Тема по русскому языку стиль художественной литературы. Художественный стиль: определение, подстили, жанры

5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова

Тема по русскому языку стиль художественной литературы. Художественный стиль: определение, подстили, жанры

Как уже отмечалось, литературный язык может использоваться в любой ситуации общения: в официальной и неофициальной обстановке, в сфере науки, делопроизводства, в средствах массовой информации, в художественной литературе, в повседневной жизни. Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в определённой сфере деятельности человека.

В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:

  • научный,
  • официально-деловой (деловой),
  • газетно-публицистический (публицистический),
  • художественный,
  • разговорный.

Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик, которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит общение и какие функции выполняет при этом язык.

Основная функция Сфера общения Основная форма речи Типичный вид речи Основной способ общения
Научный стиль
Информативная (сообщение)НаукаПисьменнаяМонологМассовый, неконтактный
Деловой стиль
Информативная (сообщение)ПравоПисьменнаяМонологМассовый, неконтактный и контактный
Публицистический стиль
Информативная и функция воздействияИдеология, политикаПисьменная и устнаяМонологМассовый, неконтактный и косвенно-контактный
Художественный стиль
Эстетическая* и функция воздействияСловесное искусствоПисьменнаяМонолог, диалог, полилог**Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
Разговорный стиль
Обмен мыслями и чувствами (собственно общение)БытоваяУстнаяДиалог, полилогЛичный, контактный

Научный, официально-деловой и публицистический стили сближает то, что они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и функционируют в сфере официального общения, преимущественно в письменной форме. Поэтому их именуют книжными стилями.

В частности, это проявляется в стилевом расслоении русской лексики. Так, наряду с общеупотребительными словами, то есть словами, которые употребляются всеми и в любых случаях (например: мать, земля, вода, бежать), в книжных стилях используется книжная лексика, то есть такая, которая выглядит чужеродной в непринуждённой беседе.

Например, в дружеском письме вряд ли уместно использование терминов, канцелярских слов и т.д.: На зелёных насаждениях появились первые листочки; Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоёма.

Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль, который используется в неофициальном, бытовом, повседневном общении, обычно – в заранее не подготовленной устной речи. И здесь, наряду с общеупотребительными словами, частотно использование разговорной лексики, то есть такой, которая является неуместной в книжных стилях, но присуща именно неофициальной повседневной речи.

Например, в быту мы употребляем слово картошка, печёнка, а в учебнике по ботанике, биологии они неуместны именно в силу своей разговорности. Поэтому там будут использованы термины картофель, печень.

Расслоение лексики по употреблению в определённых стилях (общеупотребительная лексика –книжная и разговорная лексика) не следует смешивать с расслоением лексики по наличию или отсутствию у слова оценки и эмоционально-экспрессивной окраски (хотя в ряде случаев эти характеристики накладываются друг на друга). Эмоциональный – значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями, чувствами. Экспрессивный – выразительный, содержащий выражение чувств, переживаний (от латинского expressio – «выражение»). С этой точки зрения противопоставляют нейтральную лексику и оценочную, эмоционально-экспрессивную лексику.

Нейтральная лексика – это слова, лишенные стилистической окраски. Они могут указывать на эмоции, выражать оценку явлений (радость, любить, хороший, плохой), но в данном случае выражение эмоций или оценка составляют само значение слова, а не наслаиваются на него.

Особенностью эмоционально-оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики является то, что оценка, эмоционально-экспрессивная окраска «накладываются» на лексическое значение слова, но не сводятся к нему.

Такое слово не просто называет то или иное явление, но и выражает оценку, отношение говорящего к этому предмету, явлению, признаку и т.д.

Это легко продемонстрировать, сравнив нейтральные и эмоционально-экспрессивные синонимы, то есть слова, близкие или тождественные по значению:

глаза – очи, шары; лицо – морда, лик; сын – сыночек; глупец – дурак.

Эмоционально-экспрессивную лексику обычно подразделяют на высокую и сниженную. Высокая лексика употребляется в патетических текстах, в торжественных актах коммуникации.

Сниженная – объединяет слова низкой социальной значимости и, как правило, содержащие элементы резкой оценки.

Помимо этой общей характеристики экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях.

Например: иронически – демократка («резиновая дубинка» в разговорной речи); неодобрительно – митинговщина; презрительно – подхалим; шутливо – новоиспечённый; фамильярно – недурственный; вульгарно – хапуга.

Эмоционально-экспрессивная лексика требует внимательного к себе отношения. Её неуместное использование может придать речи комическое звучание. Это нередко проявляется в ученических сочинениях.

Ср.: Гаев и Раневская – паразиты общества, оторванные от жизни и не имеющие сил вновь к ней присосаться; Жуткая жизнь в слободке вызывала стихийный протест рабочих.

Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы.

Поскольку литература отражает все сферы жизни, она может использовать в эстетических целях, для создания художественных образов средства любых стилей литературного языка, а при необходимости – не только их, но и диалекты, и жаргоны, и просторечие. Основная функция художественного стиля – эстетическая. И здесь всё определяется конкретными задачами, чувством меры и художественным вкусом писателя.

Разумеется, специфика каждого стиля проявляется не только в лексике, но и в грамматике, в особенностях построения текста и др.

Но все эти языковые черты обусловлены именно теми функциями, которые выполняет каждый стиль, и теми сферами общения, в которых этот стиль употребляется.

Это приводит к тому, что у каждого стиля выделяется определённая доминанта, то есть организующий признак данного стиля.

 Упражнения к теме «5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/790-51_obschaya_harakteristika_stilei_stilevoe_rassloenie_leksiki_emocionalno_ekspressivnaya_okraska_slova.html

Тема 9. Стиль художественной литературы

Тема по русскому языку стиль художественной литературы. Художественный стиль: определение, подстили, жанры

Планзанятия:

Теоретическийблок

  • Языковые особенности художественного стиля речи
  • Особенности художественного стиля и его признаки
  • Сферы использования художественного стиля речи
  • Жанры художественного стиля
  • Роль предложения в тексте
  • Текстообразующие функции предложения

Практическийблок

  • Анализ текстов художественного стиля
  • Работа с текстами: определение стиля текста и выделение языковых особенностей каждого из них
  • Выделение в текстах основных черт художественного стиля
  • Различение подстилей и жанров художественного стиля
  • Анализ текстов художественного стиля
  • Составление текстов с использованием опорных выражений

Заданиядля СРО

Списоклитературы:

1.Русский язык: учеб. пособие для студ.каз. отд. ун-тов (бакалавриат) / Под ред.К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. –Алматы: Изд-во «Қазақун-ті»,2008. – 226 с.

2.Стилистикаи культуры речи: Учеб. Пособие/Т.П.Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Подред. П.П. Шубы. Мн.: «ТетраСистемс», 2001. 544с.

Теоретический блок

Художественныйстиль– функциональный стильречи, который применяется в художественнойлитературе. Художественный стильвоздействует на воображение и чувствачитателя, передаёт мысли и чувстваавтора, использует всё богатство лексики,возможности разных стилей, характеризуетсяобразностью, эмоциональностью речи.

Вхудожественном произведении слово нетолько несет определенную информацию,но и служит для эстетического воздействияна читателя при помощи художественныхобразов. Чем ярче и правдивее образ, темсильнее он воздействует на читателя.

Всвоих произведениях писатели используют,когда это нужно, не только слова и формылитературного языка, но и устарелыедиалектные и просторечные слова.

Средствахудожественной выразительностиразнообразны и многочисленны. Это тропы:сравнения, олицетворения, аллегория,метафора, метонимия, синекдоха и т.п. Истилистические фигуры: эпитет, гипербола,литота, анафора, эпифора, градация,параллелизм, риторический вопрос,умолчание и т.п.

Стильхудожественной литературы имеет своюспецифику. Он обслуживаетэмоционально-эстетическую областьдеятельности личности.

Основнымисвойствами художественного стиляявляются: а) эстетическое; б) воздействиена эмоции: при помощи художественныхобразов оказывается воздействие начувства и мыслей читателей; в)коммуникативное: способность вызыватьотклик в сознании читателя, благодарячему передаются мысли от одного человекак другому.

Художественный стиль
Сфера примененияСфера искусства, сфера художественной литературы
Основные функцииФункция эмоционально-эстетического воздействия на читателя
ПодстилиПрозаический (эпический)Драматурги-ческийПоэтический (лирика)
ЖанрыРоман, повесть, рассказ сказка, эссе, новелла, очерк, фельетонТрагедия, драма, фарс, комедия, трагикомедияПесня, баллада, поэма, элегиястихотворение, басня, сонет, ода
Основные стилевые чертыОбразность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность; проявление творческой индивидуальности автора
Общие языковые особенностиИспользование стилистических средств других стилей, использование специальных изобразительно-выразительных средств – тропов и фигур

Художественныйстиль речи выделяется не всеми учеными.Одни исследователи, выделяя средифункциональных стилей речи художественныйстиль, его основными признаками считают:

  • использование его в художественных произведениях;
  • изображение с его помощью живой картины, предмета, состояния, передачу читателю чувств и настроений автора;
  • конкретность, образность и эмоциональность высказывания;
  • наличие особых языковых средств: слов с конкретным значением, со значением сравнения, сопоставления, слов в переносном употреблении, эмоционально-оценочных и т.д.

Другиеученые рассматривают его как языкхудожественной литературы, и понятия«художественный стиль», «стильхудожественной литературы», «языкхудожественной литературы» считаютсинонимами.

Источник: https://studfile.net/preview/5427080/

Жанры художественного стиля речи

Тема по русскому языку стиль художественной литературы. Художественный стиль: определение, подстили, жанры

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанр как понятие появился уже очень давно, еще в античном мире. В это же время появилась и типология жанров. Сегодня типологии текстов более строгие и обладают четкими границами. Причем применяются они во всех сферах жизни – в государственной деятельности, в профессиональных сферах, театре, медицине и даже быту.

Жанры в художественной литературе – это особый сложный вопрос. Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. Литературный род – это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.

ЭПОС (от греч. “повествование”) – это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА (от греч. “исполняемое под лиру”) – это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. “действие”) – обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр – понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения.

Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии – водевиль и т.д.

Строго говоря, литературный жанр – это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты  и эстетическое качество.


ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

БАСНЯ (от «баять» – рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке.

Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.


ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/108-ganryhudogestvennogostilyarechi.html

Функциональные стили, подстили, жанры. План I. Понятие функционального стиля Понятие функционального стиля II. Основные функциональные стили : Основные. – презентация

Тема по русскому языку стиль художественной литературы. Художественный стиль: определение, подстили, жанры

1 Функциональные стили, подстили, жанры

2 План I. Понятие функционального стиля Понятие функционального стиля II. Основные функциональные стили : Основные функциональные стили : 1. Научный стиль речи Научный стиль речи a) Подстили научного стиля речи Подстили научного стиля речи b) Жанры научного стиля речи Жанры научного стиля речи 2.

Официально – деловой стиль речи Официально – деловой стиль речи a) Подстили официально – делового стиля речи Подстили официально – делового стиля речи b) Жанры официально – делового стиля речи Жанры официально – делового стиля речи 3.

Публицистический стиль речи Публицистический стиль речи a) Подстили публицистического стиля речи Подстили публицистического стиля речи b) Жанры публицистического стиля речи Жанры публицистического стиля речи 4.

Разговорный стиль речи Разговорный стиль речи a) Подстили разговорного стиля речи Подстили разговорного стиля речи b) Жанры разговорного стиля речи Жанры разговорного стиля речи 5. Художественный стиль речи Художественный стиль речи a) Подстили художественного стиля речи Подстили художественного стиля речи b) Жанры художественного стиля речи Жанры художественного стиля речи

3 Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка.

Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме.

4 Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой – то сфере общественной деятельности : o научный o официально – деловой o публицистический o разговорный o художественный.

5 Научный стиль речи Научный стиль это стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы. Адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области.

Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Основная его функция сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

6 Подстили научного стиля Научный стиль характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.

Пример : « Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи.

Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции ( Т. Поплавская )». Научно – технический характерен для специалистов технико – технического профиля. Его цель применение достижений фундаментальной науки в практике

7 Научно-учебный стиль характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д. Его цель – обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов.

Пример: «Ботаника наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова ботане, что значит зелень, трава, растение. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».

Научно-популярный стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Его цель – ознакомление с описываемыми явлениями и фактами.

Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Подстили научного стиля речи

8 Основными жанрами научно- информативного стиля речи являются: реферат, аннотация, конспект, тезисы. Жанры научного стиля

9 Официально-деловой стиль речи Официально-деловой стиль среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. Этот стиль служит для оформления документов.

Сфера применения официально-делового стиля право, автор юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Стилевые черты императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности. Основная функция официально-делового стиля информационная (передача информации.

) Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

10 пример: Расписка. Я, Антон Иванов, учащийся 5 “Б” класса, получил в школьной библиотеке 1 (один) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка.

Книги обязуюсь вернуть в этот же день. 23 марта 2000 г. А. Иванов Образцы некоторых деловых бумаг. Заявление Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери.

10 января 1974 г. (подпись)

11 Подстили официально-делового стиля речи Дипломатический подстиль употребляется в международных документах, когда оформляются договоры, соглашения, коммюнике, конвенции и т. д. Особенность этой группы лексики заключается в том, что языковые средства, используемые в устной речи, практически не применяются. сфера обслуживания – политическая.

Законодательный подстиль – это лексика, употребляемая при написании законодательных актов, правительственных указов, гражданских и уголовно – процессуальных документов общегосударственного значения. В этом случае возможна устная форма речи – судебная. В большом количестве применяется юридическая терминология, даже эмоционально – экспрессивные слова приобретают характер термина.

сфера обслуживания – юридическая, судебная. Управленческий подстиль – это язык внутриведомственных договоров, приказов и распоряжений, применяемый при составлении документов административного характера, а также в устной форме в виде докладов, лекций, выступлений и т. д.). Применяются устойчивые словесные обороты административно – управленческого характера.

сфера использования подстиля – административная.

12 Жанры официально-делового стиля речи Доверенность Заявление Деловое письмо

13 Публицистический стиль Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений.

Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата. Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

Задача-сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам.

14 Выделяют три основных подстиля : политико – идеологический, политико – агитационный и собственно публицистический. Политико – идеологический подстиль представлен партийными документами и характеризуется наибольшей официальностью и малой экспрессией текста. Данный подстиль достаточно близок к официально – деловому стилю.

Во времена СССР он был более распространен, чем в современной России. Политико – агитационный подстиль. В данном подстиле наиболее значимой является воздействующая функция. Политико – агитационные тексты преимущественно ориентированы на взрослое политически активное население страны. Публицистический ( газетно – публицистический ) подстиль.

Данный подстиль наиболее тесно связан с повседневной жизнью общества и, соответственно, подвержен влиянию разговорного стиля. При этом сфера межличностного общения современного человека охватывает темы и науки, и производства, и спорта, и общественной деятельности.

В результате в собственно публицистическом подстиле наиболее заметны переходные, межстилевые влияния. Подстили публицистического стиля

15 Жанры публицистического стиля репортаж фельетон интервью ораторская речь выступление на собрании статья очерк

16 Разговорный стиль речи Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность. Обычная форма реализации разговорного стиля диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы.

17 Подстили разговорного стиля речи Непринужденный подстиль, основной в составе разговорного стиля, широко употребляется в неофициальной речи – устной (обиходно- бытовой, частично публичной, профессиональной, учебной и пр.

), а также письменной (СМИ, массовой справочной и научно-популярной литературе, частной переписке и пр.) Фамильярный подстиль обслуживает главным образом устное повседневно-будничное общение – обиходно-бытовое, семейное, дружески-интимное, фамильярно-сниженное и пр.

Не будучи разделены глухой стеной, два подстиля существенно различаются языковыми и иными средствами

18 Дружеская беседа частный разговор бытовой рассказ спор записки частные письма Жанры разговорного стиля речи

19 Художественный стиль речи Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию.

Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

20 Подстили художественного стиля речи По родам и жанров литературы художественный стиль разделяют на подстили : эпические ( эпопея, сказка, роман, повесть, байка, рассказ, новелла, художественные мемуары, очерк ), лирические ( поэзия, поэма, баллада, песня, гимн, элегия, эпиграмма ), драматические ( драма, трагедия, комедия, мелодрама, водевиль ), комбинированные ( лиро – эпическое произведение, ода, художественная публицистика, драма – феерия, улыбка ).

21 Жанры художественного стиля речи роман повесть рассказ поэма стихотворение басня

Источник: http://www.myshared.ru/slide/905516/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.