Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия

Содержание

Капитолий в Риме: все самое интересное на главном холме Вечного города

Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия

Капитолий хоть и уступает по размерам остальным шести холмам Рима, однако, именно его можно назвать сердцем Вечного города.

По легенде, Ромул решил строить Рим, начиная именно с этой возвышенности. Рем выбрал другой холм – Авентин, но в пылу спора брат убил его и начал строить всё-таки с Капитолия. Позже здесь стояли главные храмы античного Рима, а затем холм стал центром Рима христианского.

И сейчас Капитолий по-прежнему считается самым главным холмом Рима: здесь расположена мэрия города, одна из самых важных церквей Рима, знаменитые Капитолийские Музеи и другие достопримечательности. Отсюда же открывается красивая панорама на Римские Форумы. 

Добро пожаловать на экскурсии по Капитолию!

Достопримечательности Капитолия: что посмотреть

Лестницы Капитолийского холма

Чтобы осмотреть по очереди все достопримечательности Капитолия, прогулку логичнее всего начать с площади Арачели (Piazza D'Aracoeli), откуда к вершине холма поднимаются две лестницы: та, что справа – Cordonata – построена самим Микеланджело, а та, что слева – Scalinata dell'Ara Coeli – не им, но она не менее знаменита, потому что, как считается, приносит удачу. Правда, только в одном деле – в выигрыше в лотерею.

Слева от этой чудодейственной лестницы заметны скромные развалины. Руины эти могут многое рассказать о том, как жилось в Риме простым смертным. Это инсула – кондоминиум по-древнеримски: жилой дом в 5-6 этажей, комнаты в котором сдавались в аренду. В начале нашей эры Рим был застроен такими вот невзрачными многоэтажками. Их было около 50 000.

По большей части, инсулы служили жильем для малоимущих граждан. Ради экономии строили их из чего попало, к тому же в них часто случались пожары, отчего почти все из инсул древнего Рима до наших дней не дожили. Insula dell’Ara Coeli у подножия Капитолия – исключение. Построена была эта коммуналка во II веке нашей эры, проживало в ней порядка 400 человек.

Храмы Капитолия

Миновав останки античной многоэтажки, лестница Scalinata dell'Ara Coeli выходит к фасаду базилики Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica of Santa Maria in Ara Coeli).

Место, на котором она построена в IX веке, знаковое: до христианской эпохи здесь стоял храм Юноны Монеты, богини весьма почитаемой у римлян. То, что ее именем стали называть денежные знаки неслучайно: их чеканили при этом храме.

А еще, на территории этого храма держали гусей – их приносили в жертву Юноне. Эти гуси и предупредили коменданта Капитолийской крепости о галлах, окруживших ночью холм.

Как выглядел храм Юноны остается только гадать – от него осталась лишь часть фундамента.

Зато теперь здесь располагается церковь Санта-Мария-ин-Арачели, в которой есть на что посмотреть: во-первых, великолепные фрески, статуи и мозаики мастеров Средневековья, а во-вторых, надгробия работы Микеланджело.

Паломники же посещают эту церковь не столько ради произведений искусства, сколько ради древних христианских святынь: мощей святой Елены и чудотворной иконы Мадонны, которая, по легенде, в XIV столетии защитила Рим от чумы.

Капитолийская площадь и ее дворцы

Справа от церкви находится Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio). Чтобы попасть на нее, нужно спуститься с лестницы и вновь подняться уже по другой – той, что сделал Микеланджело.

Интересно, что этот архитектор не построил ни одного из зданий на этой площади, но именно благодаря ему она выглядит так, как выглядит. Дело в том, что папе Павлу III не нравился вид Капитолийской площади, больно уж несолидно она смотрелась. Реконструкцию он доверил Микеланджело.

Тот пристроил Дворцу Сенаторов (Palazzo Senatorio) монументальную лестницу, отчего здание стало выглядеть более достойно и стало центром архитектурного ансамбля всей площади.

В рамках проекта реконструкции именитый архитектор также украсил пилястрами фасад другого здания – Дворца Консерваторов (Palazzo dei Conservatori). Сейчас в нем располагается Капитолийский музей, но во времена Микеланджело заседали судьи. Напротив суда было решено построить первый в Риме общественный музей.

Архитектор настоял, чтобы он был с таким же фасадом, как и у дворца судей, тогда они выглядели бы симметрично. «Двойник» построили, но уже после смерти мастера. Его назвали Новым Дворцом (Palazzo Nuovo). Как и было запланировано, в этом здании работает музей.

В него, как и в Капитолийский музей, непременно стоит зайти, они оба весьма увлекательные.

Статуи Капитолийской площади

Посредине Капитолийской площади возвышается памятник Марку Аврелию. Его создал не Микеланджело, но решил его здесь установить именно он.

Хотя по идее не должен был этого делать – Павел III точно не одобрил бы установку статуи языческого императора вблизи христианской церкви.

Но случился конфуз: все с чего-то решили, что всадник на коне – это император Константин Великий, которого католики очень уважают, потому что именно он утвердил христианство То, что монумент посвящен не тому императору узнали позже, но решили уже ничего не менять.

Любопытная деталь: та статуя Марка Аврелия, что стоит в центре площади – не оригинальная. Ей заменили настоящую, медную, которая от дождей и голубиного помёта сильно портилась.

Оригинал решили сохранить, ведь это единственная конная статуя из бронзы, сохранившаяся с античных времен (изготовлена во II веке н. э.). Хранится она теперь в Капитолийском музее.

Аналогичная история у другого памятника – статуи волчицы, выкормившей Ромула и Рема.

Когда-то она украшала собой фасад Дворца Консерваторов, но после реконструкции Микеланджело ее для сохранности перенесли в музей, а на площади поставили клетку с живой волчицей. В наши дни вместо нее – современная копия оригинальной статуи.

Самая древняя часть Капитолия

Вправо и влево от Дворца Сенаторов на Капитолийской площади отходят две улочки. Если пойти направо, по via del Campidoglio, можно выйти к руинам Табулария (Tabularium) – городского архива, построенного в I веке до н.э.

Осталось от него немного – часть фасада да подземные галереи. Остальное было сначала разрушено, а потом застроено.

Если же от Дворца Сенаторов пойти налево, по via di San Pietro in Carcere, то сначала встретится смотровая площадка с видом на Форум, а затем – Мамертинская тюрьма (Carcere Mamertino).

Это самое древнее из сохранившихся зданий на Капитолийском холме, построено оно еще в IV до н.э. Считается, что в этой темнице перед казнью держали в узах апостолов Петра и Павла. В память об этом в подземелье установлен алтарь. Мамертинская тюрьма – это край Капитолия, за ней уже Форум.

Полезное для туристов

Обойти Капитолий, не вникая в историю его зданий, можно за полчаса. Экскурсия с компетентным гидом пройдет дольше, но будет куда насыщенней – любопытного в этом месте много, каждый камень имеет свою легенду. Гуляют по Капитолийскому холму бесплатно, платить нужно только за посещение музеев.

Работают они с 9:30 до 19:30, единый дневной билет в них стоит 15€, а за 16€ можно купить билет на неделю. Это удобно, т.к. охватить всё за один раз трудно. За осмотр Мамертинской тюрьмы просят пожертвование в размере «сколько не жалко», а в базилику Санта-Мария-ин-Арачели вход бесплатный.

Открыта она с 8:00 до 19:00, но по утрам в ней идут службы, так что посещать ее лучше после обеда.

Если планируется совместить осмотр Капитолия с Форумом, то лучше начать с последнего – он расположен по пути от станции метро Colosseo. Можно иначе: сначала Капитолий, а затем спуститься к Форуму. Тогда нужно двигаться от площади Арачели (Piazza D'Aracoeli). 

А интереснее всего посетить Капитолий с гидом – на экскурсии! 

Похожие материалы

Источник: http://rome-with-love.ru/kapitolij-v-rime-vse-samoe-interesnoe-na-glavnom-h

Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл проекта Микеланджело

Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия

Сентябрь 27, 2018

На Капитолийском холме находится один из наиболее значимых архитектурных памятников Вечного города, дошедший до наших дней со времен средневековья практически в неизменном виде. Площадь Капитолия в Риме была спроектирована в XVI веке Микеланджело Буонарроти, однако свой окончательный вид, задуманный гениальным мастером, она приняла только в 1940 году.

От самого основания Рима храмы, возведенные на Капитолийском холме, лелеяли его святость, а сам холм являлся символом и средоточием мощи римской цивилизации.

В республиканскую эпоху развернулось настоящее соперничество между наиболее богатыми семьями за господство над этим местом посредством строительства важнейших общественных зданий.

На протяжении столетий архитектурная история Капитолия тесно переплетена с историей различных государственных учреждений, откуда римские сенаторы и консулы управляли городом и миром.

Популярные гиды в Риме:

Все гиды в Риме (45)
 

Строительство Капитолийской площади началось в середине XVI века. Восхваляемый политический центр явно не соответствовал своему внешнему виду – местность, окружающая холм, была в запущенном состоянии и даже использовалась для выпаса коз, снискав название «Monte Caprino», то есть «Козий Холм».

После триумфального приема императора Карла V, посетившего Рим с визитом в 1536 году, папа Павел III Фарнезе заказал Микеланджело подготовить комплексный проект реконструкции Капитолия.

В основу разработанной концепции архитектор заложил оригинальную трапециевидную форму новой Капитолийской площади.

Для этого потребовалось построить напротив Дворца Консерваторов еще одно здание, так и названное – Новый Дворец, которое закрыло собой базилику Санта Мария ин Арачели, мешавшую визуальному восприятию замысла Микеланджело.

Оба здания, расположенные под небольшим углом относительно друг друга, создали расширяющуюся перспективу, фокусировавшую внимание на Дворце Сенаторов для всех, кто поднимался на Капитолийский холм по центральной лестнице.

Таким образом, зодчий создал автономное пространство, полностью независимое от окружающего площадь Капитолия города. Ее центр художник предполагал оформить интригующим геометрическим орнаментом, однако воплощение его идеи стало возможным только через несколько сотен лет…

Капитолийская площадь: Тайный смысл рисунка Микеланджело

Даже тот, кто никогда не ступал на площадь Капитолия в Риме, но хотя бы раз держал в руках горсть мелких европейских монет, наверняка видел этот орнаментальный рисунок, растиражированный на 50-ти центах чеканки 2002 года.

Версия, объясняющая начертанный Микеланджело проект оформления брусчатки Капитолийской площади, впервые была предложена венгерским историком и экспертом жизни художника Шарлем де Толнеем (Sharles de Tolnay). Именно она получила дальнейшее развитие в работах американского историка по архитектуре эпохи Возрождения Джеймса Акермана.

Искусствоведы отмечали, что идея рисунка площади связана, очевидно, с Овальным камнем – одним из важнейших религиозных символов всех древних восточных цивилизаций. Он использовался для обозначения Центра мироздания.

!

Omphalos – резной камень овальной формы, найденный при археологических раскопках храма Аполлона древнегреческого города Дельфы на склонах горы Парнас. Храм Аполлона являлся наиболее значимым в языческой культуре, а его святилище – Omphalos считался центром Мира, пупом Земли.

Изображения таких овальных камней, иссеченных ромбическим орнаментом, часто встречаются на древнеримских монетах. Также они были обнаружены и на фресках в Помпеях.

На Римских форумах, возле Арки Септимия Севера и Храма Конкордии, когда-то находился римский эквивалент греческого Omphalos – Umbilicus Urbis Romae, то есть Пуп Города Рима.

Частично сохранившийся артефакт, возведенный в республиканскую эпоху и сложенный из камня, покрытого белым мрамором, и сегодня можно видеть на своем прежнем месте.

Микеланджело стремился показать неразрывную связь этрусской культуры с древним Римом.

Однако установка в центре Капитолийской площади овального камня, такого как в Дельфах, была невозможна – христианская церковь не допускала размещения любых языческих символов.

Архитектор разработал зашифрованную в рисунке модель каменного Omphalos. Идея его интригующего дизайна заключалась в том, что город должен снова стать Umbilicus Caput Mundi, «Пупом Центра Мира».

Где остановиться в центре Рима

В своем проекте художник вписал в овал ромбический орнамент, который расходился от центра 12-ти лучевой звезды. В Вавилонской астрологии зодиакальный пояс делился на двенадцать равных частей, называемых знаками.

Каждому из них приписывались определенные метафизические свойства и были присвоены названия созвездий, расположенных вдоль эклиптики. Таким образом, по замыслу Микеланджело площадь Капитолия в Риме находилась, как бы, в центре созвездий, показывая, что центр Мира находится именно здесь.

Сама структура геометрического рисунка гениального художника вызывала оптический обман выпуклой поверхности площади, давая ощущение огромной сферы.

Вероятно, эта зашифрованная в проекте Микеланджело модель Капитолийской площади была разгадана. По приказу Павла III Фарнезе вместо разработанного художником орнамента, в ее центр в 1538г.

была помещена бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, для которой архитектор разработал пьедестал.

Скульптура, ранее украшавшая площадь у Латеранской базилики, чудом сохранилась лишь потому, что по ошибке была принята за изваяние императора Константина, вставшего на защиту христианства и прекратившего их гонения.

Источник: http://39rim.ru/ploshhad-kapitoliya-v-rime-taynyiy-smyisl-proekta-mikelandzhelo.html

Капитолийская площадь

Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия

Площадь Капитолия в прошлом — центр политической жизни Древнего Рима. Сегодня она является одной из самых целостных и гармоничных римских площадей. Спроектировал ее гениальный Микеланджело Буонаротти.

Площадь Капитолия и лестница Кордоната

Вглубь веков

Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio) находится на вершине холма Капитолий. Во времена Древнего Рима здесь стоял Капитолийский храм.

В нем заседал сенат и находился архив, а рядом на площади проходили народные собрания.

В XII веке на руинах древнеримского государственного архива – Табулария, семья Корси построила замок, который позже стал дворцом, где заседали сенаторы. В XV веке рядом был построен дворец Консерваторов.

В 1536 году в Рим приехал с визитом император Карл V. Правивший в то время римский папа Павел III Фарнезе был смущён неприглядным видом Капитолия. Он предложил Микеланджело Буонаротти разработать новый проект правительственного здания и прилегающей площади. В 1546 году мастер приступил к работе над проектом. Над ним он работал до конца жизни.

Все здания ансамбля площади были полностью перестроены, а дворец  Нуово возведен заново. Пьяцца дель Кампидольо приобрела форму трапеции.

Обновлённая площадь была ориентирована в сторону базилики святого Петра и стала новым политическим центром. Работы продвигались медленно.

При жизни Микеланджело полностью были закончены лишь два пролета лестницы, ведущей к дворцу Сенаторов (Palazzo Senatoriо).

Дворец сенаторов

Дворец Сенаторов (Palazzo Senatoriо) и конная статуя Марка Аврелия

Палаццо Сенатори находится в глубине площади. Его реконструкция была закончена в 1605 г. учениками Микеланджело — Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди.

  Нижний ярус дворца выполнен из рустикального камня; верхний — разделён пилястрами с классическими коринфскими капителями. Венчает здание ренессансная Капитолийская башня с фигурой Минервы.

Она была построена в 1579 году — автором проекта стал Мартино Лонги-старший. В звоннице башни находится колокол, созданный в XVIII веке.

Во дворце Сенаторов сейчас помещается мэрия города. К этому зданию поднимаются по широкой монументальной лестнице, в центральной нише которой обустроен фонтан «Ликующий Рим». Возле ступеней можно увидеть древнеримские статуи, обозначающие реки Тибр и Нил.

Дворец консерваторов

Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori)

Здание дворца Консерваторов (Palazzo dei Conservatori) перестроено в 1574-99 годах по проекту Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта. Фасад был оформлен портиками и арками; на карнизе за балюстрадой установлены мраморные скульптуры. Во дворце сегодня находится оригинал статуи Марка Аврелия (II век), копия которой установлена в центре Капитолийской площади.

Новый дворец

Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)

Напротив дворца Консерватории, по другую сторону площади, стоитНовый дворец (Palazzo Nuovo). Дворец строился по проекту Микеланджело с 1571 по 1654 гг. Он изначально предназначался для художественного музея. Экспозиция постепенно так разрослась, что заняла все окрестные здания.

Статуя Марка Аврелия

Голова Марка Аврелия

В центре площади высится мощный монумент Марка Аврелия – работа неизвестного скульптора, которую относят ко II веку н.э. По указанию Папы эту конную статую установили XVI веке вопреки воле Микеланджело, который не предусматривал её в своём архитектурном ансамбле.

Кордоната

Лестница Кордоната (Cordonata)

На площадь Капитолия ведёт широкая пологая лестница — Кордоната (Cordonata). Вход на ступени охраняют фигуры двух египетских львов из храма Изиды. Посредине подъёма с левой стороны стоит статуя римского политического деятеля — Кола ди Риенцо, изображённого в плаще и с мечом в руке.

На самой верхней площадке лестницы установлены статуи братьев Диоскуров – Кастора и Поллукса. Скульптуры античных героев были найдены в театре Помпея, при раскопках XVI века.

Ещё одна античная статуя была приспособлена архитектором делла Порта под фонтан – это статуя Марфорио (I в. н.э.). Сначала фонтан был установлен перед дворцом Консерватори, но в XVIII веке перенесён во двор Палаццо Нуово.

Как добраться

Капитолийская площадь находятся в пешей доступности от Колизея, Римского Форума и Венецианской площади. Доехать можно на метро линии В до станции Colosseo; на автобусе: 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 — до Ara Coeli-Piazza Venezia;

на трамвае 8 до конечной остановки Venezia.

Источник: https://holidaygid.ru/palazzo-senatori/

Площадь Капитолия в Риме — Плейсмент

Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия

Во времена Древнего Рима на центральном Капитолийском холме, где впоследствии появилась площадь, стояло святилище сабинян. Его перенесли сюда с холма Квиринал, когда сабиняне захватили эту часть города.

Позже, примерно в 5 веке до нашей эры, на этом месте построили храм Капитолий, посвященный тройке главных римских богов.

Также здесь заседал Сенат, проводились народные собрания, а в Табуларии хранились важные указы.

Вид на Капитолийский холм в архаический период, рисунок из Музея Капитолия

Шли года, эти здания много раз перестраивались, но примерно к 5 столетию нашей эры они стали окончательно заброшены, а сам холм пришел в запустение. В это время на нем пасли коз.

В 12 веке земля перешла в собственность богатой семьи Корси, которая построила здесь родовой замок (впоследствии дворец Сенаторов). Через три столетия рядом с ним вырос дворец Консерваторов.

Но настоящий расцвет Капитолия начался только в 1536 году.

Капитолий и храм Юпитера в эпоху Римской республики

Считается, что идея благоустроить вершину холма принадлежит папе Павлу III. Он предложил уже очень известному к тому времени Микеланджело Буонаротти создать проект архитектурного ансамбля, который включал бы правительственное здание и мог бы стать украшением Рима. Мастер взялся за дело, посвятив ему весь остаток своей жизни.

Вид на площадь Капитолия, гравюра французского художника Этьена дю Пейрака, 1569 год

Однако увидеть воплощение грандиозного замысла архитектору не удалось — строительство было завершено лишь в 1654 году. Работу продолжили ученики Микеланджело. Вначале проектом руководил Джакомо делла Порта, а вслед за ним в дело вступил его преемник Джироламо Райнальди. Однако некоторые детали, задуманные еще в 16 веке, стало возможно осуществить лишь в начале 20-го столетия.

Площадь Капитолия и Кордоната, Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal), известный также под именем Каналетто, 1768 год

Как добраться до площади Капитолия

В настоящее время холм Капитолий — территория 10-го района Кампителли (Campitelli). Это один из центральных районов, куда несложно добраться самостоятельно на метро или другом транспорте из любой точки Рима.

Как добраться от ж/д вокзала Термини:

Точный адрес: Piazza del Campidoglio, 00186 Roma RM, Италия.

  • Вариант 1Метро:по синей ветке В ехать от Termini до станции Colosseo 2 минуты.Пешком:от Colosseo пройти около 1,1 километра.
  • Вариант 2Автобус:маршрутами №170 или Н ехать до остановки Teatro Marcello около 10 минут.Пешком:пройти 200 метров.
  • Вариант 3Пешком:через Via Cavour расстояние около 2,2 километра.

Рядом есть остановки автобусов № 30, 51, С3, 81, 85, 118, 160, 628 и других.

Что посмотреть

Если взглянуть на площадь Капитолия с высоты, сразу обращает на себя внимание удивительный геометрический узор, в центре которого возвышается статуя Марка Аврелия. Этот орнамент был частью замысла Микеланджело, хотя воплотить его удалось лишь через много лет после смерти автора.

Архитектурный ансамбль и символический рисунок площади с высоты птичьего полета

Бросается в глаза и еще одна особенность — архитектурный ансамбль площади создает интересный оптический эффект. Два симметричных здания по обеим сторонам ведущей на холм лестницы словно открывают вид на центральный дворец Сенаторов. Эти здания не совсем параллельны друг другу, они стоят в форме трапеции, и такое расположение было намеренным — Микеланджело хотел получить эффект перспективы.

Панорамное фото Капитолийской площади

Интересно: дворец Нуово (в переводе «Новый») был построен специально для того, чтобы скрыть выбивавшуюся из ансамбля базилику Санта-Мария-ин-Арачели. Микеланджело сделал его копией стоящего напротив дворца Консерваторов.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели, расположенная за Палаццо Нуово слева от площади

Исторические здания Капитолийской площади:

  • Дворец Сенаторов — первоначально это здание было древнеримским архивом или Табуларием, построенным еще в 1 веке. Будучи уже полуразрушенным, в 10 столетии оно перенесло реконструкцию, а в 1605 году приобрело почти современный вид. Во время перестройки вершины холма сюда добавили башню в стиле ренессанса и красивую лестницу с фонтаном «Ликующий Рим». Сегодня Palazzo Senatorio опять служит правительственным зданием, в нем расположена городская мэрия.

Величественный ренессансный Дворец Сенаторов, служащий резиденцией мэра Рима и закрытый для туристов

  • Дворец Консерваторов — изысканный палаццо 15-го века, который также был перестроен в рамках проекта Микеланджело. Под надзором ученика мастера фасад приобрел величественные колонны и портики, несколько мраморных скульптур. Внутри Palazzo dei Conservatori находится музей, и он знаменит двумя экспонатами: Капитолийской волчицей, которая давно считается символом Рима, и оригиналом статуи Марка Аврелия (ее копия украшает площадь).

Фасад Дворца Консерваторов, здание которого было построено на вершине храма 6 века до нашей эры, посвященного Юпитеру

  • Палаццо Нуово — микеланджеловский «новострой», который мастер спроектировал специально для того, чтобы уравновесить дворец Консерваторов и создать завершенный архитектурный ансамбль. Фасады Palazzo Nuovo и Palazzo dei Conservatori совершенно идентичны. С самого начала здание было задумано в качестве музея, такую же функцию оно выполняет и сегодня.

Палаццо Нуово, или «новый дворец», был построен в 1603 году, закончен в 1654 году и открыт для публики в 1734 году

  • Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — эта древняя церковь стоит в том самом месте на вершине холма Капитолия, где когда-то было древнеримское святилище Юноны Монеты. Между прочим, именно здесь жили те самые гуси, что по легенде спасли Рим. В 6 веке на развалинах святилища христиане основали аббатство и церковь Санта-Мария-ин-Капитолио, а в 9 веке здесь поселились монахи-бенедиктинцы. Современный романо-готический вид Santa Maria in Aracoeli приобрела во время перестройки в 13 столетии. Позже у входа в храм появилась длинная величественная лестница — она состоит 124-х ступеней и посвящена такому событию, как избавление от чумы.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели, основанная в 13 веке как монастырская церковь и посвященная Пресвятой Деве Марии

Есть в этом месте и еще одна лестница, которую нельзя пропустить — знаменитая Кордоната (Cordonata) ведет на саму площадь Капитолия по склону холма. Она представляет собой удобный для подъема ступенчатый пандус с каменными львами и скульптурами двух братьев-героев: Кастора и Поллукса. Эти античные статуи, установленные на самом верху лестницы, изначально принадлежали театру Помпея.

Монументальная лестница Кордоната, ширина которой рассчитана так, чтобы всадники могли взобраться на холм, не спешиваясь

Интересно: все три дворца — Сенаторов, Консерваторов и Нуово — объединены под общим названием Музей Капитолия. У них одинаковый график работы, а для визита действует единый билет.

Интересные факты

  • Изначально в проекте Микеланджело не была предусмотрена установка статуи Марка Аврелия в центре площади. Архитектор хотел ограничиться концентрическим рисунком, который перекликается с символом «Центра мира» в этрусской культуре. Считается, что на установке статуи настоял папа Павел III, ведь он не мог допустить, чтобы в самом сердце Рима появился языческий символ.

Вид на вечерний Рим с площади Капитолия

  • До сих пор неизвестно, кто был автором скульптуры Марка Аврелия, однако сама она датируется 2 веком. Интересно, что одно время статуя была под угрозой уничтожения, но избежать этого помогла ошибка: Аврелия приняли за императора Константина Великого, весьма почитаемого у римлян-христиан.

Конная статуя из бронзы императора Марка Аврелия, установленная посередине площади к неудовольствию великого Микеланджело

  • Святилище Юноны во время Древнего Рима одновременно работало и как монетный двор. Здесь чеканили деньги с изображением богини. Собственно, от ее имени и произошло общепринятое слово «монета».

Богиня Юнона, римская монета с ее изображением, храм предостерегающей богини и монетный двор Рима

  • Долгое время бытовало предание, что статуя Капитолийской волчицы появилась за много лет до нашей эры, и ее создал неизвестный этрусский мастер. Однако в результате современных исследований оказалось, что на самом деле она появилась примерно в 10 веке.

Бронзовая скульптура волчицы в натуральную величину, вскармливающей двух младенцев — Ромула и Рема, легендарных братьев-близнецов — основателей Рима

Виртуальная экскурсия по площади Капитолия

По задумке Микеланджело площадь Капитолия была перестроена так, чтобы ориентироваться на Собор Святого Петра, и в то же время открывать потрясающие виды на другие знаменитые места.

Сегодня с нее можно полюбоваться Римским форумом, Палантином, а также Колизеем и другими памятниками Древнего Рима.

Неудивительно, что туристы часто приходят сюда в первый день поездки, чтобы именно из этой точки начать знакомство с Вечным городом.

Источник: https://theplacement.ru/travel-directory/ploshchad-kapitoliya/

Площадь Капитолия, ансамбль Капитолия, Капитолийский холм / Микеланджело

Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим.

Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра.

1538-1564 | карта сайта | главная страница

Архитектурные проекты (1538-1564)

Ансамбль Капитолия (1537-1539)

“Римский народ возымел намерение, с соизволения этого папы, придать ту или иную красивую, полезную и удобную форму Капитолию и снабдить его ордерами, подъемами, пандусами и лестницами и обрамив его, для украшения этого места, древними статуями, которые там имелись.

По поводу этого обратились за советом к Микеланджело, сделавшего для них красивейший и очень богатый проект: на нем, с той стороны, где заседают сенаторы, а именно выходящей на восток, он поместил травертиновый фасад и подъем с лестницами, которые поднимаются с двух сторон, встречаясь на площадке, откуда ведет вход прямо в залу названного дворца, и которые он снабдил богатыми заворотами, сплошь уставленными разнообразными балюстрадами, служащими перилами и парапетами. А спереди для обогащения этого фасада он поместил две древние лежащие мраморные реки на соответствующих основаниях, одна из них Тибр, другая же Нил, в девять локтей каждая; произведения эти редкостные; а между ними, в большой нише, должен находиться Юпитер. Далее, на южной стороне, той, где дворец Консерваторов, он, чтобы выправить его, задумал богатый и разнообразный фасад с лоджией внизу, заполненный колоннами и нишами для множества древних статуй, а кругом ее украшают разные по формам двери и окна, часть которых уже сделана; насупротив же этого фасада должен быть под Арачели такой же, выходящий на север; а впереди, с западной стороны, подъем в виде бастиона, который будет пандусом с оградой или парапетом с балясинами, там и будет расположен главный вход с ордером и пьедесталами, на которых будут расставлены благородные статуи, которыми ныне так богат Капитолий. Посредине площади на цоколе овальной формы поставлен весьма знаменитый бронзовый конь со статуей Марка Аврелия, перенесенный по приказу того же папы Павла с Латеранской площади, куда его поставил Сикст IV. Все это сооружение получается ныне таким красивым, что достойно быть названным в числе достойных произведений, созданных Микеланджело…” Вазари.

В конце 1530-х годов Микеланджело занимался в основном архитектурными проектами, которых создал множество, и построил несколько зданий в Риме, среди них наиболее значителен комплекс сооружений на Капитолийском холме, а также проекты для собора Св. Петра.

Грандиозным архитектурным проектом Микеланджело, по заказу папы Павла III, стал завершенный только в XVII в. ансамбль Капитолия в Риме – духовный и светский центр «вечного города», который был заложен в 1536г, сейчас местопребывание Римского муниципалитета.

Ансамбль Капитолия связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума. В 1537-1539 годах Микеланджело составил план реконструкции зданий, расположенных на Капитолийском холме – в самом сердце Рима.

План Микеланджело не был полностью реализован до конца 1550-х годов. Практически работа велась с 1540 по 1580 гг. Завершал ее архитектор Дакомо делла Порта по проекту Микеланджело. Сегодня площадь Капитолия — одна из самых гармоничных и целостных в своем ансамбле площадей Рима.

На Капитолии Микеланджело впервые продемонстрировал глубокое понимание законов оптического восприятия архитектуры, создав площадь, раскрытую к пространствам города.

Согласно проекту Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий:
– средневековый дворец Сенаторов (ратушу), – главенствует над площадью. Высящаяся над ним башня стала вертикальной осью площади. Дворец был практически закончен при жизни Микеланджело.

Колонны вытянуты на два яруса, пилястры подняты на цокольный этаж, между ними по два наличника
– величественный дворец Консерваторов (Палаццо деи Консерватори, в его дворе хранится обломки стопы огромной статуи Константина) и Новый дворец (палаццо Нуово, первый римский музей, открытый для публики) с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Открытые галереи нижних и мощные пилястры верхних этажей во дворцах Консерваторов подчеркивают протяженность и величие этих сооружений. Микеланджело спроектировал новый фасад, гармонирующий с остальными зданиями, расположившимися на площади, одновременно сохранив традиционную римскую монументальность, их достраивали архитекторы Томмазо Кавальери, Просперо Боккадополи и Джироламо Рийнальди.

Разместив под косыми углами дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Микеланджело словно бы исправил перспективное сокращение дворцов и площади, воспринимающейся ровным прямоугольником.

В этот прямоугольник вписан овал, с декоративными лепестками динамичного узора, которые при сокращении в перспективе дают впечатление круга. В центре его возвышается античная бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия (эта статуя, созданная между 161-180 гг.

неизвестным архитектором, сохранилась во времена уничтожения языческих идолов благодаря тому, что ее приняли за изображение Константина, была установлена в 1538 г., сейчас она заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее).

Возможно, что постамент статуи не случайно овальной формы, а по замыслу Микеланджело повторяет овальную форму площади.

К открытой стороне площади ведет широкая лестница Кордоната, спускающаяся к жилым кварталам города, у основания которой установлены два древнеегипетских мраморных льва. Завершается лестница величественными статуями Диоскуров, Кастора и Полидевка, появшиеся позже – в 1583 году, они обнаружены при раскопках в театре Помпея.

Рядом, вдоль балюстрады, расположены Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги. Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима, одушевленную христианством.

Скульптурные аллегории рек были поставлены на площади в 1549 г.

“Перестроенная им площадь Капитолия с водруженной в центре ее древней конной статуей Марка Аврелия кажется скованной боковыми дворцами с их большим объединяющим два этажа ордером” М. Алпатов.

“Площадь Микеланджело остается чужеродной плану города Рима и его обыденной жизни: это прекрасное, но абстрактное произведение искусства, великолепная трактовка прославленного Акрополя, возвышающегося посреди современного города” П.Лаведан. Венгерский искусствовед К.

Тольнай, анализируя площадь Капитолия, отмечал, что “эта композиция имеет не только архитектурно-художественное, но и внутреннее, идейное значение. Капитолий должен был восприниматься как “Глава мира” (Caput mundi). Выпуклый овал площади является не простым участком обыкновенной почвы, а частью земной коры”.

Многие искусствоведы долгое время не соглашались с такой трактовкой ансамбля Капитолия.

В настоящее время, когда творчество Микеланджело, как и вообще искусство Возрождения, подверглось более тщательному и всестороннему изучению, можно сказать, что догадка венгерского искусствоведа была правильной.

Так, например, благодаря исследованиям последнего времени, стало известно, что Альберти по заказу папы Николая V нанес с довольно большой точностью наиболее характерные точки топографии Рима на радиальную систему лучей, исходивших из Капитолия, который трактовался им, как и в эпоху античности, как Umbiculus urbus (т.е. пуп земли).

По всей вероятности, Микеланджело пытался создать аллегорию бескрайней Римской империи с центром на Капитолийском холме и противопоставлял ее созданной им небольшой замкнутой трапециевидной площади перед зданием ратуши. Вся площадь Капитолия была наполнена символами и аллегориями, содержание которых составляло свою “сюжетную композицию” площади.

Большинство исследователей пришло к заключению, что Микеланджело, как никакой другой художник эпохи Возрождения, мастерски владел сюжетной композицией даже в масштабе городских ансамблей и тем самым предвосхитил барочное искусство последующего столетия.

предыдущая / главная /  следующая страница

Источник: http://www.mikelangelo.ru/txt/23kapit.shtml

Капитолий в Риме: площадь, холм, музей, ансамбль Микеланджело, как добраться

Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия

На итальянском Капитолий звучит как Monte Capitolino — капитолийская гора. Это самый пологий из семи холмов, на которых был построен Рим. Высота холма — 46 м.

На его вершине находится Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio), посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия. По периметру пощади находятся Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio), Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), Палаццо Нуово или Новый Дворец (Palazzo Nuovo) и базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Araceli).

История

В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива — Табулария.

В V веке до н.э тут был построен Капитолийский храм в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, Юноны Монеты и Минервы. Некоторые из этих сооружений были сожжены и разграблены, другие —  перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия.

Работу над проектом решили поручить Микеланжело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело, реставрацией занялись его ученики.

Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.

Архитектура

Если посмотреть с высоты птичьего полета, площадь имеет форму трапеции. Таким образом, Микеланджело сделал ее визуально открытой городу и посетителям.

В главе находится Дворец Сенаторов, по бокам — Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек Тибра и Нила.

Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания.

Возможно, одно из них получится разгадать и вам, побывав в Риме.

Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio)

Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади.

Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения.

Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.

Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori)

Возведенное в XV веке здание Дворца Консерваторов служило залом заседаний сенаторов и судей, называемых консерватори, что и дало ему такое название. Сейчас в нём находится музей мраморных бюстов эпохи Древнего Рима, фрески и Пинакотека, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо.

Отдельный зал посвящен знаменитой Капитолийской волчице, ставшей символом Рима.

В зале Кастеллани выставлены этрусские и греческие артефакты, а в Капитолийском музее монет — коллекции монет и ювелирных украшений.

Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)

Как можно понять по названию Палаццо Нуово – это самое новое сооружение во всем архитектурном ансамбле. Возведенный в XVII веке, он стал копией Дворца Консерваторов и изначально должен был стать музеем. В длинных галереях и атриуме можно посмотреть античные греческие и римские скульптуры.

Три вышеперечисленных дворца входят в состав Капитолийского музея. Экспозиции имеют одинаковое часы работы и доступны для посещения по единому билету.

  • Время работы: со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00.
  • Цена билета: комплексный билет — 15 евро, льготный — 13 евро.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli)

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте языческого храма Юноны Монеты.

Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам — бенедиктийцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году.

Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок, икону Богоматери XIII века на алтаре базилика, и скульптуру младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами.

  • Время работы: ежедневно с 9:00 до 17:30.
  • Цена билета: бесплатно.

Как добраться?

  • Адрес: Piazza del Campidoglio
  • Капитолийский холм находится в двадцати минутах ходьбы от Колизея, недалеко от Римского Форума (Roman Forum) и Венецианской площади (Piazza Venezia).
  • Добраться на метро: линия В, станция Colosseo.
  • На автобусе: № 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia.
  • На трамвае: №8 до остановки Venezia (конечная).
  • Пешим туристам: подняться можно по лестнице Лоренцио ди Симоне Андреоцци, но будьте готовы к крутому подъему. лестница комплекса Кордоната (Cordonata) гораздо удобней, так как сделана в виде ступенчатого пандуса. Чтобы избежать толп туристов — надо пройти немного правее и отыскать неприметную пологую лестницу с перголой, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени.
  • Официальный сайт: www.comune.roma.it

↘️

Источник: https://italy4.me/lazio/roma/kapitolij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.