Русская религиозная философия XIX – XX вв. (В. Соловьев, Н.Бердяев). Философские взгляды соловьева и бердяева

Библиотека

Русская религиозная философия XIX – XX вв. (В. Соловьев, Н.Бердяев). Философские взгляды соловьева и бердяева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900), выдающийся русский философ, поэт, публицист, литературный критик, сыгравший значительную роль в развитии русской философии и поэзии конца XIX – начала XX веков.  Соловьев стоит у истоков русского духовного ренессанса начала XX в. Соловьев оказал влияние на  религиозную философию Н.А.

Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, а также на  поэзию и теорию русского символизма А.Белого, А.Блока и др.
     Соч.

: “Три силы”, “Чтения о Богочеловечестве”,   “Оправдание Добра (нравственная философия)”,   ” Об упадке средневекового миросозерцания”,   ” Смысл любви”,   “Судьба Пушкина”,   “Общий смысл искусства”,    “Значение поэзии в стихотворениях Пушкина”,   “Три речи в память Достоевского”,    “Еврейство и христианский вопрос”,    “Жизненная драма Платона”,    “Идея сверхчеловека”,   “Магомет, его жизнь и религиозное учение”,  “На заре туманной юности…”,  “Русская идея”, “Россия и Вселенская Церковь”,  “Три разговора”
     Лит.: С. Н. Т р у б е ц к о й, “Смерть Соловьева”,   Е. Н. Т р у б е ц к о й, “Знакомство с Соловьевым”,  Е. Н. Т р у б е ц к о й,  “Личность Вл.С.Соловьева”. Е. Н. Т р у б е ц к о й, “В.С.Соловьев и Л.М.Лопатин”.    В. В. Р о з а н о в, “Памяти Владимира Соловьева”,   В. В. Р о з а н о в, “На панихиде по Владимиру Соловьеву”,   П. И. Н о в г о р о д ц е в, “Идея права в философии Вл.Соловьева”,     А. Б е л ы й, “Владимир Соловьев. Из воспоминаний”,   В я ч. И. И в а н о в, “О значении Вл.Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания”,      А. А. Б л о к, “Рыцарь-монах”,   А.А.Б л о к, “Владимир Соловьев и наши дни”,   Н. А. Б е р д я е в, “Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл.Соловьева”,     Н. А. Б е р д я е в, “Основная идея Вл.Соловьева”,  Н.А.Б е р д я е в, Владимир Соловьев и мы   Л. И. Ш е с т о в, “Умозрение и апокалипсис (Религиозная философия Вл.Соловьева)”,   К. В. М о ч у л ь с к и й, “Владимир Соловьев. Жизнь и учение”,   А. Ф. Л о с е в, “Творческий путь Владимира Соловьева”,     А. М е н ь, “Владимир Сергеевич Соловьев”.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948), крупнейший русский философ XX в. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком  Бердяев стал одной из ведущих фигур этого движения, которое впервые заявило о себе сборником “Проблемы идеализма” (1902), затем сборником “Вехи”, и положило начало религиозно-философскому возрождению в России.

 
Соч.: Философия свободы.    Смысл творчества.    Миросозерцание Достоевского.   “Алексей Степанович Хомяков.     “Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли”.    Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии.

    Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)     Истоки и смысл русского коммунизма.   Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения).   Философия свободного духа.     О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии).     Истина и откровение (Пролегомены к  критике Откровения).

     Самопознание (Опыт философской автобиографии)   Философская истина и интеллигентская правда.    Спасение и творчество (Два понимания христианства)      Вселенскость и конфессионализм.      Истина православия.      Духи русской революции.     Великий инквизитор    Ставрогин.     Откровение о человеке в творчестве Достоевского.

    Проблема Востока и Запада в религиозном сознании  Вл.Соловьева.   Владимир Соловьев и мы    Христианство и антисемитизм (Религиозная судьба еврейства).      Еврейский вопрос, как вопрос христианский      Судьба еврейства.       Размышления о русской революции.     Демократия, социализм и теократия.     О фанатизме, ортодоксии и истине.

  Проблема человека.      Царство духа и царство кесаря.     Евразийство.     Основная идея философии Льва Шестова.     Лев Шестов и Киркегор.    Трагедия и обыденность (о Льве Шестове).      О “вечно бабьем” в русской душе (о В.Розанове).      Основная идея Вл.Соловьева.     Стилизованное православие (о П.Флоренском).     Новое христианство (о Д.С.

Мережковском).   Мутные  лики.  Ортодоксия и человечность (Г.В.Флоровский “Пути русского богословия”)
     Лит.:  Л. И. Ш е с т о в,  “Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия),  В. В. Р о з а н о в, “На чтениях г.Бердяева”,     Свящ. А. М е н ь, “Николай Александрович Бердяев”,     Свящ. Г.

К о ч е т к о в,  “Гений Бердяева и Церковь”,      В. Ш е н т а л и н с к и й,  “Философский пароход”,     Иг. В е н и а м и н  (Н о в и к), “Мужество человека, публициста, философа (К 50-летию земной кончины Николая Бердяева),

Сергей Николаевич Булгаков(1871-1944),
Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937), крупный русский философ, ученый и богослов, которого называли “русский Леонардо да Винчи”.   В сочинении “Столп и утверждение истины” развил идущие от Владимира Соловьева концепции “веединства” и учение о Софии.

Религиозно-философская проблематика у Флоренского сочетается с экскурсами в самые различные области знания. 
      Соч.:  У водоразделов мысли.    Иконостас.    “Столп и утверждение истины”  
     Лит.:  Н. А. Б е р д я е в,  “Стилизованное православие”,  Иг. А н д р о н и к (Т р у б а ч е в), “Антроподиция священника Павла Флоренского”,  А. Ф.

Л о с е в,  “Термин 'магия' в понимании Флоренского”,  Свящ. А. М е н ь, “Павел Александрович Флоренский”. Семен Людвигович Франк(1877 – 1950), крупный русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Участник сборников “Прблемы идеализма” (1902), “Вехи” (1909) и “Из глубины” (1918).

Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры в традициях апофатической философии и христианского платонизма, в частности под влиянием Николая Кузанского и Владимира Соловьева (особенно концепции положительного всеединства). 
     Соч.:  Фридрих Ницше и этика любви к дальнему.  Этика нигилизма.  Философия и религия.

    Крушение Кумиров.  Смысл жизни.    Непостижимое. Религиозность Пушкина.  Достоевский и кризис гуманизма. Пушкин об отношениях между Россией и Европой. De Profundis
     Лит.:  Н. А. Б е р д я е в,  “О книге С.Л.Франка 'Непостижимое'”.



Лев Исаакович Шестов  (1866 – 1938), русский философ-экзистенциалист, религиозный мыслитель и литератор. Предвосхитил основные идеи позднейшего экзистенциализма.  Публицистический темперамент Шестова – мастера философского парадокса и афоризма, его едкая критика академического мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г. Марселя, А.

Камю, Д. Г. Лоренса и др.).
Соч.:   Шекспир и его критик Брандес,       Добро в учении графа Толстого и Ницше (философия и проповедь),         Достоевский и Ницше (философия трагедии),        Творчество из ничего (А.П.Чехов),      Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления),       Умозрение и апокалипсис (Религиозная философия Вл.

Соловьева),       Пророческий дар (К 25-летию смерти Ф.М.Достоевского),     Разрушающий и созидающий миры (По поводу 80-летнего юбилея Толстого),         Николай Бердяев (Гнозис и экзистенциальная философия),      Киркегард и экзистенциальная философия (глас вопиющего в пустыне).
     Лит.:   Н. А. Б е р д я е в,  “Основная идея философии Льва Шестова”,     Н.

А. Б е р д я е в,  “Лев Шестов и Киркегор”,     Н. А. Б е р д я е в,  “Философия и обыденность”,     С. П о л я к о в, “Лев Шестов (философия для небоящихся головокружения).  Василий Васильевич Розанов  (1856 – 1919), Георгий Петрович Федотов  (1886 – 1951),  русский философ, публицист, историк культуры, основоположник богословия культуры.
     Соч.

: “Святые Древней Руси.   И есть и будет. Размышления о России и революции. Изд. “Новый град”.    Что такое социализм?    Падение советской власти.  Новое на старую тему (К современной постановке еврейского вопроса).    Об “антихристовом добре” (О “Трех разговорах” Вл.Соловьева).    Певец империи и свободы (О Пушкине).    О гуманизма Пушкина.

    Будет ли существовать Россия.    Россия и свобода.
Лит.:  Н.А.Б е р д я е в,  “Существует ли в Православии свобода мысли и совести? (В защиту Г.П.Федотова).   Свящ. А. М е н ь,  “Лекция о Г.П.Федотове”,   Свящ. А. М е н ь,  “Возвращение к истокам”.

Николай Онуфриевич Лосский  (1870 – 1965),  русский философ, создатель  интуитивизма, автор  истории русской философии. Испытал влияние Платона, А.А.Козлова, Вл. Соловьева.
     Соч.: Интуитивизм. История русской философии
     Лит.: Н. А. Б е р д я е в,  “О книге Н.Лосского “Свобода воли”.

Георгий Васильевич Флоровский  (1893 – 1979),  религиозный мыслитель, богослов и историк.
     Соч.

: “Пути русского богословия”, “Евразийский соблазн”, “Почитание Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси”, “Религиозные темы Достоевского”
     Лит.: Н.А.Б е р д я е в.

“Ортодоксия и человечность” (о книге прот. Георгия Флоровского “Пути русского богословия”)

____

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах)
ВЕХИПЕДИЯ (Статьи, ссылки, архивы)

__________________________________

[Почта]  |  [О ПРОЕКТЕ] 
© 2000 – 2016,  Библиотека «Вѣхи»

Источник: http://www.vehi.net/

Русская религиозная философия конца ХIX- начала ХX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Бул..

Русская религиозная философия XIX – XX вв. (В. Соловьев, Н.Бердяев). Философские взгляды соловьева и бердяева
скачать (435.5 kb.)

БЕЛОРУССКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ вв.

Вл. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВ

Грицаенко Д.В.

г. Минск – 1999 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 2. Религиозно – философские собрания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3

  1. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . . . . . . . . . 8 6. Биографическая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX – XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории. Волею исторических событий большая часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение. Преодоление кризиса, в котором оказались философ­ский теизм и славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева. Его система яви­лась новым этапом в эволюции религиозной философии, последователи которой попытались сделать ее идеологи­чески активной уже в начале столетия. В основе деятель­ности Соловьева лежали следующие кардинальные устре­мления: осуществить под знаком «всеединства» «гармо­нический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды позна­ния; представить историю как процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации. Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций религиозного объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его общественно-политических взглядов. Вл. Соловьев, мо­дернизировавший традиционную проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был попу­лярен среди русской интеллигенции. Русская религиозная философия XX в. формирова­лась не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский рели­гиозный идеализм дорос до лидирующих школ новей­шего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предло­жив общественному сознанию различные варианты экзи­стенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеедин­ства (Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, «социального» христианства . Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содей­ствовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной филосо­фии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрес­сивное и конструктивное значение. 1. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ». Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятель­ностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Истори­чески первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мереж­ковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). После ре­волюции 1905—1907 гг. получило распространение по­нятие «богоискательство», широко использовавшееся публи­цистикой для обозначения писаний религиозных филосо­фов в России того времени. «Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины. Очень ско­ро оно стало воспринимать себя не как связанное с ка­кими-либо университетско – академическими потребностя­ми и кругами, не как философскую школу или направле­ние, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно. Разными путями приходили к «духовному ренессан­су» его многочисленные и непохожие друг на друга пред­ставители. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофиль­ства и консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от дека­дентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Ме­режковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от «легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического либерализма (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк). «Новое религиозное сознание», или богоискательство,— сложное и противоречивое образова­ние не только потому, что в него входили люди, стояв­шие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проде­лало определенную внутреннюю эволюцию. Вначале Мережковский и Розанов возглавили соответственно ле­вый и правый социально-политические фланги «ново­го религиозного сознания». Вакуум в центре вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие «легальные марксисты» Булгаков, Бердяев, Франк и др.

Рассматриваемое религиозно-философское течение с самого начала было явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания.

Оно было буржуазным в том смысле, что отражало определенные религиозно-рефор­маторские настроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные идеи анархизма и либерального народ­ничества. Их представителем и выразителем в религи­озной публицистике явился Д. Мережковский.

Помещи­чьим, «докапиталистическим» это течение было по­стольку, поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия, консерватор пат­риархально-феодального типа.

В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство «нового ре­лигиозного сознания» было осложнено вхождением в него довольно влиятельной группы либерально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и др.), которые самим вхождением в это течение мировоззренчески и идеологи­чески завершили переход с неокантианско – ревизионистских и буржуазно-демократических позиций периода их принадлежности к «легальному марксизму» второй поло­вины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому либерализму.

Источник: http://ref.rushkolnik.ru/v431/

Русская религиозная философия начала ХХ века. Метафизика всеединства и русский религиозный ренессанс

Русская религиозная философия XIX – XX вв. (В. Соловьев, Н.Бердяев). Философские взгляды соловьева и бердяева

Русская религиозная философия начала ХХ века представляла собой оригинальное развитие основных идей оригинальной религиозной философии конца предыдущего столетия, выполненное с использованием важнейших достижений тогдашней европейской мысли. При этом многие русские философы сумели предвосхитить некоторые достижения европейской философии последующих десятилетий. Так, Н.А.Бердяев и Л.И.Шестов стали предтечами персонализма, С.Л.Франк – экзистенциалистской онтологии К.Ясперса и т.д.

Важнейшую роль в русской философии начала ХХ века играло развитие идей В.Соловьева, оформившееся в виде таких направлений, как софиология и метафизика всеединства. Одним из интереснейших отечественных  философов, следовавших традиции всеединства, был П.А.Флоренский(1882-1937).

Он не повторял Соловьева и по многим  вопросам расходился с ним. Он развивает учение о Софии на материале православной церковности. София у него – «идеальная личность мира», «корень земного мира, связь Бога и мира». Его учение повлияло на софиологию С. Булгакова. В работе  «Столп и утверждение истины» (1911) П.

Флоренский описал свой опыт духовного поиска и обретения истинного знания. Истина постигается «подвигом веры», в рассудочной форме она проявляется в форме  антиномии: истина и есть антиномия. Таким образом, подчеркивается «двуединость» истины. Мыслитель  стремился соединить научные и религиозные представления.

Считая основным законом мира второй закон термодинамики – «закон энтропии», понимал его как закон Хаоса, которому противостоит Логос как начало энтропии.  Культура – средство борьбы с энтропией («с мировым уравниванием»).

Его работы в области математики, семиотики показывают, что в его творчестве сосуществовали рациональное познание и мистический опыт.

Традицию философии всеединства в ХХ веке продолжает С.Н.Булгаков(1871-1944). На рубеже веков он переходит от марксизма к идеалистической философии, разрабатывает концепцию «христианского социализма».

В 1918 году  становится священником и в эмиграции занимается богословскими проблемами. Вклад Булгакова в философию всеединства связан в основном с учением о Софии как «принципе мировоззрения и совокупности творческих энергий в Единстве». София –«живая связь между миром и Богом».

При этом он отмечает двойственность Софии, различая божественную и земную Софию. Ввиду  этой двойственности противоречив и мир. Зло в нем от бунтующего хаотического ничто.

История может быть представлена как развитие софийного начала, как преодоление зла, но оно может быть уничтожено вместе с низшей частью мира, а это угрожает закончиться всемирно-исторической катастрофой.

Философия всеединства – главное, если не единственное из возникших в России оригинальных философских течений. К нему принадлежали наиболее крупные из русских философов. Замыкающим в их славном ряду суждено было оказаться Л.П.Карсавину (1882-1952).

Его философия предстает не просто очередной системой всеединства. Он  превращает ее в философию личности.

Назначение человека, считает Карсавин, в устремлении к Богу и соединению с ним, приобщение к полноте Божественного бытия, а это значит в становлении истинной личности, «лицетворении».

 С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм– особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках..

Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом; 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека; 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса; 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства («соборности») человечества. В идеологии  космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философское направление (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и  естественнонаучное (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме – Н.Ф. Федоров (1829-1903) . В работе «Философия общего дела» он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что «человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира».

В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот  процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления «небратского» отношения между людьми, объединения их вокруг проекта «Общего Дела». Спасение мира – задача самого человечества.

Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений.

Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.

Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному  направлению, несмотря на его фантастические элементы.

Мыслитель рассматривает  космос как живое, одухотворенное целое («панпсихизм»),  населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития.

Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил  теорию полета ракеты.

Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И. Вернадский(1863-1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами.

Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление («всюдность» жизни).

Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы– сферы разума, или управляемой на основе науки природы.

Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений  между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

В начале ХХ века в духовной культуре России происходит мировоззренческий поворот – «религиозно-философское возрождение» (В. Зеньковский). От материализма к религиозному поиску обращаются такие крупные философы, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Возникают религиозно-философские общества.  Этот поворот в сознании части интеллигенции оформился в сборнике «Вехи».

 Символом этой эпохи считается выдающийся русский философ  Николай Александрович Бердяев (1874-1948), принадлежащий к числу наиболее ярких деятелей культуры «серебряного века». Он критически воспринял революцию и в 1922 году был выслан из России. В эмиграции написаны «Философия свободного духа» (1927), «О назначении человека» (1931), «Русская идея» (1947) и др.

Бердяев известен как религиозный персоналист, экзистенциалист. Отправной точкой его учения является человек. Н. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо: «Бесконечный дух человека претендует на абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он создает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетарной системы, а всего бытия, всех миров».

Основные темы его философии: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно философии Бердяева, – основа бытия. Бердяев различает виды свободы, но главная – первичная, иррациональная свобода,  укорененная в Ничто. Эта свобода существует предвечно, она не сотворена Богом. Бог творил свободно. Свобода была и есть всегда и везде.

Учение о вездеприсутствии несотворенной свободы – одна из оригинальных особенностей философии Бердяева.

Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество – важнейшая религиозная задача человека, его долг. «Цель человека — не спасение, а творчество». Творческий акт самоценен, над ним  нет внешнего суда. Бердяев разрабатывал этику творчества, которая «вне добра и зла».

В этом он также отступает от христианской традиции и критикует христианство за недооценку роли творчества. Но, обожествляя творчество, философ «свободного духа» отмечает его проблематичность в мире. «Бытие в мире есть уже падение». В творчестве проявляется личность. Дух как субъект стремится создать новое бытие.

Но осуществление творческого акта в мире требует приспособления, человек обезличивается, дух превращается в объект, в «природу» – происходит объективация духа, подавляющая свободную личность. Формы объективации – это и произведения культуры, и отношения в обществе, и государство.

Бердяев пессимистически связывает всякий творческий акт с неизбежностью объективации, хотя и допускает возможность творчества, сохраняющего личностное начало («экспрессивность»). Свобода и творчество предполагают бытие свободной личности. Философский персонализм Бердяева подчеркивает приоритет личности. Она – первооснова всего.

«Личность вообще первичнее бытия». В то же время бытие личности – тайна. «О личности не может быть построено никаких метафизических учений», дух личности постигается лишь мистическим опытом.

Акцентирование первичности свободной личности ведет к субъективному идеализму, но Бердяев подчеркивает значение духовной  «коммюнотарности» (общности) личностей посредством мистического опыта. Субъективизм и индивидуализм преодолеваются  через любовь в Божественном начале.

Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной философии, философии истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве «царства Божьего», но реальная история рассматривается им как история объективации, как «неудача духа», так как «в ней не образуется Царство Божие». Основа истории – это свобода зла.

Мыслитель выступает с критикой современной ему цивилизации как в форме капитализма, так и социализма. Цивилизация механична, она убивает живую культуру, происходит утрата духовности и варваризация бытия.

Но Россия  отличается от Запада, представляя  единство: Восток-Запад.

«Русская идея»– идея «коммюнотарности и братства людей и народов, искание новой общности», идея  «Града Грядущего», в них отразился особый мир России.

Обостренное внимание Бердяева к проблеме личности, свободы и нравственного выбора позволяет рассматривать его как одного из первых представителей экзистенциальной философии как в России, так и на Западе.

 С традицией экзистенциальной философии связано творчество Л.И. Шестова (1866-1938), обратившего особое внимание на трагизм человеческого бытия.  Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для познания бытия человека, он склоняется к иррационализму.

Пожалуй, как никакой другой отечественный философ, Шестов выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя «ненавистником разума».

Не отрицая значения науки, он подчеркивал ее ограниченный характер, резко разделял разум и веру (их символы для него – «Афины» и «Иерусалим»). Познание подлинного бытия возможно лишь  сверхъестественным способом, через Откровение.

Шестов – религиозный философ-мистик, но в силу своего скептицизма и экзистенциализма занимает особое место в отечественной философии.

Источник: https://www.ifilosofia.ru/istoriya-filosofii-lektsii/647-russkaja-religioznaja-filosofija-nachala-hh-veka.html

23.Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века (в.Соловьев, н.Бердяев, с.Франк)

Русская религиозная философия XIX – XX вв. (В. Соловьев, Н.Бердяев). Философские взгляды соловьева и бердяева

Будучипродуктом отражения социально-историческойреальности, русская религиозная философияХХ века представляла собой такую картинумира, в которой социальная революциябыла трансформирована в эсхатологию,а новая эпоха была воспринята ими каквсемирно-историческая трагедия и неудачаистории.

Волеюисторических событий большая частьрусских философов была вынужденаэмигрировать, но не все ее главныепредставители стали идеологами эмиграциии ее активными философами. ВзглядыБердяева, Булгакова и Шестова именно вэмиграции приобрели свое окончательноезавершение.

Преодолениекризиса, в котором оказались философскийтеизм и славянофильство, стало главнымделом религиозного философа Вл.Соловьева.Его система явилась новымэтапом в эволюции религиозной философии,последователи которой попыталисьсделать ее идеологически активной ужев начале столетия.

В основе деятельностиСоловьева лежали следующие кардинальныеустремления: осуществить под знаком«всеединства»«гармонический синтезрелигии, науки и философии»; объединитьрациональный, эмпирический и мистическийвиды познания; представить историю какпроцесс«богочеловеческий»; указатьпути социального обновления иактивизации.Обоснование Соловьевымисториософских конструкций с позицийрелигиозного объективного идеализмасочеталось с либеральным характеромего общественно- политических взглядов.Вл. Соловьев, модернизировавшийтрадиционную проблематику русскойидеалистической философии, при жизнине был популярен среди русскойинтеллигенции.

«НОВОЕРЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ».

Новейшийрелигиозный идеализм в России концаXIX — начала XX в., вместе с общественнойдеятельностью его главных представителей,получил в советской и зарубежнойисториографии несколько определений:«новое религиозное сознание»,«богоискательство», «веховство»,«духовный ренессанс начала XX века».

Исторически первым (до первой русскойреволюции) возникло понятие «новоерелигиозное сознание», обозначившеелидирующую группу религиозных идеалистов(Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгакови др.).После революции 1905—1907 гг.

получило распространениепонятие«богоискательство», широкоиспользовавшееся публицистикой дляобозначения писаний религиозныхфилософов в России того времени.

24.Философия русского космизма

Косми́зм (греч. κόσμος —организованный мир, kosma[прояснить] —украшение) — ряд религиозно-философских,художественно-эстетических иестественнонаучных течений, в основукоторых положены представленияо космосе како структурно-организованном упорядоченноммире и о человеке как о «гражданинемира»,а также о микрокосмосе,подобном макрокосмосу[1][2].

Русскийкосмизм — течение отечественнойрелигиозно-философской мысли, основанноена холистическом мировоззрении,предполагающем телеологически определённуюэволюцию Вселенной[4][5].

Характеризуется осознанием всеобщейвзаимообусловленности, всеединства;поиском места человека в Космосе,взаимосвязи космических и земныхпроцессов; признанием соразмерностимикрокосма (человека) и макрокосма(Вселенной) и необходимости соизмерятьчеловеческую деятельность с принципамицелостности этого мира. Включает в себяэлементы науки, философии, религии,искусства[5],а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма[4].Данное течение описано в значительномколичестве российских публикаций поантропокосмизму, социокосмизму,биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму,светокосмизму, космоэстетике, космоэкологиии другим близким темам, но не имеетпрактически никакого заметного влиянияв западных странах[4].

25Особенности и основные школы современнойзападной философии

Современнаязападная философия формировалась вновейшую эпоху, начиная с конца XIX века.

Она отразила существенные изменения,происходящие в экономике (последствияиндустриальной цивилизации и формированиеобщества массового потребления), политике(мировые войны, противостояние капитализмаи социализма, тоталитаризм), культуре(появление модернизма, главным принципомкоторого был антитрадиционализм),мировоззрении (так называемый «кризисличности» и засилье массового сознания).Сама философия, осмысливающая эти новыеявления, также становится нетрадиционной,неклассической.

Первымипочувствовали эти изменения еще романтики,которые в своей культуре отразиликонфликт с разумом и показали значимостьсубъективных психологических переживанийи человеческих иллюзий.

Вфилософии непосредственнымипредшественниками современной философиибыли АртурШопенгауэр (1788-1860),который «заменил» власть разума навласть иррациональной мировой ииндивидуальной воли,и СёренКьеркегор (1813-1855), «точкойотсчета» у которого становится личность,одинокая в своих уникальных переживаниях.

Социальнымисточником философиижизни можно считать реакцию на кризистрадиционных (классических, просветительских)идеалов, а именно противоречие междурациональностью (т.е. глубокойосознанностью) идеалов и нерациональнойсущностью человека, которая мешаетвоплощению его идеалов.

Научно-теоретическимипредпосылками философиижизни являются:

1.изменение научной картины мира, вызванноекардинальными открытиями в естественныхнауках, и появление новых парадигмнаучного мышления, что привело к выводамо невозможности устойчивых взглядов иабсолютного знания;

2.успехи биологии и психологии и ихабсолютизация (интерес к жизни организма,психической жизни, к жизни души);

3.оппозиция интеллектуализму вообще икантовскому в частности;

4.оппозиция эволюционизму (теориямлинейного прогресса, марксизму), т.е.новый взгляд на историю как сложный инеоднозначный процесс развития уникальныхкультур и событий;

5.реакция на дарвинизм, согласно которомудвижущими силами эволюции выступаютнаследственная изменчивость и естественныйотбор наиболее приспособленных особей,следствием которых является возникновениеновых видов, в том числе человека и егоразума.

Источник: https://studfile.net/preview/5473866/page:9/

Вл.С. Соловьев и русская религиозная философия

Русская религиозная философия XIX – XX вв. (В. Соловьев, Н.Бердяев). Философские взгляды соловьева и бердяева

[186]

В.С. Соловьев создал оригинальную религиозную философию, которая оказала огромное влияние на философско-религиозные искания русской интеллигенции в XX веке. Многие идеи философа с трудом воспринимались его современниками, а часть научного наследия мыслителя до сих пор еще требует детального изучения. Ученый оставил огромное научное наследие.

При анализе его публикаций «Философские начала цельного знания», «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечности» напрашивается вывод о том, что он был религиозным философом. По Владимиру Соловьеву, человек должен делать или делает «Божественную работу — или совместную богочеловеческую работу в истории».

Он преклонялся перед платоновской природой красоты, истины и блага». Абсолютное хочет как блага того же самого, что оно представляет как истину и чувствует как красоту». После очищения и объединения человеческое делание, становится «цельным творчеством», знание, познавание становится «цельным знанием», а действительное, практика становится «цельным обществом».

Любая из этих 3-х сфер, в свою очередь, является своеобразным синтезом 3-х подчиненных моментов: «цельное творчество» — мистики, изящного и технического творчества, «художества», «цельное знание» — теологии, абстрактной философии и положительной науки; «цельное общество» — церковных, государственных и хозяйственных институтов.

Он называл «цельной жизнью» синтез цельных — общества, творчества и знания.

Отличительной особенностью В. Соловьева является его отказ подчинить «действование», практику и «делание», созидание познаванию. Он ставил все три сферы на один уровень; равно трактуя их как существенные составные части «цельной жизни».

По его мнению, следует, что противоречие между религиозными и светскими началами в человеческом обществе (они не могут ни отменить друг друга, ни сосуществовать как независимые сферы) — исчезает, когда мы понимаем, что светский или естественный порядок обеспечивает необходимые средства для достижения абсолютной цели религиозного или мистического порядка, а абсолютная цель может быть достигнута только с помощью [187]этих средств. Светский порядок обладает реальной независимостью, но религиозному порядку присуще идеальное первенство, так как именно он обеспечивает содержание и цель светского порядка. Но поскольку для поддержания такого порядка необходимы формальные и материальные средства (то есть политические и экономические институты), религиозный порядок в свою очередь зависит от светского порядка. На философском диспуте в С.-Петербургском университете В. Соловьев сделал доклад «Несколько слов о настоящей задаче философии», где было отмечено, что философия и религия должны дополнять друг друга и быть в своеобразном соединении и в этом есть «настоящая задача философской мысли».

По мнению философа этика, эстетика и философия истории, видимо, имеют столько же «содержания», сколько физика, химия, биология или геология, хотя это «содержание» совсем иного типа, а нравственный элемент «должен быть положен в основу теоретической философии». Свое философское творчество Владимир Соловьев связывал с позитивным этическим решением «быть или не быть правде на земле», а научная работа «Красота в природе» созвучна космически-преобразовательным идеям В. Вернадского, Н. Федорова, К. Циолковского.

Созданная В. Соловьевым концепция «всеединства» была центром философских поисков мыслителя. Всеединство — идеальный абсолют.

«Так как реализация всеединства еще не дана в нашей действительности, в мире человека и природы, а только совершается и при этом совершается посредством нас самих, то она является задачей для человечества». Постигнуть безусловное всеединство возможно только «цельным знанием».

Имеется в виду синтез религии, науки и искусства. Концепция всеединства в наши дни является методологической проосновой эколого-экономического знания, построенного на принципах цельного (целостного) мировоззрения.

Религиозный философ всю свою короткую жизнь соблюдал правило: вести этически правильную жизнь и «сохранять духовную трезвость и ясность сознания». По мнению философа Г. Флоровского, Владимир Соловьев умел будить умственную совесть.

Он был за то, что «нам надо молиться Богу, помогать друг другу… Молитва, милостыня и пост, в этих трех действиях состоит вся личная или частная религия», но есть еще «религия общественная: участие в жизни церкви. Христос присущ своей церкви, как путь, истина и жизнь».

Из них «образуется царство Божие, которого [188]владыка — есть Христос». На образе Христа надо проверять свою совесть или этическую сторону жизни человека.

В книге «Духовные основы жизни» философ дал читателям совет «…перед тем, как решиться на какой-нибудь поступок, необходимо вспомнить «нравственный образ Христа, сосредоточиться в нем и спросить себя: мог ли бы он совершить этот поступок…вспомните о Христе, вообразите Его себе живым, каким Он и есть и возложите на него все бремя ваших сомнений» 1.

В.С. Соловьева интересовали и проблемы хозяйственного природопользования. Дело в том, что конец 80-х годов XIX века принес в Россию засуху, неурожай, голод. Он писал об иссушении и истощении земель в результате хищнического и неумелого землепользования, а человек является беспомощным в противостоянии стихиям.

По мнению ученого, в истории существует три этапа подхода человека к природе. Первый этап, который пройден — это насильственное изъятие у природы всего насущно необходимого. Второй этап, к которому переходит человек — разумное изъятие «с оглядкой», но также насильственное, и третий этап, может быть, отдаленного будущего — полное прекращение насилия над природой.

«Возделывать землю не значит злоупотреблять ею, не разрушать ее, а улучшать ее, вводить ее в большую силу и полноту бытья… Без любви к природе для нее самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни… Человек пользовался своим превосходством над природой не для своего только, но и для ее собственного возвышения.

Отношение к собственному дому… должно строиться на нравственной основе, на основе определенной философии экологии, научного изучения целостности мироздания мира, как органического и разумного целого», а «человечество не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди».

Так мог говорить человек, который имел этически чистую душу и в его действиях и многочисленных трудах подтверждается глубокая нравственность великого религиозного философа.

В многочисленных воспоминаниях В. Соловьев характеризуется как выдающийся религиозный философ, оказавший огромное влияние на богоискательство и религиозную философию С. Булгакова, братьев С. и Е. Трубецких, П.А. Флоренского, Н. Бердяева и др. По [189]К.

 Леонтьеву, философ Соловьев был непонятным мыслителем, а затем ясным философом — писателем в современной Европе. О. Ключевский считал, что философ был готов «проповедовать в пустыне». Религиозная философия В.С.

 Соловьева получила мировое признание, а многие его суждения остаются актуальными и в наши дни.

  • [1] С.М. Соловьев. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977, С.416.

Источник: http://anthropology.ru/ru/text/kazakova-ne/vls-solovev-i-russkaya-religioznaya-filosofiya

Русская религиозная философия XIX – XX вв. (В. Соловьев, Н.Бердяев)

Русская религиозная философия XIX – XX вв. (В. Соловьев, Н.Бердяев). Философские взгляды соловьева и бердяева
Подробности Категория: Ответы к вступительному экзамену по философии

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – выдающийся, истинно гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов.

Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность — эмпиризм, частное.

И та, и другая (крайности) заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог.

Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством.

Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполенностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства.

Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства.

Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма.

Цель мировой истории — единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу.

В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви — Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на земле «царства божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Залогом установления такого всеединства является объединение западной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.

Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев утверждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное общество.

Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юридическое право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь для проявления лишь крайних форм зла.

Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – религиозный философ, публицист.

Бердяев не разделял традиционное христианское мировоззрение с его идеей завершенности творения и откровения. И то, и другое, с его точки зрения, не закончено, а может и должно продолжаться.

Конечно, Богом, но уже совместно с человеком, через его, человека, творчество. Это свое убеждение, этот свой прорыв к новому религиозному сознанию Бердяев развивает в концепцию антроподицеи – оправдания человека в творчестве и через творчество.

Творчество божественно и свято, оно – сама религия.

Творчеством человек оправдывает жизнь и себя в ней перед Богом. Жизнь в творчестве и творческая жизнь есть жизнь в духе, духовная жизнь, духовное восхождение. Духовность и творчество в каком-то смысле совпадают.

Творчество возможно только при допущении и в условиях свободы, в опоре на свободу. Оно вытекает, рождается из свободы. Свободу Бердяев награждает такими эпитетами, как таинственная, изначальная, бездонная, неизъяснимая, безосновательная. Над свободой, оказывается, не властен даже Бог, ибо он ее не создавал. Свобода коренится в «ничто», или первичном хаосе, из которого Бог и сотворил мир.

В исходном своем понимании свобода первична по отношению к добру и злу, она лишь обусловливает их возможность. Зло пришло в мир вместе с отпадением человека от Бога. Причину этого следует искать в своеволии и человеческой гордыне, в стремлении человека сравняться с Богом, став тем самым на его место.

Творчество для Бердяева есть также особая мораль, мораль или этика творчества. Мораль творчества направлена на созидание новой жизни, а не на приспособление к условиям наличного, данного, бытия.

Смысл новой эпохи, провозвестником которой Бердяев считал себя самого, состоит в том, что она наполняется откровением человека. «Итог мировой жизни и мировой культуры, – читаем мы у Бердяева, – постановка проблемы творчества, проблемы антропологического откровения».

Источник: https://studfilosed.ru/otvety-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-filosofii/131-russkaya-religioznaya-filosofiya-xix-xx-vv-v-solovev-n.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.