процесса реконструкции;
  • уведомление в СМИ;
  • извещение для кредиторов;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • обращение об окончании процесса.

Итоговыми документами являются запись об окончании активности компании, а также извещение о снятии компании с государственного учета.

Налоговые тонкости при реорганизации

Условия соглашений, оформленных при переустройстве компании, должны содержать положения о том, что новая организация берет на себя обязанности по уплате долгов старой структуры, в том числе и уплате налогов. При этом такое обязательство возникает в любом случае, вне зависимости от того, было ли известно о долгах на период изменений.

В соответствии с п.3 ст.50 Налогового кодекса РФ, компания-наследник обязана также перечислить все недоимки, пени и штрафы, начисленные по обязательствам перед бюджетом государства. Если старая государственная или частная организация имела нарушения в налогообложении, то отвечать за них также придется новообразованному юридическому лицу.

Как уплачиваются налоги при различных формах реорганизации?

  1. Во время слияния обязана перечислять фирма, появляющаяся после процедуры.
  2. Если произошло присоединение, то платит учреждение, присоединившая к себе другую структуру.
  3. При разделении уплачивают создавшиеся предприятия.
  4. Если произошло преобразование, то платежи перечисляет новая коммерческая структура.
  5. Лишь во время выделения платит старая реорганизуемая фирма. Единственным исключением может быть ситуация, когда материнское юридическое лицо не смогло уплатить налоги. В таком случае на вновь созданную организацию могут в судебном порядке солидарно возложить обязанность по уплате задолженностей.
  6. Если возникло несколько новых компаний, то обязательства по уплате распределяются между ними по договоренности учредителей.

Все достигнутые соглашения фиксируются в передаточном акте или разделительном балансе.

В соответствии с ч.1 ст.60 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо со дня вынесения решения должно в трехдневный рабочий период письменно уведомить уполномоченный государственный орган о старте мероприятий по переустройству. В уведомлении нужно указать и форму реконструкции.

Помимо этого, фирма на основании пп.4) п.2 ст.23 Налогового кодекса РФ, должна уведомить и акцизно-фискальное ведомство о начале процесса изменений. Со дня получения уведомления фискальные органы получают право проведения посещения компании для рассмотрения записей.

При этом для налоговой службы не имеет значения, когда и по какому поводу проводилась последняя проверка. Налоговики уполномочены в таких случаях исследовать деятельность компании не более 3 лет со дня назначения проверки. Этим налоговые проверки при ликвидации или изменении юрлица отличаются от обычных фискальных досмотров.

Можно ли проверять после реконструкции?

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/reorganizaciya-predpriyatiya-nalogovye-proverki/

Налоговые последствия слияния юридических лиц: некоторые вопросы теории и практики

Реорганизация предприятия: налоговые проверки. Налоговые последствия реорганизации

Кот К. К. Налоговые последствия слияния юридических лиц: некоторые вопросы теории и практики // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 217-219. — URL https://moluch.ru/archive/152/43094/ (дата обращения: 26.01.2020).



Юридические лица являются основными участниками гражданского оборота, субъектами, приносящими в бюджет существенную часть налоговых платежей.

Реорганизация юридических лиц — классический институт гражданского права, позволяющий учесть динамику общественных отношений, перестроить организационно-правовые формы бизнеса.

Вместе с тем, данный институт нередко используется субъектами налоговых отношений для снижения налоговой нагрузки.

Налоговое планирование, иными словами, налоговая оптимизация, в правовом поле предполагает использование многообразных инструментов реорганизация юридического лица. Как известно, ст. 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет пять видов реорганизации юридических лиц, а именно: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Однако, как свидетельствует об этом правоприменительная практика, главная забота налоговых органов состоит в недопущении ненадлежащей оптимизации, когда реорганизация используется в качестве одного из инструментов уклонения от уплаты налогов.

Наиболее распространенной формой реорганизации юридических лиц, особенно в условиях экономического кризиса, является слияние, которое, как известно, позволяет оптимизировать затраты на осуществление предпринимательской деятельности, реструктуризировать баланс предприятия. В этом смысле именно эту процедуру чаще других избирают субъекты предпринимательской деятельности, обосновывают, как наиболее эффективную.

В процессе проведения процедуры слияния различные компании образуют одно юридическое лицо, при этом оба участника сделки ликвидируются, а их права и обязанности переходят к вновь созданному юридическому лицу.

Передача прав и обязанностей в процессе слияния оформляется передаточным актом, в котором участники сделки указывают размер неисполненных обязательств перед бюджетом и контрагентами, уведомляя всех кредиторов и должников о принятом решении.

Согласно ст. 50 НК РФ при слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником по исполнению обязанности уплаты налогов и сборов признается вновь возникшее в результате слияния юридическое лицо.

На правопреемника возлагается обязанность по уплате налогов реорганизованных юридических лиц независимо от того, были ли известны правопреемнику факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей реорганизованным лицом до завершения процесса слияния.

Анализ судебно-арбитражной практики демонстрирует, что такой позиции придерживаются и арбитражные суды. Так, из Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу № А02–1960/2013 следует именно такой, типичный подход современных судов [5].

В отношении штрафов выводы доктрины и практики таковы: правопреемник должен уплатить штрафы реорганизуемых обществ, которые были наложены до завершения процедуры реорганизации [6, с. 32]. Как показывает судебная практика, налоговые органы в таких случаях все равно пытаются истребовать штрафы с правопреемников, но суды их в этом подходе, как правило, не поддерживают.

Таким образом, в результате проведения процедуры слияния у правопреемников возникает налоговая обязанность по уплате налогов, выявленных налоговыми органами после завершения процедуры слияния, независимо от предварительной осведомленности правопреемника о наличии налоговой задолженности. Что касается штрафных санкций, то они адресуются регулятором непосредственно к правопреемнику, как следствие ненадлежащего поведения нового юридического лица.

Одной из достаточно распространенных форм слияния является слияние прибыльной фирмы с убыточной с целью экономии на уплате налогов.

Если слияние мотивировано исключительно минимизацией налоговых обязательств, уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных одной из организаций, может быть признано незаконным, и могут быть применены последствия признания сделки недействительной.

Если проверяющие должностные лица докажут, что основной целью такого слияния было получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды, то она может быть признана необоснованной, и налоговые органы могут доначислить налог, воспользовавшись расчетным методом.

Суды в таком случае буду действовать согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», о чем свидетельствует судебно-арбитражная практика [4].

Так, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы была проведена выездная налоговая проверка закрытого акционерного общества «Б». По результатам проверки было принято решение о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа за неполную уплату налога на прибыль.

Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на прибыль в сумме 13 468 028 рублей послужил вывод налогового органа о необоснованном включении Обществом в состав внереализационных расходов 2009 года дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в сумме 67 715 751 рубля 48 копеек.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным. Решение было удовлетворено частично.

В апелляционной жалобе Общество ссылалось на неправильное применение норм материального и процессуального права.

Общество было образовано путем слияния двух фирм, учредителями и генеральными директорами которых являлись взаимозависимыми лицами.

Такая аргументация позволила налоговому органу прийти к обоснованному выводу о наличии согласованных действий взаимозависимых лиц.

Эти действия, по мнению налогового органа, были направлены на искусственное создание невозможной к взысканию дебиторской задолженности, с целью уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и получения необоснованной налоговой выгоды.

Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на Постановление Пленума ВАС № 53, и указав, что налоговая инспекция правомерно привлекла Общество к ответственности за совершенное налоговое правонарушение [3].

Преимущественной целью слияния должно быть только продолжение хозяйствующей деятельности. Следовательно, целью слияния не может быть последующая ликвидация вновь созданного юридического лица. В том случае, если правопреемник не ведет деятельности, при обращении налогового органа в суд такая процедура будет признана недействительной [1, с. 37].

Так, налоговые органы нередко мотивируют отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица тем, что ликвидационный баланс хозяйствующего субъекта содержит недостоверные сведения: за налогоплательщиком нередко числится налоговая задолженность, которая в представленном балансе не отражена. Суды также устойчиво стоят на позиции, что на основании положений статей 2, 50 ГК РФ целью реорганизации, в том числе путем слияния юридических лиц, должно быть осуществление предпринимательской деятельности, а не ускоренная ликвидация реорганизованных юридических лиц.

Таким образом, проведение реорганизации путем слияния должно преследовать надлежащие цели. Существует обширная судебная практика, свидетельствующая о становлении и развитии государственной политики в области реорганизационных процедур, которые должны быть увязаны с надлежащими целями совершенствования бизнеса.

Необоснованные налоговые выгоды с использованием опасных схем налоговой оптимизации за счет слияния — это путь, который ведет к ощутимым потерям для бизнеса, к затяжным судебным разбирательствам, и, в конечном итоге, к репутационным потерям компании.

Литература:

  1. Панина П. Г. Какие налоговые последствия нужно учитывать при реорганизации компаний // Российский налоговый курьер. 2011. № 23. С. 32–40.

Источник: https://moluch.ru/archive/152/43094/

Налоговые последствия при реорганизации

Реорганизация предприятия: налоговые проверки. Налоговые последствия реорганизации

В данной статье автор рассмотрел понятие “реорганизация” с точки зрения гражданского и налогового законодательства, отметил характерные налоговые последствия.

Реорганизация – достаточно распространенный механизм, применяемый для решения множества задач, стоящих перед бизнесом.

Прежде всего, это инструмент оптимизации бизнес-процессов в компаниях и холдингах, который направлен на расширение сфер деятельности, увеличение объемов продаж, освоение новых рынков сбыта и т.п. Особенно это важно в условиях жесткой конкуренции, поэтому следствием своевременной и продуманной реорганизации является увеличение прибыли компании.

Реорганизация также является одним из распространенных инструментов налогового планирования.

При этом реорганизация – это сложный многоэтапный процесс, обладающий рядом специфических особенностей в сфере налогообложения.

Понятие и формы реорганизации

Реорганизация – это преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятий. Этот процесс регламентирован #M12293 0 9027690 0 0 0 0 0 0 0 295109309гл. 4 ГК РФ#S.

В #M12293 1 9027690 0 0 0 0 0 0 0 295568065пункте 1 ст. 57 ГК РФ#S поименованы пять форм реорганизации компаний: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (см. табл. 1). Правопреемство при реорганизации юридических лиц установлено #M12293 2 9027690 0 0 0 0 0 0 0 295830213ст. 58 ГК РФ#S (см. табл. 2).

Таблица 1

Правовая суть форм реорганизации

#G0Вид реорганизации

Суть реорганизации

Схема

Слияние

Объединение двух или нескольких компаний в одну для образования нового юридического лица

Компания А + Компания В = Компания С

Присоединение

Присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому юридическому лицу

Компания А + Компания В = Компания А1

Разделение

Разделение одного юридического лица на несколько юридических лиц для образования нового юридические лица

Компания А = Компания Б, Компания С, Компания Д…

Выделение

Выделение из одного юридического лица одного или нескольких юридических лиц

Компания А = Компания А, Компания Б, Компания В…

Преобразование

Изменение одной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта в другую

ЗАО в ООО, ЗАО в ОАО и т.д.

Таблица 2

Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации

#G0Вид реорганизации

Особенность правопреемства

Слияние

Все права и обязанности каждого юридического лица переходят к новому юридическому лицу на основании передаточного акта

Присоединение

Все права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к присоединяющему его юридическому лицу на основании передаточного акта

Разделение

Все права и обязанности делящегося юридического лица переходят к новым юридическим лицам на основании разделительного баланса

Выделение

К каждому из выделенных юридических лиц переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица на основании разделительного баланса

Преобразование

Все права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к сменившему организационно-правовую форму юридическому лицу на основании передаточного акта

Следует отметить, что во всех случаях активы и обязательства (в т.ч. налоговые) реорганизованных предшественников частично или полностью переходят вновь созданным компаниям (правопреемникам).

Передаточный акт и разделительный баланс – это обязательные документы при реорганизации юридических лиц.

Передаточный акт (разделительный баланс) должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (разделительный баланс).

Непредставление этих документов в регистрирующие органы и отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица является нарушением условий #M12293 0 9027690 0 0 0 0 0 0 0 295633602п. 2 ст. 57 ГК РФ#S и влечет за собой обязательный отказ в государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица определены в #M12293 1 9027690 0 0 0 0 0 0 0 295895749ст. 60 ГК РФ#S.

При этом следует учесть, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (#M12293 2 9027690 0 0 0 0 0 0 0 295699139п. 3 ст. 57 ГК РФ#S).

Так, компании, стоимость активов которых (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам на установленную дату превышает 3 млрд руб., могут провести реорганизацию лишь с согласия антимонопольных органов (#M12293 3 901989534 0 0 0 0 0 0 0 295502531ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”#S).

Независимо от условий заключенных договоров и сделок кредиторы реорганизуемой организации имеют полное право прекращения или требования досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков должником, по которым является это реорганизуемое юридическое лицо.

Налоговые правопреемники

Гарантии прав государства по налоговым обязательствам при различных формах реорганизации определены в #M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 296288968ст. 50 НК РФ#S.

Главной чертой всех форм реорганизации является тот факт, что реорганизация не создает каких-либо новых налоговых обязательств, но и не отменяет ранее возникших: обязанность по уплате налогов во всех случаях исполняет правопреемник (#M12293 1 901714421 0 0 0 0 0 0 0 295830208п. 1 ст. 50 НК РФ#S). Исключение составляет выделение с рядом оговорок.

Обязанность по уплате налогов возникает независимо от того, осведомлен правопреемник о наличии у реорганизованной компании задолженности перед бюджетом или нет (#M12293 2 901714421 0 0 0 0 0 0 0 295895745п. 2 ст. 50 НК РФ#S).

В таблице 3 приведен перечень правопреемников налоговых обязательств перед бюджетом при различных видах реорганизации.

Таблица 3

Правопреемники налоговых обязательств

#G0Виды реорганизации

Правопреемник по уплате налоговых обязательств

Слияние

Возникшее в результате слияния новое юридическое лицо

Присоединение

Юридическое лицо, присоединившее к себе другое юридическое лицо (лица)

Разделение

Возникшие в результате этого разделения новые юридические лица согласно долям по разделительному балансу (передаточному акту)

Выделение

Правопреемство не возникает, кроме случаев, когда налогоплательщик не может в полном объеме исполнить все налоговые обязанности перед бюджетом, в т.ч. когда реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов и пени. По решению суда вновь образованные в результате выделения юридические лица могут солидарно исполнять обязанности по уплате налогов реорганизованного лица

Преобразование

То же юридическое лицо, но в другой организационно-правовой форме

Правопреемник пользуется всеми правами и исполняет все обязанности для налогоплательщиков, которые установлены #M12291 901714421НК РФ#S.

При этом сроки уплаты налогов у правопреемника юридического лица не изменяются (#M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 295961282п. 3 ст. 50 НК РФ#S).

Однако до окончания реорганизации юридическое лицо, которое вскоре прекратит свое существование, имеет возможность уплатить налоги досрочно (абз. 2 #M12293 1 901714421 0 0 0 0 0 0 0 295961286п. 1 ст. 45 НК РФ#S).

Это возможно, если точно определен период (месяц), в котором реорганизация завершится.

В случаях, если реорганизованное юридическое лицо до момента его реорганизации излишне уплатило в бюджет налоги (пени, штрафы) или эти средства были излишне взысканы налоговыми органами, эта сумма подлежит зачету у правопреемника, в счет исполнения им погашения недоимок по иным налогам и сборам, задолженностей по пеням и штрафам. Зачет должен быть произведен налоговым органом не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации (#M12293 2 901714421 0 0 0 0 0 0 0 296420041п. 10 ст. 50 НК РФ#S).

Источник: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=35060

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.