Татарский хан мамай. Кто такой хан мамай

Мамай

Татарский хан мамай. Кто такой хан мамай

«Как Мамай прошел» – эта пословица до сих пор часто используется в русской речи. Она употребляется, когда речь идет об опустошении, разгроме. Это одно из немногих выражений эпохи Куликовской битвы, когда Дмитрий Донской разбил Мамаево войско.

Детство и юность

Биография Мамая имеет большое количество белых пятен, ведь с его появления на свет прошло более 6 веков. Предположительно, родился в 1335 году в столице Золотой Орды, городе Сарай-Бату. Родом был из монгольского племени кият, исповедовал ислам. Имя представляет собой древнетюркский вариант имени Мухаммед.

Мамай

Удачный брак с дочерью хана Золотой Орды позволил Мамаю в 1357 году занять пост беклярбека: руководил верховным судом, армией и вел внешнеполитические дела. Без женитьбы на Тулунбек Мамая не допустили бы до столь высокого чина.

Золотая орда

В 1359 году, после убийства тестя Бердибека ханом Кульпой, Мамай объявляет ему войну. С этого момента начинается так называемая «Великая замятня» в Орде. Так как Мамай не был чингизидом, титул хана он взять не мог. Тогда в 1361 году он провозгласил ханом Белой Орды (части Золотой Орды, вторая часть называлась Синей) своего ставленника Абдуллаха, происходящего из рода Батуидов.

Убийство Бердибека

Этот шаг вызвал протесты других претендентов на власть, Мамаю с 1359 по 1370 годы пришлось воевать с девятью ханами: к 1366 году он смог взять под контроль западную часть государства, от правого берега Волги до Крыма. Периодически он владел столицей, городом Сараем. Во внешней политике Мамай ориентировался на сближение с европейскими государствами – Венецией, Генуей, Великим княжеством Литовским и другими.

В 1370 году ставленник Абдуллах умер, предположительно, от руки Мамая. На его место встал Мухаммед Булак, восьмилетний мальчик из рода Батуидов. Де-юре он правил самопровозглашенной Мамаевой Ордой до 1380 года, пока не погиб в Куликовской битве. Фактически же властвовал Мамай, не принимая ханского титула.

Портрет Мамая

Отношения темника с Москвой складывались по-разному. В ранние годы правления Мамай оказывал столице поддержку, в 1363 году с митрополитом Алексием был подписан договор об уменьшении дани. Московский князь Дмитрий признал власть Мамая и хана Абдуллаха.

Однако в 1370 году Мамай отобрал у него великое княжество и передал Михаилу Тверскому. Через год Дмитрий с личным визитом побывал в резиденции беклярбека и вернул ярлык.

Вражда двух государств обострилась после того, как в 1374 году в Нижнем Новгороде избили татарскую дружину, которая сопровождала послов Мамая.

Началось «великое размирье», окончание которому положила только Куликовская битва.

Хан Тохтамыш

В 1377 году молодой хан Золотой Орды Тохтамыш начал отвоевывать земли: весной 1378 года покорил восточную часть, Синюю Орду. Следом он пошел на западную часть, Белую Орду, где фактически правил Мамай. К началу 1380 года Тохтамышу удалось вернуть почти всю территорию Золотой Орды, под контролем Мамая остались только Крым и Северное Причерноморье.

В таких нелегких условиях Мамай принимает решение организовать поход на Русь, чтобы собрать еще дань. С учетом того, что войска орды оскудели, за деньги советники правителя взяли наемников – черкесов, генуэзцев и др. Кульминацией борьбы с русичами становится битва на Куликовом поле, которая произошла 8 сентября 1380 года. Во главе русского войска был московский князь Дмитрий Донской.

Дмитрий Донской

Современные ученые расходятся во мнениях об оценке численности золотоордынского войска. Одни говорят, что у Мамая было 60 тыс. человек, другие полагают, что от 100 до 150 тыс.

Войска Дмитрия Донского сначала оценивали в 200-400 тыс. человек, позже опустились до 30 тыс. Археологи, которые проводили раскопки на Куликовом поле, уверены, что с обеих сторон было от 5 до 10 тыс.

участников, а сражение длилось не 3 часа, как описано в летописях, а 20-30 минут.

Сведения о сражении сохранились в четырех письменных источниках: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве». Термин «Куликовская битва» в науку ввел Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского».

Куликовская битва

Войска сошлись в районе впадения реки Непрядва в Дон, сейчас это территория Тульской области.

Длительное время оставалась загадкой причина отсутствия захоронений на Куликовом поле, раскопки заканчивались находками оружия.

Однако в 2006 году благодаря новым георадарам обнаружили предположительные братские захоронения погибших. Отсутствия костных останков объяснили химической активностью чернозема, который быстро деструктурирует ткани.

Утром 8 сентября войска дождались, пока рассеется туман. Битва началась с небольших стычек, после чего произошел знаменитый поединок Александра Пересвета с Челубеем, в котором погибли оба. Дмитрий Донской сначала наблюдал за боем в сторожевом полку, затем встал в ряды, поменявшись одеждами с московским боярином.

Поединок Александра Пересвета с Челубеем

Мамай смотрел за сражением издалека. Как только он понял, что войско разгромлено, а засадный полк русских добивает остатки его вояк, татары во главе с правителем обратились в бегство. Провозглашенный малолетний хан, при котором Мамай был беклярбеком, погиб на поле боя.

С 9 по 16 сентября на поле хоронили погибших. На братской могиле построили церковь, которая не сохранилась до наших дней. С 1848 года на Куликовом поле стоит памятник по проекту А. П. Брюллова.

Историки считают, что победа Дмитрия Донскова на Куликовом поле приблизила Русь к освобождению от чужеземного господства.

Для Орды поражение Мамая способствовало ее консолидации под властью единого хана Тохтамыша.

Карта земель Золотой Орды

После разгрома на Куликовом поле Мамай пытался вновь собрать армию, чтобы отомстить Дмитрию Донскому. Однако очередному удару по Руси состояться не удалось, так как хан Тохтамыш активно пытался отвоевать последние владения Мамая.

В сентябре 1380 года армии Мамая и Тохтамыша встретились в битве «на Калках». По сохранившимся воспоминаниям, непосредственного сражения не было – основная часть Мамаева войска просто перешла на сторону Тохтамыша. Мамай не решился противостоять им, сбежал в Крым. С победой Тохтамыша закончилась длительная междоусобная война, и Золотая Орда стала единым государством.

Личная жизнь

В старшие жены Мамай взял Тулунбек, дочь хана Золотой Орды Бердибека. Брак был выгоден для темника, ему присвоили титул ханского зятя, «гургена». Благодаря близости с Бердибеком Мамай получил должность беклярбека – первого министра. Это высший чин, на который мог претендовать «нечингизид».

В 1380 году, после того как Мамай проиграл в битве при Калке, он бежал в Крым, где был убит. Тулунбек вместе с гаремом – младшими женами – достались Тохтамышу. Тот принял решение жениться на вдове Мамая для повышения собственной легитимности в глазах столичной знати.

Предполагаемый портрет Тулунбека

Через шесть лет против Тохтамыша составили заговор, сведений о котором не сохранилось. Вероятно, его пытались заменить на троне потомком Бату. Считается, что участниками заговора были приверженцы Мамая во главе с Тулунбеком. Тохтамыш казнил жену, заподозрив в предательстве.

Точно сказать, сколько было детей у Мамая, не представляется возможным. Известно, что один из его сыновей, Мансур Киятович, после смерти отца покинул Крым и создал автономное княжество между Великим Литовским княжеством и золотой Ордой, которое впоследствии стало частью Литовского.

Княжество Мансура Киятовича, сына Мамая

Его сын Алекса в 1392 году принял православие, получив имя Александр. Собственного сына он женил на княжне Анастасии Острожской. Второй потомок Мансура, Скидер, стал главой половцев в западной части Северного Причерноморья.

В 16 веке князья стали именоваться в официальных литовских документах Глинскими, по названию города Глинск, где располагалась резиденция. Предположительно, это современная Золотоноша. Глинские – угасший литовский род, из которого происходила Елена Глинская, мать Ивана Грозного. Таким образом, одним из потомков Мамая оказался великий князь Московский и Всея Руси.

Казак Мамай

Рода Дашкевичей, Вишневецких, Ружинских, Острожских также считают потомками Мамая. Эти княжеские фамилии сыграли важную роль в становлении современного Запорожья.

Еще один потомок беклярбека – украинский казак Мамай. В 2003 году про последнего был выпущен фильм режиссера Олеся Санина. В основе картины лежит авторская версия возникновения легенды об украинском Мамае. Половину бюджета ленты составили личные сбережения режиссера.

Смерть

На момент кончины Мамаю было 45 лет, причина смерти – убийство. Существует несколько легенд о том, как погиб Мамай. Известно, что после поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал в крепость Кафу (современная Феодосия). С собой у него были накопленные за жизнь богатства. Генуэзцы, проживающие в крепости, сначала приняли его в обмен на часть сокровищ, а затем убили по приказу Тохтамыша.

Предполагаемая могила Мамая, село Айвазовское

По другим данным, Мамая передали Тохтамышу, который своими руками остановил жизнь беклярбека.

Хан похоронил его со всеми почестями, могила предположительно находится в Шейх-Мамае (современное название – село Айвазовское, недалеко от Феодосии). Курган случайно обнаружил художник И. К. Айвазовский.

По другим данным, захоронен Мамай у стен Солхата (современное городское поселение Старый Крым).

Мамаев курган в Волгограде

Существует легенда, что темника Мамая захоронили в золотых доспехах на кургане, названном в его честь, который расположен на территории современного города Волгограда. Многочисленные раскопки на Мамаевом кургане версию не подтвердили, гробницу не обнаружили. В настоящее время Мамаев курган известен как памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

Память

  • 1955 – Карышковский П. О. «Куликовская битва»
  • 1981 – Шенников А. А. «Княжество потомков Мамая»
  • 2010 – Почекаев Р. Ю. «Мамай: История «антигероя» в истории (630-летию Куликовской битвы посвящается)»
  • 2010 – Почекаев Р. Ю. «Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов)»
  • 2012 – Пачкалов А. В. «К вопросу об именных монетах Мамая»

Дарья Антонюк

Певица, актриса, участница проекта “Голос”

Источник: https://24smi.org/celebrity/47533-mamai.html

Куликовская битва: Кият Мамай против московско-татарских орд

Татарский хан мамай. Кто такой хан мамай

Сейчас уже нет даже сомнений, что вся так называемая «русская история» — сплошной фальсификат, поставленный на службу имперской идее «русского мира», воскрешенной нынче из небытия руководством современной России и золотоордынского (московского) православного патриархата.

Начиная с мифов о «великих русских» писателях, а на самом деле:

* украинцев (Н. Гоголь, А. Чехов, Н. Некрасов, А. Ахматова, П. Гребенка, Ф. Достоевский, Ф. Сологуб, В. Маяковский, М. Волошин);

* казанских татар (Г. Державин, А. Радищев, Н. Огарев, Д. Давыдов, И. Тургенев, К. Бальмонт, А. Куприн);

* евреев (А. Пушкин, Л. Толстой, В. Брюсов, А. Блок, О. Мальденштам, Б. Пастернак, А. Толстой, К. Паустовский, И. Бродский);

* поляков (А. Грибоедов, Ф. Булгарин, Е. Баратынский, Н. Кукольник);

* немцев (Д. Фонвизин, А. Фет, М. Салтыков-Щедрин) и заканчивая так называемой «великорусской историей».

Возьмем, хотя бы «хрестоматийную» Куликовскую битву, в которой московско-казанские войска, которые «защищаются», «почему-то» оказались на «канонической» территории Золотой Орды, возглавляемой великим украинцем ханом Мамаем.

Вас, кстати, не удивляет, почему имя легендарного украинского казака Мамая (рис. 1, 2), который издавна ходит по белому свету, борется за правду и помогает людям в беде, совпадает с именем выдающегося полководца Золотой Орды хана Мамая (рис. 3)?

Как свидетельствуют многочисленные предания украинского народа, образ казака Мамая — это сборный образ казака и украинца в одном человеке во времена Казацкого Украинского Государства.

Его изображение украинцы издавна помещали в своих домах рядом с иконами, с его именем связано понятие «мамаевать» — путешествовать, вести казацкий образ жизни, а «ходить на мамая» означало кочевать, идти, куда глаза глядят.

Как писал известный филолог Борис Гринченко: «Мамай, мамая — каменная статуя в степи». Это дало основания для утверждений, что издавна термин «мамай» употреблялся украинцами в двух значениях: как имя конкретного человека (рода-племени) и как каменная статуя в степи (каменная баба), которые щедро расставлены в украинских степях.

В принципе, одно другому не противоречит, поскольку так называемые «каменные бабы» являются, по сути, изображениями богов племен, которым молились наши предки тысячи лет назад.

Как отмечает Сергей Павленко: миграция половцев, у которых фамилии с довеском на -ук, -юк, -ак, -як доминируют, существенно повлияла на образование украинских фамилий наподобие Полищук, Иванюк, Павлюк.

Современные потомки половцев живут нынче в Волынской (33,6 процента фамилий от общего количества с указанными суффиксами), Ривненской (38,5), Хмельницкой (21,5), Житомирской (33,5), Ивано-Франковской (19,5), Брестской (50) и других областях. Среди нынешних фамилий, несущих память о половецком этническом компоненте в украинской истории этот исследователь называет и фамилию Мамай, которая довольно распространена во всех регионах Украины, России и Беларуси.

Именно поэтому, абсолютно не случайно, мы везде встречаем топонимы «Мамаева слобода» (Киев), «Мамаев курган» (Волгоград), многочисленные села с названием «Мамаевка», «Мамаи» и т. п.

Вернемся, однако, к русскому (православному) мифу о том, что, дескать, на Куликовом поле (1380 г.) бились россияне с татарами. Россияне (православные) победили. Татары (мусульмане) проиграли. Но первоисточники почему-то придерживаются совсем иного мнения. Даже из московских православных источников мы выявляем, что хан Кият (киевлянин. — В.Б.?) Мамай — не татарин!

Вопреки всему, российская имперская пропаганда переработала настоящую историю по-своему, превратив своих союзников татар в извечное антироссийское зло. Посмотрите только на картину Ильи Глазунова (1979 г.), который выписал хана Мамая в черных, трагических красках, в типично «монголо-татарском» стиле, очень похожего на изображение «антихриста» (рис. 5).

Однако обратите внимание, в «Сказе о брани благоверного князя Димитрия Ивановича с нечестивым царем Мамаем эллинским» Кият Мамай называется московскими тогдашними историками эллинским царем! А его войско, оказывается, состояло из черкасс (украинцев. — В.Б.), половцев, поляков, латышей, эстонцев, испанцев, генуэзцев (фрязей), венецианцев, тюрков (крымских татар. — В.Б.), армян и грузин.

Как утверждал Лев Гумилев, татары не воевали на стороне Мамая, поскольку «…две партии сложились в двух частях Золотой Орды: западническую возглавлял темник Мамай, а партию сторонников Московской Руси — хан Тохтамыш».

Поэтому и неудивительно, что на монетах (рис. 6) Дмитрия Донского (проклятого православным митрополитом Киприаном) на одной стороне изображен московский князь с оружием и надписью «Печать Князя Великого Дмитрия», а на другой стороне — здравица арабской вязью: «Султан справедливый Хан Тохтамыш да живет долго!».

Как обоснованно утверждает Константин Бондаренко: «Русские летописцы длительное время отделяли Мамая от других татар. К примеру, в 1374 «князю великому Дмитрию Московъскому бышеть розмирие съ тотары и съ Мамаемъ». В 1376 году к Олегу Рязанскому пришли «татары и люди отъ Мамая» (рис. 7).

Итак, волжские и сибирские татары во главе с ханом Тохтамышем воевали вместе с московитами, возглавляемыми Дмитрием Донским, против коалиции украинских государств — Литовско-русского княжества Витовта и Украинско-крымской орды хана Мамая.

Тохтамыш, как известно, стремился стать главным ханом Золотой Орды, которая в то время находилась в перманентной борьбе за власть, а Дмитрий — уменьшить налоги, выплачиваемые обычно в Золотую Орду.

Агрессором в 1380 году выступило московско-татарское войско, которое, как нам рассказывают имперские русские историки, боролось с «монголо-татарским игом». Именно поэтому бой происходит «в земле половецкой», что и отмечается в так называемых «памятниках куликовского цикла».

К этим половецким (украинским) землям, таким образом, мы можем отнести Рязанское княжество, возглавляемое князем Олегом, который поддерживал хана Кията Мамая (рис. 8).

Хан Мамай не ожидал, что московские войска ударят ему в 1380 году в тыл в то время, когда он вел борьбу с ханом Тохтамышем за лидерство в Золотой Орде. Поэтому он поспешно собрал ополчение, которое устроило «сталинград» московитам, не пропустив их в глубь украинских земель.

Как известно, московское войско Дмитрия Донского (который от испуга переоделся перед битвой рядовым воином и, как говорят, пересидел бой в кустах), дальше не пошло в «земли половецкие» и восемь дней хоронило убитых.

А войско хана Мамая, как нам свидетельствуют имперские русские историки, «бежало» на юг Украины (ставка хана Мамая была возле города Каховка Херсонской области), а через несколько дней каким-то «непостижимым образом» разбило московитов, отобрав у них все награбленное по дороге в Мамаев «Сталинград».

На самом деле все очень просто. Первую «сталинградскую» битву на Куликовом поле великий украинец хан Мамай «проиграл», а когда подошли его основные войска — московские «победители» были разбиты и еще более 100 лет возили дань в Украинское Причерноморье.

Если кому и проиграл Кият Мамай, возглавлявший украинцев (черкассов и половцев) и крымских татар, так это татарскому хану Тохтамышу, который сумел воспользоваться большими потерями во время «куликовской кампании» украинско-крымско-татарского войска.

Хан, точнее — беклярбек (премьер-министр) Мамай, проиграл борьбу за власть в Золотой Орде и не захотел кровопролития, уехав в Феодосию (Кафу), где был коварно убит и… с царскими почестями похоронен Тохтамышем.

От сына Кията Мамая ведут свой род князья Глинские, родовые владения которых расположены на землях Полтавской, Сумской и Черкасской областей Украины, с ним связаны родственными узами дворянские роды Острожских, Вишневецких, Ружинских и Шашкевичей…

И еще несколько интересных фактов теперь уже из российской истории. Как известно, киевский митрополит Киприан (канонизированный через несколько десятилетий после Куликовской битвы) накануне упомянутой битвы подверг анафеме и исключил из «православной партии» московского князя Д. Донского.

Однако в 1988 году официально отлученный от православной церкви и подвергнутый анафеме «благоверный князь Дмитрий Донской» (который не принимал участия в Куликовской битве) по решению Московского (золотоордынского) патриархата стал святым. Приобщившись таким образом к киевскому митрополиту Киприану, проклявшему его. Такие вот кульбиты так называемого «русского мира»…

Напоследок напомним, что московские летописи недаром называли хана Мамая эллинским царем. Это абсолютно понятно, поскольку настоящая Эллада — это Древняя Украина (Причерноморье, Приазовье и Крым).

А сам хан и казак Мамай происходил из древнего скифо-арийского рода Кият, который дал 16 династий царей Киянидов в Персии (ІІ—І тыс. до н. э.), династию египетского фараона Кияна (ІІ тыс. до н. э.

) и великого украинца Чингизхана, происходившего из древнего скифо-арийского рода «Седого волка»…

Валерий БЕБИК, профессор, проректор Университета «Украина», главный редактор журнала «Образование региона: политология, психология, коммуникации»

(Продолжение следует).

Рис. 1. Неизвестный художник. Казак Мамай. Одесский художественный музей, 1728 год.

Рис. 2. Д. Бурлюк (известный футурист и друг великого украинца В. Маяковского, уроженец Сумщины). Казак Мамай. 1912 год.

Рис. 3. Великий украинец — хан Кият Мамай.

Рис. 4. «Мамаи» — «скифские бабы» из города Изюм Харьковской области.

Рис. 5. И. Глазунов. Хан Мамай. Из цикла «Поле Куликово». 1979 год.

Рис. 6. Монета московского князя Д. Донского со здравицей татарскому хану Тохтамышу.

Рис. 7. Территория Литовско-украинского государства, государства хана Мамая и Московской и Татарских орд.

Рис. 8. Московские войска ударили в тыл хану Кияту Мамаю, оккупировав территорию союзного ему украинского Рязанского княжества.


Рис. 9. Мамаєв курган в Волгограде, вокруг которого разгорелась знаменитая Сталинградская битва во времена Второй мировой войны (1941—1945 гг.). Здесь на кургане великого украинца хана Мамая нынче стоит русская «Родина-мать».

Источник: http://www.golos.com.ua/rus/article/98192

Великий украинский полководец хан (козак) Мамай

Татарский хан мамай. Кто такой хан мамай

Это не шутка!. Какие уж тут шутки? Сетевая история шуток не терпит. Они там не приживаются. Украинский Казак Мамай во главе объединенного войска украинцев, поляков, литовцев и эстонцев разгромил татаро-московские орды на Куликовом поле.

Вот так вот. Стариков и Медынский отдыхают.

Автор “украинской” версии древних исторических событий Валерий Бебик, доктор политических наук, кандидат психологических наук, профессор, проректор Университета «Украина», руководитель рабочей группы по социальным коммуникациям Общественного гуманитарного совета при Президенте Украины, председатель Всеукраинской ассоциации политических наук.

У нас уже было немало возможностей убедиться, что вся так называемая «российская история» – сплошной фальсификат, поставленный на службу имперской идее «русского мира», возрожденной ныне из небытия руководством современной России и золотоордынского (московского) православного патриархата.

Все это, начиная с мифов о «великих русских» писателях, а на самом деле:

– украинцев (Н.Гоголь, А.Чехов, Н.Некрасов, А.Ахматова, П.Гребинка, Ф.Достоевский, Ф.Сологуб, В.Маяковский, М.Волошин);

– казанских татар (Г.Державин, А.Радищев, М.Огарев, Д.Давыдов, И.Тургенев, К.Бальмонт, А.Куприн);

– евреев (А.Пушкин, Л.Толстой, В.Брюсов, А.Блок, О.Мандельштам, Б.Пастернак, А.Толстой, К.Паустовский, И.Бродский);

– поляков (А. Грибоедов, Ф.Булгарин, Е.Баратынский, Н.Кукольник);

– немцев (Д.Фонвизин, А.Фет, М.Салтыков-Щедрин) и заканчивая так называемой «великорусской историей».

Возьмем хотя бы «хрестоматийную» Куликовскую битву, в которой «защищающиеся» московско-казанские войска почему-то оказались на «каноничной» территории Золотой Орды, возглавляемой великим украинцем ханом Мамаем.

Вас, кстати, не удивляет, почему имя легендарного Украинского Казака Мамая (рис. 1), который издавна ходит по белу свету, борется за правду и помогает людям в беде, совпадает с именем выдающегося полководца Золотой Орды хана Мамая (рис. 2)?

Как свидетельствует многочисленные предания украинского народа, образ Казака Мамая – это собирательный образ казака и украинца в одном лице во времена Казацкой Украинской Державы.

Его изображения украинцы издавна помещали в своих хатах рядом с иконами; с его именем связано понятие «мамаюваты» – путешествовать, вести казацкий образ жизни, а «ходить на мамая» означало – кочевать, идти куда глаза глядят…

Вернемся, однако, к российскому (православному) мифу о том, что, дескать, на Куликовом поле (1380 г.) сражались русские с татарами. Русские (православные) победили. Татары (мусульмане) проиграли. Но первоисточники почему-то придерживаются совсем иного мнения. Даже из московских православных источников мы обнаруживаем, что хан Мамай – не татарин!

Обратите внимание, в «Сказании о брани благовернаго князя Димитриа Ивановича с нечестивым царем Мамаемъ еллинским» Мамай называется эллинским царем! А его войско, оказывается, состояло из черкас (украинцев. – В.Б.), поляков, латышей, эстонцев, испанцев, генуэзцев (фрязей), венецианцев, тюрок, армян и грузин.

Весь «прикол» состоит в том, что татары во главе с ханом Тохтамышем воевали на стороне московитов, возглавляемых Дмитрием Донским.

Первый хотел стать главным ханом Золотой Орды, которая в то время находилась в перманентной борьбе за власть, а второй – уменьшить налоги, отчисляемые в Золотую Орду.

Агрессором выступило московско-татарское войско, которое, как нам рассказывают имперские российские историки, боролось с «монголо-татарским игом». Именно поэтому сражение происходит «в земле половецкой», что и отмечается в «памятниках куликовского цикла».

Хан Мамай не ожидал, что московские войска ударят ему в тыл, в то время как он вел борьбу с ханом Тохтамышем за лидерство в Золотой Орде. Именно поэтому он в спешке собрал ополчение, которое устроило «Сталинград» московитам, не пропустив их вглубь украинских земель.

Как известно, московское войско Дмитрия Донского (который в испуге переоделся перед битвой рядовым воином и, как говорят, пересиживал сражение в кустах), далее не пошло в «земли половецкие» и 8 дней хоронило убитых.

А войско хана Мамая, как нам свидетельствуют имперские российские историки, «бежало» на юг Украины (ставка хана Мамая была на территории Херсонской области Украины), а через несколько дней каким-то «необъяснимым чудом» разбило московитов, отобрав у них все награбленное по дороге в Мамаев «Сталинград».

На самом деле все – очень просто.

Первую «Сталинградскую» битву на Куликовом поле великий украинец хан Мамай «проиграл», а когда подошли его основные войска – московские «победители» были разбиты и еще более 100 лет возили дань в Украинское Причерноморье.

Если кому и проиграл хан Мамай, возглавлявший украинцев (черкасов и половцев) и крымских татар, так это хану Тохтамышу, который сумел воспользоваться большими потерями во время «Куликовской кампании» украинско-крымскотатарского войска.

Хан, точнее – беклярбек (премьер-министр) Мамай, проиграл борьбу за власть в Золотой Орде и не захотел кровопролития, уехав в Феодосию (Кафу), где был предательски убит и … с царскими почестями похоронен Тохтамышем.

От сына Мамая ведут свой род князья Глинские, родовые владения которых находились на землях Полтавской, Сумской и Черкасской областей Украины, с ним связаны родственными узами дворянские роды Острожских, Вишневецких, Ружинских и Дашкевичей…

Напоследок напомним, что московские летописи называли хана Мамая эллинским царем. И это абсолютно объяснимо, поскольку настоящая Эллада – это Древняя Украина (Причерноморье, Приазовье и Крым).

А сам хан и казак Мамай – происходил из древнего скифо-арийского рода Кият, который дал 16 династий царей Киянидов в Персии (ІІ-І тыс. до н.е.), династию египетского фараона Кияна (ІІ тыс. до н.е.

) и великого украинца Чингизхана, о котором мы расскажем отдельно и с особым удовольствием. Так что – продолжение следует…

читать это выдающееся произведение в оригинале и с картинками.

Источник: https://ilja-nikiforov.livejournal.com/64805.html

Как Мамай прошел?.. Школьников в Татарстане научат уважать Золотую Орду

Татарский хан мамай. Кто такой хан мамай

Уроки истории, посвященные 750-летию Золотой Орды, пройдут скоро в школах Татарстана. В институте истории Академии наук РТ уже подготовили методичку для учителей, как и что рассказывать детям о средневековом государстве, основанного ханом Батыем.

Педагогам предлагается опираться на вызвавшее широкий резонанс издание «Золотая Орда в мировой истории», в котором, в частности, отрицается победа русских воинов в Куликовской битве.

 

Список мероприятий, посвященных празднованию 750-летия Золотой Орды, в Татарстане, внушительный: от выставок и круглых столов до международной научной конференции, на которую в сентябре приглашены исследователи Орды со всего мира.

А вчера Минобрнауки РТ сообщило, что в школах республики в честь юбилея планируется провести специальные уроки. Соответствующие методические рекомендации, разработанные Центром исследований Золотой Орды института истории им. Марджани АН РТ, учителям уже разосланы.

– Методички мы действительно разработали, но пока они на стадии утверждения и еще не отпечатаны в типографии, поэтому не можем вам их показать, – ответил  отказом директор Центра исследований Золотой Орды Ильнур Миргалеев на просьбу корреспондента «Вечерней Казани» ознакомиться с рекомендациями для учителей.

Тем не менее он сообщил, что брошюра включает краткую истории Орды примерно на двадцать страниц и список изданий, из которых учителя истории могут почерпнуть сведения при подготовке к уроку. В первую очередь это издания, подготовленные институтом истории АН РТ: семитомник истории Татарстана и вышедшая два года назад «Золотая Орда в мировой истории».

Напомним, книга, написанная коллективом авторов во главе с директором института истории, академиком Рафаэлем Хакимовым, вызвала широкий научно-общественный резонанс из-за новой, идущей вразрез с традиционной, трактовки роли Золотой Орды в истории.

    

– В каком ключе учителям предлагается рассказывать о Золотой Орде  в рамках юбилейных мероприятий?– поинтересовалась корреспондент «ВК» у Рафаэля Хакимова.

– В таком же, что и в нашей книге. Долгие годы существовала традиция представлять татар варварами, а Золотую Орду — источником дикости, насилия над русскими и угрозой для всей Европы. Гумилев называл это «черной легендой». Но все было не так. Золотая Орда на тот момент — это огромная империя, ее экономика вплотную приблизилась к капитализму благодаря торговле с Венецией и Генуей. Золотая Орда в тот период была самой развитой цивилизацией, нравится это кому-то или нет. И именно у Орды Русь, с ее раздробленными  княжествами и междоусобицей,  унаследовала государственность. России как империи не было бы без Золотой Орды.  

– А как же сожженные города, угнанные в плен люди?

– Нашествие — это всегда кровь, но у Орды это было не в таких масштабах, как принято считать. Что-то, конечно, жгли – когда 30-тысячная армия шла через земли княжеств, пострадала Рязань, спалили Козельск. Но специально не сжигали, потому что Бату-Хан не был заинтересован в разорении городов, которые ему платили дань. Бату-хан не был злодеем, как его представляют в учебниках, на него надо смотреть как на реформатора, который строил империю. А город Болгар был первой столицей Золотой Орды в 1240 — 1270 годах. Думаю, на уроках часть времени будет уделена истории этого древнего города, который пережил свой расцвет в период Орды. Посмотрите на средневековые европейские карты — на них была Великая Тартария. Взять, к примеру ту голландскую  карту XVII века древней Тартарии, которую Путин подарил Шаймиеву на юбилей — какие огромные территории она занимала. Этот факт невозможно обойти… Нам твердили, что русские боялись и ненавидели Орду. Нет, они считали ее своим государством. И никакой победы русских в Куликовской битве не было. На самом деле Куликовская битва была политической разборкой между узурпатором Мамаем и законным Ахмат-ханом. С обеих сторон дрались русские, татары и литовцы…  Эксперты «Вечерней Казани» инициативу провести юбилейные «золотоордынские» уроки в школах не поддержали.

Доктор исторических наук, профессор истфака МГУ, специалист по средневековой Руси, писатель Дмитрий Володихин считает, что татарстанские ученые поторопились идти с Золотой Ордой в школы, поскольку  история «этого государства сейчас остродискуссионная в научных кругах».

 – Дискуссия, например, идет вокруг ордынского ига. Значительное количество специалистов придерживается мнения, что иго существовало и принимало порой тяжелые формы. Имеется в виду сбор большой дани, выдача ярлыков русским князьям на княжение в Орде, сгон ремесленников из русских городов, карательные набеги на русские поселения, – перечислил московский ученый.  – Что касается Куликовской битвы, то она не была разборкой между ханами. Письменные источники подтверждают традиционную точку зрения о  победе князя Дмитрия Донского, который не захотел подчиняться Мамаю, который был не ханом, а темником.   Профессор МГУ не разделяет точку зрения татарстанских историков о том, что Русь научилась государственности у Золотой Орды.  – Лично я вижу здесь гораздо больше сходства Руси с Константинополем. Хотя у Орды Русь действительно кое-что переняла. Например, почтовую службу, а ордынцы в свою очередь заимствовали ее у китайцев… Конечно, изучать Золоту Орду в школе надо. Она повлияла на судьбы многих будущих государств, в том числе российского. Но в настоящий момент насчет Орды нет научного согласия и сколько-нибудь серьезных научных теорий, чтобы вот так  сходу ломать традиционную точку зрения. А она на сегодня, на мой взгляд, гораздо ближе к истине, чем то, что предлагают в Татарстане. 

Председатель Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов недоумевает, зачем идти к детям с тем, по поводу чего еще не договорились ученые мужи.

– Хакимов – демоническая фигура в плане фальсификации истории в угоду националистической идеологии. Вот так взять и отменить Куликовскую битву. Если они с этим придут в школы — это не добавит стабильности в обществе. 

Казанский политолог Владимир Беляев напомнил, что попытки «изменить хронологию времени» в республике уже были.

– Несколько лет назад шуму наделал учебник для вузов по истории Татарстана, который содержал много националистических дикостей. Если помните, некоторые историки тогда забили в колокола, обратились в прокуратуру , чтобы учебник изъяли из списка официальных. Похоже, идея доказать нам, что все, что шло с Востока — это прекрасно, никуда не делась.

Да, от Орды мы взяли много хорошего, как например, единовластие и веротерпимость. Но страшное иго из памяти народа не сотрешь.

Напомним, несколько лет назад в рамках создания по поручению российского президента «единого учебника истории», не допускающего разных трактовок, было объявлено, что из учебников исключат нетолерантное понятие «татаро-монгольское иго», заменив его на «зависимость от Золотой Орды».   

Тем не менее, как убедилась «Вечерняя Казань», во многих  школах Татарстана по сей день  изучают историю по учебникам, где говорится про монголо-татарское иго, нашествие и страшные карательные акции золотоордынских ханов. Цитата из учебника для 10-го класса: «Монголо-татарское иго способствовало развитию в людях угодничества и раболепия перед сильными мира сего… Это оставило свой след в характере народа».

Источник: http://www.evening-kazan.ru/articles/kak-mamay-proshel-shkolnikov-v-tatarstane-nauchat-uvazhat-zolotuyu-ordu.html

Письмо Дмитрию Донскому читать онлайн, Хан Мамай

Татарский хан мамай. Кто такой хан мамай

Annotation

Попытка по-новому взглянуть на историю взаимоотношений Золотой орды и Руси.

Хан Мамай

Хан Мамай

Письмо Дмитрию Донскому

Здравствуй, дорогой Дмитрий!

Дошел до меня слух, что ты, попав под влияние националиста Сергия Радонежского, поддавшись на уговоры удельных бояр-сепаратистов, взял курс на отрыв Московского княжества от Золотой Орды.

Что твои люди повсюду кричат о каком-то “монголо-татарском иге”. Что татарских воинов уже называют в московских краях оккупантами. Что в Суздале побили моего баскака.

Что ты требуешь, чтобы московские воины присягнувшие Орде, теперь дали новую присягу Московскому княжеству…

Одумайся, брат Дмитрий! Как можно по-живому отрезать Московию от Орды? Ты знаешь, что я не великодержавный Чингизист, а едва ли не наполовину Москвитянин. Моей нянькой была полонянка Варвара. Да и кто сказал, что существует отдельный московский народ? Мы — единая Золотоордынская нация.

Наш народ разделился (ненадолго) лишь в Х веке, когда киевский хищник Олег покорил часть хазар, наших общих предков. Посмотрите на себя, сколько среди вас, московитян раскосых, скуластых и курносых? Недаром есть поговорка: хорошенько поскреби московита и обнаружишь татарина. Ваш язык — почти что наш.

Богатырь, халат, арбуз, диван, тайга, карандаш, деньги, лошадь, чулок, ямщик, чердак, халва, чемодан и сотни других — это ваши и наши слова.

Это уже потом, при киевской подтравке были выращены и ненародный московский язык, напичканный славянскими словами и соблазн отучить московитов от татарской речи и соблазн московского национализма.

Доходит до смешного, лубочного невежества, что де “Москва, Владимир, Новгород — это все русские города”.

Как будто мы тут не знаем, что Русью называется лишь полоса земли от Тмутаракани до Карпат? Как будто московские или новгородские летописцы, отмечая поездки своих князей в Киев не писали: “…такого-то числа поехал на Русь…”

Тысячи лет у нас была одна вера. Наши предки поклонялись одному и тому же Солнцу и одним и тем же идолам. Киев навязал нам христианство. Но ведь среди батыевых воинов было много христиан-несториан. В 1260 году монголы-христиане ходили в Палестину освобождать от мусульман Гроб Господень. Потом, правда, в 1312 году хан Узбек сам принял Ислам.

Но ведь мы никогда не ущемляли вашу старую веру. О хане Джанибеке ваш летописец говорит, что “сей царь Чянибек Азбякович добр зело к Христианству”. Хан Берке позволил московитам, обитавшим в Сарае, открыто отправлять свое богослужение, так, что митрополит Кирилл учредил для них особую Сарскую обитель. И вообще, делиться по религиозному признаку — варварство.

К тому же московиты и татары очень часто взаимно меняли веру. Ордынские выходцы издревле селились в московских городах и принимали православие. Татарский чиновник Буча, собирая в Устюге дань с жителей, влюбился в местную девушку Марию и, чтобы жениться на ней, крестился под именем Иоанна. Впоследствии он построил церковь Иоанна Предтечи, которая, ты знаешь, стоит до сих пор.

А в Ярославле монах Зосима принял нашу магометанскую веру.

Вспомни, Батый сделал Александра Невского своим приемным сыном и доверял ему руководство татарскими и русскими войсками, когда некоторые города наотрез отказались помогать защищать священные границы Орды от тевтонов.

Сегодня отделять Московию, значит резать через миллионы семей и людей: какая перемесь населения; целые области с татарским перевесом, сколько людей, затрудняющихся выбрать себе национальность из двух… Аксаковы, Асадовы, Баксаковы, Басмановы, Бехтеревы, Булгаковы, Корсановы, Беклемишевы, Чаадаевы, Колычевы, Карамышевы, Бутурлины, Куракины, Сабуровы, Огарковы, Ушаковы, Аракчеевы, Мансуровы, Салтыковы, Бахметьевы, Мусины, Муратовы, Исаевы, Юсуповы, Булатовы, Измайловы — кто они? Московиты? Татары?

А где граница между Московией и Татарией? Сотни лет мы прожили вместе, не зная никаких границ!

У кого повернется язык сказать, что Тула, названная именем царицы Тайдулы, жены Джанибековой — московский город? А Нижний? Если Тохтамыш сдуру или спьяну дал Василию I ярлык на Нижегородское княжество, то из этого не следует, что татарский народ откажется от земель, которые являются землями татарской славы. У сотен тысяч татар, проживающих в Нижнем никто не спросил, желают ли они того, чтобы их подарили, как какую-то вещь.

Наши муфтии провели экспертизу этого позорного акта и пришли к выводу, что ярлык Тохтамыша не имеет законной силы, т. к. при передаче Нижегородского княжества в состав Московии не был проведен всеобщий курултай татароязычного населения. Пока мы решили объявить Нижний — одиннадцатым улусом, а там — посмотрим.

А земли по верхней Волге и Каме? Разворачиваем четырнадцатый свиток “Золотоордынской истории”. Читаем: “Новотатария. Так называется пространство, завоеванное светлейшим ханом Батыем и включающее улусы Вологодский, Костромской, Чухломской и Вятский”. Может ты, Дмитрий захочешь включить в состав Московии еще и Крым? Или — хе-хе! — Сибирь?

Вся Европа объединяется (я слышал, что вон Литва собирается объединиться с Польшей), а ты вздумал разъединяться.

Да, горько вспоминать жесткие акции Батыя по отношению к Козельску и некоторым другим городам. И потом, ведь Козельцы первые напали на наших послов, пришедших с мирными предложениями.

Гораздо больше было положительных примеров. Мы вместе остановили натиск немецких полчищ на Восток. Московитяне и татары плечом к плечу сражались с агрессивной Литвой и ее вассалами — русскими князьями.

Воссоединение Московии с Золотой ордой — а именно так это всеми было воспринято — открыло путь в твои земли хивинским и бухарским купцам, что оказало благотворное влияние на экономику.

Мудрый старший татарский брат помог младшему татарскому брату усвоить твердую ордынскую дисциплину, воинскую доблесть и беспощадность к врагам.

Некоторые московиты кричат, будто татары их грабят. Это бесстыдная ложь. Покажи, где то, что мы награбили? Посмотри, как живет московитянин. Он живет в избе, ест наваристые щи и пирог с зайчатиной. А простой татарин живет в кибитке, терпит пыль и стужу, питается просом и сырой кониной. Так кто же кого грабит?

С особой тревогой я слежу за растаскиванием войска.

Вспомним нашу боевую дружбу, скрепленную кровью, — как татары вместе с Глебом Смоленским и Романом Брянским завоевали Литву, как твой дед Иван Калита вместе с ханом Узбеком били тверских предателей! Теперь от воинов, давших присягу Золотой Орде, требуют присяги Москве! Где же твоя воинская честь, Дмитрий? Кто удостоил тебя великокняжеского сана? Мурут! Кому ты на коленях клялся в верности? Орде! А ведь настоящий мужчина присягает только раз в жизни! Предатель!

А теперь ты еще и объявил копья, сделанные на Копейском дворе, своей собственностью. Но ведь Копейный двор, Дмитрий, строился на средства всей Орды.

Дробить войско — создавать тысячи сложностей. Например, касимовские ремесленники снабжают подковными гвоздями всю Орду. Это же единый ордынскохозяйственный комплекс! А где вы возьмете опытных темников? А как московитяне будут командовать лошадьми, если они слушаются только татарских команд?

Ты хочешь иметь свое войско сразу и немедленно. Причем моим сотникам, которые не захотели тебе присягнуть, ты не предоставляешь палат, и они вынуждены страдать, проживая вместе с семьями в рваных юртах.

Ладно, я разрешаю тебе какие-то силы (допустим 100 легких лучников) иметь в своем распоряжении — для поддержания внутреннего порядка. Но растаскивать все войско?

Прошу тебя, Дмитрий: опомнись! Не сталкивай лбами наши братские народы.

История тебе этого не простит.

Твой брат МАМАЙ

Попытка по-новому взглянуть на историю взаимоотношений Золотой орды и Руси.

Источник: https://knigogid.ru/books/272855-pismo-dmitriyu-donskomu/toread

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.