Социальные институты общества выступают его важнейшими. Основные социальные институты

Прочитайте текст. Выберите из списка слова, которые необходимо поставить вместо пробелов (цифр)

Социальные институты общества выступают его важнейшими. Основные социальные институты

1. Портал E-lingvo.

2. Сайты российских вузов. Страницы «Публикации», «Конференции».

3. Http://window.edu.ru/window/library

4. Http://toodoo.ru/760/index

5. Http://lib.csu.ru/elbibl/vestnik.shtml

6. Http://auditorium.ru

Учебное издание

Авдеенко Иван Анатольевич

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

Учебно-методическое пособие

Издаётся в авторской редакции

Сдано а печать Подписано к печати

Печать офсетная. Бум.тип.№2 Формат 1/16

Усл. п. л. 6,3 Уч.-изд. л. 7,1 Тираж 100 экз. Заказ

© Издательство Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова 17, корп. 2.

Отпечатано в типографии издательства Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова 17, корп. 2.

[*] В данном случае фонетическая транскрипция даётся «по-школьному», что не совсем точно, однако показательно в плане соотношения фонемной и фонетической транскрипции в ЛФШ.

* От словосочетаний следует отличать аналитические формы слов: самый высокий, пусть войдёт; последовательности знаменательных и служебных слов: или стол, как говорит; падежные формы имён существительных и обобщённо-предметных местоимений: перед домом, о книге; а также последовательности не связанных по смыслу слов деревянный высокий, он высоко и т.п.

Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальной(ым)

1. институтом 3. средой

2. структурой 4. группой

18. Верны ли следующие суждения?

А. Социальные отношения включают отношения между обще­ством и природой.

Б. Отношения межличностные, межгрупповые, межнациональ­ные — все это социальные отношения.

1. верно только А 3. верно оба суждения

2. верно только Б 4.оба суждения неверны.

18. Верны ли следующие суждения?

А. Социальные отношения это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей

Б. Социальные отношения это политические и экономические отношения между социальными группами.

1. верно только А 3. верно оба суждения

2. верно только Б 4.оба суждения неверны.

Прочитайте текст. Выберите из списка слова, которые необходимо поставить вместо пробелов (цифр).

Социальные институты общества выступают его важнейшими (1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, (2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных (3). К основным социальным институтам относятся семья (4)и школа.

А. государство Г. нормы Ж. элементы

Б. деятельность Д. парламент

В. заповеди Е. признак

Прочитайте текст. Выберите из списка слова, которые необходимо поставить вместо пробелов (цифр).

Семья является одним из важнейших социальных (1). Она выполняет в обществе важные (2): рождение и воспитание детей, экономическая поддержка нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней особое положение, предполагающее соответствующее (3). Оно регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными (4) – моралью и правом

А. воспитание Г. институт Ж. функции

Б. законы Д.нормы

В. звено Е. поведение

Прочитайте текст. Выберите из списка слова, которые необходимо поставить вместо пробелов (цифр).

Социальные институты существуют в культуре, политике, (1). Например, в политической сфере жизни основным социальным институтом является (2). А в духовной сфере общественной жизни к социальным институтам можно отнести (3). Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более (4).

А. государство Г. прогрессивное Ж. экономика

Б. парламент Д. производство

В. устойчивое Е. школы

ЧАСТЬ С

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения»? Составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

ОО – многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности. Общественные отношения складываются во всех сферах жизни людей. Не все отношения между людьми относят к общественным.

Укажите основные признаки социального института. Является ли опекунство социальным институтом? Аргументируйте свой ответ.

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 25; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-50958.html

Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции

Социальные институты общества выступают его важнейшими. Основные социальные институты

Бердникова А. Ю. Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 191-193. — URL https://moluch.ru/archive/255/58460/ (дата обращения: 26.01.2020).



В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.

Культура является важной частью жизни каждого человека. Ее значимость достаточно высока как для отдельных социальных процессов, так и для общества в целом. Культура оказывает непосредственное влияние на формирование личности, ее социализацию, а также воздействует на социум путем создания ценностей и их внедрения в общественное сознание через образцы поведения.

В социологической науке категориальным понятием «культура» обозначают «специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения» [1, c. 45].

При рассмотрении такой категории, как «культура», невозможно обойти стороной и явление, которое выступает главным распространителем культуры в обществе. Речь идет о социальных институтах культуры или культурных институтах — комплексе социальных культурных структур и учреждений, регулирующих совместную жизнь людей в обществе.

В человеческом обществе постоянно возникают и развиваются социальные связи, взаимодействия, отношения, которые необходимо закреплять и делать обязательными для всех людей. Эта функция отведена социальным институтам культуры. Без их вмешательства эти процессы приобрели бы противоречивый и нестабильный характер.

«Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе» [2, c. 78].

В узком смысле под культурными институтами понимают инструмент организации и регулирования духовной среды деятельности человека, а именно системы образования, научной работы, художественного творчества, религиозной жизни и информационных потоков.

В широком смысле социальные институты культуры выступают основными средствами обеспечения эффективности творческой деятельности человека во всех сферах жизни общества.

Социальные институты культуры осуществляют укрепление и распространение культуры в социуме, способствуют социализации личности и овладению ею культурных ценностей, позволяют человеку стать творческой и образованной личностью, создают возможности для культурной деятельности, обеспечивают взаимодействие членов социальной группы и их коммуникацию, хранят и передают накопленный опыт. К культурным институтам относят религию, образовательные учреждения, средства массовой информации, музеи, библиотеки, семью и др.

Формирование социального института культуры представляет собой достаточно длительный и многоступенчатый процесс, в котором можно выделить следующие основные этапы:

1) зарождение потребности человека в культурной деятельности;

2) появление неорганизованных специальных норм и правил, регулирующих культурную деятельность человека и оказывающих скорее негативное влияние на общество, чем позитивное;

3) формирование закрепленного свода норм, правил, регламентов и санкций в форме социального института культуры, организующего способы культурной деятельности;

4) образование совокупности статусов и ролей, охватывающей все стороны культурной деятельности;

5) становление четкой системы статусов и ролей, соответствующей закрепленному своду правил и норм и одобряемой большинством.

Социальный институт культуры имеет ряд признаков, которые не характеризуются особой нормативностью и не всегда четко проявляются в тех или иных культурных структурах и учреждениях. Но, тем не менее, они выступают удобным средством для описания и анализа процессов образования культурных институтов различного порядка. Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки:

1) наличие в обществе культурных объектов, осознание их необходимости для человека;

2) наличие культурных субъектов — людей, которые вступают в отношения по поводу конкретного культурного объекта;

3) консолидация культурных объектов и субъектов в организацию, располагающую сводом закрепленных норм и правил;

4) существование специальных норм, правил, регламентов и санкций, которые регулируют деятельность культурных объектов в обществе и поведение культурных субъектов в пределах определенного культурного института.

Каждый социальный институт культуры представляет собой четко слаженную систему. Это означает, что все элементы в нем взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом. В структуру культурного института входят три основных компонента.

В первую очередь кадры, которые набираются согласно целям, задачам и принципам конкретного социального института культуры. Во-вторых, материальные средства, которые обеспечивают деятельность культурного института (финансы, необходимое оборудование, помещение и др.).

И, в-третьих, система функций, предусмотренная уставом культурной структуры или культурного учреждения.

цель любого социального института — это удовлетворение той или иной общественной потребности. Социальный институт культуры в данном случае не является исключением. Но помимо этого культурные институты выполняют и другие, не менее важные функции. К ним относятся:

1) регулирование деятельности культурных субъектов путем использования системы норм и правил, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие в обществе;

2) создание возможностей и необходимых условий для культурной деятельности различного характера;

3) социализация индивидов, интеллектуальный и творческий рост личности, приобщение человека к культурным ценностям;

4) обеспечение культурной интеграции и устойчивости культурного института, то есть взаимодействия, взаимозависимости и взаимной ответственности между членами социальной группы;

5) обеспечение коммуникации, передача информации в рамках общества;

6) сохранение культурно-значимых форм и феноменов культурной деятельности, преемственность в развитии культурных традиций, хранение и передача накопленного опыта.

Данные функции социального института культуры оказывают положительное воздействие и на отдельного индивида, и на общество в целом. Однако культурные институты могут и отрицательно влиять на человеческое общество. Данный процесс можно рассмотреть на примере средств массовой информации.

Во-первых, такой институт культуры содержит в себе уже готовые ответы на вопросы, которые интересуют людей и, соответственно, не способствует духовной эволюции человека.

А во-вторых, СМИ основываются не на образах, ориентированных на реальность, а на совокупность имиджей, которые воздействуют на бессознательную сферу психики человека.

Таким образом, социальные институты культуры представляют собой совокупность структур и учреждений, которые регулируют культурную деятельность людей в обществе.

Они имеют определенное строение и ряд характерных признаков, процесс их становления проходит в несколько этапов. Социальные институты культуры могут влиять на людей как положительно, так и отрицательно.

Но, тем не менее, они твердо укрепились в жизни каждого человека, и их исчезновение приведет к культурному упадку и деградации общества.

Литература:

  1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Центр, 1999. — 160 с.
  2. Тетерина Е. А., Питерова А. Ю. Культурология. Теория культуры. — Пенза.: ИИЦ ПГУ, 2012. — 130 с.

Основные термины(генерируются автоматически): социальный институт культуры, культурная деятельность, культурный институт, общество, массовая информация, социальная группа, человеческое общество, совместная жизнь людей, накопленный опыт, институт.

Источник: https://moluch.ru/archive/255/58460/

Семинар №8. Социальные институты и социальные организации

Социальные институты общества выступают его важнейшими. Основные социальные институты

Основныевопросы:

1.Понятие социального института и основныесоциологические подходы к нему.

2.Признаки социальных институтов (общаяхарактеристика). Виды социальныхинститутов.

3.Функции и дисфункции социальныхинститутов.

4.Понятие социальной организации и еёосновные признаки.

5.Виды и функции социальных организаций.

Основныепонятия:социальная институт, социальныепотребности, основной социальныйинститут, динамика социальных институтов,жизненный цикл социального института,системность социальных институтов,латентные функции социальных институтов,социальные организации, социальнаяиерархия, бюрократия, гражданскоеобщество.

1)Социальный институт или общественныйинститут —исторически сложившаяся или созданнаяцеленаправленными усилиями формаорганизации совместной жизнедеятельностилюдей, существование которой диктуетсянеобходимостью удовлетворения социальных,экономических, политических, культурныхили иных потребностей общества в целомили его части.

2)Социальныепотребности-Потребности, связанные с определенными аспектами социальногоповедения — например, потребность в дружбе, потребность в одобрении окружающих или стремление квласти.

3) Основные социальные институты

К основнымсоциальным институтам традиционноотносят семью, государство, образование,церковь, науку, право. Ниже дана краткаяхарактеристика этих институтов ипредставлены их основные функции.

Семья – важнейшийсоциальный институт родства, связывающийиндивидов общностью быта и взаимнойморальной ответственностью. Семьявыполняет ряд функций: экономическую(ведение хозяйства), репродуктивную(рождение детей), воспитательную (передачаценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство —основной политический институт,осуществляющий управление обществоми обеспечивающий его безопасность.

Государство выполняет внутренниефункции, среди которых хозяйственная(регулирование экономики), стабилизационная(поддержание стабильности в обществе),координационная (обеспечение общественногосогласия), обеспечения защиты населения(защита прав, законности, социальноеобеспечение) и многие другие. Существуюти внешние функции: обороны (в случаевойны) и международного сотрудничества(для защиты интересов страны намеждународной арене).

Образование —социальный институт культуры,обеспечивающий воспроизводство иразвитие общества путем организованнойпередачи социального опыта в видезнаний, умений, навыков.

К основнымфункциям образования относят адаптационную(подготовку к жизни и труду в обществе),профессиональную (обучение специалистов),гражданскую (подготовку- гражданина),обще культурную (приобщение к культурнымценностям), гуманистическую (раскрытиеличностного потенциала) и т.д.

Церковь- религиозныйинститут, сформированный на основеединого вероисповедания. Члены церквиразделяют общие нормы, догматы, правилаповедения и делятся на священство имирян.

Церковь выполняет такие функции:мировоззренческую (определяет взглядына мир), компенсаторную (предлагаетутешение и примирение), интегрирующую(объединяет верующих), общекультурную(приобщает к культурным ценностям) ипроч.

Наука —особый социокультурный институт попроизводству объективных знаний. Вчисле функций науки — познавательная(способствует познанию мира), объяснительная(интерпретирует знания), мировоззренческая(определяет взгляды на мир), прогностическая(выстраивает прогнозы), социальная(изменяет общество) и производительная(определяет процесс производства).

Право —социальный институт, системаобщеобязательных норм и отношений,охраняемых государством. Государствопри помощи права регулирует поведениелюдей и социальных групп, закрепляяопределенные отношения в качествеобязательных. Основные функции права:регулятивная (регулирует общественныеотношения) и охранительная (охраняетте отношения, которые полезны дляобщества в целом).

Всерассмотренные выше элементы социальныхинститутов освещены с точки зренияименно социальных институтов, но возможныи другие подходы к ним. Например, наукаможет быть рассмотрена не только каксоциальный институт, но и как особаяформа познавательной деятельности иликак система знаний; семья — это не толькоинститут, но и малая социальная группа.

4)Поддинамикойсоциальных институтовпонимают три взаимосвязанных процесса:

  1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;

  2. Функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;

  3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

5)Жизненныйцикл институтавключает четыре относительносамостоятельных стадии, которые имеютсвои качественные характеристики:

1фаза – зарождение и формированиесоциального института;

2фаза – фаза эффективности, в этот периодинститут достигает пика зрелости,полного расцвета;

3фаза – период формализации норм, принципов,ознаменованный обюрокрачиванием, когдаправила становятся самоцелью;

4фаза – дезорганизация, дезадаптация,когда институт теряет свой динамизм,прежнюю гибкость и жизнеспособность.Институт ликвидируется или трансформируетсяв новый.

6)Латентные(скрытые) функции социального института-положительные следствия выполненияявных функций, которые возникают впроцессе жизнедеятельности социальногоинститута, не обусловлены целью данногоинститута. (Так, латентная функцияинститута семьи – социально-статусная,или передача определенного социальногостатуса от одного поколения другому врамках семьи).

7)Социальнаяорганизацияобщества (отпозднелат. organizio —формирую, сообщаю стройный вид 

Источник: https://studfile.net/preview/6059160/

Социология

Социальные институты общества выступают его важнейшими. Основные социальные институты

Вопрос № 1 Понятие и основные признаки социальных институтов.

Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющие общественно-значимые функции.

Термин социальный институт употребляется в самых разнообразных значениях: говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, институте религии и т.д.

Во всех этих случаях имеются в виду относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений.

Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между полами, поколениями и т.д.

Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечивают институты образования.

Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институтом религии.

Социальные институты могут быть охарактеризованы с двух сторон: с точки зрения внешней, формальной структуры и с точки зрения внутренней, содержательной деятельности.

Со своей внешней стороны социальный институт – это совокупность лиц и учреждений, обладающих определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. По своему внутреннему содержанию социальный институт представляет совокупность определенных стандартизированных образцов поведения.

Тем самым социальный институт представляет собой механизм, обеспечивающий устойчивость и стабильность общества, его нормальное воспроизводство и развитие.

М. Вебер выделил две характерные особенности социальных институтов:

1. Социальный институт представляет собой совокупность людей, в которые они зачисляются на основе объективных данных – профессии, уровня образования, наличия определенных знаний, навыков и т.п.

2. Наличие в таком объединении рациональных установок, правил, норм, которым должны следовать все субъекты, входящие в состав данного социального института.

Вследствие этого социальный институт может быть определен как высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, характеризующаяся устойчивой социальной структурой, интегрированностью всех элементов в единое целое, многообразием и динамичностью функций, наличием определенных стандартов поведения.

Социальный институт в процессе своего функционирования сводит многообразные поступки и действия людей в определенные типы деятельности и социальных отношений.

Институты характеризуются четким разграничением социальных статусов и ролей, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью, регуляцией этих действий и контролем за их исполнением.

Благодаря этому обеспечивается предсказуемость поведения людей, стабильность социальных связей и самой социальной структуры общества. Социальный институт выступает в качестве ведущего элемента социальной структуры общества.

Он интегрирует и координирует множество индивидуальных и групповых действий, упорядочивает социальные отношения в тех или иных сферах общественной жизни. Так, политические институты осуществляют социально-политическую интеграцию социальных групп и общностей в рамках социальной системы общества, институты культуры осуществляют функции нормативного регулирования поведения людей на основе системы ценностей и идеалов.

Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией. Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов является возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение.

Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща.

Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

Необходимым шагом на пути институционализации является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного мнения, а затем и санкционирования формальными органами власти. На этой основе разрабатывается система санкций.

Таким образом, институционализация, прежде всего, представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных жизненно важных потребностей.

И последним важным элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение социального института. Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Источник: https://moodle.ggau.by/mod/page/view.php?id=2394

Часть в

Социальные институты общества выступают его важнейшими. Основные социальные институты

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

1. Установить соответствие между левым и правым столбиком.

Санкции Типы санкций

1) получение премии А) неформальные

2) популярность

3) уважение Б) формальные

4) увольнение

5) штраф 6) порицание

2. Заполнить пропуски в тексте.

Социальные институты общества выступают его важнейшими _____(1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, ____(2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных _____(3). К основным институтам общества относятся семья, _____(4) и школа.

А) государство Б) деятельность В) нормы Д) парламент Е) признак Ж) элементы

3. Определение: «Совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное положение в обществе», – соответствует понятию социальный(ая)___________.

4. Заполните пропуски в тексте.

Семья является одним из важнейших социальных ____(1). Она выполняет в обществе важные ___(2):рождение и воспитание детей, экономическая поддержка нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее ____(3). Оно регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными ____(4) – моралью и правом.

А) воспитание Б) законы В) звено Г) институт Д) нормы Е) поведение Ж) функции

5. Заполнить пропуск.

пол Показатели _________ социального статуса возраст

расовая принадлежность

6. Найдите признаки нации и запишите соответствующие им цифры в возрастающем порядке.

1) общность языка 4) сходные условия жизни

2) наличие гражданского общества 5) общность территории

3) общность исторического пути 6) поглощение другой нации

7. Заполните пропуски в тексте.

Социальные институты существуют в культуре, политике, ____(1). Например, в политической сфере жизни общества основным социальным институтом является _____(2). А в духовной сфере к социальным институтам можно отнести ___(3). Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более ____(4).

А) государство Б) парламент В) прогрессивное Г) производство Д) устойчивое Е) школа Ж) экономика

8. Заполните пропуск.

«Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества определяется словом ___________».

9. Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

(1) В XVII в. верхушку японского общества составляли самураи – военнослужащие. (2) При этом сословия ремесленников и купцов занимали официально более низкое положение, чем крестьяне. (3) Торговля и ремесло считались занятиями унизительными. (4) Естественно, торговля и ремесло в связи с этим развивались медленно.

10. Заполните пропуск.

«Виды национализма: этнический, государственный, _________, расовый»

11. Заполните пропуск.

«Этнические общности: _______, племя, нация, народность».

12. Заполните пропуски в тексте.

В современном обществе существуют десятки (1) ___ институтов. Внутри (2) ___ институтов существует деление на более мелкие институты.

Например, экономические институты наряду с базовым институтом (3) ____ включает множество особых устойчивых систем отношений – финансовых, производственных и т.п.

В системе политических институтов современного общества, наряду с ведущими институтами власти, выделяют (4) ____ : разделение властей, парламентаризма, президентства, местного самоуправления и т.д.

А) активность Б) демократический В) собственность Г) социальный Д) фундаментальный

13. Установить соответствие между левым и правым столбиком.

ПонятияОпределения
1) Социальная страта А Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями
2) Социальная дифференциация Б Существенный разрыв в уровне доходов и потребления разных социальных групп
3) Социальный статус В Процесс перемещения человека из одной социальной группы в другую
4) Социальная поляризация Г Социальный слой, выделяемый по признакам дохода, профессии, образования и др.
Д Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

14. Установить соответствие между левым и правым столбиком.

ПонятияОпределения
1) Социальный класс А Перемещение из одной социальной группы в другую
2) Социальная мобильность Б Социальный слой, выделяемый по признаку собственности
3) Социализация В Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями
4) Социальный статус Г Процесс усвоения индивидом образцов поведения и социокультурных норм
Д Социальный слой, выделяемый по признакам дохода, профессии, образования и др.

15. Установить соответствие между левым и правым столбиком.

ПонятияОпределения
1) Социальный институт А Устойчивая совокупность людей, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций
2) Социальный статус Б Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде
3) Социальная адаптация В Процесс перемещения человека из одной социальной группы в другую
4) Социальная мобильность Г Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
Д Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями

16. Установить соответствие между левым и правым столбиком.

Выражение санкций Виды санкций

1) проявление недружелюбия А) формальные негативные санкции

2) наложение штрафа

3) объявление выговора Б) неформальные негативные санкции

4) объявление бойкота

5) отказ от сотрудничества

17. Установить соответствие между левым и правым столбиком.

Особенности общественных отношенийТипы стратификации
1) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами А кастовая
2) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества Б сословная
3) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую В классовая
4) в основе деления на группы – различия в характере труда и формах его оплаты

18. Установить соответствие между левым и правым столбиком.

ПонятияОпределения
1) Субкультура А) Поведение, соответствующее социальному статусу личности
2) Этнос Б) Социальный слой, выделяемый по признаку собственности
3) Социальный класс В) Исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающая общностью культуры, языка, самосознания
4) Социальная роль Г) Общественная группа, которой свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни
Д) Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями

19. Установить соответствие между левым и правым столбиком.

ПонятияОпределения
1) Толерантность А) Истребление групп населения по национальному признаку
2) Социализация Б) Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
3) Геноцид В) Процесс усвоения индивидом образцов поведения и социокультурных норм
4) Социальная дифференциация Г) Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде
Д) Установка на сотрудничество и сближение наций, терпимость к чужому мнению

20. Установить соответствие между левым и правым столбиком.

ПонятияОпределения
1) Социальный институт А) Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями
2) Престиж Б) Высокая степень признания обществом личных и деловых качеств конкретного человека
3) Социальный статус В) Устойчивая совокупность людей, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций
4) Авторитет Г) Оценка обществом высокой социальной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми
Д) Исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающая общностью культуры, языка, самосознания

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 2891. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/3-119724.html

Социальные институты и социальные организации

Социальные институты общества выступают его важнейшими. Основные социальные институты

Важнейшим элементом общества и субъектом социальных конфликтов являются социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение).

Социальные институты – это, с одной стороны, социальные общности входящих в них людей, а с другой стороны, социальные организации, управляющие этими социальными общностями.

Поэтому социальные институты являются диалектическим единством определенной социальной общности и соответствующей ей организации, подчиняющимся закону единства и борьбы противоположностей.

«Вес» социальной общности и социальной организации в социальных институтах играет большую роль, превращая их преимущественно либо в социальные общности, либо в социальные организации. Это связано с преобладанием в их функционировании неформальных или формальных регуляторов деятельности (координации и субординации) людей.

Социальные институты – это исторически сложившиеся общности людей, устойчивые организации их совместной деятельности, созданные людьми для удовлетворения общественных потребностей.

Появление социальных институтов связано с процессами упорядочения, стандартизации и формализации связей и деятельности социальных общностей. Это значение имеет и сам термин «институционализация». Одни и те же объединения людей рассматриваются и как социальные общности, и как институты.

Например, нация является и социальной общностью и социальным институтом, если ее рассматривать в единстве с государством.

Также и пролетариат – с одной стороны, является социальной (экономической) общностью, а с другой – становясь господствующим, в единстве с коммунистической партией, выражающей его интересы, превращается в социальный институт, удовлетворяющий определенную потребность – быть строителем и хозяином советского формационного дома.

Социальные институты как самоуправляемые общественные системы характеризуются следующими чертами:
1. Носят целесообразный характер, т.е.

создаются для удовлетворения определенных потребностей и выражения интересов как образующих организацию индивидов, так и того социального целого, в котором этот институт функционирует и развивается.

Например, институт высшей школы служит для удовлетворения потребностей людей в высшем образовании. Возникновение новых и развитие прежних общественных потребностей являются причиной появления новых социальных институтов и совершенствования старых.

Например, демократизация России привела к созданию таких институтов, как Федеральное Собрание, Конституционный Суд и т.п., а также к необходимости развития системы высшего образования, появления частных вузов.

2. Представляют собой организации людей и включают:

  1. руководство, которое разрабатывает идеологию, цели, планы;
  2. аппарат управления;
  3. материальные ресурсы (финансы, здания, транспорт, связь и т.п.);
  4. исполнителей, выполняющих разные функциональные роли. Таковыми, например, являются статусы и роли ректоров, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, лаборантов и т.п. Таким образом, внутри социального института возникает стратификация, делящая людей на низших и высших по власти, престижу, выполняемой работе.

3. Имеют устав и программу, на основе которых функционируют. Устав и программа четко расписывают функциональные и статусные роли каждого члена организации. Помимо этих документов существует система идеалов, ценностей, норм поведения, с помощью Которых осуществляется функционирование социального института как элемента общественного целого.

В этом случае социальный институт выступает как социальная общность людей.
4. Превращаются в самоуправляющееся целое, в рамках которого происходит приращение вещественного, информационного, энергетического потенциала.

Они имеют свою логику развития внутри общественного целого и в силу этого могут вступать в социальный конфликт с другими социальными институтами.

Социальные институты являются элементами соответствующих социальных сфер общества (демографической, производственной, экономической, политической, духовной) и различаются своими функциональными ролями в обществе:

  • демографические (семья, родственники) – служат для воспроизводства и социализации членов общества;
  • производственные (заводы, фабрики, фирмы и т.п.) – заняты производством социальных благ (пищи, одежды, жилья, транспорта и т.п.);
  • экономические (формы собственности, банки, деньги и т.п.) – обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ;
  • политические (госвласть, партии, профсоюзы и т.п.) – служат для управления делами общества, разработки целей, планов их реализации, поддержания порядка и т.п.
  • идеологические (гуманитарные вузы, исследовательские центры, редакции газет и телевидения и т.п.) – служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения каких-то исторических задач и т.п.

Социальные институты тесно включены в социальные организации. Организации имеют значение самостоятельного субъекта социального конфликта. В социальном институте организация является способом упорядочения, формализации, организации совместной деятельности людей.

Социальными являются государственные, партийные, профсоюзные, церковные и другие организации. Социальная организация выступает диалектической противоположностью социальной общности и характеризуется следующими основными чертами:
1.

Создается ради реализации (достижения) определенных целей, которые становятся целями деятельности членов организации. Это могут быть групповые, классовые, национальные интересы, которых нельзя достичь в одиночку.
2. Представляет сложную систему должностей (социальных ролей и статусов), которые выполняют члены организации.

Эти роли и статусы имеют как горизонтальную, так и вертикальную структуру, воспроизводят стратификацию ролей внутри организации, делят людей в зависимости от власти и роли на систему статусов, между которыми существуют четкая субординация и координация деятельности, подчинение одних другим.

Статус – это определенные права и обязанности человека в да!; ной организации или обществе. Социальная роль – это поведение, требуемое от человека в соответствии с его социальным статусом.
3. Образует четкое разделение труда по функциональному признаку.

Разделение труда имеет горизонтальное (координация) и вертикальное (субординация) строение. Строгая иерархичность строения организации обеспечивает достижение поставленной организацией цели в меняющихся условиях среды. Организация включает:

  1. управляющий орган, который формулирует цели, Разрабатывает программы их реализации, выбирает средства, контролирует их выполнение по всей управленческой вертикали на основе обратной связи;
  2. аппарат управления, состоящий из Лиц, каждое из которых выполняет часть общей работы по реализации цели;
  3. материальные средства (финансы, здания, транспорт, связь, охрана и т.п.), позволяющие организации осуществлять свою деятельность во внешней среде;
  4. властные отношения между образующими организацию должностями.

4. Действует на основе устава и инструкций (внутриорганизационных норм), которые регламентируют права и обязанности членов организации, а также поощрения и наказания за их деятельность. Эти нормы носят писаный и неписаный характер.

Вторые зависят от типа руководства и сложившихся традиций, которые могут расходиться с уставом и инструкциями организации. В результате писаных и неформальных норм в организации возникает порядок (или беспорядок), регулирующий деятельность и отношения индивидов и сплачивающий их вокруг целей и планов.
5.

Может представлять также и социальную общность, в качестве которой характеризуется одинаковостью чувств, взглядов, менталитета входящих в организацию людей. Эти черты социальной общности отражают некоторые объективные черты положения организации в обществе, характер работы, способ получения доходов, общего врага и т.п.

В превращении социальной организации в общность больших успехов достигли японцы, что служит одной из причин эффективности японских организаций.

Социальные организации делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), отличающиеся друг от друга формализацией связей, статусов, ролей, норм поведения членов организации. В официальной организации (армия, политическая партия, церковь, СМИ и т.п.) существует:

  1. четкое разделение труда, которое представлено в виде системы должностей (должностных прав и обязанностей);
  2. все эти должностные обязанности фиксируются в уставе и должностных инструкциях;
  3. жесткая дисциплина исполнения подчиненными приказов руководителей с применением соответствующих санкций. В результате такая организация имеет тенденцию к бюрократизации.

Наиболее крупной и важной организацией общества является государство, которое включает:

  1. государственную власть, состоящую из: а) политической элиты; б) законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти; в; государственного аппарата (аппарата управления, бюрократии, чиновничества); г) правовых норм (конституции, законов, должностных инструкций), определяющих права и обязанности органов власти и их представителей; д) вещественных ресурсов власти: финансы, здания, оружие, связь, тюрьмы и т.п.;
  2. народ как объект управления и источник интересов для государственной власти;
  3. государственную территорию, на которой проживает данный народ и на которую распространяются законы государственной власти.

Источник: https://psyera.ru/5085/socialnye-instituty-i-organizacii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.