Сказка про ударение для дошкольников. Как объяснить ударение. Почему ударение вызывает столько вопросов

Содержание

10 слов с ударениями, которые над нами просто издеваются

Сказка про ударение для дошкольников. Как объяснить ударение. Почему ударение вызывает столько вопросов

Ударения — больное место даже грамотного человека. Правописание слов можно запомнить, заучить, вызубрить. Как минимум есть время на «подумать». С устной речью, увы, такие фокусы не пройдут. Рассказываем о самых неоднозначных ударениях, которые, кажется, над нами издеваются.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Правильно: квартАл

Вынуждены развеять один из мифов ударения русского языка. Откуда-то взялось поверье, что если мы говорим о части года, то будет квАртал, а если о части города — квартАл. На самом деле всё не так. Правильно произносить «квартАл» с ударением на последний слог во всевозможных его значениях.

Правильно: договОр

Хладнокровно перечёркиваем вариант с ударением на первый слог, хотя, безусловно, такое ударение допустимо в бытовой речи. И это даже не новая норма последних пяти-десяти лет, как многие думают. Вариант «дОговор» встречается и в словарях прошлого века. Но мы за грамотность, а значит, лучше (и нужно) произносить в любых обстоятельствах, даже в неформальной беседе, именно «договОр».

Правильно: фетИш

И добавим немного фетиша! Слово пришло к нам из французского языка. Даже если вы говорите только на английском, немецком или эсперанто, то наверняка краем уха где-то слышали, что во французском ударение (в основном) падает на последний слог. К счастью, оригинальное ударение сохранилось.

Почему к счастью? Потому что нам не придётся запоминать очередное внеплановое ударение, которое не соответствует правилам. Главное, помнить, что фетиш — это что-то французское. И тут же вспомним распространённое ошибочное слово «жАлюзи».

Слово французское, поэтому ударение падает вновь на «и»: жалюзИ.

Правильно: вероисповЕдание

В Конституции Российской Федерации есть немало полезных статей, которые нам не мешало бы знать. Например, статья 28, гарантирующая свободу вероисповедАния. Или всё же вероисповЕдание? Так вот захочешь свои права зачитать и споткнёшься. В общем, запоминайте: у нас есть свобода вероисповЕдания. И только так.

Правильно: фенОмен

Вот тут, как говорится, всё сложно. Есть слова, которые необходимо просто выучить наизусть. И «феномен» из их числа.

В некоторых словарях разделяют употребление слова: «фенОмен» — это исключительно научный термин, а когда мы говорим о чем-то необычайном или о ком-то с выдающимися способностями, талантами, то варианты могут быть разные — фенОмен и феномЕн.

Но всё же предпочтительный вариант — с ударением на второй слог вне зависимости от значения. Будьте фенОменами, говорите это слово правильно.

Правильно: каталОг

Век каталогов с косметикой и одеждой вытеснили интернет-магазины, но проблема с произношением слова осталась. Никаких стилистических различий нет. Единственно правильный вариант в прошлом и сегодня — каталОг.

Правильно: в аэропОртах

Заядлые и отчаянные путешественники не дадут обмануть: в аэропортАх — распространённая ошибка среди посетителей этих мест. Можно, конечно, запретить всем, кто неправильно произносит, переступать порог аэропорта, но это слишком суровые меры. Давайте просто запомним.

У слова примерно такая же проблема, как и во множественном числе «тОртов» или «шАрфов» (с «бАнтами» в придачу). Очень хочется перенести ударение на последний слог, и многие даже в этом себе не отказывают.

Только не мы! Правильно говорить у аэропОрта, в аэропОртах, а если мы хотим обозначить наше местонахождение внутри, то будет в аэропортУ — с буквой «у» на конце, да и ещё ударением на неё же. Впрочем, об этом «Мел» подробно писал.

Правильно: новорождЁнный

Тот случай, когда игнорирование буквы Ё приводит к ошибке. Если бы её писали, то вопрос — куда ставить ударение — не возникал. Единственно правильный вариант: новорождЁнный.

Правильно: красИвее

Комплименты надо говорить правильно! А то вдруг перед вами тайный граммар-наци. В прилагательном «красивый» ударение падает на второй слог. То же ударение сохраняется в его кратких формах и в сравнительной степени. Так что запомнить не так уж и сложно. И не забывайте, что на письме никакого «красивеЙ», да и в речи лучше не злоупотреблять «й» на конце.

Правильно: одноврЕменно

Правильно: одновремЕнно

Наречие «одновременно», как и прилагательное «одновременный», — удивительное слово, в котором ударение в современном русском языке может падать и на третий, и на четвёртый слог, то есть варианты равноправные. Об этом же писал в одноимённой пьесе (так и называется «Одновременно») драматург Евгений Гришковец.

В словаре «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы, который рекомендуют для сотрудников СМИ, правильными вариантами считается «одноврЕменно». Такие же варианты дают старые словари Даля и Долопчева.

Но уже современный Орфоэпический словарь русского языка и Словарь трудностей русского языка называют допустимыми две формы произношения — одноврЕмЕнно. Главное, не одновремЁнно.

Хотя если вам придётся выбирать, то рекомендуем всё-таки «одноврЕменно».

Источник: https://mel.fm/pravopisaniye/8096257-stress_words

25 слов, в которых мы неверно ставим ударение (+ полезные шпаргалки)

Сказка про ударение для дошкольников. Как объяснить ударение. Почему ударение вызывает столько вопросов

Пожалуй, самый распространённый случай неправильной постановки ударения. Есть мнение, что ударение на первый слог ставят те, кто использует слово как профессиональный термин. Не верьте: правильный вариант только один.

Фраза для запоминания:

Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договóр.

2. Катало́г

Здесь, как и в предыдущем случае, есть единственно верный вариант произношения. Правильное место ударения в слове — на звук «о». При любых значениях слова. Исключений нет.

Фраза для запоминания:

Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталóг.

3. Квартáл

Некоторые уверены: когда речь идёт о городском квартале, ударение следует ставить на второй слог, а когда о четверти календарного года — на первый. Особенно убеждённо этому «правилу» следуют бухгалтеры, для которых слово «квартал» — часть профессионального сленга. Однако словари гласят, что в обоих случаях ударение падает на второй слог.

Фраза для запоминания:

В бухгалтерии аврал —
Завершается квартáл.

4. Звони́т, звони́шь, звони́те

Несмотря на то, что это слово уже стало предметом многочисленных обсуждений, некоторые по-прежнему неправильно ставят в нём ударение. Предлагаем запомнить раз и навсегда: ударение падает на второй слог.

Фраза для запоминания:

Филологу никто не звóнит.
Филологу всегда звоня́т.

5. Начался́, начата́

В глаголе прошедшего времени «начался́» ударение падает на последний слог, хотя в инфинитиве ударение перебегает на второй — «начáться». Именно это вызывает путаницу. Здесь возможен только единственный верный вариант произношения — с ударением на последнем слоге. Для краткой формы страдательного причастия прошедшего времени женского рода действует аналогичное правило.

Фраза для запоминания:

Большая суета
Вокруг нас начата́.

6. Облегчи́ть

Зачастую это слово всё только усложняет. По нормам ударение ставится на последний слог. Вариация произношения «облéгчить» часто используется в разговорной речи, но не является допустимой. В данном случае словари дают единственно верный вариант произношения.

Фраза для запоминания:

Непросто ударенья заучить —
Стихи задачу могут облегчи́ть.

7. Углуби́ть, углуби́т

В соответствии с орфоэпической нормой современного русского литературного языка в этих словах ударение ставится на последний слог. Произношение с ударным гласным «у» является просторечным. И если вы следите за своим языком, его лучше не использовать.

Фраза для запоминания:

Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углуби́ть.

8. Краси́вее

Когда речь заходит о сравнительной степени прилагательного «красивый», многие из нас приходят в замешательство. Часто ударение ставят на предпоследний слог, что неправильно. Здесь действует правило: в слове «краси́вее» ударение ставится не так, как в других прилагательных на -ее (сильнéе, быстрéе, здоровéе). Это поможет запомнить правильный вариант произношения.

Фраза для запоминания:

Тот из нас счастливее,
В ком душа краси́вее.

9. Ла́тте

Делая заказ в кофейне или ресторане, очень не хочется попасть впросак (да, это слово пишется слитно). Ударение в слове «лáтте» падает на первый слог. Такой вариант произношения слова позволит вам всегда говорить правильно.

Фраза для запоминания:

В чашечке у Златы
Ароматный лáтте.

10. Мусоропрово́д

Слово состоит из двух основ — «мусор» и «провод» — и обозначает систему, которая «провóдит мусор». Значит, ставя ударение, нужно отталкиваться от смысла и глагола «провóдит». Аналогичное правило работает и с другими словами, образованными схожим способом: газопровóд, нефтепровóд, путепровóд.

Фраза для запоминания:

На площадке — хоровод,
Чистят мусоропровóд.

11. Апостро́ф

Более сложный случай. На слуху у нас почему-то вариант «апóстроф», хотя это неверно. Правильно ставить ударение на последний слог.

Фраза для запоминания:

Зря он писал так много строф,
Не там поставил апострóф.

12. Фенóмен

В специальной литературе (например, медицинской) ударение всегда ставится на звук «о». Это литературная норма. Делать ударение на последнем слоге допустимо только в разговорной речи, но такой вариант считается нежелательным. Если вы избегаете просторечий, ставьте ударение на второй слог.

Фраза для запоминания:

Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был фенóмен.

13. Свёкла

Несмотря на то, что буква «ё» в русском языке всегда ударная, слово часто вызывает вопросы. Ошибка возникает из-за того, что многие пишут его неправильно — через «е». Запомните: «свёкла» всегда пишется и произносится через букву «ё», других вариантов нет.

Фраза для запоминания:

Свёкла плакать начала,До корней намокла:— Я, ребята, не свеклá,

Я, ребята, свёкла.

14. Щаве́ль

С этим словом не всё так однозначно. Раньше было допустимо ставить ударение на первый слог, но сегодня такой вариант произношения считается устаревшим и противоречит литературной норме. И это не единственная сложность, связанная со словом «щавель»: филологи до сих пор спорят, есть ли у него множественное число.

Фраза для запоминания:

Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавéль.

15. Сре́дства, сре́дствами

Неважно, в каком значении вы употребляете это слово (способ, вид транспорта или деньги), ударение никогда не ставится на последний слог — оно не плавающее, как многие считают. Во всех падежных формах слова «средства» ударение падает на первый слог.

Фраза для запоминания:

В любви и на войне
Все сре́дства хороши.

16. То́рты, то́ртов

Ещё одно часто употребляемое слово, в котором многие делают ошибку. Чтобы запомнить, куда должно падать ударение, можно ориентироваться на слово «то́ртик».

Фраза для запоминания:

В музее — натюрморты:
На них — цветы и тóрты.

17. Цепо́чка

Несмотря на то, в каком значение употребляется слово (ювелирное украшение или линия военных), ударным является второй слог. Другой вариант произношения неверный.

Фраза для запоминания:

Очень любят дочки
Брошки и цепóчки.

18. Мастерски́

Слово ассоциируется с однокоренным словом «мастер», где ударение падает на первый слог. Эта ассоциация и становится основной причиной неверной постановки ударения в слове. «Мастерски́» — тот самый случай, когда лучше просто запомнить, а не пытаться найти логику.

Фраза для запоминания:

Он потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски́.

19. Граффи́ти

В русский язык слово пришло из итальянского (произносится «граффи́то») и сохранило ударение. Можно руководствоваться и другой логикой: согласно орфоэпической норме современного русского литературного языка, в трёхсложном слове ударение чаще всего ставится на второй слог.

Фраза для запоминания:

Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффи́ти.

20. Ту́фля

Герой всеми любимой советской комедии говорил «туфля́», но это вовсе не означает, что и нам следует так делать. Можно себя проверить так: «ту́фли», ударение на первый слог, значит, в единственном числе будет аналогично.

Фраза для запоминания:

Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».

21. Бáрмен

Если заглянуть в орфоэпический словарь, чтобы удостовериться в правильном произношении этого слова, можно обнаружить разные варианты.

Однозначного ответа нет: словари Резниченко и Зарвы утверждают, что нужно говорить «бáрмен», а словарь Розенталя рекомендует произносить «бармéн».

Несмотря на это большинство современных филологов рекомендуют ставить ударение на первый слог — как и в других словах, которые пришли в русский язык из английского.

Фраза для запоминания:

Чтоб добавить в ужин шарма,
Приготовил коктейль бáрмен.

22. Бóчковый

Как и в случае со «свёклой», неверная постановка ударения происходит из-за неверного написания. На этикетках кваса можно увидеть вариант «бочковóй» — в таком случае ударение так и просится на последний слог. Однако это написание неверно. Грамотно писать и говорить «бóчковый квас» (квас из бóчки). С пивом аналогичная ситуация.

Фраза для запоминания:

Бóчковый квас — тот, который из бóчки.

23. Жалюзи́

Здесь надо вспомнить происхождение слова. Оно пришло в русский язык из французского, а для этого языка характерна постановка ударения на последний слог. Аналогичное правило сохранилось и для русского варианта.

Фраза для запоминания:

Поскорее привези
Для окошек жалюзи́!

24. Заку́порить, отку́порить

Глаголы используются в повседневной речи нечасто. Вероятно, в этом и кроется причина ошибки в произношении. Согласно орфоэпической норме ударение следует ставить на второй слог. Правило сохраняется для всех однокоренных слов.

Фраза для запоминания:

Гном собрал в лесу опилки
И заку́порил бутылки.

25. И́скра

И хотя наиболее привычен вариант произношения «искрá», правильным является «и́скра». Ставить ударение на первый слог следует как в литературной речи, так и в разговорной. Аналогичное правило распространяется на все падежные формы единственного и множественного чисел.

Фраза для запоминания:

Отлетела от костраИ погасла быстро —Коль неверно, то искра́,

Если верно — и́скра!

Источник: https://lifehacker.ru/udarenie-v-slovax/

Как объяснить ребенку ударение в словах. Как научить ребенка ставить ударение в словах. Почему это важно

Сказка про ударение для дошкольников. Как объяснить ударение. Почему ударение вызывает столько вопросов

29.09.2019

Вопрос правильного произношения и восприятия речи острее всего встает к периоду подготовки ребенка к школе. И касается это не только произнесения звуков, но и постановки ударения. Как родителям научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах, если он постоянно путается?

Почему это важно?

Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:

  • новые понятия, входящие в лексикон дошкольника, будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность;
  • у малыша не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие интеллекта;
  • неизбежно возникнут сложности при обучении навыкам письма и чтения.

Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить.

Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом.

Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.

Поэтому важно следовать двум важным правилам.

  1. С дошкольником нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений.
  2. Речевое окружение должно быть максимально активным: малышу проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.

Игры в помощь

Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов).

После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».

Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.

  • «Позови слово». Чтобы позвать кого-то, малышу придется протянуть ударный слог. Покажите ему, как нужно звать: «маааа-ма», «коооош-ка», «ка-чееее-ли». Пусть ребенок зовет предметы, в которых неправильно ставит ударение. Сначала берут слова из двух слогов, затем трех и т. д.
  • «Молоточек». Когда малыш говорит, отстукивайте каждый слог игрушечным молоточком по столу (а лучше по коленке, чтобы ребенок чувствовал, что на ударном слоге удар молоточка сильнее).
  • «Угадай, какое слово?» Произносите слова с неправильным ударением, показывая малышу, что слово становится неузнаваемым (например: что такое «коле́со»?). Пусть он вас исправит. Часто такие ошибки дети делают в именах. Можно потренироваться на них, исказив для начала имя самого ребенка.
  • «Переборы». Предложите дошкольнику перебрать все варианты ударений в слове (мо́локо, моло́ко, молоко́), а затем выбрать тот, при котором слово узнаваемо и понятно.
  • «Крик и шепот». Произнесите проблемное слово. Пусть малыш сначала прокричит его, а затем прошепчет. Это позволяет избежать произнесения всех слогов нараспев.
  • «Раскрась букву». Если дошкольник уже умеет читать, можно предложить ему закрашивать ударную букву.

Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение.

Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».

Чтобы дошкольнику было легче отыскать ударный слог, не нужно произносить слова, «разрубая» их на слоги. Слово должно звучать слитно, с протягиванием ударного слога.

Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов. Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку.

Фавзана Аюпова

Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять.

Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков.

(Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)

Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга». Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.

Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру “Найди ударный слог” (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).

Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).

Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.

Звуковое царство. Дворец гласных звуков

Цель игры: продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.

Ход игры: – Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.

Я самый главный, – хрустел румяной корочкой Хлеб, – Без меня никто за стол не садится!

Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, – Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!

Нет, я главнее, – возразила Соль, – Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.

Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой.

Все слова, с ударным «А» – носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» – носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» – ж (ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры).

Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире.

В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.

Мастера Звуковых дел

Они научат детей выделять в словах ударные звуки.

У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» – по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить – кому ударить молоточком? Помоги им договорится.

Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова “медвЕЕЕдь”, “лисААА”, ” тИИИгр”, “волчОООк”? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)

Игра – эксперимент «Волшебник – ударение»

Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.

Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.

Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:

«Слова разнообразные – одинаковые и разные»

Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.

Детям предлагаются пары слов:

ирис – ирис

гвоздики – гвоздики

замок – замок

мука – мука

кружки – кружки

стрелки – стрелки

Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.

Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.

Игра «Кастинг»

помогает детям понять подвижность ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.

А теперь предлагаю игру

«Кастинг»

Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

Педагоги считают, что серьезно заниматься с ребенком вопросами ударения и словообразования надо тогда, когда его речь полностью сформирована. В процессе ее становления надо обращать внимание на правильное произношение слов, чтобы позже их не переучивать. Итак, что предшествует обучению ударениям в словах? Как научить ставить его правильно? Давайте разберемся.

Интерес к языку у деток проявляется уже в трехлетнем возрасте. Когда у малыша накапливается определенный словарный запас, он с любопытством и удовольствием знакомится с новыми словами. Очень часто спрашивает, что они означают.

Именно в три года, когда у ребенка развивается кризис самостоятельности, вопросы взрослому сыплются один за другим. Многие дети в 3 года спрашивают, почему слова произносятся именно так.

Есть и такие вундеркинды, которые придумывают свои названия знакомым предметам, вещам.

Папа с мамой должны улавливать и поддержать интерес ребенка к словам. Большинство взрослых понимает, что их чада копируют действия и речь взрослых. Если вы, ближайшие родственники, с которыми малыш общается, сюсюкаетесь с ним, коверкаете слова, имитируя детское произношение, то он будет говорить плохо. С раннего детства разговаривайте с детьми нормальным и четким языком.

В два года дети в большинстве имеют нечеткое звукопроизношение. Они могут пропускать, заменять звуки, переставлять их местами, допускать ошибки в ударении. Для исправления таких недостатков речи с детьми нужно играть в простые речевые игры, не требующие специальной подготовки и постепенно подводящие к понятию ударения. Вот их варианты:

Источник: https://ctrlzeta.ru/kak-obyasnit-rebenku-udarenie-v-slovah-kak-nauchit-rebenka-stavit-udarenie.html

Урок русского языка в первом классе по теме

Сказка про ударение для дошкольников. Как объяснить ударение. Почему ударение вызывает столько вопросов

Урок русского языка в первом классе

Толстогузова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия № 70» г. Новокузнецка

Тема урока: Ударение. Слова-омографы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

УМК «Школа России»

Цели: развитие познавательной деятельности и речевых умений обучающихся.

Задачи урока: развивать умение находить в слове ударный слог. Наблюдать над ролью ударения в различении смысла слова. Развивать орфоэпическую культуру учащихся. Обеспечить всестороннее образное восприятие материала, развивать познавательную активность учащихся.  

Планируемые предметные результаты освоения материала:

  • предметные: осознавать значимость словесного ударения в речи. Определять ударение в слове, наблюдать за изменением значения слова в зависимости от ударения (за́мок и замо́к). Различать ударные и безударные слоги. Составлять и сравнивать модели слогоударной структуры слова.
  • метапредметные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию, преобразование материала.
  • личностные: проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия, преодолевать учебные затруднения.

Оборудование: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык для 1 класса. М.: Просвещение, 2015; рабочая тетрадь Канакина В.П. Русский язык. М.: Просвещение, 2015; комплект картинок «Слова-омонимы»

Ход урока

-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу хорошего настроения на весь учебный день.

– Я тоже желаю вам всем хорошего настроения!

2. Минутка чистописания. Актуализация опорных знаний. Вызывание исходной мотивации.

-Сегодня мы продолжим знакомство с таинствами русского языка.И для начала вспомним написание букв, которые пишутся с нижним соединением. На второй строчке соедините три буквы так, чтобы порядок соединения не повторялся.

-Прочитайте стихотворение. Что хотел сказать автор (Наталья Забила)?

-Объясните выделенные написания. (Опираясь на полученные в период обучения грамоте знания первоклассникам по силам объяснить и проверить подобные орфограммы. В случае затруднения учитель оказывает помощь.)

– Спишите четверостишие каллиграфическим почерком. Проверьте написанное. Поставьте ударение.

-Что такое ударение? (Ответы детей: «Ударение – это выделение одного звука в устной речи».)

3.Постановка задачи. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

-Предлагаю вам поиграть в шарады! Разгадайте мои загадки:

  • Я – сборник карт. От удареньяЗависят два моих значенья:Захочешь – превращусь в названьеБлестящей, шелковистой ткани я.(Атлас – атлАс)
  • Я – травянистое растениеС цветком сиреневого цвета.Но переставьте ударение –И превращаюсь я в конфету.(Ирис – ирИс)

Учитель записывает слова на доске. Дети определяют место ударения в слове, анализируют совместно с учителем, как меняется значение слова.

4.Работа над новой темой. Предоставление ученику ориентировочной основы действий.

-Опираясь на открытие, попробуйте сформулировать тему урока. (Как ударение влияет на смысл слова? Слова в русском языке, совпадающие написанием и отличающиеся друг от друга ударением и значением).

-Такие слова называются ОМОГРАФЫ.

Работа продолжается на основе пар картинок (см. Приложение 1) согласно плану:

  • назвать пару слов
  • записать слова в тетрадь
  • поставить ударение в словах
  • объяснить смысл слов

5. Физкультминутка.

На зарядку солнышко

Вызывает нас.

Поднимаем руки мы

По команде: «Раз!»

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде: «Два!»

6. Закрепление изученного материала. Письменные упражнения.

-Выполните упр. № 4 в рабочей тетради на стр.21.

Ребята меняют место ударения в каждом слове так, чтобы получилось новое слово, выполняют письменное задание к упражнению.

При выполнении упражнения № 9 учебника на стр.43 обучающиеся находят омографы в скороговорке:

Приучить сороку – одна морока,

А сОроксорОк – сорок морок.

7. Словарная работа

Запись новых словарных слов: сорока, собака.

Придумывание ассоциаций, которые помогают запоминанию непроверяемых написаний:

СОРОКА (сОрок сорОк)

СОБАКА («Сказка про баку с «О», авт. В.Агафонов, см. Приложение 2)

– Составьте схемы к этим словам.

-Что можете сказать? (Схемы совпадают)

-Подберите уже знакомые вам словарные слова, подходящие к этой схеме. (Корова, ворона, лисица…) Запишите их.

8. Физкультминутка

-Я буду читать задание, а вы его выполняете с помощью пантомимы:

  • покажите, как сорока вытягивает свой любопытный клюв;
  • покажите, как собака виляет хвостиком;
  • покажите, как лисичка крадется на своих мягких лапках;
  • покажите, как корова жуёт траву.

9. Развитие умений.

– Запишите предложения под диктовку, выполните задания по вариантам.

Прилетели в рощу сороки. Затрещали белобоки на весь лес.

-Обозначьте гласные красными сигнальчиками, разделите слова на слоги, поставьте ударение:

  • 1 вариант – в 1-ом предложении
  • 2 вариант – в 2-ом предложении

-Постройте схему слова:

  • 1 вариант – прилетели
  • 2 вариант – затрещали

10.Итог урока. Рефлексивный анализ деятельности.

-Итак, подведём итог урока. Какое открытие сделали для себя на уроке? Что вы узнали сегодня, чего не знали вчера? Что удалось? Над чем надо работать? (Ответы детей)

-Закончите фразы:

  • Я узнал…
  • Я умею…
  • Я хотел бы…

11.Рекомендации для работы в семье

В «Ударения» можно поиграть. Предложите ребёнку такую игру: выбираем тему, например, «Школа». Участники игры по очереди называют сначала слова с ударением на первом слоге (школа), затем на втором слоге (портфель), потом на третьем (кабинет) и т.д. Кто не ошибся в ударениях, тот и победил!

Приложение 1.

зАмок – замОк

крУжки – кружкИ

стрелкИ – стрЕлки

Приложение 2.

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-pervom-klasse-po-teme-udarenie-slovaomografi-1470744.html

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну Сказок»

Сказка про ударение для дошкольников. Как объяснить ударение. Почему ударение вызывает столько вопросов

Программное содержание.

  1. Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения.
  2. Совершенствовать умения делить слова на слоги, ставить ударение.
  3. Совершенствовать умение определять местоположения звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Закреплять умение придумывать слова на заданный звук, слог.
  5. Закреплять умения выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
  6. Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков.
  7. Закреплять умение давать основные характеристики звуков (гласный звук, обозначаем красным цветом, согласный звук твердый, обозначаем синим цветом, согласный звук мягкий, обозначаем зеленым звуком).
  8. Упражнять в звуковом анализе слов.
  9. Закреплять умение владеть понятиями “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
  10. Закреплять умения отгадывать ребусы.
  11. Развивать фонематический слух и внимание, мышление, память.
  12. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
  13. Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание работать в коллективе.
  14. Поощрять активность и самостоятельность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

  1. «Волшебный мешочек» с предметами.
  2. Плакат с изображением страны Сказок.
  3. Карточки-схемы (деление слов на слоги).
  4. Предметы: гриб, магнит, карандаш, ложка.
  5. Картина для составления рассказа.

5. Карточки с изображением героев сказок: Незнайка, Иванушка, Элли, Дюймовочка, Красная Шапочка, Белоснежка.

  1. Фишки для обозначения звуков на доске (красные, зеленые, синие).
  2. Картинка с изображением лисы.

Раздаточный материал:

  1. Счетные палочки.
  2. Карточки-схемы (деление слов на слоги).
  3. Карточки со словами для ребусов.
  4. Фишки для обозначения звуков.
  5. Карточки с буквами.
  6. Простые карандаши.

Методические приёмы:

  1. Словесный (вопросы, объяснение).
  2. Наглядный (картинки, показ артикуляции).
  3. Игровой (Д/и “Угадай где спрятался звук?”, “Чудесный мешочек”, “Услышь звук”).
  4. Практический (упражнения).
  5. Наблюдение за работой детей, советы.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. (Дети здороваются.) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям.)

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

– Сядьте поудобнее и послушайте внимательно, что приключилось в одной сказочной стране.

Злая волшебница Бастинда наколдовала чудовищный ураган. Ветер страшной силы обрушился на Страну Сказок, подхватил сказочных героев и перепутал их местами. Для того, чтобы герои вернулись в свои сказки, вам надо выполнить задания.

– Поможем сказочным героям?

– Тогда улыбнулись и в путь.

II. Основная часть.

Первая сказка.

Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке:

– Страшила!

– Что ты говоришь! – не поняла Красная шапочка.

– Я говорю: Страшила. Это так меня назвали: ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?

Красная Шапочка.

– Красивое имя! – сказал Страшила.

Красная Шапочка смотрела на него с удивлением. Она не могла понять, как, чучело, набитое соломой и с нарисованным лицом, ходит и говорит.

Но тут возмутился Тотошка и с негодованием воскликнул:

– А почему ты со мной не здороваешься?

– Ах, виноват, виноват! – извинился Страшила и крепко пожал пёсику лапу. – Честь имею представиться, Страшила!

– Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!

– Как называется сказка? (Волшебник Изумрудного города. Александр Волков).

– Как звали девочку из этой сказки? (Элли.)

– Для того чтобы Элли попала в свою сказку нам надо выполнить задание.

Составить предложения по картине.

https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/1882981

(Выкладывают составленные предложения при помощи счетных палочек.)

– Наступила весна.

– Ярко светит солнышко.

– Снег начал таять.

– Витя и Петя пускают кораблики по ручейку.

– Сколько предложений?

– Какое первое предложение, второе….

– Какое предложение самое длинное? (Последнее.)

– Давайте посчитаем сколько в нем слов? (Выкладывают слова при помощи счетных палочек.)

С заданием мы справились, Элли может отправляться в свою сказку.

(Прикрепить карточку с изображением Элли на плакат.)

2. Вторая сказка.

– Куда ты идешь, Элли, – спрашивает Волк.

– Я иду проведать бабушку и несу ей пирожки и горшочек масла.

– А далеко ли  живет твоя бабушка? – спросил Волк.

– За лесом, в домике возле мельницы.

Волк был очень голоден. Он решил съесть бабушку, а потом дождаться Элли в бабушкином доме и съесть ее тоже.

– Как звали девочку из этой сказки? (Красная Шапочка. Шарль Пьерро.)

– Теперь слушайте задание:

– Нам надо показать, как мы умеем делить слова на слоги.

Игра «Чудесный мешочек».

Дети выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и определяется их количество. Находят схему этого слова, ставят ударение. (Гриб, магнит, карандаш, ложка.)

Остальные проверяют и выкладывают схему этого слова на столе.

Молодцы, с заданием справились. Красная Шапочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с Красной Шапочкой к плакату.)

3. Третья сказка.

На следующую ночь Белоснежка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, – другого фонаря у неё не было.

– Благодарю тебя, милая крошка! – сказала больная ласточка. – Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

– Ах, – сказала девочка, – теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

И Белоснежка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда – не знала.

Всю зиму прожила тут ласточка, и Белоснежка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом – они ведь совсем не любили птичек.

– Как называется сказка? (“Дюймовочка”, Ганс Христиан Андерсен.)

– Как звали девочку из этой сказки? (Дюймовочка.)

– Для того, чтобы Дюймовочка могла попасть в свою сказку, нам надо выполнить несколько заданий.

1) “Угадай где спрятался звук?” [С]

 Сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос, пылесос, соска.

2. “Услышь звук” [У]

Кукушка, петух, паук, сом, улитка, жук, суп, синица.

3. А теперь еще игра “Мяч скорее мне сюда!”

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом – мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А – автобус, У – улитка и т.д.)

С заданиями справились, Дюймовочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить картинку с изображением Дюймовочки на плакат.)

4. Сказка четвертая.

Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами.

Захотелось Дюймовочке  поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба, и выпила из каждого кубочка по капельке вина, – ей не хотелось выпить все из одного.

А так как она очень устала, то попробовала лечь в постельку, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой, но седьмая оказалась ей впору, легла она в нее и, отдавшись на милость Господню, уснула.

Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше.

– Как называется сказка? (“Белоснежка и семь гномов” – Братья Гримм.)

– Кто главный герой этой сказки? (Белоснежка.)

Для того, чтобы нам отправить Белоснежку в свою сказку, надо сделать зарядку.

Зарядка семи гномов

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Зарядку сделали хорошо, теперь можем поместить Белоснежку в ее сказку и  отправляться дальше. (Карточку с изображением Белоснежки прикрепить на плакат.)

5. Сказка пятая.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Незнайка говорит:

– Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

– Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Незнайка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком…

– Как называется сказка? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка” Русская народная сказка.)

– Как звали главного героя сказки? (Иванушка.)

Для того, чтобы Иванушка попал в свою сказку, мы должны сделать анализ слова.

(Дети выкладывают фишки, обозначающие звуки на столе.)

– Какие звуки мы называем гласными? (Мы их можем петь, воздух не встречает преграды при произнесении.)

– А какие звуки мы называем согласными? (При произнесении которых воздух встречает преграду.)

– Отгадайте загадку. (Картинка лисы.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса

Кто это? … (Лиса.)

Анализ слова ЛИСА.

ЛИСА

[л'] – согласный, мягкий.

[и] – гласный.

[с] – согласный, твердый.

[а] – гласный, ударный.

– Сколько гласных звуков в слове? (2.)

– Сколько слогов? (2.)

– Поставим ударение. (Ударение падает на второй слог на гласный [а])

– Сколько всего звуков? (4.) Сколько букв? (4.)

Молодцы, с заданием справились. Иванушка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с изображением Иванушки на плакат.)

6. Сказка шестая.

 Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! – сказал Иванушка. – Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь.

– А вот и не лопну, – ответил Гунька. – Очень мне нужно лопаться!

– Лопнешь, лопнешь! – уверял его Иванушка . – Такая, брат, штука! Ты и во сне не видел.

– Что же это за штука? – заинтересовался Гунька.

– Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать.

– Как называется сказка? (“Приключения Незнайки и его друзей”, Николай Носов.)

– Как зовут главного героя? (Незнайка.)

– Для того, чтобы Незнайка попал в свою сказку мы должны решить ребусы:

– Преобразуйте слова в указанном порядке.

Замените первый звук в слове на звук [р]

НОГА              КОТ

ЛАМА             МАК

КОЗЫ             МУКА

Ребусы решили, Незнайка отправляться в свою сказку (Прикрепить карточку с

изображением Незнайки на плакат.)

III. Заключение.

– Вот мы и помогли нашим героям вернуться в свои сказки. Для этого там пришлось выполнить несколько заданий.

– Давайте вспомним, что мы делали?

– За вашу помощь добрая волшебница Стелла поблагодарила вас и прислала подарки. (Вручить призы.)

Список литературы:

1. Гербова В.В., “Развитие речи в детском саду: Подготовка к школе, группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 г.

2. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. “Развитие речи 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. , – М.: Вентана – Граф, 2009

3. Н.В. Елкина, Т.И.Тарабарина, “1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов”. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия К0 “, 1988 г.

4. Новотворцева Н.В. “Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителй и педагогов”, – Ярославль: Академия развития, 1997.

5. В.В. Волина. “Занимательное азбуководение: Книга для учителя”, – М.: Просвещение. 1991 г.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/12192-konspekt-nod-puteshestvie-v-stranu-skazok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.