Старт в науке. Где жила баба яга

Образ Бабы Яги в сказках и мифах

Старт в науке. Где жила баба яга

Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.Баба-Яга («лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-ведьма.

В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах – таким образом она и перемещается в ступе.

Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом).Согласно сказкам восточных и западных славян, В. Я. Пропп высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы.

Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы — Яти и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы — Яги соединились черты многих древних персонажей.

Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.В сказках западных и восточных славян говорится, что Баба — Яга живет в дремучем лесу или на краю леса, в «избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вместо запора — руки. Вместо замка — рот с острыми зубами.

Избушка Бабы — Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом, к «этому свету» задом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать по-ставила! К лесу задом, ко мне передом».

Баба — Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, распросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения. В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда).

Только после этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в мир живых и доказывает свое право пройти в иномир: осуществляет омовение и принятие ритуальной погребальной пищи. Баба — Яга — соглашается оказывать ему помощь. Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги.

Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя.У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза), Иногда у нее бывают огромные груди, которые она закидывает на спину.

В частности, распространено такое описание — Баба — Яга, костяная нога, сидит «на печи, на девятом кирпичи», и у нее «зубы на полке, а нос в потолок врос».Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.

Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой, известны в германской, греческой и других мифологиях.Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство).

В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л.

Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.

Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.).

Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)».

«Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых.

Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.

http://www.awareness-way.ru/content/1455-baba-yaga
——————————————————Связь архетипа Матери-Земли и Бабы-Яги.

——————————————————

Еще одним мифологическим персонажем, связанным с древнейшими верованиями о Матери-Земле является образ Бабы-Яги, восходящий ко всесильному божеству эпохи матриархата. Изначально в мифологии восточных славян она олицетворяла мать-родоначальницу.

Мифологические представления нашли отражения в волшебный сказках, в которых ее женские признаки иногда подчеркиваются, но делается это уже с насмешкой: «нос в потолок, титьки через порог», «титечками потрясла и молочка принесла». Избушка Яги стоит на курьих ножках, что отражает представление славян об устойчивой связи женского плодородия с курицей, приносящей много потомства. В.Я.

Пропп считал, что образ Бабы-Яги относился к стадии, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчины. Считаясь прародительницей рода, она являлась хранительницей его жизненного пространства, обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшей при этом и за подрастающим поколением, была одной из наиболее значимых берегинь.

В большинстве текстов Яга выступает одним из главных действующих лиц, проводящих обряд инициации – введение детей в определенную половую и/или возрастную группу: юноши посвящались в охотники, девушки принимались в круг матерей. В.Я.

Пропп отмечал, что образ Богини-Матери, стерегущей дорогу инициаций, в русском фольклоре сохранился в виде образа сказочной Бабы-Яги, встречающей инициируемого на границе обжитого пространства и темного леса – архетипического иносказательного образа границы между миром живых и миром мертвых. От реального мира мир иной всегда отделялся какой-либо границей, чаще всего – избушкой Бабы-Яги.

Даже внешний вид этого жилища напоминает о смерти своим сходством с домовиной, которая часто бывает окружена человеческими останками. Инициация предполагала определенную мифологическую интерпретацию пространства: выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в ином мире воспринималось как пребывание на «том» свете .

В древнейшие времена церемонией инициации могла руководить женщина-ведунья. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания образов Бабы-Яги как «похитительницы», уводящей детей для обряда инициации и «дарительницы», дающей советы и помогающей выдержавшим испытания. На наш взгляд, это позволяет интерпретировать Бабу-Ягу как жрицу Макоши в обряде инициации.

В дальнейшем с исчезновением матриархата ведущая роль переходит к жрецам-мужчинам, аналогично тому, как и роль женского божества – к мужскому.

С древнейшими представлениям о Великой Матери мира, Матери-Земли – прародительницы всего живого, ведающей судьбами людей и хозяйки зверей может быть связан и образ Яги – владелицы леса, к которой по ее зову «бежит всякий зверь», «ползет всякий гад», «летит всякая птица».

Связь Бабы-Яги со смертью также можно объяснить этим первообразом, так как у древних существовало представление о смерти как о превращении в животных, поэтому именно хозяйка зверей охраняет вход в царство мертвых (т.е. в царство животных – лес) и обладает властью над ними. Именно в этом качестве выступает Яга.

Вместе с тем, Баба–Яга связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядом перерождения, с идеей умирания и воскрешения. Этот образ мог символически представлять Великую Богиню-Мать, Мать-Землю – повелительницу и прародительницу всего живого, связанную с потусторонним миром мертвых.

Таким образом, архетип Матери в культуре восточных славян наиболее полно репрезентирован в образе Матери-Земли – целостном, но обладающим множеством функций. Этот образ как Вселенской Матери, богини плодородия и божества подземного мира зародился в архаическое время, сопровождался различными ритуалами, обрядовыми действиями и был тесно связан с аграрной деятельностью.

Постепенно функции Матери-Земли стали переходить к другим женским божествам. Амбивалентность, двойственность, неоднозначность восприятия самого образа Матери-Земли были перенесены и на связанные с ним женские образы. В процессе исторического развития, в первую очередь, в связи с переходом от матриархата к патриархату, от потребляющего хозяйства к производящему, от язычества к христианству произошло разрушение высших уровней мифологии восточных славян. Эти же причины одновременно способствовали усилению негативных черт в женских образах. Лишь в некоторых случаях происходило слияние функций языческих божеств с христианскими святыми, как в случае с богиней Макошью. Большинство же женских божеств – русалки, Баба Яга и прочие – стали восприниматься как демонические существа низшего уровня. Архетип Матери, репрезентированный в мифологических представлениях восточных славян, наиболее полно сохранился лишь в образе Матери-Земли, преимущественно в обрядах и ритуалах, связанных с аграрной традицией.

См.: Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк: Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. – М.:Мартис, 1997. – 320 с.Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М.

– К.: ЗАО «Совершенство» – «Port-Royal», 1997. – С. 218.Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. – М.: Алетейя, 2002. – С. 60.Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. Т.1.- М.: ЭКСМО, СПб.: TERRAFANTASTICA, 2002. – С. 136-142.

Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2001. – С. 350-351.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: СОФИЯ, ИД «Гелиос», 2002. – С. 361-369.Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М.: Наука, 1975. – С.

78.Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2001. – С.460.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – С. 75.См.: Там же. С. 52-111.О.И. Пушкина

http://info-grad.

com/svyaz-arkhetipa-materi-zemli-i-baby-yagi/

Источник: https://carljung.ru/node/9336

Образ бабы яги в сказках разных народов

Старт в науке. Где жила баба яга
1 Агапова А.Я. 1 Кожинова К.А. 1 1 г. Пермь, МАОУ «Гимназия № 6», 3 класс Литвиновская Н.Ю. (Пермь, учитель начальных классов высшей категории, МАОУ «Гимназия № 6») 1. Грушко Е.А. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
2. Джуди Аллен. Фэнтези энциклопедия. – М.: «Росмэн», 2008.
3. Медведев Ю.М.

Русские народные сказки, легенды и предания. ООО «Астрель», 1999.
4. Мифология. Легенды, сказания, предания со всего света. М.: «Астрель АСТ», 2001.
5. Науменко Г.М. Большая хрестоматия мифологических сказочных персонажей для детей. – М.: «АСТ Астрель», 2007.
6. Пересказ А.Н.Афанасьева. Баба Яга. – М.: ОНИКС, 2008.
7. Ред. Поляков В.

Детская энциклопедия. Сказочные герои. ЗАО «Аргументы и факты» №4, 2000.
8. Шуклин В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург Уральское изд., 2001.
9. Гераскина Л. Синий цветочек для мамы. РИО «Самовар», 2004 г.
10. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба Яга. РИО «Самовар», 1990 г.
11. Русские народные сказки. «Омега», 2005 г.
12. Сказки народов мира.

«Детская литература», 1987 г.
13. Сказки народов мира в 10 томах. Москва, 1994 г.
14. Русские народные сказки том I. Москва, 1994 г.
15. Сказки народов Европы. Москва, 1994 г.
16. Сказки народов восточной Европы и Кавказа. Москва, 1994 г.
17. Осеева В. Синие листья. ООО «Издательство «Эксмо», 2009 г.
18. http://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/vedm
19.

http://www.e-reading.club
21. http://hobbitaniya.ru/
22. https://ru.wikipedia.org

Данная статья является реферативным изложением основной работы.

Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/5/28713

Из глубины тысячелетий предки

передали каждому из нас наследство

воистину бесценное – сказки,

предания, былины, легенды.

Сказки – это прекрасный вид искусства. В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве. Сказки веселят, развлекают, иногда пугают, они учат нас поступать честно. Они никогда не устаревают, потому что в них хранится мудрость наших предков, традиции и обычаи. С необычной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи.

В современном мире у детей появилось множество других интересов. Но мы все равно любим смотреть, слушать и читать сказки. Время, проведенное за совместным чтением сказок, сближает родителей и детей, поколения. Мы сопереживаем героям, учимся отличать добро от зла. Тема добра и зла – одна из вечных тем. И в наше время она продолжает оставаться актуальной.

В сказках существуют множество волшебных персонажей. Особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества. Нам стало интересно, существует ли данный образ в сказках других народов, и похож ли он на образ традиционной русской Бабы Яги.

Цель, задачи, гипотезы

Цель: Сопоставить образ русской Бабы Яги с образами похожих героев в сказках других народов.

Задачи:

  1. Изучить образ Бабы Яги.
  2. Проиллюстрировать образ Бабы Яги.
  3. С помощью анкетирования выяснить, какой представляют Бабу Ягу дети, узнать их мнение: существует ли Баба Яга в сказках других народов.
  4. Найти и проанализировать русские сказки и сказки других народов, где встречается образ Бабы Яги.
  5. Составить сравнительную таблицу образов Бабы Яги.
  6. На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.
  7. Сделать выводы.

Гипотеза: предположим, что в сказках других народов существуют персонажи похожие на русскую Бабу Ягу.

Баба яга в русских сказках. Кто она?

Сказка всегда основывается на мифе.

Изначально такой персонаж как Баба Яга появился в славянской мифологии. Достоверного перевода имени «Баба Яга» не существует, так как очень много вариантов.

БАБА – женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина.

ЯГА (Яга, Яга-баба, Ягая баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягиха, Ягишна Буря-Яга, Яза) – в славянских языках само слово «яга» связано с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы.

Одна из версий перевода имени «Баба Яга» – лесная старуха, большуха над ведьмами.

Баба Яга – первоначально положительный персонаж древней русской мифологии и фольклора, хранительница обычаев и традиций. Лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги находится в чаще леса или на опушке на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом.

«Курьей ножкой» когда-то называли перекресток или развилку дорог, такое место считалось «нечистым» опасным. Баба Яга ведет уединенный образ жизни. В избушке Бабы Яги есть печь, которая может быть губительна для непрошенных гостей. Забор вокруг избушки – из человеческих костей, а на заборе черепа висят.

В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки, отвары и зелья.

Образ бабы яги в нашем представлении

Катя: «Прежде всего, Баба Яга является для меня положительным персонажем. Добрым людям она подсказывает дорогу, дает советы, дарит волшебные предметы.

Внешне я ее представляю скрюченной старушкой с горбатым носом, в красном в белый горох платке, в старой одежде, на которую накинута шаль, она опирается на клюку, потому что у нее костяная нога. Баба Яга хмурая и на первый взгляд может показаться, что она сердитая.

Баба Яга – справедливая. Но если ее разозлить, то может путнику не поздоровиться. А еще она одинокая, поэтому вызывает жалость».

Настя: «С детства мне нравились сказки. Я очень хорошо запомнила их героев: Ивана Царевича, Серого Волка, Василису Прекрасную, но больше всего Бабу Ягу. Для меня она добрая старушка, которая варит зелье. Она дарит подарки, дает волшебные предметы, учит детей помогать по хозяйству. Я считаю, что если не было Бабы Яги, сказка была бы не интересной, герои не смогли достичь своей цели».

Свои представления об образе Бабы Яги мы проиллюстрировали.

Иллюстрация Кати

Иллюстрация Насти

Исследовательская часть

1. Анкетирование

С помощью анкетирования мы решили выяснить, каким дети представляют образ Бабы Яги в русских народных сказках, и как они думают: существует ли похожий образ в сказках других народов.

2. Результаты анкетирования

В опросе приняли участие 50 учеников третьих классов нашей гимназии.

После проведенного опроса были получены следующие результаты.

Дети считают, что Баба Яга обычно злая сварливая старуха.

Кто такая Баба Яга?

Большинство считает, что живет она в лесу в избушке.

Где живет Баба Яга?

Роль ее в сказках, по мнению детей, в основном отрицательная.

Каким персонажем ее представляют?

33 человека считают Бабу Ягу похитительницей и пожирательницей.

Образ Бабы Яги в русских сказках.

В сказках других народов 39 человек считают, что она существует.

Существует ли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?

Мы решили узнать, какие похожие образы Бабы Яги существуют в сказках других народов и сопоставить эти образы.

3. Анализ сказок других народов

Для исследования и анализа нами были взяты сказки разных народов как авторские, так и народные.

Сначала мы прочитали русские сказки, чтобы понять каким персонажем является Баба Яга. Баба Яга персонаж противоречивый, неоднозначный и многогранный. В русских сказках она может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях. Ее образы в разных сказках не всегда соответствуют друг другу.

Баба Яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и седыми растрепанными волосами, с костяной ногой. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Она не ходит пешком, а разъезжает (летает) в каменной, железной, огненной ступе, погоняя ее пестом или клюкою, заметая следы метлой (помелом), поэтому метла всегда развернута рукоятью вперед, веником назад.

Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей.

Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика.

Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек», Баба Яга с огненным щитом борется с героями).

Кроме образов Бабы Яги, описанных в литературе мы выделили еще несколько.

Баба Яга – повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой («Волшебная иголочка» Валентины Осеевой).

Баба Яга – хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремесла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек»). Также она может быть волшебной помощницей волшебной помощницей.

В сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.

Проанализировав сказки других народов мы определили, что у них тоже существуют герои по образу похожие на нашу Бабу Ягу.

В немецких сказках существует злая ведьма старуха с красными глазами, костлявыми руками, с отличным нюхом, живущая на лесной опушке в красивом пряничном домике-приманке, она выступает в отрицательном образе пожирательницы. У нее костыль – средство передвижения, птичка – помощница-приманка для детей (Братья Гримм «Гензель и Гретель»).

Однако существует старуха с положительной ролью, которая живет в избушке на лугу, приучает к труду, сострадает, одаривает подарками и наказывает по справедливости ленивых, грубых героев («Госпожа Метелица»). Немецкая сказка Отфрида Пройслера «Маленькая Баба Яга» не похожа на все остальные сказки.

В роли Бабы Яги выступает маленькая девочка, совершающая только добрые дела.

Вирява

В мордовских сказках присутствуют старухи, подобные Бабе Яге. Это хозяйка леса Вирява (народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»), похожая на русскую Бабу Ягу. Живет она в лесной чаще в избушке, умело управляется с пестом, кочергой, ухватом.

И хозяйка подводного мира Йома (народная сказка «Старуха Йома и две девушки»), живущая в избушке, которая вертится на ветру. Обе старухи незлобные дарительницы, приучают к труду, одаривают подарками и наказывают героя заслуженно за лень и грубость.

Образы этих старух очень похожи на образы русской Бабы Яги.

В цыганской народной сказке «Околдованная сиротка» присутствует похожий образ в старой колдунье-старухе, живущей на поляне в избушке на курьих ножках. Как и русская Баба Яга, она использует колдовскую силу, готовит зелья, у нее нет помощников. Старуха приютила и воспитывает бедную сиротку и одаривает ее красивой внешностью.

Кахард

Румынской народной сказке «Иляна Косызяна» в качестве Бабы Яги выступает ведьма с лошадиными ногами, стальными зубами, с загнутыми серпом пальцами. Внешне она отличается от Бабы Яги, но также приучает героя к труду и одаривает за работу.

Барабаха

В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами (два спереди, два сзади). Зовут ее Кахард. Как и русская Баба Яга живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у нее есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и пытается расправиться с героями.

В итальянской народной сказке «Пастушок-Малый Росток» есть старая колдунья, у которой в помощниках сотня всадников и конники. Она хранительница, сторожит свою волшебную силу, препятствует герою возвратиться домой. Образ этой колдуньи также совпадает с образом русской Бабы Яги.

Ведьма Барабаха в белорусской народной сказке «Аленка» внешне похожа на Бабу Ягу. Живет она в хатке. Обманом хочет расправиться с героями.

Убырлы Карчык

В татарских сказках есть похожие образы в отрицательных и положительных ролях. Ведьма Убыр в народной сказке «Падчерица» живет в маленькой избушке в чаще леса.

Она приучает к труду, одаривает за работу, но и справедливо наказывает героев. А в народной сказке «Тан-Батыр» прообразом Бабы Яги является ведьма Убырлы Карчык, живущая в чаще волшебного леса.

Она использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям.

Хаулит

В чешской народной сказке «Ян Деда и красная Баба Яга» есть красная Баба Яга, живущая в избушке, на глаза никому не показывается. Она помогает герою вернуть долги.

Жестокая, жадная и сварливая ведьма Хаулит присутствует в английской народной сказке «Джип и ведьма из Уолгрейва». У нее, как и у русской Бабы Яги, в помощниках есть кот Чернулин. Хаулит обманщица, она пытается расправиться с героями.

А в ирландской народной сказке «Фея ручья и веретено» старуха Холле с большими длинными зубами одаривает героев за работу. И живет она тоже в избушке.

В словацких сказках есть героиня Баба Яга, так и называется. Как и в русских сказках она может играть положительную и отрицательную роли. Живет она в избушке.

В народной сказке «Заколдованный замок» она обманывает героев и хочет расправиться с ними. А в народной сказке «Здравствуй мостик» Баба Яга может передвигаться на прялке и железных семимильных сапогах.

Она дает герою работу, хранит богатства, наказывает нечестных.

Библиографическая ссылка

Агапова А.Я., Кожинова К.А. Образ бабы яги в сказках разных народов // Старт в науке. – 2017. – № 4-2. – С. 268-272;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=721 (дата обращения: 26.01.2020).

Источник: https://science-start.ru/ru/article/view?id=721

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Старт в науке. Где жила баба яга
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Сказки с Бабой Ягой обожают все. Существует их великое множество. Как бы ни развивался в них сюжет, Баба Яга всегда остается в сказках героиней, пугающей маленьких детей и строящей козни для честного люда. И, тем не менее, наши предки, древние славяне, почитали эту особу как главную женщину в роду, берегиню племени.

В свой домик на курьих ножках Баба Яга приглашать не любит, поскольку в Удмуртии есть тоже своя Баба Яга, поэтому у меня возникла проблема: мне захотелось сравнить русскую Бабу Ягу с удмуртской. В этом заключается актуальность моего исследования.

Цель работы: провести сравнительный анализ русской и удмуртской Бабы Яги.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Cоставить характеристику русской Бабы Яги.

  2. Составить характеристику удмуртской Бабы Яги.

  3. Выполнить сравнительный анализ удмуртской и русской Бабы Яги.

Гипотеза исследования: удмуртская и русская Бабы Яги похожи.

В ходе работы мы использовали такие методы исследования, как анализ, сравнение, обобщение.

В качестве критериев сравнения мы выбрали жилище, внешность, атрибуты. Объект исследования – русская и удмуртская Баба Яга, предмет – их сходные и отличительные черты.

Работа относится к теоретическим исследованиям, но его результаты имеют прикладную ценность, поскольку могут быть использованы на уроках литературы, обществознания, классных часах и внеклассных мероприятиях.

При выполнении исследования мы пользовались «Толковым словарем русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю., были изучены материалы сайтов Интернет о русской и удмуртской Бабе Яге. Исследователи этих замечательных героинь рассматривали их по отдельности. Новизна нашего исследования заключается в том, что мы сравниваем моих любимых Бабок Ежек.

По структуре работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Удмуртская Баба Яга

Переселенцы с берегов Камы, основавшие в лесном краю свою новую обитель с названием Котловка в десяти километрах от села Грахово, принесли с собой культуру, по духу и содержанию присущую только святой Руси.

Ко всему, что они уже имели в фольклоре, здесь у них появилась новая история жизни женщины – знахарки и ведуньи, которая якобы жила на болотистом берегу речки Яга – не в избушке на курьих ножках, а в маленьком домике.

Она умела колдовать, настоями лесных растений и заговорами лечила людей и животных от всех болезней. В деревне Котловка появилась резиденция Бабы-Яги, где проживают, чувашская, кряшенская, марийская и удмуртская героини. Гости резиденции смогут посетить музей Бабы-Яги, поиграть в национальные игры.

А вы знаете, где в Удмуртии находится дом Бабы-Яги? Живет Баба-Яга в темном еловом лесу на берегу своей речки, которая так и называется — Яга. Идти к ней нужно по тропинке, только просто так не дойдешь — на пути стоит камень указательный. «Направо повернешь — коня потеряешь» …

Ну, вы и сами знаете, что такие.

Глава 2. Русская Баба Яга

Оказывается, что знакомая всем нам с детства злая колдунья Баба-Яга – это не миф! Её образ взят из угро-финской культуры и уходит корнями во времена язычества. Там же зародилась традиция делать избушки на курьих ножках.

Баба-Яга Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацкихи чешских сказках.

По одной из версий, Баба Яга в русских сказках изначально была Бабой Йогой.

Сразу возникает вопрос: какое же отношение имеет древнее учение Индии к русским сказкам?

Внешне Баба Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами.

Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в “избушке на курьих ножках”. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах.

На воротах вереями служат – ноги, вместо запора – руки. Вместо замка – челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом.

Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: “Встань по-старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом”.

Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает.

Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: “фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух ночью проявляется!” или: “что это русским духом пахнет”.

Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.

Живет Баба Яга со своими дочерьми. Иногда Баба бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч – самосек; гусли – самогуды; сапоги – скороходы; ковер самолет; клубок, указывающий дорогу.

Глава 3. Сравнение русской и удмуртской Бабы Яги

Удмуртская Баба Яга отличается от русской внешностью: русская Баба Яга горбатая, скрюченная, нос крючком, сама неприятной внешности, а удмуртская Баба Яга более приятной внешности: на носу бородавка, волосы седые.

Атрибуты у них почти одинаковые:

  • У русской Бабы Яги: ступа, светящиеся черепа, избушка на курьих ножках;
  • У удмуртской Бабы Яги: ступа, избушка на ножках, метла.

Жилище:

  • Дом русской Бабы Яги на курьих ножках;
  • У удмуртской простой дом.

Заключение

Для сравнительного анализа Баб Яг были выделены следующие критерии: Жилище, внешность, атрибуты.

В ходе исследования были определены следующие характерные признаки русской Бабы Яги:

  • Жилище: дом на курьих ножках;
  • Внешность: горбатая, скрюченная, нос крючком, сама не приятной внешности;
  • Атрибуты: ступа, светящиеся черепа, избушка на курьих ножках.

Были выделены особенности удмуртской Бабы Яги:

  • Жилище: простой дом
  • Внешность: на носу бородавка, волосы седые.
  • Атрибуты: Ступа, Избушка на ножках, Метла.

Таким образом, сравнивая татарский и удмуртский национальные костюмы, можно сделать следующие выводы:

– русская Баба Яга отличается от удмуртской домом: у русской избушка на курьих ножках, а удмуртской простая избушка.

– русская Баба Яга горбатая, скрюченная, нос крючком, сама неприятной внешности, а удмуртская более привлекательна: на носу бородавка, волосы седые.

Цель и задачи работы реализованы полностью. Гипотеза, поставленная в начале работы, подтверждена: удмуртская и русская Баба Яга похожи, но есть отличительные черты.

Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения, русского языка, классных часах и внеклассных мероприятиях.

Список использованных источников

  1. Ожегова С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997.

  2. ru.wikipedia.org/ Баба Яга.

  3. kayrosblog.ru›post170797043/ Баба Яга русская сказка или угро-финская колдунья.

  4. images .yandex.ru/ русская Баба Яга.

  5. russianmyth.ru›baba-yaga/ Баба Яга.

  6. images.yandex.ru/ удмуртская Баба Яга.

  7. babayaga-udm.ru/ Баба Яга.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

21

Источник: https://school-science.ru/3/18/33382

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Старт в науке. Где жила баба яга
Телеляева  Е.И. 11Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучением отдельных предметовСевостьянова  О.В.

11Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучением отдельных предметов Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Жила-была прекрасная девушка Алиса, необычайной красоты. Она была царевной.

Однажды на прогулке дочь царя любовалась природой и упала в пруд. Мимо проходил Иван – серый кафтан и спас ее. С первого взгляда они влюбились друг в друга. Но отцу Алисы это не понравилось, потому что Иван был из бедной семьи.

Тогда Иван решил сам пойти во дворец к царю и попросить руки его дочери. Но отец Алисы запретил им даже встречаться. Девушка, узнав об этом, заплакала и убежала. И сама не заметила, как очутилась в дремучем лесу. Она испугалась и начала кричать, но ее никто не услышал. Тогда Алиса пошла куда глаза глядят.

Шла-шла, и видит стоит перед ней избушка на курьих ножках. Бедняжка испугалась еще сильнее. А Баба-Яга ей говорит:

– Не бойся меня, Алиса. Пойдем ко мне в избу.

Царевна и пошла. Баба-Яга ее напоила, накормила и давай расспрашивать. Красавица все и рассказала. Яга ее спать уложила. А ночью, когда Алиса спала, перенесла ее в подвал и рядом поставила волшебное зеркало. Кто в него посмотрит, тот лишится своей красоты, которая перейдет к Яге. Когда царевна проснулась, то очень испугалась. Она закричала и заплакала, но не успела посмотреть в зеркало.

Мимо избушки пролетал Змей Горыныч. Он это услышал и сразу понял, что там девушка. Вызволил ее из подвала и понес в свой замок. Там превратил Алису в черного лебедя и пустил в фиолетовый пруд. В нем было много таких же лебедей, которые не могли улететь.

Ведь Змей Горыныч хотел испортить ученикам оценки… Каждый день над прудом пролетали от трех до пяти школьных предметов. Кто из них двойку поймает, тот и понесет в дневник. Если бы дети лебедушек не получали, то родители их хвалили и поощряли подарками. А Горыныч был жадным и завистливым. Он даже кукол себе забирал и бросал в кладовку.

Как соберет десять тысяч детских игрушек, так читает над ними заклинание и в золото все превращает.

А царь в городе поднял тревогу, что у него пропала дочь. Узнал про это и Иван – серый кафтан.

Пошел он искать свою возлюбленную. Добрался до избушки на курьих ножках и постучал. Дверь ему открыла Баба-Яга. Она рассказала, что была такая гостья, но Змей Горыныч ее украл.

Иван отправился в замок к Змею Горынычу. Идет мимо пруда… Кругом черные и белые лебеди. И только один черный лебедь стал кружиться над ним. Но парень не обратил на это никакого внимания. И вот подошел к замку! А 3-главый Змей увидел Ивана и притворился спящим. Когда юноша проходил мимо него, Горыныч схватил его и унес за тридевять земель.

Долго Иванушка искал дорогу назад, но вскоре начал узнавать родные места.

Так он опять очутился около избушки на курьих ножках. Зашел в нее и узнал от Бабы-Яги, что Алиса стала черным лебедем. Тогда он понял, что за лебедь над ним кружился. Яга сказала:

– Чтобы расколдовать девушку, надо поймать зайца с голубым носом, красными усами и желтыми ушами. Достать из него волшебную книгу, название которой начинается на букву «Д» и ручку. Но эта книга обязательно должна принадлежать ученице 3 «А» класса, Телеляевой Евгении. Найдешь – принеси, мне.

Иван так и сделал! Нашел такого зайца в канаве под елкой. Достал книгу и прочитал название: «Дневник школьника Подмосковья, ученицы 3 «А» класса школы №6 Телеляевой Евгении». Обрадовавшись, побежал к Бабе-Яге. Отдал ей дневник. А та спрашивает:

– Где ручка? Не сумел найти?

Молодец стукнул себя по лбу и помчался обратно к зайцу. Под той же елкой сидел заяц, да не тот!!! Огорчился Иванушка и начал его искать. Вдруг из-под

куста кто-то выскочил и побежал. Поймал парень зайца и достал ручку. Воротился к Бабе-Яге.

Яга взяла ручку, а сама волшебную книгу открывает, страницы перелистывает. Глядь! А там нет ни одного лебедя. Тогда она говорит:

– Повезло тебе, добрый молодец! Смогу расколдовать твою возлюбленную. В этой книге лебеди не летают.

Отрезала она желтую закладку – превратилась лента в золотую косу, а ручка – в черное перо.

– Теперь бери золотую косу и прицепи к черному лебедю. Да смотри, не перепутай: у твоей девушки желтый клюв, а у всех остальных красный. После этого брось в воду перо. И увидишь царевну. Да поторопись! Сегодня в 14-00 предметы пролетят.

Добежал Иван – серый кафтан и видит, что Алису уже русский язык схватил. Зацепился он за лапы лебедя, прицепил косу и кинул перо. А перо окаменело и упало на лапку белого лебедя. «Двоечка» так изогнулась от страха, что стала пятеркой, а Алиса – человеком. Пятерка обратно разогнуться не смогла. Так счастливый предмет и улетел с отличной оценкой.

В этот момент Змей Горыныч возвращался с охоты. Увидел, что происходит и налетел на влюбленных.

А Иван так быстро побежал, что Алиса чуть не выпала из его рук. А тут и избушка! Баба-Яга защитила молодых.

На следующий день вести добрые пришли: пятерку все дети приняли с радостью и улыбкой, поэтому в фиолетовом пруде все лебеди так же изогнулись.

Змей Горыныч почему жадный был? Потому что друзей у него не было и все сердитые, нахмуренные ходили. А тут он летит над городом – все веселые и радостные гуляют. Удивился, полетел к своему пруду и увидел одни пятерки.

Рассердился… Обратно в город отправился и сразу двумя друзьями обзавелся. Тогда понял, что деньги – это не главное в жизни! Все игрушки детям раздал, а деньги бедным семьям. И девушек всех расколдовал! Нет у него больше желания плохими делами заниматься.

Теперь школьники своим умом оценки получают.

И с тех пор стали все с Ягой дружить. Поняла она, чем больше делаешь добрых дел, тем красивее становишься!!!

Вернулась молодежь во дворец. Отец увидел свою дочь, обнял ее крепко-крепко. Рассказала Алиса про все подвиги Ивана. И понял царь, что неважно из бедной или богатой семьи человек, главное – что у него в душе.

Устроили они пир на весь мир!!! И свадьбу сыграли!!! На ней и Баба-Яга гуляла, веселилась!!!

Источник: https://school-science.ru/5/20/35600

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.