Средства иносказательной выразительности в литературе. Средства художественной выразительности литературного произведения

Средства художественной выразительности литературного произведения

Средства иносказательной выразительности в литературе. Средства художественной выразительности литературного произведения

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Педагогический институт Иркутского государственного университета»

Кафедра «комплексной коррекции нарушений детского развития»

Зачетная работа

по дисциплине «Детская литература и ее адаптация для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Средства художественной выразительности литературного произведения

Выполнил(а):

студент 3 курса

группа «В»

Ветрова Ксения Владимировна

Иркутск 2014

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria – иносказание) – конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad – к, при и littera – буква) – повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

Пример:

Выходила к ним горилла,

Им горилла говорила,

Говорила им горилла,

Приговаривала.

(Корней Чуковский)

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio – шутка, намек) – стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения.

Пример: «слава Герострата»

АССОНАНС (франц. assonance – созвучие или откликаюсь) – повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

Пример:

О весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта! (А. Блок)

АНАФОРА (греч. anaphora – вынесение) – повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Пример:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!…

(Н.А. Некрасов)

АНТИТЕЗА (греч. antithesis – противоречие, противоположение) – резко выраженное противопоставление понятий или явлений.

Пример:

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен. (А.С. Пушкин)

АПОКОПА (греч. apokope – отсечение) – искусственное укорачивание слова без потери его значения.

Пример:

…Как вдруг из лесу шасть

На них медведь разинул пасть …

(А.Н. Крылов)

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура, придающая речи динамичность и насыщенность.

Пример:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

(А. Блок)

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) – разновидность тропа, основанная на преувеличении. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает.

Пример:

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

(М.Ю. Лермонтов)

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Пример:

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая?

(В. Маяковский)

ГРАДАЦИЯ – от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха.

Пример:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio – перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Пример:

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням

(А. Пушкин)

ИРОНИЯ (греч. eironeia – притворство) – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Пример:

Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот.

(Ф.И. Тютчев)

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) – троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: “мальчик с пальчик”, “избушка на курьих ножках”, “мужичок с ноготок”.

Пример:

Ваш шпиц – прелестный шпиц,

Не более наперстка!

(А.С. Грибоедов)

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) – троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…).

Пример:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

(А. Блок)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia – переименование) – троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле (“пенящийся бокал” – имеется в виду вино в бокале; “лес шумит” – подразумеваются деревья; и т.п.).

Пример:

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит…

(А.С. Пушкин)

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) – избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску.

Пример:

И скучно и грустно, и некому руку подать…

(М.Ю. Лермонтов)

ОБРАЗ – обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Пример:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз – воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А. Некрасов)

ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron – остроумно-глупое) – сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).

Пример:

Кого позвать мне? С кем поделиться.

Той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) – вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

Пример:

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

(А.К. Толстой)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

Пример:

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут.

(А.С. Пушкин)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Пример:

«Как обходительна! Добра! Мила! Проста!»

(Грибоедов)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement – перешагивание) – несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Пример:

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

А.С. Пушкин

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis – окольный оборот, иносказание) – один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Пример:

«Спи, младенец мой прекрасный…»

(М.Ю. Лермонтов)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью.

Пример:

Да, так любить, как любит наша кровь

Никто из вас давно не любит!

(А. Блок)

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.

Пример:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов.

(М. Лермонтов)

РИФМА (греч. «rhythmos» – стройность, соразмерность) – разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. – рву мясо) – презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche – соотнесение) – один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха – выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:

Пример:

А в двери – бушлаты,

шинели, тулупы…

(В. Маяковский)

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Пример:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…(А.С. Пушкин)

УМОЛЧАНИЕ – невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.

Пример:

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!

(И.А. Бунин)

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis – выпадение, опущение) – фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.

Пример:

Мы села — в пепел, грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги.

(В. Жуко)

ЭПИТЕТ (греч. epitheton – приложение) – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо», слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении.

Пример:

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя без заботы и дум… (Н. Некрасов)

ЭПИФОРА (греч. epiphora – повторение) – стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма – вид эпифоры (повтор последних звуков).

Пример:

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости… (А.С. Пушкин)

гипербола преувеличение персонаж

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/literature/00516340_0.html

25 средств художественной выразительности

Средства иносказательной выразительности в литературе. Средства художественной выразительности литературного произведения

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

https://www.youtube.com/watch?v=saeMyBhPg-8

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

ПовторВ начале, конце, на стыке предложенийЭтот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы
АнтитезаПротивопоставление. Часто используются антонимы.Волос длинный – ум короткий
ГрадацияРасположение синонимов в порядке нарастания или ослабленияТлеть, гореть, пылать, взрываться
ОксюморонСоединение противоречийЖивой труп, честный вор.
ИнверсияИзменения порядка словПришел он поздно (Он поздно пришел).
ПараллелизмСравнение в форме сопоставленияВетер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
ЭллипсисПропуск подразумевающегося словаЗа шапку и в дверь (схватился, вышел).
ПарцелляцияРазделение единого по смыслу предложения на отдельныеИ думаю я снова. О тебе.
МногосоюзиеСоединение через повторяющиеся союзыИ я, и ты, и все мы вместе
БессоюзиеИсключение союзовТы, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение.Используются для усиления чувствКакое лето! Кто, если не мы?Слушай, страна!
УмолчаниеПрерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волненияМой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексикаСлова, выражающие отношение, а также прямая оценка автораПрихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/talk/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti.html

Тропы в литературе. Таблица с примерами

Средства иносказательной выразительности в литературе. Средства художественной выразительности литературного произведения

Тропы в лите­ра­ту­ре — это систе­ма спе­ци­аль­ных язы­ко­вых средств, кото­рая исполь­зу­ет­ся для дости­же­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния.

Язык слу­жит, в первую оче­редь, ком­му­ни­ка­ции людей в обще­стве. Но этой праг­ма­тич­ной ролью не огра­ни­чи­ва­ет­ся его зна­че­ние в жиз­ни чело­ве­ка.

Кроме этой сверх­за­да­чи, вклю­ча­ю­щей в себя так­же инфор­ма­тив­ность, язык и речь при­зва­ны выра­жать отно­ше­ние гово­ря­ще­го к изла­га­е­мо­му мате­ри­а­лу, его оцен­ку и эмо­ции.

С этой пози­ции суще­ству­ет ряд выра­зи­тель­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи, кото­рые назы­ва­ют­ся тро­па­ми.

Что такое троп?

Лингвистический тер­мин «троп» в пере­во­де с гре­че­ско­го бук­валь­но зна­чит «пово­рот». Им назы­ва­ют образ­ный обо­рот речи, создан­ный худож­ни­ком сло­ва, на осно­ве пере­осмыс­ле­ния пря­мо­го зна­че­ния сло­ва и воз­ник­но­ве­ния ново­го, пере­нос­но­го зна­че­ния.

В осно­ве тро­па лежит сопо­став­ле­ние двух явле­ний, схо­жих меж­ду собой какими-либо сто­ро­на­ми или при­зна­ка­ми.

Автор, исполь­зуя при­зна­ки одно­го явле­ния, харак­те­ри­зу­ет с их помо­щью дру­гой пред­мет, стре­мясь пояс­нить его и в то же вре­мя создать о нем у чита­те­ля яркое, образ­ное пред­став­ле­ние.

Звенела музы­ка в садуТаким невы­ра­зи­мым горемСвежо и ост­ро пах­ли морем

На блю­де уст­ри­цы во льду.

А. Ахматова. Вечером.

Определение

Дадим опре­де­ле­ние, что такое троп.

Троп — это образ­ный обо­рот речи, в кото­ром сло­во или выра­же­ние  упо­треб­ля­ет­ся в пере­нос­ном зна­че­нии на осно­ве сопо­став­ле­ния двух пред­ме­тов или явле­ний, свя­зан­ных друг с дру­гом смыс­ло­вы­ми отно­ше­ни­я­ми.

Троп мож­но назвать фор­мой поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. Художник сло­ва с лег­ко­стью мани­пу­ли­ру­ет сло­ва­ми, созда­вая в худо­же­ствен­ной речи новые соче­та­ния слов, кото­рые в необыч­ном сосед­стве друг с дру­гом созда­ют неожи­дан­но яркий и зри­мый образ:

И корот­кую пес­ню раз­лу­ки паро­воз­ные пели гуд­ки (А. Ахматова. Реквием)

Роль тропа в художественном произведении

Тропы слу­жат не толь­ко для уточ­не­ния дета­лей, при­зна­ков и дру­гих харак­те­ри­стик явле­ния.

Они, как худо­же­ствен­ные сред­ства, рас­кры­ва­ют осо­бен­но­сти твор­че­ско­го мыш­ле­ния авто­ра про­из­ве­де­ния, кото­рый с помо­щью раз­лич­ных тро­пов дости­га­ет образ­но­сти кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира.

Чтобы нагляд­но пояс­нить это, вспом­ним, как в сво­их «Заметках об искус­стве» худож­ник Н. Жуков так писал о мно­го­об­ра­зии спо­со­бов образно-художественного вопло­ще­ния пред­ме­та или объ­ек­та дей­стви­тель­но­сти:

Как пере­дать сло­ва­ми впе­чат­ле­ние от очень тол­сто­го чело­ве­ка? Можно ска­зать, что он непо­мер­но толст. Можно ска­зать ина­че: он с тру­дом пере­дви­гал­ся. Или: с тру­дом вхо­дил в дверь. Или ещё: был так толст, что напо­ми­нал шар. Можно опре­де­лить тол­щи­ну, ска­зав, что чело­век был низ­ко­го роста, он весил 130 кг.

 Существуют сот­ни спо­со­бов опре­де­лить ком­плек­цию. Но вот как убе­ди­тель­но может быть пере­да­но ощу­ще­ние пол­но­го тела через деталь: он был так толст, что щёки его были вид­ны со спи­ны.

И сра­зу чув­ству­ешь, как орди­нар­ны были преды­ду­щие при­ме­ры и как меток глаз худож­ни­ка, ухва­тив­ший глав­ное в обра­зе чело­ве­ка, сто­яв­ше­го перед ним.

Как видим, худо­же­ствен­ный троп (он был так толст, что щеки его были вид­ны из-за спи­ны) помог авто­ру создать зри­мый и яркий образ. С его помо­щью лако­нич­но пере­да­на сущ­ность явле­ния.

Использование тро­пов сооб­ща­ет опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию то зна­че­ние, новый отте­нок смыс­ла, кото­рый нужен в дан­ной рече­вой ситу­а­ции авто­ру,  а так­же пере­да­ет его лич­ност­ную оцен­ку явле­ния.

Виды тропов

В худо­же­ствен­ной речи исполь­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие виды тро­пов:

Таблица

ТРОПЫПРИМЕРЫ
Эпитет — худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, образ­но и эмо­ци­о­наль­но харак­те­ри­зу­ю­щее опи­сы­ва­е­мое явле­ние, чело­ве­ка, пред­мет, собы­тия.белые ручень­ки; крас­на деви­ца; доб­рый моло­дец; ясный месяц; зорь­ка алая; буй­ная голо­вуш­ка; горь­кая доля; трес­ку­чий мороз; чисто поле; доб­рый конь.
Метафора — пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по кон­трасту.Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это пере­нос наиме­но­ва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния на дру­гой на осно­ве смеж­но­сти.фар­фо­ро­вый кув­шин —  разо­лью кув­шин;хру­сталь — в шка­фу хру­сталь;купить спаль­ню — вой­ти в спаль­ню.
Синекдоха — это худо­же­ствен­ный троп, кото­рый созда­ет­ся пере­но­сом наиме­но­ва­ния пред­ме­та с его части на целое и наобо­рот.Все фла­ги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)— Эй, боро­да!  А как про­ехать отсю­да к Плюшкину? (Н.В. Гоголь)Швед, рус­ский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диа­ло­га.цар­ство Морфея – сон; объ­я­тия Аида – смерть; форт Нокс – непри­ступ­ность.
Гипербола – образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее в непо­мер­ном пре­уве­ли­че­нии раз­ме­ра, силы, зна­че­ния изоб­ра­жа­е­мо­го явле­ния.реки кро­ви; веч­но опаз­ды­ва­е­те; горы тру­пов; сто лет не виде­лись; напу­гать до смер­ти; сто раз гово­ри­ла; мил­ли­он изви­не­ний; море пше­ни­цы.
Литота – троп, име­ю­щий зна­че­ние пре­умень­ше­ния или наро­чи­то­го смяг­че­ния.маль­чик с паль­чик; мужи­чок с ного­ток; силы как у кома­ра; мако­вой росин­ки во рту не было.
Ирония — это упо­треб­ле­ние сло­ва или обо­ро­та речи в про­ти­во­по­лож­ном зна­че­нии.люб­лю как соба­ка пал­ку; всю жизнь об этом меч­тал! толь­ко об этом и думаю! кому нуж­на такая кра­со­та.
Перифраза — семан­ти­че­ски неде­ли­мое, ино­ска­за­тель­ное выра­же­ние, кото­рое опи­сы­ва­ет содер­жа­ние дру­го­го сло­ва или соче­та­ния слов.голу­бая пла­не­та (Земля); чёр­ное золо­то (нефть); вто­рой хлеб (кар­то­фель); король гри­бов (белый гриб); корабль пусты­ни (вер­блюд); сталь­ное полот­но (желез­ная доро­га); кан­це­ляр­ская кры­са (чинов­ник); веч­ный город (Рим).

урок «ЕГЭ. Тропы и стилистические фигуры»

Средняя оценка: 4.8. Проало: 31

Источник: https://russkiiyazyk.ru/leksika/tropy.html

Словарь средств выразительности

Средства иносказательной выразительности в литературе. Средства художественной выразительности литературного произведения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

(составленна основе материалов словарей, указанныхв списке литературы. приложение1..doc)

Аллегория– иносказание, изображение отвлеченнойидеи посредством конкретного, отчетливопредставляемого образа (весы – а.правосудия, крест – а. веры, сердце –а. любви).

Аллитерация– усиление выразительности художественнойречи повтором согласных звуков, одиниз видов звукописи.

Шипеньепенистых бокалов

И пунша пламеньголубой. (А. Пушкин)

Аллюзия– употребление ходового выражения вкачестве намека на хорошо известныйфакт, исторический или бытовой.

«Семейство –вздор, семейство – блажь»,-

Любили здесьпромолвить гневно.

А в глубинедуши все та ж

«Княгиня МарьяАлексевна». (А. Блок)

(а. настроки комедии А. С. Грибоедова «Гореот ума»:

«Ах, боже мой,что станет говорить

Княгиня МарьяАлексевна!»)

Алогизм– умышленное нарушение в литературномпроизведении логических связей с цельюподчеркнуть внутреннюю противоречивостьданного положения (драматического иликомического).

Если б был я

маленький

как великийокеан,

на цыпочки бволн встал. (В. Маяковский)

Анафора– единоначатие, повторение сходныхзвуков, слов, синтаксических конструкцийв начале стихов, строф, абзацев.

Как ни гнететрука судьбины

Как ни томитлюдей обман

Как ни браздятчело морщины. (Ф. Тютчев)

Антитеза– противопоставление,резкий контраст понятий, положений,образов, состояний и т.п. в речи. Онисошлись: вода и камень,

Стихи и проза,лед и пламень

Не стольразличны меж собой. (А. Пушкин)

Антонимы– слова, имеющие противоположныезначения (добро и зло).

Архаизм– устаревшее слово или оборот речи.

Отверзлисьвещие зеницы,

Как у испуганнойорлицы.

(А. Пушкин)

Ассонанс– созвучие, повтор гласных, преимущественноударных, один из видов звукописи.

Взложуна тетивутугую

Послушныйлук согну вдугу.(А. Пушкин)

Афоризм– изречение, выражающее с предельнойлаконичностью в отточенной формекакую-либо оригинальную мысль.

Мысль изреченнаяесть ложь. (Ф. Тютчев)

Бессоюзие– отсутствие союзов,соединяющих во фразах слова и предложения,вследствие чего речь приобретает большуюсжатость.

Швед, русскийколет, рубит, режет,

Бой барабанный,клики, скрежет. (А. Пушкин)

Вульгаризмы– грубые, не принятые в литературе словаили неправильные по форме выражения,вставленные в текст художественногопроизведения.

К любым

чертям сматерями

катись

любая бумажка.(В. Маяковский)

Гипербола– средство выразительности,основанное на преувеличении.

Раздирает

рот

зевота

шире Мексиканскогозалива. (В. Маяковский)

Градация– последовательное нагнетание илиослабление (обратная градация) сравнений,образов, эпитетов, метафор.

Ни слов, нислез, ни вздоха – ничего

Земля и людинедостойны. (З. Гиппиус)

Гротеск– один из видов комического, сочетающийв фантастической форме ужасное и смешное,безобразное и возвышенное. («Нос» Н.В.Гоголя)

Диалектизмы– слова, характерные для местногоговора.

Поднялисьприхожане у чащи,

Лихоманнуюгрусть затая.

Загузынилдьячишка ледащий:

«Спаси, господи,люди твоя». (С. Есенин)

Жаргонизмы– слова, употребляемыесоциальной группой (студенческий жаргон,воровской).

Вышел на арапа.Канает буржуй. (И. Сельвинский)

Инверсия– расположение слов в предложении вином порядке, чем это установленоправилами грамматики.

И долго милойМариулы

Я имя нежноетвердил. (А. Пушкин)

Прямаяпоследовательность: И я долго твердилнежное имя милой Мариулы.

Ирония– тонкая насмешка, прикрытаявнешней учтивостью.

Отколе, умная,бредешь ты,

голова?(спрашивают осла) (И.А. Крылов)

Каламбур– стилистический оборотили самостоятельное произведение,основанное на комическом использованииодинакового или сходного звучания словили групп слов, либо – разных значенийодного слова или словосочетания, видовомонимов.

И так,

И сяк,

Иссяк.(А. Раскин)

Контекстуальныесинонимы и антонимы – слова, вступающие в синонимические(антонимические) отношения только вопределенном тексте.

Не жалею,не зову, не плачу… (С. Есенин) – синонимы.

Когда бы не Елена,

ЧтоТроя вам одна,ахейские мужи? (О. Мандельштам) – антонимы.

Литота– средство выразительности,основанное на преуменьшении.

Ваш шпиц,прелестный шпиц,

не болеенаперстка. (А.С. Грибоедов)

Метафора скрытое сравнение,переносное значение слова, основанноена уподоблении одного предмета илиявления другому по сходству или поконтрасту.

В темнице мирая не одинок. (О. Мандельштам)

Мои слова –жемчужный водомет. (А. Белый)

Реализацияметафоры – возвращениеизвестной метафоре прямого смысла.

…и вижу:

сидят людейполовины.

О, дьявольщина!

Где же половинадругая? (В. Маяковский)

Метонимия– переименование, переносноезначение слова, возникающее на основесмежности, связи предметов или явлений.

Не то насеребре, на золоте едал. (А.С. Грибоедов)

Многосоюзие– построение фразы, прикотором все (или почти все) однородныечлены предложения связаны между собойодним и тем же союзом.

Ох! Летокрасное! Любил бы я тебя,

Когда б незной, да пыль, да комары, да мухи… (А. С.Пушкин)

Неологизм– слово, вновь образованноев связи с возникновением в жизни новогопонятия (электорат, сисадмин).

Авторскийнеологизм (окказионализм)– новое слово, придуманное писателемв произведении.

По морям,играя, носится

с миноносцемминоносица. (В. Маяковский)

Оксюморон– сочетание контрастныхпо значению слов, создающих новое понятиеили представление. Но красоты ихбезобразной

Я скоро таинствопостиг. (М. Лермонтов)

Олицетворение– вид метафоры, изображение неодушевленногопредмета как одушевленного.

Боролася заряс последними

звезда'ми (В.Соловьев)

Омонимы– слова, одинаковые понаписанию или звучанию, но разные позначению.

…будет муко'й

Нет, лучшему'кой. (М. Цветаева)

Парадокс– суждение, резко противоречащеездравому смыслу, но глубокое по значению.

Трус умираетмного раз,

Храбрец –только однажды. (В. Шекспир)

Парцелляция– разделение фразы на части и даже наотдельные слова с целью придать речиинтонационную экспрессию.

Эй, синеблузые!

Рейте!

За океаны! (В.Маяковский)

Переноспоэтический – несовпадениеинтонационно-фразового членения встихе, фраза начатая в одном стихе,переносится в следующий стих.

Здравствуй!Не стрела, не камень:

Я! – живейшаяиз жен:

Жизнь… (М.Цветаева)

Период– длинное сложноепредложение, интонационно распадающеесяна две части: повышение тона – пауза –понижение тона.

И все, что надуше берег,

С чем в этотгод заснуть не мог,

С чем утромвстал, а на ночь лег,

С чем ел невпрок

И пил не прок,- //

Все вновьобдумал Моргунок… (А. Твардовский)

Перифраз(перифраза, перефраз) –описательный оборот, в котором указываютсяпризнаки неназванного прямо предмета.

Смотрите,первенцы свободы:

Мороз наберегах Невы! (З. Гиппиус)

Речь идет одекабристах.

Просторечие–народно-разговорные выражения, применяемыев художественном произведении

Что там думать,что там ждать:

Дунуть, плюнуть– наплевать:

Наплевать дарастоптать:

Веселиться,пить да жрать. (А. Белый)

Реминисценция– воспроизведение поэтом фразовой илиобразной конструкции из другогохудожественного произведения.

Прощай,свободная стихия (А. Пушкин)

Прощай, немытаяРоссия (М. Лермонтов)

Риторическиеобороты (риторические фигуры)– стилистические обороты, усиливающиевыразительность речи.

Риторическийвопрос – не требуетответа, имеет эмоциональное значение.

Мне нынчетруден мой урок.

Куда от странойгрезы деться? (Н. Гумилев)

Риторическоевосклицание

Так много тайнхранит любовь,

Так мучатстарые гробницы! (Н. Гумилев)

Риторическоеобращение О, пожелтевшие листы,

Шагреневыепереплеты! (Н. Гумилев)

Сарказм– злая насмешка,используется с откровенно обличительным,сатирическим смыслом, в сарказме главное– крайняя степень эмоциональногоотношения, высокий пафос отрицания,переходящий в негодование.

Как баранов,надо стричь и брить их.

Чего стеснятьсяв своем отечестве? (В. Маяковский)

Символ– многозначное иносказание,предметный образ, условно выражающийсуть какого-либо явления.

Парус встихотворении М. Ю. Лермонтова – символромантического героя, одиночества.

Алые паруса вфеерии А. Грина – символ счастья, любви,сбывшихся желаний.

Синекдоха– вид метонимии, перенесение значенияодного слова на другое на основеколичественных отношений (часть –целое, единственное – множественное).

И слышно былодо рассвета,

Как ликовалфранцуз. (М. Лермонтов)

Синонимы– слова, различные понаписанию, но близкие по значению. Могутразличаться стилистической принадлежностью(успех – удача).

Синтаксическийпараллелизм – сходное,«параллельное» построение смежныхфраз, стихотворных строк или строф.

Под полозьямиполе скрипит,

Под дугойколокольчик гремит. (Я. Полонский)

Сравнение форма поэтической речи,основанная на сопоставлении одногоявления или предмета с другим. Наступилопрохладное лето,

Словно новаяжизнь началась. (А. Ахматова)

Отрицательноесравнение – вид сравненияв форме отрицания.

Не ветер бушуетнад бором,

Не с горпобежали ручьи –

Мороз-воеводадозором

Обходитвладенья свои. (Н. Некрасов)

Троп поэтический оборот,употребление слов, фраз и выражений впереносном, образом смысле. К тропамотносятся: метафора, метонимия, синекдоха,гипербола, литота, ирония, эпитет,аллегория, перифраз, символ, сарказм.

Умолчание– прерывание начатой речив расчете на догадку читателя.

Поедешь скороты домой:

Смотри ж… Дачто? моей судьбой

Сказать поправде, очень

Никто неозабочен. (М. Лермонтов)

Фигураречи (стилистическая фигура)– обороты речи, применяемые в целяхсоздания художественной выразительности.К фигурам относятся: антитеза, оксюморон,градация, синтаксический параллелизм,эллипсис, анафора, эпифора, умолчание,инверсия, риторический вопрос, риторическоевосклицание, риторическое обращение,парцелляция, период, парадокс.

Фразеологизм– устойчивый оборот речи, сочетаниеслов (рукой подать = близко, язык проглотил= онемел)

Эллипсис(эллипс) – пропуск вофразе какого-либо слова, легкоподразумевающегося.

Откуда дровишки?(Н. Некрасов) Пропущены слова «ты везешь».

Эпитет– художественное, образное определение.

А ночью слушатьбуду я

Не яркий голоссоловья… (А. Пушкин)

Постоянныйэпитет–эпитет, постоянно сопровождающийопределенное существительное, характерендля народного творчества (добрыймолодец, поле чистое, солнце красное…)

Экспрессивнаялексика – слова, чащеразговорного стиля, показывающиеавторское отношение (бедняжка, негодяй).

Эпифора– повторение слова илисловосочетания в конце стихотворнойстроки.

Милый друг, ив этом тихом доме

Лихорадкабьет меня.

Не найти мнемира в тихом доме

Возле мирногоогня. (А. Блок)

Источник: https://gigabaza.ru/doc/71862.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.