Социология является частью. Понятие социологии

Социология. Шпаргалки Текст

Социология является частью. Понятие социологии

Социология – это эмпирическая наука об общественной жизни человека, групп и обществ, занимающаяся как анализом отношений индивидов между собой, так и исследованиями глобальных социальных процессов. Слово «социология» состоит из латинского «социо» и греческого «логос», что означает «наука, или учение об обществе».

Термин «социология» ввел Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук. О.

Конт определил предмет и методы социологии, хотя ни одну из своих теорий на практике не проверил. Он также создал теорию индустриального общества, лежащую в основе современной социологии.

По Конту, социология должна быть позитивной, опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта – уподобить изучение общества изучению природы.

Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это наука не об обществе вообще (общество изучают социальная философия, история, политология, юридические науки, культурология), а об обществе в социально-человеческом смысле, о человеке в обществе.

Человек способен познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, исходя из определенных ценностей, осмысливать окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние макросреды (всех общественных отношений) и микросреды (непосредственного окружения).

Социология – наука, изучающая современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Это не только теория, но и методология, т. е.

такой уровень теоретического знания, который интерпретирован на языке социологии, позволяющем оперировать информацией, переложенной на язык индикаторов и показателей. Например, сознание может быть представлено через набор таких компонентов, как знание, оценка, настроение, мотивы, ценности, установки, ориентации и т. п.

Оперирование этими показателями позволяет наполнить содержанием те понятия, которые на уровне социальной философии или социальной психологии не требуют такой детализации и конкретизации.

Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века.

Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

2. Объект и предмет современной социологии

Социология – это наука о социальных системах, их функциях, законах (закономерностях, тенденциях) функционирования и развития (деятельности и взаимодействия) социальных систем и общностей (мир, общество, институт, группа, организация, семья, личность). Социология имеет много общего с естественными и техническими науками.

Под объектом социологии понимается общество как целостная социальная реальность, в которой можно выделить объективные социальные явления (социальные отношения, социальную организацию, социальные общности, социальные процессы, социальные институты, социальные субъекты). Понятия «предмет» и «объект» следует разграничивать. Понятие «объект» отражает обширную сферу, сторону реальности, которая может привлекать внимание представителей различных наук.

Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки.

Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события.

Предмет науки – не просто некое явление и процесс объективного мира, а результат теоретического мышления, позволяющего выделить существенные черты объекта, специфические для данной науки.

Предметом социологии выступают законы и закономерности функционирования и развития личности, социальных групп, общности и общества в целом, а также социальная жизнь общества (взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с социальным статусом, ролью, социализацией).

Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, продукт усилий многих поколений ученых, каждое из которых добавляло принципы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло все, что сегодня попало в предметную область социологии.

Первопричинами предмета социологии являются два понятия: «статус» и «роль». Первое дает статистическую, а второе – динамическую картину общества. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе.

Совокупность незаполненных статусов дает социальную структуру общества. Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связаны межличностными отношениями.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них можно наблюдать нечто более фундаментальное – социальные отношения.

3. Структура социологии

Социология исследует социальные явления и процессы на уровне общества в целом и на уровне социальных общностей и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных взаимодействий.

Социологическая наука подразделяется на составные части:

1) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2) социология среднего уровня, ориентированная на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е.

частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, города, деревни, этносоциология, экономическая, социология образования, политики, права, пропаганды, семьи, культуры, труда, религии и др.);

3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.

Для теоретического социологического исследования очень важно глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.

В центре эмпирических социологических исследований находятся накопление, сбор фактического материала (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая начальный уровень обобщения.

В структуре социологии особо следует различать фундаментальную и прикладную социологию.

Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, ставящихся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций.

В этих направлениях могут проводиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.

4. Функции социологии

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. Разграничение этих функций не исключает их взаимосвязь и взаимодействие.

Теоретико-познавательная функция направлена на изучение сущности общества, его структуры, закономерностей, основных направлений и тенденций, путей, форм и механизмов его функционирования и развития.

Обогащение научного социологического знания происходит на основе систематизации и изучения постоянно обновляющихся фактов общественной действительности.

Здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным научным теориям.

Практически-политическая функция социологии связана с тем, что данная наука вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами.

Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей.

Обогащение и совершенствование выступают не как самоцель, а как необходимая предпосылка в дальнейшем осознании себя во внешнем мире.

Фундаментальные, эмпирические и прикладные исследования подчеркивают тесное взаимодействие социологической теории, социальной политики и практики.

На основе эмпирических социологических исследований обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению.

Большое значение получают социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии.

Также выделяют функции социологии: социальное проектирование и конструирование, управленческая, организационно-техническая. Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, которую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе.

5. Категории и законы социологии

В подходе к вопросу, что является центральным в категориях социологии, исследователи исходят из различных теоретико-методологических оснований, считая, что этим понятием может быть: «общество», «социальное», «социальная система», «социальная группа».

Категории, характеризующие сущность и содержание социологической науки, подразделяют на несколько групп:

1) группа категорий, связанных с анализом объекта социологии, а также с характеристикой взаимосвязей социологии с общенаучными представлениями об обществе, государстве, классах, нациях, гражданском обществе и его структуре;

2) группа категорий, включающая совокупность понятий, трактующих предмет социологии:

· понятия, связанные с характеристикой сознания (индивидуальное, групповое, общественное), с его видами (политическое, экономическое, нравственное, религиозное и т. д.), с его структурой (знание, убеждение, ценности, мотивы, установки и т. д.), с его специфическими характеристиками (общественное мнение, массовое сознание);

· понятия, характеризующие реальное поведение (действия) людей, дифференциацию и интерпретацию видов деятельности (позитивных и негативных), их социальное настроение;

· понятия, касающиеся условий, макро-, мезо– и микросреды, социальной инфраструктуры;

3) группа категорий, касающихся субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы, класса, этноса, семьи и т. д.;

4) группа методологических категорий (программа, гипотезы, сценарий и т. д.) и методов (наблюдение, опрос, контент-анализ, интервью, эксперимент и т. д.);

5) категории и понятия, углубляющие представления о функциях социологии. К примеру, управленческая функция исследует процессы предвидения, прогнозирования, проектирования, планирования, программирования, социальных технологий и т. д.

К числу социальных законов относятся законы социальной мобильности, социализации, дифференциации. Социальные законы называют законами-тенденциями, поскольку они реализуются в определенных ситуациях конкретными людьми.

Общие законы социологии определяют развитие общества как целостной системы, а конкретные (специфические) рассматривают отдельные элементы общества.

Социальные законы могут быть динамическими (определяют форму социальных изменений) и статическими (социальные изменения рассматриваются в рамках социального целого).

6. Социологическое исследование и его виды (начало)

Социологическое исследование – это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение точных объективных данных об изучаемом социальном явлении.

Социологическое исследование не имеет унифицированной формы, но всегда включает следующие этапы:

· подготовка: обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков, способов обработки и т. д.;

· сбор первичной социологической информации: необобщенные сведения в различной форме, записи исследователя, выписки из документов и т. д.;

· подготовка собранной в ходе социологического исследования информации, ее обработка;

· анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Вид социологического исследования зависит от характера поставленных целей и задач, глубины анализа социального процесса и т. д.

Различают три основных вида социологических исследований:

1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; используется для предварительного обследования определенного процесса или явления, для получения дополнительной информации о предмете и объекте. С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), степень эффективности только что проведенных мероприятий;

2) описательное – более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; позволяет произвести группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а, кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними;

Источник: https://www.litres.ru/o-i-fidorovich/sociologiya-shpargalki/chitat-onlayn/

Социология: Теоретический материал по теме №1 (Становление социологии как самостоятельной науки)

Социология является частью. Понятие социологии
sh: 1: –format=html: not found

Становление социологии как самостоятельной науки

Голландский социолог П. И.Боуман (1955) раз­личает четыре стадии в становлении социологии каксамостоятельной науки:

1. Социология как частьобщей философии со­циума, прежде всего государства, права и морали,сформировалась в единую этическую и религиоз­но-нормативную систему.

2. Социология сближается сестественнонауч­ным мышлением и начинает изучать естественные закономерности.

3. Социология уже существуеткак самостоятель­ная наука, которая, однако, использует методы дру­гих наук,прежде всего естественных.

4. Социология представляетсобой самостоятель­ную науку со своими методами, предметами и по­нятиями.

Данное разделение не совсемхронологично, но соответствует, однако, в главных чертах развитию социологическогомышления.

К первой стадии относятсяПлатон и Аристотель, а также многие христианские философы. В то вре­мя какПлатон разрабатывал свое идеальное госу­дарство, философы хотели сделать изгосударства общество верующих.

Вторая, представленнаяБоуманом, стадия относит­ся по времени к XVI и XVII векам, когда, с одной сторо­ны,индивидуализм мышления Возрождения и раз­личные новые общественные ирелигиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с дру­гойстороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотренияобщества и об­щественного строя. Социологическое мышление это­го периодапредставляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм(1711-1776), которые сильнейшим образом способ­ствовали распространениюреалистического подхода к рассмотрению объектов действительности.

Третья стадия являетсяпродолжением преды­дущей и относится к XVIII столетию. Первыми пред­ставителямиэтого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовалтог­да естественнонаучный позитивизм. К более позд­ним представителямсоциологии этого периода отно­сятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер.

Четвертая стадияпредставляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруд­нительнопровести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельныйхарактер со­циологии проявляется в том, что объекты исследо­вания анализируютсяздесь с помощью собствен­ных понятий и методов данной области науки.

Кроме уже упомянутыхсоциологов, в следую­щем разделе рассматриваются те исследователи, которыеоказали решающее влияние на развитие социологии в ее начальной стадии.

Как врачи ставят диагнозпациентам, так и со­циологи пытаются определить состояние общества. Далеко невсе врачи разделяют одно и то же мне­ние, один и тот же диагноз. Так же и невсе социо­логи согласны с различными находками и истол­кованиями, и врезультате получается ряд разных теорий и мнений о характере общества иобществен­ных явлений.

Карл Маркс

Маркс родился в Германии всемье еврейского юриста. Он изучал в Бонне и Берлине историю, пра­во ифилософию, участвовал в политике и работал около двух лет журналистом вГермании. Поняв, что у него нет возможностей добиться успеха на ро­дине, онначал работать в Париже, Брюсселе и Лондоне.

На деятельность Марксаоказывали влияние не только экономические и политические условия Германии, но преждевсего германская идеалисти­ческая школа, в частности Георг Вильгельм Фрид­рихГегель, а также французский социализм и английская экономика.  Широкую известность ему принес его «Капитал».

По общественной теорииМаркса общество осно­вывается на материальных условиях жизни, причемэкономический базис и стремление человека к удов­летворению своих основныхпотребностей опреде­ляют надстройку общества, т. е. культуру, духов­ную жизнь иокружающий мир символов.

Маркс поставил своей цельюраскрыть взаимо­отношения экономического базиса и надстройки об­щества, а такжемеханизмы исторического разви­тия общества. Это учение, называемое историческимматериализмом, утверждает, что материальные фак­торы лежат в основеобщественной жизни и опре­деляют сознание людей. Из этого следует, что об­щественныеперемены происходят при изменении материальных условий.

Способы производства вматериальной сфере оп­ределяют социальный, политический и духовный процессжизни. Способы производства состоят из производительных сил и производственныхотноше­ний. К производительным силам относятся орудия производства ичеловеческая рабочая сила.

А про­изводственные отношения, в свою очередь, опре­деляютсяуровнем развития производительных сил в каждый данный момент общественногоразвития и отражают существующие разделение труда и ма­териальные условия. Трудтаким образом является центральным понятием в теории Маркса.

Диалектическоевзаимодействие экономической основы общества, включающей в себя производствен­ныеотношения и производительные силы, с одной стороны, и зависимой от неенадстройки с другой, приводит к общественным переменам.

По основ­ной идеедиалектики, которую Маркс взял у Гегеля, всякое явление заключает в себе силысобственной перемены.

Маркс применил этот постулат к обще­ству и высказалмнение, по которому в капиталисти­ческой системе, порожденнойиндустриализацией, экономическая гегемония отчуждает трудящихся от орудийпроизводства и природы. По Марксу, глу­бокие противоречия и проблемыкапиталистичес­кой системы производства делают возможным такой переворот,вследствие которого общество переходит к социалистической формации.

Социалистическую идеюгосударства экспери­ментировали в так называемых социалистических странах.Результаты этого эксперимента сейчас хо­рошо известны. Несмотря на это,теоретические взгляды Маркса находят отклик и в наше время.

Влияние Маркса на социологиювелико. Его роль как теоретика конфликтов и создателя концепции марксистскойсоциологии видимо будет существен­ной и в дальнейшем.

Герберт Спенсер

Спенсер был сторонникомэволюционного учения Чарлза Дарвина и применял принципы биологичес­когоразвития к обществу. Он сравнивал общество с живым организмом. По органическойаналогии разные части общества взаимозависимы и стремят­ся обеспечить выживаниеи функционирование об­щей системы.

Согласно Спенсеру, Вселеннаянаходится време­нами в состоянии постоянного развития, времена­ми в состояниираспада. Задача социологии состо­ит в прослеживании и выявлении этих жепроцессов в сфере человеческого общества. Основные пред­положения Спенсераследующие:

1. Развитие являетсяуниверсальным процессом, т. е. всеобщим законом природы.

2. Общество являетсяорганическим и развива­ющимся целым, которое много сложнее, чем сум­мы егочастей.

3. Общество существует вдвух сущностях: в со­циальной статике и в социальной динамике. Ста­тикапредставляет собой институциональную струк­туру и социальные системы общества,а динамика заключает в себе постоянную дифференциацию и развитие структуры.

4. Главные институтыобщества — политические, церковные, профессиональные, промышленные, се­мейные и«праздничные». Многогранное индустри­альное общество развилось из примитивногообщест­ва, пройдя разные этапы. Для Спенсера развитие означало прогресс.

5. Общество разделяетсякроме этого на две па­раллельные системы: внутреннюю и внешнюю. Эти подсистемыпомогают обществу сохраняться как органическому целому в процессе развития. Про­цессразвития представляет собой чередование со­стояния равновесия с состоянием существенныхперемен при движении общества от примитивного к современному и индустриальному.

Задачей социологии, согласноСпенсеру, являет­ся понимание процессов развития общества с целью достижениямаксимальной социальной гармонии.

Теоретически оптимальное (если не идеальное)общество современные социологи считают более или менее гармоничной системой,разные части кото­рой должны находиться в соотношении, обеспечи­вающемгарантированность, защищенность и ста­бильность.

В современной социологиипопулярна идея развития общества «от простого к многообраз­ному», при этомпонятия «развитие» и «прогресс» не отождествляются. Развитие означает отнюдь невсегда что-то лучшее.

Фердинанд Теннис

Немецкий социолог Ф. Теннисродился в аграр­ной общине Эйзенштадта и учился в университете в Тюбингене. Онбыл свидетелем экономических и политических переворотов, происходивших в со­временнойему Германии.

По мнению Тенниса, общество,социальная дей­ствительность, являются продуктом человеческой воли. Предметомсоциологии, по его мнению, и является человеческая воля как основной созидаю­щийфактор в структуре социума. При этом Теннис исходит из того, что природачеловека в принципе познаваема.

По главной концепции Теннисаобщество за­ключает в себе различные отношения и объедине­ния людей и являетсятаким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения волиобъединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру.

Теннисразличает «волю» двух типов: а) естественную — основа «гемейншафта» (общины) иб) рациональную — осно­ва «гезельшафта» (общества). Первая характеризу­етпрежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное.

Такие обществаотличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

Гемейншафт характеризуеттрадиционное обще­ство, которое основывается на тесных семейных от­ношениях, нанормах любви, взаимопонимания и за­щиты. Социальные связи базируются народстве, общности локуса и языка. Такую организацию со­вместной жизни можноназвать «естественным» об­ществом, базирующимся на «естественной воле».

Гезелъшафт представлен всовременном индуст­риальном обществе, которое базируется на эконо­мических,безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда ипотреб­ления, а также на связях, которые относятся к об­щественному классу иэкономическим соглашениям. Это можно назвать деловой организацией, в кото­ройпреобладает «рациональная воля».

Эмиль Дюркгейм 

Французский социолог Э.Дюркгейм является одним из самых известных пионеров в развитии со­циологии каксамостоятельной науки, имеющей свои предметы исследования, свои методы ипонятия.

Дюркгейм родился в еврейскойсемье. Он изу­чал право и философию, работал преподавателем философии в Париже.В 1887-1902 годах он был профессором социологии и педагогики в Бордо.

В 1902году ему предложили профессуру на ка­федре педагогики в Сорбоннскомуниверситете в Париже, позднее в перечень дисциплин кафед­ры была включенатакже социология. Дюркгейм занимал эту должность до своей смерти.

В течениевсей своей жизни он проявлял также интерес к воп­росам религии и морали.

К ключевым понятиямДюркгейма относится понятие социального факта. Под этим подразуме­вается,например, принадлежность людей к различ­ным группам, религиозным объединениям иполи­тическим партиям; в этих группах человек находит свою социальнуюреальность.

Психические факты имеются в собственном сознании индивида,затосоциальные факты относятся к социальной дей­ствительности. По мнениюДюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследованиясоциологии. Позднее он назвал их «институтами».

Любой социальный институт,например семью, брак или какой-либо обычай, можно, по Дюркгей-му, рассматриватьнаучно, как и другие объекты исследования. Их можно изучать, описывать и срав­нивать,оперируя различными данными, касающи­мися этих «институтов».

Изучение такихданных является наукой только тогда, когда их (данные) можно упорядочить поопределенной системе по­нятий, выведенной из существенных признаковрассматриваемых институтов. Например, действие, влекущее за собой наказание,является преступле­нием. Преступление как социальный институт изу­чается исходяиз его общественного происхожде­ния и значимых связей.

Второй пример: вобществе имеются общности, основанные на кровном род­стве. Каждую такуюобщность Дюркгейм относит к категориальному понятию «семья».

И социальный институт«преступление», и со­циальный институт «семья» характеризуются определеннымнабором своих категориальных при­знаков. Для того чтобы действиехарактеризовалось как «преступление», оно должно отвечать всем этим признакам.

Отсутствие даже одного из них переводит это действие в другой статус, например«проступок», «ошибка». Исследователь должен иметь ясную систему понятий,однозначно воспри­нимаемую другими людьми.

Социологические по­нятия обычноабстрактны, поэтому они должны быть по возможности четко определены.

По главному предположениюДюркгейма, кол­лективное сознание, «растворенное» в обществе, имеетсамостоятельное существование. Социальная сила основывается на «коллективноммышлении». Коллективность или коллективный дух — это то, что взаимообязываетчленов общности.

Коллектив­ное, или общее, сознание означает совокупность техверований и чувств, которые разделяются сред­ними членами системы. Существующиев общности нормы усвоены и осознаны, результатом чего явля­ется унификациясоциального поведения.

Коллек­тивное сознание базируется на существующих в об­ществеценностях.

Коллективность выражаетнормативный харак­тер общества. Согласно Дюркгейму, все аспекты социальнойструктуры, в частности институты, ба­зируются на нормативной системе общества.Итак, нормы представляют собой, по его мнению, ядро социальнойдействительности.

Интересен взгляд Дюркгеймана разделение труда в обществе. Исходным пунктом Дюркгейм считает здесьчисленность и плотность населения, предпо­лагая при этом, что в населенныхпунктах город­ского типа разделение труда более развито и многообразно, чем втрадиционной редконаселенной аграр­ной общине.

Одновременно он отмечаетразличие в социальной солидарности. При незначительном разделении труданаблюдается механическая соли­дарность, а при сильно дифференцированном раз­делениитруда — органическая солидарность, т. е. каждый зависит от каждого в большейстепени, бу­дучи заинтересован в результатах труда другого.

Интересным замечания Дюркгейма по поводу не­которых частных явлений и феноменов, например, такого, как самоубийство. По его наблюдениям, са­моубийства встречаются чаще среди тех групп, где социальная сплоченность слабее, чем среди групп с более тесными социальными связями.

При этом важную роль играет семейный и религиозный ста­тус.

Источник: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=6564&chapterid=7388

Учебные курсы

Социология является частью. Понятие социологии

Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА:

 РАЗВИТИЕ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель).

Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в 30-х годах XIX века. Как самостоятельная  наука социология активно формировалась в XIX  веке в Европе.

Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком и  английском языках.

Основателем  этой науки является французский философ Огюст Конт (1798-1857гг.)  Огюст Конт впервые обосновал необходимость выделения социального знания в самостоятельную науку и впервые определил ее предмет и специфические, лишь ей присущие методы.

Огюст Конт был основоположником теории позитивизма, которая утверждала необходимость создания доказательной базы при изучении общественных явлений, какую имеют естественные науки. Поэтому социология, считал О.

Конт,  должна  основываться только на научных методах получения эмпирической информации, таких, какими являются, например, методы наблюдения, сравнительный или исторический  анализы фактов, метод использования статистических данных и эксперимент.

 Научный подход к изучению общества, предложенный О.Контом, должен был  противостоять умозрительному рассуждению об обществе, который предлагала в то время метафизика (философское направление, которое утверждало, что реальность, в которой мы живем есть лишь плод нашего воображения). Это способствовало тому, что социология сразу стала развиваться как эмпирическая  наука.

 Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в научной литературе до конца XIX века. В конце 19 – нач. 20 вв.

в научных исследованиях общественных явлений стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный.

Предмет социологии в этой связи начинает менять свое содержание и  сводится к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом, определившим социологию как специфическую науку, отличную от обществознания, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) – французский социолог и философ, создатель “ Французской социологической школы “ С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институционализация (в данном случае как общественное признание науки) социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г.

“ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “, что одной из первоочередных задач  советской науки является проведение  ряда социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах. С этой целью в России был организован Социобиологический институт.

В этом же году в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением  во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основная проблема, которая обсуждалась в ней в те годы – это определение направления дальнейшего развития: или по пути  русской социологической мысли или по пути  социологии марксизма.

В этой связи в развитии российской социологии наблюдаются две различные социологические школы: представителей немарксиской социологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михайловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма, на развитие которой  решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии  М.

– 1923 ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии.

А после выхода в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина социология в административно- приказном порядке была упразднена.

Был наложен строжайший запрет на конкретное изучение проблем и явлений социальной жизни, а сама  социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены.

Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие  и социологи – профессионалы.

Принципы, теория, методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом, царившим в то время  в советском обществе. В степень науки была возведена социальная мифология, именуемая «история партии», а позже к ней добавился «научный коммунизм», в то время как  реальная наука была объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии : началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, но социология как наука так и осталась «вне закона». Она оставалась поглощенной социальной философией, а конкретные социальные  исследования как несовместимые со спецификой философской гносеологии, выводились за пределы социального знания.

Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты.

Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий, беспроблемный  характер.

Партийной идеологией не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы социологов по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда и демографических  проблем, отчуждения власти от народа и т. д.

Цензура не пропускала такие научные понятия как «экология», «отчуждение», «социальная динамика», «социология труда», «социология политика», «социология семьи», «социология религии», «социальная норма» и др., которые  были под запретом царившей тогда идеологии. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

К середине 60-х годов  социологические исследования получили право на жизнь, и вместе с этим  стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерииии и конкретному социальному анализу С. Г.

Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др.

Были созданы первые социологические учреждения – отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований  при Ленинградском Университете.

В 1962 году в СССР  была основана советская социологическая  ассоциация. В 1969г был создан Институт конкретных социологических  исследований ( с 1972г – Институт социологических исследований, а с 1978г – Институт социологии АН СССР). С 1974 года стал издаваться журнал “ Социологические  исследования “.

Но развитие российской  социологии снова затормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю.

Левады, Институт социологических исследований был обвинен  в насаждении буржуазных теоретических концепций и  советскими идеологами   было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения.

Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология в России продолжался до 1988 г. Наконец, закончился семидесятилетний период борьбы за существование социологии как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. « О повышении роли марксистско – ленинской социологии в решении узловых и социальных проблем советского общества»)

В отличие от России в Европе и США социологии всегда уделялось и уделяется большое внимание. Именно поэтому лидирующими являются американская и европейская социологические школы.

Только в США в настоящее время работает 90 000 ученых в области социологии, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием, социальные исследования стали доходным бизнесом, т.к.

влиятельные политические круги не жалеют средств для изучения социальных проблем и своевременном проведении реформ в целях достижения стабильности в обществе.

В послереволюционной России первый выпуск ста человек-социологов состоялся  в 1989 г. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.

В истории социологии как науки в зависимости от того, какой стороне общественной жизни придавалось наибольшее значение в социологии 19 века выделяли несколько различных направлений. Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и ее отдельных компонентов (климат, ландшафт и т.д.).

Демографическая школа интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, “расового подбора” и борьбы “высших” и “низших” рас.

Органическая школа (организм) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества – как аналогичное разделению функций между различными органами.

https://www.youtube.com/watch?v=FKahEZD1C3A

В конце 19 начале 20 веков широкое распространение получили различные разновидности психологической социологии – инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционизм, которые объясняли содержание и проблемы  общественной жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т.п. Наряду с попытками объяснения общественной жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание, а так же сами процессы и формы социального взаимодействия.

Второй линией развития социологии были эмпирические социальные исследования.

В начале 20 века появились первые центры социальных исследований: Лондонское социологическое общество (1903), Немецкое социологическое общество (1909), Американское социологическое общество (1905).

В 1916 году в Петрограде было создано Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского (1851-1916), учителя П. Сорокина.

Историками социологии высоко оценивается вклад в развитие социологии английского философа Герберта Спенсера(1820-1903), французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма (1858-1917), немецкого социолога  Макса Вебера (1884-1920).

Выдающимся в 20 веке был русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), высланный из Советской России в сентябре 1922 года. П. Сорокин успешно выполнил роль систематизатора социологического знания. В понимании П. Сорокина, социология – это наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих рядовых видах.

Явления, изучаемые социологией, в конечном счете сводятся к социальному  взаимодействию (П.Сорокин)  или социальным действиям  (М.Вебер ) отдельных людей, социальных групп, обществ.

Постепенно наряду с развитием теоретической социологии происходило ее разделение на отдельные научные направления. Еще Э. Дюркгейм, помимо общей социологии, выделял социологию религии, юридическую социологию, социологию морали и социальную морфологию.

Более обширный список специальных социологических направлений представил П. Сорокин: демографическая социология, аграрная социология, социология народа, социология семьи, брака, религии, знания, социология войны, революции,  социология преступления и наказания; социология искусств; экономическая и политическая социологии.

Современная социология дифференцирована на множество направлений, которые представляют собой эмпирическую часть социологии или эмпирические теории. В 60-х годах ХХ века  американский социолог( ученик П.

Сорокина) Роберт Мертон  назвал эмпирические направления социологии теории среднего уровня и классифицировал  их на три группы: 1. Теории по субъекту исследовании( напр., социология личности, социология\ семьи, социология группы и т.д.); 2. Теории по сфере деятельности субъекта (напр.

, социология труда, социология религии, социлология культуры и т.д.) и 3. Теории междисциплинарные (напр., биосоциология, геронтосоциология и т.д.)

Процесс развития социологии в настоящее время не завершен. Социология отностится к числу наук, которые в настоящее время бурно развиваются.

Но как и всякая наука социология может развиваться только при  наличии благоприятных условий со стороны общества, т.е.

когда имеется достаточное бюджетное финансирования для проведения научных исследований и  нет цензуры и идеологического давления на исследователей.

Источник: http://socio.isu.ru/ru/chairs/ksf/courses/HIMIKI/lekcii/1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.