Синтаксический предложение по составу. Что такое синтаксический разбор

Содержание

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический предложение по составу. Что такое синтаксический разбор

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные.

В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы “Школа 2100”, “Школа России” и “Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие.

Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами “прокладывают” преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

В 4 классеВ 5 классе
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.Сущ.(главное слово)+прил.,Гл.(главное слово)+сущ.Гл.(главное слово)+мест.Нареч.+гл.(главное слово)Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.Разбор постоянно отрабатывается на уроках  и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и  [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.
Схемы предложения с прямой речью: А: “П!” или “П,” – а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: “П, – а. – П.” и “П, – а, – п”. Вводится понятие диалога и способы его оформления.Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи:  грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.

Образцы разбора простых предложений

Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ

Источник: http://ruslita.ru/346-sintaksicheskij-razbor-

Синтаксический разбор сложного предложения. Общий план с примерами

Синтаксический предложение по составу. Что такое синтаксический разбор

Синтаксический разбор сложного предложения позволяет повторить и обобщить сведения о сложном предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой. Кроме того, при данном виде разбора привлекаются все имеющиеся сведения о простом предложении, таким образом происходит обобщение и систематизация изученного материала по синтаксису и пунктуации.

Список дидактических единиц, проверяемых на ЕГЭ

В перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене, включены следующие дидактические единицы (нумерация – код элемента содержания, для которого создаются задания):

Все эти дидактические единицы изучаются на уроках русского языка в 9 классе в разделе «Синтаксис и пунктуация», систематизировать и обобщить знания по данным темам помогает синтаксический разбор сложного предложения.

Общий план разбора с примерами

  1. Подчеркнуть члены предложения во всех частях сложного предложения. Указать тип сказуемого и типы второстепенных членов (дополнения, определения, обстоятельства) во всех частях сложного предложения.
    Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.

    Я – подлежащее, выраженное местоимением;

    я (что сделал?) выглянул и увидел – однородные простые глагольные сказуемые;

    метель – подлежащее, выраженное существительным;

    метель (что сделала?) разбушевалась – простое глагольное сказуемое;

    выглянул (куда?) в окно – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

    Утро было солнечным, и день должен быть жарким.
    Утро – подлежащее, выраженное существительным;

    утро (каково? было каким?) было солнечным – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой было и прилагательным солнечным;

    день – подлежащее, выраженное существительным;

    день (каков? должен быть каким?) должен быть жарким –  составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой  быть, кратким прилагательным должен и полным прилагательным в творительном падеже жарким.

    Наступила тишина: он начал петь.

    Тишина – подлежащее, выраженное существительным;

    тишина (что сделала?) наступила – простое глагольное сказуемое;

    он – подлежащее, выраженное местоимением;

    он (что сделал?) начал петь – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начал и инфинитивом петь.

  2. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.Каждое предложение из приведённых в №1 имеет две грамматических основы, следовательно, является сложным, состоит из двух частей.
  3. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

    Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.

    [ O и O ], (что). Предложение сложное, в первом простом – однородные сказуемые;

    союзное, части соединяются подчинительным союзом что;

    сложноподчинённое;

    первое простое – главное, от него ставится вопрос ко второму предложению: увидел что? Следовательно, второе простое предложение – придаточное изъяснительное.

    Утро было солнечным, и день должен быть жарким.

    [  ], и [  ]. Предложение сложное, связь союзная, простые предложения связаны сочинительным союзом и;

    соединительный союз выражает смысловые отношения последовательности событий;

    предложение сложносочинённое.

    Наступила тишина: он начал петь.

    [  ]:[  ]. Предложение сложное, связь бессоюзная, простые предложения связаны по смыслу и интонационно;

    первое простое объясняет причину того, о чём говорится во втором, поэтому ставится двоеточие.

  4. Охарактеризовать предложение:

    — по цели высказывания;

    — по интонации;

    — по количеству грамматических основ (сложное);

    — указать тип сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное или предложение с разными видами связи (указать какими);

    — если в сложноподчинённом предложении к одному главному относятся несколько придаточных, указать вид подчинения: последовательное, параллельное или однородное.

    Мы вошли в лес, где было много грибов, которые встречались нам на каждом шагу.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;

    союзное, сложноподчинённое;

    первое простое Мы вошли в лес – главное, второе где было много грибов  – придаточное определительное (лес какой?), присоединяется к главному с помощью союзного слова где;

    третье  которые встречались нам на каждом шагу  – придаточное определительное (грибов каких?), присоединяется ко второму простому с помощью союзного слова которые;

    последовательное подчинение.

    Я знал, что она права, что придётся извиняться.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;

    союзное, сложноподчинённое;

    первое простое Я знал – главное, второе и третье что она права, что придётся извиняться относятся ко всему главному и отвечают на вопрос о чём?;

    присоединяются к главному с помощью союзов что;

    являются придаточными изъяснительными;

    однородное подчинение.

    Если хотите достичь успеха, нужно забыть обо всём, что вас отвлекает от цели.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;

    союзное, сложноподчинённое;

    первое предложение Если хотите достичь успеха – придаточное обстоятельственное условия, отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется к главному с помощью союза если;

    второе простое нужно забыть обо всём – главное, третье простое что вас отвлекает от цели – придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос о чём?;

    присоединяется к главному с помощью союзного слова что;

    параллельное (неоднородное) подчинение.

    Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 простых;

    предложение с сочинительной и подчинительной связью;

    сочинительная связь: Он позвонил, и вышла девочка;

    два простых предложения связаны сочинительным союзом и, союз соединительный, выражает смысловые отношения последовательности. Подчинительная связь между предложениями вышла девочка (главное), когда дверь открылась (придаточное обстоятельственное времени, присоединяется союзным словом когда), которую он видел вчера (придаточное определительное, присоединяется союзным словом которую);

    параллельное (неоднородное) подчинение.

  5. охарактеризовать каждую часть:

    — указать роль в сложном предложении (главное или придаточное, вид придаточного), для придаточных назвать средство связи (союз или союзное слово);

    — по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать тип);

    — по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);

    — по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

    — по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

    Продолжим разбор на примере последнего рассмотренного предложения:

    Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.

    Первое простое  Он позвонил – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;

    второе простое когда дверь открылась – придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено;

    третье простое вышла девочка – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;

    четвёртое простое которую он видел вчера – придаточное определительное, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.

  6. Если предложение содержит прямую речь или вставное предложение, они рассматриваются как самостоятельные предложения.

    Он сказал: «Помоги мне встать!»

    Он – подлежащее, выраженное местоимением;

    он (что сделал?) сказал – простое глагольное сказуемое;

    помоги – простое глагольное сказуемое;

    помоги (в чём?) встать – дополнение, выраженное инфинитивом;

    помоги (кому?) мне – дополнение, выраженное местоимением.

    Предложение представляет из себя прямую речь, первое предложение Он сказал – слова автора, второе Помоги мне встать – собственно прямая речь.

    Первое предложение Он сказал – повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено. Второе предложение Помоги мне встать – побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, ничем не осложнено.

    Сергей (ему тогда исполнилось девять лет) тоже поехал вместе с родителями.

    Предложение  Сергей тоже поехал вместе с родителями повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено вставной конструкцией  ему тогда исполнилось девять лет.

    Вставная конструкция ему тогда исполнилось девять лет представляет собой предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное; ничем не осложнено.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Источник: http://olgadyachenko.ru/sintaksicheskij-razbor-slozhnogo-prelozheniya.html

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический предложение по составу. Что такое синтаксический разбор
Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.

Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные.

В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.

Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы.

В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор.

Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.

Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое. Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое, более одной – сложное.

Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное. Если же присутствуют оба главных члена – двусоставное.

Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым. В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.

если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.

Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.

Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать

  • по цели высказывания;
  • по интонации;
  • по количеству грамматических основ и так далее.

Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.

По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

По интонации: восклицательное или невосклицательное.

Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.

По количеству грамматических основ: простое или сложное.

Если предложение простое, движемся дальше по плану; если сложное, путь отсюда придется пройти несколько раз: столько, сколько частей в сложном.

По количеству главных членов в грамматической основе: односоставное или двусоставное.

Если предложение односоставное, надо определить его вид: назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.

По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.

Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.

Например, предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».

Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.

В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.

Второстепенные члены предложенияВопросы
дополнениеКого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
определениеКакой? чей? который по счету?
обстоятельствоГде? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:

шерстяная юбка – прилагательное;

юбка из шерсти – существительное;

юбка отглаженная – причастие;

привычка побеждать – инфинитив…

Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город».

Подчеркнем грамматические основы. Их две: знал и ты переехала. Определим части речи: знал – сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены:

Переехала откуда? из деревни – обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.

Теперь дадим характеристику. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.

Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.

По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.

Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 642.

  • Разговорный стиль речиТест
  • Типы речиТест
  • Логичность речиТест
  • Типы речиТест
  • Точность речиТест

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sintaksicheskiy-razbor-predlozheniya-kak-sdelat-5-klass.html

Синтаксический разбор

Синтаксический предложение по составу. Что такое синтаксический разбор

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
  3. Указать грамматическое значение словосочетания.

Простое предложение

  1. Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.

  3. Рассказать о строении предложения:
    • двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (определенно – личное, неопределенно – личное, безличное, назывное);
    • нераспространенное или распространенное;
    • полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).
  4. Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

  5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее – второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем – в состав сказуемого).
  6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Сказуемое

  1. Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое – какой формой глагола;
    • составное глагольное – из чего состоит;
    • составное именное – какая употреблена связка, чем выражена именная часть.

Предложение с однородными членами

В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при помощи интонации или при помощи интонации и союзов).

Предложение с обособленными членами

В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.

Сложносочиненное предложение

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

  3. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
  4. Объяснить расстановку знаков препинания.

  5. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

  3. Указать главное и придаточное предложения.
  4. Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
  5. Объяснить расстановку знаков препинания.

  6. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

  3. Указать главное и придаточное предложения.
  4. Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов).
  5. Объяснить расстановку знаков препинания.

  6. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

Бессоюзное сложное предложение

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

  3. Определить, из скольких простых предложений состоит, каковы смысловые отношения между ними (одновременность, последовательность, противопоставление, причина и следствие, дополнение, пояснение и т.д.).

  4. Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
  5. Объяснить расстановку знаков препинания.

Сложное предложение с разными видами связи

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

  3. Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной и др.).
  4. Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.
  5. Объяснить расстановку знаков препинания.

  6. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

Другие заметки по русскому языку и литературе

Источник: http://edu.glavsprav.ru/info/sintaksicheskij-razbor/

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора.

    Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.

  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor – uchim.org

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое – простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое – какой формой глагола;
    • составное глагольное – из чего оно состоит;
    • составное именное – какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные.

Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным.

Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания.

И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение.

Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями.

Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их.

Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи.

Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Особенности синтаксического разбора

Синтаксический предложение по составу. Что такое синтаксический разбор

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

  • словосочетания
  • простого предложения
  • сложного предложения

При синтаксическом анализе важно уметь различать единицы синтаксиса, осознавать, что это единицы разных уровней, и понимать, какими признаками характеризуется каждая из них. Синтаксический анализ требует не путать словосочетание и простое предложение, а также простое и сложное предложения и знать, как следует разбирать каждое из них.

§2. Что нужно знать и уметь делать

Синтаксический разбор требует знаний и умений.

Нужно знать:

  • в чём различие между словосочетанием и предложением
  • в чём различие между простым и сложным предложением
  • как строится словосочетание, и какими они бывают (вид по главному слову)
  • синтаксические связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
  • какие признаки характеризуют предложение: цель высказывания, смысловая и интонационная законченность, наличие грамматической основы
  • какими бывают предложения по количеству грамматических основ: простое, сложное
  • какими бывают простые предложения по своей структуре: двусоставное, односоставное (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное)
  • какими бывают сложные предложения: по характеру синтаксической связи их частей: союзные, бессоюзные; союзные: сложносочинённые и сложноподчинённые)
  • какова синтаксическая роль слов в предложении ( разбор по членам предложения)

Нужно уметь:

  • определять, к каким синтаксическим единицам относится данная для разбора единица
  • выделять словосочетания в предложении
  • находить главное и зависимое слово в словосочетании
  • определять вид синтаксической связи
  • определять грамматическую основу предложения
  • определять тип предложения по грамматической основе (двусоставное – односоставное) и по характеру главного члена (для односоставных предложений)
  • определять члены предложения
  • определять осложняющие компоненты: однородные члены, обособления, вводные элементы ( вводные слова и предложения, вставные конструкции), обращения, прямая речь и цитирование
  • определять количество частей в сложном предложении
  • определять тип синтаксической связи и тип сложного предложения

Словосочетание

1. Определить главное и зависимое слова, выделить главное, от него поставить вопрос к зависимому. 2. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное, наречное.

3. Определить вид синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.

Простое предложение

1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.
2. Дать характеристику по цели высказывания:

  • повествовательное
  • вопросительное
  • побудительное

3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:

  • невосклицательное
  • восклицательное

4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству:

5. Дать характеристику по наличию главных членов:

    • двусоставное
    • односоставное

а)односоставное с главным членом подлежащим: назывное
б)односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное

6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов:

  • распространённое
  • нераспространённое

7. Дать характеристику по полноте (наличию членов предложения, необходимых по смыслу):

8. Определить наличие осложняющих компонентов:

    • неосложнённое
    • осложнённое:

а) однородными членами предложения б) обособленными членами: определением (согласованным – несогласованным), дополнением, обстоятельством в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями г) обращением

д) конструкции с прямой речью или цитированием

Примечание:

При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление

Сложное предложение

1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.
2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:

  • повествовательное
  • вопросительное
  • побудительное

3. Как и в простом предложении, дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:

  • невосклицательное
  • восклицательное

4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.
5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:

  • с союзной связью
  • с бессоюзной связью
  • с сочетанием союзной и бессоюзной связи

6. Определить тип сложного предложения и средства связи:

  • сложносочинённое (с соединительными союзами: соединительными, разделительными, противительными, присоединительными, пояснительными или градационными )
  • сложноподчинённое (c подчинительными союзами: временными, причинными, условными, целевыми, следствия, уступительными, сравнительными и изъяснительными, а также союзными словами)
  • бессоюзное (связь по смыслу, выраженная интонационно)

7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным). 8. Далее характеризуется каждая часть сложного предложения (по схеме простого предложения – см. схему разбора простого предложения, пп. 5-8)

9. Составить схему сложного предложения, отражающую

  • количество частей
  • связи частей
  • союзные средства связи

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/486

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.