Святые истины буддизма. Учение Будды: Четыре благородные истины

Четыре благородные истины буддизма

Святые истины буддизма. Учение Будды: Четыре благородные истины

Учение Будды было облечено в форму Четырех Благородных истин.

«Первая Благородная истина утверждает, что основной характеристикой человеческого существования является духкха, то есть страдание и разочарование. Разочарование коренится в нашем нежелании признать тот очевидный факт, что всё вокруг нас не вечно, всё преходяще.

«Все вещи возникают и исчезают» – говорил Будда, и представление о том, что текучесть и изменчивость суть основные свойства природы, являются фундаментом его учения. По мнению буддистов, страдание возникает в том случае, если мы сопротивляемся течению жизни и стараемся удержать некие устойчивые формы, которые, будь то вещи, явления, люди или мысли, всё же являются майей.

Принцип непостоянства воплощается также в представлениях о том, что не существует особого эго, особого «я», которое было бы постоянным субъектом наших изменчивых впечатлений. Буддисты считают, что наша уверенность в существовании отдельного индивидуального «я» – ещё одна иллюзия, ещё одна форма майи, интеллектуальное понятие, лишенное связи с действительностью.

Если мы будем придерживаться подобных взглядов, как и любых других устойчивых категорий мышления, то неизбежно испытаем разочарование.

Вторая Благородная истина разъясняет причину страданий, называя её тришна, то есть «цепляние», «привязанность». Это бессмысленная привязанность к жизни, проистекающая из невежества, называемого буддистами авидья.

Вследствие нашего невежества мы пытаемся разделить воспринимаемый нами мир на отдельные самостоятельные части и таким образом воплотить текучие формы реальности в фиксированных категориях мышления. До тех пор, пока мы рассуждаем так, нас постигает разочарование за разочарованием.

Стараясь устанавливать отношения с вещами, которые кажутся нам твёрдыми и постоянными, но на самом деле являются преходящими и изменчивыми, мы попадаем в порочный круг, в котором любое действие порождает дальнейшее действие, а ответ на любой вопрос ставит новые вопросы.

В буддизме этот порочный круг известен как сансара, круговорот рождений и смертей, движущей силой которого является карма, непрекращающаяся цепочка причин и следствий.

Согласно Третьей Благородной истине, можно прекратить страдания и разочарования. Можно покинуть порочный круговорот сансары, освободиться от уз кармы и достичь состояния полного освобождения – нирваны.

В этом состоянии уже не существует ложных представлений об отдельном «я» и постоянным и единственным ощущением становится переживание единства всего сущего.

Нирвана соответствует мокше индуистов и не может быть описана более подробно, так как это состояние сознания лежит вне области интеллектуальных понятий. Достичь нирваны означает пробудиться, то есть стать Буддой.

Четвертая Благородная истина указывает средство избавления от страданий, призывая следовать Восьмеричному Пути самосовершенствования, который ведёт к состоянию Будды. Как уже упоминалось, два первых шага на этом пути имеют отношение к правильному видению и истинному знанию, то есть к правильному пониманию человеческой жизни.

Ещё четыре шага имеют отношение к правильному действию. Они содержат описание правил, которым должен следовать буддист, – правил Срединного Пути, лежащего на равном удалении от противоположных крайностей.

Последние два шага приводят к правильному осознанию и правильной медитации, к непосредственному мистическому восприятию реальности, что и составляет конечную и высшую цель Пути.

Будда рассматривал свое учение не как последовательную философскую систему, а как средство достижения просветления.

Его высказывания об этом мире имеют одну цель – подчеркнуть непостоянство всего сущего. Он предостерегал последователей от слепого почитания каких-либо авторитетов, включая и себя самого, говоря, что может лишь указать путь к буддовости и каждому надлежит самому идти по этому пути, прилагая собственные усилия.

Последние слова Будды на смертном одре характеризуют все его мировоззрение и учение. Перед тем как покинуть этот мир, он сказал: «Разложение – удел всех составленных вещей. Будьте настойчивы».

За несколько веков после смерти Будды ведущие деятели буддийской церкви несколько раз собирались на Великих соборах, где зачитывались вслух положения учения Будды и устранялись разночтения в их толковании. На четвёртом соборе, состоявшемся в I в. н. э. на острове Цейлон (Шри-Ланка), учение, изустно передававшееся на протяжении пяти столетий, было впервые записано.

Оно получило название палийского канона, так как буддисты тогда пользовались языком пали, и стало опорой ортодоксального буддизма хинаяны.

С другой стороны, махаяна основывается на некотором количестве так называемых сутр – сочинений значительного объёма, написанных на санскрите одним или двумя столетиями позже, которые излагают учение Будды более подробно и обстоятельно, чем палийский канон.

Школа махаяны называет себя Великой Колесницей буддизма, так как предлагает своим последователям множество разнообразных методов, совершенных средств, для достижения состояния будды – буддовости.

Эти средства включают в себя с одной стороны, религиозную веру в учение основателя буддизма и, с другой, высокоразвитые философские системы, представления которых очень близки к категориям современного научного познания».

Фритьоф Капра, Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма, М., «София», 2008 г., с. 109-111.

Источник: https://vikent.ru/enc/1021/

Буддизм – Учение Будды

Святые истины буддизма. Учение Будды: Четыре благородные истины
Буддизм зародился внутри уже распадающегося брахманизма, и его целью было возрождение первозданного смысла Дхармы — формы веры для людей и пути освобождения для святых.Рождение этой религии связывается с принцем Сидхартхой Гаутамой, который, достигнув просветления, стал известен как Будда.

Будда, или Просветленный, воплощался несколько раз до этого момента, готовясь к последнему воплощению, которое приводит к окончательному освобождению. Он родился в царской семье Шакьев. Его родителями были царь Капилавасту Суддходана («Чистый рис») и Майя («Иллюзия»), которая зачала сына магическим способом, после того как ей приснилось, будто белый слон проникает в ее чрево.

Потом чудесным образом, не причинив страданий, из правого бока матери родился ребенок, который с самого рождения проявлял чудесные способности. Сама Природа и пророчества святых отшельников предвещали, что будет рожден великий предводитель и наставник людей.

Хотя Сидхартху воспитали как наследника трона, религиозный внутренний призыв, который он услышал, оказался сильнее соблазнов царской жизни и любви к отцу, жене и сыну. Несколько встреч — со старостью, болезнью, смертью и неизбежностью страдания, — которые произошли не случайно, но были устроены богами, полностью повернули его жизнь.

Тогда принц покинул свою благоустроенную жизнь и уединился в поиске мудрости.За долгие годы поиска он познакомился с разными учителями и их учениями, которые так и не смогли ответить на его глубокую потребность искоренить страдания. К примеру, когда он стал суровым аскетом и пытался таким образом найти ответ на свой вопрос, в результате не получилось ничего.

Мучения, которым он подвергал себя, истощили его физически и заставили принять скромное подношение молока и риса, предложенные ему деревенской девушкой. Так принц-аскет постиг путь золотой средины, осветивший его измученную душу. Он решил оставаться в состоянии медитации и глубокого сосредоточения под деревом Бодхи до тех пор, пока не достигнет полного просветления.

Победив искушение Маpы, владыки демонов, достиг своей цели — стал Буддой, Просветленным, тем, кто проник в смысл существующего и постиг причину страданий.

За 44 года странствования и проповеди учения он приобрел многочисленных последователей и учеников, основал множество монастырей. На 80 году жизни, сидя под деревом, Благословенный умер от отравления.

Его уход был необходим, так как мудрость настолько переполняла его, что нуждалась в более тонкой форме, нежели физическое тело. Будда достиг самой высшей формы ниpваны, но он отрекся от заслуженной награды и дал обет, что не войдет в ниpвану, пока последний человек не достигнет состояния освобождения.

В своей первой проповеди Будда говорил о Четырех благородных истинах и двух «крайностях» в поведении людей, которые мешают им встать на путь освобождения от страданий.

«Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, темная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная.

Избегая этих двух крайностей, Татхагата во время Просветления постиг срединный путь, — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ:1) жизнь есть страдание;2) у этого страдания есть причина;3) эта причина может быть устранена;

4) есть путь, который ведет к освобождению от причины страданий — это восьмеричный золотой путь Будды.

«Этот человеческий мир полон страданий. Жизнь — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Встреча с неприятным человеком — страдание, разлука с любимым — страдание. Недостижение желаемого — тоже страдание. Всякая привязанность к чему бы то ни было — страдание. Это и есть истина страдания.Страдания бытия, несомненно, вызываются мирскими страстями, которые вселяются в душу человека. Мирские страсти своими корнями уходят в жажду, сильное желание. Эта жажда порождается сильной привязанностью к жизни. Все то, что видит глаз и слышит ухо, начинает желать человек. Он даже начинает желать смерти. Это и есть истина причины страдания.

Если уничтожить все корни привязанности, исчезнет и страдание. Это и есть истина уничтожения страдания. Чтобы достигнуть состояния, свободного от страдания, нужно следовать восьмеричным правильным путем.

Это правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение. Этот восьмеричный путь, устраняющий жажду, называется истиной правильного пути.

Необходимо глубоко постичь все эти истины, ибо этот мир полон страданий, а чтобы избавиться от страданий, нужно освободиться от мирских страстей. Состояние, свободное от мирских страстей и страданий, может быть достигнуто только через просветление.

А просветление может быть достигнуто этим восьмеричным правильным путем. Следующий Дхарме должен постичь эти четыре благородные истины»1.

Есть три основные причины страданий.Это жажда жизни, привязанность к земным вещам, к самому существованию, к идеям и мнениям, к самому желанию освобождения. Эта привязанность становится причиной всех существующих раздоров и конфликтов, вызывает войны, а также снова и снова толкает человека в круг перерождений.

Вторая причина — гнев, который приводит к несправедливым поступкам и заставляет человека создавать неблагоприятную карму.Третья причина — неведение о законах этого мира, о смысле существования, об истиной сути вещей и природе человека.

Неведение порождает ложное восприятие, когда мы судим о вещах, не имея полной картины, а имея лишь осколки — подобно тому, как вели себя в притче о слоне слепцы, каждый из которых утверждал, что слон подобен колонне, большой трубе или огромному блину, потому что могли пощупать лишь какую-то его часть.

Способом избавления от страданий Будда называл Благородный восьмеричный путь:

1. Правильное понимание2. Правильная мысль3. Правильная речь4. Правильное действие5. Правильный образ жизни6. Правильное усилие7. Правильная внимательность

8. Правильное сосредоточение

Правильная речь, Правильное действие и Правильный образ жизни составляют Нравственное поведение.

Правильная речь означает воздержание от лжи, от клеветы и злословия, означает не ничего, способного вызвать ненависть, разобщенность и разлад среди людей, не говорить резких, злых и грубых слов, ранящих человека, воздерживаться от пустой, бессмысленной болтовни и сплетен. Речь должна быть к месту и ко времени.

«Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов»2.

«Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата.«Хорошо сказанное слово человека, следующего ему, плодоносно, как прекрасный цветок с приятной окраской и благоухающий». «Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь — неприятна, и возмездие может коснуться тебя».

Правильное действие означает нравственное, достойное и мирное поведению. Оно подразумевает основные нравственные заповеди: не убивать, не воровать, не обманывать, не вступать в незаконные половые сношения и т.д., но, напротив, помогать другим правильно вести мирную и достойную жизнь.

«Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное и несделанное другими, но на сделанное и несделанное им самим». «Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; Свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость».

«У энергичного, полного мыслей, действующего осмотрительно, ограничивающего себя, серьезного, того, чьи дела чисты и кто живет, следуя дхамме3, — у того возрастает слава.»

«Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.»«Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.»

Правильный образ жизни означает необходимость честно трудиться и не добывать себе средств к существованию, занимаясь деятельностью, которая вредит другим или является мошенничеством.

«Кто, ища счастья для себя, налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти не получит счастья. Кто, ища счастья для себя, не налагает наказания на существа, желающие счастья, тот после смерти получит счастье.»

Правильное усилие, Правильная внимательность и Правильное сосредоточение составляют Дисциплину ума.

Правильное усилие — это воля к тому, чтобы останавливать вредные и разрушительные мысли, успокаивать взволнованный ум, поскольку взволнованный ум подобен озеру, в котором волнение подняло ил со дна и сделало воду мутной и непрозрачной.

Также это означает останавливать ненужные переживания и разыгравшуюся фантазию, которые создают множество проблем, заставляя человека быть необъективным, и вызывают страх и нерешительность.

Напротив, правильное усилие заключается в том, чтобы вызывать и развивать добрые и позитивные мысли и состояния души, это означает постоянно обращаться к благородным идеям и учениям, учиться быть сострадательным.

«Недисциплинированный ум подобен слону».«Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень».«Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу». «Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, — благо. Обузданная мысль приводит к счастью».

Правильная внимательность означает способность осознавать, быть внимательным к тому, что мы делаем, к своим проявлениям чувств, ощущениям, состояниям ума, идеям и мыслям, которые посещают наш ум.

Надо научиться различать все виды чувств и ощущений, приятных, неприятных и неопределенных, понять, как они возникают и исчезают.

Следует научиться осознавать, алчен ли ум или нет, поглощен ненавистью или нет, омрачен или нет, рассеян или сосредоточен, и т.д.

«Кто управляет рукой, управляет ногой, управляет речью, управляет в совершенстве, ибо внутренне радостен, сосредоточен, одинок и удовлетворен, — вот такого называют бхикшу».

Правильное сосредоточение ведет к состоянию глубокого спокойствия. На первой ступени отбрасываются страстные желания и такие вредные мысли, как чувственная похоть, злоба, леность, беспокойство, озабоченность и скептическое сомнение, и поддерживаются чувства радости и счастья.

На второй ступени подавлена всякая рассудочная деятельность, развивается спокойствие ума, и еще сохраняются чувства радости и счастья. На третьей ступени яркое чувство радости также исчезает но остается счастливое расположение духа и состояние невозмутимости.

На четвертой ступени исчезают все ощущения, даже ощущения счастья и несчастья, радости и страдания, и остается лишь чистая невозмутимость и осознание.

Правильное понимание и Правильная мысль составляют Мудрость.

Правильная мысль — это мысли любви и мысли ненасилия, которые распространяются на все существа, а также способность относиться ко всем существам без привязанности.

Правильное понимание — это понимание сути вещей и понимание Четырех благородных истины. Это понимание есть высшая мудрость, которая видит конечную действительность.

Понимание в обыденном значении этого слова опирается на обрывочные знания, накопленный опыт, на память и суждение.

Истинное понимание гораздо глубже, это скорее проникновение в сущность вещей и явлений, видение вещи в ее истинной природе без имен и ярлыков.

«Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда не достигнут сути, ибо их удел — ложные намерения. «Принимающие суть за суть и несуть за несуть, они достигнут сути, ибо их удел — истинные намерения.» «Лучший из путей — восьмеричный, лучшая из истин — четыре слова; лучшая из дхамм — уничтожение страстей; лучший из двуногих — тот, кто прозорлив.»

1 Фрагмент Бенаресской проповеди Будды.

Источник: https://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/india/buddizm/

Буддизм | Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь

Святые истины буддизма. Учение Будды: Четыре благородные истины

Буддизм

ист: www.prophecy.ru; www.a-u-m.ru; www.prophecy.ru /2

“Придет в упадок учение победоносного Будды Шакьямуни. Монастыри наполнятся женатыми мужчинами, храмы превратятся в военные укрытия, а главные монастырские залы – в помещения бойни. Отшельников с гор сгонят в долины. Великие созерцатели станут сеять зерно, медитирующие – обогащаться.

Монахи заведут жен, а благородные духовники станут разбойниками и грабителями. Распри поднимутся словно ветер. В центральных районах начнутся раздоры и смута. Мудрецы станут военачальниками, святые духовники пойдут воевать, а благородные монахини начнут убивать детей”.

Падмасамбхава (тиб: Pema Jungne [pad ma 'byung gnas]), означает на санскрите рождённый из лотоса — индийский мастер, основавший Тибетский буддизм и тантрическую школу буддизма в VIII веке. В Бутане и на Тибете он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Мастер).

Буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду.

“В те дни, собратья, на землю явится Всевышний, именуемый Майтрея.
[Майтрейя – будущий великий пророк, будда грядущего мирового порядка.

Майтрея является единственным бодхисатвой, которого признают все направления буддизма, его пришествие предсказывалось в “Висуддхимагге” Буддагхоши, “Трипитаке” Шакьямуни, в ранних произведениях махаяны, в “Майтрея-вьякаране”.

В Китае Его называют Милэ, в Японии – Мироку, в ламаисткой мифологии – Майдар, Майдари и Джампа.]Он будет преисполнен мудрости и великодушия, радости, знания о всём на свете и станет непревзойдённым советчиком, учителем для богов и людей, Всеславным богом, буддой, таким, как я теперь.

Он познает и досконально изучит, будучи с ней лицом к лицу, всю вселенную с её мирами, её богами и злыми духами, и этот мир отшельников и браминов, правителей и народов, равно как я теперь всё это вижу и знаю.

Закон, прекрасный в своём замысле, прекрасный в своём развитии, прекрасный в своём осуществлении, он провозгласит как в душе, так и в послании; он узнает высшую жизнь во всей её полноте и чистоте, равно как я теперь. Его будут сопровождать тысячи молящихся, как меня сопровождают сейчас сотни молящихся”.

Дигха Никайа. Чаккаватти-Сидханада суттанта

Будда

24.08.2011 | ист: www.klikovo.ru; www.ru.wikipedia.org; www.bibliofond.ru; www.naturadei.narod.ru

Будда, т.е. «Просветленный», – это реальное историческое лицо по имени Сиддхартха Гаутама. Он выступает символом постижения истины и преодоления страдания, а кроме того – неисчерпаемым источником могущества для всех страдающих существ.

Согласно традиционным свидетельствам, Гаутама, достигнув зрелого возраста, оставил семью и все свое имущество, чтобы стать странствующим монахом. Он обратился к глубинам своего «я», подчиняя себе собственные желания и очищая свое сознание.

После шести лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией.

Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

Свой путь к нирване Будда назвал «срединным путем», пролегающим между необузданным удовлетворением чувственных потребностей (гедонизм. От греч. ηδονή, лат. hedone – «наслаждение», «удовольствие») и суровым отречением (аскеза. От греч. ασκεσις – «упражнение»).

Его путь делал упор на дисциплине сознания, сопровождаемой ограничением потребностей тела, но отнюдь не его истязанием, и предусматривал, что постепенно усиливающаяся дисциплина начинается с принципов самоограничения, практикуемых в повседневной мирской жизни.

Буддизм («Учение Просветлённого»). Основателем этого учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Буддизм – это стремление к перерождению и, в конечном счете, – к нирване, высшей цели – просветлению.

Будда в аскезе – изображение в лаосском храме 

Нирвана – свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни). Освобождение от страдания, от круга рождений (сансары). Состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое. Высшая цель достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»).

Сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Это круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Стремление к освобождению и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы).

Карма (санскр. कर्म – «причина-следствие, воздаяние») – вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. 

Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь

24.08.2011 | ист: www.klikovo.ru; www.ru.wikipedia.org; www.bibliofond.ru; www.naturadei.narod.ru

1. Существует страдание (духкхи).
Хорошее в жизни человека не длится вечно. «Рождение связано с болью, старение болезненно, болезнь приносит боль, и смерть приносит боль.

Союз с неприятным болезнен, болезненна и разлука с приятным, и любая неудовлетворенная страсть тоже болезненна» – так объяснял это Будда. Значит, первым шагом для осознания чего-либо и есть, по сути, не что иное, как страдание, которое уже является результатом чего-то.

Но страдание в Буддизме не есть как окончательный вывод, а является отправной точкой к познанию истины.

2. Существует причина страдания (желания – танха).У всех страданий есть свои причины. Поэтому Будда не призывает разом покончить со всеми желаниями.

Он говорит лишь о внешних эгоистических желаниях человека, основанных на неправильном видении самого себя в окружающем мире, которое и складывается в мышлении человека от неправильного понимания самого окружающего мира.

Человек никогда не сможет полностью удовлетворить все свои эго желания.

От чего он неизбежно оказывается разочарованным. Что и приводит его к страданиям. Чем больше человек стремится удовлетворить собственное эго, тем более ограничивающим и требовательным это эго становится.

3. Существует прекращение страданий (нирвана).
Страдание дает возможность заглянуть внутрь себя. И посмотреть на свою душу со стороны, оценив её. Подобный взгляд пресекает (останавливает) душевные страдания, освобождая душу от неправильных жизненных ценностей. Именно для этого и требуется внутреннее преобразование.

4. Существует Восьмеричный Путь, ведущий к прекращению страдания.Там, где есть проблема, всегда должно иметь место и решение. Восьмеричный путь и ведёт к разрешению проблем.

О чём и говорит Четвертая Благородная Истина: обретение свободы от страданий и открытию счастья и удовлетворенности в понимании мироздания.   

Тибет.

У истоков Времени | Тибетская «Книга Мертвых» | Регрессия и реинкарнация | итд

 

Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, построенного по борейским чертежам (Борея – праматерь мира): «Cognosce te ipsum» / «Nosce te ipsum» – познай самого себя. Философ Хилон: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Древние алхимики говорили: «Кто познает себя вне себя, тот будет знать всё, смотря на себя и на мир со стороны. Если человек не знает себя, он не знает и не видит ничего».

Таких людей святые называли слепыми, которых исцелял зрячий Иисус Христос.

Как говорят Веды «Шримад Бхагаватам», 1.8.28: «О, мой Господь, я знаю, что Tы – вечное время, верховный повелитель, всепроникающий, не имеющий ни начала, ни конца». Значит, надо познать свою душу и её путь во Времени, т.к. от её пути зависит земной путь человека. Кто познает свою душу, тот познает Время и его Законы. А кто овладеет этой информацией, тот будет владеть миром. Подробнее см:

Источник: http://apocalypse-2012.com/eye/buddhism.html

«Четыре Благородные Истины» 1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является желание; 3) возможно прекращение страдания; 4) есть. – презентация

Святые истины буддизма. Учение Будды: Четыре благородные истины

1 «Четыре Благородные Истины» 1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является желание; 3) возможно прекращение страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания

2 ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ – “благородный восьмеричный путь» определяется как “срединный” разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания).

3 1. Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения. 2. Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

4 3. Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду. 4. Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы.

Они таковы: ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»; отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см.

выше);неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства; правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»); отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

У монахов и монахинь обетов гораздо больше (несколько сотен). Они подробно описываются в разделе «Виная» буддийской Трипитаки (особенно важен текст под названием «Пратимокша»/«Патимоккха»).

5 5. Правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением.

Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

6 6. Правильное усердие. Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Санскритское слово «йога» образовано от корня «йудж» связывать воедино, запрягать, сопрягать.

Слово «йога», таким образом, означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану. 7. Правильное памятование.

Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности.

Главные методы здесь шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания). 8. Правильное сосредоточение, или правильный транс.

Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, и он становится архатом (достойным).

7 Буддизм строится на следующих главных категориях и понятиях: – дхарма ( элемент, Закон ) – карма ( действие ) – сансара ( поток бытия ) – Нирвана ( букв, угасание состояние Просветленности ) – анатман (отрицание существования неизменной вечной души)

8 Дхарма – – доктрина в целом, – буддийский закон, – первочастицы мироздания.

9 Окружающий нас феноменальный мир и все мы как его часть – не более чем своего рода иллюзия, хотя эта иллюзия существует объективно. Дело в том, что человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не результат субъективных представлений индивида, а вполне объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания.

10 Все живущее в мире состоит из дхарм, точнее – из живых движущихся дхарм.

Жизнь, в строгом смысле этого слова, – проявление безначального и практически вечного волнения дхарм, которое и составляет объективное ее содержание.

Понять это и попытаться успокоить свои волнующиеся дхармы – это и означает взять жизнь в свои руки и тем, в конечном счете, добиться цели, т. е. достичь состояния будды, погрузиться в нирвану.

11 Карма Само слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие». В самом широком смысле этого слова акт физический (действие, поступок), акт вербальный (слово, высказывание) и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание). Карма это действие, обязательно имеющее следствие, или результат.

12 Совокупность всех действий, совершенных в жизни также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения.

13 Карма – абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь же безлично и автоматично.

14 Сансара. Карма определяет характер следующей В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее. Этот круговорот рождений- смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и хотений.

15 Все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо.

16 Нирвана Само слово «нирвана» (пали: ниббана) восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание». Нирвана – состояние, свободное от страданий, или состояние высшего блаженства.

17 Анатман – догмат буддизма, утверждающий отсутствие атмана «Я» или самости индивида. Учение об анатмане обусловливает отсутствие отдельной, постоянной и неизменяемой души. Буддизм подчеркивает, что то, что воспринимается индивидуумом как «Я» всего лишь иллюзия. Это же, в свою очередь влечёт страдания и несчастья, испытываемые таким «Я».

18 Космология буддизма

19 Буддийская космология исходит из существования неисчислимого количества миров, сгруппированных в столь же гигантское количество мировых систем (их – как песчинок в Ганге). Каждый мир – это плоский диск земли, лежащий в океане, который в свою очередь покоится в воздухе, находящемся в пространстве (акаша).

20 В центре мира – гора Меру, опоясанная кольцевыми хребтами, за ними – четыре континента, главным из которых считается Джамбудвипа, обычно ассоциируемый с Индостаном.

Только в Джамбудвипе появляются будды и праведные правители- чакравартины.

Из шести сфер кармического мира – сансары – две расположены под землей (сфера обитателей ада и сфера прожорливых духов-претов), две на земле (животные и люди) и две на небесах (сфера демонов-асу-ров и сфера богов).

21 Все миры в целом не вечны – они существуют лишь на протяжении махакальпы, которая делится на четыре кальпы (каждая длится миллионы лет). Махакальпы и кальпы сменяют друг друга, миры гибнут и появляются вновь. Не каждая кальпа отмечена появлением будд – бывают и такие, когда будды не рождаются вовсе; это пустые кальпы.

22 Буддийское искусство и архитектура

23 Ступа (тиб. чортен, монг. субурган) – это мемориальное сооружение, символизирующее просветленное сознание будды. В первые века развития буддизма, когда существовал запрет на изображение Будды в человеческом теле, Просветленного на рельефах обозначала ступа. По своему происхождению ступа восходит к древнейшим погребальным сооружениям, к земляному холму, обнесенному оградой.

Поэтому ступы, какого бы размера они ни были, никогда не имеют внутреннего пространства. Согласно преданиям, первые восемь ступ были воздвигнуты учениками Будды после смерти Учителя и в них был похоронен разделенный на восемь частей прах Просветленного. И в настоящее время ступы воздвигаются на месте кремации высоких лам или духовных учителей.

Структура ступы отражает символическое строение Вселенной: у ранних буддийских ступ квадратная база означает землю, купол-полусфера – небеса, а также нирвану Будды, шпиль – это воплощение образа мировой оси, то есть высшего закона, на котором зиждется бытие, а также связующего звена между земным миром и запредельными. Зонты на шпиле символизируют высшие духовные миры.

Индийская ступа снабжена галереей, по которой благочестивые паломники обходят ступу, совершая таким образом ритуал прадакшины (поклонения святыне). Сама ступа была начисто лишена каких-либо украшений, зато ее ворота и ограда были покрыты искусной резьбой, рассказывающей о жизни Будды, зримо передающей многие философские идеи буддизма.

Разнообразные сюжеты резьбы ограды как бы готовили простого паломника ко встрече со священным, то есть с реликвиями, хранящимися внутри ступы.

24 Чайтья – пещерный храм

25 В первые века нашей эры буддийское искусство Индии радикально меняется: возникает антропоморфный образ Будды, который и становится главным предметом изображения. В это время возникают три художественных центра: Гандхара, Матхура и Амаравати.

26 Искусство Гандхары своим возникновением обязано завоевательным походам Александра Македонского (327 год до н.э.

), благодаря которым эллинистическая культура простерлась далеко на восток и возник удивительный синтез греческого и индийского искусства, где формы были заимствованными, а содержание – буддийским.

Мастера Гандхары овладевали техникой ваяния человеческого тела и одухотворенного лица; трактовка складок одеяний, завитков волос и других второстепенных деталей –греческая.

27 Искусство Матхуры (среднеиндийское царство, на территории которого находится современный Дели), где шло развитие чисто индийских традиций

Источник: http://www.myshared.ru/slide/226315/

Будда и Четыре благородные истины

Святые истины буддизма. Учение Будды: Четыре благородные истины

Время беспристрастное, беспощадное никогда не останавливается, оно движется медленно,  неуклонно  накручивая годы, века и тысячелетия, оно  покрывает  пылью забвения страны и  города, возвеличивая новые великолепные государства и общества, чтобы когда-нибудь опустить их  в тень истории, в темноту, в небытие.

За двадцать пять веков существования, буддизм став религией миллионов людей, пережив многие столетия  своего расцвета и  столетия жестоких притеснений,  сохранил в своих анналах память о важных этапах в жизни Учителя Будды Шакьямуни, благодаря сложившейся системе традиционного  празднований этих дат.

Само жизнеописание  Бхагавана, совершенного Будды  стало  примером  и  Учением для  его последователей, давая пищу уму и сердцу людей, принявших прибежище в Нем, Его учении и  основанной Им святой монашеской общине.

Первый поворот колеса Учения — великий буддийский праздник, отмечается  калмыками на протяжении многих веков,  с   давнего времени  принятия  ими  буддизма.

Будда впервые дал Учение  пяти  аскетам,  после достижения им пробуждения, после величайшего открытия Учения, равного которому не было до него в мире.

Достигнув высшей точки своего  духовного пути, он переживал это особое состояние, сохраняя долгое молчание, пребывая в самадхи   в течении  сорока девяти дней.

После того как к нему пришли пять аскетов, бывшие прежде   спутниками его отшельнической  жизни (по горячности отвернувшиеся от него,  увидев, как он принял из рук  крестьянки Суджаты  чашу с молоком, посчитав  за отступничество от идеалов принятие им пищи) с просьбой, он преподал им Учение о четырех благородных истинах.

Аскетов поразил вид Будды после достижения им пробуждения, от него исходило свечение, он был окружен светом, что стало неожиданностью для пяти аскетов, ведь они были убеждены, единственно верный путь к постижению истины — это путь аскезы и самоистязания.

Праздник Первого поворота колеса Учения имеет большую значимость, ведь     Четыре истины Будды — это основа его Учения, фундамент, на котором строится  все остальное  воззрение.  Поворот Колеса назван первым, т. к.

  впервые  Бхагаван начал говорить о своем Учении; первая из истин  называется «Истина Страдания», затем Будда поведал людям о том, откуда исходит страдание, откуда оно рождается — «Истина Источника Страдания», далее он сказал о том, что  страдания  конечны — «Истина прекращения страданий» и  четвертой по счету была изложена «Истина   пути», о пути  практики по которому следует идти, дабы  положить   конец страданиям.

Четыре истины Будды называют  благородными, в силу их качеств. Узнав их,  мы становимся причастными к великому духовному открытию Будды;  практикуя их усердно и надлежащим образом, со временем мы становимся благородными, мы облагораживаем себя, свой ум и в  итоге, мы сможем достичь подлинного счастья.

Прекрасно сказал  о четырех истинах Будды, Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гъятцо: «Именно в этой проповеди Будда изложил Четыре благородные истины, ставшие основой всего его учения.

По сути, Четыре   благородные истины говорят о том, что мы все естественно желаем счастья и не желаем страданий, и что страдание, которого мы желаем избежать, возникает в результате ряда причин и условий, последовательности, которая началась ещё до нашего рождения.

Исполнившись решимости обрести свободу от страдания, мы должны ясно понимать причины и условия, которые приводят к его возникновению, и постараться их устранить. Кроме того, нам следует также ясно понимать причины и условия, которые приводят к счастью, и активно их практиковать. Такова суть Четырёх благородных истин».

Первый  поворот  колеса  Учения произошел в деревушке Сарнатх, пригороде Варанаси (Бенаресс-инд.),  первый поворот Учения также  известен как «бенаресская проповедь», место, где это произошло, называют Оленьим парком, там по сию пору можно  увидеть   пятнистых оленей, пасущихся уже не на лоне дикой природы, но за оградой в вольере.

   Древние предки современных оленей из парка вышли из  джунглей послушать совершенную речь Будды, послушать   его совершенную дхарму, силуэты их фигур остались  навеки в культурной традиции буддизма, запечатленные в камне, отлитые из металла  фигуры оленей и колеса Учения Будды  украшают  кровли храмов Тибета,  Монголии,Бутана,Непала, Ладака, Бурятии, Калмыкии и Тывы.

На  том месте, где Будда изложил четыре истины аскетам, ставшим его учениками, была построена великая ступа Дхамедх, силуэт которой виден издали, высота  её тридцать метров, даже  в наши дни она производит необыкновенное впечатление, можно только представить как  в начале первого  тысячелетия в эпоху императоров Маурьев, после завершения строительства, её громада возвышалась  над окрестностями, прославляя   величие  Учения   Будды,  прославляя его нерушимость.

Двенадцатого июля ранним утром последователи духовной традиции учения  Будды Шакьямуни в Калмыкии, соберутся в главном храме, названном в его честь, чтобы услышать  ценнейшие слова  дхармы,   получить благотворные кармические отпечатки в сознании, помолиться о всех страдающих живых существах,  продолжая    традицию великого индийского принца Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Пробужденным, и традицию  многих поколений собственных  предков, встречавших праздник Поворота Колеса учения  радостно и  единодушно в малых и больших хурулах, храмах-сюмэ выжженной солнцем калмыцкой степи,  зеленых склонах Западной Монголии и пустынных равнинах   Джунгарии.

Нурова Г.

Буддизм в Калмыкии

Источник: http://buddhist.ru/buddhist-news/site/5410-bydda-i-chetyre-blagorodnye-istiny

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.