Таблица падежей во множественном числе. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа. Падежи – примеры

Содержание

Что такое падеж? Таблица падежей

Таблица падежей во множественном числе. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа. Падежи - примеры

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии паде­жа:

Падеж — это фор­ма име­ни, ука­зы­ва­ю­щая на отно­ше­ние сло­ва к дру­гим сло­вам в пред­ло­же­нии.

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж Википедия:

Паде́ж в язы­ках флек­тив­но­го (син­те­ти­че­ско­го) или агглю­ти­на­тив­но­го строя — сло­во­из­ме­ни­тель­ная грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия имен­ных и место­имён­ных частей речи (суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных) и близ­ких к ним гибрид­ных частей речи (при­ча­стий, герун­ди­ев, инфи­ни­ти­вов и проч.), выра­жа­ю­щая их син­так­си­че­скую и/или семан­ти­че­скую роль в пред­ло­же­нии.

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

клен, осень, баг­ря­ный, окно, мой, ран­ний.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и пред­ло­га­ми.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный(есть)кто? что?
Родительный(нет)кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кро­ме
Дательный(дать)кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, соглас­но
Винительный(вижу)кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный(дово­лен)кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный(думать)о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окон­ча­ни­я­ми)

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние паде­жа:

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия имен суще­стви­тель­ных, выра­жа­ю­щая отно­ше­ния обо­зна­чен­но­го суще­стви­тель­ным пред­ме­та к дру­гим пред­ме­там, явле­ни­ям, дей­стви­ям.

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? — бабушка, мастер   , отец   ;
  • что? — тишина, дом   , счастье, радость   .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Мой брат учит­ся в шестом клас­се.

Вася — мой млад­ший брат.

Родительный падеж

Родительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? чего?

  • нет (кого?) бабушки,  мастера, отца;
  • нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, око­ло, мимо и др.

Например:

  • гулять у реки;
  • вымок­нуть из-за дождя;
  • вый­ти без зон­ти­ка;
  • бежать от калит­ки;
  • достать до пол­ки.

Дополнительный мате­ри­алПредлагаем раз­га­дать на нашем сай­те кросс­ворд в кар­тин­ках на тему «Родительный падеж».

Дательный падеж

Дательный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кому? чему?

  • Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу;
  • дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

к, бла­го­да­ря, соглас­но, вопре­ки, напе­ре­кор, навстре­чу.

  • Подойти к мате­ри;
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам;
  • идти навстре­чу вет­ру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца;
  • вижу (что?) тишину, дом   , счастье, радость   .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пла­мя;
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку;
  • вый­ти, несмот­ря на ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

  • поло­жить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

Творительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кем? чем?

  • Горжусь (кем?) бабушкой,  мастером, отцом;
  • любу­юсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.

С этим паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

с, над, за, под, перед, меж, меж­ду, в свя­зи с, вме­сте с, соглас­но с

  • при­е­хать с дру­гом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем;
  • я вме­сте с бра­том;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми. 

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце;
  • рас­ска­жу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

  • остать­ся при шко­ле;
  • бегать в пар­ке;
  • висеть на стене;
  • пове­дать о путе­ше­ствии;
  • ска­кать на лоша­ди.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие дей­ствия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся дан­ное суще­стви­тель­ное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

По вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го.

Слышу голос бабуш­ки.

голос (кого?) бабушк-и (р. п.)

Я люб­лю свою бабуш­ку.

Люблю (кого?) бабушк-у (в. п.)

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, напри­мер:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стене — д. п.;
  • висит на (чём?) стене — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошади — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошади — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить скло­не­ние.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

А вы зна­ли, что выде­ля­ют ещё 9 паде­жей, кото­рые не изу­ча­ют в шко­ле? Средняя оценка: 4.6. Проало: 34

Источник: https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html

28 слов, во множественном числе которых вы точно ошибались (хотя бы раз)

Таблица падежей во множественном числе. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа. Падежи - примеры

Со множественным числом бывает не всё так просто, как кажется. А если вы не согласны, то, вероятно, вы просто не пытались разобраться с родительным падежом. Грузин или грузинов, помидор или помидоров и брелоки вместо брелков.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Правильно: килограмммандаринов / апельсинов

Советы, как выбрать самые сладкие мандарины, вы, скорее всего, прочитаете под Новый год. Ну или чуть раньше. А мы пока расскажем, как не облажаться с правильным произношением или ещё хуже — написанием. Когда в следующий раз окажетесь в прилавке с фруктами, прислушайтесь, кто и как произносит.

Спорим, что пару-тройку ошибок (в зависимости от того, сколько времени у вас займёт тщательный выбор фруктов) вы точно услышите.

Запоминайте: названия фруктов, овощей мужского рода, которые оканчиваются на твёрдый согласный (прямо как «апельсин» и «мандарин»), в родительном падеже множественного числа будут иметь окончание –ов: тонна апельсинов, мандаринов, бананов, гранатов. Сказать «килограмм мандарин» и «взвесьте пару апельсин» — тоже можно.

Но только в разговорной речи и когда никто не слышит. Исключение из правила только у «яблок» — вариант «десять яблоков» считается просторечным. Правильно будет сказать «у нас нет зелёных яблок, только красные».

Правильно: два килограммапомидоров и баклажанов

С помидорами и баклажанами всё то же самое. Овощ? Да. Мужского рода? Тоже да. Оканчивается на твёрдый согласный? Снова да! Значит, в родительном падеже множественного числа пишем окончание –ов. Поэтому ваш салат будет из помидоров и баклажанов (а не помидор и баклажан).

Правильно: у нас 150 банок солений в погребе

Ещё очень вкусно, когда помидоры, огурцы и морковь солят. Правда, не ошибиться в том же родительном падеже того же множественного числа бывает непросто. Если будете кому-нибудь хвастаться, как много солений (а не соленьев) у вас в кладовке или у родителей в погребе — делайте это тоже правильно.

Правильно: три пары чулок

Вспомним элементарное. Но при этом распространённую и раздражающую ошибку: как пишутся «носки», «гольфы» и «чулки» в родительном падеже множественного числа. Взрослые предлагали запоминать так: чулки на самом деле длинные — окончание короткое («чулок»), гольфы и носки короткие — окончание длинное («гольфов», «носков»).

Изначально все слова писались с одинаковым окончанием -ов: чулков, носков, сапогов (слово «чулков» до сих пор существует в некоторых словарях с пометкой «устаревшее»). Но впоследствии «чулки» потеряли окончание, а написание «чулок» стало считаться единственно правильным.

Правильно: у нас больше нет чистых носков и гольфов

Про гольфы и носки мы уже подробно описали чуть выше. Но хотим обратить внимание, что в последнее время наметилась тенденция к многочисленным изменениям в словарях.

Например, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией Лопатина привычный вариант «носков» уживается с формой родительного падежа «носок».

Есть вероятность, что скоро «носок» станет допустимой нормой (как «пять килограммов помидор» в разговорной речи), но пока рекомендуем в родительном падеже множественного числа писать и говорить только «носков» и «гольфов».

Правильно: без шортов

Правильно: без шорт

Во-первых, шорты — это существительное, которое употребляется только во множественном числе. Раньше был только один правильный вариант в родительном падеже: (без) шорт.

Хотя сейчас Русский орфографический словарь РАН даёт, что оба варианта — шорт и шортов (ударение на первый слог) — равнозначные. Так что если кому-то соберётесь сообщить такую важную информацию про шорты — выбираете вариант, который вам больше нравится.

Хотя (без) шорт звучит, как нам кажется, привычнее. Но вы всё равно не стесняйтесь.

Правильно: большой выбор джинсов

«У меня пять пар джинс». Ужасно рады, вот только в этом предложении всё неправильно. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются исключительно во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание.

Брюки — брюк, шорты — шорт (хотя есть ещё равноправный вариант «шорты»). Но помимо них ещё есть «джинсы», «штаны», у которых в окончании появляется –ов. Так что выбирайте джинсы правильно. А если вы хотите сказать о джинсовой ткани, то об ударении можете даже не думать.

Равноправные варианты: джИнсовая и джинсОвая.

Правильно: поделки из макарон

Мы снова про еду. Но никаких овощей и фруктов. Стоит запомнить ещё одну форму родительного падежа существительного, которое употребляется только во множественном числе: поделки из чего? — макарон. И никаких «макаронов», пожалуйста.

Правильно: я съел тарелку оладий и вафель

И для тех, кто всё-таки больше не по чипсам, солёной рыбке и соленьям. Рассказываем, как вести грамотные беседы в кофейнях. Хотя «оладья», «вафли» и «печенье» в грамматическом плане далеко от «солений» не ушли.

Запоминайте: правильно в родительном падеже (множественного числа) будет «оладий», «печений» и «вафель». А если вдруг в каком-то словаре (Ушакова, допустим) вы встречали вариант «оладьев» — не верьте. Это форма неверная.

И её давно никто не рекомендует употреблять.

Правильно: пять килограмм / грамм

Правильно: пятькилограммов / граммов

Вариативность бывает не только у шорт и шортов, но и единиц измерения. Если они сочетаются с числительными, то на выбор у вас два равноправных варианта — семь килограмм и семь килограммов. Но если родительный падеж не используется для условного счёта, то тогда количество вариантов уменьшается до одного: я хочу скинуть несколько лишних килограммов (или граммов).

Правильно: у неё нетсапог и туфель

Без сапог и туфель грустно жить. Но зато обычно то, что надевается (или обувается) на ноги, употребляется с нулевым окончанием. Например, чулок, сапог, тапок, ботинок, валенок, туфель.

Разве что кеды отличились: в родительном падеже множественного числа будет «кедов». Кстати, про туфлю. Правильная форма только (нет) «туфель», с ударением на первый слог.

«Туфлей» — недопустимый вариант, хотя некоторые и пытаются признать его в разговорной речи. Ну и сразу скажем про ударения. Никакой «туфлЯ» — только «тУфля».

Правильно: вокруг дома столько яслей

Место, где начинается нешуточная социализация и подготовка к суровой детсадовской и школьной жизни. Первое, что нужно знать о слове «ясли» — у него нет единственного числа (прямо как у качелей). Второе — это сложный родительный падеж, который многих подводит. Правильно будет не «ясель», а «яслей». И третье — ударение во всех падежах падает на первую букву «я»: ребёнок в Яслях.

Правильно: в Сочи грузин больше, чем армян

С национальностями тоже бывает непросто. Попробуй запомни: нужно окончание или нет. Для начала разберёмся с грузинами и армянами. Если погуглить «грузинов», то найдётся 314 000 результатов.

Из этих тысяч наверняка где-то объясняют ошибку, а где-то рассказывают про обладателя фамилии Грузинов, но всё же.

Если мы хотим назвать количество представителей Грузии или Армении, то правильно будет «пять грузин» или «трое армян».

Правильно: в компании турок

Друзья из Турции ушли недалеко от грузин и армян. Есть ещё одна хитрость, которая поможет запомнить правильные варианты. Очень часто у названий национальностей родительный падеж множественного числа совпадает с формой именительного падежа в единственном числе: турок, грузин, осетин, румын. Можете проверить по словарю.

Правильно: у меня много друзейбашкир (и татар)

Ещё одна распространённая ошибка, которая на самом деле подчиняется предыдущим правилам. Решили лишний раз повторить, чтобы вы запомнили раз и навсегда. Но не стоит думать, что у всех национальностей без исключения нулевые окончания. Не совсем. Например, в родительном падеже литературные нормы: абхазов (а не абхаз), таджиков, киргизов, калмыков и так далее.

Правильно: тренеры «Спартака» и ЦСКА недовольны матчем

А теперь никакого родительного падежа — множественное число существительных в чистом виде на примере футбольных тренеров. Существительные с окончанием на согласную образуют множественное число с помощью окончания -ы: «тренеры», «редакторы», «кремы», «договоры». Это литературная норма, поэтому просто запомните. А про другую литературную норму с окончанием на –а — читайте ниже.

Правильно: твои глаза — как донья океанов

Согласитесь, комплимент так себе. Особенно если говорят «днища». А вот если употребить верную форму множественного числа, то ваш собеседник (в душе тайный граммар-наци) наверняка будет покорён. Ну и, кстати, никаких шуток.

У слова «дно» действительно существует множественное число (хотя даже кандидат филологических наук Марина Королёва не сразу об этом узнала) — «донья». Прямо как обращение из латиноамериканских мыльных опер («Доброе утро, донья Роза!»).

Так что у океанов всё-таки донья, как и бутылок шампанского.

Правильно: у тебя брелоков больше, чем ключей

Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением.

Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Но словари сдаются натиску разговорной речи.

Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари делют пометку, что это разговорный вариант.

Правильно: не хватает нервов

Нервов при современном темпе жизни и правда иногда не хватает. Главное, чтобы не «нерв». Всё-таки с одним расставаться не так грустно, как с нервной системой целиком.

Правильно: лучшиедиректора московских школ

В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен.

Окончания на -ы (-и) — более привычны для нас и считаются литературными (тренеры, как в примере выше). Но с годами формы на -а (-я) сумели вытеснить некоторые литературные варианты. Точнее, занять их место.

Сейчас единственно правильными вариантами считаются «директора», «профессора», «доктора».

Правильно: пятькочерёг

Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. Если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.

картина Уинслоуа Хомера «Сигнал тумана»

Источник: https://mel.fm/pravopisaniye/2847956-plural

Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа. Русский язык. 4 класс. Разработка урока

Таблица падежей во множественном числе. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа. Падежи - примеры

Цель: Ознакомить учащихся с понятием склонения имени существительного во множественном числе

Задачи:

  1. Образовательные (познавательные):
    • установить отличительные признаки имен существительных единственного и множественного числа
    • научить определять именительный падеж имен существительных.
  2. Развивающие (коммуникативные и регулятивные):
    • развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
    • развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение
    • развивать орфографическую зоркость
    • обогащать и развивать словарный запас.
  3. Воспитательные (личностные): воспитывать интерес к русскому языку

Оборудование: учебники «Русский язык. 4 класс»; орфографический и толковый словари, карточки для дифференцированной работы; таблица склонений, демонстрационный материал (слайды).

Формы работы: модель, таблица, план, схема.

Методы работы:

  • словесный (беседа),
  • наглядный (модель, иллюстрация, план),
  • исследовательский

Тип урока: изучение нового материала

План урока.

1.Организационный момент 2 мин.
2.Чистописание 1 мин.
3.Словарная работа 5 мин.
4.Изучение нового 15 мин.
5.Закрепление 15 мин.
6.Рефлексия 5 мин.
7.Домашнее задание 1 мин.
8.Итог 1 мин.

I. Организационный момент

– Сегодня мы познакомимся еще с один свойством имен существительных.

На карточках у детей слова в 2 столбика:

– Что вы можете сказать об этих словах?

утенокзеркала
котенокутята
мышонокдевочки
зеркалокотята
девочкамышата

– Какие пары слов можно составить? (Читают дети.) Утенок – утята, котенок – котята, мышонок – мышата, зеркало – зеркала, девочка – девочки.

Соедините стрелками эти пары. (Дети составляют.)

Постановка учебной задачи

-Тема урока – «Множественное число имен существительных». (Дети.)

-В каком падеже все существительные? (В именительном.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 237, с. 105.

– Прочитайте в тексте побудительные предложения. (Соберите семена, посейте осенью на огороде.)

– Назовите глаголы в этом предложении. (Соберите, посейте.)

III. Чистописание

ссээ ссээ СЭ СЭ
со –сы –са –се –ся

IV. Работа по теме урока

Учебное сотрудничество

А) Упражнение «Две группы слов».

На доске слова (магниты).

Рассказы, экспресс, ребус, загадки, задача, дома.

– Какой частью речи являются данные слова? (Именем существительным).

– На какие две группы мы их разделим?

  1. Экспресс, ребус, задача.
  2. Рассказы, загадки, дома.

– Какие имена существительные вы относите к 1 группе? (В единственном числе).

– Почему слова рассказы, загадки, дома вы отнесли ко 2 группе? (Они множественного числа).

– Как в данном случае изменяется имя существительное? (По числам).

– Выделите окончания в данных существительных.

– Что меняется при изменении по числам? (Окончание).

– Как отличить существительные в единственном числе от существительных множественного числа? (По значению, по окончанию).

ТАБЛИЦА НА ЭКРАНЕ. (Работа с правилом).

Практическая деятельность

Б) Работа по учебнику.

Упражнение 241.

– Какие существительные во множественном числе вы встретили? (Дома, заводы, стройки, автомобили, комнаты, медведи, муравьи, месяцы, пчелы, леса, праздники, лагеря, линейки.)

Упражнение 242.

– Напишите существительные в именительном падеже во множественном числе? (Березы, ученики, ученицы, тетради, портфели, газеты, вокзалы, гнезда).

Чтение вывода на странице на стр.107

В) Упражнение «Просклоняйте».

Практическая деятельность

К доске приглашаются 4 ученика. Им предлагается просклонять на доске во множественном числе существительные БЕРЕЗА, ЕЛЬ, ДЕРЕВО, ГОРОД.

– Что вы будете делать сначала? (Образую множественное число.)

И. п. берёзыелидеревьягорода
Р. п. берёзелейдеревьевгородов
Д. п. берёзамелямдеревьямгородам
В. п. берёзыелидеревьягорода
Т. п. берёзамиелямидеревьямигородами
П. п. о берёзахо еляхо деревьяхо городах

Обобщение

Вывод: При склонении имена существительные во множественном числе не делятся на 1, 2, 3 склонение.

Работа по учебнику

Чтение вывода на стр. 108.

V. Физкультминутка

Я буду называть слова, а вы, если услышите слово в единственном числе – рука вверх, во множественном числе – обе руки вверх.

СТРАНЫ, ШКОЛА, РУЧКА, АПЕЛЬСИНЫ, ЯБЛОКО, ЛИНЕЙКА, ТИГР, ТИГРЯТА, ПАРТЫ, МЕТЕЛЬ, ТУЧА, СЕРДЦЕ, ДУША, ДНИ, НОЧИ.

VI. Словарно-орфографическая работа

Обсуждение

Работа в группах.

– Сейчас мы с вами поработаем в группах.

Каждой группе предстоит отгадать кроссворд и расшифровать наше ключевое слово.

Дети записывают отгадки на листочках.

Осуществление коррективных действий

Ключевое слово: ВОКЗАЛ.

Учебное сотрудничество

– Этимология этого слова. Работа со словарями. Ответы тех учащихся, кто нашел определение значения слова.

Вокзал – это большая станция на путях сообщения.

Послушайте, как возникло это слово. (Рассказ ученика.)

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «ВОКСХОЛЛ».

А звали даму ДЖЕЙН ВОКС. «ВОКСХОЛЛ» – в переводе на русский язык означает «ЗАЛ ГОСПОЖИ ВО». Потом это слово стало означать «Концертный зал на железнодорожной станции». Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ.

Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.

Презентация и показ слайдов.

– Придумать предложения с этим словом.

– Придумать однокоренные слова с ним.

Самооценка. Рефлексия (По выбору учителя.)

(Возьми себе кружок: красный – я отвечал правильно и быстро, синий – я отвечал не всегда правильно, но быстро, зеленый – я отвечал правильно, но медленно.)

Дети отвечают на вопросы:

  • Что понравилось в работе…
  • С какими трудностями встретились…
  • Анализируем причины…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…
  • Меня удивило…

Оценка работы учащихся

VII. Домашнее задание

Упр. 243, правило на стр. 107 – 108.

Обобщение

VIII. Итог урока

– Обобщение наших рассуждений по плану:

  1. Что обозначают имена существительные во множественном числе? (Количество предметов.)
  2. Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? (Окончания.)
  3. Различают ли по склонению имена существительные во множественном числе? (Нет.)

Литература:

  1. Основная образовательная программа . Начальная школа .Е. С. Савинов – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  2. Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 1, 5; 2005 г. № 10.
  3. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Москва, «Владос», Гуманитарный издательский центр, 2003
  4. Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 1 -4 класс. Рабочая программа. М.: Дрофа, 2010.
  5. Т.Г. Рамзаева «Русский язык» Учебник. М.: Дрофа, 2010.
  6. Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2010.
  7. Т.Г. Рамзаева, Л.П. Савинкина. «Русский язык», Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи. №1М.: Дрофа, 2010.
  8. Универсальный толковый словарь русского языка. – СПб.: ИГ «Весь», 2010.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/mnozhestvennoe-chislo-imen-suschestvitelnyh-imenitelnyy-padezh/

Падежи местоимений

Таблица падежей во множественном числе. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа. Падежи - примеры

Для местоимений характерен такой непостоянный грамматический признак как падежи. В данной статье описаны способы определения падежей местоимений, особенности склонения различных видов местоимений с наглядными примерами.

Падеж местоимений – это изменяемый (непостоянный) грамматический признак данной части речи.

В русском языке по падежам склоняются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

Примеры: у нашего дома, каждое утро, вам принесли газету, кто-то решил задачу, сколько тетрадей не хватает.

Чтобы определить падеж местоимения, достаточно поставить к нему вопрос. В отличие от других именных частей речи, у местоимений не всегда можно определить падеж по окончанию, так как многие формы являются супплетивными (образованными от другого корня). Предлагаем для определения падежей местоимений таблицы с примерами по каждой группе слов.

К местоимениям-существительным относятся все личные местоимения, возвратное местоимение, а также относительные (вопросительные) местоимения кто, что и производные от них (никто, кто-либо, что-то).

ПадежиЛичные местоименияОтносительные и образованные от относительныхВозвратное
Единственное числоМножественное число
1-е лицо2-е лицо3-е лицо1-е лицо2-е лицо3-е лицоОдушевленныеНеодушевленные
М. р.С. р.Ж. р.
И. п. (Кто? Что?)ятыононоонамывыоникточто
Р. п. (Кого? Чего?)менятебяегоеенасвасихкогочегосебя
Д. п. (Кому? Чему?)мнетебеемуейнамвамимкомучемусебе
В. п. (Кого? Что?)менятебяегоеенасвасихкогочтосебя
Т. п. (Кем? Чем?)мнойтобойимеюнамивамиимикемчемсобой (собою)
П. п. (О ком? О чем?)обо мнео тебео немо нейо насо васо нихо комо чемо себе
  • У личных местоимений третьего лица в косвенных падежах при употреблении с предлогами к падежной форме присоединяется приставка н- (позвать ее – гостить у нее, подарить ему – соскучиться по нему).
  • У неопределенных местоимений некто и нечто есть только формы И. п. (некто, нечто) и В. п. (нечто).
  • У неопределенных местоимений с приставкой кое-, а также у отрицательных местоимений при употреблении с предлогами предлог пишется между приставкой и местоимением (кое-кто – кое у кого, ничто – ни о чем, кое-чей – кое для чьего).

К местоимениям-прилагательным относятся местоимения с грамматическими признаками прилагательных. Падеж у местоимений-прилагательных, как и у имен прилагательных, обычно определяется по падежу существительного, с которым они согласуются (у моего дома – Р. п., тем детям – Д. п.).

ПадежиЕдинственное числоМножественное число
М. р.С. р.Ж. р.
И. п.твой,чей,какой,всякий,этоттвое,чье,какое,всякое,этотвоя,чья,какая,всякая,этатвои,чьи,какие,всякие,эти
Р. п. (Какого? Чьего?)твоего,чьего,какого,всякого,этоготвоей,чьей,какой,всякой,этойтвоих,чьих,каких,всяких,этих
Д. п. (Какому? Чьему?)твоему,чьему,какому,всякому,этомутвоей,чьей,какой,всякой,этойтвоим,чьим,каким,всяким,этим
В. п. (Какого? Чьего?)твоего,чьего,какого,всякого,этоготвое,чье,какое,всякое,этотвою,чью,какую,всякую,этутвои/твоих,чьи/чьих,какие/каких,всякие/всяких,эти/этих
Т. п. (Каким? Чьим?)твоим,чьим,каким,всяким,этимтвоей,чьей,какой,всякой,этойтвоими,чьими,какими,всякими,этими
П. п. (О каком? О чьем?)о твоем,о чьем,о каком,о всяком,об этомо твоей,о чьей,о какой,о всякой,об этойо твоих,о чьих,о каких,о всяких,об этих

Местоимения-числительные представлены указательным местоимением столько, относительным сколько, а также производными от него (несколько, сколько-то, сколько-нибудь).

ПадежиПримеры
И. п.сколько
Р. п.скольких
Д. п.скольким
В. п.сколько (скольких)
Т. п.сколькими
П. п.о скольких

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 43.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/padezhi-mestoimeniy

Винительный падеж

Таблица падежей во множественном числе. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа. Падежи - примеры

Cуществительные в винительном падеже отвечают на вопросы Кого? Что?. Данный падеж обладает характерными особенностями, которые подробно описаны в данной статье. Для удобства запоминания информации приведены таблицы, примеры, важные моменты.

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения.

Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.>

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Мужской род
ед. числомн. число
1 склонениеОдушевленноеМужчину,ДядюМужчин,Дядь
Неодушевленное
2 склонениеОдушевленноеСтоляра, ПекаряСтоляров, Пекарей
НеодушевленноеСтол,ТопольСтолы,Тополя
3 склонениеОдушевленное
Неодушевленное
РазносклоняемыеОдушевленное
Неодушевленное
Женский род
ед. числомн. число
1 склонениеОдушевленноеКрасавицу,ТетюКрасавиц,Теть
НеодушевленноеАнтенну,ВишнюАнтенны,Вишни
2 склонениеОдушевленное
Неодушевленное
3 склонениеОдушевленноеМатьРысьМатерей,Рысей
НеодушевленноеТетрадьНовостьТетради,Новости
РазносклоняемыеОдушевленное
Неодушевленное
Средний род
ед. числомн. число
1 склонениеОдушевленное
Неодушевленное
2 склонениеОдушевленноеСущество,НасекомоеСуществ,Насекомых
НеодушевленноеПолотно,РешениеПолотна,Решения
3 склонениеОдушевленное
Неодушевленное
РазносклоняемыеОдушевленноеДитяДетей
НеодушевленноеПуть,ВремяПути,Времена

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

  • Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);
  • Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);
  • Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 309.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vinitelnyy-padezh

Падежи по порядку. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа

Таблица падежей во множественном числе. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа. Падежи - примеры

  • Брови
  • Глаза
  • Губы
  • Лицо
  • Ресницы
  • Стили

Велик и богат , столько тонкостей в нем, что, кажется, запомнить все невозможно.

На самом деле ничего сложного нет. Просто для каждого вопроса нужно уметь находить правильное решение.

Давайте вместе рассмотрим, сколько падежей в русском языке, на какие вопросы они отвечают и как проще всего их запомнить.

Определение

Что такое падеж? Для начала стоит ознакомиться с самим понятием.Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами. С его помощью предложение можно согласовать и сформировать. К примеру:

  1. Мы, радость, принять, он, коллектив.
  2. Мы с радостью приняли его в коллектив.

В первом варианте представлен просто набор слов, никоим образом не связанных между собой. Во втором пункте, благодаря формоизменению, мы получаем целостное предложение со сформированной мыслью.

Сколько падежей в русском языке? Общепринятое количество — шесть. Именно столько предлагается для изучения школьникам. Однако языковеды утверждают, что настоящее количество 15. Видимо, для упрощения системы некоторые из них было решено убрать из учебной программы.

Основные виды

Все существительные сопоставимы с вопросами и вспомогательными выражениями. Их взаимодействие между собой очень удобно: если забыли одно, на помощь может прийти другое.

У некоторых падежей вопросы совпадают, и для их различения можно обратиться за помощью к склонениям.

Какие бывают основные падежи в русском языке.

Именительный

Используется для названия предметов, имеет следующие опознавательные признаки:

  • вопросы кто? — мама. Что? — рама;
  • вспомогательное выражение «есть»;
  • встречается с окончаниями в ед-м числе:I скл: -а, -я. II: -о, -е. III:ÿ;
  • множественном: -ы, -и, -а, -я.
  1. Марина всегда любила читать книги. Есть кто? – Марина (1скл.).
  2. Листья трепетно дрожали на ветру. Есть что? – Листья (1скл.).

Родительный

Определяет принадлежность. Для облегчения запоминания родительного падежа в русском языке существует ряд способов:

  • можно сопоставить его с выражением «нет» кого? – отца. Чего? Дворца;
  • употребляется с предлогами: у, вокруг, до, с, из, возле, без, от, после, около, для;
  • окончание в ед-м числе:I скл: -ы, -и. II: -а, -я. III: -и;
  • во множественном: -ов, -ев, -ей.
  1. После ухода мамы мы немного расстроились. Нет кого? – Мамы (1скл.).
  2. Коней в конюшне не оказалось. Нет чего? – Коней (мн. число).

Дательный

Имеет подсказку в самом названии, передать кому-то что-то. Его особенности:

  • определяет последнюю точку действия;
  • «дать» кому? – мальчику. Чему? – бокальчику;
  • предлоги: по, к;
  • окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -у, -ю. III: -и;
  • во множественном: -ам, -ям.
  1. Бабушке не нравилась наша игра. Дать кому? – Бабушке (1скл.).
  2. Бежать по полю было очень весело. Дать чему? – Полю (2скл.).

Винительный

Называет объект действия:

  • «вижу» кого? – подругу. Что? – руку;
  • предлоги винительного падежа: через, на, в, за, про;
  • окончания в ед-м числе: I скл: -у, -ю. II: -о, -е;
  • во множественном: -, -ы, -и, -а, -я, -ей.
  1. Младшую сестренку было особо приятно слышать. Вижу кого? – Сестренку (1скл.).
  2. А через мост бежала собака. Вижу что? – Мостÿ (3 склонение.).

Творительный

Принадлежность части речи к этому падежу определяется следующим образом:

  • «любуюсь» кем? – супругой. Чем? – кольчугой;
  • употребляется с предлогами: над, перед, под, с, за;
  • окончания в ед-м числе: I склонение: -ой, -ою, -ей, -ею. II: -ом, -ем. III:-е: -ю;
  • во множественном: -ами, -ями.
  1. Перед какой остановкой Вы попросили остановиться? Любуюсь чем? – Остановкой (1скл.).
  2. С Леной мы дружим с пятого класса. Любуюсь кем? – Леной (1 скл.).

Предложный

Всегда употребляется с предлогами, а также обладает такими свойствами:

  • чаще всего употребляются предлоги — на, при, об, в, о;
  • «мечтаю» о ком? – о лисенке. О чем? – об оценке;
  • окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -е, -и. III: -и.
  • множественное число: -ах, -я.
  1. Моя мечта о щенке наконец-то сбылась. Думаю о ком? – Щенке (1 склонение.).
  2. При дворе росла березовая роща. Думаю о чем? – Дворе (1 склонение.).

Для запоминания всех названий, детям можно предложить выучить небольшое предложение:

  • Ирина
  • Родила
  • Девчонку,
  • Велела
  • Тащить
  • Пеленку.

Таблица — падежи.

Дополнительные разновидности падежных форм

  1. Звательный. К нему можно было отнести обращения к кому-либо, созданные путем «обрезания». Пример: мам, пап, Тань и т.д.
  2. Местный. Предлоги: при, в, на. Отвечает на вопросы: где, на чем? Пример: на тумбочке, при школьном дворе.
  3. Разделительный.

    Производное родительного падежа в русском языке. Пример: прибавить ходу, задать жару.

  4. Счетный. Используется с числительными. Пример: четыре шара, два шкафа.
  5. Отложительный. Указывает начальную точку передвижения. Пример: из саду, из дому.
  6. Лишительный.

    Для отрицания глаголов. Пример: не может пойти, не готов попрощаться.

  7. Количественно-определительный. Имеет схожие черты с родительным. Пример: чашка чаю.
  8. Ждательный. Пример: ждать товарища.
  9. Превратительный (включительный).

    Пример: податься в моряки, пойти в стюардессы.

Склонение существительных

Каждое существительное может склоняться. Различают 1, 2 и 3 склонения, также слова, относящиеся к данной части речи, могут быть разносклоняемыми. К ним относятся слова «путь», «десять» и существительные, оканчивающиеся на «мя».

Склонение существительных, таблица.

ПадежI склонениеII склонениеIII склонение
Жен. родМуж. родМуж. родСр. родЖен. род
ИменительныйДорогаПапа

Костя

АрбузÿЖито

Море

Сольÿ
РодительныйДорогиПапы

Кости

Арбуза

Корня

Жита

Моря

Соли

Грани

ДательныйДорогеПапе

Косте

Арбузу

Корню

Житу

Морю

Соли

Грани

ВинительныйДорогуПапу

Костю

АрбузÿЖито

Море

Сольÿ
ТворительныйДорогой

Аней

Папой

Костей

Арбузом

Корнем

Житом

Морем

Солью

Гранью

ПредложныйО дороге

Об Ане

О папе

О Косте

Об арбузе

О корне

О жите

О море

О соли

О грани

Внимание! Только именительный падеж считается прямым, прочие косвенные.

Падежи и вопросы

Падеж и вспомогательное слово

Предлоги

Окончания по числам
Ед. ч.
III скл.
ИменительныйКто? (отец). Что? (телефон)Отец всегда много читал.

Телефон звонил по несколько раз на день.

Без предлогов-а, -я-, -о, -е-ы, -и, -а, -я
РодительныйКого? (родителей). Чего? (вдохновения)Родителей на кухне не было.

Пришлось рисовать без вдохновения.

Вокруг, у, до, с, из, возле, для, от, без, около, после-ы, -и-а, -я-ов, -, ев, -ей
ДательныйКому? (котенку). Чему? (потолку)Маша налила котенку молочка.

К потолку крепились гирлянды.

По, к-е, -и-у, -ю-ам, -ям
ВинительныйКого? (друга). Что? (дом)Мы позвали друга с собой.

Переезд в новый дом не радовал.

Через, за, в, на, про-у, -ю-о, -е-, -и, -ы, -а, -я
Творительный

(любуюсь)

Кем? (художником). Чем? (творением)Она всегда мечтала стать художником.

Уже пятый час Катя любовалась своим творением.

Под, за, перед, с, над-ой/ою, -ей/ею-ом, -ем-ами, -ями
ПредложныйО ком? (о Маше) О чем? (о путешествии)О Маше мы даже не вспомнили.

Мама давно думала об этом путешествии.

Об, в, о, при, на-е, -и-е, -и-ах, -я

Как легко выучить падежи

Как легко и просто определить падеж существительного и прилагательного

Заключение

Для более быстрого и легкого запоминания просто необходимо подобрать более удобный вариант — наглядные материалы.Например, для зрительного восприятия проще работать с таблицами и схемами. Так падежи и вопросы не вызовут у вас никаких проблем.

Недавно наткнулся на упоминание того факта, что в русском языке существует больше падежей, чем те шесть, которые мы проходили в школе. Стал копать дальше и, в общем, насчитал их целых тринадцать. Это позволило мне глубже прочувствовать суть понятий падеж и склонение, и ещё сильнее полюбить русский язык.

Источник: https://itsyourshop.ru/resnicy/padezhi-po-poryadku-skolko-v-russkom-yazyke-padezhei-opredelenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.