Самое интересное о лягушках для детей. Краткая информация о лягушке. Другие любопытные факты о лягушках

Богомол – самые интересные факты

Самое интересное о лягушках для детей. Краткая информация о лягушке. Другие любопытные факты о лягушках

Школа богомола

Возьмем, к примеру, китайцев. Они в свое время создали стиль борьбы, который так и назвали – стиль богомола. А вот стиль таракана китайцы почему-то создавать не стали. А, собственно, почему? Потому что таракан – ночной побирушка, жадный до крошек с барского стола, трусливый и вообще личность неприятная, его даже в руки брать противно.

А богомол? Богомол – это сила. Он крошки подбирать не станет. Богомолу подавай исключительно живую пищу, такую, чтобы она вертелась, кричала и сопротивлялась, чтобы богомол имел все основания продемонстрировать свои бойцовские качества.

А потому на столе этого кровожадного насекомого в обилии присутствуют мелкие птички, лягушки, ящерицы, грызуны и даже змеи некрупного калибра.

Мало того, если богомолу вовремя не подать живую змею на завтрак, он безо всякого зазрения совести закусит собственным товарищем, если тот подвернется под лапу.

Так что китайцы знали, что делали, когда с презрением отвернулись от тараканов и создали бойцовскую школу имени богомола.

Они могут быть рядом

У богомола есть и еще множество оригинальных отличий как от своих родственников по отряду, так и от других обитателей нашей планеты.

Во-первых, богомол имеет только одно ухо, но прекрасно слышит, что уже настораживает. Во-вторых, богомол – единственное насекомое, которое способно вертеть головой в разные стороны и даже оглядываться через плечо – не крадется ли кто сзади. В-третьих, богомолы очень крупные – до 11 сантиметров в длину, а потому  уверенные в себе насекомые.

Когда богомол ест, он никуда не торопится, не оглядывается нервно по сторонам (хотя оглядываться может, мы об этом только что упоминали). Он знает, что пища никуда от него не денется – просто потому, что он только что откусил ей голову, как раз во избежание побега. И что никто у него эту пищу не отберет – кишка тонка.

Еще богомолы известны тем, что умеют маскироваться даже лучше, чем прославленные хамелеоны. Не верите? Вы видели живого хамелеона? Наверняка, видели. А богомола? Вот то-то. И не увидите, а он, возможно, сидит сейчас прямо перед вашим носом, и размышляет: с какой части тела начать вас есть?

Ладно, последнее – шутка. Мы ведь уже перечислили гастрономические пристрастия богомола и гомо сапиенсы в этот кровавый список, к счастью, не входят.

О храбрости (а, может, безрассудности) богомолов можно рассказывать часами. Автор сам как-то видел на Кипре просто огромного богомола, который сидел прямо посередине автомагистрали, с ненавистью поглядывая на аккуратно объезжавшие его машины.

Исключительно из любви к животным, его пришлось взять на руки и отнести на обочину. Видели бы вы, с каким презрением он воспринял данное действие.

Есть даже подозрение, что выждав некоторое время, богомол вернулся обратно на магистраль – может, у него там серьезные дела были, а мы, по скудости ума, просто этого не поняли и решили помочь.

Эротические ужасы

У богомолов все серьезно, даже, если не сказать – особенно серьезно, в интимных отношениях. Когда богомолы создают семью, то нет никаких ахов вздохов, и никто не прилетает на свадьбу с другого конца страны.

Семья богомолов – это готовый сюжет для кассового фильма ужасов.

Судите сами: если в процессе, так сказать, создания потомства самка проголодается, то она не говорит: «Остановись, дорогой, я сейчас быстро сбегаю на кухню и приготовлю нам по горячему бутерброду».

Ничего подобного! Самка просто поворачивает свою голову на 180 градусов (а богомолы это умеют, мы уже не один раз об этой особенности упоминали) и…откусывает голову самца!

Что интересно: процесс изготовления детей при этом действии не то что бы не останавливается, но даже не сбивается со взятого в самом начале ритма.

Но даже если самка не успела проголодаться, по окончании брачной ночи, умный самец сам притворится мертвым по той же самой причине, чтобы его не съели – неподвижные объекты богомолы в пищу не употребляют.

И, только убедившись, что самка отошла в сторону и занялась своими делами, самец тихо исчезает из ее поля зрения, несколько удлинив, таким образом, свою жизнь.

Но, чаще всего самца таки съедают «в процессе». Понятно, что безголовый самец – не самец, а потому, после первой брачной ночи его жизнь, не только семейная, но и вообще – заканчивается.

Самка же ведет себя так, будто ничего не случилось, а появляющиеся через некоторое время богомолята настолько воспитаны, что никогда не спрашивают, где их папа и что с ним стало? Так что их матери не приходится врать, что папа – летчик, и он разбился на сверхсекретных испытаниях новых крыльев.

Кстати, о крыльях. У богомолов есть крылья, как у самцов, так и у самок, но самки ими не пользуются – так как они, самки, очень крупные, крылья их просто не поднимают. А вот самцы вполне смогут летать, но, опять-таки, недалеко, скажем, с ветки на ближайшую же ветку.

Кому его молитва?

Мы так и не рассказали, почему же это удивительное насекомое назвали, собственно богомолом?

Как понятно из картинок, скорее всего за характерный жест: поднятые кверху, как будто в мольбе передние лапки.

На самом-то деле, богомол никому и ничему никогда не молится.

А поднятые лапки, украшенные характерными зазубринами и способные раскладываться как два перочинных ножа, это, собственно, угрожающий жест нападения и одновременно защиты, как бы говорящие: «Хочешь жить – держись подальше».

Источник: http://www.chronoton.ru/nature/bogomol

Лягушка без легких • Картинка дня

Самое интересное о лягушках для детей. Краткая информация о лягушке. Другие любопытные факты о лягушках

На фото — калимантанская барбурула (Barbourula kalimantanensis) из семейства жерлянок. Эта обычная на вид индонезийская лягушка обходится без легких и при этом вполне нормально живет. Среди бесхвостых амфибий это единственный случай утраты такого важного физиологического приспособления для наземной жизни.

Калимантанская барбурула была впервые обнаружена в 1978 году в реке Пинох на западе острова Калимантан (Борнео) и описана индонезийским герпетологом Джоко Искандаром (Djoko Tjahjono Iskandar). Это второй известный вид рода Barbourula — первый, филиппинская барбурула (Barbourula busuangensis), был описан в 1924 году.

Исследование единственного экземпляра нового вида без возможности вскрытия не выявило в лягушке ничего необычного, пока в 2007 году не обнаружили две новых популяции, из которых удалось отловить несколько особей. Только тогда стало возможным детально изучить внутреннее строение этих амфибий.

Оказалось, что барбурула лишена легких, гортани и трахей.

На самом деле отсутствие легких — не новшество для земноводных.

Не имеет легких одно из самых многочисленных семейств хвостатых амфибий, включающее более 350 видов, — безлегочные саламандры (Plethodontidae).

Нет этого органа и у дальневосточного тритона (Onychodactylus), а также двух видов червяг — Atretochoana eiselti и Microcaecilia iwokramae. Каким же образом все эти амфибии дышат?

Ответ дает один любопытный эксперимент. Если у лягушки удалить легкие и оставить в террариуме с высокой влажностью и температурой ниже комнатной, животное будет продолжать жить еще довольно долгое время. Но если кожу лягушки обильно смазать маслом, она быстро погибнет. Оказывается, всё дело в коже.

Амфибии, при всем несовершенстве своей дыхательной системы по сравнению с высшими позвоночными, активно используют кожу в процессе дыхания, пропуская через нее примерно половину потребляемого кислорода. Высокое значение кожного дыхания связано с небольшой площадью поверхности легких у земноводных.

Чтобы нормально дышать и не задыхаться, надо как-то компенсировать этот легочный недостаток. Поэтому у амфибий влажная и слизистая кожа, а во влаге хорошо растворяется атмосферный кислород. Такой способ дыхания приковал многих амфибий к воде.

Стоит отметить, что именно от далеких предковых форм современных амфибий млекопитающим (и человеку) досталась аналогичная мягкая железистая кожа.

Использовать кожу на все 100% в процессе дыхания калимантанская барбурула смогла за счет увеличенной площади поверхности тела: она выглядит довольно плоской по сравнению с другими лягушками. Кожа барбурулы морщинистая, с множеством бугорков и шипиков, дополнительно увеличивающих площадь поверхности.

Но важна также и подходящая среда обитания. Калимантанская барбурула живет преимущественно в холодных чистых речных потоках глубиной от 0,5 до 5 м с умеренными и сильными течениями.

Водоемы со стоячей теплой и мутной водой имеют более низкое содержание кислорода и не подходят безлегочным амфибиям. Чтобы лучше плавать в воде с быстрым течением, барбурула обзавелась лапами, похожими на симметричные весла.

А коричнево-черный цвет лягушки обеспечивает ей неплохую маскировку среди камней, под которыми она любит скрываться.

Из-за своей требовательности к среде обитания калимантанская барбурула входит в число видов, находящихся под угрозой исчезновения.

В связи с незаконной рубкой леса, добычей золота и прочей человеческой деятельностью на Калимантане возрастает мутность речных потоков, происходит их заиливание и загрязнение ртутью. Из-за сведения леса реки лишаются тени и нагреваются.

Всё это губительно сказывается на жизни не только калимантанской барбурулы, но и других обитателей индонезийского острова.

Фото © Lars Fehlandt с сайта lars-fehlandt.de.

Антон Ульяхин

4

Показать комментарии (4)

комментарии (4)

  • Интересно как эти немые создания находят половых партнеров. Ведь у их голосистых собратьев звук это один из половых признаков по которым они друг друга находят для спаривания.Ответить
    • По всей видимости, через сайты знакомств, как и люди. Мы ведь не пользуемся лёгкими для того, чтобы сидеть в Интернете.Ответить
  • В статье говорится, что кожное дыхание “навсегда приковало амфибий к воде”. Но есть много видов хвостатых и бесхвостых земноводных, которым водоёмы нужны только для размножения (многие жабы и саламандры, сибирский углозуб). А в остальное время они прекрасно живут вдали от воды и не нуждаются в смачивании кожи.

    Ответить

  • Тут более удивительно не отсутствие легкий, а то, что такое отсутствие так редко встречается у бесхвостых земноводных.

    Относительно жаб и их жизни вдали от воды. Могу на собственном опыте рассказать. У меня в террариуме живет наша обычная Зеленая жаба. Да, ее часто можно встретить в поле, на сухом грунте и с сухой кожей.

    Но у меня в террариуме, как только грунт подсыхает, а воды я не налил, она тут же приходит и ложиться на дно емкости с водой, где грунт еще влажный.

    Распластывается как можно сильнее, для большей плоскости соприкосновения кожи с влажным грунтом.

    Ответить

  • Источник: https://elementy.ru/kartinka_dnya/607/Lyagushka_bez_legkikh

    Несколько фактов о лягушках

    Самое интересное о лягушках для детей. Краткая информация о лягушке. Другие любопытные факты о лягушках

    Лягушки — удивительные существа. Они яркие, разнообразные, а если бы они были размером с человека, то могли бы перепрыгивать через здания! Ниже вы найдете несколько фактов и фотографий этих удивительных амфибий.

    Смотрите также выпуск — Ракурс лягушки

    (Всего 25 фото)

    Карты: На нашем сайте вы можете найти всевозможные карты, карты городов, карты стран, старинные карты и карты сокровищ, Гугл карты и Яндекс Карты, карты маршрутов и карты затерянных экспедиций.

    1. Распространение лягушек варьируется от тропических до субтропических регионов, но большинство видов обитают в тропических лесах. На фото: красноглазая квакша. (MARCUS LIM)

    2. Из более 5000 описанных видов амфибий около 88% – лягушки. На фото: красноглазая квакша. (ANGI NELSON)

    3. Рогатая лягушка. (DIABLOMAKO)

    4. Чакская филломедуза. (ANGI NELSON)

    5. Лягушка-арлекин. (DARK-RAPTOR)

    6. Использование общепринятых названий «лягушка» и «жаба» не имеет за собой таксономического объяснения. С этой точки зрения, все члены отряда Anura – лягушки, но лишь члены семейства Bufonidae считаются «настоящими жабами». (MY LIVING PHOTOGRAPHY)

    7. Термин «лягушка» в названии обычно говорит о том, что этот вид – водное или полуводное существо с гладкой и/или влажной кожей. Термином «жаба» обычно описывают виды, которые живут на земле, а кожа у них сухая и бородавчатая. На фото: ужасный листолаз. (AIMISHBOY)

    8. Морфология лягушек уникальна по сравнению с другими амфибиями. (SNIC320)

    9. По сравнению с двумя другими группами амфибий (саламандрами и червягами), лягушки необычны, потому что у них нет хвостов, а лапы приспособлены больше для прыжков, чем для ходьбы. (ARCYNUM)

    10. Лягушки варьируются в размере – от 10 мм (Brachycephalus didactylus из Бразилии и Eleutherodactylus Iberia из Кубы) до 300 мм (голиаф из Камеруна). (HILDE VAN HOVE)

    11. Обычно лягушек признают отличными прыгунами, лучшими из позвоночных. (YOSHIAKI OIKAWA)

    12. Австралийская остроносая квакша может прыгать более 50 раз выше длины собственного тела (5,5 см), то есть прыжки составляют более 2 метров. Ускорение прыжка может в два раза превышать скорость гравитации. (LESTATH_X)

    13. Между видами существует большая разница в способности к прыжкам, но внутри самого вида расстояние прыжков увеличивается с увеличением размера самой лягушки. (ANGI NELSON)

    14. Некоторые виды, например, колорадская речная жаба и ага, могут выделять из кожи буфотоксин, и некоторые его разновидности, такие как буфотенин, – психоактивны, поэтому их используют, как рекреационные препараты. На фото: коралловопалая литория. (FNQ)

    15. Обычно кожные выделения высыхают и испаряются. Особенно опасно прикоснуться к коже лягушки губами или лицом. Отсюда и пошел миф о бородавках. (YOSHI OIKAWA)

    16. Пищеварительная система лягушек начинается во рту. На верхней челюсти у лягушек есть зубы, которыми еда перемалывается перед глотанием. На фото: красноглазая квакша. (MARCUS LIM)

    17. Эти зубы очень слабы и ими нельзя поймать или навредить живой добыче. Вместо этого лягушка использует свой липкий язык, чтобы поймать еду (например, мух или других насекомых). На фото: тростниковая лягушка. (ANGI NELSON)

    18. У лягушек слегка развита нервная система, которая состоит из мозга, спинного мозга и нервов. Многие части мозга лягушки подобны человеческим. На фото: древесница. (ANGI NELSON)

    19. Продолговатый мозг отвечает за дыхание, пищеварение и другие функции организма. Мозжечок управляет координацией и позой. Относительный размер мозжечка лягушки намного меньше, чем у человека. На фото: рогатая лягушка. (MACRO JUNKIE)

    20. Жизненный цикл лягушек, как и других амфибий, состоит из 4 стадий: яйцо, головастик, метаморфоз и взрослая особь. (BELA BENEDEK)

    21. Крики некоторых лягушек можно услышать на расстоянии до 1,6 км. На фото: древесница. (ANDREW HOSKING)

    22. Крик лягушки уникален для каждого вида. На фото: амазонская молочная лягушка. (FANTASTIC FENNEC)

    23. Зов лягушки получается путем прохождения воздуха через гортань. (ANGI NELSON)

    24. В большинстве криков звук усиливается одним или более резонатором – мембраной кожи под горлом или на уголке рта, который раздувается во время усиления крика. (ANGI NELSON)

    25. Павлинья лягушка. (ANGI NELSON)

    Напоминаем, что Bigpicture.ru есть в , , , Одноклассниках, Google + и ЖЖ. Подписаться на RSS можно здесь.

    Источник: https://bigpicture.ru/?p=265871

    Интересные факты о енотах

    Самое интересное о лягушках для детей. Краткая информация о лягушке. Другие любопытные факты о лягушках

    Когда-то давным-давно, ещё в прадавние времена, енот полоскун был человеком.

    Причём довольно-таки изворотливым и хитроватым – он всё время всех обманывал, плутовал, а также крал всё, что плохо лежало, поскольку имел непреодолимое пристрастие к клептомании.

    Дошел он до того, что разгневал Верховного Духа до такой степени, что тот сгоряча превратил его в енота. Некоторое время спустя он смягчился – и вернул зверьку человеческие руки, такие же, как и прежде, быстрые и ловкие.

    Возможно, именно поэтому индейцы этого зверька не употребляют в пищу, опасаясь, что через еду к ним перейдут также моральные качества енота, что является далеко непочетными характеристиками у гордых индейцев.

    Описание зверька

    Симпатичный, пушистый, чрезвычайно любопытный чёрно-белый зверёк с шикарным длинным полосатым хвостом мало кому придется не по душе.

    Несмотря на то, что это безобидное на первый взгляд животное является не только всеядным, но и довольно-таки успешным хищником и добытчиком: если какая-нибудь пища ему приглянулась, будь то чрезвычайно жирная курица, бегающая по двору, или без присмотра оставленный сладкий изюм или фрукты – от цели енота вряд ли что отвлечёт – и он это однозначно съест.

    Родиной енота-полоскуна считается Северная и Центральная Америка, откуда впоследствии они были завезены на территорию Евразии. Благодаря своему умению быстро адаптироваться к окружающей среде, они довольно быстро распространились по континенту (при этом енотов-полоскунов можно встретить даже на Дальнем Востоке).

    Синий кит – самое большое животное на планете234814.489

    Первые воспоминания об этих зверьках можно найти у Христофора Колумба – и уже с того времени ученые начали активно дискутировать, к какому именно виду принадлежат эти животные.

    Одни утверждали, что еноты — это собаки, другие – барсуки, третьи называли их кошками, были предложения считать их медведями.

    И лишь несколько столетий спустя, в конце XVIII века, им выделили специальный род енотов (Procyon), что в переводе означает «похожий на собаку».

    Характеристика рода и виды

    Еноты – это хищные млекопитающие, что относятся к семейству енотовых, в роду котором учёные выделяют следующие виды:

    • Енот-полоскун – именно их привезли в свое время на Евразийский континент. Этот вид, в свою очередь, разделяется на 22 подвида, один из которых вымер в середине прошлого века;
    • Енот-ракоед – обитает в Центральной и Южной Америке;
    • Косумельский и гваделупский еноты – животные-эндемики, встречаются только в Северной или Центральной Америке и проживают на довольно-таки ограниченной территории (при этом гваделупский вид считается вымирающим).

    Внешняя характеристика

    Внешне этот зверёк немного похож на собаку или даже лисицу, но имеет ряд уникальных особенностей, которые отличают их от этих зверей.

    Длина енота-полоскуна составляет от 45 до 60 см. Вес, в зависимости от вида и пола животного (самцы крупнее самок), а также от сезона (зверьки, живущие на севере, зимой впадают в спячку). В среднем весят около шести килограмм.

    Голова у енотов широкая, имеет заострённую морду и стоячие уши закруглённой формы.

    Немного укороченная морда чем-то напоминает маску: нос – чёрный, шерсть вокруг него – белая, сверху – черная полоса, переходящая на лоб, вокруг глаз – широкие черные, расположенные под углом 45 градусов полосы, ведущие к шее, сверху обрамлённые узкой белой полоской.

    Лапы – короткие, с хорошо развитыми пальцами (они немного похожи на человеческие, поскольку между собой не имеют перепонок) и длинными когтями – благодаря этому еноты умеют не только хватать и манипулировать мелкими предметами, но также чрезвычайно хорошо лазить и бегать по деревьям. Интересно, что эти зверьки, когда передвигаются, опираются только на пальцы, зато, когда стоят на одном месте, используют подошву целиком. Они также способны сидеть на задних лапах.

    Ступни енота чрезвычайно подвижны и способны поворачиваться на 180 градусов, что позволяет ему вытворять на деревьях разные акробатические трюки, в т. ч. и передвигаться вниз головой. Зверьки эти славятся своим длинным черно-белым полосатым хвостом.

    Мех енотов, независимо от вида, серо-бурого цвета, вместе с тем, по длине он отличается. Самый короткий у ракоеда, у остальных – значительно длиннее и гуще. Отличительной особенностью шерсти енота является то, что она на 90% состоит из очень густого подшерстка, основное предназначение которого – не дать животному замерзнуть в холодной воде.

    Органы чувств животного

    Эти юркие хищники не только очень хорошо видят, но и способны неплохо различать оттенки зелёного цвета. У них очень сильно развиты нюх и осязательные ощущения: даже не притронувшись к предмету, зверёк многое узнаёт о нём при помощи чувствительных длинных жестких волос, что расположены у него по всему телу – на морде, между когтями, на животе, на груди.

    Ещё больше данных к еноту поступает через подушечки, которые находятся на его передних лапах – они имеют толстый роговой слой, который, размягчаясь в воде, становится чрезвычайно чувствительным. Если этот юркий хищник проведет долгое время в очень холодной воде, это абсолютно не повлияет на его сенсорные способности.

    Способы передвижения

    Благодаря прекрасному зрению и великолепно развитым осязательным способностям, этот юркий зверёк ночью способен нестись галопом не только по земле (удирая от опасности, он способен развить скорость до 24 км/ч), но и по деревьям (при этом неплохо себя чувствуют даже на тонких ветках). Не только енот-полоскун, но и другие виды очень хорошо плавают и не боятся переплывать неширокие, но бурные горные речки.

    Что касается деревьев, то по ним передвигаться енот способен даже вниз головой – острые когти зверька и ловкие пальцы дают ему возможность крепко цепляться как за сами ветви, так и за кору деревьев. Кроме того, в случае необходимости, енот вполне способен спрыгнуть на землю с высоты 8-12 метров – и абсолютно ничего себе при этом не повредить.

    Место обитания

    Обычно дом енота расположен недалеко от воды, облюбовав для себя дупло в подходящем дереве – обычно размер диаметра входа в его новое жилище составляет от 12 до 19 см и располагается в 30 см от земли. Обнаружить дом енота нетрудно: кора на стволе такого дерева очень сильно поцарапана и на ней можно заметить немало шерстинок.

    Кроме основного места обитания, енот на всякий случай имеет ещё несколько убежищ, но спать предпочитает все-таки в главном.

    Если подходящего дупла поблизости не оказывается, он вполне способен поселиться в расщелине между камнями, между поваленными стволами деревьев и даже в куче хвороста. А может и залезть под землю, отыскав подходящую покинутую нору (например, барсуков), поскольку самостоятельно рыть их еноты не умеют.

    Енот чрезвычайно легко адаптируется, поэтому нередко дом енота располагается возле какого-нибудь населённого пункта, в плодовых садах или даже в парке, конечно, если там им придется по душе. При этом облюбовав территорию, он редко, когда удаляется от неё более чем на 1,5 км – и то, для этого нужны очень веские причины.

    Единственными местами, где вряд ли можно встретить дом енота, являются хвойные леса, а также места, где мало водоемов. Также не любят эти животные регионы с очень суровыми зимами.

    Характер

    По своему характеру еноты чрезвычайно миролюбивы и дружелюбны, активны, любознательны, находчивы и обладают достаточно высоким уровнем интеллекта – они вполне способны учиться и помнить решение той или иной задачи на протяжении трёх лет.

    Несмотря на то, что животное это абсолютно неагрессивное, трусливым его однозначно не назовёшь. При чём желание защитить себя зверьки проявляют уже в трехмесячном возрасте – в случае опасности они угрожающе рычат и даже кусаются.

    Если же напасть на взрослого енота, то обороняться он будет чрезвычайно активно – рычать, кусать, царапаться.

     Если есть возможность избежать драки, он ею воспользуется – увидев врага заранее, он постарается убежать, а если не получится, то он упадёт на землю и притворится мертвым.

    Дерётся он уже тогда, когда и этот приём не срабатывает – в ход тогда идут когти, зубы и природная изворотливость.

    Образ жизни зверька

    Несмотря на всё свое дружелюбие, еноты предпочитают вести одинокий образ жизни (единственное исключение составляет зимний период, когда они впадают в спячку – в этом случае в одном убежище нередко засыпают сразу несколько особей). Они хоть и живут в одиночестве, с сородичами-соседями пытаются поддерживать хорошие отношения.

    Например, если один енот-полоскун по каким-либо причинам оказался на территории другого, они не делают из этого проблемы (главное, чтобы при этом не претендовали на жилище), поэтому кормовые участки енотов часто пересекаются.

    Общаются между собой животные звуками разного типа– они могут урчать, щебетать, повизгивать. Благодаря такой их терпимости к сородичам, в местах, где есть много пищи, они нередко создают очень плотные поселения. Например, есть места в Америке, где на 1 тыс.

    га приходится сто енотов, а в заповедных парках ещё больше – триста.

    Поскольку эти зверьки ведут сумеречно-ночной образ жизни, днём они отсыпаются в логове, а добывать пищу выходят с сумерками (при этом участка своего, радиусом около 1,5 км, пытаются не покидать).

     В случае необходимости енот вполне способен поменять свой распорядок дня. Например, питание енотов, что живут на побережье, во многом зависит от приливов и отливов – когда вода отступает, на песке остается немало разной вкуснятины, в т. ч.

    – много крабов. Такая еда их особенно радует.

    Енот-полоскун, который живет в северных широтах, в отличие от южных собратьев, впадает в спячку, при этом перед тем, как уснуть, он буквально жиреет: вес способен увеличиться в 2-3 раза и достигнуть 20 кг.

    Продолжительность самой спячки зависит от продолжительности холодов – дольше всего спят канадские еноты, около 4-5 месяцев, тогда как на юге Северной Америки полоскуны не спят вообще.

    Снегопады они просто пережидают, безвылазно сидя в своем убежище – причем интересно, что несмотря на свою любовь к одиночеству, чтобы не скучно было сидеть в логове, непогоду они пережидают целыми компаниями.

    Например, однажды один ученый отыскал в убежище огромных размеров сразу четырнадцать енотов.

    Питание

    Несмотря на то, что еноты —  это хищные животные, в действительности они – всеядны, поскольку не брезгуют и растительной пищей.

    Весной и вначале лета енот предпочитает употреблять животную пищу. Для этого он, спустившись с деревьев в поисках еды, передвигается медленно, часто останавливаясь и выискивая на земле что-либо съедобное. На живых мелких существ реагирует мгновенно. Сделав несколько прыжков и догнав жертву, он хватает добычу и с аппетитом поедает, урча и чавкая при этом.

    Во время засухи, когда их основная пища (лягушки и раки) встречаются редко, еноты не брезгуют мышевидными грызунами, жуками, способны поймать и съесть змею, собирают птичьи яйца, едят птенцов, могут залезть и в курятник.

    В воде этот зверёк охотится несколько иначе, поскольку разглядеть или учуять добычу в темноте очень даже непросто, можно даже сказать – проблематично. Поэтому охота происходит следующим образом:

    1. Енот опускает в воду лапы и водит ими по дну, обследуя не только грунт, но и коряги;
    2. В конце концов, его сверхчувствительные пальцы наталкивают на добычу и моментально хватают её, споласкивая при этом. Особенно тщательно это делают еноты-полоскуны;
    3. Они не только моют добычу, но и определяют её точные свойства. В воде его пальцы намного чувствительнее, чем снаружи, поэтому помогают ему точно определить, съедобна ли добыча и готова ли к употреблению. Например, если еноту удаётся поймать рака или краба, он, вытащив улов из воды, со всей силы бьет его об камни, после чего снова опускает в воду, чтобы определить, жива добыча, или нет.

    В конце лета и начале осени этот зверек отдаёт предпочтение растительной пище – в основном ягодам, фруктам, орехам, желудям.

    Поскольку еноты не избегают наведываться в поселения человека, они часто бывают в садах, огородах, полях. Если в тот или иной год фрукты и ягоды дали плохой урожай, они не побрезгуют и зерновыми.

    В поисках чего-нибудь вкусненького они вполне способны порыться и на мусорнике.

    Продолжение рода

    В конце февраля, начале марта, енот-самец чувствует, что пришла пора заводить потомство, и отправляется искать себе подруг – это чуть ли не единственная причина, способная заставить его уйти со своего участка. Самку, готовую к спариванию, он обнаруживает по запаху, при этом процедура его ухаживания достаточно коротка.

    После спаривания самец покидает самку и сразу же отправляется на поиски других, самка остается одна и вынашивает детёнышей, перед рождением которых становится чрезвычайно агрессивной, прогоняя абсолютно всех сородичей, что в это время оказываются поблизости.

    Беременность длится 60 дней, рожает самка в своём логове, на свет появляется от двух до пяти малышей, при этом замечено, что северные еноты более плодовиты, чем их южные сородичи.

    Дети этих зверьков рождаются слепыми и глухими, а вес их не превышает 75 г. Интересно, что любители енотов до сих пор не определились, есть у них шерсть или нет.

    Не вызывает сомнений тот факт, что чёрно-белые отметины на морде проступают практически сразу, а на десятый день обозначаются довольно чётко.

    Мех малышей сразу после рождения начинает усиленно расти – и когда детёнышам исполняется по два месяца, он ничем не уступает шубе родителей.

    Первую твёрдую пищу дети начинают пробовать не раньше девятой недели, когда подрастают молочные зубы (расти они начинают, когда им исполняется месяц), зато нору покидать начинают немного раньше под внимательным материнским надзором.

    Кто такие толстые лори?234814.253

    С матерью малыши общаются при помощи звуков – посвистывают или пронзительно кричат, в зависимости от того, что им нужно – молока или ласки. Мать, в свою очередь, также много общается с малышнёй, посредством ворчания и урчания.

    Чем старше становятся маленькие еноты, тем меньше и тише они высказываются, а потом, покинув мать и войдя в самостоятельную жизнь (а это происходит довольно быстро – осенью или зимой), используют звуки лишь для того, чтобы найти и пообщаться с сородичами.

    Енот-полоскун входит во взрослую жизнь достаточно рано, а именно в возрасте четырёх-пяти месяцев. Самки воспроизводить потомство готовы уже в год-полтора, самцы – в два.

    Самым тяжёлым испытанием для енота считается его первая зима – если он сумел выжить в морозы, значит, проживёт ещё долго.

    Животное само по себе очень здоровое, разные болезни к нему почти не цепляются и при благоприятных обстоятельствах оно вполне способно прожить от 12 до 20 лет.

    Источник: https://awesomeworld.ru/zhivaya-priroda/zhivotnyj-mir/interesnye-fakty-o-enotax.html

    Урок литературного чтения для начальных классов

    Самое интересное о лягушках для детей. Краткая информация о лягушке. Другие любопытные факты о лягушках

    Открытый урок по литературному чтению

    3 класс «В»

    Учитель: Садуова Ш.С.

    Дата: 18.03.2014

    Тема урока: М.Пришвин «Лягушонок».

    Цель урока: умение эмоционально воспринимать и осознавать обратное содержание текста; сформировать навык сравнения и анализа; развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста; воспитывать любовь к природе.

    Планируемые результаты:

    Предметные: умение прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;

    Личностные: проявление умения слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;

    Системно-деятельностные: применение умения анализировать текст, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

    Тип урока: урок формирования навыков и умений.

    Методы урока: словесные, наглядные, практические.

    Приемы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Материальное обеспечение урока: презентация «М.М.Пришвин», научный проект «Лягушка».

    Межпредметные связи: русский язык, познание мира.

    Ход урока

    І. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

    ІІ. Стадия вызова.

    -Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании чего-нибудь хорошего?

    -А можно ли испытывать страх? Если да, то какой он?

    -Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?

    -Почему так происходит?

    1. Отгадывание названия рассказа. Чтение учителем синквейна (первая строчка пропущена, дети по остальным строчкам должны отгадать название темы урока).

    Зеленая, гладкая

    Прыгает, плавает, ловит,

    Зимой она впадает в спячку.

    Земноводное.

    (лягушка)

    -Как называют маленькую лягушку? (лягушонок)

    -С помощью какой части слова вы образовали это слово? (суффиксы –онок-, -енок-).

    2. Интересные факты о жизни лягушек (показ научного пректа, защита учеником).

    С незапамятных времен у жаб и лягушек плохая репутация. Хотя некотрые знают, что в древние времена в сосуд с молоком запускали лягушку, чтобы оно не скисало. И все-таки чем интересны жабы и лягушки? У лягушек есть несколько особенностей, которые помогают им в существовании.

    Перепонки на пальцах лап, выпученные глаза и раздвоенный язык являются основными характеристиками любого вида амфибий. Благодаря своим проницаемым кожным покровам они могут жить как в воде, так и вдали от нее.

    Тем не менее, лягушки встречаются главным образом во влажных районах. Она выбрасывает свой длинный липкий язык, чтобы поймать добычу.

    Как правило, они едят самых различных насекомых, червей и любых других мелких живых существ.

    Существует более 4800 видов лягушек. Хотя все они называются лягушками, есть два типа этих амфибий. Реальные лягушки – те, которые имеют влажную кожу и живут в воде.

    И жабы, обладетельницы бородавчатых наростов и сухой кожи, которые держатся подальше от воды. Лягушки также интересны своим способом дыхания.

    Они могут получать кислород через легкие, а также растворенный в воде кислород через кожу.

    Самый крупный представитель лягушьего мира – лягушка-голиаф (Conraua goliath). Эта гимнасткая лягушка может весить более трех кислограммов, ее длина составляет около 90 см. крепкие ноги лягушки-голиафа позволяют ей совершать прыжки длиной в три метра. Самые маленькие лягушки, обитающие на Кубе, имеют длину тела от 8,5 мм до 12 мм.

    Сегодня мы познакомимся с рассказом «Лягушонок». Откройте учебник и прочитайте, кто его автор? Какие рассказы этого автора вы читали? («Ребята и утята»).

    3. Краткий рассказ об авторе и о его произведениях. (защита презентации учеником).

    Пришвин Михайл Михайлович (1873-1954) – прозаик, замечательный писатель, «певец русской природы». Прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из белой купечееской семьи, проживающей в Елецком уезде Орловской губернии.

    Получив хорошее образование, Михаил Михайлович работал агрономом, был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, после того как много путешествовал по северным краям. Все произведения М.М.Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Прекрасные его описания лесов и полей, рек и озер, птиц и зверей.

    Герои его рассказов любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.

    ІІІ. Стадия осмысления содержания.

    • Как вы думаете, о чем этот рассказ? (ответы детей)

    Учащимся предлагается текст, разбитый на отрывки. Учащиеся читают первую часть, затем следует анализ данного отрывка с использованием вопросов разного вида (уточняющих, интерпретационных, аналитических, оценочных, творческих).

    1.Чтение первого отрывка.

    В полднях от горячих лучей солнца стал плавиться снег. Пройдет два дня, много три – и весна загудит.

    В полднях солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то чёрной пылью. Мы думали, где-то угли жгут.

    Приблизил я ладонь к этому грязному снегу, и вдруг – вот те угли! – на сером снегу стало белое пятно: это мельчайшие жучки-прыгунки разлетелись в разные стороны.

    В полдневных лучах на какой-нибудь час или два оживают на снегу разные жучки, паучки, блошки, даже комарики перелетают.

    Случилось, талая вода проникла в глубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка.

    Он выполз из-под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать. Известно, куда путешествуют лягушки: к ручейку, к болотцу.

    Случилось, в эту ночь как раз хорошо припорошило, и след путешественника легко можно было разобрать. След вначале был прямой, лапка за лапкой, к ближайшему болотцу. Вдруг почему-то след сбивается, дальше больше и больше. Потом лягушонок мечется туда и сюда, вперед и назад, след становится похожим на запутанный клубок.

    Что случилось, почему лягушонок вдруг бросил свой прямой путь к болоту и пытался вернуться назад?

    Чтобы разгадать, распутать этот клубок, мы идём дальше и вот видим…

    ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

    Ромашка Блума

    (на лепестках ромашки простые, уточняющие,

    интерпретационные, творческие, оценочные вопросы).

    Вопросы и задания:

    1.Какое время года описывается в рассказе? (простые, весна).

    2. Как вы понимаете выражение «в полднях», «под снежным одеялом», «припорошило»? (уточняющие).

    3.Кто главный герой рассказа? Опишите его вид, действия. (простые, розовый, маленький лягушонок)

    4.С чего начинают разворачитваться события? (простые)

    5. В каком произведении мы читали о зимовке лягушки? «Зимний дуб». (творческие)

    6.Почему дети думали, что где-то угли жгут? (интерпретационные).

    7.Как вы думаете, что будет дальше? (творческие).

    Физкультминутка. «Веселое болотце».

    2.Чтение второго отрывка.

    Чтобы разгадать, распутать этот клубок, мы идём дальше и вот видим – сам лягушонок, маленький, розовый, лежит, растопырив безжизненные лапки.

    Теперь всё понятно. Ночью мороз взялся за вожжи и так стал подхлёстывать, что лягушонок остановился, сунулся туда, сюда и круто повернул к тёплой дырочке, из которой почуял весну.

    В этот день мороз ещё крепче натянул свои вожжи, но ведь в нас самих было тепло, и мы стали помогать весне. Мы долго грели лягушонка своим горячим дыханием – он всё не оживал.

    ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

    Вопросы и задания:

    1.Что они увидели? (простые, лягушонка).

    2. Как вы понимаете выражение «взяться за вожжжи»? (уточняющие, взять власть в свои руки).

    3.Почему лягушонок повернул к теплой дырочке? (интерпретационные, ночью был мороз, в дырочке было тепло).

    4. Как вы понимаете предложение: «В этот день мороз еще крепче натянул свои вожжи, но ведь в нас самих было тепло, и мы стали помогать весне». Как дети стали помогать весне? (уточняющие, они хотели помочь лягушонку, грели его горячим дыханием).

    5.Как вы думаете, что будет дальше? (творческие)

    3.Чтение третьего отрывка.

    Но мы догадались: налили тёплой воды в кастрюльку и опустили туда розовое тельце с растопыренными лапками.

    Крепче, крепче натягивай, мороз, свои вожжи – с нашей весной ты теперь больше не справишься. Не больше часа прошло, как наш лягушонок снова почуял своим тельцем весну и шевельнул лапками. Вскоре и весь он ожил.

    Когда грянул гром, всюду зашевелились лягушки, и мы выпустили нашего путешественника в то самое болотце, куда он хотел попасть раньше времени, и сказали ему в напутствие:

    -Живи, лягушонок, но, не зная броду, не суйся в воду.

    Вопросы и задания:

    1.Почему лягушонок в тексте назван розовым? (интерпретационные)

    2..Найдите в тектсе пословицу. Объясните ее смысл. (интерпретационные, сначала надо изучать дорогу, а потом идти).

    3.Оцените поступок детей.(оценочные)

    4. Как бы вы поступили на месте детей? (практические)

    5.Сколько времени прошло, как лягушонок шевельнул лапками? (простые, больше часа)

    6.Куда опустили лягушонка? (прсотые, в кастрюльку).

    7.Когда выпустили лягушонка в болотце? (простые, когда грянул гром).

    8.Что испытывали дети, когда помогали лягушонку? Когда он долго лежал без движения? (простые)

    4. Работа с графическим органайзером «Пирамида истории».

    ПИРАМИДА ИСТОРИИ

    ______________

    (имя главного героя)

    _________ ___________

    (два слова, описывающие главного героя)

    ________ _________ __________

    (три слова, место события)

    ________ ________ ________ ________

    (четыре слова, описывающие важное событие)

    _________ ______ ________ ________ _________

    (пять слов, описывающие ключевую идею или важность события).

    IV. Рефлексия.

    -Выберите и продолжите любое предложение?

    *На сегодняшнем уроке я узнал…

    *На уроке я похвалил бы себя за…

    *После урока мне захотелось…

    *Сегодня я сумел…

    VIІ. Подведение итогов урока.

    *Какое произведение мы читали на уроке? Кто его автор?

    *Что вам показалось особенно интересным?

    *Чему учит нас произведение М.Пришвина?

    VIІІ. Домашнее задание.

    Прочитать рассказ и подготовить его к пересказу от лица лягушонка.

    САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

    3 КЛАСС

    Интегрированный урок: литературное чтение, окружающий мир, русский язык

    Тема:  М.М.Пришвин «Лягушонок».

    Учитель начальных классов:        Ш.С.Садуова.

    Курчатов

    2014-2015 учебный год

    Ребенок в раннем школьном возрасте открыт для восприятия, способен искренне переживать то, что увидел или услышал, желает делиться с окружающими своими впечатлениями. И этому подтверждение – мой урок, на котором все отмеченное можно было наблюдать.

    Для открытого урока в 3 классе по литературному чтению мною была выбрана тема М.Пришвин «Лягушонок». Данный урок был задуман по стратегии критического мышления. Эта тема очень близка, понятна и интересна детям младшего школьного возраста. Задачи урока:

    Предметные: умение прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;

    Личностные: проявление умения слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;

    Системно-деятельностные: применение умения анализировать текст, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

    Все этапы и дидактические моменты урока взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый последующий подготовлен предыдущим.

    Методы урока: словесные, наглядные, практические.

    Для сотрудничества, которое способствует развитию уверенности человека в себе, я использовала групповую работу. Она помогает детям быстро сориентироваться.

    Любой труд должен быть оценен. Ребята младшего школьного возраста нуждаются в оценке собственных действий, как со стороны учителя, так и со стороны своих же сверстников, самоконтроль. Осуществлялся и самоконтроль, самооценка одно из условий развития полноценной личности.

    Поэтому считаю, что урок своей цели достиг. Удалось реализовать намеченное.

    Тип урока: урок формирования навыков и умений. В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

    1. Организационный момент. 

    2.  Этап. Стадия вызова. Цель: постановка проблемы и сообщение цели урока.На этом этапе учителем был прочитан синквейн, по которому дети отгадывали тему урока, и ставили цели.

    3. Этап. Стадия осмысления произведения.

    • Презентация «Царевна-лягушка».

    • Знакомство с жизнью и творчеством М.Пришвина.

    • Знакомство с произведением. Метод: чтение с остановками и прогнозирование.

    Работа по Таксономии Блума (ромашка Блума).

    • Работа с графическим органайзером.  Дети выстраивали пирамиду истории: имя главного героя, характеристика, место событий, важное событие, идея произведения.

    • Рефлексия.

    • Подведение итогов урока.

    • Домашнее задание.

       .

    учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

    Учитывая психологические и возрастные особенности детей, в урок были включены здоровье – сберегающая технология: физкультурная пауза.

     С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений небольшого  объёма, доброму положительному отношению к животному миру.

    Поэтому считаю, что урок своей цели достиг. Удалось реализовать намеченное.

    Источник: https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-dlya-nachalnih-klassov-mprishvin-lyagushonok-2295749.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.