Танцевальное искусство древней греции. Зарождение танцевального искусства. От античности до эпохи Возрождения

������� ��������� �����, �����������, ���������������

Танцевальное искусство древней греции. Зарождение танцевального искусства. От античности до эпохи Возрождения

��������������� ��������� ������� ������ � ����. ��������� �������� �������� ������ �������� � V �. �� �.�. �� �������� �������� ������� ������� ��������������� ���������. ������ ����� �������������. ������� ����� �� �����: ���� ����������, ����� ������� � ��������.

�������� ����� ������� ������. �������� ����� � ��� ���� �� ����� ����� ���������� �������� ��������, ��������� ���������������� ���� � �������� ����������� ���������� ��������. ������� �����-������� ����������� �������� ���������� �� ����� ��� ����� ����������� (V �. �� �.�. �V �. �.�.).

�������� ����� �������� ���� ����� ������� ���������� (�������� III �. �� �.�. – ����� I �. �� �.�.). ����������� ���� � ���������� �����������. ��������� ��������� (148 �. �� �.�.) � ������ (146 �. �� �.�.). ���������� ������������� ����������� ���������������. ��������� �����. ����������� ����� II-I ��. �� �.�. ������ ����������.

���������������� �������� ��������� ����. ��������� ����� ������� ������. ������� � ��������� ������ � ��������� �������� ���������� �� ���� ������� � ������ �������� �������� ������ (VIII �. �� �. �. ). �����, ����������� ������ ��������: ��������-��������������� ��������, ������ ����� � ������ (VIII-VI ��. �� �. �.).

������� ��������������� ��������� �I-�VI �����. ��������. ������������� ������ �I-�II ��. � ��� ������ ��������� �����������, ���������� ���������������. ������������ ������������ �������� ����� ���������� �����, ��������� � ���������.

�������� ������������ �������� ��������� ����� �������� � �������� ������� ��������, ������ ����� �����. � �II �. ����������� ���� ����������, ���������, �������� ���������� �������, �����������, �����������.

���� � ���� ����� ������ �������� ������� �����.

��������������� ��������� ��������� ������������� �II-�V �����. ������������, ������� ������ �� ����� ����������, �������� �������� ��������������. �� ��������� � �������� ����������. ���� ���������� ��������� �������� �������� �����, �� ������ ������� � �������� �����. ��������� �������� �������������, ������ ����� ���������� �����. ������� ���������� ������� ��������.

������������� ������ ������������� ��������� �������� �� ������������� � ��������� �����, � ����� �������� � ��� ��������. ���������� ������ �������� ������ �������� ����� � ������, � �� ����� � �����.

���������������� �������� ������������� ������ �������� �������� � ��������� �������. ��������� {385}, ��������, ��������� � �������� ����������������� ���������� ����������. �������, ������������ ������ �� ���������. ������� ����� ���������, ��������� ����� � ����������. ������������� �� ��������.

��������������� ��������� ����� ����������� � �������. �������� ��� ����������� ����� ��������� ����� ����������� � ������. �������� ������������, ���������������� �������� ������������, ��������� � ����������, ��������������� �������������, ����� ������� � �����-����������� � ������������ ������ ����������.

������� ��������� �VII – �VIII �����. �� ������ �������� �VII �. ���������� ����� ������ � ������� ������� ��������, ��� � � ������� ������ � �����. ���������� ���������� ������������� �������������� �������������, ������������ �� ����� ����. ��� ������� ������������ ��������, �.�. �������� �� ��������� ���������, ������������ �� ��-��� �������� ��������� ������.

����� ����� ����������� �������� – ����������� ����� �������� � ��������� ����� ����������� � ������.

���������, ������������� ����������� � ����������� � ������: ����� �� ����������� ��������, �������� �����������, �������� ������ ������, ������������ ��������. ������ ��������������� �������� � �������� ��������� ������.

������������ ����������� ������������� ������ � ������ �������. ������� �������� �������� ������ �� ��������� � ������� ������ ��������.

�������� ������� � ���������������� ������ ����� ����������� � ��� ����������� ������� ���������������� ��������������� ��������. � �VI-�VII ��. ���������� �������� ��������� ������, �� ���� �������� �� �������.

������������ ����� ������������ ������� {405} � ��� ����������� ��������, ���������� ������������ �������� � �������.

������� �������� ������������� � �������� ����� �����, ���������������� �������� � �� �������������� �����.

���������������� �������� ����� ����������� �������� ���������� � �������� ������������ ��������. ����� ��������� � ������ ������ ���������-��������� ���������. ������������� ���������������� ������� � ����������������� ������. ����� ������������� ������ � �������� ���������. ������������� � �������� ������ ������������ ������ � ����� � ������.

����� ����������� �VII ���� ��������� �VII �.: �������� ��������� ����������-�������������� ������; ���� �������������� �������� ����, ������������ ����� ���������� ��������� �������� ��������� ���������. ����� ���� ��������� �������� � ��������� ������� � �����������. ������������� �������� �������; ��������� � ������� ������ ����� ���������; ���������������� �����.

�������� ������� ������������ ����������� � ������. ����������. ������������ ����������� �������� ����������� ����������� � �������� �������������� ��������, � ���������� ���� �������� ������������� �����. �������� ����� �������� �������� ����������� ������� � ����������� ������� �����������, ��� ������������ ����� ������� ���������� �������������� �������� ������������� ������.

������� ������������ ����� ������������ ������������ ����� � �������, ���������� �������� �������� ��������. ������� ������������� ������ ������ � ����������� ������������ ������, �������, ���������. ����������� ������������ ���� ���������� ������������ �������� ������ ������ �������� ����������� � �������.

��������������� ��������� ����� ����������� �VII-�VIII �����. ������� ������������ ����� �������� � ������. ������ ������ (1697-1764) � ������, ���������, �������� ���������: ������� ������� ��������. �� ������ ����� ������ �������� �����������, �������� ����, ��� ������������� �������������� ��������.

������ ������ ������������ ������� ������������, ������� � ��������� ����� ���, �������, ��������. ������ � ��� �������� ������ �����������, ������ �������� �����-�� ��������� (������� ���������, ���� � �����). ��������� ������� ���������� � �����, � ������� ���� ��������������� � ����, ����������� � ������: ������� ���� � ��.

�� ������, ��� ��������� ������ �� ������� ����������, ������� ��������� ����� � ���� ��������, ���������� ������ ��������.

����������� ����� ����� ����������� �VIII ���� ����������� � ��������� �������������� ������ �������� �������� � �����������.

����� ������ � �������������; �������������� � ���������������� ��������, ������ ������������ ���� ��������. ������������ ����������� ����������� � ������ �������. ����� �VIII �.

� ������������ ��������� �� �������, ������������ � � ������, ����������� � ������������ � � ��������.

�������� ����� ����� ����������� �VIII �. ����� ����������� � ���� �� ������������ ������ � �������� ������������ ������. ������������ ����� ������ �� ������� � ������-�������� ������.

��� ��������� ���������-����������������� ������-�������� �����.

������ ����� ����������� � ���������� ��������� � ������ � ������������� ������ �������������� �������� � ����������� ��������� ������������� � ��������������� ���� ��������� ���������.

����������� ������ ����� ����������� �VIII �. ������������� ����������� �������������� ������������� ��������� ������ � ��������������� ���� ���������, ������� � ������� ������, ���������� ������� � ������������ ������������ ��������, ����������� �������� ������� �����, � ����������� �������� ������� ��������� ������, ����������� ��������.

����������� ����� ������ �������� �I� ����. ��������� ������� ������� �� 1789 �� ��������� ������� 1871 �.: �������������� �����, �����������-��������������� �������� � ���� �����, ����������� ��������, ��������� 1830-1848 ��. � ������������ ���� ������������.

������� ����� ������ �������� �I� ���� �������� ������������� �������� ������. ���������� ���� �������� � ������, ���������� ������ �������, ��������� �������� ������ � ������������. ����� � ����� �������� �������� ������, � ��� ����������. �������� �������� � ��������� ������. ������ � �������������� �������� �����������-����������� ����� � �������

�����������-��������� �I� ���� �I� �. � ��� ������� ������������ �������������� ����. � �������� � �����, �����, ������; � ������� � ������; �� ������� � �������, ����; � ������ � ������� � �����; � �������� � ����; � ������ � �����, �������;. � ����� � �������, �������; � ������� � ����, ������.

�������� ����� ������� ����� ���������� ������������ ���������� ������-����������, ������� �� ����������������, ����������� ��������, ������� � ������������ ������� � �����, ���� � ����� ������� �������.

��� ���������� ����� �����-��������, �������������������� ���, �������� � ������������ �����. �.���� ��� ������� ���������� � ��������� ����������. ��������� �������� �������� � ������������� � ������� ������.

������������ ������� ��������� � ������ ������������-����������, ������������� ����� ��� �������� ������������� �������� ��������� (����� �.�����, ��.��������� � ��).

�������� ����� ������ � ����� ������ �������� �I� �. ���������� ����������� ������ (1870). ������ ����� ���������� � �����������-��������������� ���������. ����������� �������� �������� ���������.

��������� ����� ��� ����� – ����� ����������� �������� ������. ���� ��������� �������� ����� � ������������ ������ ����������� ����� ������������� �����.

��������� �������� ����� � ����� ����������������� ����������� � ������ �� ������ �������� �I� �.

������� �������� ����� ������ �������� �I� �. ����������� ������������ ������������ � ��������� �.������� � ��. ������������ �������������� ������ ���� � ������������� ��������� �.��������� � �.��������. ����������� � ������� ������ �������� � �������������� �������, �������� ��������, �������� (������, ��������).

������� ����� ������ �������� �I� �. ����������� 40-50-� �����. ������������ �.�.��������� (1821-1878), ��� �������� � ��������� ��� ����������� �������������. �������� ����� � ���������������, ���������� � ����������� ��������������� �����.

����������� ��������������� ��������� �� ������ �I�-�� ��. �� ������ �������� �I� ���� �� ����� �������������� ����� �������� ������� {394} � �������� ������� �����, ������� �����, ������ ����. ����� � ������ ������� ����������, ����������� ��������� � ������� ���������. �� ������ ���� ������� ���������� ��������� �������� � ��������������.

������� ��������������� ��������� ������ �������� �I� ���� ��� �������������� �������� ������ �������� �I� �. ���� ���������� ������� ����� ������-�������������� ����������� �� ��������� � �������������� ��������, ������������� ��������������� ������ �������������� ������.

����� �� ������������� ���������������� ���������, �������� � ������ �������� �����������, ����� �������� �������� ����� ���� ������ ����� ����������� ���� � ������������ ��������.

����������� �������� � ��������, ��� ����������� ����; �������, � �� ������ ����, ���������� ������������� ���������� ��� ���������.

������� ��������������� ��������� �� ������ �I�-�� ����� ������� � 60-� ����� � ������� �������� ���������������� ��������� ������������ ���������-������� ����. ���� ���� ������� ���������, ����������� ����������� � ��������� ���������� ���� ������ ����� (�.�.������).

Источник: http://mashdet.ru/balet/

История танцев: Древний мир, Греция, Рим

Танцевальное искусство древней греции. Зарождение танцевального искусства. От античности до эпохи Возрождения

История танцев народов Запада (Европы и стран, которые были образованы переселенцами с Европы) характеризуется большим разнообразием и довольно быстрыми изменениями.

В то время как большинство танцовщиц Востока практиковали весьма изощренные формы танцев, которые оставались практически неизменными в течение многих столетий или даже тысячелетий, западные танцоры демонстрировали постоянную готовность, даже стремление, перенимать новые формы и идеи для своих танцев.

Даже самые ранние упоминания свидетельствуют о том, что западный танец всегда охватывал огромное разнообразие общинных или ритуальных танцев, а также то, что социальные танцы использовались многими различными слоями общества. Сразу стоит отметить, что западное искусство не всегда можно четко отличать от «не-западного».

Особенно четко это видно по ряду стран бывшего Советского Союза, где некоторые танцы азиатские, а другие европейские по своему происхождению и характеру. Эта статья посвящена танцу именно западных народов, исключая, где это возможно, соответствующее влияние других культур.

От античности до эпохи Возрождения

Перед тем как начали появляться первые письменные отчеты, прошел огромный промежуток времени, о котором ученые могут только догадываться.

Наскальная живопись в Испании и Франции, на которой четко можно различить танцующие фигурки людей, привела к гипотезе, что религиозные обряды и попытки влиять на окружающие события посредством симпатической магии были центральными мотивами первобытного танца.

Такие предположения частично подтвердились путем наблюдения танцев примитивных народов в современном мире, хотя связь между древними людьми и современными «примитивными культурами» напрочь отрицается многими учеными.

Если танцы, о которых сохранились записи в ранних письменных источниках, непосредственно развились от доисторических танцев, возможно, можно предполагать, что существовали доисторические рабочие танцы, военные танцы, эротические танцы и групповые танцы. Сегодня, в 20 веке сохранился один баварско-австрийский танец «шуплаттер», который, по мнению историков, ведет свое происхождение из неолита, т. е. примерно с 3000 г. до н.э.

Танец в древнем мире

Сохранились множество письменных свидетельств о танцах в цивилизациях Египта, Греции и соседних островов а также Рима. Кроме того, можно выделить древний еврейский танец, о котором сегодня также известно уже немало.

В Египте практиковались формализованные ритуалы и ритуальные танцы, в которых жрец символизировал бога.

Эти танцы, которые были кульминацией церемонии, представляющий смерть и возрождение бога Осириса, становились все более и более сложными, и в конечном итоге их могли исполнять только специально обученные танцоры.

Также из Египта до современных дней дошли самые ранние письменные свидетельства о танцах. В этих записях говорится о классе профессиональных танцоров, которых первоначально «завозили» из Африки, чтобы те развлекали богатых людей в часы досуга, а также выступали на религиозных и погребальных торжествах.

Эти танцоры считались весьма ценными «приобретениями», особенно танцоры-карлики, которые стали известны своим мастерством. Один из фараонов после своей смерти был удостоен чести исполнения «танца бога-карлика», а фараон Неферкаре (3е тысячелетие до н.э.

) поручил одному из своих приближенных привезти к своему двору «танцующего карлика из Земли Духов».

Сегодня ученые предполагают, что знаменитый танец живота, который сегодня исполняется танцорами из стран Ближнего Востока, на самом деле имеет африканское происхождение. Еще в 4 веке до н.э. в египетском Мемфисе был подробно описан парный танец, чем то похожий на румбу, который имел явно выраженный эротический характер.

Египтяне также знали акробатические постановочные танцы, похожие на современные танцы-адажио. Они также выделялись своей чувственностью и привлекали людей изящными движениями скудно одетых танцовщиц.

Картина из гробницы шейха Абдуль-Курна (которая в настоящее время выставлена в Британском музее) показывает танцоров, одетых только в браслеты и пояса, что по-видимому было предназначено для повышения их привлекательности.

Вскоре танцы в Египте начали развиваться и становиться более разнообразными и сложными. В дополнение к своим собственным танцевальным храмовым ритуалам и танцорам-пигмеям, которых привозили из верховьев Нила, появились также индусские танцы девушек из завоеванных стран на востоке.

Эти новые танцы уже не имели характерных размашистых движений мужчин или жестких, угловатых поз, которые можно встретить на многих египетских каменных рельефах. Их движения были мягкими и плавными, без резких наклонов. Эти азиатские девушки принесли женственный стиль в египетские танцы.

Танец в классической Греции

В греческом танце можно найти множество египетских влияний. Некоторые пришли в Грецию через Критскую культуру, другие через греческих философов, которые ездили учиться в Египет. Философ Платон (примерно 428 — 348 годы до н.э. ) был одним таких людей и именно он стал влиятельным теоретиком танца.

Согласно его учения, танцы отличались от неловких движений, подобных конвульсиям, тем, что они подчеркивали красоту тела. Танцы египетского культа священного быка Аписа позже обрели свое воплощение в критском танце быка около 1400 г. до н.э.

Именно он вдохновил создание танцев в лабиринте, которые, согласно легендам, Тесей привез в Афины по возвращении с освобожденными из лабиринта юношами и девушками.

Другой формой танца, которая возникла на острове Крит и процветала в Греции, был пирриха — танец с оружием. Он практиковался в Спарте в рамках военной подготовки, а также был основанием для утверждения философа Сократа, что лучшим танцором является лучший воин.

К другим групповым танцам, которые пришли в Афины из Крита, относятся два танца, посвященные Аполлону, а также танец, в котором обнаженные мальчики имитировали борцовскую схватку.

Женские же достоинства подчеркивались величественным и набожным хороводом в честь богов, который исполнялся девушками.

Многочисленные вазы, картины и скульптурные рельефы помогли современным ученым доказать, что в Греции существовал экстатический танец, связанный с культом Диониса. Он исполнялся на празднике «священного безумия» во время осеннего сбора винограда.

В своей драме «Вакханки» Еврипид (примерно 480-406 годы до н.э.) описал неистовство греческих женщин, называемых вакханки или менады. В этом танце они неистово кружились и ритмично чеканили шаги, впадая в транс.

Такие танцы были проявлением одержимости, что яволялось характеристикой многих примитивных танцев.

Дионисический культ привел к созданию греческой драмы. После женщин в танец вступали мужчины, одетые в маски развратных сатиров.

Постепенно жрец, воспевающий жизнь, смерть и возвращение Диониса, то время как его приспешники сразу же изображали его слова танцами и пантомимой, становился настоящим актером.

Объем танца медленно расширялся, включая в себя предметы и героев, взятых из гомеровских легенд. Были добавлены также второй актер и хор.

В лирических интермедиях между играми, танцоры воссоздавали драматические темы посредством движений, перенятых от более раннего ритуала и Вакхических танцев. В комедиях исполнялся очень популярный «кордакс» — танец в масках, который славился своим распутством. В трагедиях же хор исполнил «еммелейя» — степенный танец, сопровождающийся игрой на флейте.

Эти танцы и пьесы исполнялись опытными любителями. Однако, в конце 5-го века до нашей эры возник особый класс танцоров, акробатов и жонглеров, женщины в котором принадлежали к «хетарай» или куртизанкам. Подобно тому, как это происходило раньше в Угипте, они развлекали гостей на пирах и банкетах.

Историк Ксенофонт (примерно 430-355 годыдо н.э.) в своей работе «Симпозиум» рассказывает о похвалах, которые Сократ расточал танцовщице и танцующему мальчику.

В другом месте Ксенофонт описывает танец, представляющий объединение легендарной героини Ариадны с Дионисом, что является ранним примером повествовательного танца.

Танец в Древнем Риме

Между этрусками и римлянами наблюдалась значительная разница в их подходе к танцу. Сегодня уже мало что известно об этрусках, которые населяли район к северу от Рима до Флоренции и процветали между VII и V веками до нашей эры.

Но благодаря тому, что были найдены их гробницы, на стенах которых были обнаружены многочисленные росписи, стало очевидным, что танец играл важную роль в том, как этруски получали удовольствие от жизни.

На этих фресках были найдены картины этрусских женщин, которые исполняли погребальные танцы, выстроившись в цепочки, а также живые, энергичные парные танцы. Все эти танцы исполнялись в общественных местах без масок и имели характер ухаживаний.

У римлян, в отличие от этого, было иное отношение к танцу, которое отражало их трезвый рационализм и реализм. Тем не менее, римляне не полностью ушли от соблазнов танца. До 200 г. до н.э. танцы в Древнем Риме исполнялись только в виде хоровых шествий.

В них участвовали целые процессии во главе с первосвященниками салиев, жреческой коллегией жрецов Марса и Квирина, которые ходили по кругу, ритмично ударяя в свои щиты.

Танец был важной частью римских фестивалей — во время празднований Луперкалий и Сатурналий исполнялись дикие групповые танцы , которые были предшественниками позднего европейского карнавала.

Позже в Риме стали распространяться греческие и этрусские влияния, хотя римская знать считала людей, которые были замечены в том, что они танцевали, подозрительными, женственными и даже опасными.

Один государственный чиновник буквально не поверил своим глазам, когда увидел как десятки дочерей и сыновей уважаемых римских патрициев и граждан вполне наслаждаются досугом в школе танцев. Около 150 г. до н.э.

все танцевальные школы были закрыты, но танцы было уже не остановить. И хотя танцы, возможно, были чужды внутренней природе римлян, в последующие годы все чаще начали привозить танцоров и преподавателей танцев из других стран.

Государственный деятель и ученый Цицерон (106-43 годы до н.э. ) подытожил общее мнение римлян, когда как-то заявил, что никто не танцевал бы до тех пор, пока не сошел бы с ума.

Самой популярной формой танца во время правления императора Августа (63 г. до н.э. — 14 г.н.э.) была бессловесная эффектная пантомима, которая передавала драматические сюжеты с помощью стилизованных жестов. Исполнители, известные как пантомимы, сначала считались переводчиками с иностранного языка, поскольку они приезжали из Греции.

Они постоянно совершенствовали свои искусство, а два танцора-мима Батилл и Пилад и вовсе стали настоящими звездными исполнителями во время Августова Рима.

Стилизованное выступление танцоров, которые носили маски, соответствующие теме их танца, сопровождалось игрой музыкантов, играющих на флейтах, рожках и ударных инструментах, а также пением хора, который пел о происходящем на сцене между танцевальных эпизодов.

Источник: https://var-veka.ru/blog/istoriya-tanca.html

История искусства Музыка, балет, кино

Танцевальное искусство древней греции. Зарождение танцевального искусства. От античности до эпохи Возрождения

Хореографическая культура античного мира.

Искусство танца Древней Греции. «Илиада» и «Одиссея» Гомера – важнейший источник информации об этом времени и самого древнего описания танцев (VIII в. до н. э. ). Танцы, посвященные культу животных: наглядно-изобразительный характер, тесная связь с песней (VIII-VI вв. до н. э.). Общий подъем культуры в Афинах V–IV вв. до н.э.

В танцевальной культуре получили отражение явления общественной жизни. Особое место занимают общественные танцы, в частности, пиррические военные танцы, которые имели большое воспитательное значение для молодежи. Широкое распространение получили также танцы с мифологической тематикой.

Самые распространенные танцы в жизни древних греков – это пляски, связанные с трудовыми процессами, с семейно-бытовым укладом, молодежные танцы.

Средствами танца представляли различные события, разыгрывали сценки из жизни, положив тем самым начало позднейшей пантомиме.

Каждый танец был посвящен кому-либо из бессмертных богов Олимпа и отражал тот мир, на который бог распространял свое покровительство, наконец, характер праздника, к которому танец был приурочен.

Формы танцев могли быть самыми разнообразными: от строгих, торжественных танцев во время религиозных шествий до танцев свободных, произвольных, раскованных и порой даже неистовых.

Преподавание искусства танца было обязательным в гимназиях, мусических школах.

Панафинея {385} – это праздник демонстрации всех танцев в честь богини Афины, в котором участвовало все население Эллады. В танце ценили красоту ритма и гармонию.

Исполнялись местные танцы разных стран и народов – лаконский, критский, ионийский и др.

Торжественные ионийские танцы (мужчины и женщины порознь) требовали сноровки, умелой жестикуляции, они превращались в настоящие мимические сцены: танцоры в длинных хитонах двигались под музыку, внимая звукам флейты или кифары.

Шуточные, веселые, игровые пляски вызывали осуждение. Платон называл вакхические пляски безобразными и низменными.

Танцы, связанные с культом Диониса, включал множество резких движений, прыжков, непристойных жестов, имитировавших действия захмелевшего поклонника бога вина.

Танцы, связанные с культом Диониса, высмеивал и Лукиан, называя их дикими, «фригийскими», в которых танцор высоко подпрыгивал со скрещенными ногами.

«Гипорхема» поначалу был пантомимическим танцем с распеванием гимна в честь Аполлона, исполняемым молодыми; в дальнейшем приобрел черты комической пляски вроде бурного, неистового кодака, который отплясывали герои древней аттической комедии.

Сценический танец был связан с Древнегреческим театром. Танец занимал важное место в пьесах Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. В зависимости от жанра пьесы, танцы отличались своеобразием исполнения в трагедии, комедии или в сатировской драме. Актеры использовали маски, костюмы. Особое значение имели жесты, скупые и выразительные. Танец всегда сопровождался музыкой.

Во всех жанрах присутствие на сцене хора, сочетавшего пение с танцем, было обязательным условием. Зачастую танец сопровождался красноречивыми, выражавшими ситуацию или интонацию той или иной сцены жестами.

Могли быть и сольные танцевальные партии, близкие к миму. В Афинах в V в. до н.э.

танцор Телест, выступая в трагедии Эсхила «Семеро против Фив», сумел особенно отличиться, выделиться своим искусством, представляя пластически сцену жестокой битвы.

Эпоха кризиса (IV–I вв. до н. э. ) связана со снижением общественно-политического пафоса, а хоровое начало в драматургии исчезает. Развитие танцевального искусства в эпоху эллинизма связано с возникновением танцоров-профессионалов и их выступлениями вне театральных представлений. Впервые принимают участие женщины-танцовщицы в мимах {385} и пантомимах {385} в эпоху Александра Македонского.

Танцевальная культура Римской республики (IV-I вв.до н э.). Умилостивительные танцы этрусков (364 г. до н. э. ). Первый римский театральный жанр – сатура {385}. Гистрионы {385} были главными исполнителями сатуры. Здесь заключены зачатки сценического танца.

Получают распространение общественные и бытовые танцы – воинственные танцы салиев, погребальные пляски, используются обрядовые и культовые элементы в триумфальных шествиях. Представления отличались пышностью, декоративностью и зрелищностью в оформлении.

Танцевальная культура императорской эпохи (30 г. до н.э. – V в. н.э. ). Военная диктатура верхов диктовала свою культуру: стремление к пышности и грандиозности зрелищ, развлекательности.

Получает развитие сценический танец. Пантомим, как сольный драматизированный танец под сопровождение поющего хора, выдвинул основоположников трагического и комического пантомима – это Пилад и Бафилл. В этот период усиливается профессиональная подготовка танцовщиков.

Свободнорожденный гражданин Рима не мог стать профессиональным актером, выступать на сцене за плату, это было унизительно, был уделом пришлого люда. Только исключением было выступление в ателланах, где исполнители скрывали свое лицо под маской. Со временем к актерам отношение изменилось.

Многие актеры благодаря высоким гонорарам добивались свободы и обретали более высокий статус, входили в круг интеллектуальной элиты. Таким оказался в I в. до н.э. Квинта Росция Галла, бывший раб, ставший другом Цицерона.

Хотя к актерам, выступавшим в мимах, относились по-прежнему пренебрежительно.

Актеры должны были тщательно соблюдать все предписания гигиены, вести умеренный образ жизни, следовать указаниям учителей пения, производить массажи, оздоровительные моционы и т.д.

Пирриха в Риме претерпевает некоторые изменения. Это уже образец первых форм балета.

Ттанцевально-пантомимический спектакль исполнялся ансамблем танцоров, в котором происходило соединение слова, вокала, музыки и танца.

Пирриха отличается пышностью, декоративной сложностью, широким использованием машинерии. Описание пирриха «Суд Париса» дано в «Золотом осле» Апулея. Со 2 в. н.э. расширяется роль женщин-танцовщиц.

Античная хореографическая культура имела важное значение для дальнейшего развития хореографического искусства. Здесь зарождались зачатки будущих балетных представлений европейского образца.

Через всю историю английской ренессансной драмы проходит процесс борьбы и взаимовлияния двух основных типов комедии.

С одной стороны, это так называемая романическая комедия – поэтическая и фантастическая, – опирающаяся на опыт народного творчества.

С другой – бытовая “правильная” комедия, связанная с наследием Плавта и Теренция и с современной итальянской “ученой комедией”.
На сайте http://ramayoga.ru спирулина в таблетках цена.

Источник: http://256bit.ru/kino_teatr/covteatr4.htm

Танцы

Танцевальное искусство древней греции. Зарождение танцевального искусства. От античности до эпохи Возрождения

Стоит отметить, что изначально танец носил далеко не развлекательный и культурный характер. Это был некий способ общения, самовыражения, просвещения и даже способ массового внушения.

Египтяне очень любили веселье и ни один праздник и ни одно событие, не проходило без плясок под музыкальный аккомпанемент.

Во все времена танец был неотъемлемой частью быта людей и всей жизни в целом. Он сопутствовал человеку и в радости, и в горе, создавая то настроение, которое было необходимо.

Танцы во все времена являлись неким отображением духовного и культурного развития человека. Особенно этим отличалась эпоха античности, когда духовные ценности ценились больше, нежели материальные.

Исходя из трактовок индуистской мифологии, зарождение танца произошло именно в Индии, а создателем выступил бог Шива, который танцуя, превратил всеобщий хаос во Вселенную.

Развитие танца в Средние века

До того момента, когда жизнь средневекового человека перешла под управление церкви, танцы представляли собой простую импровизацию, не насыщенную смысловой нагрузкой.

Виды средневековых танцев

В эпоху Средневековья культура танца очень быстро, динамично и стремительно развивалась, насыщаясь разнообразием видов.

В эту эпоху культура социума и танцевального искусства в частности получили хороший толчок к развитию и эволюции.

19-й век – это период массовых бальных танцев, которые отличались естественностью и «живым» ритмом.

20-й век – это время эволюции и прогресса. Этот период можно сравнить с огромным прыжком в научно-технологичной сфере. Но прогресс коснулся не только науки или техники, но и цивилизации в общем.

История русского народного танца

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси.

Балет как вид искусства появился еще в эпоху Возрождения, предположительно в Италии. Толчком к зарождению этого вида хореографии послужило динамичное культурное развитие общества.

Бальный танец – это танец, предназначающийся для массового развлечения в исполнении пары или же большего количества танцоров на танцевальных балах и вечерах.

Современный танец берет свои истоки от классического балета. Он возник вследствие реакции общества на строгие, твердые и в некой степени формальные ограничения классического балета.

Танго – это потрясающий танец, который воплотил в себе уникальное сочетание фольклора, традиций, чувств и переживаний многих народов.

Медленный и быстрый фокстрот: история

Фокстрот – это невообразимо красивый уникальный танец, который отличается особой грациозностью, пластичностью и невероятной энергией, способной захватить всех в округе – от самих танцоров до зрителей.

Самба – это фантастически зажигательный танец, в основу которого входят специфические, характерные только для этого вида танца движения бедрами.

Ча-ча-ча – это очень игривый, веселый и невероятно эффектный латиноамериканский танец, который обладает уникальным характером и очень положительной зажигательной энергетикой.

Наверное, нет более веселого и заводного танца, чем джайв. Его жесты и движения никого не оставят равнодушным, он способен захлестнуть своей энергией все и всех в округе.

Пасодобль – это потрясающе красивый и в то же время довольно сложный для исполнения танец. Но, несмотря на такую сложность, это еще и одна из самых любимых хореографических постановок в разных уголках планеты.

Румба – это кубинский красивый танец с африканскими корнями, исполняемый в паре.

Блэкпул – это место, куда мечтает попасть каждый уважающий себя танцор и не просто, чтобы осмотреть город и полюбоваться его достопримечательностями (а посмотреть есть на что!), а дабы поучаствовать в главном ежегодном турнире по бальным танцам.

Возникновение стиля рок-н-ролл

Рок-н-ролл – это не просто направление в танце, это настоящий культ, который кардинально перевернул мировоззрение общества.

Бальбоа – это самый универсальный и самый элегантный танец из семейства свинговых.

Халиджи – это традиционный арабский невероятно красивый и нежный танец, который просто завораживает своими плавными движениями и грациозными жестами.

Нубия – это традиционный фольклорный восточный танец, название которого происходит от одноименного города, что расположен на юге Египта.

Бразильская ламбада – это, наверное, самый известный во всем мире танец. Нет ни одного человека, который бы не слышал о нем.

Бачата – это очень нежный, невероятно чувственный и слегка печальный танец, который исполняют под пронзительные звуки музыкального аккомпанемента.

Древнегреческий Эфес знавал период небывалого расцвета. Основанный в XII веке до н.э., город являлся крупнейшим центром торговли и излучал богатство и достаток. Покровительствовала ему Артемида.

Она, как известно, была богиней плодородия и покровительницей животных, охранительницей рожениц и охотников.

Свято почитая ее, горожане решили построить в честь Артемиды величественный храм, который, к тому же, должен был значительно приумножить доход города.

Источник: http://www.letopis.info/themes/dancing/

История хореографического искусства (стр. 1 )

Танцевальное искусство древней греции. Зарождение танцевального искусства. От античности до эпохи Возрождения

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Суксунская детская школа искусств»

дополнительная образовательная программа

отделения хореографии

«История хореографического искусства»

Возраст детей от 11 – 14 лет

Срок обучения 3 года

Суксун 2012 год

1. Пояснительная записка.

Цель курса

Выработать у детей представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы – балета, познакомить с особенностями искусства танца разных стран, современными тенденциями его развития.

Задачи курса

·  ознакомить со спецификой хореографического искусства и процессом становления его основных видов, жанров и форм.

·  сформировать навыки и умения аналитического восприятия произведений хореографического искусства.

·  развить творческий потенциал будущих специалистов через познание эстетики творчества, постановочных методов великих мастеров балета.

3. Место курса в подготовке выпускника дши

Курс «История хореографического искусства» обеспечивает интеграцию изучения блока специальных дисциплин и является теоретическим фундаментом образования в области хореографического искусства.

4. Требования к уровню освоения курса

В результате изучения курса учащиеся должны

ЗНАТЬ:

·  основные этапы истории хореографического искусства,

·  современные тенденции развития хореографического искусства, балетного театра, любительского танцевального искусства,

·  специфику хореографического искусства, его роль и место в жизни общества различных исторических эпох,

·  законы построения балетного спектакля,

·  историю развития музыкальных направлений и их влияние на хореографию

УМЕТЬ

·  проводить анализ хореографического произведения,

·  анализировать теоретическое наследие и практический опыт мастеров балета и любительского танцевального искусства.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса

Раздел 1. Возникновение и развитие хореографического искусства.

Раздел 2. Формирование ведущих школ классического танца: западноевропейский балетный театр.

Раздел 3. Русский балетный театр.

Раздел 4. Советский балетный театр.

Раздел 5. Современный этап развития отечественной хореографии.

Раздел 6. Современные течения в зарубежном хореографическом искусстве.

2. Темы и краткое содержание курса

Тема 1. Введение. Цели и задачи курса

Цели и задачи курса «История хореографического искусства». . Основные понятия и их значение: хореография, танец, балет. Разделы курса. Формы итогового контроля. . Учебно-методическая литература и теоретическое наследие мастеров балета в изучении истории хореографического искусства.

Раздел 1. Возникновение и развитие хореографического искусства

Тема 2. Специфические особенности хореографического искусства

Искусство как форма общественного сознания. Хореография – вид искусства и специфическая форма общественного сознания.

Выразительные средства хореографии. Взаимосвязь танца и музыки, танца и живописи, скульптуры. Танец и пантомима. Балет и танец. Виды и жанры танца в балете: классический, народно-характерный, историко-бытовой, современная пластика и др.

Балет как высшая форма хореографического искусства. Единство в балетном спектакле сценарной, музыкальной, сценографической и хореографической драматургии. Хореографические формы балетного спектакля.

Основы анализа балетного спектакля. Анализ сценарной, музыкальной, сценографической драматургии. Хореографический текст как основа балета. Режиссерско-хореографическое решение балетного спектакля.

Тема.3 .Историко-социальные аспекты возникновения танца. Ранние формы танца

Определение танца. Научные теории происхождения танца. Ритм и его роль в жизни человека и танце. Нерасчлененность сознания первобытного человека.

Ритуал как первоначальная форма проявления художественного творчества.

Художественное творчество первобытного человека в рамках обряда как универсальное средство общения, познания окружающего мира, духовного и физического воспитания, формирования нравственных, религиозных, эстетических чувств и представлений. Синкретический характер действа, отсутствие видовой градации выразительных средств.

Танец и религия. Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами растений и животных. Тотемические танцы. Образность и пластика тотемических действ как источник лексики народной хореографии, их проявление в профессиональном искусстве разных народов.

Мужские и женские танцы первобытных людей. Бытовые танцы. Канонизация пластических танцевальных форм в искусстве первобытнообщинного строя, их влияние на хореографическое искусство последующих эпох. Обрядность доисторических времен и современные задачи образной интерпретации народного танца.

Тема 4. Становление и расцвет хореографического искусства. Древний мир

Древний мир – эпоха возникновения первых развитых цивилизаций, мощных государственных объединений рабовладельческого типа. Разделение труда, специализация как необходимое условие самоопределения искусства. Многообразие функций хореографии в Древнем мире: культовая, ритуальная, магическая, развлекательная, медицинская, спортивно-тренировочная.

Танцы древнего Египта. Изучение древних танцев Востока в XX столетии. Использование лексики египетского танца в современной хореографии. Отличительные черты египетского танца: ритмичность, конструктивность, геометричность рисунка. Темпы египетского танца. Ритуальные танцы, парные симметричные танцы. Полифония египетского танца.

Танцевальная культура Индии. Мифы о происхождении танца. Танцевальные стили и школы Древней Индии. Классические стили индийского танца: Бхарат натья, Манипури, Катхак, Катхакали.

Основные составляющие классических форм индийского танца – нритта, нритья, натья. «Натья Шастра» – древнейший памятник культуры, рассматривавший проблемы танца, музыки, драмы, театра.

Влияние древних восточных школ на искусство нового времени.

Танцевальное искусство Древнего Китая. Связь музыки и танца с ритуальными поклонениями божествам, жертвоприношениями, магическими плясками. Зарождение канонов танцевальных движений в период Чжоу (722 – 481 г. г.

до н. э.). Профессиональные исполнители. Характер ритуальных танцев в период Хань (206 до н. э. – 220 н. э.). Расцвет танцевального искусства – период Тан (618-907). Классификация китайского танца по группам.

Тема 5. Танцевальная культура Древней Греции и Рима

Танцевальная культура Древней Греции и Рима. Место танца в быту и общественной жизни. Танец как средство формирования гармоничной личности. Тесная взаимосвязь танца и мифологии. Классификация древнегреческих танцев: храмовый, общественный, бытовой, военный, сценический, акробатический и др. Подвижность названных градаций. Танец и античная эстетика.

Каллокагатия. Большие и малые Дионисии – основа для возникновения Древнегреческого театра. Роль танцующего хора. Виды плясок античного театра: эммелия, кордак, сикинис.

Синкретическое единство выразительных средств – музыкального звука, слова, танцевальной пластики, драматического действия. Единство танца и акробатики.

Символика как характерная особенность отражения содержания (символика жеста, позы, цвета, костюма, аксессуаров и т. д.). Значение античного искусства для развития мировой культуры.

Раздел 2. Формирование ведущих школ классического танца: западноевропейский балетный театр.

Тема 6. Танцевальная культура западноевропейских стран эпохи Средневековья

Судьбы восточных и западных цивилизаций в Средние века. Обособление путей их развития. Роль Византии (IV – XV в. в.) в сохранении и распространении достижений культуры Древнего мира.

Средневековая идеология. Влияние церкви на быт, культуру. Формы бытования и распространения танца. Народный танец в средневековой Европе. Бранли и их разновидности, распространение и значение. Традиционные народные праздники с танцами.

Рост городов, появление нового типа профессионала – странствующего артиста.

Роль бродячих артистов – жонглеров, шпильманов, скоморохов в сохранении традиций народной танцевальной культуры, развитии технического мастерства.

Посредническая, «обменная» культурная функция странствующего актера. Обобщение в его творчестве танцевального фольклора, профессиональной хореографии разных стран и народов.

Появление придворных (аристократических) танцев – бассдансы. Народные истоки придворно-этикетной танцевальной лексики. Ранние формы сценического танца в средневековой Европе. Рыцарские турниры. Междуяствия.

Примеры сценической обработки бытовых танцев средних веков в классических и современных балетах («Танец с подушками», балет «Ромео и Джульетта» композитор С. Прокофьев, балетмейстер Л. Лавровский).

Тема 7. Хореографическое искусство западноевропейских стран эпохи Возрождения. Рождение балета

Общая характеристика эпохи Возрождения. Характеристика социальных и политических событий эпохи. Важнейшие явления культурной и художественной жизни. Возникновение новых культурных центров. Италия и Франция – ведущие культурные центры Западной Европы.

Рождение новой гуманистической культуры, новых тем, героев и новых театральных жанров. Идея возвышения человека как основа эстетики эпохи Возрождения. Связь искусства Ренессанса с культурой Античности. Превращение танца в профессиональное искусство. Формирование правил, приемов, структурных форм танца.

Формирование рыцарской замковой культуры. Танец в системе образования аристократа, в рыцарском быту. Странствующий актер на службе в замке. Превращение жонглера в придворного учителя танцев, исполнителя, хореографа, церемониймейстера празднеств.

Тема 8. Формирование Европейской школы классического танца

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Источник: https://pandia.ru/text/80/070/28862.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.